СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию»



Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 77 г. Хабаровска



УТВЕРЖДАЮ»

Директор МАОУ СОШ № 77


______________________ Пчелкина Т.М./

приказ №95/1-О от «» сентября 2021








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

на 2022 – 2023 учебный год

для 9 классов



Составители:

Долгих Яна Сергеевна учитель истории, обществознания













г. Хабаровск,

2022 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

«Обществознание»

Пояснительная записка.

1.1.Место учебного предмета в учебном плане.


Программой отведено 34 учебных часа, из расчета 1 учебный час в неделю.


1.2. Используемый учебно-методического комплект Обязательная литература для учеников.

  1. Обществознание. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев и другие./ под редакцией Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2021.

Литература для учителя:


  1. Рабочие программы. Обществознание. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова 5-9 класс, М., 2016 2.

  2. Учебник Обществознание. 9 класс. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, А. И. Матвеева, М., Просвещение, 2018

  3. 3. Поурочные разработки. Обществознание. 9 класс. Л. Н. Боголюбов, Е. И. Жильцова, А. Т. Кинкулькин и др.

  4. 4. О.А. Котова, Т. Е. Лискова Обществознание. Рабочая тетрадь. 9 класс, М., Просвещение, 2018

Электронные образовательные ресурсы.

Дистанционная школа 368 http://moodle.dist-368.ru/


    1. Планируемые результаты освоения изучения учебного предмета в соответствии с примерными основными образовательными программами общего образования и образовательными программами образовательной организации.


Изучение обществознания на уровне основного общего образования способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.


Личностные результаты освоения предмета «Обществознание» в 9 классах планируются с учетом программы воспитания:

Патриотического воспитания. 

Уважение к историческим символам и памятникам Отечества, ценностного отношения к достижениям и традициям своей Родины – России, своего родного края, своей семьи; неравнодушия к проблемам их развития, установки на посильное участие в их делах и заботах, стремления к развитию своей этнической и общенациональной (российской) социокультурной идентичности на основе познания истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; установок на межнациональное общение в духе дружбы, равенства и взаимопомощи народов, уважения к традициям и культуре своего и других народов (патриотическое воспитание и формирование российской идентичности);

Гражданского воспитания.

Уважение к правам человека, к мнениям других людей, к их убеждениям, к их действиям, не противоречащим законодательству; коммуникативной компетентности - стремления и способности вести диалог с другими людьми, достигать взаимопонимания и находить конструктивные выходы из конфликтных ситуаций в общении и совместной деятельности со сверстниками и взрослыми при решении образовательных, общественно полезных, учебно-исследовательских, творческих, проектных и других задач. Развитость активной гражданской позиции на основе опыта, деятельностного отношения к современным общественно-политическим процессам, происходящим в России и мире, участия в школьном самоуправлении, в решении проблем, затрагивающих права и интересы обучающихся, в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных этнокультурных и социально-экономических особенностей. Принятие принципов взаимопомощи, социальной справедливости, правосознания, соблюдения дисциплинарных правил, установленных в образовательной организации (гражданское воспитание);

Духовно-нравственного воспитания.

Неприятие нарушений нравственных и правовых норм, в том числе проявления коррупции, в своем поведении и поведении других людей; неприятие идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признаками других негативных социальных явлений. Развитие компетентности в решении моральных проблем на основе поведенческих предпочтений в пользу нравственно-этических норм в ситуациях выбора; осознанного отношения к собственным поступкам в соответствии с традиционными нравственными ценностями российского общества и индивидуальными смысло-жизненными ориентирами; выраженность у обучающихся доброжелательности и отзывчивости, готовности прийти на помощь человеку, оказавшемуся в трудной ситуации, соблюдение этических правил отношений с противоположным полом, со старшими и младшими; Эстетического воспитания.

Развитие у обучающихся основ эстетического сознания через заинтересованное освоение художественного наследия народов России и мира. Творческой деятельности эстетического характера, этнических культурных традиций и народного творчества; понимание важности соблюдения языковой культуры и систематического чтения как средства познания мира и себя в нем; принятие обучающимися необходимости следования в повседневной практике эстетическим ценностям, соответствующим культурным традициям (приобщения к культурному наследию);

Ценности научного познания.

Сформированность заинтересованности в расширении знаний об устройстве мира и общества; интереса к самопознанию; к творческой деятельности; готовности к саморазвитию и самообразованию; способность к адаптации в динамично изменяющейся социальной и информационной среде; освоение основ целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, общественной практики и индивидуальному своеобразию обучающихся (популяризация научных знаний);

Физического воспитания. Формирование культуры здоровья.

Сформированность ответственного отношения к жизни и установки на здоровый образ жизни, исключающей употребление алкоголя, наркотиков, курение, нанесение иного вреда здоровью и направленный на физическое самосовершенствование на основе подвижного образа жизни, занятий физической культурой и спортом; навыков безопасного и здорового образа жизни, в первую очередь, санитарно-гигиенических, связанных с правильным питанием; необходимости самозащиты от информации, причиняющей вред здоровью и психическому развитию, в том числе, в Интернет-среде;

Трудового воспитания.

Стремления к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования с учетом многообразия мира профессий, профессиональных предпочтений и участия в профориентационной деятельности. Сформированность уважения к людям труда и их трудовым достижениям, к результатам труда других людей, в том числе, бережного отношения к личному и школьному имуществу, уважительного отношения к труду на основе опыта заинтересованного участия в социально значимом труде;

Экологического воспитания.

Формирование основ экологической культуры, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; формирование нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии.


Метапредметные результаты освоения ООП

Условием формирования межпредметных понятий, таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

При изучении обществознания обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий – концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

Обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе разработки основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации в зависимости от материально-технического оснащения, кадрового потенциала, используемых методов работы и образовательных технологий.


Ученик научится

  • создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  • использовать информационно-коммуникационные технологии (далее ИКТ–компетенции);


Ученик получит возможность научиться

  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • применять экологическое мышление его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.


Предметные результаты:


Ученик научится

  • характеризовать социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

  • понимать сущность общества как формы совместной деятельности людей;

  • выделять характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

  • определять содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);

  • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

Ученик получит возможность научиться

  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения;

  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности и т.п.)

1.4.Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся:

1) тестирование;

2) хронологические и понятийные диктанты;

3) решение познавательных заданий;

4) выполнение заданий на выявление характерных признаков;

5) выполнение заданий на поиск сходства и различия, на выбор критериев для сравнения; 6) решение проблемных вопросов;

7) устные выступления на уроках, по домашнему заданию, с сообщением на заданную тему;

8) анализ документов;

9) презентация на заданную тему;

10) выполнение проектного задания;

11) исследование на подтверждение или опровержение гипотезы;

12) составление обобщающей таблицы, схемы на заданную тему;

13) составление простого, сложного, тезисного, цитатного планов.


Промежуточный контроль осуществляется проведением проверочного контроля и Проверочных работ по завершении прохождения темы.

Итоговый контроль: административные контрольные работы.


Оценивание обучающихся производится согласно «Положение о системе оценок, форм, порядке и периодичности промежуточной и итоговой аттестации обучающихся» 

Промежуточный контроль осуществляется проведением проверочного контроля и Проверочных работ по завершении прохождения темы.





КИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ


Система оценивания устных и письменных ответов.

Монологическая речь

Отметка

Характеристика ответа

«5»

Учащийся логично строит монологическое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей, сформулированной в задании. Ошибки практически отсутствуют. Речь понятна. Учащийся аргументирует свое отношение по теме, кратко высказывается без предварительной подготовки на заданную тему в соответствии с предложенной ситуацией общения.

«4»

Учащийся логично строит монологическое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей, сформулированной в задании. Учащийся допускает отдельные фактические ошибки, которые не препятствуют пониманию его ответа.

«3»

Учащийся строит монологическое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей, сформулированной в задании. Но высказывание не всегда логично. Имеются повторы. Допускаются фактические ошибки, которые затрудняют понимание.

«2»

Коммуникативная задача не решена или допускаются многочисленные фактические ошибки, которые затрудняют понимание.



Критерии оценивания выполнения письменного задания (9 класс)

(Максимум 5 баллов)


Баллы

Решение коммуникативной задачи

Организация текста


К1

К2

5

Задание выполнено полностью: содержание отражает все аспекты, указанные в задании: даны полные и точные ответы. Допускается 1 неполный или неточный аспект.


4

Задание выполнено в основном: 1 аспект вопроса не раскрыт ИЛИ 2-3 аспекта раскрыты неполно или неточно.

Текст логично выстроен и верно разделен на абзацы; правильно использованы средства логической связи. Допускается 1 ошибка в организации текста.

3

Задание выполнено частично: все случаи, не указанные в оценивании на 3, 2 и 0 баллов.

Имеются 2-3 ошибки в организации текста.

2

Задание не выполнено: 3 и более аспекта вопроса не раскрыты ИЛИ все 5 аспектов вопроса раскрыты не полно или не точно.

Имеются 4 и более ошибки в организации текста.



Система оценивания тестовых, самостоятельных, проверочных работ, комплексной контрольной работы

Отметка

Процент выполнения

«5» отлично

95-100%

«4» хорошо

80-94%

«3» удовлетворительно

65-79%

«2» неудовлетворительно

менее 65%


Содержание учебного предмета

Политик. Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства. Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество. Правовое государство. Местное самоуправление. Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.

Гражданин и государство. Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. Государственные символы России. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Правоохранительные органы. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка.

Основы российского законодательства. Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности административно-правовых отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в сфере образования. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.

9 класс

Общее число часов – 34 ч.


Раздел

Тема

Кол-во часов

Контроль-ные работы

Модуль «Школьный урок»

Раздел I.

«Политика»

14

1

Патриотическое воспитание: осознание российской гражданской идентичности в обществе, поликультурном и многоконфессиональном обществе.

Раздел II.

«Право»

20

1

Патриотическое

воспитание: формирование ценностного отношения к достижениям духовной Родины —России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и жизни трудовым достижениям народа. Гражданское воспитание: готовность к разнообразной созидательной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;

Духовно-нравственное воспитание: представление о духовно-нравственных ценностях

России.































Календарно-тематическое планирование по обществознанию

для 9 класса ФГОС ООО

УМК Л.Н. Боголюбов




п/п

Разделы.

Тема урока

Содержание урока

(элементы обязательного

минимума образования)

Понятия

Планируемые результаты

(в соответствии с ФГОС)

Дата


Предметные

Метапредметные УУД

(Познавательные – П

Коммуникативные – К

Регулятивные – Р)

Личностные

План

Факт


Введение – 1 час


1.

Вводный урок.

Обществознание как учебный предмет. Как работать с учебником и рабочей тетрадью в классе и дома. Что мы уже знаем и умеем.

Чем мы будем заниматься в новом учебном году. Как добиваться успехов в работе в классе и дома.



Обществознание, параграф, рубрика.

Иметь представление о связи обществознания с другими науками.

П: осуществляют поиск необходимой информации; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

К: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Р: определяют цели и личностно - значимую проблему урока; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

Воспитание гражданственности, интереса к учебному предмету.





Глава 1. Политика – 11 часов (10 + 1 практикум)



2.

Политика и власть.

Что такое политика? Политическая власть. Роль политики в жизни общества. Политическая жизнь и средства массовой информации.

Политика, власть, средства массовой информации.

Научатся объяснять новые понятия. Характеризовать власть и политику как со­циальные явления. Определять, что такое политика, какую роль играет политика в жизни общества. Называть главные особенности политической власти.


П: осуществляют поиск необходимой информации; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

К: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Р: определяют цели и личностно значимую проблему урока; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.





3.

4.

Государство.

Происхождение государства. Признаки государства. Формы государства. Гражданство.

Публичная власть, суверенитет, налоги, форма правления, монархия, республика, ограниченная монархия, абсолютная монархия, унитарное государство, федеративное государство, гражданство.

Научатся объяснять новые понятия. Раскрывать признаки суверенитета. Различать формы правления и государственного устройства. Определять признаки и формы государства. Называть различные точки зрения причин появления государства.

П: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

К: планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия.

Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания.





5.

Политические режимы.

Тоталитарный режим. Авторитарный режим. Демократия.

Тоталитаризм, авторитаризм, демократия, выборы, референдум.

Научатся объяснять новые понятия. Сравнивать тоталитарный и авторитарный
режимы. Характеризовать развитие демократии в современном обществе.

Сопоставлять различные типы политических режимов. Называть и раскрывать основные принципы демократического устройства.

П: самостоятельно выделяют и формулируют цели, анализируют вопросы, формулируют ответы.

К: участвуют в коллективном обсуждении проблем, обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу, самостоятельно выделяют и формулируют цель, составляют план и последовательность действий.

Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества.





6.

7.

Правовое государство.

Понятие правового государства. Соединение силы и справедливости. Власть в правовом государстве. Принципы (признаки) правового государства.

Правовое государство, право, власть, верховенство права, разделение властей, парламент, суд, президент, федеральное Собрание, Совет Федерации, Государственная Дума.

Научатся объяснять новые понятия. Определять принципы правового государства. Характеризовать ветви власти. Осуществлять поиск социальной информации.

П: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

К: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).

Р: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности.





8.

Гражданское общество и государство.

Что такое гражданское общество? Местное самоуправление. Общественная палата. Пути формирова­ния гражданского общества в РФ.

Гражданское общество, муниципальная собственность, Общественная палата, местное самоуправление.

Научатся объяснять новые понятия. Раскрывать сущность гражданского общества. Характеризовать местное самоуправление. Определять основные признаки гражданского общества. Объяснять различия между государственным управлением и местным самоуправлением.

П: привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебных задач.

К: обмениваются мнениями, участвуют в коллективном обсуждении проблем, распределяют обязанности в группе, проявляют способность к взаимодействию.

Р: планируют цели и способы взаимодействия.

Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу: понимают необходимость обучения, выраженного в пре-обладании учебно- познавательных мотивов.





9.

Участие граждан в политической жизни.

Выборы, референдумы. Право на равный доступ к государственной службе. Обращения в органы власти. Другие пути участия граждан в политической жизни. Значение свободы слова. Опасность политического экстремизма. Политика – дело каждого?

Выборы, избирательное право, митинг, свобода слова, цензура, вандализм.

Научатся объяснять новые понятия. Описывать различные формы участия граж­данина в политической жизни. Обосновывать ценность и значимость граж­данской активности. Приводить примеры гражданственности. Определять условия, при которых человек может сознательно участвовать в политической жизни; оценивать значение принципов конституционного строя.

П: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

К: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).

Р: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное от-ношение к процессу познания.





10.

Политические партии и движения.

Политические партии. Политические партии и движе­ния, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

Политические партии, политическая идеология.

Научатся объяснять новые понятия. Называть признаки политической партии и по­казать их на примере одной из партий РФ. Характеризовать проявления многопартий­ности.

П: привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебных задач.

К: обмениваются мнениями, участвуют в коллективном обсуждении проблем, распределяют обязанности в группе.

Р: планируют цели и способы взаимодействия.

Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу: понимают необходимость обучения.





11

Межгосударственные отношения.

Что такое межгосударственные и международные отношения. Межгосударственное сотрудничество. Межгосударственные конфликты и пути их решения. Международные организации.

Международный договор, конвенция, Организация Объединенных наций, правительственные организации, неправительственные организации.

Научатся объяснять новые понятия. Характеризовать межгосударственные и международные отношения. Называть международные организации.

П: самостоятельно выделяют и формулируют цели, анализируют вопросы, формулируют ответы.


К: участвуют в коллективном обсуждении проблем, обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу, самостоятельно выделяют и формулируют цель, составляют план и последовательность действий.

Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания.





12

Практикум по теме «Политика».

Устные задания для обобщения и систематизации знаний по пройденной теме.

Письменные задания по теме урока. Готовимся к экзамену.

Основные термины и понятия раздела.

Научатся работать

с текстом учебника и дополнительными источниками, анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения.

П: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной
и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

К: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Р: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Положительно относятся к обучению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.





Глава 2. Гражданин и государство – 9 часов (1 практикум + 1 к.р.)



13.

Основы конституционного строя РФ.

Что такое конституционный строй РФ. Основы государственного устройства. Основы отношений человека и гражданина с государством. Основы устройства общества и его отношений с государством.

Демократизм, принцип народовластия, основной закон государства, верховенство права, разделение властей, многопартийность.

Научатся объяснять новые понятия. Характеризовать Конституцию РФ как закон высшей юридической силы. Называть главные задачи Конституции.

Характеризовать принципы федерального устройства РФ.

Проводить различия между статусом человека и статусом гражданина


П: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

К: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Р: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное от-ношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности.





14.

15.

Права и свободы человека и гражданина.

Что такое права человека. От идеи к юридическим нормам. Международные правовые документы. Идеал современного права или юридический документ? Права и свободы человека и гражданина РФ. Юридические гарантии и система защиты прав человека. Права ребенка.

Возрастные границы детства, юридическая помощь, Международный билль о правах человека, ценность человеческого братства.

Научатся объяснять новые понятия. Определять особенности юридических норм (прав человека). Характеризовать значимость права; анализировать правовые и юридические документы.


П: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека, привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи.

К: планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями, участвуют в коллективном решении проблем, распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию.

Р: учитывают ориентиры, данные учителем при изучении материала.

Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.





16.

Высшие органы государственной власти в РФ.

Президент Российской Федерации – глава государства. Федеральное Собрание. Правительство России – высший орган исполнительной власти.

Президент, Правительство, состав Правительства, полномочия Правительства. Федеральное Собрание, судебная власть, парламент,

Научатся объяснять новые понятия. Понимают требования к кандидату на пост Президента страны и прядок его избрания.

П: привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебных задач.

К: обмениваются мнениями, участвуют в коллективном обсуждении проблем, распределяют обязанности в группе, проявляют способность к взаимодействию.

Р: планируют цели и способы взаимодействия.

Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом.





17.

Россия – федеративное государство.

Правовой статус субъектов РФ. Принцип федеративного устройства России. Равноправие субъектов РФ. Разграничение полномочий.

Государство, республика, автономный округ, автономная область, край, область и город федерального значения, полномочия.

Научатся объяснять новые понятия. Различать и характеризовать субъекты РФ. Объяснять федеративный характер нашего государства. Знать основные признаки федерализма. Знать, чем обеспечивается целостность РФ.

П: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, родителей, товарищей.

К: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Р: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное от-ношение к процессу познания.





18.

Судебная система РФ.

Судебная власть. Принципы осуществления судебной власти. Суды РФ. Участие граждан в отправлении правосудия.

Судебная власть, законность, суд, арбитражный суд, судья, прокурор, гласность судопроизводства.

Научатся объяснять новые понятия. Характеризовать судебную власть РФ. Знать основные принципы судопроизводства. Знать, как гражданин РФ может осуществить свое конституционное право на участие в отправлении правосудия.

П: выявляют особенности и при-знаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.

К: взаимодействуют в ходе совместной работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Р: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу.

Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности.





19.

Правоохранительные органы РФ.

Полиция. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат.

Правоохранительные органы, полиция, ФЗ «О полиции», прокуратура, адвокатура, нотариат.

Научатся объяснять новые понятия. Называть основные правоохранительные органы РФ. Различать сферы деятельности правоохранительных органов и судебной системы.

Приводить примеры деятельности правоохранительных органов.


П: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

К: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).

Р: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.





20.

Практикум по теме «Гражданин и государство».

Устные задания для обобщения и систематизации знаний по пройденной теме.

Письменные задания по теме урока. Готовимся к экзамену.

Основные термины и понятия раздела.

Научатся работать

с текстом учебника и дополнительными источниками, анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения.

П: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной
и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

К: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Р: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Положительно относятся к обучению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.





21.

Контрольная работа по темам «Политика», «Гражданин и государство».

Письменные задания для обобщения и систематизации знаний по пройденным темам.


Основные термины и понятия разделов.

Научатся работать

с текстом учебника и дополнительными источниками, анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения.

П: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

К: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Р: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Положительно относятся к обучению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.





Глава 3. Основы российского законодательства – 12 часов (11 + 1 практикум)



22.

Роль права в жизни человека, общества и государства.

В чем смысл понятия «право»? мера свободы, справедливости и ответственности. Норма права. Закон. Система законодательства. Право и закон.

Право, естественное право, норма права, отрасль права, институты права, трудовое право, семейное право, гражданское право, конституционна отрасль права.

Научатся объяснять новые понятия. Объяснять, почему закон является нормативным актом высшей юридической силы.

Сопоставлять позитивное и естественное право. Характеризовать основные элементы систе­мы российского законодательства.


П: выявляют особенности и при-знаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.

К: взаимодействуют в ходе совместной работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Р: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу.

Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.





23.

Правоотношения и субъекты права.

Сущность и особенности право­отношений. Субъекты правоот­ношений. Правоспособность и дее­способность, физические и юриди­ческие лица, юридические действия, правомерные и противоправные юридические действия, события.

Правоотношение, мера дозволенного, физические лица, юридические лица, правоспособность, дееспособность.

Научатся объяснять новые понятия. Объяснять причины субъективности прав и юридического закрепления обязанностей участ­ников правоотношений. Раскрывать особенности возникновения пра­воспособности и дееспособности у физических и юридических лиц.

П: самостоятельно выделяют и формулируют цели, анализируют вопросы, формулируют ответы.

К: участвуют в коллективном обсуждении проблем, обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу, самостоятельно выделяют и формулируют цель, составляют план и последовательность действий.

Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания.





24.

Правонарушения и юридическая ответственность.

Понятие правонарушения. При­знаки и виды правонарушений. Понятия и виды юридической от­ветственности. Презумпция неви­новности.

Противоправность, бездействие, наличие вины, деяние, неосторожность, умысел, проступок, виду ответственности, презумпция невиновности.

Научатся объяснять новые понятия. Называть основные виды и признаки право­нарушений.

Характеризовать юридическую ответствен­ность в качестве критерия правомерного поведе­ния.

Объяснять смысл презумпции невиновности.

П: привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебных задач.

К: обмениваются мнениями, участвуют в коллективном обсуждении проблем, распределяют обязанности в группе, проявляют способность к взаимодействию.

Р: планируют цели и способы взаимодействия.

Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания.





25.

Гражданские правоотношения.

Сущность гражданского права. Право собственности. Особенности гражданских правоот­ношений. Виды договоров. Граждан­ская дееспособность несовершенно­летних. Зашита прав потребителя. Способы защиты гражданских прав.

Имущественные отношения, неимущественные отношения, физические лица, сделка, потребитель, товар, сертификат, моральный вред, неустойка.

Научатся объяснять новые понятия. Называть виды и приводить примеры граж­данских договоров. Раскрывать особенности гражданской дее­способности несовершеннолетних. Находить и извлекать информацию о правах потребителя, предусмотренных законом РФ.

П: выявляют особенности и признаки объектов, приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.

К: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, допускают существование различных точек зрения.

Р: формулируют цель, планируют действия по ее достижению, принимают и сохраняют учебную задачу.

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное от-ношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности.





26.

Право на труд. Трудовые отношения.

Трудовой кодекс РФ. Право на труд. Права, обязанности и взаимная от­ветственность работника и рабо­тодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях

Трудовой кодекс, трудовые отношения, трудовой договор, профсоюз, работодатель, трудовая книжка, коллективный договор. Дисциплина труда.

Научатся объяснять новые понятия. Характеризовать осо­бенности трудовых правоотношений. Объяснять роль трудового договора в отно­шениях между работниками и работодателями. Раскрывать особенности положения несовер­шеннолетних в трудовых правоотношениях. Называть основные юридические гарантии права на свободный труд.

П: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека, привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи.

К: планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями, участвуют в коллективном решении проблем, распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию.

Р: учитывают ориентиры, данные учителем при изучении материала.

Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания.





27.

28.

Семья под защитой закона.

Юридические понятия семьи и брака. Сущность и особенности семейных правоотношений. Права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей и детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

Брак, личные (неимущественные) правоотношения, имущественные отношения, собственность, усыновление (удочерение), опека и попечительство, приемная семья.

Научатся объяснять новые понятия. Объяснять условия заключения и расторже­ния брака. Приводить примеры прав и обязанностей су­пругов, родителей и детей. Определять условия вступления в брак и препятствия к его заключению.

П: выявляют особенности и признаки объектов, приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.

К: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, допускают существование различных точек зрения.

Р: формулируют цель, планируют действия по ее достижению, принимают и сохраняют учебную задачу.

Осознают свои трудности и стремятся к их преодолению, имеют способность к самооценке своих действий и поступков.





29.

Административные правоотношения.

Административное право. Понятия и черты административного правоотношения. Административное правонарушение. Кодекс РФ об администра­тивных правонарушениях.

Административное право, нормы-запреты, нормы-дозволения, административные правоотношения, проступок, общественный порядок, общественная безопасность.

Научатся объяснять новые понятия. Определять сферу общественных отноше­ний, регулируемых административным правом. Характеризовать субъектов административных правоотношений. Указывать основные признаки административного правонарушения.

П: самостоятельно выделяют и формулируют цели, анализируют вопросы, формулируют ответы.

К: участвуют в коллективном обсуждении проблем, обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу, самостоятельно выделяют и формулируют цель, составляют план и последовательность действий.

Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу: понимают необходимость обучения, выраженного в пре-обладании учебно- познавательных мотивов.





30.

Уголовно-правовые отношения.

Особенности уголовного права и уголовно-правовых отношений. Понятие престу­пления. Пределы допустимой само­обороны. Уголовное наказание и ответственность несовершеннолетних.

Деяние, общественная опасность, противоправность, уголовное наказание, организатор преступления, исполнитель.

Научатся объяснять новые понятия. Характеризовать особенности уголовного права и уголовно-правовых отношений. Характеризовать специфику уголовной ответ­ственности несовершеннолетних. Определять особенности уголовного права и уголовно-правовых отношений.

П: самостоятельно выделяют и формулируют цели, анализируют вопросы, формулируют ответы.

К: участвуют в коллективном обсуждении проблем, обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу, самостоятельно выделяют и формулируют цель, составляют план и последовательность действий.

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное от-ношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности.





31.

Правовое регулирование отношений в сфере образования.

Законодательство в сфере обра­зования. Итоговая аттестация. Права, обязанности и ответственность обучающихся.

Образование, ФЗ «Об образовании в РФ», аттестация.

Научатся объяснять новые понятия. Понимать, что дает образованность человеку для выполнения им его гражданских обязанностей. Различать право на образование примени­тельно к основной и полной средней школе. Объяснять взаимосвязь права на образование и обязанности получить образование.

П: привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебных задач.

К: обмениваются мнениями, участвуют в коллективном обсуждении проблем, распределяют обязанности в группе, проявляют способность к взаимодействию.

Р: планируют цели и способы взаимодействия.

Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания.





32.

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.

Международное гуманитарное право. Значение международного гуманитарного права.

Вооруженные конфликты, международное гуманитарное право, военные преступления.

Научатся объяснять новые понятия. Объяснять сущность гуманитарного права. Характеризовать основные нормы, направленные на защиту раненых, военнопленных, мирного населения. Указывать методы и средства ведения войны, которые запрещены.

П: самостоятельно выделяют и формулируют цели, анализируют вопросы, формулируют ответы.

К: участвуют в коллективном обсуждении проблем, обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу, самостоятельно выделяют и формулируют цель, составляют план и последовательность действий.

Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом.





33.

Практикум по теме «основы российского законодательства».

Устные задания для обобщения и систематизации знаний по пройденной теме.

Письменные задания по теме урока. Готовимся к экзамену.

Основные термины и понятия раздела.

Научатся работать

с текстом учебника и дополнительными источниками, анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения.

П: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной
и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

К: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Р: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Положительно относятся к обучению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.





Повторение. Обобщение - 2 часа (1 + 1 к.р.)


34.















Итоговая контрольная работа.

Выполнение тестовых заданий.

Основные термины и понятия курса.

Умеют преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать свое отношение) и представлять её в виде письменного текста.

П: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной; осуществляют их для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно - следственные связи, делают обобщения, выводы.

К: осуществляют анализ, используя изученную терминологию и полученные знания.

Р: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Положительно относятся к обучению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.






35.











Урок-конференция. Обобщение курса «Обществознание».

Повторение и систематизация изученного в течение года, доклады обучающихся.

Основные термины и понятия, изученные в течение года.

Умеют пользоваться дополнительными источниками информации, отбирать материал по заданной теме; подбирать иллюстративный мате-риал к тексту своего выступления.

П: выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.

К: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Р: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Положительно относятся к обучению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.