ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке для 5 класса разработана в соответствии с Положением о порядке разработки и утверждения рабочей программы по учебным предметам в соответствии с ФГОС ООО МБОУ Белоберезковской СОШ№1 и на основании Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Белоберезковской СОШ№1.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка» учащимися 5 класса
Личностными результатами изучения музыки являются:
· становление музыкальной культуры как неотъемлемой части всей духовной культуры личности;
· наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству и жизни;
· формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всём многообразии его стилей, форм и жанров;
· потребность общения с музыкальным искусством своего народа и других народов мира;
· формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;
· овладение художественными умениями и навыками в разных видах музыкально-творческой деятельности.
Метапредметными результатами изучения музыки являются:
· анализ собственных умений и навыков освоения музыкального искусства;
· проявление творческой инициативы и самостоятельности в организации творческой жизни класса, самодеятельных объединений, фестивалей, конкурсов;
· наличие собственной позиции и аргументированной оценки различных событий и явлений музыкальной жизни России и других стран мира;
· убеждённость в преобразующем воздействии музыки и других искусств на человека и на жизнь в целом;
· умение работать с разными источниками информации, применять информационно-коммуникативные технологии в собственной художественно-творческой деятельности.
Предметными результатами изучения музыки являются:
· понимание роли и значения музыки в жизни подростка, школьной среды и окружающей жизни;
· наличие эстетического восприятия произведений музыкального искусства и явлений действительности;
· общие представления о закономерностях и интонационно-образной природе музыки, выразительности музыкального языка, о единстве содержания и формы;
· знания о музыкальных и культурных традициях своего народа и народов других стран;
· сформированность опыта творческой деятельности, практических умений и навыков в исполнении музыки разных форм и жанров;
· использование музыкальной терминологии для обозначения содержания, средств выразительности и их свойств в произведениях искусства;
· понимание значения деятельности композитора, исполнителя, слушателя, знание творческих биографий, конкретных произведений.
Для достижения планируемых результатов освоения учебного предмета «Музыка 5 класс» используется УМК авторов В.О.Усачёвой, Л.В.Школяр:
Программа по предмету «Музыка» для 5-7 классов образовательных учреждений (год издания 2013),
Учебник «Музыка. 5 класс» (М.:Вентана - Граф, 2015),
Хрестоматия музыкального материала, фонохрестоматию, пособие для учителя .
На изучение предмета «Музыка» отводится 1 час в неделю (35 часов в год).
Содержание рабочей программы полностью соответствует содержанию примерной программы учебного предмета, рекомендованной Минобрнауки России, и авторской программы «Музыка. Начальная школа»-Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина,
Содержание рабочей программы полностью соответствует содержанию федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.
Содержание учебного предмета
В качестве содержательных линий предмета выступают центральные проблемы каждого года обучения, которые, будучи фундаментальными функциями искусства и базовыми направлениями системы человеческой деятельности, организуют рассмотрение самой этой системы в определённом сущностном художественно-теоретическом аспекте и на философско-теоретическом уровне. Главная и единственная тема 5-го класса – «На перекрёстке искусств — художественное познание мира».
Искусство слышать, искусство видеть.(6 часов) Универсальная способность человека познавать окружающий мир во всём богатстве его звучания, многоцветия и выражать своё отношение через художественный образ.
Истоки творчества. (8 часов) Состояние творчества — потребность человека-творца выразить ценностное отношение к объективному миру. Интонация — единая мера выражения этого ценностного отношения. Соотношение общего и индивидуального в искусстве — символ и знак.
Образный язык искусства. (8 часов) Слово, линия, колорит, строй, композиция, форма и прочее — способы художественного выражения ценностного отношения к миру. Образность как универсальный способ познания мира. Разнообразие художественных стилей (течений, направлений, школ), жанров и форм.
Путь к слушателю, читателю, зрителю. (12 часов) Направленность выразительных средств разных видов искусства на восприятие читателя, зрителя, слушателя. Механизм воспроизведения в музыке развития человеческого чувства как диалектического процесса.
Тематическое планирование
№п/п | Название разделов, тем | Дата по плану | Дата по факту |
| Искусство слышать, искусство видеть – 6 ч | | |
1 | О чём молчит рояль. | | |
2 | Мир, запечатлённый человеком. | | |
3 | Внутренний голос. | | |
4 | Где кончаются слова – начинается музыка. | | |
5 | Несколько взглядов на цветок. | | |
6 | Люди искусства. | | |
| Истоки творчества – 8 ч | | |
7 | Мастерская литератора. | | |
8 | Мастерская композитора. | | |
9 | Мастерская художника. | | |
10 | Сочинение сочинённого. | | |
11 | Сочинение сочинённого | | |
12 | Беседы на перекрёстке искусств. | | |
13 | Беседы на перекрёстке искусств. | | |
14 | «Ищите, свищите!». | | |
| Обратный язык искусства – 8 ч. | | |
15 | Великие музыканты-исполнители. | | |
16 | Жизненные правила для музыкантов. | | |
17 | Ещё один взгляд на цветок. | | |
18 | Рисует пианист Святослав Рихтер. | | |
19 | Рисует певица Зара Долуханова. | | |
20 | Ветер Эллады несёт нам… | | |
21 | Сафические строфы. | | |
22 | Зачем я пишу? | | |
| Путь к слушателю, читателю, зрителю – 13 ч. | | |
23 | Великие универсалы. | | |
24 | Художник – хозяин над всем, что видит. | | |
25 | Разум учёного и гений музыканта. | | |
26 | Вторая(«Богатырская») симфония. | | |
27 | Музыка-колокол. | | |
28 | Имеющие уши да слышат… | | |
29 | Истинный слух. | | |
30 | Звук и цвет. | | |
31 | Царство Будущего. | | |
32 | Как найти Синюю птицу? К/Р. | | |
33 | Сочинение сочинённого. | | |
34 | Сочинение сочинённого. | | |
35 | Презентации | | |
| Итого | 35 часов | |