Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кардымовская средняя школа имени Героя Советского Союза С.Н.Решетова»
Кардымовского района Смоленской области
«Рассмотрена» | «Принята» | «Утверждена» |
протокол № 1 | педагогическим советом | приказом от «___» августа 2020 г. |
от « ___» августа 2020г. | | № _____ |
Руководитель ШМО | Протокол № 1 | Директор |
_____________ /_____________ | от «___» августа 2020г. | ___________/Силина Н.В. |
| | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
начального общего образования
по музыке
для 4 класса В
Составитель:
Воскресенская Н.В.
учитель начальных классов
«Согласована»
Заместитель директора
___________ / _______________
«___» августа 2020г.
1
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Музыка», 4 класс, составлена для учащихся 4 «В» класса на 2019-2020 учебный год на основании
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.)
Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Кардымовская СШ»
Учебного плана МБОУ «Кардымовская СШ» на 2020-2021 учебный год
Для реализации рабочей программы используется учебник:
Г.П. Сергеева, Е.Д Критская «Музыка». 4 класс. – М. «Просвещение», 2018. /электронный вид/ На изучение данного предмета отводится– 34ч в год (1 час в неделю ). Форма промежуточной аттестации – тест
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Музыка»
на 2020-2021 уч. год
Личностные результаты
Ученик к концу 4 класса научится:
укреплять культурную, этническую и гражданскую индентичность в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
эмоционально относится к искусству, эстетически смотреть на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
формировать личностный смысл постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
приобретать начальные навыки соцкультурной адаптации в современном мире и позитивно самооценивать свои музыкально-творческие возможности;
развивать мотивы музыкально-учебной деятельности и реализовывать творческий потенциал в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
продуктивно сотрудничать (общаться, взаимодействовать) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;
развивать духовно-нравственные и этнические чувства, эмоциональную отзывчивость, понимать и сопереживать, уважительно относиться к историко-культурным традиции других народов;
формировать эмоциональное и осознанное усвоение жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы, осознание своей принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской классической музыки.
чувствовать сопричастность и гордость за культурное наследие своего народа.
уметь понятно, точно, корректно излагать свои мысли, эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление.
наблюдать за использованием музыки в жизни человека.
понимать значение духовной музыки и колокольных звонов для русского человека, знакомство с национальными и историческими традициями и обычаями.
ценить отечественные, народные музыкальные традиции.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Ученик к концу 4 класса научится:
реализовывать собственные творческие замыслы через понимание целей;
выбирать способы решения проблем поискового характера;
планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия, понимать их успешность или причины неуспешности, умение контролировать свои действия;
уметь воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном и художественном разнообразии;
выполнять учебные действия в качестве слушателя; подбирать слова отражающие содержание музыкальных произведений;
воспринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя, умение внимательно слушать;
установить связь музыки с жизнью и изобразительным искусством через картины художников, передавать свои собственные впечатления от музыки с помощью музыкально – творческой деятельности (пластические и музыкально –ритмические движения);
приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере прослушанной музыки, сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности;
использовать речь для регуляции своего действия.
Ученик получит возможность научиться:
- преобразовывать познавательную задачу в практическую;
- составлять план и последовательность действий;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные УУД
Ученик к концу 4 класса научится:
- наблюдать за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимать их специфику и эстетическое многообразие;
ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;
применять знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
уметь логически действовать: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
подбирать и читать стихи о родном крае, о России, созвучные музыкальным произведениям, прозвучавших на уроке;
узнавать названия изученных произведений и их авторов; названия изученных жанров и форм музыки (кант, кантата);
понимать названия изученных произведений и их авторов, выразительность и изобразительность музыкальной интонации; смысл понятий: песенность , танцевальность, маршевость, музыкальная живопись;
анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации;
познавать разнообразные стороны жизни русского человека, его религиозные убеждения и традиции, через музыкально-художественные образы;
передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки;
рассказывать сюжеты литературных произведений положенных в основу знакомых опер и балетов;
узнавать тембры инструментов симфонического оркестра.
Ученик получит возможность научиться:
осуществлять и выделять необходимую информацию;
осуществлять поиск необходимой информации;
осознанно строить сообщения творческого и исследовательского характера;
ставить и формулировать проблему.
Коммуникативные УУД
Ученик к концу 4 класса научится:
участвовать в жизни микро- и и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);
участвовать в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей;
аргументировать свою позицию после прослушивания произведения;
формулировать собственное мнение и позицию;
слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке;
участвовать в коллективном пении, музцировании, в коллективных инсценировках.
Ученик получит возможность научиться:
ставить вопросы;
обращаться за помощью к учителю и одноклассникам;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
формулировать свои затруднения.
проявлять активность в решении познавательных задач.
Предметные результаты:
Ученик к концу 4 класса научится:
воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края;
сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки;
воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, движении, играх, действах и др.);
ценить отечественные народные музыкальные традиции;
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
соотносить выразительные и изобразительные интонации; узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;
воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов;
распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
исполнять музыкальные произведения разных форм (пение, драматизация, музыкально-пластические движения, инструментальное музицировании, импровизация);
определять виды музыки;
сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
Ученик к концу 4 класса получит возможность научиться:
реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность;
использовать ИКТ в музыкальных играх;
реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;
адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий;
представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.);
собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
Содержание программы 4 класса
Музыка в жизни человека
Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни.
Основные закономерности музыкального искусства
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различия. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов. Формы построения музыки.
Музыкальная картина мира
Интонационное богатство музыкального мира. Народное и профессиональное музыкальное творчество.
Музыка в жизни человека
Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Народное творчество России.
Основные закономерности музыкального искусства
Выразительность и изобразительность в музыке русских композиторов. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Интонации музыкальные и речевые, их сходство и различие. Основные средства музыкальной выразительности в музыке русских композиторов. Особенности музыкальности поэзии А.С. Пушкина.
Музыкальная картина мира
Различные виды музыки: вокальная инструментальная, сольная хоровая, оркестровая. Певческие голоса. Музыкальные инструменты.
Музыка в жизни человека
Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Многообразие музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Основные средства музыкальной выразительности. Музыкальная речь как способ общения между людьми. Композитор – исполнитель – слушатель. Нотная запись. Элементы нотной грамоты. Формы построения музыки. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).
Музыкальная картина мира
Интонационное богатство музыкального мира. Различные виды музыки. Певческие голоса. Хоры, Музыкальные инструменты. Оркестр народных инструментов. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных традиций.
Музыка в жизни человека
Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Сочинения отечественных композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Основные средства музыкальной выразительности. Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития. Формы построения музыки.
Музыкальная картина мира
Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Конкурсы и фестивали музыкантов. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная , хоровая, оркестровая. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное творчество.
Музыка в жизни человека
Представления об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песеность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, мюзикл. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине.
Основные закономерности музыкального искусства
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Основные средства музыкальной выразительности. Композитор - исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Элементы нотной грамоты. Сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития. Формы построения музыки.
Музыкальная картина мира
Интонационное богатство музыкального мира. Музыкальные инструменты. Оркестры. Народное и профессиональное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных исторически сложившихся традиций.
Содержание примерного музыкального материала 4 класс:
Раздел 1. «Россия — Родина моя»
Концерт № 3 для фортепиано с оркестром, 1-я часть, С. Рахманинов №1
«Ты, река ль, моя реченька», рус.н.п.
«Вокализ» С. Рахманинов
«Песня о России» В. Локтев;
«Колыбельная», обработка А. Лядова;
«У зари-то, у зореньки» р н.п.
«Милый мой хоровод», р.н.п.
«Солдатушки, бравы ребятушки» р.н.п
«А мы просо сеяли», р.н.п
«Вставайте, люди русские!» Хор из кантаты «Александр Невский», С. Прокофьев;
«Мертвое поле» из кантаты «Александр Невский», С. Прокофьев
Раздел 2. «О России петь — что стремиться в храм»
«Земля Русская», стихиры русским святым;
Симфония № 2 («Богатырская») А. Бородин;
Былина об Илье Муромце», былинный напев Рябининых;
«Величание Кириллу и Мефодию», обиходный распев;
«Гимн Кириллу и Мефодию», П. Пипков, сл. О. Михайловски;
«Ангел вопияше», П. Чесноков (хор, сопрано);
«Богородице дево, радуйся!», С. Рахманинов;
«Аве, Мария!» Ф Шуберт;
«Христос воскресе!» (тропарь);
Светлый праздник. Финал сюиты-фантазии для двух фортепиано. С. Рахманинов.
Раздел 3. «День, полный событий»
«Пастораль», «Осень» из муз-ных иллюстраций к повести А. С. Пушкина «Метель», Г. Свиридов;
«Осенняя песня» из фортепианного цикла «Времена года»,
П. И. Чайковский;
«Родная песенка» муз. Ю. Чичков, сл. К. Ибряев;
«Зимнее утро» из фортепианного цикла «Детский альбом», П. И. Чайковский;
«Зимняя дорога» муз.В. Шебалин, сл. А. С. Пушкина;
Сказочка» из альбома «Детская музыка» С. Прокофьев;
«Три чуда», орк. вступ. из оперы «Сказка о царе Салтане», Н. А. Римский-Корсаков;
«Девицы, красавицы», хор из оп. «Евгений Онегин», П. Чайковский;
«Уж как по мосту, мосточку», хор из оперы «Евгений Онегин», П. И. Чайковский;
Вступление к опере «Борис Годунов», М. П. Мусоргский;
«Венецианская ночь», М. Глинка, сл. И. Козлова;
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
Концерт №1 для фо-но с орк П.Чайковский;
Хор «Ты воспой, жавороночек» из сюиты «Курский песни» Г. Свиридова4
«Реченька», бел.н.п., обр. А. Свешникова;
«Солнце, в дом войди», грузин.н.п. обр. Д. Аракишвили;
«Вишня», японская нар.песня;
Русские народные наигрыши:
«Светит месяц», русская народная песня;
«Камаринская» из фортепианного цикла «Детский альбом», П. И. Чайковский;
«Пляска скоморохов», из оперы «Снегурочка», Н. А. Римский-Корсаков;
«Аисты», узбекская нар.песня;
Белор.нар.сказка «Музыкант-чародей»
Симфония № 4 (финал), П. И. Чайковский;
Троицкие народные песни: «Ты, березка», «Посею я лен», «Как у бабушки козел»;
«Во поле березка стояла», русская народная песня
Раздел 5. «В концертном зале»
«Ноктюрн» из оперы «Князь Игорь», А. П. Бородин;
Струнного квартета – 2ч Ноктюрн, А. П. Бородин;
Вариации на тему русской народной песни (гитара);
Вариации на тему рококо» П.Чайковский;
«Старый замок» из фо-ной сюиты «Картинки с выставки», М. Мусоргский;
«Сирень», С. Рахманинов, сл. Е. Бекетовой (сопрано);
«Песня франкского рыцаря», ред. С. Василенко;
Песня Трубадура из м/ф «Бременские музыканты»;
Полонез № 3 (ля-мажор), Ф. Шопен;
Вальс № 10 (си-минор), Ф. Шопен;
Мазурка ля минор №39, Мазурка Фа мажор №40, Мазурка Си бемоль минор Ф. Шопен;
«Желание», Ф. Шопен, сл. С. Витвицкого;
Соната №8 «Патетическая» Л. Бетховен;
Венецианская ночь М. Глинка;
«Баркарола» (июль) из цикла «Времена года», П. И. Чайковский;
«Арагонская хота», М. Глинка;
Симфония №4 П.Чайковский.
Раздел 6. «В музыкальном театре»
«Полонез», «Краковяк», «Вальс», «Мазурка» из оперы «Иван Сусанин», М. Глинка (2-е действие);
Сцена из 4-го действия оперы «Иван Сусанин», М. Глинка;
Вступление к оп. «Хованщина» М. Мусоргский;
р.н.п. «Исходила младёшенька»;
Прогулка М. Мусоргский;
«Пляска персидок» из оперы «Хованщина», М. Мусоргский;
«Персидский хор» из оперы «Руслан и Людмила», М. Глинка;
«Колыбельная» и «Танец с саблями» из балета «Гаянэ», А.Хачатурян;
«Ярмарка», 1-я картина из балета «Петрушка», И. Стравинский;
«Я танцевать могу», сцена из мюзикла «Моя прекрасная леди», Ф. Лоу;
«Джаз», Я. Дубравин, сл. В. Суслова.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»
«Прелюдия», С. Рахманинов;
«Прелюдия» №7 и «Прелюдии» № 20 Ф.Шопен;
«Этюд» № 12 («Революционный»), Ф. Шопен;
«С чего начинается Родина?», В. Баснер;
«Шутка» И.Бах;
Симфония №40 В. Моцарт;
«Патетическая соната» Л. Бетховен;
«Пожелание друзьям» Б.Окуджава;
«Песня о друге» В. Высоцкий;
«Сказка по лесу идет», С. Никитин, сл. Ю. Мориц;
«Шехерезада», симфоническая сюита, Н. А. Римский-Корсаков, 1-я часть;
«Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина», М. П. Мусоргский.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | Контрольные работы (тесты) |
1 | Россия – Родина моя. | 5 ч | 1 |
2 | «О России петь - что стремиться в храм…» | 1 ч. | |
3 | День полный событий | 5 ч. | 1 |
4 | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | 3 ч. | |
5 | В концертном зале. | 4 ч. | 1 |
6 | День, полный событий. | 1 ч. | |
7 | В музыкальном театре. | 6 ч. | |
8 | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» | 2 ч. | 1 |
9 | «О России петь – что стремиться в храм…» | 3 ч. | |
10 | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло…» | 1ч. | 1 |
11 | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» | 3 ч. | 1 |
Итого за год | 34 ч. | 6 |
Календарно-тематический план
№ урока | Название раздела и тема урока | Дата проведения урока планируемая | Дата проведения урока фактическая |
Россия – Родина моя. (5 ч.) | | |
1 | Мелодия. " Песня о Росси" В Локтев | 3.09 | |
2 | Стартовая диагностика – тест. «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…» Вокализ | | |
3 | Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. | 10.09 | |
4 | «Я пойду по полю белому…»С.С.Прокофьев кантата « Александр Невский» | 17.09 | |
5 | «На великий праздник собралася Русь!» Кантата. | 24.09 | |
«О России петь - что стремиться в храм…» (1 ч.) | | |
6 | Святые земли Русской. Стихира. | 1.10 | |
День полный событий. (5 ч.) | | |
7 | Осень в творчестве русских композиторов. «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…» | 8.10 | |
8 | Музыкальная живопись. «Что за прелесть эти сказки…». Тест. | 15.10 | |
9 | Народные мелодии в музыке П.И.Чайковского. Музыка ярмарочных гуляний. | 22.10 | |
10 | Святогорский монастырь. | | |
11 | «Приют, сияньем муз одетый…»Романс М.И. Глинки «Венецианская ночь» | | |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 ч.) | | |
12 | Композитор – имя ему народ. | | |
13 | Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. | | |
14 | О музыке и музыкантах. | | |
В концертном зале. (4 ч.) | | |
15 | Музыкальные инструменты. Тест. | | |
16 | Сюита «Старый замок». Музыкальные жанры: песня, романс, вокализ. | | |
17 | «Не молкнет сердце чуткое Шопена». Полонез. | | |
18 | «Патетическая» соната Л.Бетховена. Годы странствий. «Царит гармония оркестра…» | | |
День, полный событий. (1 ч.) | | |
19 | Зимнее утро. Зимний вечер. Выразительность и изобразительность в музыке П.И.Чайковского. | | |
В музыкальном театре. (6 ч.) | | |
20 | Опера М.Глинки «Иван Сусанин» (2-3 действие). | | |
21 | Опера М.Глинки «Иван Сусанин» (4 действие). | | |
22 | Роль дирижера в создании музыкального спектакля. | | |
23 | Русский Восток. Восточные мотивы. Балет «Галянэ» | | |
24 | Балет И.Стравинского «Петрушка» | | |
25 | Театр музыкальной комедии. Оперетта. | | |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (2 ч.) | | |
26 | Прелюдии Шопена. Исповедь души. Тест. | | |
27 | Мастерство исполнителя. Этюд. | | |
«О России петь – что стремиться в храм…» (3 ч.) | | |
28 | «Праздников праздник, торжество из торжеств». С.В.Рахманинов «Всенощное бдение» | | |
29 | Светлый праздник. Колокольные звоны в музыке русских композиторов. | | |
30 | Создатели славянской письменности Кирилл и Мефодий. Величание и гимн Кириллу и Мефодию. | | |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло…» (1 ч.) | | |
31 | Промежуточная аттестация - тест. Праздники русского народа: Троицын день. | | |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (3 ч.) | | |
32 | Музыкальные инструменты. Тест. | | |
33 | Музыкальный сказочник. | | |
34 | Рассвет на Москве-реке. Обобщение знаний за год. | | |
Корректировка: в соответствии с годовым календарным учебным графиком МБОУ «Кардымовская СШ» на 2020-2021 учебный год по предмету «Музыка» количество учебных часов сократилось. В связи с этим темы уроков № были объединены.