СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по окружающему миру, 2 класс, в соответствии с ФГОС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
2 КЛАСС
Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования по окружающему миру, требований ООП школы и на основе авторской программы по учебным предметам. Программы по учебным предметам «План программы внеурочной деятельности: 1-4 класс: в 2 ч.»/ Сост. Р.Г.Чуракова – М.: Академкнига, Учебник, 2012. – Ч.2.
Рабочая программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту Федотова, О. Н. Окружающий мир. 2 класс: учебник: в 2 ч. / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. - М.: Академкнига / Учебник, 2012.
Федотова, О. Н. Окружающий мир. 2 класс: тетрадь для самостоятельной работы № 1, 2 / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. - М.: Академкнига / Учебник, 2015.
Федотова, О. Н. Окружающий мир. 2 класс: хрестоматия / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. - М.: Академкнига / Учебник, 2012.
Тематическое планирование рассчитано на 68 часов (2 часа в неделю).
Целями изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе является формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных универсальных учебных действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).
Основными задачами реализации содержания, в соответствии со Стандартом, являются:
сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта;
формирование у школьников УУД, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение;
развитие умений работы с научно-популярной и справочной литературой, проведения фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;
воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование экологической культуры, навыков нравственного поведения;
формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Общая характеристика учебного предмета
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что дает возможность ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально-гуманитарных наук. Интегрированный характер самого курса, а также реализация межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией в УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.
Курс начального образования по окружающему миру ориентирован на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества методами наблюдения и постановки опытов, на выявление и понимание причинно-следственных связей в мире, окружающем ребенка, с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края.
С внедрением Стандартов важнейшей задачей образования в начальной школе становится формирование универсальных (метапредметных) и предметных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе. Эта задача решается в ходе образовательного процесса всеми направлениями интегрированного курса «Окружающий мир», каждый из которых имеет свою специфику.
Система разнообразных форм организации учебной деятельности обеспечивается межпредметными связями содержания и способов действий, направленных на личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие детей.
Например, для формирования у школьников общеучебного умения «поиск (проверка) необходимой информации в словарях и справочниках» недостаточно того, чтобы словари и справочники разного толка были включены во все учебники. В связи с этим в учебниках 1-4 классов по окружающему миру системно создаются ситуации, когда применение словарей, справочников, Интернета действительно необходимо (без их использования изучение нового материала или решение конкретной проблемной ситуации невозможно).
Содержание учебников, учитывая потребности и интересы современного ребенка, предлагает ему:
на выбор источники дополнительной информации (хрестоматию по окружающему миру, книги и журналы в библиотеке, сайты в Интернете, справочники и словари из учебников по другим предметам, дополнительный материал в учебниках «Готовимся к школьной олимпиаде»);
участие в работе научного клуба младшего школьника «Мы и окружающий мир» или проектную деятельность в расчетно- конструкторском бюро посредством переписки с активом клуба или через Интернет;
социальные игры на уроках (роль консультанта, экспериментатора, докладчика, председателя заседания научного клуба младшего школьника и др.);
Учебные тексты учебников комплекта построены с учетом возможности оценки учебных достижений (как учеником, так и учителем), прежде всего:
задания на самопроверку и взаимопроверку (работа в парах);
задания повышенной сложности, олимпиадные задания, вступительные задания и контрольные задания для членов научного клуба младших школьников;
завуалированное требование быть внимательным при чтении текста.
Структура каждого учебника обеспечивает разнообразие форм организации учебной деятельности школьников системой специальных заданий, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего (консультант, экспериментатор, председатель заседания), то в роли организатора учебной деятельности классного коллектива. В образовательном процессе используются: наблюдения природы и общественной жизни; практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера; творческие задания; дидактические и ролевые игры; учебные диалоги; моделирование объектов и явлений окружающего мира.
Новая форма организации учебного занятия — заседание школьного клуба — позволяет учителю передавать ученикам функции ведения фрагмента урока, а впоследствии и самого урока учащимся. Практически это организация на уроках специального семантического пространства, в рамках которого ученики могут переходить из одного режима учебной деятельности в другой: от игры — к чтению, от экспериментирования — к групповой дискуссии, от воспроизведения учебного материала — к исследованию.
Ценностные ориентиры содержания курса «Окружающий мир»
Учитывая значительный потенциал учебного предмета в решении задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, определены следующие ценностные ориентиры содержания курса:
природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
человечество — мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество;
труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие;
патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;
гражданственность — долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок;
поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;
семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям;
личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;
традиционные религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Курс окружающего мира представлен в предметной области «Обществознание и естествознание», изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю. В учебном плане на его изучение отводится 68 часа в год (2 часа в неделю).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Окружающий мир» Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Окружающий мир» к концу 2-го года обучения
В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:
характеризовать особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли;
обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой (например, влияние Солнца — источника тепла и света — на смену времен года, растительный и животный мир);
объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времен года;
демонстрировать связь между сменой дня и ночи, временем года и движением Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца на моделях;
сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц, млекопитающих;
группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: насекомые-рыбы-птицы-земноводные-пресмыкающиеся-млекопитающие (животные);
сравнивать характерные для животных способы питания, размножения, защиты, заботы о потомстве;
называть признаки, отличающие домашних животных от диких;
характеризовать значение животных в природе и жизни людей; приводить примеры использования человеком результатов наблюдения за живой природой при создании новой техники;
группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: культурные-дикорастущие растения, однолетние- двулетние-многолетние растения; цветковые-хвойные-папо- ротники, мхи, водоросли; выделять их отличия;
характеризовать роль грибов в природе и жизни людей;
ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, при изучении свойств воды, анализировать результаты наблюдений, делать выводы; следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;
наблюдать и делать выводы по изучению свойств воздуха, характеризовать свойства воздуха;
на основе опытных исследований и наблюдений выявлять условия, необходимые для жизни растений;
выращивать растения в группе (из семян, клубней, листа, побегов);
использовать оглавление, словарь и тексты учебника и хрестоматии, Интернет для поиска необходимой информации;
обнаруживать простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края;
определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, называя представителей животного и растительного мира своего края, занесенных в Красную книгу России;
понимать необходимость здорового образа жизни (соблюдения режима дня, личной гигиены, правильного питания);
находить нужную информацию о разнообразии животных и растений, о планетах и звездах, о свойствах воды и воздуха, о грибах, используя оглавление и словарь учебника.
Обучающиеся получат возможность научиться:
извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о планетах Солнечной системы, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение;
соблюдать правила экологического поведения в природе (не оставлять после себя мусор; бережно относиться к растениям, детенышам диких животных);
пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.
В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:
оценивать характер взаимоотношений в семье, в классном и школьном коллективах;
называть профессии взрослых и оценивать важность каждой из них;
различать государственную символику России (на пограничных знаках, денежных знаках и пр.);
ориентироваться и принимать участие в важнейших для страны и личности событиях'и фактах (День Победы; День Конституции России; День города, села, поселка);
описывать достопримечательности Московского Кремля;
использовать дополнительные источники информации (словари учебника и хрестоматии по окружающему миру);
работать с оглавлением учебника: находить нужную информацию о достопримечательностях Москвы (Московского Кремля), праздничных днях России (День Победы, День Конституции России).
Обучающиеся получат возможность научиться:
различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить исторические события с датами на примере истории Московского Кремля;
проявлять уважение к правам и обязанностям каждого гражданина страны, записанным в Конституции;
использовать дополнительные источники информации (словарь учебника), находить факты в Интернете (Интернет- адреса даны в учебнике по темам «История Московского Кремля» и «Твоя безопасность»);
проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности (традиции) в семье, в классном и школьном коллективах;
оценивать характер взаимоотношений в семье, в классном и школьном коллективах.
В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:
понимать необходимость соблюдения режима дня и питания, правил личной гигиены;
понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице и в быту, в природе;
пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях;
работать с оглавлением учебника: находить нужную информацию о правилах безопасного поведения.
Обучающиеся получат возможность научиться:
пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту;
выполнять правила безопасного поведения в природе.
Содержание учебного предмета
Источники информации об окружающем нас мире, или Где и как найти ответы на вопросы (6 ч)
Знакомство с письмами как средством информации (письмо экологов). Структура учебника «окружающий мир»: оглавление, иллюстрации, система значков – пиктограмм, шрифтовые и цветовые выделения, словарик, иллюстрированный словарик.
Планеты и звезды (5 ч)
Знакомство с планетой Земля. Вращение Земли вокруг оси – причина смены дня и ночи. Полярная звезда. Север как направление на Полярную звезду. Солнце – ближайшая звезда к планете Земля. Вращение Земли вокруг Солнца – причина смены сезонов на нашей планете. Взаимосвязь живой и неживой природы (на конкретных примерах). Общие представления о воздухе как смеси газов. Вода – источник жизни на Земле. Роль воды в природе и жизни человека.
Живая природа Земли (39 ч)
Знакомство с развитием растений. Дыхание и питание растений. Разнообразие растений Земли. Продолжительность жизни растений: однолетние, двулетние, многолетние. Значение растений в жизни человека. Сельское хозяйство своей местности. Растения из Красной книги России. Грибы. Виды грибов. Разнообразие животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. Охрана животного мира. Охраняемые животные своей местности.
Человек разумный – часть природы (10 ч)
Понятие о человеке как части природы. Индивидуальность человека (черты лица, цвет волос, кожи и пр.) Портрет твоего друга. Понятие о здоровье. Режим питания. Режим дня школьника. Правила безопасного поведения в быту, на улице, при встрече с незнакомыми людьми.
Наша Родина – Россия (8 ч)
Семья ребенка. Уважение к старшим членам семьи, к ветеранам труда и Великой Отечественной войны. Знакомство с государственной символикой РФ. Государственные праздники и памятные даты. Москва – столица России. История Московского кремля.
Тематическое планирование
№ урока п/п |
Тема урока |
Тип урока | Планируемые результаты |
Характеристика деятельности обучащихся | |||||||||
предметные |
метапредметные |
личностные | |||||||||||
научится | получит возможность научиться |
| |||||||||||
Источники информации об окружающем нас мире. Где и как найти ответы на вопросы (6 часов) | |||||||||||||
1.
| Мир живой и неживой природы. Письмо эколога школьникам. | Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий. | -обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе, использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе.
| -осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту и в природе; -выполнять правила безопасного поведения в природе | -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
-строить речевое высказывание в устной форме;
- использовать речь для регуляции своего действия. | -Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
| Тетр. Стр. 2
| ||||||
2.
| Мир живой и неживой природы. Мишины вопросы. | Урок – экскурсия. | -обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой; -узнавать растения и животных. | -выполнять правила безопасного поведения в природе. | -планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
-формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное; -устанавливать причинно-следственные связи;
-контролировать действие партнёра. | - самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы нравственных общечеловеческих ценностей);
| Вопросы стр. 10 (учебник). | ||||||
3. | Мир живой и неживой природы. Советы старших. | Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий. | -обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края.
| -осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту и в природе;
| -адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, старших и товарищей;
-формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное;
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
| -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; -развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
| Стр.11 (учебник) Сделай сам ось вращения. | ||||||
4. | Осенние работы на пришкольном участке. | Урок – экскурсия. | -устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
| -работать в группе (договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать) | -планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-контролировать действие партнёра. | -самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы нравственных общечеловеческих ценностей);
| Подготовить рисунки по результатам экскурсии. | ||||||
5. | Книги - наши друзья. Ищем ответы на вопросы в учебнике. | Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий. | -находить нужную информацию, используя оглавление и словарь учебника; | -извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников, обсуждать полученные сведения.
| -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
-контролировать действие партнёра. | -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.
| Вопросы стр. 15 (учебник). Тетр. Стр. 3-4 (таблицы) | ||||||
6. | Опыт и наблюдения. | Урок-практикум | -проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование; -следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
| -проводить опыты и наблюдения по плану; -уяснить различие между опытом и наблюдением как разными способами получения ответов на вопросы об окружающем мире; | -контроль и самоконтроль учебных действий;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-контролировать действие партнёра | -интерес к способу решения и общему способу действия; | Работа по иллюстрациям учебника стр. 16. | ||||||
Планеты и звёзды (5 часов). | |||||||||||||
7. | Земля. Модель Земли. | УППНЗ | -характеризовать особенности звёзд и планет на примере Солнца и Земли; -находить на глобусе ось, экватор, полюса; | -извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний о планетах Солнечной системы; | -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
-взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий;
| -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; | Тетр. Стр. 5-6 №7-8. Работа в парах: работа с глобусом. Хрест. «Земля-шар» | ||||||
8. | Почему на Земле день сменяется ночью? | УППНЗ. | -характеризовать особенности звёзд и планет, объяснять движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи; -демонстрировать с помощью глобуса движение Земли вокруг своей оси; | -извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний о планетах Солнечной системы; | -планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить речевое высказывание в устной форме;
| -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.
| Учебн. Стр. 22-23 (проведи опыт с соседом). Тетр. стр. 7-8. | ||||||
9. | Звёзды и созвездия. | УППНЗ | -характеризовать особенности звёзд и планет;
| -характеризовать звёзды и планеты, находить на небе известные небесные тела; | -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
-строить речевое высказывание в устной форме;
- использовать речь для регуляции своего действия | -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; | Творческое задание: «Вставь пропущенные слова…» Тетр. Стр. 9-10 | ||||||
10. | Планеты. | УППНЗ | -иметь представление о планетах Солнечной системы;
| -извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний о планетах Солнечной системы, готовить доклады и обсуждать полученные сведения; | -контроль и самоконтроль учебных действий;
-строить речевое высказывание в устной форме;
- использовать речь для регуляции своего действия.
| -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; | Стр. 29-32. Подготовить сообщения о Земле, Луне. Кроссворд. Тетр. стр. 11-12 | ||||||
11. | Движение Земли вокруг Солнца. | УППНЗ | -демонстрировать связь между сменой дня и ночи, временем года, движением Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца на моделях; | -объяснять причину смены времён года;- демонстрировать с помощью глобуса движение Земли вокруг Солнца; | -планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
-использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
- использовать речь для регуляции своего действия.
| -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.
| Тетр. стр. 14-15. Тест (в методичке) | ||||||
Неживая и живая природа Земли (2 часа) | |||||||||||||
12. | Как связаны живая и неживая природа? | Комбинированный | -обнаруживать и приводить примеры взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края.
| -осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту и в природе; -планировать и проводить несложные опыты; -выявить условия жизни на планете Земля; | -адекватно воспринимать предложения и оценку учителей и товарищей;
-строить речевое высказывание в устной форме;
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; | - самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы нравственных общечеловеческих ценностей);
| Тетр. стр. 17 № 23. Учебн. Стр. 35-41. Подобрать приметы о природе. | ||||||
13. | Условия жизни на планете Земля. | Комбинированный | -определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты; | -планировать и проводить несложные опыты; -выявить условия жизни на планете Земля; | -планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий;
| -развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения | Стр. 41-44. Нарисовать рисунки по теме. | ||||||
Свойства воздуха и воды (4 часа) | |||||||||||||
14. | Свойства воздуха. | УППНЗ | -проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование; -фиксировать результаты и их анализ; -следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
| -выяснить свойства воздуха и значение воздуха в природе; -осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту; | -контроль и самоконтроль учебных действий;
-строить речевое высказывание в устной форме;
- использовать речь для регуляции своего действия.
| - самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы нравственных общечеловеческих ценностей);
| Тетр. стр. 17-18 (таблица, нарисуй экологич. знаки) | ||||||
15. | Кому и для чего нужна вода? | Комбинированный | -проводить несложные наблюдения и ставить простейшие опыты; -наблюдать и делать выводы по изучению свойств воды; | -выполнять правила безопасного поведения у воды; - осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение; - извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников; | -проводить несложные наблюдения, следовать инструкциям и правилам при проведении;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий;
| -развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; | Тетр. стр. 19-20. Сообщения об источниках воды. | ||||||
16. | Вода и её свойства. | УППНЗ | -проводить несложные наблюдения и ставить простейшие опыты; -наблюдать и делать выводы по изучению свойств воды; | -следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов; - осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение; | -проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий;
| -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; | Тетр. стр. 21. (проведи опыт, докажи, заполни). | ||||||
17. | Обобщение по теме «Свойства воздуха и воды» | Обобщение знаний. Урок-викторина. | -наблюдать и делать выводы по изучению свойств воздуха, характеризовать свойства воздуха; - ставить простейшие опыты самостоятельно; | -пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья; | -контроль и самоконтроль учебных действий;
-строить речевое высказывание в устной форме; -формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное; | - самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы нравственных общечеловеческих ценностей);
| Тест. Тетр. стр. 22-23. Проверь чистоту воды. Придумай и нарисуй знаки, запрещающие купаться. | ||||||
Солнце, воздух, вода и … растения 4 часа. | |||||||||||||
18. | Условия, необходимые для развития растений. | Комбинированный | -на основе опытных исследований и наблюдений выявлять условия, необходимые для жизни растений; -выращивать растения в группе; | -проводить несложные опыты; -формулировать выводы по результатам и фиксировать в письменном виде; | -проводить несложные наблюдения и ставить опыты;
-строить речевое высказывание в устной форме;
-взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий;
| -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.
| Тетр. стр. 24-25. Опыт №1, №2. | ||||||
19. | Корень, стебель и лист. | УППНЗ | -различать части растений, делать выводы о значении корня, стебля, цветка; -проводить групповые наблюдения; | -формулировать выводы по результатам и фиксировать в письменном виде; | -контроль и самоконтроль учебных действий;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий;
| - формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
| Кроссворд. | ||||||
20. | Питание растений. | УППНЗ | -использовать оглавление, словарь и тексты учебника и хрестоматии, для поиска необходимой информации; | -использовать книгу как источник информации; -представление о питании растений; | - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; | -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; | Тетр. стр. 26 №27 .Зачеркни неправильный ответ. Хрестоматия | ||||||
21. | Обобщение по теме «Солнце, воздух, вода и … растения» | Обобщение знаний. | -обнаруживать простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края; | -осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту и в природе; | -контроль и самоконтроль учебных действий;
-строить речевое высказывание в устной форме;
- использовать речь для регуляции своего действия; | - самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы нравственных общечеловеческих ценностей);
| Тест. Тетр. №39 стр. 28. Хрестоматия. | ||||||
Разнообразие растений (4 часа) | |||||||||||||
22. | Цветковые и хвойные растения. | Комбинированный | -группировать объекты природы по признакам: цветковые – хвойные; выделять их отличия;
| -расширять знания о цветковых и хвойных растениях (степи); | - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;
-формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное;
-сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов; | - формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; | Игра «Дерево, кустарник, трава». Тетр. стр.30 №42 (соедини линиями…) | ||||||
23. | Папоротники, мхи, водоросли. | УППНЗ | -группировать объекты природы по признакам: цветковые – хвойные - папоротники, мхи, водоросли; выделять их отличия;
| -группировать растения по их признакам и свойствам; -работать с научной литературой; | - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;
-строить речевое высказывание в устной форме;
-умение с помощью вопросов и научной литературы (словаря и хрестоматии) выяснять недостающую информацию; | -интерес к способу решения и общему способу действия; | Тетр. стр. 32 №44. Изучи и заполни таблицу. Стр. 33 №46. Раздели на 2 группы. Хрестоматия. | ||||||
24. | Красная книга России. Правила поведения на природе. | Комбинированный | -определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, называя представителей животного и растительного мира своего края, занесённых в красную книгу России; | -осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту и в природе; -выполнять правила безопасного поведения в природе; | -умение учиться и способность к организации своей деятельности;
-развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества;
-умение договариваться и находить общее решение практической задачи; | -развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; | Стр. 81-85. Конкурс на лучший экологический знак. | ||||||
25. | Обобщение по теме «Разнообразие растений». | Обобщение знаний. | -группировать растения по их признакам; -находить нужную информацию, используя оглавление и словарь; -приводить примеры животных и растений родного края на основе наблюдений;
| -группировать растения по их признакам и свойствам; -работать с научной литературой; -оформлять свои наблюдения; | -планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
-развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества;
- использовать речь для регуляции своего действия.
| -стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу;
| Вопросы стр.86 (учебник) | ||||||
Культурные растения. Продолжительность жизни растений (8 часов) | |||||||||||||
26. | Для чего люди выращивают культурные растения? | Комбинированный | -группировать объекты природы по признакам: культурные – дикорастущие; овощные, плодовые, прядильные; | -выделять характерные признаки культурных растений от дикорастущих; -история культурных растений; | -умение учиться и способность к организации своей деятельности;
-формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное;
-слушать и понимать речь других;
| - формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; | Подготовить загадки о растениях. Тетр. стр. 36 №50-51. | ||||||
27. | Какие части культурных растений используют люди? | УППНЗ | -группировать объекты природы по признакам: культурные – дикорастущие; овощные, плодовые, прядильные; | -выделять характерные признаки культурных растений от дикорастущих; -история культурных растений; -расселение семян; | -планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
-развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества;
- использовать речь для регуляции своего действия.
| -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.
| Игра «Что мы едим?» | ||||||
28. | Можно ли все огородные растения высаживать одновременно? | УППНЗ | -на основе опытных исследований и наблюдений выявлять условия, необходимые для жизни растений; -использовать оглавление, словарь и тексты учебника и хрестоматии, для поиска необходимой информации; | -ухаживать за огородными растениями; -правильно подбирать рассаду или семена; - извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников; | - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;
-строить речевое высказывание в устной форме;
-умение с помощью вопросов и научной литературы (словаря и хрестоматии) выяснять недостающую информацию; | -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; | Составить таблицу сроков посадки огородных растений. | ||||||
29. | От чего зависит урожай зерновых? | УППНЗ | -на основе опытных исследований и наблюдений выявлять условия, необходимые для жизни растений; - обнаруживать простейшие взаимосвязи в живой природе; | -осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения; -выяснить важность зерновых культур в жизни человека; | -планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
-формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное;
-слушать и понимать речь других; | - формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; | Игра «Что из чего сделано?» Мини-викторина. Опыт тетр. стр. 43 №60. | ||||||
30. | Растения сада. | Обобщение знаний | -основные растения сада; -находить и определять растения сада;
| -с/х машины и оборудование для работы в саду; -ухаживать за растениями; | -контроль и самоконтроль учебных действий;
-строить речевое высказывание в устной форме;
- использовать речь для регуляции своего действия; | -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности | Тетр. стр. 44 | ||||||
31. | Сколько живут растения? | УППНЗ | -на основе опытных исследований и наблюдений выявлять условия, необходимые для жизни растений; - обнаруживать простейшие взаимосвязи в живой природе; | -осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения; -признаки однолетних, двулетних, многолетних; -определять возраст растений;
| -планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
-развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества;
- использовать речь для регуляции своего действия.
| -развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; | Составить таблицу «Продолжительность жизни растений». Тетр. стр. 45 №62 | ||||||
32. | Размножение растений своими частями. | УППНЗ | -на основе опытных исследований и наблюдений выявлять условия, необходимые для жизни растений; -выращивать растения в группе (из семян, клубней, побегов), анализировать результаты наблюдений, делать выводы;
| -познакомить с понятиями «черенок» «отросток» «семя» «плод»; -иметь представление о возможности вегетативного размножения растений; -размножение водорослей, грибов; | -проводить несложные наблюдения, опыты и следовать инструкциям и правилам при проведении;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий;
| -стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу;
| Посадка черенков пеларгонии.
| ||||||
33. | Обобщение по теме «Культурные растения. Продолжительность жизни растений. | Обобщение знаний. Викторина. | -дикорастущие и культурные растения своего края; -с/х растения своего края; -на основе опытных исследований и наблюдений выявлять условия, необходимые для жизни растений; | -особенности внешнего вида и жизни растений; -называть растения своего края, внесенные в Красную книгу; -осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение | -проводить несложные наблюдения, опыты и следовать инструкциям и правилам при проведении;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-слушать и понимать речь других;
| -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности | Игра «Назови растения». Викторина. Олимпиадные вопросы стр. 107-108. | ||||||
Грибы (3 часа) | |||||||||||||
34. | Грибы. Можно вырастить грибы на кусочке хлеба?(Общее представление о плесневых грибах.) | УППНЗ | -характеризовать роль грибов в природе и жизни людей; -ставить опыты, анализировать результаты наблюдений, делать выводы;
| -выяснить свойства и признаки грибов, взаимосвязь живой и неживой природы; -одноклеточные и многоклеточные грибы. Питание и значение грибов. | -проводить несложные наблюдения, опыты и следовать инструкциям и правилам при проведении;
-развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества;
-умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности; | -стремление к самоизменению - приобретению новых знаний; | Выращивание мукора. Тетр. стр.46 №64-65. | ||||||
35. | Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. | УППНЗ | -характеризовать роль грибов в природе и жизни людей; -отличительные признаки съедобных грибов; | - извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников; -пищевое отравление, первая помощь при пищевом отравлении;
| -планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
-формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное;
-слушать и понимать речь других; | -стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу;
| Хрестоматия.
| ||||||
36 | Как правильно собирать грибы? | Обобщение знаний. | -правила сбора грибов; -приводить примеры грибов своей местности; | -осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения;
| - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;
-строить речевое высказывание в устной форме;
-умение с помощью вопросов и научной литературы (словаря и хрестоматии) выяснять недостающую информацию; | - самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы нравственных общечеловеческих ценностей); | Тест. Нарисовать экологический знак. | ||||||
Животные (8 часов) | |||||||||||||
37. | Разнообразие животных. | Комбинированный | -Группировать объекты природы по признакам: насекомые-рыбы – птицы- земноводные – пресмыкающиеся – млекопитающие; -сравнивать характерные способы питания для животных, размножения, защиты, заботы о потомстве; | -новые группы животных – земноводные и пресмыкающиеся; -выделять существенные признаки животных разных групп;
| -учиться работать по предложенному учителем плану; -развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества;
- использовать речь для регуляции своего действия; | -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; | Кроссворд. Хрестоматия. Тетр. стр. 3 №2 (заполни пропуски) | ||||||
38. | Насекомые. | Комбинированный | -сравнивать характерные способы питания для насекомых; -отличительные признаки насекомых и деление их на группы;
| -группы насекомых: растительноядные, хищные, всеядные; -редкие насекомые страны; -осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, | -контроль и самоконтроль учебных действий;
-формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное;
-слушать и понимать речь других; | -развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; | Тетр. стр. 4-5 № 6-8 Хрестоматия. | ||||||
39. | Рыбы. | Комбинированный | -отличительные признаки рыб, приспособления рыб к жизни в воде; -использовать оглавление, словарь и тексты учебника и хрестоматии, для поиска необходимой информации; | - извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников; -группы рыб: растительноядные, хищные, всеядные;
| -планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
-формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное;
-слушать и понимать речь других; | -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; | Приготовить сообщение о рыбах родного края. Кроссворд. | ||||||
40. | Земноводные | УППНЗ | -отличительные признаки земноводных, приспособления их к жизни; -использовать оглавление, словарь и тексты учебника и хрестоматии, для поиска необходимой информации;
| - извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников; -размножение и развитие амфибий; | - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;
-строить речевое высказывание в устной форме;
-умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности
| - самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы нравственных общечеловеческих ценностей); | Кроссворд. Тетр. стр. 10-11 №14-15 | ||||||
41. | Пресмыкающиеся | УППНЗ | -отличительные признаки пресмыкающихся, приспособления их к жизни;
| -выделить черты сходства и различия крокодилов, черепах, ящериц, змей; (ужа и гадюки); -правила поведения при встрече со змеями; -выполнять правила безопасного поведения в лесу; | -планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
-формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное;
- использовать речь для регуляции своего действия; | -стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу;
| Тетр. стр. 14-15 (Прочитай и дополни текст) «Выбери верное рассуждение» (методичка). | ||||||
42. | Птицы | Комбинированный | -отличительные признаки птиц, приспособления их к жизни; -определять птиц среди других животных; -определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, называя представителей животного мира своего края, занесённых в Красную книгу России; | -соблюдать правила экологического поведения в природе; -значение перьевого покрова и способы добычи пищи птенцам; - извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников;
| - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;
-строить речевое высказывание в устной форме по заданному плану;
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
|
- самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы нравственных общечеловеческих ценностей); | Хрестоматия. Тетр. стр. 18 №24-25 | ||||||
43. | Звери. | Комбинированный | -отличительные признаки млекопитающих, приспособления их к жизни; - определять млекопитающих среди других животных;
| -группы млекопитающих по способу питания; -осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение;
| -проводить несложные наблюдения, опыты и следовать инструкциям и правилам при проведении;
-развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества;
-умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности; | -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности | Тетр. стр. 22 № 29-30 | ||||||
44. | Как животные защищаются? | Комбинированный | -различные группы животных; -характеризовать значение животных в природе и жизни людей: -использовать оглавление, словарь и тексты учебника и хрестоматии, для поиска необходимой информации; | -знать разные способы защиты животных от врагов; -анализировать и делать выводы; -выполнять правила безопасного поведения в лесу; | -контроль и самоконтроль учебных действий;
-формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное;
-слушать и понимать речь других; |
- самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы нравственных общечеловеческих ценностей); | Хрестоматия. Тетр. стр. 32-33 (Найди и подчеркни…) Заполни таблицу. | ||||||
Человек и животные (6 часов) | |||||||||||||
45 | Домашние животные. | Комбинированный | -называть признаки, отличающие домашних животных от диких; -характеризовать значение животных в природе и жизни людей; приводить примеры использования человеком животных; | -углубить знания о домашних животных, относящихся к разным систематическим группам; -анализировать, обобщать и делать выводы;
| - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;
-строить речевое высказывание в устной форме;
-умение с помощью вопросов и научной литературы (словаря и хрестоматии) выяснять недостающую информацию; | -стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу;
| Составить схему разных групп дом. животных. Наблюдение за дом. жив. и рассказ. | ||||||
46. | Живой уголок. | УППНЗ | -называть примеры обитателей живого уголка; -ухаживать за обитателями уголка; -использовать оглавление, словарь и тексты учебника и хрестоматии, для поиска необходимой информации; | -анализировать и делать выводы; -выполнять правила безопасного поведения; | -контроль и самоконтроль учебных действий;
-строить речевое высказывание в устной форме;
-умение с помощью вопросов и научной литературы (словаря и хрестоматии) выяснять недостающую информацию; | -развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; | Хрестоматия. Тетр. стр. 30. | ||||||
47. | Урок-экскурсия на животноводческую ферму. | Урок-экскурсия | -знакомство с жизнью животных на ферме; -рассказывать о профессиях людей, работающих на ферме; | -правила поведения и обращения с животными и ухода за ними; -анализировать и делать выводы; -выполнять правила безопасного поведения; | -умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности;
-развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества;
-умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности | -установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью; | Приготовить рисунки по материалам экскурсии. | ||||||
48. | Значение диких животных. | Комбинированный | -называть диких животных своего края; -называть признаки, отличающие домашних животных от диких; -характеризовать значение животных в природе и жизни людей; -использовать оглавление, словарь и тексты учебника и хрестоматии, для поиска необходимой информации; | -анализировать и делать выводы; -выполнять правила безопасного поведения; -эстетическое и научное значение диких животных; -дикие животные, наносящие вред человеку; | -планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
-формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное;
-слушать и понимать речь других; | -стремление к самоизменению - приобретению новых знаний; | Тетр. стр. 32 №44 | ||||||
49. | Человек в ответе не только за тех, кого приручил. | Комбинированный | -определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, называя редких и исчезающих представителей животного мира своего края, занесённых в Красную книгу России; -работать с Красной книгой; | -забота человека о дикой природе, охранная деятельность человека; -правила поведения в природе и правила обращения с дикими животными; -заказники и заповедники родного края; -называть животных своего края, внесенных в Красную книгу; | -умение учиться и способность к организации своей деятельности;
-развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества;
-умение договариваться и находить общее решение практической задачи; | -стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу;
| Хрестоматия. Кроссворд. | ||||||
50. | Заповедники или заказники родного края. Обобщение по теме «Человек и животные». | Обобщение знаний. | -определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, называя редких и исчезающих представителей животного мира своего края, занесённых в Красную книгу России; -охранная деятельность на территории родного края; | -заказники и заповедники родного края; -называть животных своего края, внесенных в Красную книгу; -правила поведения в походах; -соблюдать правила экологического поведения в природе;
| -учиться работать по предложенному учителем плану; -развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества;
- использовать речь для регуляции своего действия; | -развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; | Тетр. стр. 33 №45-46 (нарисуй экологические знаки) Олимпиадные вопросы стр. 41-42. | ||||||
Человек разумный – часть природы (6 часов) | |||||||||||||
51. | Про тебя. | УППНЗ | -признаки живой природы, чем человек отличается от других живых существ; -значение природы для здоровья и жизни человека; -виды труда, связанные с природой, о значении данного труда; | -осознавать свою неразрывную связь с разнообразными социальными группами; -анализировать, обобщать и делать выводы; -основные расы человека и органы чувств, их значение;
| -учиться высказывать своё предположение на основе работы с учебником; -проводить сравнение, сериацию, классификацию по заданным критериям; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | -формировать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности;
| Работа по таблице. (Методичка стр. 194)
| ||||||
52. | Что умеет человек? | Комбинированный | -называть профессии взрослых, оценивать важность каждой из них; -виды труда, связанные с природой, о значении данного труда;
| -формировать выводы на основе своих наблюдений; -анализировать, обобщать и делать выводы на основе своих наблюдений;
| -учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, подведение под правило, установление причинно-следственных связей;
- использовать речь для регуляции своего действия; | -стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу;
| Тетр. стр. 36 №51-52 | ||||||
53. | Расти здоровым. | Комбинированный | -пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях; -условия, необходимые для жизни на земле; -причины простудных заболеваний и меры предупреждения; -использовать оглавление, словарь и тексты учебника и хрестоматии, для поиска необходимой информации; | -пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, особенно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены; | -учиться высказывать своё предположение на основе работы с учебником; -развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; | -установка на здоровый образ жизни; | Игра: «Чтобы быть здоровым, я буду…» Хрестоматия. | ||||||
54. | Питание и здоровье. | Комбинированный | -понимать необходимость соблюдения режима дня и питания, правил личной гигиены; -использовать оглавление, словарь и тексты учебника и хрестоматии, для поиска необходимой информации | -пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, особенно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены; -полезная и разнообразная пища; | -учиться высказывать своё предположение на основе работы с учебником;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, подведение под правило, установление причинно-следственных связей;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | -установка на здоровый образ жизни; | Тест. Методичка стр.206-207. Составь меню (тетр. стр.40). | ||||||
55. | От кого зависит твой режим дня? | Комбинированный | -понимать необходимость соблюдения режима дня и питания, правил личной гигиены. -условия жизни, влияющие на здоровье человека; -полезные привычки; | -пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, особенно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены; | -учиться работать по предложенному учителем плану; -развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества;
- использовать речь для регуляции своего действия; | -установка на здоровый образ жизни; | Составь режим дня и расписание уроков. Тетр. стр. 42-44. | ||||||
56. | Обобщение по теме: «Человек разумный – часть природы» | Обобщение знаний. | -понимать необходимость соблюдения режима дня и питания, правил личной гигиены; -условия, необходимые для жизни на земле; -пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях;
| -пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, особенно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены; | -учиться высказывать своё предположение на основе работы с учебником; -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; -формулировать собственное мнение и позицию;
| -формировать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности; -установка на здоровый образ жизни;
| Олимпиадные вопросы стр.70. | ||||||
Как уберечь себя от беды? (5 часов) | |||||||||||||
57
| Чистота – залог здоровья.
| Комбинированный
| -понимать необходимость соблюдения режима дня и питания, правил личной гигиены; -пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях; -основные правила личной гигиены; -первая помощь при простудных заболеваниях; -использовать оглавление, словарь и тексты учебника и хрестоматии, для поиска необходимой информации | -пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, особенно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены; -микробы, пути попадания болезнетворных микробов в организм, работа с микроскопом; | -уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира; -проводить сравнение, сериацию, классификацию по заданным критериям; -слушать и понимать речь других; | -уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира; | Тест. Тетр. стр. 46 №64 №65 (нарисуй запрещающие знаки)
Тетр. стр.47-48. | ||||||
58. |
Берегись простуды! |
Комбинированный | |||||||||||
59. | Твоя безопасность на улице. | Комбинированный
| -понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице; -работать с оглавлением учебника: находить нужную информацию о правилах безопасного поведения; -опасности, подстерегающие ребёнка при общении с незнакомыми людьми; | -соблюдать правила безопасного поведения на улице; -знаки дорожного движения, сигналы светофора и регулировщика;
| -уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира; - осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, подведение под правило, установление причинно-следственных связей; - использовать речь для регуляции своего действия; | - самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы нравственных общечеловеческих ценностей); | Нарисуй свой маршрут в школу. Тетр. стр. 50. Дорисуй…. Дополни... | ||||||
60. | Твоя безопасность дома. | УППНЗ | -понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения дома с электроприборами, газовыми установками, лекарствами; -вызвать помощь; -работать с оглавлением учебника: находить нужную информацию о правилах безопасного поведения; | -вести себя в нестандартных ситуациях; -соблюдать правила безопасного поведения дома; -анализировать, обобщать и делать выводы на основе своих наблюдений;
| -уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира; -развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества; -формулировать собственное мнение и позицию;
|
- самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы нравственных общечеловеческих ценностей); | Тетр. стр.51-52 | ||||||
61. | Обобщение по теме: «Как уберечь себя от беды?» | Обобщение знаний. | -понимать необходимость соблюдения режима дня и питания, правил личной гигиены, соблюдение правил поведения на улице и дома; | -вести себя в нестандартных ситуациях; -соблюдать правила безопасного поведения; -выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, оформленные в письменном виде; -работать в группе (уметь договариваться, распределять работу ,получать общий результат, оценивать. | -учиться высказывать своё предположение на основе работы с учебником; -развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества; -умение договариваться, находить общее решение практической задачи даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах; | -формировать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности; -установка на здоровый образ жизни;
| Олимпиадные вопросы стр. 91-92. | ||||||
В родном краю (7 часов) | |||||||||||||
62. | Имя города, села, посёлка. | УППНЗ | -название родной страны, её столицы; -название региона, где живут учащиеся; -использовать оглавление, словарь и тексты учебника и хрестоматии, для поиска необходимой информации; -находить на карте РФ, Москву, свой регион;
| -народные промыслы России; -особенности труда родного края; | -учиться работать по предложенному учителем плану; -развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества;
- использовать речь для регуляции своего действия; | -чувство патриотизма, гордости за свою страну, уважение истории, культурных исторических памятников; | Тетр. стр. 53-54 №72 №73. Хрестоматия. | ||||||
63.
| История Московского Кремля.
| УППНЗ
| -находить на карте РФ, Москву, свой регион; -описывать достопримечательности Московского Кремля; -работать с оглавлением учебника: находить нужную информацию о достопримечательностях Московского Кремля; | -история Отечества: отдельные исторические картины быта, труда в истории Московского Кремля; -характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой; | -учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
-предварительный анализ, перевод текста на знаково-символический язык;
- использовать речь для регуляции своего действия; | -чувство патриотизма, гордости за свою страну, уважение истории, культурных исторических памятников; | Кроссворд. Тетр. стр. 55 №75. Заполни схему Кремля. | ||||||
64. |
Экскурсия в город. (Заочная) |
Обобщение. | |||||||||||
Найти книги о родном крае. | |||||||||||||
65. | Общий дедушка. | УППНЗ. | -оценивать характер взаимоотношений в семье, в коллективе; -ФИО членов своей семьи, включая старшее поколение; -основные права ребенка (на жильё, обучение, лечение, защита от насилия); -способы обмена информацией; | -проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения с взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы; -родословная, составление генеалогического дерева;
| -учиться работать по предложенному учителем плану; -предварительный анализ, перевод текста на знаково-символический язык;
-умение договариваться, находить общее решение практической задачи даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах; | -уважение личности и её достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия;-уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира; | Сбор информации о своей родословной. Труд, отдых в семье. Тетр стр.58 №79. | ||||||
66.
67. | День Победы.
День Конституции. | УППНЗ
УППНЗ | -работать с оглавлением учебника, находить нужную информацию; -различать государственную символику РФ; -ориентироваться и принимать участие в важнейших для страны и личности событиях и фактах; -работать с оглавлением учебника: находить нужную информацию о праздничных днях России; (День Победы, День Конституции.) | -история Отечества во время ВОВ; -проявлять уважение к правам и обязанностям каждого гражданина страны, записанных в Конституцию; | -уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира; -развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества; -формулировать собственное мнение и позицию;
| -уважение личности и её достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия;
| Тетр. стр. 60. Побеседуй с ветеранами.
Тетр. стр.62 №83. Соедини линиями…. | ||||||
68. | Обобщение по теме: « В родном краю». | Обобщение знаний. | -название родной страны, её столицы; -название региона, где живут учащиеся; -использовать оглавление, словарь и тексты учебника и хрестоматии, для поиска необходимой информации; -находить на карте РФ, Москву, свой регион; -различать государственную символику РФ; -ориентироваться и принимать участие в важнейших для страны и личности событиях и фактах. | -история Отечества: отдельные исторические картины быта, труда; -народные промыслы России; -особенности труда родного края; -проявлять уважение к правам и обязанностям каждого гражданина страны, записанных в Конституцию; | -уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира; - развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества; -умение с помощью вопросов и научной литературы (словаря и хрестоматии) выяснять недостающую информацию; | -уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
| Тест. Учебник стр. 118-121. Проверь себя. |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Федотова, О. Н. Окружающий мир. 2 класс: учебник : в 2 ч. / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. - М.: Академкнига / Учебник, 2012
Федотова, О. Н. Окружающий мир. 2 класс: тетрадь для самостоятельной работы № 1, 2 / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. - М.: Академкнига / Учебник, 2015.
Федотова, О. Н. Окружающий мир. 2 класс: хрестоматия / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. - М.: Академкнига / Учебник, 2012.
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Окружающий мир» к концу 2-го года обучения
В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:
характеризовать особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли;
обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой (например, влияние Солнца — источника тепла и света — на смену времен года, растительный и животный мир);
объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времен года;
демонстрировать связь между сменой дня и ночи, временем года и движением Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца на моделях;
сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц, млекопитающих;
группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: насекомые-рыбы-птицы-земноводные-пресмыкающиеся-млекопитающие (животные);
сравнивать характерные для животных способы питания, размножения, защиты, заботы о потомстве;
называть признаки, отличающие домашних животных от диких;
характеризовать значение животных в природе и жизни людей; приводить примеры использования человеком результатов наблюдения за живой природой при создании новой техники;
группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: культурные-дикорастущие растения, однолетние- двулетние-многолетние растения; цветковые-хвойные-папоротники, мхи, водоросли; выделять их отличия;
характеризовать роль грибов в природе и жизни людей;
ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, при изучении свойств воды, анализировать результаты наблюдений, делать выводы; следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;
наблюдать и делать выводы по изучению свойств воздуха, характеризовать свойства воздуха;
на основе опытных исследований и наблюдений выявлять условия, необходимые для жизни растений;
выращивать растения в группе (из семян, клубней, листа, побегов);
использовать оглавление, словарь и тексты учебника и хрестоматии, Интернет для поиска необходимой информации;
обнаруживать простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края;
определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, называя представителей животного и растительного мира своего края, занесенных в Красную книгу России;
понимать необходимость здорового образа жизни (соблюдения режима дня, личной гигиены, правильного питания);
находить нужную информацию о разнообразии животных и растений, о планетах и звездах, о свойствах воды и воздуха, о грибах, используя оглавление и словарь учебника.
Обучающиеся получат возможность научиться:
извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о планетах Солнечной системы, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение;
соблюдать правила экологического поведения в природе (не оставлять после себя мусор; бережно относиться к растениям, детенышам диких животных);
пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.
В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:
оценивать характер взаимоотношений в семье, в классном и школьном коллективах;
называть профессии взрослых и оценивать важность каждой из них;
различать государственную символику России (на пограничных знаках, денежных знаках и пр.);
ориентироваться и принимать участие в важнейших для страны и личности событиях и фактах (День Победы; День Конституции России; День города, села, поселка);
описывать достопримечательности Московского Кремля;
использовать дополнительные источники информации (словари учебника и хрестоматии по окружающему миру);
работать с оглавлением учебника: находить нужную информацию о достопримечательностях Москвы (Московского Кремля), праздничных днях России (День Победы, День Конституции России).
Обучающиеся получат возможность научиться:
различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить исторические события с датами на примере истории Московского Кремля;
проявлять уважение к правам и обязанностям каждого гражданина страны, записанным в Конституции;
использовать дополнительные источники информации (словарь учебника), находить факты в Интернете (Интернет- адреса даны в учебнике по темам «История Московского Кремля» и «Твоя безопасность»);
проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности (традиции) в семье, в классном и школьном коллективах;
оценивать характер взаимоотношений в семье, в классном и школьном коллективах.
В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:
понимать необходимость соблюдения режима дня и питания, правил личной гигиены;
понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице и в быту, в природе;
пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях;
работать с оглавлением учебника: находить нужную информацию о правилах безопасного поведения.
Обучающиеся получат возможность научиться:
пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту;
выполнять правила безопасного поведения в природе.