СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру, 2 класс "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру, 2 класс "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру, 2 класс "Школа России"»

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования МО и науки РФ. – (М.: Просвещение, 2010); в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (М.: Просвещение, 2010), «Планируемыми результатами начального общего образования», «Примерными программами по учебным предметам. Начальная школа. – (М.: Просвещение, 2011); на основе Авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир». 1- 4 классы – М.: Просвещение, 2011. («Школа России»)

Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:

1. Плешаков А. А. Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. – М.: Просвещение, 2012.

2. Плешаков А. А. Окружающий мир. 2 класс. Рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 частях. – М.: Просвещение, 2013.

3. Плешаков А. А., Гара Н. Н., Назарова З. Д. Окружающий мир. 2 класс. Тесты: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2014

 Цель изучения курса:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека; осмысление ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Задачи:

- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; - формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

- воспитание гуманного отношения к природе как среде существования жизни на Земле;

- создание условий для формирования и развития у школьников творческих способностей и интереса к выполнению заданий;

- умения самостоятельно приобретать и применять знания на практике;

- коммуникативных навыков, способствующих развитию умений работать в парах, группах;

- общеучебных умений и навыков (развитие логического мышления, обучение умению самостоятельно пополнять знания, работа с книгой, со справочной литературой)



Общая характеристика учебного предмета

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Окружающий мир как предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки для научного мировоззрения; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка.

Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер обществоведческих знаний; наличие содержания, обеспечивающего формирование общеучебных умений и навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими предметами начальной школы.

Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка, математики и музыки, изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Следующими особенностями предмета можно выделить: особое

внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания для формирования метапредметных умений и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи. Благодаря интеграции естественнонаучных и социально-гуманитарных знаний, могут быть успешно решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России.


Место курса в учебном плане

На изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе начальной школы отводится 68 часов (2 часа в неделю)

В течение года возможны изменения объёма количества часов на изучение тем программы в связи с совпадением уроков расписания с праздничными днями, сроками проведения каникул и другими особенностями функционирования образовательного учреждения.


Содержание рабочей программы

Где мы живем (4 ч)

Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.

Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей.

Наше отношение к окружающему.

Экскурсия: Что нас окружает?

Природа (20 ч)

Неживая и живая природа, связь между ними. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь.

Горные породы и минералы.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды

от загрязнения.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.

Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.

Сезонные изменения в природе: осенние явления.

Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.

Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.

Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.

Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.

Жизнь города и села (10 ч)

Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.

Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах.

Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт в городе.

Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и   т. д. (по выбору учителя).

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).

Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.

Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.

Здоровье и безопасность (9 ч)

Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены.

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.

Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.

Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним по кататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.

Общение (7 ч)

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.

Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, от дых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).

Практическая работа: Отработка основных правил этикета.

Путешествия (18 ч)

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.

Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.

Знакомство с другими гоордами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).

Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.

Экскурсия: Весенние изменения в природе.

Практические работы:  Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.






Учебно-тематическое планирование


п/п

Наименование разделов

Количество часов

1

Где мы живём

4

2

Природа

20

3

Жизнь города и села

10

4

Здоровье и безопасность

9

5

Общение

7

6

Путешествия

18


Итого

68


Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения окружающего мира второклассники

научатся:

- распознавать неживую и живую природу;

- правилам поведения в природе;

- называть свой адрес в мире и в своём населённом пункте;

- называть виды транспорта; наиболее распространённые профессии;

усвоят:

- правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;

- основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; о культуре поведения в общественных местах;

- устройство и назначение компаса; понятия «холм», «овраг», «гора»; разнообразие водоёмов; части реки; названия нашей страны и её столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира.

получат возможность научиться:

- различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по несколько представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя; выполнять правила поведения в природе;

- различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя;

- выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;

- использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;

- определять основные стороны горизонта с помощью компаса.




Планируемые результаты освоения программы

Личностные

  • Формирование чувства гордости за свою Родину, представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре народов России;

  • Овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;

  • Понимание и принятие норм и правил школьной жизни, развитие мотивов учебной деятельности;

  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • Установка на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

Предметные

- понимание роли России в мировой истории;

- сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;


Метапредметные результаты – формирование универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД:

- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;

- сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);

- выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного.

- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);

- фиксировать в конце урока удовлетворённость / неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем);

- объективно относиться к своим успехам / неуспехам;

- оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки»;

- контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности;

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания;

- понимать содержание текста, отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы;

- находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;

- анализировать, классифицировать и сравнивать объекты окружающего мира по заданным критериям;

- наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

- строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, подготовке сообщений.

Коммуникативные УУД:

- включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;

- формулировать ответы на вопросы;

- слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

- договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;

- поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;

-признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

- понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять и выполнять различные роли (лидера, исполнителя) при выполнении заданий;

- находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, через словари и справочники;

- готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых; составлять небольшие рассказы на заданную тему.






Календарно-тематическое планирование


п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Дата


Где мы живём (4 ч.)



1

Родная страна

1


2

Город и село. Проект «Родной город (село)»

1


3

Природа и рукотворный мир

1


4

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём»

1



Природа (20 ч.)



5

Неживая и живая природа

1


6

Явления природы

1


7

Что такое погода

1


8

В гости к осени (экскурсия)

1


9

В гости к осени (урок)

1


10

Звёздное небо

1


11

Заглянем в кладовые Земли

1


12

Про воздух…

1


13

…И про воду…



14

Какие бывают растения

1


15

Какие бывают животные

1


16

Невидимые нити

1


17

Дикорастущие и культурные растения

1


18

Дикие и домашние животные

1


29

Комнатные растения

1


20

Животные живого уголка

1


21

Про кошек и собак

1


22

Красная книга

1


23

Будь природе другом. Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту»

1


24

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа»

1



Жизнь города и села (10 ч.)



25

Что такое экономика

1


26

Из чего что сделано

1


27

Как построить дом

1


28

Какой бывает транспорт

1


29

Культура и образование

1


30

Все профессии важны. Проект «Профессии»

1


31

В гости к зиме (экскурсия)

1


32

В гости к зиме (урок)

1


33

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села»

1


34

Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии»

1



Здоровье и безопасность (9 ч.)



35

Строение тела человека

1


36

Если хочешь быть здоров

1


37

Берегись автомобиля!

1


38

Школа пешехода



39

Домашние опасности

1


40

Пожар!

1


41

На воде и в лесу

1


42

Опасные незнакомцы

1


43

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность»

1



Общение (7 ч.)



44

Наша дружная семья.

1


45

Проект «Родословная»



46

В школе

1


47

Правила вежливости

1


48

Ты и твои друзья

1


49

Мы – зрители и пассажиры

1


50

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение»

1



Путешествия (21 ч.)



51

Посмотри вокруг

1


52

Ориентирование на местности

1


53

Ориентирование на местности



54

Формы земной поверхности

1


55

Водные богатства

1


56

В гости к весне (экскурсия)

1


57

В гости к весне (урок)

1


58

Россия на карте.

1


59

Проект «Города России»

1


60

Путешествие по Москве

1


61

Московский Кремль

1


62

Город на Неве

1


63

Путешествие по планете

1


64

Путешествие по материкам

1


65

Страны мира. Проект «Страны мира»

1


66

Впереди лето

1


67

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия»

1


68

Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира»

1



Итого

68


Используемая литература

1. Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 2

класс. – М.: ВАКО, 2013. – 368с.

2. Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Учебник в 2-х частях, - М.:

Просвещение, 2011.

3. Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Рабочая тетрадь в 2-х

частях, - М.: Просвещение, 2013.

4. Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас-определитель для начальной

школы, -М.: Просвещение, 2012.

5. Плешаков А.А., Яременко Е.О. Комплект учебных таблиц и

методические рекомендации к нему. М.: Дрофа, 2011.

6. Плешаков А.А. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4

классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.:

Просвещение, 2011. – 528с.

7. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч.

Ч 1. (Стандарты второго поколения) ФГОС. М.: Просвещение, 2011.

8. Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 2 класс

(Диск CD-ROM), автор А.А. Плешаков.

9. Яценко И.Ф. Контрольно-измерительные материалы. Окружающий

мир. 2 класс. – М.: ВАКО, 2015, - 96с.











11