Программа курса «Окружающий мир» рассчитана на 66 часов ( 2 часа в неделю, 33 учебные недели ). В данной рабочей программе в КТП в планируемых сроках учтены праздничные дни согласно производственному календарю на 2017/18 учебный год (23.02, 08,03, 09.03, 30.04, 01.05, 02.05, 09.05), дополнительные каникулы. Продолжительность курса составляет 65 часов (33 учебных недели).
1. А.А. Плешаков. Учебник «Окружающий мир». 1 класс (в двух частях), М.: «Просвещение», 2016 год
2. А.А. Плешаков. Рабочая тетрадь «Окружающий мир». 1 класс (в двух частях), М.: «Просвещение», 2017 год
Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих метапредметных, личностных и предметных результатов.
родственникам, любовь к родителям.
№ п/п | Тема урока | Решаемые проблемы | Планируемый результат и уровень усвоения | Календарные сроки прохождения программы |
план | факт |
I четверть (19 ч.) |
Тема №1 «Введение. Что и кто?» (24 часа) |
Регулятивные УУД – овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия. Познавательные УУД – умение использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов. Коммуникативные УУД – умение слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать существование различных точек зрения, аргументировать свою точку зрения. Личностные УУД - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за Родину, российский народ и историю России, формирование ценностей многонационального российского общества. |
1 | День Знаний | | | 01.09 | |
2 | Вводный урок. Задавайте вопросы! | Учить задавать вопросы об окружающем мире, принимать участие в учебном диалоге. | Научатся пользоваться условными обозначениями учебника, различать способы и средства познания окружающего мира. | 05.09 | |
3 | Экскурсия « Что такое наша школа?» | Познакомить со школой, с учебными кабинетами, объяснить правила поведения в школе. | Научатся следовать инструкциям поведения в раздевалке, в столовой, в кабинете, на перемене. | 08.09 | |
4 | Экскурсия «Что у нас на школьном дворе?» | Познакомить со школьным двором, правилами поведения во дворе. | Научатся следовать правилам поведения на школьном дворе. | 12.09 | |
5 | Экскурсия « Что мы знаем о правилах дорожного движения?» | Познакомить с наиболее удобно и безопасной дорогой в школу и из школы, с правилами безопасности в пути | Научатся соблюдать правила дорожного движения. | 15.09 | |
6 | Что такое Родина? | Дать представление о том, что Россия - наша Родина, познакомить с основными символами государства. | Научатся различать государственную символику Российской Федерации, сравнивать и описывать герб и флаг России. | 19.09 | |
7 | Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? | Научить рассказывать о Москве как столице России, определить представителей разных народов. | Научится рассказывать о Москве как столице России, определять признаки нации. | 22.09 | |
8 | Проект «Моя малая Родина» | Научить выполнить данный проект | Научатся находить в семейном фотоархиве соответствующий материал, слушать рассказы членов семьи о нашем городе, его достижениях и проблемах | 26.09 | |
9 | Что у нас над головой? | Научить определять, что у нас над головой. | Научатся наблюдать за погодой, отвечать на итоговые вопросы, определять созвездия, луну, солнце | 29.09 | |
10 | Что у нас под ногами? | Научить группировать объекты неживой природы по разным признакам. | Научатся определять образцы камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя | 03.10 | |
11 | Что общего у разных растений? | Научить находить у разных растений одинаковые части. | Научатся различать части растений; цветок, соцветие | 06.10 | |
12 | Что растет на подоконнике? | Научить распознавать комнатные растения в классе. | Научатся распознавать комнатные растения в классе | 10.10 | |
13 | Что растет на клумбе? | Научить распознавать растения цветника. | Научатся распознавать растения, цветущие осенью по цветкам, плодам, листьям | 13.10 | |
14 | Что это за листья? | Научить узнавать по форме листа дерево. | Научатся определять название дерева по форме листа и запомнить названия деревьев | 17.10 | |
15 | Что такое хвоинки? | Научить отличать хвойные деревья от лиственных. | Научатся отличать сосну от ели по хвоинкам, кроне, шишкам. | 20.10 | |
16 | Кто такие насекомые? | Научить отличать насекомых от других животных. | Научатся определять насекомое как представителя животных | 24.10 | |
17 | Кто такие рыбы? | Научить отличать рыб от других животных. | Научатся распознавать морских и речных рыб, находить отличительные признаки группы животных | 27.10 | |
18 | Кто такие птицы? | Научить отличать птиц от других животных. | Научатся отличать птиц от других животных | 31.10 | |
19 | Кто такие звери? | Научить отличать зверей от других животных. | Научится выделять зверей среди других животных; научиться определять с чем связано необычное строение тела животного | 03.11 | |
Итого: 19 часов II четверть ( 14 часов) |
20 | Что окружает нас дома? | Научить сгруппировать предметы домашнего обихода по их назначению. | Научится характеризовать назначение бытовых предметов и группировать их по их назначению | 14.11 | |
21 | Что умеет компьютер? | Научить использовать компьютер в современной жизни. | Научится называть составные части компьютера, правилам безопасного обращения с ним | 17.11 | |
22 | Что вокруг нас может быть опасным? | Научить обезопасить свою жизнь. | Научится видеть опасность при неправильном обращении с самыми обычными предметами; объяснять сигналы светофора | 21.11 | |
23 | На что похожа наша планета? | Научить рассказывать о движении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. | Научится по глобусу рассказывать о движении Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси. | 24.11 | |
24 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто? Презентация проекта «Моя малая Родина» | Научить представлять результаты проектной деятельности. | Научится выполнять тестовые задания, выступать с сообщениями, иллюстрируя их наглядными материалами | 28.11 | |
Тема№2«Как, откуда и куда?» (12 часов) |
Регулятивные УУД – понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний, принимать и сохранять учебную задачу, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути их преодоления. Познавательные УУД – осознавать познавательную задачу, делать обобщения, извлекать информацию их иллюстраций, находить дополнительную информацию. Коммуникативные УУД – соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Личностные УУД - проявлять интерес поисковой и исследовательской деятельности, учитывать интересы, наклонности, способности других учеников по совместной работе, оценивать свои результаты. |
25 | Как живет моя семья? Проект «Моя семья» | Научить выполнить проект «Моя семья» | Научится называть членов семьи по имени, отчеству, рассказывать о жизни семьи | 01.12 | |
26 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | Научить экономить воду. | Научится по рисунку прослеживать путь воды от источников до очистных сооружений, научиться очищать воду от грязи | 05.12 | |
27 | Откуда в наш дом приходит электричество? | Научить экономить электричество. | Научится по рисункам и пояснениям учителя анализировать схему выработки электричества и способа его доставки потребителям | 08.12 | |
28 | Как путешествует письмо? | Научить отправлять письма. | Научится рассказывать о работе почты и путешествии письма | 12.12 | |
29 | Куда текут реки? | Как вода движется от истока реки до моря. | Научится прослеживать по рисунку-схеме путь воды от истока реки до моря | 15.12 | |
30 | Откуда берутся снег и лед? | Как получается в природе снег и лед. | Научится сравнивать свойства снега и льда | 19.12 | |
31 | Как живут растения? | Научить определять изменения растения в процессе жизненного цикла. | Научится формулировать выводы об условиях, необходимых для жизни растений | 22.12 | |
32 | Как живут животные? | Научить определять изменения животных в процессе его развития. | Научится делать выводы об условиях жизни животных | 26.12 | |
33 | Как зимой помочь птицам? | Научить помогать зимующим птицам в холодное время года. | Научится помогать зимующим птицам | 29.12 | |
Итого: 14 часов III четверть (17 часов ) |
34 | Откуда берется и куда девается мусор? | Научить защищать от загрязнения нашу планету | Научится определять с помощью рисунков источники возникновения мусора и способы его утилизации | 16.01 | |
35 | Откуда в снежках грязь? | Научить определять источники возникновения загрязнения в окружающей среде. | Научится определять источники возникновения загрязнений в окружающей среде | 19.01 | |
36 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу « Как, откуда и куда?» Презентация проекта « Моя семья» | Научить проверить свои достижения. | Научится адекватно оценивать свои достижения | 23.01 | |
Тема № 3 «Где и когда? (10 часов) |
Регулятивные УУД – определять цели и задачи усвоения новых знаний, принимать и сохранять учебную задачу, осознавать границы собственных знаний, удерживать цель деятельности до получения ее результата, анализировать собственную работу, планировать в сотрудничестве с учителем необходимые действия. Познавательные УУД – осознавать познавательную задачу, выявлять известное в неизвестное, описывать, сравнивать¸ классифицировать природные объекты, устанавливать причинно-следственные связи между живой и неживой природой. Коммуникативные УУД – соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Личностные УУД - проявлять интерес к поисковой деятельности, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей. |
37 | Когда учиться интересно? Проект « Мой класс и моя школа» | Научить сделать учебу интересной и успешной, учиться выполнять проект. | Научится видеть успехи в учебе свои и одноклассников, научиться делать презентацию своего проекта. | 26.01 | |
38 | Когда придет суббота? | Научить различать прошлое, настоящее и будущее. | Научится называть дни недели | 30.01 | |
39 | Когда наступит лето? | Научить связывать природные явления со сменой времен года. | Научится называть последовательность времен года и месяцев в них | 02.02 | |
40 | Где живут белые медведи? | Научить связывать природные условия с образом жизни животных мира | Научится доказывать соответствие природных условий образу жизни животного | 06.02 | |
41 | Где живут слоны? | Научить связывать природные условия с образом жизни животного | Научится доказывать соответствие природных условий образу жизни животных | 09.02 | |
42 | Где зимуют птицы? | Научить связывать осенние изменения в природе с поведением птиц. | Научится объяснять причины отлета птиц в теплые края | 13.02 | |
43 | Когда появилась одежда? | Научить определять, как тип одежды зависит от погодных условий, национальных традиций и ее назначении. | Научится отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов | 16.02 | |
44 | Когда изобрели велосипед? | Научить различать дорожные знаки. | Научится называть части велосипеда и различать разнообразие современных моделей | 27.02 | |
45 | Когда мы станем взрослыми? | Научить определять зависимость окружающего мира от выбранной профессии. | Научится понимать ответственность каждого человека за состояние окружающей среды | 02.03 | |
46 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа» | Научить проверить себя и оценить свои достижения | Научится выступать с подготовленными сообщениями | 06.03 | |
Тема 4 « Почему и зачем?» (19 часов) |
Регулятивные УУД – понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний, принимать и сохранять учебную задачу, удерживать цель деятельности до получения ее результата, анализировать собственную работу. Познавательные УУД – строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, участвовать в общей беседе. Коммуникативные УУД – соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Личностные УУД - проявлять интересы, наклонности, способности и потребности других учеников при совместной работе, оценивать результаты своих достижений, целостно воспринимать окружающий мир. |
47 | Почему солнце светит днем, а звезды- ночью? | Научить найти на звездном небе нужное созвездие. | Научится использовать атлас-определитель для получения нужной информации | 13.03 | |
48 | Почему Луна бывает разной? | Научить наблюдать за луной. | Научится анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения ее поверхности | 16.03 | |
49 | Почему идет дождь и дует ветер? | Научить объяснять причины возникновения дождя и ветра. | Научится объяснять значение дождя и ветра для человека, растений и животных | 20.03 | |
50 | Почему звенит звонок? | Научить объяснять причины возникновения звука. | Научится объяснять причину возникновения и способ распространения звуков | 23.03 | |
Итого: 17 часов IV четверть ( 18 часов ) |
51 | Почему радуга разноцветная? | Научить объяснять причину возникновения радуги. | Научится называть цвета радуги по порядку | 03.04 | |
52 | Почему мы любим кошек и собак? | Научить ухаживать за кошкой и собакой. | Научится ухаживать за домашним питомцем | 06.04 | |
53 | Проект «Мои домашние питомцы» | Научить подготовить проект. | Научится наблюдать за животными и фиксировать свои наблюдения | 10.04 | |
54 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? | Научить устанавливать связь между цветами и бабочками. | Научится оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к природе | 13.04 | |
55 | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | Научить устанавливать связь между шумом и лесными обитателями. | Научится определять лесных обитателей по звукам, которые они издают | 17.04 | |
56 | Зачем мы спим ночью? | Научить устанавливать связь между сном и жизнедеятельностью человека. | Научится готовиться ко сну | 20.04 | |
56 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | Научить устанавливать связь между овощами и фруктами, и здоровьем человека | Научится группировать овощи и фрукты по наличию витаминов А, В, С. | 24.04 | |
58 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | Научить соблюдать личную гигиену | Научится приемам чистки зубов и мытья рук | 27.04 | |
59 | Зачем нам телефон и телевизор? | Научить различать средства массовой информации | Научится объяснять назначение телефона, телевизора, газет, журналов, Интернета | 04.05 | |
60 | Зачем нужны автомобили? | Научить различать автомобили. | Научится классифицировать автомобили и объяснять их назначение | 08.05 | |
61 | Зачем нужны поезда? | Научить объяснять назначение поездов | Научится классифицировать поезда в зависимости от их назначения | 11.05 | |
62 | Зачем строят корабли? | Научить различать корабли. | Научится классифицировать суда в зависимости от их назначения | 15.05 | |
63 | Зачем строят самолеты? Почему в автомобиле и поезде, на корабле и самолете нужно соблюдать правила безопасности? | Научить правильно действовать во время ЧС в автомобиле и поезде. | Научится соблюдать правила безопасности в поезде и автомобиле | 18.05 | |
64 | Зачем люди осваивают космос? | Научить изучать космос. | Научится рассказывать о значении освоения космоса человеком | 22.05 | |
65 | Почему мы часто слышим слово «экология»? Проверим и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы» | Научить устанавливать связь между природой и человеком. Научить формировать умение адекватно оценивать свои достижения. | Научится оценивать свои поступки по отношению к природе. Научится выступать с подготовленными сообщениями и иллюстрировать их. | 25.05 | |
Итого: 15 часов Итого за год: 65ч. |