МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МОГОЙТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
им. В.С.АНИЩЕНКО»
МО «КУРУМКАНСКИЙ РАЙОН»
Обсуждено и принято Утверждаю________
на МО, протокол № 1 Директор МБОУ «МСОШ»
от «30» августа 2018 г. Е.П.Шерстнева
Руководитель МО______ Пр. № ___
Колмакова Е.С._____________ от «31» августа 2018 г.
Согласовано__________
Зам.директора по УВР
Л.Д. Дондупова
«30» августа 2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию
Класс: 6
Учитель: Чупрова Мария Александровна, учитель истории и обществознания
Срок действия рабочей программы: 2018- 2019 уч. год
с. Могойто
2018
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 08.06.2017 г. N 535 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253».
Письмо МОиН РФ «О рабочих программах учебных предметов» № 08-1786 от 28.10.2015 г.
Примерная программа по обществознанию (Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. В 2-х частях, М.: «Просвещение», 2015 г.)
Программа по обществознанию для 5-9 классов (Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Л.Ф. Иванова).
Устав МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко» для 5-9 классов.
Положение о рабочей программе, реализующей обучение по ФГОС НОО, ФГОС ООО, утвержденное в МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко».
Данная программа является частью содержательного раздела основной образовательной программы МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко». Состоит из следующих разделов:
1. Пояснительная записка
2. Содержание учебного предмета, курса
3. Календарно-тематическое планирование
4. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Программа по обществознанию для 6 классов. Авторы: Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая; под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2015.
Учебник для общеобразовательных организаций. Обществознание 6 класс. Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая; под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2016.
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10—15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.
Задачи курса:
создание условий для социализации личности;
воспитание чувства патриотизма, уважения к своей стране, к правам и свободам человека,
демократическим принципам общественной жизни;
формирование знаний и интеллектуальных умений;
воспитания уважения к семье и семейным традициям;
формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
воспитание толерантного отношения к людям другой национальности;
воспитания уважения к трудовой деятельности.
Настоящая программа разработана на 35 часов (1 час в неделю).
Содержание учебного предмета, курса.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Формы организации учебной деятельности |
| | | Уроки | Лабораторно-практические занятия, творческие работы, уроки развития речи, проектная деятельность и т.д. | Контрольные работы/ зачеты |
1 | Вводный урок | 1 | 1 | | |
2 | Глава 1. Человек в социальном измерении | 13 | 10 | 2 | 1 |
3 | Глава 2. Человек среди людей. | 11 | 8 | 2 | 1 |
4 | Глава3. «Нравственные основы жизни» | 9 | 6 | 2 | 1 |
5 | Заключительный урок | 1 | 1 | | |
| Итого | 35 | 26 | 6 | 3 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся | Сроки проведения |
План | Факт |
1. | Вводный урок | 1 | Вспомнить основные итоги прошлого года обучения. Познакомиться с основным содержанием курса 7 класса. Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности. Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся | 1 неделя | |
| Глава 1. Человек в социальном измерении | 13 | | | |
2-3 | Человек-личность | 2 | Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность». Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности. | 2 неделя 3 неделя | |
4-5 | Человек познает мир | 2 | Характеризовать особенности познания человеком мира и самого себя. Оценивать собственные практические умения, поступки, моральные качества, выявлять их динамику. Сравнивать себя и свои качества с другими людьми. Приводить примеры проявления различных способностей людей. | 4 неделя 5 неделя | |
6-7 | Человек и его деятельность | 2 | Характеризовать деятельность человека, ее отдельные виды. Описывать и иллюстрировать примерами различные мотивы деятельности. Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между деятельностью и формированием личности. Выявлять условия и оценивать качества собственной успешной деятельности. | 6 неделя 7 неделя | |
8-9 | Потребности человека | 2 | Характеризовать и иллюстрировать примерами основные потребности человека; показывать их индивидуальный характер. Описывать особые потребности людей с ограниченными возможностями. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проявлениями духовного мира человека, его мыслей и чувств. | 8 неделя 9 неделя | |
10-11 | На пути к жизненному успеху | 2 | Характеризовать и конкретизировать примерами роль труда в достижении успеха в жизни. Формулировать свою точку зрения на выбор пути достижения жизненного успеха. Показывать на примерах влияние взаимопомощи в труде на его результаты. Находить и извлекать информацию о жизни людей, нашедших свое признание и достигших успеха в жизни, из адаптированных источников различного типа. | 10 неделя 11 неделя | |
12-13 | Практикум по теме «Человек в социальном измерении» | 2 | Систематизировать знания, полученные при изучении темы о социальных чертах человека и их проявлении в деятельности. Создать условия для отработки умений характеризовать сущность понятий «личность», «индивидуальность», «деятельность»; иллюстрировать конкретными примерами разнообразие видов деятельности человека, его потребности, внутренний мир и понимание жизненного успеха. Способствовать осознанию практической значимости изученного материала и возможности | 12 неделя 13 неделя | |
14 | Контрольная работа «Человек в социальном измерении» | 1 | | 14 неделя | |
| Глава 2. Человек среди людей. | 11 | | | |
15-16 | Межличностные отношения | 2 | Описывать межличностные отношения и их отдельные виды. Показывать проявления сотрудничества и соперничества на конкретных примерах. Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения. Исследовать практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание. | 15 неделя 16 неделя | |
17-18 | Человек в группе | 2 | Описывать большие и малые, формальные и неформальные группы. Приводить примеры таких групп. Характеризовать и иллюстрировать примерами такие групповые нормы. Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Оценивать собственные отношения к людям других национальностей и другого мировоззрения. Исследовать практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание. Исследовать практические ситуации, связанные с выявление места человека в группе, проявлениями лидерства. | 17 неделя 18 неделя | |
19-20 | Общение | 2 | Характеризовать общение как взаимные деловые и дружеские отношения людей. Иллюстрировать с помощью примеров различные цели и средства общения. Сравнивать и сопоставлять стили общения. Выявлять на основе конкретных жизненных ситуаций особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Оценивать собственное умение общаться. | 19 неделя 20 неделя | |
21-22 | Конфликты в межличностных отношениях | 2 | Описывать сущность и причины возникновения межличностных конфликтов. Характеризовать варианты поведения в конфликтных ситуациях. Объяснять, в чем заключается конструктивное разрешение конфликта. Иллюстрировать объяснение примерами. Выявлять и анализировать собственные типичные реакции в конфликтной ситуации. | 21 неделя 22 неделя | |
23-24 | Практикум по главе « Человек среди людей» | 2 | Обобщить знания учащихся о специфике, видах, проявлениях межличностных отношений, многообразии малых групп, в которые входит личность, групповых нормах и санкциях, роли лидера в группе, значении, формах и средствах общения, причинах, стадиях межличностных конфликтов и возможности их конструктивного разрешения. Способствовать осмыслению личного опыта участия в различных видах межличностных отношений, продуктивного общения со сверстниками и людьми других возрастов, использования различных стратегий разрешения конфликтов в малых группах. Создавать условия для осознания необходимости толерантного, уважительного отношения к другим людям, практического освоения конструктивных форм общения, повышения конфликтной компетентности. | 23 неделя 24 неделя | |
25 | Контрольная работа «Человек среди людей» | 1 | | 25 неделя | |
| Глава3. «Нравственные основы жизни» | 9 | | | |
26-27 | Человек славен добрыми делами | 2 | Характеризовать и иллюстрировать примерами проявление добра. Приводить примеры, иллюстрирующие золотое правило морали. Оценивать в модельных и реальных ситуациях поступки людей с точки зрения золотого правила морали. | 26 неделя 27 неделя | |
28-29 | Будь смелым | 2 | На конкретных примерах давать оценку проявлениям мужества, смелости, случаям преодоления людьми страха в критических и житейских ситуациях. Оценивать предлагаемые ситуации, требующие личного противодействия проявлениям зла. | 28 неделя 29 неделя | |
30-31 | Человек и человечность | 2 | Раскрывать на примерах смысл понятия «человечность». Давать оценку с позиции гуманизма конкретным поступкам людей, описанным в СМИ и иных информационных источниках. На примерах конкретных ситуаций оценивать проявление внимания к нуждающимся в нем. | 30 неделя 31 неделя | |
32-33 | Практикум по главе «Нравственные основы жизни» | 2 | Обобщить полученные при изучении темы знания о добре, человечности, смелости как добродетелях. Развивать умение анализировать материалы СМИ, оценивать описанные в них ситуации с точки зрения добродетелей. Создать условия для расширения и рефлексии собственного опыта проявления внимания к нуждающимся в нём людям | 32 неделя 33 неделя | |
34 | Контрольная работа «Нравственные основы жизни» | 1 | | 34 неделя | |
35 | Заключительный урок | 1 | Провести диагностику результатов обучения в 6 классе. Подвести итоги учебной работы за год. Наметить перспективы обучения в 7 классе | 35 неделя | |
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия;
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
умения находить нужную социальную информацию в педагогически отработанных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями; давать оценку общественным явлениям с позиции одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
понимание, значение трудовой деятельности для личности и для общества;
понимание специфики познания мира средствами искусства в соответствии с другими способами познания;
понимание роли искусства в становление личности и в жизни общества;
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями