Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Немецкий язык» для 2 класса составлена на основании:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 -ФЗ;
Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 (в ред. приказов Минобрнауки РФ от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, 18.12.2012г. №1060);
САНПиН 2.4.2 № 2821-10 зарегистрированного в Минюсте России 29.12.2010г. регистрационный номер № 189.
Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, имеющих государственную аккредитацию, утвержденного приказом Минобрнауки № 15 от 26 января 2017 г.
И. Л. Бим, Л. И. Рыжова. Немецкий язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников И. Л. Бим. 2-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций.
6. Учебного плана МБОУ Малощербиничской ООШ на 2018-2019 уч. год
Изучение иностранного языка в начальной школе начинается со 2 класса, что позволяет использовать сенситивный (особенно чувствительный) период в речевом развитии детей
для ознакомления их с новым языковым миром, для развития их речевых способностей, в том числе иноязычных, а также в большей мере использовать воспитательный, развивающий потенциал иностранного языка как учебного предмета.
Целью обучения немецкому языку младших школьников является развитие у учащихся коммуникативной компетенции на элементарном уровне в четырёх основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме.
Под элементарной коммуникативной компетенцией понимается способность и готовность младшего школьника осуществлять межличностное и межкультурное общение на доступном для учащегося начальной школы уровне с носителями немецкого языка в устной и письменной форме в ограниченном круге типичных ситуаций и сфер общения.
Основные задачи обучения:
освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на немецком языке;
знакомство младших школьников с миром сверстников, с детским фольклором Германии и доступными образцами немецкой художественной литературы;
воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран.
формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений.
Место учебного предмета «Немецкий язык» в учебном плане
Согласно учебному плану МБОУ Малощербиничской ООШ на 2018 – 2019 учебный год учебный предмет «немецкий язык» реализуется в количестве 68 часов в год, 2 часа в неделю, 34 недели.
| Разделы | Авторская программа | Рабочая программа |
1 | Вводный курс | 30 | 30 |
2 | Основной курс | 38 | 38 |
Рабочая программа полностью соответствует авторской.
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплект «Немецкий язык. 2 класс» И. Л. Бим. В УМК входят учебник (рекомендован Министерством образования и науки РФ), рабочая тетрадь, аудиокассета.
Учащиеся младших классов характеризуются большой восприимчивостью к изучению языками, что позволяет им овладевать основами общения на новом для них языке с меньшими затратами времени и усилий по сравнению с учащимися других возрастных групп.
В свою очередь, изучение иностранного языка способствует развитию коммуникативных и познавательных способностей младших школьников, а также формированию общеучебных умений учащихся.
Обучение немецкому языку во 2 классе проходит в индивидуальной, парной, групповой и коллективной формах. Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности.
Нестандартные уроки – одно из важных средств обучения, т.к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.
Особенности нестандартных уроков заключаются в стремлении учителей разнообразить жизнь школьника и вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе: ролевые игры, урок-путешествие, урок-состязание, урок взаимообучения, урок-игра, урок-конкурс.
На уроках немецкого языка во 2 классе используются следующие методы: традиционные методы, игровой метод, использование ИКТ технологий, использование личностно-ориентированных технологий, обучение в сотрудничестве.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Личностные результаты:
освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в процессе учения;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
освоение начальных форм рефлексии (самоконтроля, самоанализа, самооценки);
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, анализа и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями обучения;
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами обучения на доступном младшим школьникам уровне; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной форме с учётом возможностей младших школьников; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
умение работать в группе и определять общую цель и пути её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями).
Предметные результаты:
В коммуникативной сфере:
языковые представления и навыки (фонетические, орфографические, лексические и грамматические);
говорение (элементарный диалог этикетного характера, диалог в доступных ребёнку типичных ситуациях, диалог с вопросами и побуждением к действию, монологические высказывания с описаниями себя, семьи и других людей, предметов, картинок и персонажей);
аудирование (понимание на слух речи учителя и других учащихся, восприятие основного содержания несложных аудиотекстов и видеофрагментов на знакомом учащимся языковом материале);
чтение (восприятие текстов с разной глубиной понимания ограниченного объёма, соответствующих изученному тематическому материалу и интересам учащихся с соблюдением правил чтения и осмысленного интонирования);
письмо (техника написания букв и соблюдение орфографических правил, опора на образец, письменное заполнение пропусков и форм, подписи под предметами и явлениями, поздравительные открытки, личное письмо ограниченного объёма);
социокультурная осведомлённость (немецкоговорящие страны, литературные персонажи, сказки народов мира, детский фольклор, песни, нормы поведения, правила вежливости и речевой этикет).
В познавательной сфере:
формирование элементарных системных языковых представлений об изучаемом языке (звуко - буквенный состав, слова и словосочетания, утвердительные, вопросительные и отрицательные предложения, порядок слов, служебные слова и грамматические словоформы);
• умение выполнять задания по усвоенному образцу, включая составление собственных диалогических и монологических высказываний по изученной тематике;
• перенос умений работы с русскоязычным текстом на задания с текстом на немецком языке, предполагающие прогнозирование содержания текста по заголовку и изображениям, выражение своего отношения к прочитанному, дополнение содержания текста собственными идеями в элементарных предложениях;
умение использовать учебно-справочный материал в виде словарей, таблиц и схем для выполнения заданий разного типа;
осуществлять самооценку выполненных учебных заданий и подводить итоги усвоенным знаниям на основе заданий для самоконтроля.
В ценностно-ориентационной сфере:
восприятие языка как общечеловеческой ценности, обеспечивающей познание, передачу информации, выражение эмоций, отношений и взаимодействия с другими людьми;
ознакомление с доступными возрасту культурными ценностями других народов и своей страны, известными героями, важными событиями, популярными произведениями, а также нормами жизни;
перспектива использования изучаемого языка для контактов с представителями иной культуры, возможность рассказать друзьям о новых знаниях, полученных с помощью иностранного языка.
В эстетической сфере:
знакомство с образцами родной и зарубежной детской литературы, поэзии, фольклора и народного литературного
формирование эстетического вкуса в восприятии фрагментов родной и зарубежной детской литературы, стихов, песен и иллюстраций;
развитие эстетической оценки образцов родной и зарубежной детской литературы, стихов и песен, фольклора и изображений на основе образцов для сравнения.
В трудовой сфере:
умение сохранять цели познавательной деятельности и следовать её задачам при усвоении программного учебного материала и в самостоятельном учении;
готовность пользоваться доступными возрасту современными учебными технологиями для повышения эффективности учебного труда;
начальный опыт использования вспомогательной и справочной литературы для самостоятельного поиска недостающей информации, ответа на вопросы и выполнения учебных заданий.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения немецкого языка ученик должен
Знать/понимать:
- основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний);
- особенности структуры простых предложений изучаемого иностранного языка;
- интонацию различных коммуникативных типов предложений;
- основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенная оценочная лексика), принятые в стране изучаемого языка;
- все буквы немецкого алфавита и звуко - буквенные соответствия;
- основные буквосочетания, знаки транскрипции, правила чтения и орфографии;
- написание наиболее употребительных слов, вошедших в активный словарь.
- ритмико- интонационные особенности повествовательного, побудительного и вопросительного (общий и специальный вопросы)
Уметь:
- сообщать краткие сведения о себе, своей семье и друзьях, своих увлечениях.
- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
- определять тему и главную мысль текста;
- делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
-вычленять содержащиеся в тексте основные события и
устанавливать их последовательность;
- упорядочивать информацию по заданному основанию;
- сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2-3 существенных признака;
- понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
- понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы;
- понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
-использовать формальные элементы текста (например,
подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
- работать с несколькими источниками информации;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- социальной адаптации;
- достижения взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка,
- установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах;
Содержание учебного курса.
Вводный курс. 30 ч.
Основное содержание речи. | Знакомство с одноклассниками, учителями, персонажами детских произведений (типичные фразы немецкого этикета). Страна изучаемого языка и родная страна (общие сведения: название страны, столица, крупные города). Литературные персонажи популярных детских книг (имена героев книг, черты характера). Небольшие произведения детского фольклора на немецком языке (рифмовки, стихи, сказки). |
Лексическая сторона речи. | Guten Tag! Ich heiße … Ich bin … Auf Wieder sehen! Hallo! Das ist … Das sind … Freut mich! Frau Werner. Weise Eule, Xerox, zählen, Herr Krämer, Köln, Sport, Spandau, jetzt, die Katze, Thüringen. слова-отрицания: kein, nicht. Das stimmt. Ich komme aus… Deutsch, Deutschland, Bundesrepublik Deutschland, Tschüs, Quadrat, Aquarell, Aquarium, Ypsilon, das Gymnasium, das Hobby, jung, lustig, traurig, der Junge, böse, schön, klug, fleißig, nett, nicht besonders. Wie alt bist du? Wie alt sind Sie? Und wie heißt du? Woher kommst du? Woher kommen Sie? |
Грамматическая сторона речи. | Алфавит немецкого алфавита и звуко - буквенные соответствия; основные буквосочетания, знаки транскрипции, правила чтения и орфографии; Ритмико - интонационные особенности повествовательного, побудительного и вопросительного предложений; употребление определённого и неопределённого артикля и личного местоимения sie в ед.ч и во мн .ч. структура простых предложений; числительные 1-12 |
Требования к ЗУН обучающихся по теме. | Знать основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний). Понимать особенности структуры простых предложений изучаемого иностранного языка. Знать все буквы немецкого алфавита и звуко - буквенные соответствия. Знать основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенная оценочная лексика), принятые в стране изучаемого языка. Уметь сообщать краткие сведения о себе, своей семье и друзьях, своих увлечениях. Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде, составлять план; определять тему, главную мысль текста. Владеть интонацией различных коммуникативных типов предложений. |
Основной курс 38 ч.
Основное содержание речи. | Я и мои друзья (новые друзья из Германии: имя, возраст, внешность, характер, увлечения/хобби. Переписка с зарубежным другом. Почта из Германии. Семья Свена и Сабины, профессии). Страна изучаемого языка (литературные персонажи немецких сказок: барон Мюнхаузен, Дюймовочка, Госпожа Метелица, Золушка). Я и моя семья (члены семьи Сабины, их имена, возраст, какие они? Чем занимаются? Семья Джона: мама, папа, бабушка, дедушка, тётя, дядя и другие родственники). Домашнее животное (имя, возраст, характер, что умеет делать животное). Мир моих увлечений (любимые занятия героев, что они любят делать, а что нет). Моя школа (разучивание немецких песен, рифмовок). Сбор писем и фотографий из Германии. Составление программы праздника «Прощай, 2 класс!» Произведения немецкого фольклора: сказка «Золотой гусь» братьев Гримм. Некоторые формы немецкого речевого и неречевого этикета в ряде ситуаций общения (в школе, во время совместной игры). |
Лексическая сторона речи. | Interessant, die Sage, hilfsbereit, hässlich, faul, es ist fein, alle mögen, Internet, der Brief, schreiben, suchen, der Freund, aus Russland, das Paket, das Päckchen, bunt, herzliche Grüße, der Luftballon, die Farbe, schwarz, weiß, braun, grau, gelb, rot, blau, grün, bunt, die Familie, der Vater, die Mutter, der Bruder, das Brüderchen, die Schwester, die Geschwister, das Kind, der Junge, fragen, antworten, wessen, die Kinder, der Sohn, die Oma, die Tante, der Onkel, mein, dein, wohnen, sprechen, lernen, russisch sprechen, bis bald, will, ich will...sein, zusammen, Gitarre spielen, singen, vieles machen, zu Hause, die Tochter, die Brief marke, sammeln, turnen, am Computer spielen, faulenzen. |
Грамматическая сторона речи. | Основные коммуникативные типы предложения: повествовательное, побудительное, вопросительное. Общий и специальный вопрос. Вопросительные слова. Порядок слов в предложении. Утвердительное и отрицательное предложения. Предложения с простым глагольным сказуемым, с составным именным и составным глагольным сказуемыми. Безличные предложения. Нераспространённые и распространённые предложения. Спряжение слабых и некоторых сильных глаголов в Prasens. Неопределённая форма глаголов. Существительные мужского и женского рода ед. и мн. числа с определённым и неопределённым артиклем. Местоимения личные, притяжательные, указательные. Количественные и порядковые числительные. Отрицания kein, nicht. Наиболее употребительные предлоги (in, auf, neben, mit, uber, nach, zwischen). |
Требования к ЗУН обучающихся по теме. | Знать лексику по подтемам: «Я и мои друзья», «Я и моя семья», «Домашнее животное», «Мир моих увлечений», «Моя школа» Уметь применять в речи некоторые формы немецкого речевого и неречевого этикета в ряде ситуаций общения (в школе, во время совместной игры). Знать основные коммуникативные типы предложения: повествовательное, побудительное, вопросительное. Общий и специальный вопрос. Вопросительные слова. Понимать порядок слов в предложении, строить утвердительное и отрицательное предложения. Понимать отличия нераспространённых и распространённых предложений. |
Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
План | Факт |
Вводный курс. 30 ч. |
1 | Что надо знать перед тем, как отправиться в путь? | 1 | 03.09 | |
2 | Давайте знакомиться! | 1 | 04.09 | |
3 | О чем говорят пальчиковые куклы? | 1 | 10.09 | |
4,5 | Поиграем? Споём? (Повторение) | 2 | 11.09 17.09 | |
6 | А всё ли мы успели повторить? | 1 | 18.09 | |
7 | Как при знакомстве представить других? | 1 | 24.09 | |
8 | Как уточнить, переспросить? | 1 | 25.09 | |
9 | Как на вопрос- сомнение дать отрицательный ответ? | 1 | 01.10 | |
10, 11 | Поиграем? Споём? | 2 | 02.10 08.10 | |
12 | А всё ли мы успели повторить? | 1 | 09.10 | |
13 | Как выяснить, кто это? | 1 | 15.10 | |
14 | Итак, как спросить кто это? | 1 | 16.10 | |
15 | Спрашиваем, как зовут сверстников, как зовут взрослых | 1 | 22.10 | |
16, 17 | Поиграем? Споём? | 2 | 23.10 29.10 | |
18 | А всё ли мы успели повторить? | 1 | 30.10 | |
19 | Спросим, кто откуда | 1 | 12.11 | |
20 | Как спросить о возрасте? | 1 | 13.11 | |
21 | Что мы уже можем сообщить о себе? | 1 | 19.11 | |
22 | Поиграем? Споём? | 1 | 20.11 | |
23 | А всё ли мы успели повторить? | 1 | 26.11 | |
24 | Итак, кто идёт на «Праздник алфавита»? | 1 | 27.11 | |
25 | Как сказать, кто какой? | 1 | 03.12 | |
26 | Итак, кто какой? | 1 | 04.12 | |
27 | Готовимся к «Празднику алфавита» | 1 | 10.12 | |
28 | Поиграем? Споём? | 1 | 11.12 | |
29 | А всё ли мы успели повторить? | 1 | 17.12 | |
30 | «Праздник алфавита» | 1 | 18.12 | |
Основной курс 38 ч. |
31 | Мы знаем некоторых персонажей немецких книжек, не так ли? | 1 | 24.12 | |
32 | А вот новые персонажи книг | 1 | 25.12 | |
33, 34 | Почта пришла! | 2 | 08.01 14.01 | |
35, 36 | Мы играем и поём. Повторение | 2 | 15.01 21.01 | |
37 | Что мы не успели сделать? | 1 | 22.01 | |
38 | Семейные фотографии из Германии | 1 | 28.01 | |
39 | А чьи фамильные фотографии здесь? | 1 | 29.01 | |
40 | Письмо от Свена | 1 | 04.02 | |
41, 42 | Мы играем и поём. Повторение | 2 | 05.02 11.02 | |
43 | Что мы не успели сделать? | 1 | 12.02 | |
44, 45 | Что рассказывают семейные фотографии Свена? | 2 | 18.02 19.02 | |
46 | Что делают Сабина и Свен охотно? А вы? | 1 | 25.02 | |
47 | А что делают Сабина и Свен не охотно? | 1 | 26.02 | |
48, 49 | Мы играем и поём. Повторение | 2 | 04.03 05.03 | |
50 | Что мы не успели сделать? | 1 | 11.03 | |
51 | Аня и Саша играют в репортера | 1 | 12.03 | |
52, 53 | О чем говорят дети на уроке немецкого языка? | 2 | 18.03 19.03 | |
54 | Аня и Саша пишут письма Сабине и Свену. А вы? | 1 | 01.04 | |
55, 56 | Мы играем и поём. Повторение | 2 | 02.04 08.04 | |
57 | Что мы не успели сделать? | 1 | 09.04 | |
58 | Касперле говорит: кто хочет, тот может! Верно? | 1 | 15.04 | |
59 | Как Касперле хочет рассмешить принцессу? | 1 | 16.04 | |
60 | Кто пришел однажды к королю? | 1 | 22.04 | |
61 | Мы играем и поём. Повторение | 1 | 23.04 | |
62 | Что мы не успели сделать? | 1 | 29.04 | |
63, 64 | Скоро классный праздник. Или? | 2 | 30.04 06.05 | |
65, 66 | Как заканчивается сказка? | 2 | 07.05 13.05 | |
67, 68 | Наш классный праздник «Прощай, 2 класс!» | 2 | 14.05 20.05 | |