Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате освоения учащимися 6 класса рабочей программы по обществознанию будут достигнуты следующие личностные результаты:
-мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной жизни;
-заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, благополучия и процветания своей страны;
-ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.
Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются:
-в умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
-в умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций;
-в способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей;
-в умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектной деятельности.
В результате реализации рабочей программы по обществознанию создаются условия для достижения всеми учащимися 6 класса предметных результатов на базовом уровне («ученики научатся») и отдельными мотивированными и способными учащимися на расширенном и углубленном уровне («ученики получат возможность научиться»), что обеспечивается проведением комплексных текущих (вводный и промежуточный контроль) и итоговых работ (итоговый контроль) по текстам, в которые включены задания разного уровня сложности, дифференциацией заданий на уроках и при формулировании домашних заданий.
Ученики научатся:
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов;
приводить примеры основных видов деятельности человека;
выполнять практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов;
выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов;
выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм,
критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные;
применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;
раскрывать сущность понятий толерантность, лояльность;
описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;
понимать роль общения в современном обществе;
описывать основные мотивы поведения подростка;
объяснять причины межличностных конфликтов и основные пути их разрешения;
характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;
раскрывать основные роли членов семьи;
характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;
понимать важность выбора профессии;
анализировать несложные практические ситуации, связанные с межличностными правоотношениями;
устанавливать связь между деятельностью и формированием личности.
Ученики получат возможность научиться:
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм;
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники);
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;
наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;
оценивать социальную значимость здорового образа жизни;
выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов;
использовать знания и умения для формирования способности уважать выбор других людей, сохраняя свою позицию;
сопоставлять свои потребности и возможности, выделять приоритет в потребностях;
в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека.
Содержание учебного предмета
Введение (1 час)
Вводный урок. Что мы уже знаем и умеем. Чем мы будем заниматься в новом учебном году. Как добиваться успехов в работе в классе и дома
Глава 1.Человек в социальном измерении (12 ч)
Человек – личность. Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности.
Человек познаёт мир. Познание человеком мира и самого себя. Самопознание и самооценка. Способности человека.
Человек и его деятельность. Деятельность человека, её основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности.
Потребности человека. Потребности человека - биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Духовный мир человека. Мысли и чувства.
На пути к жизненному успеху. Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи.
Практикум по теме «Человек в социальном измерении». Человек – личность.
Учимся узнавать и оценивать себя. Учимся правильно организовывать свою деятельность. Учимся размышлять.
Глава 2.Человек среди людей (10 ч)
Межличностные отношения. Человек и ближайшее окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.
Человек в группе. Социальные группы: большие и малые. Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.
Общение. Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.
Конфликты в межличностных отношениях. Межличностные конфликты и причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.
Практикум по теме «Человек среди людей». Ролевая игра «Человек среди людей». Я и мои знакомые, приятели, друзья. Я и группы, в которые я вхожу. Как получить удовольствие от общения. Как победить обиду
Глава 3.Нравственные основы жизни (8 час)
Человек славен добрыми делами. Человек славен добрыми делами. Доброе – значит, хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро.
Будь смелым. Смелость. Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу.
Человек и человечность. Человечность. Гуманизм – уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.
Практикум по теме «Нравственные основы жизни». Гуманизм и человечность вокруг нас. Они победили страх. Спешите делать добро.
Итоговое повторение и обобщение изученного 3 ч. Урок контроля. Нравственные основы жизни. Защита проекта «Идеальный человек».
Резерв – 1 ч.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
по плану | фактически |
| Введение | | | |
1 | Введение. | | | |
| Глава 1.Человек в социальном измерении | 12 | | |
2-3 | Человек – личность. | 2 | | |
4-5 | Человек познаёт мир. | 2 | | |
6-7 | Человек и его деятельность. | 2 | | |
8-9 | Потребности человека | 2 | | |
10-11 | На пути к жизненному успеху | 2 | | |
12-13 | Практикум по теме «Человек в социальном измерении». Тест. | 2 | | |
| Глава 2.Человек среди людей | 10 | | |
14-15 | Межличностные отношения. Контрольная работа за 1 полугодие. | 2 | | |
16-17 | Человек в группе | 2 | | |
18-19 | Общение. | 2 | | |
20-21 | Конфликты в межличностных отношениях. | 2 | | |
22-23 | Практикум по теме «Человек среди людей». | 2 | | |
| Глава 3.Нравственные основы жизни | 8 | | |
24-25 | Человек славен добрыми делами. | 2 | | |
26-27 | Будь смелым | 2 | | |
28-29 | Человек и человечность | 2 | | |
30-31 | Практикум по теме «Нравственные основы жизни». | 2 | | |
| Итоговое повторение и обобщение изученного | 3 | | |
32 | Повторение и обобщение изученного в 6 классе. | 1 | | |
33 | Итоговая контрольная работа. | 1 | | |
34 | Защита проекта «Идеальный человек» | 1 | | |
35 | Резерв | 1 | | |
| Итого | 35 | | |
6