Мининская средняя общеобразовательная школа
филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения
Исетской средней общеобразовательной школы№1
Исетского района, Тюменской области
РАССМОТРЕНО на педагогическом совете от «___»_______2020 г. Протокол № _____ | СОГЛАСОВАНО старший методист /_______/ Иргалинова Б.К. «____» ________2020 г. | УТВЕРЖДАЮ Зав. филиалом Мининской СОШ филиала МАОУ Исетской СОШ №1 /___________ / Андреева Н.А. Приказ № ______ от «____» __________2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
для 1 класса
Учитель: Рыбакова Марина Владимировна
Высшей квалификационной категории
с. Минино, 2019 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа по окружающему миру предназначена для обучающихся 1 класса основной общеобразовательной школы. Она разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного (начального) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 года №1644, от 31 декабря 2015 г. №1577.
- Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ Исетской СОШ №1 Исетского района Тюменской области.
- Учебного плана МАОУ Исетской СОШ №1 Исетского района Тюменской области на 2020-2021 учебный год.
- Авторской учебной программы «Окружающий мир» Плешакова А.А. (имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ), учебно-методического комплекта Плешакова А.А. «Окружающий мир». Учебник для 1 класса начальной школы. В 2-х частях. – М.: Просвещение,2019 г.
Изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания предмета являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры
На изучение окружающего мира в 1 классе отводится всего 66 ч (2 ч в неделю, 33 учебные недели), из них:
Рабочая программа ориентирована на УМК «Школа России»
Планируемые результаты освоения учебного предмета Окружающий мир
Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов
Личностными результатами изучения предмета «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:
1) Знать домашний адрес, имена и отчества родителей. Проявлять уважение к своей семье,
родственникам, любовь к родителям.
2) Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
3) Освоить начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире (настоящее, прошлое, будущее).
4) Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Объяснять и оценивать конкретнее поступки как хорошие или плохие.
5) Использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах.
6) Выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту.
7) Освоить роли ученика; формирование интереса к учению;
8) В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
9) Развивать эколого-этическую деятельность анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем; оценка поступков других людей в природе).
Метапредметными результатами изучения предмета «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
1) Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2) Проговаривать последовательность действий на уроке.
3) Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
4) Учиться работать по предложенному учителем плану.
5) Учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов;
6) Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
7) Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
8) Учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
1) Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
2) Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).
3) Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания;
4) Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
5) Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
6) Моделировать экологические связи с помощью графических и динамических схем.
7) Уметь передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком – схемой.
8) Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
1) Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
2) Слушать и понимать речь других.
3) Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
4) Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им (основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах).
5) Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры).
6) Формировать умение работать в группах и парах.
7) Составлять небольшой рассказ на тему «Кем ты хочешь стать»;
Предметными результатами изучения предмета «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений.
• название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
• государственную символику России: флаг, герб, гимн;
• государственные праздники;
• основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
• общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
• уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
• вести наблюдения в природе.
• различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы; называть их роль в жизни человека;
• называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
• называть основные особенности каждого времени года, уметь определять свое отношение к миру; знать названия дней недели;
• вырабатывать соответствующие нормы и правила по экологической этике;
• выполнять посильную деятельность по охране окружающей среды;
• объяснить, какое значение имеет окружающая природа для людей;
• группы растений и животных; деревья, кустарники, травы; насекомых, рыб, птиц, зверей;
• различать основные части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами; отображать их на рисунке (схеме);
• различать овощи и фрукты;
• выполнять простейшие правила ухода за комнатными растениями, домашними животными (кошкой, собакой);
• особенности труда людей наиболее распространенных профессий.
• оценивать правильность поведения в быту (правила общения);
• правила ОБЖ, уличного движения: знать безопасную дорогу от дома до школы; знать важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы; знать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств) и соблюдать их;
• назначение основных средств передвижения: автомобиль, поезд, самолет, пароход;
• правила сохранения и укрепления здоровья.
В результате изучения окружающего мира ученики научатся:
называть планету, на которой живет, родную страну и ее столицу; регион, город, где живут учащиеся;
называть государственную символику России;
называть общие признаки живых организмов;
называть основные условия благополучной жизни растений и животных;
соблюдать правила сохранения и укрепления здоровья;
соблюдать основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, в школе);
называть основные профессии людей и определять взаимопомощь людей разных профессий;
называть основные группы животных и растений;
соблюдать правила поведения в природе;
называть основные признаки каждого времени года;
называть основные помещения школы;
называть улицы, расположенные вблизи школы и дома;
называть основные учреждения культуры, быта;
определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
пользоваться словами, указывающими направления и время;
наблюдать, делать умозаключения;
различать профессии людей;
различать растения и животных;
различать объекты природы;
различать части растения, отображать их на рисунке;
приводить примеры представителей разных групп растений и животных; раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
показывать сушу и воду на глобусе;
ориентироваться в помещениях школы;
различать знаки светофора; знаки дорожного движения, необходимые для соблюдения безопасности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля:
обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, сравнения;
уход за растениями (животными);
выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
составления описательного рассказа по картине, наблюдаемого объекта во время экскурсии;
удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации.
Получат возможность научиться:
Самостоятельно или с помощью взрослых учащиеся могут
проводить наблюдения и опыты под руководством учителя;
группировать и классифицировать объекты живой и неживой природы;
сознательно выполнять правила экологического поведения;
высказать свои суждения о необходимости соблюдения режима дня и правил гигиены;
определить по внешнему виду названия различных растений;
Самостоятельно и уверенно учащиеся могут
измерить длину небольшого тела; времени по часам;
описать объект по 2-3 признакам; сравнивать однородные объекты (листья деревьев, горные породы), выявить «лишний» объект;
выявить во время экскурсии или обсуждения в классе экологические проблемы своей местности и рассказать о них, назвать некоторые пути их решения; сортировать мусор для его раздельного сбора;
по рисункам узнавать 3-5 животных и растений, приводить примеры положительного и отрицательного воздействия человека на природу; высказывать оценивающие суждения о поведении человека в природе;
перечислить основные элементы режима дня и гигиенических норм;
назвать характер действий дорожной ситуации исходя из правил дорожного движения;
приводить примеры насекомых, рыб, зверей.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение (3 ч.)
Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Экскурсии: Знакомство со школой. Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.
Что и кто? (19 ч.)
Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.
Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.
Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя). Экскурсия: Что растёт на клумбе
Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям.
Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.
Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.
Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.
Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.
Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.
Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны.
Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.
Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Знакомство с растениями цветника. Что такое зоопарк?
Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения. Распознавание листьев различных деревьев. Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных растений? Знакомство с глобусом.
Как, откуда и куда? (12 ч.)
Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом.
Канализация и очистные сооружения.
Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя).
Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.
Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.
Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).
Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.
Изучение свойств снега и льда. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями. Изготовление простейшей кормушки для птиц.
Где и когда? (10 ч.)
Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.
Холодные и жаркие районы Земли.
Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.
Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.
Одежда людей в прошлом и теперь.
История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.
Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.
Почему и зачем? (22 ч.)
Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.
Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.
Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.
Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.
Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.
Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.
Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.
Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.
Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.
Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.
Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.
Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.
Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение.
Космические станции.
Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли.
Простейшие правила гигиены.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Разделы | Количество часов |
1. | Ведение | 3 |
2. | Что и кто? | 19 |
3. | Как, откуда и куда? | 12 |
4. | Где и когда? | 10 |
5. | Почему и зачем? | 22 |
| Итого: | 66 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Кол – во часов | Дата проведения |
план | факт |
Введение (3 часа) | | |
1 | 1 | Задавайте вопросы! | 1 | | |
2 | 2 | Экскурсия «Что такое наша школа?» | 1 | | |
3 | 3 | Экскурсия «Что мы знаем о правилах дорожного движения» | 1 | | |
Раздел «Что и кто?» (19 часов) | | |
4 | 1 | Что такое Родина? | 1 | | |
5 | 2 | Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? ИКТ презентация | 1 | | |
6 | 3 | Проект «Моя малая Родина». | 1 | | |
7 | 4 | Что у нас над головой? | 1 | | |
8 | 5 | Урок – путешествие «Что у нас под ногами?» | 1 | | |
9 | 6 | Что общего у разных растений? | 1 | | |
10 | 7 | Что растёт на подоконнике? | 1 | | |
11 | 8 | Экскурсия «Что растёт на клумбе?» | 1 | | |
12 | 9 | Урок - викторина «Что это за листья?» | 1 | | |
13 | 10 | Что такое хвоинки? | 1 | | |
14 | 11 | Кто такие насекомые? | 1 | | |
15 | 12 | Кто такие рыбы? | 1 | | |
16 | 13 | Кто такие птицы? | 1 | | |
17 | 14 | Кто такие звери? | 1 | | |
18 | 15 | Что окружает нас дома? | 1 | | |
19 | 16 | Что умеет компьютер? | 1 | | |
20 | 17 | Что вокруг нас может быть опасным? | 1 | | |
21 | 18 | На что похожа наша планета? | 1 | | |
22 | 19 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?». Презентация проекта «Моя малая Родина». | 1 | | |
Раздел «Как, откуда и куда?» (12 часов) | | |
23 | 1 | Как живёт семья? Проект «Моя семья». | 1 | | |
24 | 2 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | 1 | | |
25 | 3 | Откуда в наш дом приходит электричество? | 1 | | |
26 | 4 | Как путешествует письмо? | 1 | | |
27 | 5 | Куда текут реки? | 1 | | |
28 | 6 | Откуда берутся снег и лёд? | 1 | | |
29 | 7 | Как живут растения? ИКТ презентация | 1 | | |
30 | 8 | Как живут животные? | 1 | | |
31 | 9 | Как зимой помочь птицам? | 1 | | |
32 | 10 | Откуда берётся и куда девается мусор? | 1 | | |
33 | 11 | Откуда в снежках грязь? | 1 | | |
34 | 12 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?». Презентация проекта «Моя семья». | 1 | | |
Раздел «Где и когда?» (10 часов) | | |
35 | 1 | Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа». | 1 | | |
36 | 2 | Когда придёт суббота? | 1 | | |
37 | 3 | Когда наступит лето? | 1 | | |
38 | 4 | Где живут белые медведи? ИКТ презентация | 1 | | |
39 | 5 | Где живут слоны? | 1 | | |
40 | 6 | Где зимуют птицы? | 1 | | |
41 | 7 | Когда появилась одежда? | 1 | | |
42 | 8 | Когда изобрели велосипед? | 1 | | |
43 | 9 | Когда мы станем взрослыми? | 1 | | |
44 | 10 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?». Презентация проекта «Мой класс и моя школа». | 1 | | |
Раздел «Почему и зачем?» (22 часа) | | |
45 | 1 | Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? | 1 | | |
46 | 2 | Почему Луна бывает разной? | 1 | | |
47 | 3 | Почему идёт дождь и дует ветер? ИКТ презентация | 1 | | |
48 | 4 | Почему звенит звонок? | 1 | | |
49 | 5 | Почему радуга разноцветная? | 1 | | |
50 | 6 | Почему мы любим кошек и собак? | 1 | | |
51 | 7 | Проект «Мои домашние питомцы». | 1 | | |
52 | 8 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? ИКТ презентация | 1 | | |
53 | 9 | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | 1 | | |
54 | 10 | Зачем мы спим ночью? | 1 | | |
55 | 11 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | 1 | | |
56 | 12 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | 1 | | |
57 | 13 | Зачем нам телефон и телевизор? | 1 | | |
58 | 14 | Зачем нужны автомобили? | 1 | | |
59 | 15 | Зачем нужны поезда? | 1 | | |
60 | 16 | Зачем строят корабли? | 1 | | |
61 | 17 | Зачем строят самолёты? | 1 | | |
62 | 18 | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | | |
63 | 19 | Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | | |
64 | 20 | Зачем люди осваивают космос? ИКТ презентация | 1 | | |
65 | 21 | Почему мы часто слышим слово «экология»? | 1 | | |
66 | 22 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?». Презентация проекта «Мои домашние питомцы». | 1 | | |
Итого по программе: 66 часов | | | |
5