СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Остроглядовская средняя общеобразовательная школа»

Стародубского муниципального района Брянской области

(МБОУ «Остроглядовская СОШ»)




243240, Брянская область, Стародубский р-н, с. Остроглядово, улица Мацкевича, 12-а,

Телефон: 8 (48348) 2-20-75


E-mail: [email protected]

Сайт: http://str-ost.sch.b-edu.ru




РЕКОМЕНДОВАНО

методическим объединением

учителей школы

Протокол № 1 от

«29»____08____ 2019 г.


СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР

___________ А.В.Мельников

Ф.И.О.

«29»_____08______2019 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ «Остроглядовская СОШ»

______________ __/Т.В,Горовая/

ФИО

Приказ № 102 от

«30»____08______2019 г.









Рабочая программа по учебному предмету

«Окружающий мир»




Класс: 4

Количество часов: 68

Уровень: базовый

Составитель:Арсенова Елена Васильевна

Сроки реализации: 1 год

Год разработки: 2019 – 2020 уч. год



  1. Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

  1. Авторская программа начального общего образования А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. М.: Просвещение, 2008

  2. Окружающий мир. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2014.

  3. Окружающий мир. 4 класс. Рабочая тетрадь. . В 2 ч./ А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2016.

  4. Плешаков, А.А. Окружающий мир. 4 класс: методическое пособие с поурочными разработками/А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. М.: Просвещение, 2014


Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и рекомендаций

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации о введении ФГОС НОО от 06.10.2009г №373

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 (Федеральный перечень учебников на 2014-2015 учебный год);

  • Учебный план МБОУ «ОстроглядовскаяСОШ» на 2019-2020 учебный год.


Описание места учебного предмета в учебном плане


В Федеральном базисном учебном плане: в 4 классе на изучение курса «Окружающий мир» отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов (34 учебные недели).

















II. Планируемые результаты освоения учебного предмета,курса

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметныхрезультатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
























III. Содержание учебного предмета

Раздел 1. Мы граждане единого Отечества (13 часов)

Вводный инструктаж. Российский народ. Конституция России. Конституция России. Государственное устройство России. Российский союз равных. Государственная граница России. Путешествие за границу России. Сокровища России и их хранители. Творческий союз. Обобщение по разделу. Наши проекты. За страницами учебника. Проверочная работа.

Знать:

- для чего люди объединяются вместе и что такое общество

-какой смысл несут в себе слова «гражданин», «соотечественник» и выражения «гражданское общество», «российский народ»

-что такое Конституция Российской Федерации, каковы права, свободы и обязанности гражданина

-в чём заключаются права ребёнка и когда у него появляются обязанности

-как устроено государство и что органы государственной власти России

-что помогает строить добрые отношения между народами в России за её пределами

Уметь:

-определять по карте государственную границу России и соседние с ней страны

-объяснять символическое значение гербов и флагов

Раздел 2. По родным просторам (20 часов)

Карта – наш экскурсовод. По равнинам и горам. В поисках подземных кладовых. Наши реки. Озера – краса земли. По морским просторам. С севера на юг. С севера на юг. В ледяной пустыне. В холодной тундре. Среди лесов. В широкой степи. В жаркой пустыне. У теплого моря. Мы- дети родной земли. В содружестве с природой. Красная книга, заповедники и национальные парки. Наши проекты. За страницами учебника. Проверочная работа.

Знать:

-как велики и необъятны просторы нашей Родины

-какие формы земной поверхности можно наблюдать на просторах страны и в родном крае

-чем богаты недра России

-какими реками, озёрами, морями славится наша страна

-почему и как природа России изменяется в направлении с севера на юг

-как решаются экологические проблемы России

-что делается для спасения растений и животных из Красной книги

-зачем в России создана сеть заповедников и национальных парков

Уметь:

-пользоваться физической картой и картой природных зон России

-сравнивать природные объекты, описывать их по плану или давать им краткую характеристику

-оценивать своё поведение в природе

-находить необходимую информацию в различных источниках и использовать её для решения поставленных задач

Раздел 3. Путешествие по реке времени (26 часов).

В путь по реке времени. Путешествуем с археологами. По страницам летописи. Истоки древней Руси. Мудрый выбор. Наследница Киевской Руси. Москва- преемница Владимира. Начало Московского царства. Подвижники Руси и землепроходцы. На пути к единству. Начало Российской империи. «Жизнь- Отечеству, честь- никому ». Отечественная война 1812. Великий путь. Золотой век театра и музыки. Рассвет изобразительного искусства. В поисках справедливости. Век бед и побед. «Вставай страна огромная». Трудовой фронт России. «Нет в России семьи такой ». После великой войны. Достижения 1950- 1970х годов. Наши проекты. За страницами учебника. Проверочная работа на тему «История России».

Знать:

-что такое история и как мы можем познакомиться с прошлым

-какие события стали важнейшими вехами в истории нашего Отечества

-каков вклад наших соотечественников в историю и культуру России

-что помогают понять документы из семейного архива и воспоминания старших о прошлом

Уметь:

-определять последовательность исторических событий на схеме Реки времени

-ориентироваться в прошлом, используя данные исторической карты

-составлять календарь памятных дат нашего Отечества

-оформлять итоги очных и заочных путешествий по памятным местам России

Раздел 4. Мы строим будущее России (11 часов)

Современная Россия. Хороша честь , когда есть, что есть. Умная сила России. Светлая душа России. Начни с себя. Наши проекты «За страницами учебника».Проверочная работа. Итоговая контрольная работа. Обобщение пройденного.

Знать:

-что служит мостом между прошлым и будущим

-почему важно развивать сельское хозяйство России

-для чего необходимо содружество науки и промышленного производства в стране

-зачем требуется сохранять традиционные народные промыслы и развивать профессиональное искусство России

Уметь:

-наблюдать и описывать, как сочетаются приметы старого и нового в современной жизни

-определять и характеризовать ростки будущего в настоящем

-отмечать и оценивать роль современников, которые трудятся на благо нашего Отечества

-составлять личный проект будущей России

-подводить итоги личных достижений и ставить цель для своего развития в будущем
























Тематическое планирование по окружающему миру 4 класс



п/п


Темы разделов и уроков


Кол-во часов

Дата


1

Раздел 1. Мы – граждане единого Отечества

Вводный инструктаж. Общество – это мы!

13

1



2

Российский народ.

1


3

Конституция России.

1


4

Права ребенка.

1


5

Государственное устройство России.

1


6

Российский союз равных.

1


7

Государственная граница России.

1


8

Путешествие за границу России.

1


9

Сокровища России и их хранители.

1


10

Творческий союз.

1


11

Обобщение по разделу «Мы – граждане единого Отечества»

1


12

Наши проекты. За страницами учебника.

1


13

Проверочная работа.

1



14

Раздел 2. По родным просторам

Карта – наш экскурсовод.

20

1



15

По равнинам и горам.

1


16

В поисках подземных кладовых.

1


17

Наши реки.

1


18

Озёра – краса земли.

1


19

По морским просторам.

1


20

С севера на юг.

1


21

В ледяной пустыне.

1


22

В холодной тундре.

1


23

Среди лесов.

1


24

В широкой степи.

1


25

В жаркой пустыне.

1


26

У тёплого моря.

1


27

Мы- дети родной земли.

1


28

В содружестве с природой.

1


29

Как сберечь природу России.

1


30

По страницам Красной книги.

1


31

По заповедникам и национальным паркам.

1


32

Наши проекты. За страницами учебника.

1


33

Проверочная работа.

1



34

Раздел 3. Путешествие по Реке времени

В путь по Реке времени.

26

1



35

Путешествуем с археологами.

1


36

По страницам летописи.

1


37

Истоки Древней Руси.

1


38

Мудрый выбор.

1


39

Наследница Киевской Руси.

1


40

Москва – преемница Владимира.

1


41

Начало Московского царства.

1


42

Подвижники Руси и землепроходцы.

1


43

На пути к единству.

1


44

Начало Российской империи.

1


45

«Жизнь – Отечеству, честь – никому!»

1


46

Отечественная война 1812 года.

1


47

Великий путь.

1


48

Золотой век театра и музыки.

1


49

Расцвет изобразительного искусства и литературы.

1


50

В поисках справедливости.

1


51

Век бед и побед.

1


52

«Вставай, страна огромная!»

1


53

Трудовой фронт России.

1


54

«Нет в России семьи такой…»

1


55

После Великой войны.

1


56

Экскурсия в музей боевой славы

1


57

Достижения 1950 – 1970 годов.

1


58

Наши проекты. За страницами учебника.

1


59

Проверочная работа.

1



60

Раздел 4. Мы строим будущее России

Современная Россия.

11

1



61

«Хороша честь, когда есть, что есть».

1


62

Умная сила России.

1


63

Светлая душа России.

1


64

Начни с себя!

1


65

Наши проекты. За страницами учебника.

1


66

Экскурсия на предприятие города (села)

1


67

Проверочная работа

1


68

Итоговая контрольная работа

1