СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОБЖ 9 класс

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по ОБЖ 9 класс 2018-2019 учебный год

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОБЖ 9 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новокулундинская средняя общеобразовательная школа»

Благовещенского района Алтайского края



«Рассмотрено»
на заседании МО учителей

естественно-политехнического цикла
Протокол №__от _________
______________/ Хадарин Е.А.

«Принято» на
педагогическом совете
Протокол №__от _________
    

«Утверждено»

директор МБОУ НСОШ

Сушков А.И./_____________

Приказ №____

от «__»____20__ г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

по основам безопасности жизнедеятельности_9 класс_

Гаврилов П. Л.

на 2018-2019 учебный год





Составлена на основе программы: «Основы

безопасности жизнедеятельности», авторской

программы предметной линии учебников под

редакцией А.Т. Смирнова 2014 г.













п. Новокулундинка

2018









1. Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана на основе: федерального перечня учебников , основной образовательной программы НОО МБОУ «Новокулундинская СОШ», учебного плана МБОУ НСОШ, локального акта «Положение рабочих программах учебных предметов и курсов внеурочной деятельности» в МБОУ НСОШ.

Рабочая программа по основам безопасности жиз­недеятельности (ОБЖ) для 5—9 классов разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта по осно­вам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с положе­ниями Конституции Российской Федерации и федеральными за­конами Российской Федерации в области безопасности жизнеде­ятельности.

В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации при­родного, техногенного и социального характера стали объектив­ной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущ­ных потребностей каждого человека, общества и государства.

Анализ трагических последствий различных опасных и чрезвы­чайных ситуаций показывает, что более чем в 80% случаев причи­ной гибели людей является человеческий фактор. Трагедия ча­ще всего происходит из-за несоблюдения человеком комплекса мер безопасности в различных жизненных ситуациях, в том числе и при угрозе совершения террористического акта, пренебрежения к соб­людению норм здорового образа жизни и установленных норм безопасного поведения в повседневной жизни (безопасность на до­рогах, пожарная безопасность, безопасность в быту и др.).

По мнению специалистов МЧС России, человеческий фактор в настоящее время является если не главным, то определяющим в деле обеспечения личной безопасности каждого человека и на­циональной безопасности России. При этом роль человека в обеспечении личной безопасности и национальной безопасности России постоянно возрастает.

Обстановка, складывающаяся в стране в области безопаснос­ти, настоятельно требует пересмотра системы подготовки подрас­тающего поколения россиян в области безопасности жизнедея­тельности на основе комплексного подхода к формированию у , них современного уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния челове­ческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, связан­ных с различными опасными и чрезвычайными ситуациями, в том числе с терроризмом, наркотизмом и военными угрозами.

Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представ­ленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обес­печивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окру­жающего мира.

Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школь­ных предметов вносит свой вклад в формирование современного

уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль при­надлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время предмет ОБЖ через собственную систему обра­зовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопас­ной жизнедеятельности в реальной окружающей среде — при­родной, техногенной и социальной.

Настоящая учебная программа представляет собой первую часть комплексной учебной программы по основам безопасности жизнедеятельности для 5—11 классов.

При разработке содержания данной учебной программы при­нималась во внимание специфика содержания курса ОБЖ, кото­рая заключается в следующем:

  • учет основных закономерностей развития теории безопас­ности;

  • интегративность (проблематика курса ОБЖ охватывает мно­гие сферы человеческой деятельности и является результатом взаимодействия разнообразных систем, направленных на сохра­нение жизни человека и окружающей среды);

  • направленность на формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства.

При разработке структуры и содержания программы были уч­тены педагогические принципы организации учебно-воспитатель­ного процесса в области безопасности жизнедеятельности, а именно:

  • непрерывность обучения с 5 по 11 класс с использованием возможностей федерального и регионального компонентов базис­ного учебного плана;

  • постепенное наращивание информационной и воспитатель­ной нагрузки учащихся в области безопасности жизнедеятельности с учетом их возрастных особенностей и уровня подготовки по ос­тальным школьным предметам в каждом классе, чтобы уровень культуры в области безопасности жизнедеятельности выпускников школы соответствовал принятому в Российской Федерации;

  • обеспечение разделения учебной нагрузки между федераль­ным и региональным компонентами при условии, что федераль­ный уровень обеспечивает научно-теоретическую основу форми­рования единого образовательного пространства в области без­опасности, а региональный уровень — повышение практической подготовки обучаемых к безопасному поведению с учетом ре­гиональных особенностей (это должно учитываться при разработ­ке региональных учебных программ).



















Изучение тематики данной учебной программы направлено на решение следующих задач:



• формирование у учащихся научных представлений о прин­ципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества;

  • выработку умении предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;

  • формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвы­чайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.



Изучение тематики данной учебной программы направлено на достижение следующих целей:

• усвоение знаний:

  • об опасных и чрезвычайных ситуациях,

  • о влиянии их последствий на безопасность личности, об­щества и государства,

  • о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций,

  • об организации подготовки населения к действиям в усло­виях опасных и чрезвычайных ситуаций,

  • о здоровом образе жизни,

  • об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях,

  • о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;



  • развитие личных, духовных и физических, качеств, обеспечи­вающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычай­ных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

  • формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;

  • воспитание ответственного отношения к сохранению окру­жающей природной среды, к личному здоровью как индивиду­альной и общественной ценности;

  • развитие умений:



  • предвидеть возникновение опасных ситуаций по характер­ным признакам их появления, а также на основе анализа специ­альной информации, получаемой из различных источников,

  • принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально скла­дывающейся обстановки и своих возможностей.

Структурные компоненты курса ОБЖ в учебной программе для 5—9 классов представлены в двух учебных модулях, кото­рые охватывают весь минимум содержания, определенный для этого курса с учетом перспектив его развития. Каждый модуль содержит по два раздела и по шесть тем. При этом количество тем может варьироваться.

Модульная система построения учебной программы позволит учителю более рационально распределить учебный материал.

Модуль I (M-I). Основы безопасности личности, общества и государства.

Модуль обеспечивает формирование у обучаемых комплекс­ной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Модуль включает в себя два раздела.

Раздел I (P-I). Основы комплексной безопасности (изучается с 5 по 9 класс).

Раздел II (Р-Н). Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (изучается с 7 по 9 класс).

Модуль II (M-II). Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Решает задачи духовно-нравственного воспитания обучаемых, формирования у них индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также умений оказы­вать первую медицинскую помощь. Модуль включает в себя два раздела.

Раздел III (P-lll). Основы здорового образа жизни.

Раздел IV (P-IV). Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

После изучения каждого модуля в каждом классе выполняется итоговое задание. Это может быть реферат, доклад, проектное задание, анализ ситуации и т. д.

Для реализации программы на ее изучение пре­дусмотрено по 1 ч учебного времени в неделю во всех классах (с 5 по 9 класс).

























2. Тематический план 5—9 классы



модуля,

раздела,

темы

Наименование модуля, раздела, темы

Количество часов

М-1

Основы безопасности личности, общества и государства

118

Р-1

Основы комплексной безопасности

91

Тема 1

Обеспечение личной безопасности в повсе­дневной жизни

27

Тема 2

Обеспечение безопасности при активном от­дыхе в природных условиях

25

Тема 3

Обеспечение личной безопасности при угро­зе террористического акта

2

Тема 4

Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и соци­ального характера

37

Р-И

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

27

Тема 5

Организация защиты населения от чрезвы­чайных ситуаций

23

Тема 6

Организация борьбы с терроризмом и нар­кобизнесом в Российской Федерации

4

Итоговое задание

МИ

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

57

P-III

Основы здорового образа жизни

35

Тема 7

Здоровый образ жизни и его составляющие

21

Тема 8

Факторы, разрушающие здоровье

11

Тема 9

Правовые аспекты взаимоотношения полов

3

P-IV

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

22

Тема 10

Основы медицинских знаний

1

Тема 11

Первая медицинская помощь при неотлож­ных состояниях

20

Тема 12

Первая медицинская помощь при массовых поражениях

1


Итоговое задание


Всего часов

175









3. Содержание программы

Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства

Раздел I. Основы комплексной безопасности

Тема 1. Обеспечение личной безопасности в повседнев­ной жизни

7. /. Пожарная безопасность

Пожары в жилых и общественных зданиях, причины их воз­никновения и возможные последствия. Влияние человеческого фактора на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.

1.2. Безопасность на дорогах

Причины дорожно-транспортных происшествий и их возмож­ные последствия. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Об­щие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.

1.3. Безопасность в быту

Особенности города (населенного пункта) как среды обитания человека. Характеристика городского и сельского жилища, осо­бенности его жизнеобеспечения. Возможные опасные и аварий­ные ситуации в жилище. Соблюдение мёр безопасности в быту.

1.4. Безопасность на Водоемах

Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Само- и взаимопомощь терпящих бедствие на воде.

1.5. Экология и безопасность

Загрязнение окружающей природной среды. Понятия о пре­дельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Ме­роприятия, проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.

1.6. Опасные ситуации социального характера Криминогенные ситуации в городе, причины их возникновения.

Меры личной безопасности на улице, дома, в общественном месте.

Тема 2. Обеспечение безопасности при активном отдыхе

в природных условиях

2.1. Подготовка к активному отдыху на природе
Ориентирование на местности. Определение своего местонахож­дения и направления движения на местности. Подготовка к выходу
на природу. Определение необходимого снаряжения для похода.Определение места для бивака и организация бивачных работ.

2.2. Активный отдых на природе и безопасность
Общие правила безопасности при активном отдыхе на при­роде. Подготовка и обеспечение безопасности в пеших и гор­ных походах, при проведении лыжных, велосипедных и водных походов.

2.3. Дальний(внутренний)и выездной туризм, меры безо­пасности

Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. Акклиматизация человека в различных природных условиях. Обеспечение личной безопас­ности при следовании к местам отдыха различными видами транспорта.

2.4. Обеспечение безопасности при автономном сущест­вовании человека в природной среде

Автономное существование человека в природных условиях. Добровольная и вынужденная автономия. Обеспечение жизнеде­ятельности человека в природной среде при автономном сущест­вовании.

2.5. Опасные ситуации в природных условиях

Опасные погодные условия. Дикие животные и обеспечение безопасности при встрече с ними. Укусы насекомых и защита от них. Клещевой энцефалит и его профилактика.

Тема 3. Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта

3.1. Наиболее опасные террористические акты

Взрывы в местах массового скопления людей. Захват воздуш­ных и морских судов, автомашин и других транспортных средств и удерживание в них заложников.

3.2. Правила поведения при возможной опасности взрыва.Признаки, по которым можно судить о возникновении опас­ности взрыва. Правила безопасного поведения, если взрыв про­изошел, если вас завалило обломками стен.

3.3. Обеспечение безопасности в случае захвата в залож­ники или похищения

Правила поведения в случае захвата в заложники. Правила поведения при нападении с целью похищения. Обеспечение безопасности при захвате самолета. Правила поведения при пе­рестрелке.

Тема 4. Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситу­ациях природного, техногенного и социального характера

4.1. Чрезвычайные ситуации природного характера
Чрезвычайные ситуации геологического происхождения (землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы, лавины).

Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (ураганы, бури, смерчи).

Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения (на­воднение, сели, цунами).

Чрезвычайные ситуации биологического происхождения (лесные и торфяные пожары, эпидемии, эпизоотии и эпифитотии).

Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного характера, рекомендации населению по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций.

4.2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Общие понятия о чрезвычайных ситуациях техногенного харак­тера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенногохарактера. Потенциально опасные объекты.

Аварии на радиационно опасных, химически опасных, взры-вопожароопасных объектах, на гидротехнических сооружениях, их причины и возможные последствия.

Защита населения от чрезвычайных ситуаций техногенного ха­рактера, рекомендации населению по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций.

4.3. Современный комплекс проблем безопасности соци­ального характера

Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России.

Международный терроризм — угроза национальной без­опасности России. Наркотизм и национальная безопасность России.

Защита населения от чрезвычайных ситуаций социального ха­рактера. Правила личной безопасности в чрезвычайных ситуаци­ях социального характера.

Раздел II. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

Тема 5. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций

5.1. Правовые основы обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций

Положения Конституции Российской Федерации и федераль­ных законов в области безопасности, определяющие защищен­ность жизненно важных интересов личности, общества и госу­дарства от внешних и внутренних угроз. Права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности.

5.2. Организационные основы по защите населения стра­ны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Единая государственная система предупреждения и ликвида­ции чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее задачи.

Гражданская оборона как составная часть национальной безо­пасности страны, ее задачи и предназначение.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий сти­хийных бедствий (МЧС России) — федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуа­ций. Роль МЧС России в формировании современного уровня куль­туры безопасности жизнедеятельности населения страны.

5.3. Основные мероприятия, проводимые в Российской Феде­рации по защите населения от чрезвычайных ситуаций

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Инже­нерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Эвакуация насе­ления. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.

Тема б. Организация борьбы с терроризмом и наркобиз­несом в Российской Федерации

6.1. Система борьбы с терроризмом

Виды террористических актов, их цели и способы осуществле­ния. Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом. Основные принципы противодействия тер­роризму. Контртеррористическая операция. Применение Вооружен­ных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

6.2. Государственная политика противодействия наркотизму

Основные понятия о наркотизме, наркомании, причинах их распространения. Последствия наркомании и ее влияние на на­циональную безопасность России. Нормативно-правовая база борьбы с наркобизнесом. Профилактика наркомании.

Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Раздел III. Основы здорового образа жизни

Тема 7. Здоровый образ жизни и его составляющие

7. /. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здо­ровья человека и общества. Социально-демографические процессы в России и безопасность государства. Особенности физического и психического развития человека; развитие и укрепление чувства зрелости, развитие волевых качеств. Социальное развитие челове­ка и его взаимоотношения с окружающими людьми. Формирование

личности человека, значение и роль его взаимоотношений со взрос­лыми, родителями, сверстниками. Взаимоотношения человека и об­щества. Ответственность несовершеннолетних.

7.2. Здоровый образ жизни и его составляющие Здоровый образ жизни — индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств.

Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья. Режим дня и его значение для здоровья. Профилактика переутом­ления. Двигательная активность и закаливание организма — необ­ходимые условия сохранения и укрепления здоровья. Рациональное питание. Роль питания в сохранении здоровья человека. Роль здо­рового образа жизни в формировании у обучаемых современного уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности.

Тема 8. Факторы, разрушающие здоровье

8.1. Вредные привычки и их влияние на здоровье
Основные вредные привычки. Курение, влияние табачного дыма

на организм курящего и окружающих. Употребление алкоголя и его влияние на умственное и физическое развитие человека. Наркома­ния и ее отрицательные последствия для здоровья человека. Про­филактика вредных привычек.

8.2. Ранние половые связи и их отрицательные послед­ствия для здоровья человека

Инфекции, передаваемые половым путем. Понятие о ВИЧ-ин­фекции и СПИДе. СПИД — угроза здоровью личности и общества.

Профилактика инфекций, передаваемых половым путем, и ВИЧ-инфекции.

Тема 9. Правовые аспекты взаимоотношения полов

9.1. Семья в современном обществе

Законодательство и семья. Основы семейного права в Рос­сийской Федерации. Брак и семья, основные понятия и опреде­ления. Семья и здоровый образ жизни, основные функции семьи.

Личные права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей.

Раздел IV. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

Тема 10. Основы медицинских знаний

10.1. Основы медицинских знаний

Общая характеристика различных повреждений и их послед­ствия для здоровья человека.

Основные правила оказания первой медицинской помощи при различных видах повреждений.

Средства оказания первой медицинской помощи. Медицинская (домашняя) аптечка.

Природные лекарственные средства. Перевязочные материалы, дезинфицирующие средства.

Основные неинфекционные заболевания, их причины, связь с образом жизни. Профилактика неинфекционных заболеваний.

Наиболее часто встречающиеся инфекционные заболевания, их возбудители, пути передачи инфекции, меры профилактики.

Тема 11. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях

/1.1. Правила оказания первой медицинской помощи

Первая медицинская помощь при отравлении.

Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигатель­ного аппарата, порядок наложения поддерживающей повязки. Правила и способы транспортировки пострадавшего.

Первая медицинская помощь при кровотечениях. Способы ос­тановки кровотечения.

Оказание первой медицинской помощи при утоплении. Способы проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца.

Оказание первой медицинской помощи при тепловом и сол­нечном ударах, при отморожении.

Тема 12. Первая медицинская помощь при массовых по­ражениях

12.1. Комплекс простейших мероприятий по оказанию пер­вой медицинской помощи при массовых поражениях

Основные причины возникновения массового поражения лю­дей природного, техногенного и социальногочхарактера.

Основные мероприятия, проводимые в местах массового пора­жения людей (извлечение пострадавших из-под завала, введение обезболивающих средств, освобождение верхних дыхательных путей и др.).





























4. Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 7—9 классах учащийся должен знать:

  • потенциальные опасности природного, техногенного и соци­ального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;

  • основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности;

  • систему взглядов, принятых в Российской Федерации, по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;

  • наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации при­родного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;

  • основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;

  • законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по организации борьбы с терроризмом;

  • правила поведения при угрозе террористического акта;

  • государственную политику противодействия наркотизму;

• основные меры по профилактике наркомании.
Учащийся должен уметь:

  • предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;

  • принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;

  • действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;

  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

  • оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

Кроме того, учащийся должен обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической де­ятельности и в повседневной жизни для:

  • обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

  • подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях;

  • оказания первой медицинской помощи пострадавшим;

  • выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.

















5.Тематическое планирование для учебной программы 9 класс





модуля,

раздела,

темы

Наименование модуля, раздела, темы

Количество часов

М-1

Основы безопасности личности, общества и государства

24

Р-1

Основы комплексной безопасности

12

Тема 1

Национальная безопасность России в совре­менном мире

4

Тема 2

Чрезвычайные ситуации природного и техно­генного характера и национальная безопас­ность России

3

Тема 3

Современный комплекс проблем безопаснос­ти социального характера и национальная безопасность России

3

Тема 4

Обеспечение личной безопасности при угро­зе террористического акта

2

Р-И

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

12

Тема 5

Организационные основы по защите населе­ния страны от чрезвычайных ситуаций мир­ного и военного времени

3

Тема 6

Основные мероприятия, проводимые в Рос­сийской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

5

Тема 7

Организация борьбы с терроризмом и нар­кобизнесом в Российской Федерации

4

Итоговое задание

МП

Основы медицинских знаний и здорово­го образа жизни

11

P-III

Основы здорового образа жизни

9

Тема 8

Основы здорового образа жизни

3

Тема 9

Факторы, разрушающие репродуктивное здо­ровье

3

Тема 10

Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья

3

P-/V

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

2

Тема 11

Оказание первой медицинской помощи

2


Итоговое занятие



Всего часов

35









6. Календарно-тематическое планирование уроков



Планирование учебного материала осуществляется из расчета 1 час в неделю по

учебному плану. Всего на изучение курса основ безопасности жизнедеятельности в 2016-2017 учебном году в 7-9 классах отведено по 35 часов в год (1 раз в неделю).

Обучение осуществляется по учебнику

Смирнов А.Т. .Основы безопасности жизнедеятельности : 9-й кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений./ А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. -6-е изд М.: Просвещение, 2012.

Планируются следующие типы уроков:

  1. Урок изучения нового материала.

  2. Урок совершенствования знаний, умений навыков.

  3. Урок обобщения, систематизации навыков.

  4. Комбинированный урок.

  5. Контрольный урок.

При обучении планируется использовать методы обучения:

  1. Монологическое изложение.

  2. Диалогическое изложение.

  3. Эвристическая беседа.

  4. Исследовательских заданий.

  5. Алгоритмических предписаний.

  6. Программированных заданий

Виды уроков:

Урок-лекция.

  1. Урок-беседа.

  2. Урок практических работ.

  3. Дидактическая игра.

  4. Устный опрос.

  5. Письменный опрос.

  6. Контрольная работа.

  7. Урок самостоятельных работ.

  8. Видеоурок.

  1. Урок теоретических или практических работ.

  2. Урок-экскурсия.

  3. Урок-семинар.

  4. Зачет.

Компетенции:

  1. Информационная

  2. Учебно-познавательная компетенция

  3. Коммуникативная

  4. Рефлексивная

  5. Ценностно-смысловая компетенция

  6. Общекультурная компетенция

  7. Компетенция личностного самосовершенствования



Средства контроля и оценки результатов обучения по ОБЖ

Все тестовые задания оцениваются:

- правильный ответ – 1 балл;

- отсутствие ответа или неправильный ответ – 0 баллов

Критерии оценивания:

«2» - менее 25% правильных ответов.

«3» - от 25% до 50% правильных ответов.

«4» - от 50% до 75% правильных ответов.

«5» - от 75% и более правильных ответов.

                          Оценка устных ответов обучающегося :

Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся:

• полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

• изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию;

• показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

• продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

• отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

  Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или выкладках, которые обучающийся легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если: он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

• в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие общего содержания ответа;

• допущены один или два недочета при освещении содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

• допущена ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

• неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиям к математической подготовки обучающегося»);

• имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, исправленные после нескольких  вопросов;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

• не раскрыто основное содержание учебного материала;

• обнаружено незнание или непонимание обучающимся большей или наибольшей части материала;

 









Критерии оценивания подготовленности учащихся по ОБЖ

Оценка устных ответов учащихся.

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание рассматриваемых вопросов,  дает точные формулировки и истолкование основных понятий, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу ОБЖ, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится,  если учащийся правильно понимает суть рассматриваемого вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса ОБЖ, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием стереотипных решений, но затрудняется при решении задач, требующих более глубоких подходов в оценке явлений и событий; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

При оценивании устных ответов учащихся целесообразно проведение поэлементного анализа ответа на основе программных требований к основным знаниям и умениям учащихся, а также структурных элементов некоторых видов знаний и умений, усвоение которых целесообразно считать обязательными результатами обучения. Ниже приведены обобщенные планы основных элементов

 

Оценка письменных контрольных работ.

«5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

«4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

«3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

«2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

 

Оценка практических работ.

«5» ставится, если учащийся выполняет практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий, самостоятельно и правильно выбирает необходимое оборудование; все приемы проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности.

«4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

«3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе выполнения приема были допущены ошибки.

« ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; если приемы выполнялись неправильно.

 

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.

Критерии оценивания учащихся  составляются в соответствии с требованиями государственного стандарта по ОБЖ, уровнем обученности учащихся. Проверочные работы состоят из вопросов и заданий, соответствующих требованиям базового уровня как по объему,  так и глубине.





































Литература

.

  1. Конституция Российской Федерации (последняя редакция).

  2. Основы безопасности жизнедеятельности: сб. заданий для проведе­ния экзаменов в 9 кл. / [А. Т. Смирнов, М. В. Маслов, Б. И. Мишин; научн. руководитель Г. С. Ковалева; под общ. ред. А. Т. Смирнова]. — М.: Просвещение, 2006—2008.

  3. Основы безопасности жизнедеятельности: справочник / [А. Т. Смир­нов, Б. О. Хренников, Р. А. Дурнев, Э. Н. Аюпов; под общ. ред. А. Т. Смир­нова]. — М.: Просвещение, 2007.

  4. Рыбин А. Л. Безопасность дорожного движения. Учебно-наглядное пособие для учащихся. 5—9 кл. В 2 ч. (24 плаката) / А. Л. Рыбин, Б. О. Хренников, М. В. Маслов; под общ*, ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение, 2008.

  5. Рыбин А. Л. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пасса­жиров, водителей: пособие для учащихся: 5 — 9 кл. / А. Л. Рыбин, М. В. Маслов; под общ. ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение, 2008.

  6. Семейный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).

  7. Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ: ред. А. Т. Смирнова. — 6-е изд. — М.: Просвещение, 2009.

  8. Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. ред. А. Т. Смирнова. — 5-е изд. — М.: Просвещение, 2009.

  9. Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. ред. А. Т. Смирнова. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 2009.

  10. Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. ред. А. Т. Смирнова. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2009.

  11. Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под ред. А. Т. Смирнова. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2009.

  12. Закона РФ^«Об образовании», «О про­тиводействии терроризму», «О днях воинской славы и памятных датах России» // Собраие законодательства Российской Федерации: офици­альное издание. — М., 1998; 2003—2007.



Календарно-тематическое планирование 9 класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Основное содержание

Требования к уровню подготовки (знать/уметь)/ Критерии оценивания

Оборудование оснащение

Календарно-учебный график

Основы безопасности личности, общества, государства

Основы комплексной безопасности

Национальная безопасность России в современном мире

1

Современный мир и Россия.

1

Конфротация, локальные войны, террористический акт

Знать горячие точки на мировой карте. Места где постоянно проводят и совершают террористические акты. Уметь оценивать , происходящие события в мире.

Политическая карта мира , сообщения СМИ.

1 неделя

2

Национальные интересы России в современном мире.

1

Основные виды национальных интересов России в современном мире.

Знать национальные интересы России в современном мире. Уметь объяснять , происходящие события вокруг России.

Сообщения СМИ.

2 неделя

3

Основные угрозы национальным интересам и безопасности России.

1

Основные угрозы национальным интересам и безопасности Росси

Влияние определенного поведения каждого человека на национальную безопасность России.

Знать потенциальных противников и политику , проводимую ими против России. Уметь отстаивать свою позицию по проблемам национальной безопасности

Сообщения СМИ.

3 неделя

4

Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность.

1

Формирование общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности.

Знать влияние культуры населения в области безопасности жизнедеятельности населения . Уметь отстаивать сою точку зрения.

Материалы Интернета.

4 неделя

Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная безопасность России

5

Чрезвычайные ситуации и их классификация.

1

Классификация Ч.С., основные причины увеличения их числа. Масштабы и последствия Ч.С. для жизнедеятельности человека.

Знать параметры классификации ЧС ; масштабы и последствия ЧС. Уметь применять полученные знания в практической жизни.

Схемы и таблицы; учебные картины.

5 неделя

6

Ч.С. природного характера, и их последствия.

1

Ч.С. природного характера, их причины и последствия.

Знать природу происхождения ЧС природного характера и их последствия. Уметь характеризовать ЧС природного характера и их последствия.

Иллюстрации учебника , учебные картины.

6 неделя

7

Ч.С.техногенного характера и их причины.

1

Ч.С.техногенного характера их причина и последствия

Классификация Ч.С., основные причины.

Знать причины возникновения ЧС техногенного характера и их последствия . Уметь классифицировать основные ЧС техногенного характера.

Иллюстрации учебника, учебные картины.

7 неделя

8

Угроза военной безопасности России.

1

Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России Роль Вооруженных Сил России в обеспечении национальной безопасности страны.

Знать откуда исходит угроза военной безопасности России. Уметь объяснять роль России в сдерживании конфротации в мире.

Материалы СМИ.

8 неделя

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

9

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

1

Основные задачи. Решаемые РСЧС по защите населения страны от ЧС природного и техногенного характера.

Знать основные положения Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Уметь применять полученные знания в практической жизни.

Нормативные документы, схемы и таблицы.

9 неделя

10

Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны.

1

Основные факторы, определяющие развитие ГО в настоящее время.

Знать основные задачи и цели гражданской обороны в национальной безопасности страны. Уметь объяснять особенности развития гражданской обороны на современном этапе .

Иллюстрации учебника , учебные картины , стенды.

10 неделя

11

МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

1

Основные задачи , полномочия МЧС России. Приоритетные направления деятельности МЧС.

Знать основные полномочия , возложенные на МЧС России и приоритетные направления деятельности МЧС России. Уметь применять полученные знания в практической деятельности.

Схемы , таблицы, материалы Интернета.

11 неделя

Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

12

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.

1

Основное предназначение проведения системы мониторинга и прогнозирования ЧС.

Знать способы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций. Уметь проводить простейший мониторинг местных ситуаций.

Материалы Интернета.

12 неделя

13

Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

1

Инженерная защита населения и территорий от ЧС.

Знать мероприятия по инженерной защите населения , проводимых в нашем регионе. Уметь применять полученные знания в практической деятельности.

Учебные картины, иллюстрации учебника.

13 неделя

14

Оповещение и эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций.

1

Централизованна система оповещения населения о ЧС, единая дежурно- диспетчерская служба на базе телефона 01.создание локальных и автоматизированных систем оповещения.

Система оповещение, Сигнал «Внимание всем».

Знать правила эвакуации населения и способы оповещения населения о начале эвакуации. Уметь пользоваться средствами оповещения населения о начале эвакуации.

Видеоматериалы, учебные картины , инструкции.

14 неделя

15

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.

1

Виды аварийно-спасательных работ и их специфика.

Знать виды аварийно-спасательных работ и их специфику. Уметь проводить простые работы в очагах поражения.

Иллюстрации учебника, учебные картины.

15 неделя

Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации

Общие понятия о терроризме и экстремизме

16

Международный терроризм – угроза национальной безопасности России.

1

Особенности современной террористической деятельности. Меры, предусмотренные РФ по противодействию терроризму.

Знать виды и способы проведения террористических актов , проводимых террористами. Уметь применять полученные знания в практической жизни.

Материалы Интернета и СМИ.

16 неделя

17

Виды террористической деятельности и террористических акций, их цели и способы осуществления.

1

Виды террористических акций, их цели и способы осуществления.

Знать цели и задачи террористов и их акций. Уметь распознавать (теоретически) по внешнему виду оставленных предметов их отношения к взрывному устройству.

Видеоматериалы, сообщения СМИ, учебные картины , иллюстрации учебника.

17 неделя

Нормативно-правовая база противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации

18

Основные нормативно-правовые акты по противодействию терроризму и экстремизму.

1

Основные органы федеральной исполнительной власти, непосредственно осуществляющие борьбу с терроризмом.

Знать основные нормативные документы и правовые акты по противодействию терроризму и экстремизму. Уметь использовать полученные знания в практической жизни.

Нормативные документы , брошюры, материалы Интернета.

18 неделя

19

Общегосударственное противодействие терроризму.

1

Основные задачи ГО по защите населения от террористических актов.

Знать основные задачи ГО по защите населения от терроризма. Уметь объяснять младшим школьникам задачи , стоящие перед ГО .

Текст учебника , учебные картины.

19 неделя

20

Нормативно-правовая база противодействия наркотизму.

1

Наркотизм. Стратегия государственной антинаркотической политики РФ .Уголовная ответственность, предусмотренная за участие в террористической деятельности.

Знать законы и постановления по борьбе с наркотизмом. Уметь ориентироваться в нормативно- правовой базе противодействия наркотизму.

Текст Конституции РФ , нормативные документы.

20 неделя

Организационные основы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации

21

Организационные основы противодействия терроризму в Российской Федерации.

1

Существующие в мировой практике формы борьбы терроризмом. Организация информирования населения о террористической акции.

Знать существующие в мире формы борьбы с терроризмом. Уметь осуществлять информацию населения о террористической акции.

Материалы СМИ, нормативные документы.

21 неделя

22

Организационные основы противодействия наркотизму в Российской Федерации.

1

Основные меры борьбы наркоманией. Наказание, принимаемые в России для борьбы с наркоманией

Государственная политика противодействия наркотизму.

Знать законодательную базу по борьбе с наркоманией ; меры наказания и государственную политику противодействия наркотизму. Уметь применять полученные знания в практической жизни.

Текст Конституции РФ, нормативные документы.

22 неделя

Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости

23

Правила поведения при угрозе террористического акта.

1

Правила поведения при возможной опасности взрыва, захвата в заложники, нападения с целью похищения, при захвате самолета.

Знать правила поведения при угрозе проведения террористического акта . Уметь вести себя при нападении с целью похищения .

Наставления , материалы Интернета.

23 неделя

24

Профилактика наркозависимости.

1

Нормативно-правовая база противодействия наркотизму.

Знать правовую базу противодействия наркотикам. Уметь сказать нет при попытке втягивания использования наркотического зелья.

Медицинские брошюры , агитационные материалы.

24 неделя

Основы медицинских знаний

Основы здорового образа жизни

Здоровье – условие благополучия человека

25

Здоровье человека как индивидуальная так и общественная ценность.

1

Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Определение, данное здоровью в Уставе ВОЗ. Основные факторы, оказывающее существенное влияние на здоровье человека. Взаимосвязь, существующая между духовной, физической, и социальной составляющими здоровья человека.

Здоровье, ЗОЖ, факторы, определяющие состояние индивидуального здоровья.

Знать здоровый образ жизни и его составляющие ; здоровье- условие благополучия человека. Уметь объяснять влияние здоровья на национальную безопасность России.

Плакаты , брошюры , материалы Интернета.

25 неделя

26

Здоровый образ жизни и его составляющие.

1

ЗОЖ и его составляющие. Роль ЗОЖ в формировании у человека общей культуры в области безопасности жизнедеятельности.

Физическое здоровье, гигиены, изменения в подростковом возрасте, духовное здоровье, акселерация.

Отрабатывать навыки личной гигиены, занятие физкультурой.

Знать , что здоровье человека как индивидуальная, так и общественная это достояние страны. Уметь характеризовать физическое, духовное и социальное благополучие человека.

Плакаты , учебные картины.

26 неделя

27

Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России.

1

Укреплять здоровье, восстанавливать душевное равновесие.

Знать влияние репродуктивного здоровья на национальную безопасность России. Уметь проводить взаимосвязь между здоровым обществом и будущим поколением.

Памятки , медицинские брошюры.

27 неделя

Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье

28

Ранние половые связи и их последствия.

1

Ранние половые связи и их последствия .

Знать вред , наносимый организму ранними половыми связями и дальнейшими последствиями для организма. Уметь объяснять подросткам вред наносимый организму ранними половыми связями.

Медицинские брошюры, памятки.

28 неделя

29

Инфекции, передаваемые половым путем.

1

Инфекции, передаваемые половым путем.

Знать инфекционные заболевания передаваемые половым путем . Уметь использовать полученные знания в практической жизнедеятельности по предосторожению ранних половых связей.

Медицинские брошюры, памятки.

29 неделя

30

Понятие о ВИЧ- инфекции и СПИДе.

1

Понятие о ВИЧ- инфекции и СПИДе.

Знать о неизлечимости СПИДа на современном этапе и способах предохранения от ВИЧ- инфекции. Уметь объяснять в вреде наносимом организму ВИЧ- инфекцией.

Медицинские брошюры, учебные картины.

30 неделя

Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья

31

Брак и семья.

1

Роль семьи в формировании ЗОЖ.

Основные положении семейного кодекса.

Знать о роли семьи в развитии современного общества ; основные положения семейного кодекса. Уметь анализировать основы семейного права в Российской Федерации.

Текст Конституции РФ, брошюры.

31 неделя

32

Семья и здоровый образ жизни человека.

1

Основные положении семейного кодекса.

Знать взаимосвязь семьи и здорового образа жизни в жизнедеятельности личности и общества. Уметь использовать полученные знания в практической деятельности.

Текст Конституции РФ .

32 неделя

33

Основы семейного права в Российской Федерации.

1

Условия и порядок заключения брака.

Знать характер особенности семейно-брачных отношений в Российской Федерации. Уметь применять полученные знания в практической деятельности.

Текст Конституции РФ.

33 неделя

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

Основы первой помощи

34

Первая медицинская помощь при массовых поражениях

Первая медицинская помощь при массовых поражениях.

1

Правила и приемы оказания первой помощи при массовых поражениях.

Знать правила оказания первой помощи при массовых отравлениях. Уметь пользоваться медицинской аптечкой.

Медицинская аптечка , иллюстрации.

34 неделя

35

Первая медицинская помощь при передозировке приеме психоактивных веществ.

1

Оказание первой помощи при передозировке приема психоактивных веществ.

Знать правила оказания первой медицинской помощи при передозировке психоактивных веществ. Уметь пользоваться медицинской аптечкой.

Медицинская аптечка , инструкции.

35 неделя


Всего

35 ч











Лист дополнений и изменений к рабочей программе

Дата внесения изменений

Содержание

Подпись лица, внесшего запись