МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»
ПРЕДГОРНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
| Утверждена Директор школы ____________ Н. Б. Гурьева Приказ № ____ от 30.08.2018 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке
6 класс
базовый уровень
Срок реализации 2018-2019 учебный год
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений: Музыка: 1-8 классы Под руководством Д.Б. Кабалевского), методические рекомендации Алеева, Науменко, учебник Алеева, Науменко и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, методический журнал «Музыка в школе», дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).
Программу разработала
учитель музыки
Лучкина О.В.
2018 год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета « Музыка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Примерной основной образовательной программы и на основе авторской программы В.В.Алеева, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак:
«Музыка. Рабочая программа 5-9 классы»-М.Дрофа 2013.с 225.,и в соответствии с базисным учебным планом МБОУ СОШ №3.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта :
В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. «Музыка» Учебник для общеобразовательных учреждений 6 кл. - М.: Дрофа, 2014.
Место курса в учебном плане
Настоящая программа «Искусство. Музыка. 5— 7 классы» составлена в полном соответствии с Базисным учебным МБОУ СОШ №3.. Она предусматривает следующее количество, отведенное на изучение предмета: «Музыка» в 6 классе - 35 часов
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
В области личностных результатов:
развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;
совершенствование художественного вкуса;
овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
формирование навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;
сотрудничество в ходе решения коллективных музыкально-творческих задач.
В области метапредметных результатов:
анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;
проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.
В области предметных результатов:
определение в прослушанном музыкальном произведении его главных выразительных средств — ритма, мелодии, гармонии, полифонических приемов, фактуры, тембров, динамики;
умение отразить понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлениях о музыке (устно и письменно);
проявление навыков вокально-хоровой деятельности — исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки (синкопы, ломбардский ритм, остинатный ритм).
№ п\п | Раздел | Количество часов |
1 | Преобразующая сила музыки | 16 ч |
2 | В чём сила музыки? | 19 ч |
| Итого: | 35 ч |
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных «пластов» музыкального искусства и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.
Основные содержательные линии:
обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, явлениям жизни и искусства;
усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке, как виде искусства, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка и образности, о фольклоре, лучших произведениях отечественной и зарубежной музыкальной классики, о роли и значении музыки в синтетических видах творчества;
овладение способами музыкально-учебной деятельности (музыкальные умения и навыки);
обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности;
воспитание слушательской и исполнительской культуры
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования, разработанные Д. Б. Кабалевским,В.В. Алеевым. Абдуллиным, Г. П. Сергеевой, Г.Е Вендровой, Т.А Бейдер, И.В.Кадобновой, Г.С.Тарасова, А.Е.Трушина:
метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
метод эмоциональной драматургии;
метод интонационно-стилевого постижения музыки;
метод художественного контекста;
метод создания «композиций»;
метод перспективы и ретроспективы;
метод игры.
Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.), инсценирование (разыгрывание песен), сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства. Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.
В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты.
Календарно-тематическое планирование по музыке в 6 классе
1 полугодие: раздел «Преобразующая сила музыки» (16 ч )
№ п/п | Название раздела Тема урока | Кол-во часов | Аудио-визуальный материал | Дата |
| | | | План | Факт |
1 | Преобразующая сила музыки. «Музыка души». | 1 | Е.Дога «Вальс» из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь»; М.Дунаевский «Цветные сны» из кинофильма «Мэри Поппинс, до свидания»». | | |
2 | Разное воздействие музыки на людей. (региональный компонент) | 1 | И.Брамс «Симфония №3», 3 часть; М.Дунаевский «Цветные сны» из кинофильма «Мэри Поппинс, до свидания»». | | |
3 | Задушевность лирической интонации музыки. (региональный компонент) | 1 | М.И.Глинка «Вальс-фантазия»; Г.Струве «Школьный корабль». | | |
4 | Музыка приносит человеку утешение и опору. (региональный компонент) | 1 | М.П.Мусоргский «Старый замок»; Г.Струве «Школьный корабль». | | |
5 | Музыка с человеком в горе и радости | 1 | Л.Бетховен «Симфония №7» (2 часть); Р.Вагнер «Антракт к 3 действию» из оперы «Лоэнгрин»; М.Дунаевский «Брадобрей». | | |
6 | Музыка – оружие в борьбе за свободу. | 1 | К.Дебюсси «Сирены» из симфонического цикла «Ноктюрны»; М.Дунаевский «Брадобрей». | | |
7 | Сила героической интонации. (региональный компонент) | 1 | Л.Бетховен «Симфония №9» (4 часть); В.Суслов «Всюду музыка живёт». | | |
8 | «Человек – это звучит гордо!» (А.М.Горький) | 1 | Л.Бетховен «Симфония №9» (4 часть); В.Суслов «Всюду музыка живёт». | | |
9 | Музыка помогает человеку в трудную минуту | 1 | Исполнение песен по желанию детей. | | |
10 | Воздействие музыки на общество в переломные моменты истории (региональный компонент) | 1 | Ф.Шопен «Мазурка си-бемоль мажор»; И.Штраус «Сказки Венского леса». | | |
11 | Взволнованные интонации искусства | 1 | В.А.Моцарт «Волшебные колокольчики» из оперы «Волшебная флейта»; И.Штраус «Сказки Венского леса»; Г.Струве «Бьют тамтамы» | | |
12-13 | Сатирические интонации в музыке | 2 | Ф.Шопен «Полонез ля-мажор»; М.Равель «Болеро»; Г.Струве «Бьют тамтамы». | | |
14 | Воздействие музыки на общество в переломные моменты истории (региональный компонент) | 1 | А.И.Хачатурян «Танец с саблями» из балета «Гаянэ»; Л.Бетховен «Симфония №5» (1 часть); Г.Струве «Бьют татамы». | | |
15-16 | От адажио к престо. | 2 | И.С.Бах органная хоральная прелюдия «Я взываю к тебе, Господи»; Дж.Россини «Неаполитанская тарантелла»; Е.Крылатов «Три белых коня». | | |
17 | Мелодия – душа музыки. | 1 | Ф.Шуберт «Серенада»; В.А.Моцарт «Маленькая ночная серенада» (1 часть); Е.Крылатов «Три белых коня». | | |
18 | Мелодией одной звучат печаль и радость. | 1 | В.А.Моцарт «Реквием. Лакримоза»; П.И.Чайковский «Па-де-де» из балета «Щелкунчик»; Е.Крылатов «Крылатые качели». | | |
19 | Мелодия «угадывает» нас самих. | 1 | | |
20 | Что такое гармония в музыке. | 1 | И.С.Бах «Прелюдия до мажор»; Г.Струве «Музыка». | | |
21 | Два начала гармонии. | 1 | В.А.Моцарт «Симфония №40» (1 часть); Ж.Бизе «Увертюра» из оперы «Кармен»; Г.Струве «Музыка». | | |
22 | Как могут проявляться выразительные возможности гармонии. | 1 | | |
23 | Красочность музыкальной гармонии. | 1 | Н.А.Римский-Корсаков «Шествие чуд морских» из оперы «Садко»; Ю.Тугаринов «Весёлая история». | | |
24 | Мир образов полифонической музыки. | 1 | В.А.Моцарт «Да будет мир» (канон); Норвежская народная песня «Камертон». | | |
25 | Философия фуги. | 1 | И.С.Бах «Органная токката и фуга ре-минор», ХТК. Русская народная песня «Во поле берёза стояла». | | |
26 | Какой бывает музыкальная фактура. | 1 | С.В.Рахманинов, Е.Бекетова «Сирень» (романс); С.В.Рахманинов, Ф.Тютчева «Весенние воды»; Е.Крылатов «До чего дошёл прогресс». | | |
27 | Пространство фактуры. | 1 | | |
28 | Тембры – музыкальные краски. | 1 | Н.А.Римский-Корсаков «Полёт шмеля» из оперы «Садко»; Н.А.Римский-Корсаков «Тема Шехеразады» из симфонической сюиты «Шехеразада»; И.С.Бах «Скерцо» из сюиты №2; Ю.Энтин «Дорога добра». | | |
29 | Соло и тутти. | 1 | Н.А.Римский-Корсаков «Три чуда» из оперы «Садко»; Ю.Энтин «Дорога добра». | | |
30 | Громкость и тишина в музыке. | 1 | Л.Бетховен «Гроза.Буря» симфония №6 (4 часть); | | |
31 | Тонкая палитра оттенков. | 1 | К.А.Дебюсси «Лунный свет»; О.Мессиан «пробуждение птиц»; Ю.Энтин «Дорога добра». | | |
32 | По законам красоты. | 1 | К.Сен-Санс «Лебедь» из цикла «Карнавал животных»; М.П.Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов» из цикла «Картинки с выставки»; М.Дунаевский «Песня о дружбе». | | |
33 | По законам красоты. | 1 | | |
34 | Музыка радостью нашей стала. | 1 | М.Дунаевский «Песня о дружбе». | | |
35 | Заключительный урок по теме года «В чём сила музыки». | 1 | Исполнение песен по выбору учащихся. | | |
СОГЛАСОВАНА Протокол заседания МО учителей музыки от _28_ августа 2017 года № 1 Руководитель МО __________ В.И. Остапенко | СОГЛАСОВАНА Заместитель директора по УВР ________________Н.И. Сыч «_ 30_» августа 2018 г. | РАССМОТРЕНА на заседании педагогического совета протокол от 30 .08.18 _№ __1__ |