СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс УМК "Начальная школа XXI века"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 2 класс»



Рабочая программа по курсу «Окружающий мир»

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса разработана в соответ­ствии с нормативно-правовыми документами и методическими рекомендациями:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273 - ФЗ

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образо­вания, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Фе­дерации от 6 октября 2009 г. № 373, с изменениями, внесенными приказами Мини­стерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357, от 18 декабря 2012 г. № 1060, от 29 декабря 2014 г. № 1643, от 18 мая 2015 г. № 507 и от 31 декабря 2015г. № 1576

  • Приказ Минпросвещения Российской Федерации "О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккре­дитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" №345 от 28.12.2018г. с изменениями и дополнениями

  • Основная образовательная программа начального общего образования по ФГОС МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных языков № 4» г.Курчатова (Приказ № 155 от 29.05.2019г).

  • Положение «О рабочей программе педагога» (Приказ №81 от 20.03.2020г) .

Данная программа разработана на основе авторской программы начального общего образования по окружающему миру Виноградовой Н.Ф., Москва, издательство «Вентана-Граф», 2011 г.

Изучение предмета осуществляется по программе УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.

Настоящая программа ориентирована на работу по учебно - методическому комплек­ту:

Учебно- методический комплект курса «Окружающий мир»


п/п

Название пособия

Класс

Г од изда­ния

Авторы

1

Учебник «Окружающий мир » в 2-х частях

2

2018

Виноградова, Н. Ф.

2

Рабочие тетради № 1, 2 «Окру­жающий мир»

2

2018

Виноградова, Н. Ф.

3

Тетрадь для проверочных работ № 1, 2 «Окружающий мир»

2

2018

Виноградова Н.Ф.

4

Методика обучения. Окружаю­щий мир.

1-2

2017

Виноградова, Н. Ф.



Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение предмета, окружающий мир во 2 классе в объёме 68 часов, 2 часа в неделю.

Рабочая программа в полной мере соответствует требованиям ФГОС НОО. В автор­скую программу изменения не внесены.

Основная цель обучения предмету «Окружающий мир» в начальной школе - представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира.

Задачи курса:

  • воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине,

  • формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в при­родной и социальной среде,

  • развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира,

  • осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведче­ских дисциплин в основной школе.

При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.

Изучение курса «Окружающий мир «способствовать продвижению ученика 2 класса в общем развитии, становлению нравственных позиций личности ребёнка, не вре­дить его здоровью, задачи - дать представление об окружающем мире как науке, обобща­ющей существующие и происходящие в реальной жизни явления и способствующей тем самым познанию окружающего мира, созданию его широкой картины; сформировать зна­ния, умения и навыки, определяемые программой.

Важнейшими задачами образования в начальной школе являются: формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продол­жения образования в основной школе; развитие умения учиться — способности к самоор­ганизации с целью решения учебных задач; создание психолого-педагогических условий для индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития — эмоциональ­ной, познавательной, в сфере само регуляции с опорой на систему базовых культурных ценностей

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следу­ющих личностных, метапредметных и предметных результатов в соответствии с требования­ми ФГОС НОО.

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как граждани­на России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;

  • умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации;

  • чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гор­дости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие;

  • осознание своей этнической принадлежности в контексте принципа российской гражданственности «Единство в многообразии»;

  • понимание себя наследником ценностей многонационального российского обще­ства и всего человечества, в том числе на основе формирования понятий «Всемир­ное природное наследие» и «Всемирное культурное наследие»;

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, в том числе на основе построе­ния и сопоставления картины мира с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;

  • уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через пони­мание их взаимной связи и представление о необходимости исторической преем­ственности в жизни общества;

  • осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в со­ответствии с нормами и правилами школьной жизни), мотивационная основа учеб­ной деятельности и личностный смысл учения;

  • самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России;

  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • начальных навыков адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, в том числе на основе представлений об историческом развитии родной страны, изменениях в её современной жизни и возможностях собственного участия в по­строении её будущего;

  • навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситу­ациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятель­ности;

  • эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры страны и родного края в различные периоды истории;

  • этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчи­вости, понимания и сопереживания чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические периоды;

мотивации к творческому труду, работе на результат, бережного отношение к материальным и духовным ценностям на основе знакомства с природным и куль­турным достоянием России, вклада людей многих поколений в создание матери­альных и духовых ценностей родной страны и родного края.

Метапредметные результаты

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

Обучающиеся научатся:

  • понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;

  • сохранять учебную задачу в течение всего урока;

  • ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым матери­алом урока;

  • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвест­ного по изучаемой теме;

  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);

  • планировать свои действия;

  • фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;

  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необ­ходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реа­лизации;

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

Обучающиеся научатся:

  • понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образо­вательных ресурсах для передачи информации;

  • осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (биб­лиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;

  • выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных);

  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;

  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитан­ную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

  • проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составле­нии рассказов, оформлении итогов проектных работ и пр.;

  • ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и прак­тических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач;

  • моделировать экологические связи в природных сообществах.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

Обучающиеся научатся:

  • включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении выска­зываться, задавать вопросы;

  • формулировать ответы на вопросы;

  • слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Про­сти, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

  • понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при вы­полнении заданий;

  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

  • готовить сообщения, выполнять проекты по теме;

  • составлять рассказ на заданную тему;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • использовать речь для регуляции своего действия.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;

  • аргументировать свою позицию;

  • понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ори­ентироваться на позицию партнера в общении;

  • признавать свои ошибки, озвучивать их;

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников;

  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуника­тивных задач;

  • достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необ­ходимую партнёру.

Предметные результаты

  • Осознание целостности окружающего мира;

  • Расширение знаний о различных сторонах и объектах окружающего мира;

  • Обнаружение и установление элементарных связей и зависимости в природе, обществе.

  • Овладение существенными методами изучения окружающего мира (опыт, эксперимент, измерение);

  • Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей

деятельности;

  • Расширение кругозора и культурного опыта школьника.

Планируемые результаты освоения предмета.

К концу обучения во 2 классе учащиеся научатся:

  • составлять небольшие тексты о семье, труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;

  • называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка;

  • оценивать жизненную ситуацию, а так же представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;

  • различать (соотносить) прошлое, настоящее и будущее; год, век (столетие); соотносить событие с его датой;

  • характеризовать кратко Солнечную систему; называть отличия Земли от других планет;

  • называть царства природы;

  • описывать признаки животного и растения как живого существа;

  • моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;

  • различать состояние воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;

  • устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;

  • сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям обитания.

К концу 2 класса учащиеся получат возможность научиться:

  • «читать» информацию, представленную в виде схемы;

  • воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе - описании) изученные сведения из истории Москвы;

  • ориентироваться в понятиях: «Солнечная система», «сообщество», «деревья», «кустарники», «травы», «лекарственные растения», «ядовитые растения», «плодовые культуры», «ягодные культуры»;

  • проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);

  • приводить примеры растений и животных из Красной книги России (на примере своей местности).

Содержание учебного предмета 2 класс (68 ч)

Введение. Что окружает человека.

Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (жи­вотные, растения, люди); предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, про­шлое, будущее.

  • Универсальные учебные действия: «читать» информацию, представленную в виде схе­мы. Сравнивать внешность разных людей: выделять черты сходства и различия.

Кто ты такой.

Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа дает человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя.

Наши помощники — органы чувств.

Ты и твое здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Значение ре­жима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры).

Физическая культура. Закаливание. Твое здоровье и питание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности. Можно ли изменить се­бя.

ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дорогах. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнем, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек открыл для себя огонь.

  • Универсальные учебные действия: описывать кратко особенности разных органов чувств; сопоставлять органы чувств с выполняемой ими функцией. Анализировать ре­жим дня школьников, рассказывать о его значении. Различать арабские и римские циф­ры, время с точностью до минуты. Характеризовать значение и особенности физиче­ской культуры, закаливания. Реализовывать в учебных, житейских и игровых ситуаци­ях правила поведения при возникновении опасности.

Кто живет рядом с тобой.

Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное «древо», имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопо­мощь, внимательность, доброта. Твое участие в жизни семьи. Забота о старших и млад­ших членах семьи.

Правила поведения. Какие бывают правила. Правила культурного поведения в обще­ственных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внима­тельного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким де­тям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению — правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья-одноклассники.

Внешнее проявление чувств. Могут ли обидеть жесты, мимика. Как управлять свои­ми эмоциями, как научиться «читать» выражения лица, мимику и жесты. Ссоры: как их предупредить.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились прави­ла. Игровой и потешный семейный фольклор.

  • Универсальные учебные действия: составлять небольшие тексты о семье: труде, отды­хе, взаимоотношениях членов семьи. Характеризовать правила поведения в среде сверстников, взрослых, со старшими и младшими. Реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях.

Россия — твоя Родина.

Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. Флаг и герб России.

Родной край — частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от дру­гих мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Куль­турные учреждения. Знаменитые люди родного края.

Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб — главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение ко­торых возросло в последние годы (экономист, программист).

Города России. Москва — столица РФ, крупнейший культурный центр. Достоприме­чательности Москвы, труд и отдых москвичей. Санкт-Петербург — северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга.

Конституция — главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия — многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культу­ра, язык) на примере двух-трех народов.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как Русь начиналась. Древняя Русь. Славяне — предки русского народа. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в У-1Х веках. Первые русские князья: Рюрик, Олег, Игорь; Ольга. Занятия сла­вян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов.

Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Дон­ской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Древние города: «Золотое коль­цо» России. Достопримечательности древних городов. Как возникло и что обозначает слово «гражданин».

  • Универсальные учебные действия: ориентироваться в понятии «Родина», приводить примеры синонимов к слову Родина. Воспроизводить в небольшом рассказе повество­вании (рассказе-рассуждении) события, связанные с историей Москвы. Различать ос­новные достопримечательности родного края и описывать их. Ориентироваться в по­нятии «Конституция РФ»: называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка. Знать флаг и герб России.

Мы — жители Земли.

Что входит в солнечную «семью». Звезда по имени Солнце. Земля — планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы.

Царства природы. Бактерии, Грибы. Животное и растение - живые существа. Какие животные обитают на Земле. Разнообразие растений и животных.

  • Универсальные учебные действия: характеризовать кратко Солнечную систему; выде­лять отличия Земли от других планет Солнечной системы. Называть царства природы. Описывать признаки животного и растения как живого существа.

Природные сообщества.

Среда обитания. Природные сообщества.

Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осин­ник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Мле­копитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы — обитатели леса, их жизнь в разные времена года.

Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и живот­ных леса.

Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состо­яния воды: пар, твердая и жидкая вода. Водоемы, особенности разных водоемов (река, пруд, озеро, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоемов (реки, пруда, болота).

Использование водоемов человеком. Правила поведения на водоемах. Охрана водое­мов.

Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учетом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком.

Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля.

Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Се­зонный труд людей. Вредители сада и огорода.

  • Универсальные учебные действия: различать этажи леса: называть особенности каждо­го этажа. Узнавать в реальной обстановке и на рисунке деревья, леса (с ориентировкой на растительность родного края). Различать понятия (без термина): сообщества, дере­вья, кустарники, травы, лекарственные и ядовитые растения. Составлять небольшие описания на тему «Лес - сообщество». Моделировать на примере цепи питания жизнь леса. Конструировать в игровых и учебных ситуациях правила безопасного поведения в лесу. Отличать водоём как сообщество от других сообществ; кратко характеризовать его особенности. Различать состояние воды как вещества, приводить примеры различ­ных состояний воды. Проводить несложные опыты по определению свойств воды. От­личать водоём от реки как водного потока. Описывать представителей растительного и животного мира луга (поля, сада). Приводить примеры лекарственных растений луга. Узнавать в процессе наблюдения (по рисункам) опасные для человека растения. Отли­чать поле (луг, сад) как сообщество друг от друга. Приводить примеры культур, выра­щиваемых на полях. «Читать» информацию, представлению в виде схемы. Описывать сезонный труд в саду и огороде (по проведенным наблюдения). Различать плодовые и ягодные культуры.

Природа и человек.

Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.

Человек и природа. Может ли человек жить без природы.

Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил живот­ных.

  • Универсальные учебные действия: составлять небольшой рассказ о роли природы в жизни человека. Приводить примеры произведений живописи (музыки), посвящённых природе. Приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу Рос­сии (на примере своей местности).

Практические работы. Составление режима дня для будней и выходных. Первая по­мощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного «древа». Работа с натураль­ными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы; редкие растения своей местности; растения разных сообществ.

Экскурсии.В лес (лесопарк), поле, на луг, водоем; в краеведческий музей, места сель­скохозяйственного труда (с учетом местного окружения). Экскурсии в исторический (краеведческий), художественный музеи, на предприятие, в учреждение культуры и быта (с учетом местных условий).

Содержание курса позволяет организовывать целенаправленную работу по разви­тию эстетического восприятия окружающего мира. Программа последовательно раскры­вает не только научную и практическую значимость изучаемых объектов, но и их эстети­ческую ценность для человека и общества в целом.

Развитие мышления обеспечивается включением в учебные пособия разнообразных заданий на сравнение объектов, выявление их существенных признаков, классификацию, установление причинно-следственных связей и зависимостей.

Содержание курса предоставляет большие возможности для развития наблюда­тельности. Знакомство с окружающим миром осуществляется таким образом, чтобы в его восприятии участвовало как можно больше органов чувств. В учебных пособиях предла­гаются задания для развития умения работать со схемами, моделями, характеризовать объекты действительности.

Важное место занимают задания, направленные на развитие информационной гра­мотности, которые предполагают работу детей со справочниками, энциклопедиями, сло­варями. Выполняя эти задания, ученики учатся находить нужную информацию и обмени­ваться ею.

Основная часть содержит новый материал и задания для его первичного закрепле­ния. Эта часть обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания начального общего образования и требований к уровню подготовки обучающихся в образовательном компоненте «Окружающий мир» на момент окончания детьми начальной школы, преду­смотренных новым Государственным стандартом начального общего образования. Ос­новная часть включает материал на расширение знаний по теме, задания для дополни­тельного закрепления, формирования различных умений, применения полученных знаний в нестандартной ситуации. Учебные пособия предлагают блоки заданий, дифференциро­ванных по уровню сложности. Важное место в вариативной части занимают задания на развитие творческих и интеллектуальных способностей (творческая работа, интеллекту­альный марафон). Они предполагают наличие определённого уровня развития воображе­ния и нестандартного мышления у учащихся.

Вариативная часть предусматривает организацию проектной деятельности млад­ших школьников. Проекты ориентируют детей на расширение знаний, выходящих за рам­ки содержания учебника. Все задания вариативной части выполняются по выбору.

Тематическое планирование с указанием количества часов ,
отводимых на освоение каждой темы

Учебно-тематический план

Содержание программного материала

часы

1

Введение. Что тебя окружает

2

2

Кто ты такой

14

3

Кто живет рядом с тобой

6

4

Россия - твоя Родина

13

5

Мы- жители Земли

31

6

Природа и человек

2


Итого

68



Практическая часть программы

Виды работ

Количество часов по четвертям


I.

II.

III.

IV.

год


17ч

15ч

20ч

16ч

68ч

Контрольная работа

1

1

1

1

4

Экскурсии






Практические работы








Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 2 класса и специфики данного классного коллектива.

Приложение к рабочей программе

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

урока

Тема урока

Дата

коррек ция

Домашнее задание

План

Факт


I четверть ( 17ч.)



Введение. Что тебя окружает?( 2ч.)



1.

Что окружает человека?

01.09



Стр.6-11 ,ответить на вопросы

2.

Бывают ли на свете чудеса?

02.09



Стр.12-14,выуч.

стих.наизусть

Кто ты такой( 14 ч.)



3.

Я, ты, он, она... Все мы люди.

08.09



Стр.16-20

4.

Наши помощники - органы чувств.

09.09



Стр.21-25, выполнить задания

5.

Наши помощники - органы чувств. Опыты на оживление ощущений.

15.09



выполнить задания на стр.26

6.

Поговорим о здоровье. Чтобы меньше болеть.

16.09



Стр.27-28

7.

Поговорим о здоровье. Чтобы меньше болеть.

22.09



Стр.29-34,подгот. к ролевой игре с.34

8.

Режим дня. Чтобы не уставать.

23.09



Стр.35-37, стр.38­39

9.

Режим дня. Поговорим о часах.

Составление памятки «Режим дня второклассника»

29.09



Стр.39-41

10.

Физическая культура. Быть сильным и выносливым.

30.09



Стр.42-47


11.

Закаляться может каждый. Составление памятки «Правила закаливания».

06.10



Стр.47-49,знать правила закаливания

12.

Почему нужно правильно питаться. Из чего состоит наша пища?

07.10



Стр.50-52, составить меню

13.

Почему нужно правильно питаться Составление памятки «Что полезно для организма, что вредно»

13.10



Стр.53-56, выписать в тетрадь стр.56

14.

Умеем ли мы есть?

14.10



Стр.56-60, ответить на вопросыответить на вопросы

15.

Почему нужно быть осторожным?

Составление памятки

20.10



Стр.61-66

16.

Можно ли изменить себя? Контрольная работа

21.10



Стр.67-70

II четверть (15.)



17.

Что такое семья? Составление семейного генеалогического древа.

03.11



Стр.72-78,сост. семейное древо

18.

Домашнее хозяйство.

04.11



Стр.79-82, выполнить задания

19.

Семейный досуг.

10.11



Стр. 83-87, ответить на вопросы

20.

Правила поведения. Какие бывают правила.

11.11



Стр. 88-94, выполнить задания

21.

Умеешь ли ты дружить?

17.11



Стр.95-98, выполнить задания

22.

Умеешь ли ты общаться?

18.11



Стр. 97-98

Россия — твоя Родина (13ч.)



23.

Родина - что это значит?

24.11



Стр.100- 103,нарисовать иллюстрацию к стих.

24.

Прошлое, настоящее, будущее.

25.11



Стр. 104- 109,ответить на







вопросы

25.

Прошлое, настоящее, будущее. Как Русь начиналась?

01.12



Стр. 106-109, ответить на вопросы стр.109

26.

Москва - столица России.

02.12



Стр. 110-112,на выбор выучить наизусть одно стих.

27.

Москва - столица России.

08.12



Стр.113- 117,пересказ

28.

Города России.

09.12



Стр.118- 131,ответить на вопросы

29.

Родной край - частица Родины.

15.12



Стр. 132- 134,подготовить рассказ о родном крае

30.

Как трудятся россияне. Промежуточный контроль за 1 полугодие

16.12



Стр. 135-139, пересказ

31.

О занятиях наших предков.

22.12



Стр. 139- 143,пересказ

32.

Все профессии важны.

23.12



Стр.145-150, ответить на вопросы

33.

Мы - граждане России. Права граждан России.

29.12



Стр. 152-156, пересказ


3 четверть





34.

Мы граждане России. Права детей - граждан России.

12.01




35.

Россия - многонациональная страна.

13.01




Мы — жители Земли (31ч.)



36.

Твоё первое знакомство со звёздами.

19.01




37.

Земля - планета солнечной системы.

20.01




38.

Глобус - модель земли.

26.01




39.

В некотором царстве. Царства природы.

27.01




40.

Грибы. Составление памятки «Ядовитые грибы»

02.02





41.

Какие животные живут на Земле.

03.02




42.

Разнообразие растений.

09.02




43.

Условия роста и развития растений.

10.02




44.

Природные сообщества. Среда обитания - что это такое?

16.02




45.

Лес и его обитатели.

17.02




46.

Деревья в лесу.

23.02




47.

Кустарники леса.

24.02




48.

Травянистые растения леса.

02.03




49.

Лесная аптека

03.03




50.

Животные леса. Контрольная работа «Разнообразие животного мира»

09.03




51.

Птицы - лесные жители.

10.03




52.

Пресмыкающиеся леса.

16.03




53.

Насекомые леса.

17.03





4 четверть





54.

Правила поведения в лесу.

06.04




55.

Что мы знаем о воде.

07.04




56.

Круговорот воды в природе.

13.04




57.

Какие бывают водоёмы? Болото и река - пресные водоёмы.

14.04




58.

Обитатели пресных водоёмов. Рыбы, насекомые.

20.04




59.

Обитатели пресных водоёмов.

21.04




60.

Обитатели солёных водоёмов.

27.04




61.

Луг и его обитатели. Растения луга.

28.04




62.

Луг и его обитатели. Животные луга.

04.05




63.

Поле и его обитатели. Растения поля.

05.05




64.

Животные поля.

11.05




65

Сад и его обитатели.

12.05




66.

Итоговый контроль

18.05




Природа и человек (2ч.)



67.

Будем беречь нашу Землю. «Красная книга».

19.05




68.




Животные - друзья человека

25.05




69

Резервный урок. Повторение материала за год

26.05




Итого: 68ч.




8