СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру, 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру, 2 класс, в соответствии с ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру, 2 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

2 КЛАСС

Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования по окружающему миру, требований ООП школы и на основе авторской программы по учебным предметам. Программы по учебным предметам «План программы внеурочной деятельности: 1-4 класс: в 2 ч.»/ Сост. Р.Г.Чуракова – М.: Академкнига, Учебник, 2012. – Ч.2.

Рабочая программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту Федотова, О. Н. Окружающий мир. 2 класс: учебник: в 2 ч. / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. - М.: Академкнига / Учебник, 2012.

Федотова, О. Н. Окружающий мир. 2 класс: тетрадь для самостоятельной работы № 1, 2 / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. - М.: Академкнига / Учебник, 2015.

Федотова, О. Н. Окружающий мир. 2 класс: хрестоматия / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимо­ва, С. А. Трафимов. - М.: Академкнига / Учебник, 2012.

Тематическое планирование рассчитано на 68 часов (2 часа в неделю).

Целями изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе является формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных универсальных учебных действий (личностных, познавательных, коммуникативных, ре­гулятивных).

Основными задачами реализации содержания, в соответ­ствии со Стандартом, являются:

  • сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта;

  • формирование у школьников УУД, основанных на способ­ности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существен­ные признаки и на их основе проводить обобщение;

  • развитие умений работы с научно-популярной и справоч­ной литературой, проведения фенологических наблюдений, фи­зических опытов, простейших измерений;

  • воспитание у школьников бережного отношения к объек­там природы и результатам труда людей, сознательного отно­шения к здоровому образу жизни, формирование экологической культуры, навыков нравственного поведения;

  • формирование уважительного отношения к семье, насе­ленному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

  • осознание ценности, целостности и многообразия окру­жающего мира, своего места в нем;

  • формирование модели безопасного поведения в услови­ях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Общая характеристика учебного предмета

Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер, соеди­няющий в равной мере природоведческие, исторические, об­ществоведческие и другие знания, что дает возможность озна­комить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально-гуманитарных наук. Интегрированный характер самого курса, а также реализа­ция межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией в УМК «Перспективная на­чальная школа» обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окруже­нии, в общении с людьми, обществом и природой.

Курс начального образования по окружающему миру ориен­тирован на ознакомление обучающихся с некоторыми элемен­тарными способами изучения природы и общества методами наблюдения и постановки опытов, на выявление и понимание причинно-следственных связей в мире, окружающем ребенка, с привлечением многообразного материала о природе и культу­ре родного края.

С внедрением Стандартов важнейшей задачей образо­вания в начальной школе становится формирование универ­сальных (метапредметных) и предметных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе. Эта задача решается в ходе образова­тельного процесса всеми направлениями интегрированного курса «Окружающий мир», каждый из которых имеет свою специфику.

Система разнообразных форм организации учебной деятель­ности обеспечивается межпредметными связями содержания и способов действий, направленных на личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие детей.

Например, для формирования у школьников общеучебного уме­ния «поиск (проверка) необходимой информации в словарях и спра­вочниках» недостаточно того, чтобы словари и справочники разного толка были включены во все учебники. В связи с этим в учебниках 1-4 классов по окружающему миру системно создаются ситуации, когда применение словарей, справочников, Интернета действитель­но необходимо (без их использования изучение нового материала или решение конкретной проблемной ситуации невозможно).

Содержание учебников, учитывая потребности и интересы современного ребенка, предлагает ему:

  • на выбор источники дополнительной информации (хре­стоматию по окружающему миру, книги и журналы в библиоте­ке, сайты в Интернете, справочники и словари из учебников по другим предметам, дополнительный материал в учебниках «Го­товимся к школьной олимпиаде»);

  • участие в работе научного клуба младшего школьника «Мы и окружающий мир» или проектную деятельность в расчетно- конструкторском бюро посредством переписки с активом клуба или через Интернет;

  • социальные игры на уроках (роль консультанта, экспери­ментатора, докладчика, председателя заседания научного клуба младшего школьника и др.);

Учебные тексты учебников комплекта построены с учетом возможности оценки учебных достижений (как учеником, так и учителем), прежде всего:

  • задания на самопроверку и взаимопроверку (работа в парах);

  • задания повышенной сложности, олимпиадные задания, вступительные задания и контрольные задания для членов на­учного клуба младших школьников;

  • завуалированное требование быть внимательным при чте­нии текста.

Структура каждого учебника обеспечивает разнообразие форм организации учебной деятельности школьников системой спе­циальных заданий, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего (консультант, экспериментатор, председа­тель заседания), то в роли организатора учебной деятельности классного коллектива. В образовательном процессе используют­ся: наблюдения природы и общественной жизни; практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера; твор­ческие задания; дидактические и ролевые игры; учебные диалоги; моделирование объектов и явлений окружающего мира.

Новая форма организации учебного занятия — заседание школьного клуба — позволяет учителю передавать ученикам функ­ции ведения фрагмента урока, а впоследствии и самого урока учащимся. Практически это организация на уроках специально­го семантического пространства, в рамках которого ученики мо­гут переходить из одного режима учебной деятельности в другой: от игры — к чтению, от экспериментирования — к групповой дискус­сии, от воспроизведения учебного материала — к исследованию.

Ценностные ориентиры содержания курса «Окружающий мир»

Учитывая значительный потенциал учебного предмета в ре­шении задач духовно-нравственного развития и воспитания обу­чающихся, определены следующие ценностные ориентиры со­держания курса:

  • природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

  • наука — ценность знания, стремление к познанию и исти­не, научная картина мира;

  • человечество — мир во всем мире, многообразие и уваже­ние культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество;

  • труд и творчество — уважение к труду, творчество и сози­дание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие;

  • патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему на­роду, служение Отечеству;

  • социальная солидарность — свобода личная и националь­ная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;

  • гражданственность — долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок;

  • поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;

  • семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям;

  • личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, до­стоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способ­ность к личностному и нравственному выбору;

  • традиционные религии — представления о вере, духовно­сти, религиозной жизни человека, ценности религиозного миро­воззрения, толерантности, формируемые на основе межконфес­сионального диалога.



Описание места учебного предмета в учебном плане

Курс окружающего мира представлен в предметной области «Обществознание и естествознание», из­учается с 1 по 4 класс по два часа в неделю. В учебном плане на его изучение отводится 68 часа в год (2 часа в неделю).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Окружающий мир» Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Окружающий мир» к концу 2-го года обучения

В результате изучения раздела «Человек и природа» обу­чающиеся научатся:

  • характеризовать особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли;

  • обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой (например, влияние Солнца — ис­точника тепла и света — на смену времен года, растительный и животный мир);

  • объяснять (характеризовать) движение Земли относитель­но Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времен года;

  • демонстрировать связь между сменой дня и ночи, време­нем года и движением Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца на моделях;

  • сравнивать внешний вид и характерные особенности насе­комых, рыб, птиц, млекопитающих;

  • группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: насекомые-рыбы-птицы-земноводные-пресмы­кающиеся-млекопитающие (животные);

  • сравнивать характерные для животных способы питания, размножения, защиты, заботы о потомстве;

  • называть признаки, отличающие домашних животных от диких;

  • характеризовать значение животных в природе и жизни лю­дей; приводить примеры использования человеком результатов наблюдения за живой природой при создании новой техники;

  • группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: культурные-дикорастущие растения, однолетние- двулетние-многолетние растения; цветковые-хвойные-папо- ротники, мхи, водоросли; выделять их отличия;

  • характеризовать роль грибов в природе и жизни людей;

  • ставить опыты, используя простейшее лабораторное обо­рудование, при изучении свойств воды, анализировать результа­ты наблюдений, делать выводы; следовать инструкциям и техни­ке безопасности при проведении опытов;

  • наблюдать и делать выводы по изучению свойств воздуха, характеризовать свойства воздуха;

  • на основе опытных исследований и наблюдений выявлять условия, необходимые для жизни растений;

  • выращивать растения в группе (из семян, клубней, листа, побегов);

  • использовать оглавление, словарь и тексты учебника и хре­стоматии, Интернет для поиска необходимой информации;

  • обнаруживать простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости береж­ного отношения к природе своего края;

  • определять характер взаимоотношений человека с при­родой, находить примеры влияния этих отношений на при­родные объекты, называя представителей животного и рас­тительного мира своего края, занесенных в Красную книгу России;

  • понимать необходимость здорового образа жизни (соблюдения режима дня, личной гигиены, правильного пи­тания);

  • находить нужную информацию о разнообразии животных и растений, о планетах и звездах, о свойствах воды и воздуха, о грибах, используя оглавление и словарь учебника.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энци­клопедии) о планетах Солнечной системы, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

  • осознавать ценность природы и необходимость нести от­ветственность за ее сохранение;

  • соблюдать правила экологического поведения в природе (не оставлять после себя мусор; бережно относиться к растени­ям, детенышам диких животных);

  • пользоваться простыми навыками самоконтроля и само­регулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального пита­ния и личной гигиены;

  • выполнять правила безопасного поведения в природе, ока­зывать первую помощь при несложных несчастных случаях.

В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:

  • оценивать характер взаимоотношений в семье, в классном и школьном коллективах;

  • называть профессии взрослых и оценивать важность каж­дой из них;

  • различать государственную символику России (на погра­ничных знаках, денежных знаках и пр.);

  • ориентироваться и принимать участие в важнейших для страны и личности событиях'и фактах (День Победы; День Кон­ституции России; День города, села, поселка);

  • описывать достопримечательности Московского Кремля;

  • использовать дополнительные источники информации (словари учебника и хрестоматии по окружающему миру);

  • работать с оглавлением учебника: находить нужную инфор­мацию о достопримечательностях Москвы (Московского Крем­ля), праздничных днях России (День Победы, День Конституции России).

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить исторические события с датами на примере истории Москов­ского Кремля;

  • проявлять уважение к правам и обязанностям каждого гражданина страны, записанным в Конституции;

  • использовать дополнительные источники информации (словарь учебника), находить факты в Интернете (Интернет- адреса даны в учебнике по темам «История Московского Крем­ля» и «Твоя безопасность»);

  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности (традиции) в семье, в классном и школьном коллективах;

  • оценивать характер взаимоотношений в семье, в классном и школьном коллективах.

В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:

  • понимать необходимость соблюдения режима дня и пита­ния, правил личной гигиены;

  • понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице и в быту, в природе;

  • пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморе­гулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях;

  • работать с оглавлением учебника: находить нужную инфор­мацию о правилах безопасного поведения.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • пользоваться простыми навыками самоконтроля и само­регулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального пита­ния и личной гигиены;

  • соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту;

  • выполнять правила безопасного поведения в природе.

Содержание учебного предмета



Источники информации об окружающем нас мире, или Где и как найти ответы на вопросы (6 ч)

Знакомство с письмами как средством информации (письмо экологов). Структура учебника «окружающий мир»: оглавление, иллюстрации, система значков – пиктограмм, шрифтовые и цветовые выделения, словарик, иллюстрированный словарик.

Планеты и звезды (5 ч)

Знакомство с планетой Земля. Вращение Земли вокруг оси – причина смены дня и ночи. Полярная звезда. Север как направление на Полярную звезду. Солнце – ближайшая звезда к планете Земля. Вращение Земли вокруг Солнца – причина смены сезонов на нашей планете. Взаимосвязь живой и неживой природы (на конкретных примерах). Общие представления о воздухе как смеси газов. Вода – источник жизни на Земле. Роль воды в природе и жизни человека.

Живая природа Земли (39 ч)

Знакомство с развитием растений. Дыхание и питание растений. Разнообразие растений Земли. Продолжительность жизни растений: однолетние, двулетние, многолетние. Значение растений в жизни человека. Сельское хозяйство своей местности. Растения из Красной книги России. Грибы. Виды грибов. Разнообразие животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. Охрана животного мира. Охраняемые животные своей местности.

Человек разумный – часть природы (10 ч)

Понятие о человеке как части природы. Индивидуальность человека (черты лица, цвет волос, кожи и пр.) Портрет твоего друга. Понятие о здоровье. Режим питания. Режим дня школьника. Правила безопасного поведения в быту, на улице, при встрече с незнакомыми людьми.

Наша Родина – Россия (8 ч)

Семья ребенка. Уважение к старшим членам семьи, к ветеранам труда и Великой Отечественной войны. Знакомство с государственной символикой РФ. Государственные праздники и памятные даты. Москва – столица России. История Московского кремля.

Тематическое планирование




урока

п/п



Тема урока



Тип урока

Планируемые результаты


Характеристика деятельности обучащихся

предметные


метапредметные


личностные

научится

получит возможность научиться


Источники информации об окружающем нас мире. Где и как найти ответы на вопросы (6 часов)

1.




















Мир живой и неживой природы. Письмо эколога школьникам.

Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий.

-обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе, использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе.


-осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту и в природе;

-выполнять правила безопасного поведения в природе

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.


-строить речевое высказывание в устной форме;


- использовать речь для регуляции своего действия.

-Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.










Тетр. Стр. 2

2.



Мир живой и неживой природы. Мишины вопросы.

Урок – экскурсия.

-обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой;

-узнавать растения и животных.

-выполнять правила безопасного поведения в природе.

-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;


-формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное;

-устанавливать причинно-следственные связи;


-контролировать действие партнёра.

- самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы нравственных общечеловеческих ценностей);


Вопросы стр. 10 (учебник).

3.

Мир живой и неживой природы. Советы старших.

Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий.

-обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края.


-осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту и в природе;


-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, старших и товарищей;


-формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное;


-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;


-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

-развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.


Стр.11 (учебник)

Сделай сам ось вращения.

4.

Осенние работы на пришкольном участке.

Урок – экскурсия.

-устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;


-работать в группе (договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать)

-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;


-устанавливать причинно-следственные связи;


-контролировать действие партнёра.

-самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы нравственных общечеловеческих ценностей);


Подготовить рисунки по результатам экскурсии.

5.

Книги - наши друзья. Ищем ответы на вопросы в учебнике.

Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий.

-находить нужную информацию, используя оглавление и словарь учебника;

-извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников, обсуждать полученные сведения.


-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.


-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;


-контролировать действие партнёра.

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.


Вопросы стр. 15 (учебник). Тетр. Стр. 3-4 (таблицы)

6.

Опыт и наблюдения.

Урок-практикум

-проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование;

-следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;


-проводить опыты и наблюдения по плану;

-уяснить различие между опытом и наблюдением как разными способами получения ответов на вопросы об окружающем мире;

-контроль и самоконтроль учебных действий;


-устанавливать причинно-следственные связи;


-контролировать действие партнёра

-интерес к способу решения и общему способу действия;

Работа по иллюстрациям учебника стр. 16.

Планеты и звёзды (5 часов).

7.

Земля. Модель Земли.

УППНЗ

-характеризовать особенности звёзд и планет на примере Солнца и Земли;

-находить на глобусе ось, экватор, полюса;

-извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний о планетах Солнечной системы;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;


-использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;


-взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий;


-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

Тетр. Стр. 5-6 №7-8.

Работа в парах: работа с глобусом.

Хрест. «Земля-шар»

8.

Почему на Земле день сменяется ночью?

УППНЗ.

-характеризовать особенности звёзд и планет, объяснять движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи;

-демонстрировать с помощью глобуса движение Земли вокруг своей оси;

-извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний о планетах Солнечной системы;

-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;


-устанавливать причинно-следственные связи;


-строить речевое высказывание в устной форме;


-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.


Учебн. Стр. 22-23 (проведи опыт с соседом). Тетр. стр. 7-8.

9.

Звёзды и созвездия.

УППНЗ

-характеризовать особенности звёзд и планет;


-характеризовать звёзды и планеты, находить на небе известные небесные тела;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.


-строить речевое высказывание в устной форме;


- использовать речь для регуляции своего действия

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

Творческое задание: «Вставь пропущенные слова…» Тетр. Стр. 9-10

10.

Планеты.

УППНЗ

-иметь представление о планетах Солнечной системы;


-извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний о планетах Солнечной системы, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

-контроль и самоконтроль учебных действий;


-строить речевое высказывание в устной форме;


- использовать речь для регуляции своего действия.


-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

Стр. 29-32. Подготовить сообщения о Земле, Луне. Кроссворд. Тетр. стр. 11-12

11.

Движение Земли вокруг Солнца.

УППНЗ

-демонстрировать связь между сменой дня и ночи, временем года, движением Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца на моделях;

-объяснять причину смены времён года;-

демонстрировать с помощью глобуса движение Земли вокруг Солнца;

-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;


-использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;


- использовать речь для регуляции своего действия.


-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.


Тетр. стр. 14-15. Тест (в методичке)

Неживая и живая природа Земли (2 часа)

12.

Как связаны живая и неживая природа?

Комбинированный

-обнаруживать и приводить примеры взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края.


-осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту и в природе;

-планировать и проводить несложные опыты;

-выявить условия жизни на планете Земля;

-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей и товарищей;


-строить речевое высказывание в устной форме;


-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы нравственных общечеловеческих ценностей);


Тетр. стр. 17 № 23. Учебн. Стр. 35-41. Подобрать приметы о природе.

13.

Условия жизни на планете Земля.

Комбинированный

-определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты;

-планировать и проводить несложные опыты;

-выявить условия жизни на планете Земля;

-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;


-устанавливать причинно-следственные связи;


-взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий;


-развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения

Стр. 41-44. Нарисовать рисунки по теме.

Свойства воздуха и воды (4 часа)

14.

Свойства воздуха.

УППНЗ

-проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование;

-фиксировать результаты и их анализ;

-следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;


-выяснить свойства воздуха и значение воздуха в природе;

-осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту;

-контроль и самоконтроль учебных действий;


-строить речевое высказывание в устной форме;


- использовать речь для регуляции своего действия.


- самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы нравственных общечеловеческих ценностей);


Тетр. стр. 17-18 (таблица, нарисуй экологич. знаки)

15.

Кому и для чего нужна вода?

Комбинированный

-проводить несложные наблюдения и ставить простейшие опыты;

-наблюдать и делать выводы по изучению свойств воды;

-выполнять правила безопасного поведения у воды; - осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение; - извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников;

-проводить несложные наблюдения, следовать инструкциям и правилам при проведении;


-устанавливать причинно-следственные связи;


-взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий;


-развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

Тетр. стр. 19-20.

Сообщения об источниках воды.

16.

Вода и её свойства.

УППНЗ

-проводить несложные наблюдения и ставить простейшие опыты;

-наблюдать и делать выводы по изучению свойств воды;

-следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;

- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение;

-проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование;


-устанавливать причинно-следственные связи;


-взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий;



-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

Тетр. стр. 21. (проведи опыт, докажи, заполни).

17.

Обобщение по теме «Свойства воздуха и воды»

Обобщение знаний. Урок-викторина.

-наблюдать и делать выводы по изучению свойств воздуха, характеризовать свойства воздуха; - ставить простейшие опыты самостоятельно;

-пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья;

-контроль и самоконтроль учебных действий;


-строить речевое высказывание в устной форме;

-формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное;

- самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы нравственных общечеловеческих ценностей);


Тест. Тетр. стр. 22-23. Проверь чистоту воды. Придумай и нарисуй знаки, запрещающие купаться.

Солнце, воздух, вода и … растения 4 часа.

18.

Условия, необходимые для развития растений.

Комбинированный

-на основе опытных исследований и наблюдений выявлять условия, необходимые для жизни растений;

-выращивать растения в группе;

-проводить несложные опыты;

-формулировать выводы по результатам и фиксировать в письменном виде;

-проводить несложные наблюдения и ставить опыты;


-строить речевое высказывание в устной форме;


-взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий;



-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.


Тетр. стр. 24-25. Опыт №1, №2.

19.

Корень, стебель и лист.

УППНЗ

-различать части растений, делать выводы о значении корня, стебля, цветка;

-проводить групповые наблюдения;

-формулировать выводы по результатам и фиксировать в письменном виде;

-контроль и самоконтроль учебных действий;


-устанавливать причинно-следственные связи;


-взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий;


- формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;


Кроссворд.

20.

Питание растений.

УППНЗ

-использовать оглавление, словарь и тексты учебника и хрестоматии, для поиска необходимой информации;

-использовать книгу как источник информации;

-представление о питании растений;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;


-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

Тетр. стр. 26 №27 .Зачеркни неправильный ответ. Хрестоматия

21.

Обобщение по теме «Солнце, воздух, вода и … растения»

Обобщение знаний.

-обнаруживать простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края;

-осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту и в природе;

-контроль и самоконтроль учебных действий;


-строить речевое высказывание в устной форме;


- использовать речь для регуляции своего действия;

- самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы нравственных общечеловеческих ценностей);


Тест. Тетр. №39 стр. 28. Хрестоматия.

Разнообразие растений (4 часа)

22.

Цветковые и хвойные растения.

Комбинированный

-группировать объекты природы по признакам: цветковые – хвойные; выделять их отличия;







-расширять знания о цветковых и хвойных растениях (степи);

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;


-формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное;


-сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов;

- формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

Игра «Дерево, кустарник, трава».

Тетр. стр.30 №42 (соедини линиями…)

23.

Папоротники, мхи, водоросли.

УППНЗ

-группировать объекты природы по признакам: цветковые – хвойные - папоротники, мхи, водоросли; выделять их отличия;


-группировать растения по их признакам и свойствам;

-работать с научной литературой;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;


-строить речевое высказывание в устной форме;


-умение с помощью вопросов и научной литературы (словаря и хрестоматии) выяснять недостающую информацию;

-интерес к способу решения и общему способу действия;

Тетр. стр. 32 №44. Изучи и заполни таблицу.

Стр. 33 №46. Раздели на 2 группы. Хрестоматия.

24.

Красная книга России. Правила поведения на природе.

Комбинированный

-определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, называя представителей животного и растительного мира своего края, занесённых в красную книгу России;

-осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту и в природе;

-выполнять правила безопасного поведения в природе;

-умение учиться и способность к организации своей деятельности;


-развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества;


-умение договариваться и находить общее решение практической задачи;

-развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

Стр. 81-85. Конкурс на лучший экологический знак.

25.

Обобщение по теме «Разнообразие растений».

Обобщение знаний.

-группировать растения по их признакам;

-находить нужную информацию, используя оглавление и словарь;

-приводить примеры животных и растений родного края на основе наблюдений;


-группировать растения по их признакам и свойствам;

-работать с научной литературой;

-оформлять свои наблюдения;

-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;


-развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества;


- использовать речь для регуляции своего действия.


-стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу;


Вопросы стр.86 (учебник)

Культурные растения. Продолжительность жизни растений (8 часов)

26.

Для чего люди выращивают культурные растения?

Комбинированный

-группировать объекты природы по признакам: культурные – дикорастущие; овощные, плодовые, прядильные;

-выделять характерные признаки культурных растений от дикорастущих;

-история культурных растений;

-умение учиться и способность к организации своей деятельности;


-формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное;


-слушать и понимать речь других;


- формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

Подготовить загадки о растениях.

Тетр. стр. 36 №50-51.

27.

Какие части культурных растений используют люди?

УППНЗ

-группировать объекты природы по признакам: культурные – дикорастущие; овощные, плодовые, прядильные;

-выделять характерные признаки культурных растений от дикорастущих;

-история культурных растений;

-расселение семян;

-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;


-развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества;


- использовать речь для регуляции своего действия.


-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.


Игра «Что мы едим?»

28.

Можно ли все огородные растения высаживать одновременно?

УППНЗ

-на основе опытных исследований и наблюдений выявлять условия, необходимые для жизни растений;

-использовать оглавление, словарь и тексты учебника и хрестоматии, для поиска необходимой информации;

-ухаживать за огородными растениями;

-правильно подбирать рассаду или семена; - извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;


-строить речевое высказывание в устной форме;


-умение с помощью вопросов и научной литературы (словаря и хрестоматии) выяснять недостающую информацию;

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Составить таблицу сроков посадки огородных растений.

29.

От чего зависит урожай зерновых?

УППНЗ

-на основе опытных исследований и наблюдений выявлять условия, необходимые для жизни растений; - обнаруживать простейшие взаимосвязи в живой природе;

-осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения;

-выяснить важность зерновых культур в жизни человека;

-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;


-формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное;


-слушать и понимать речь других;

- формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

Игра «Что из чего сделано?»

Мини-викторина.

Опыт тетр. стр. 43 №60.

30.

Растения сада.

Обобщение знаний

-основные растения сада;

-находить и определять растения сада;


-с/х машины и оборудование для работы в саду;

-ухаживать за растениями;

-контроль и самоконтроль учебных действий;


-строить речевое высказывание в устной форме;


- использовать речь для регуляции своего действия;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности

Тетр. стр. 44

31.

Сколько живут растения?

УППНЗ

-на основе опытных исследований и наблюдений выявлять условия, необходимые для жизни растений;

- обнаруживать простейшие взаимосвязи в живой природе;

-осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения;

-признаки однолетних, двулетних, многолетних;

-определять возраст растений;


-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;


-развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества;


- использовать речь для регуляции своего действия.


-развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

Составить таблицу «Продолжительность жизни растений».

Тетр. стр. 45 №62

32.

Размножение растений своими частями.

УППНЗ

-на основе опытных исследований и наблюдений выявлять условия, необходимые для жизни растений;

-выращивать растения в группе (из семян, клубней, побегов), анализировать результаты наблюдений, делать выводы;


-познакомить с понятиями «черенок» «отросток» «семя» «плод»;

-иметь представление о возможности вегетативного размножения растений;

-размножение водорослей, грибов;

-проводить несложные наблюдения, опыты и следовать инструкциям и правилам при проведении;


-устанавливать причинно-следственные связи;


-взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий;


-стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу;


Посадка черенков пеларгонии.


33.

Обобщение по теме «Культурные растения. Продолжительность жизни растений.

Обобщение знаний. Викторина.

-дикорастущие и культурные растения своего края;

-с/х растения своего края;

-на основе опытных исследований и наблюдений выявлять условия, необходимые для жизни растений;

-особенности внешнего вида и жизни растений;

-называть растения своего края, внесенные в Красную книгу;

-осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение

-проводить несложные наблюдения, опыты и следовать инструкциям и правилам при проведении;


-устанавливать причинно-следственные связи;


-слушать и понимать речь других;


-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности

Игра «Назови растения».

Викторина.

Олимпиадные вопросы стр. 107-108.

Грибы (3 часа)

34.

Грибы. Можно вырастить грибы на кусочке хлеба?(Общее представление о плесневых грибах.)

УППНЗ

-характеризовать роль грибов в природе и жизни людей;

-ставить опыты, анализировать результаты наблюдений, делать выводы;



-выяснить свойства и признаки грибов, взаимосвязь живой и неживой природы;

-одноклеточные и многоклеточные грибы. Питание и значение грибов.

-проводить несложные наблюдения, опыты и следовать инструкциям и правилам при проведении;


-развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества;


-умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности;

-стремление к самоизменению - приобретению новых знаний;

Выращивание мукора.

Тетр. стр.46 №64-65.

35.

Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов.

УППНЗ

-характеризовать роль грибов в природе и жизни людей;

-отличительные признаки съедобных грибов;

- извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников;

-пищевое отравление, первая помощь при пищевом отравлении;


-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;


-формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное;


-слушать и понимать речь других;

-стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу;


Хрестоматия.


36

Как правильно собирать грибы?

Обобщение знаний.

-правила сбора грибов;

-приводить примеры грибов своей местности;

-осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения;


- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;


-строить речевое высказывание в устной форме;


-умение с помощью вопросов и научной литературы (словаря и хрестоматии) выяснять недостающую информацию;

- самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы нравственных общечеловеческих ценностей);

Тест.

Нарисовать экологический знак.

Животные (8 часов)

37.

Разнообразие животных.

Комбинированный

-Группировать объекты природы по признакам: насекомые-рыбы – птицы- земноводные – пресмыкающиеся – млекопитающие;

-сравнивать характерные способы питания для животных, размножения, защиты, заботы о потомстве;

-новые группы животных – земноводные и пресмыкающиеся;

-выделять существенные признаки животных разных групп;


-учиться работать по предложенному учителем плану;

-развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества;


- использовать речь для регуляции своего действия;

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Кроссворд.

Хрестоматия.

Тетр. стр. 3 №2 (заполни пропуски)

38.

Насекомые.

Комбинированный

-сравнивать характерные способы питания для насекомых;

-отличительные признаки насекомых и деление их на группы;


-группы насекомых: растительноядные, хищные, всеядные;

-редкие насекомые страны;

-осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение,

-контроль и самоконтроль учебных действий;


-формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное;


-слушать и понимать речь других;

-развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

Тетр. стр. 4-5 № 6-8

Хрестоматия.

39.

Рыбы.

Комбинированный

-отличительные признаки рыб, приспособления рыб к жизни в воде;

-использовать оглавление, словарь и тексты учебника и хрестоматии, для поиска необходимой информации;

- извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников;

-группы рыб: растительноядные, хищные, всеядные;


-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;


-формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное;


-слушать и понимать речь других;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

Приготовить сообщение о рыбах родного края.

Кроссворд.

40.

Земноводные

УППНЗ

-отличительные признаки земноводных, приспособления их к жизни;

-использовать оглавление, словарь и тексты учебника и хрестоматии, для поиска необходимой информации;


- извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников;

-размножение и развитие амфибий;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;


-строить речевое высказывание в устной форме;


-умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности


- самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы нравственных общечеловеческих ценностей);

Кроссворд.

Тетр. стр. 10-11 №14-15

41.

Пресмыкающиеся

УППНЗ

-отличительные признаки пресмыкающихся, приспособления их к жизни;


-выделить черты сходства и различия крокодилов, черепах, ящериц, змей; (ужа и гадюки);

-правила поведения при встрече со змеями;

-выполнять правила безопасного поведения в лесу;

-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;


-формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное;


- использовать речь для регуляции своего действия;

-стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу;


Тетр. стр. 14-15 (Прочитай и дополни текст)

«Выбери верное рассуждение» (методичка).

42.

Птицы

Комбинированный

-отличительные признаки птиц, приспособления их к жизни;

-определять птиц среди других животных;

-определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, называя представителей животного мира своего края, занесённых в Красную книгу России;

-соблюдать правила экологического поведения в природе;

-значение перьевого покрова и способы добычи пищи птенцам;

- извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников;


- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;


-строить речевое высказывание в устной форме по заданному плану;


-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.



- самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы нравственных общечеловеческих ценностей);

Хрестоматия.

Тетр. стр. 18 №24-25

43.

Звери.

Комбинированный

-отличительные признаки млекопитающих, приспособления их к жизни;

- определять млекопитающих среди других животных;


-группы млекопитающих по способу питания;

-осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение;


-проводить несложные наблюдения, опыты и следовать инструкциям и правилам при проведении;


-развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества;


-умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности

Тетр. стр. 22 № 29-30

44.

Как животные защищаются?

Комбинированный

-различные группы животных;

-характеризовать значение животных в природе и жизни людей:

-использовать оглавление, словарь и тексты учебника и хрестоматии, для поиска необходимой информации;

-знать разные способы защиты животных от врагов;

-анализировать и делать выводы;

-выполнять правила безопасного поведения в лесу;

-контроль и самоконтроль учебных действий;


-формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное;


-слушать и понимать речь других;


- самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы нравственных общечеловеческих ценностей);

Хрестоматия.

Тетр. стр. 32-33 (Найди и подчеркни…) Заполни таблицу.

Человек и животные (6 часов)

45

Домашние животные.

Комбинированный

-называть признаки, отличающие домашних животных от диких;

-характеризовать значение животных в природе и жизни людей; приводить примеры использования человеком животных;

-углубить знания о домашних животных, относящихся к разным систематическим группам;

-анализировать, обобщать и делать выводы;


- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;


-строить речевое высказывание в устной форме;


-умение с помощью вопросов и научной литературы (словаря и хрестоматии) выяснять недостающую информацию;

-стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу;


Составить схему разных групп дом. животных.

Наблюдение за дом. жив. и рассказ.

46.

Живой уголок.

УППНЗ

-называть примеры обитателей живого уголка;

-ухаживать за обитателями уголка;

-использовать оглавление, словарь и тексты учебника и хрестоматии, для поиска необходимой информации;

-анализировать и делать выводы;

-выполнять правила безопасного поведения;

-контроль и самоконтроль учебных действий;


-строить речевое высказывание в устной форме;


-умение с помощью вопросов и научной литературы (словаря и хрестоматии) выяснять недостающую информацию;

-развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

Хрестоматия.

Тетр. стр. 30.

47.

Урок-экскурсия на животноводческую ферму.

Урок-экскурсия

-знакомство с жизнью животных на ферме;

-рассказывать о профессиях людей, работающих на ферме;

-правила поведения и обращения с животными и ухода за ними;

-анализировать и делать выводы;

-выполнять правила безопасного поведения;

-умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности;


-развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества;


-умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности

-установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью;

Приготовить рисунки по материалам экскурсии.

48.

Значение диких животных.

Комбинированный

-называть диких животных своего края;

-называть признаки, отличающие домашних животных от диких;

-характеризовать значение животных в природе и жизни людей;

-использовать оглавление, словарь и тексты учебника и хрестоматии, для поиска необходимой информации;

-анализировать и делать выводы;

-выполнять правила безопасного поведения;

-эстетическое и научное значение диких животных;

-дикие животные, наносящие вред человеку;

-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;


-формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное;


-слушать и понимать речь других;

-стремление к самоизменению - приобретению новых знаний;

Тетр. стр. 32 №44

49.

Человек в ответе не только за тех, кого приручил.

Комбинированный

-определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, называя редких и исчезающих представителей животного мира своего края, занесённых в Красную книгу России;

-работать с Красной книгой;

-забота человека о дикой природе, охранная деятельность человека;

-правила поведения в природе и правила обращения с дикими животными;

-заказники и заповедники родного края;

-называть животных своего края, внесенных в Красную книгу;

-умение учиться и способность к организации своей деятельности;


-развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества;


-умение договариваться и находить общее решение практической задачи;

-стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу;


Хрестоматия.

Кроссворд.

50.

Заповедники или заказники родного края. Обобщение по теме «Человек и животные».

Обобщение знаний.

-определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, называя редких и исчезающих представителей животного мира своего края, занесённых в Красную книгу России;

-охранная деятельность на территории родного края;

-заказники и заповедники родного края;

-называть животных своего края, внесенных в Красную книгу;

-правила поведения в походах;

-соблюдать правила экологического поведения в природе;


-учиться работать по предложенному учителем плану;

-развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества;


- использовать речь для регуляции своего действия;

-развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

Тетр. стр. 33 №45-46 (нарисуй экологические знаки)

Олимпиадные вопросы стр. 41-42.

Человек разумный – часть природы (6 часов)

51.

Про тебя.

УППНЗ

-признаки живой природы, чем человек отличается от других живых существ;

-значение природы для здоровья и жизни человека;

-виды труда, связанные с природой, о значении данного труда;

-осознавать свою неразрывную связь с разнообразными социальными группами;

-анализировать, обобщать и делать выводы;

-основные расы человека и органы чувств, их значение;



-учиться высказывать своё предположение на основе работы с учебником;

-проводить сравнение, сериацию, классификацию по заданным критериям;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

-формировать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности;


Работа по таблице. (Методичка стр. 194)


52.

Что умеет человек?

Комбинированный

-называть профессии взрослых, оценивать важность каждой из них;

-виды труда, связанные с природой, о значении данного труда;


-формировать выводы на основе своих наблюдений;

-анализировать, обобщать и делать выводы на основе своих наблюдений;


-учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;


- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, подведение под правило, установление причинно-следственных связей;


- использовать речь для регуляции своего действия;

-стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу;


Тетр. стр. 36 №51-52

53.

Расти здоровым.

Комбинированный

-пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях;

-условия, необходимые для жизни на земле;

-причины простудных заболеваний и меры предупреждения;

-использовать оглавление, словарь и тексты учебника и хрестоматии, для поиска необходимой информации;

-пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, особенно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

-учиться высказывать своё предположение на основе работы с учебником;

-развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества;


-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

-установка на здоровый образ жизни;

Игра: «Чтобы быть здоровым, я буду…»

Хрестоматия.

54.

Питание и здоровье.

Комбинированный

-понимать необходимость соблюдения режима дня и питания, правил личной гигиены;

-использовать оглавление, словарь и тексты учебника и хрестоматии, для поиска необходимой информации

-пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, особенно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

-полезная и разнообразная пища;

-учиться высказывать своё предположение на основе работы с учебником;


- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, подведение под правило, установление причинно-следственных связей;


- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

-установка на здоровый образ жизни;

Тест. Методичка стр.206-207.

Составь меню (тетр. стр.40).

55.

От кого зависит твой режим дня?

Комбинированный

-понимать необходимость соблюдения режима дня и питания, правил личной гигиены.

-условия жизни, влияющие на здоровье человека;

-полезные привычки;

-пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, особенно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

-учиться работать по предложенному учителем плану;

-развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества;


- использовать речь для регуляции своего действия;

-установка на здоровый образ жизни;

Составь режим дня и расписание уроков. Тетр. стр. 42-44.

56.

Обобщение по теме: «Человек разумный – часть природы»

Обобщение знаний.

-понимать необходимость соблюдения режима дня и питания, правил личной гигиены;

-условия, необходимые для жизни на земле;

-пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях;




-пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, особенно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

-учиться высказывать своё предположение на основе работы с учебником;

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

-формулировать собственное мнение и позицию;


-формировать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности;

-установка на здоровый образ жизни;


Олимпиадные вопросы стр.70.

Как уберечь себя от беды? (5 часов)

57








Чистота – залог здоровья.


Комбинированный


-понимать необходимость соблюдения режима дня и питания, правил личной гигиены;

-пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях;

-основные правила личной гигиены;

-первая помощь при простудных заболеваниях;

-использовать оглавление, словарь и тексты учебника и хрестоматии, для поиска необходимой информации

-пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, особенно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

-микробы, пути попадания болезнетворных микробов в организм, работа с микроскопом;

-уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

-проводить сравнение, сериацию, классификацию по заданным критериям;

-слушать и понимать речь других;

-уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

Тест. Тетр. стр. 46 №64 №65 (нарисуй запрещающие знаки)








Тетр. стр.47-48.


58.


Берегись простуды!


Комбинированный

59.

Твоя безопасность на улице.

Комбинированный







-понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице;

-работать с оглавлением учебника: находить нужную информацию о правилах безопасного поведения;

-опасности, подстерегающие ребёнка при общении с незнакомыми людьми;

-соблюдать правила безопасного поведения на улице;

-знаки дорожного движения, сигналы светофора и регулировщика;


-уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, подведение под правило, установление причинно-следственных связей;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы нравственных общечеловеческих ценностей);

Нарисуй свой маршрут в школу.

Тетр. стр. 50. Дорисуй…. Дополни...

60.

Твоя безопасность дома.

УППНЗ

-понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения дома с электроприборами, газовыми установками, лекарствами;

-вызвать помощь;

-работать с оглавлением учебника: находить нужную информацию о правилах безопасного поведения;

-вести себя в нестандартных ситуациях;

-соблюдать правила безопасного поведения дома;

-анализировать, обобщать и делать выводы на основе своих наблюдений;


-уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

-развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества;

-формулировать собственное мнение и позицию;



- самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы нравственных общечеловеческих ценностей);

Тетр. стр.51-52

61.

Обобщение по теме: «Как уберечь себя от беды?»

Обобщение знаний.

-понимать необходимость соблюдения режима дня и питания, правил личной гигиены, соблюдение правил поведения на улице и дома;

-вести себя в нестандартных ситуациях;

-соблюдать правила безопасного поведения;

-выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, оформленные в письменном виде;

-работать в группе (уметь договариваться, распределять работу ,получать общий результат, оценивать.

-учиться высказывать своё предположение на основе работы с учебником;

-развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества;

-умение договариваться, находить общее решение практической задачи даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах;

-формировать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности;

-установка на здоровый образ жизни;


Олимпиадные вопросы стр. 91-92.

В родном краю (7 часов)

62.

Имя города, села, посёлка.

УППНЗ

-название родной страны, её столицы;

-название региона, где живут учащиеся;

-использовать оглавление, словарь и тексты учебника и хрестоматии, для поиска необходимой информации;

-находить на карте РФ, Москву, свой регион;


-народные промыслы России;

-особенности труда родного края;

-учиться работать по предложенному учителем плану;

-развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества;


- использовать речь для регуляции своего действия;

-чувство патриотизма, гордости за свою страну, уважение истории, культурных исторических памятников;

Тетр. стр. 53-54 №72 №73.

Хрестоматия.

63.







История Московского Кремля.





УППНЗ







-находить на карте РФ, Москву, свой регион;

-описывать достопримечательности Московского Кремля;

-работать с оглавлением учебника: находить нужную информацию о достопримечательностях Московского Кремля;

-история Отечества: отдельные исторические картины быта, труда в истории Московского Кремля;

-характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой;

-учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;


-предварительный анализ, перевод текста на знаково-символический язык;


- использовать речь для регуляции своего действия;

-чувство патриотизма, гордости за свою страну, уважение истории, культурных исторических памятников;

Кроссворд.

Тетр. стр. 55 №75. Заполни схему Кремля.



64.



Экскурсия в город. (Заочная)



Обобщение.

Найти книги о родном крае.

65.

Общий дедушка.

УППНЗ.

-оценивать характер взаимоотношений в семье, в коллективе;

-ФИО членов своей семьи, включая старшее поколение;

-основные права ребенка (на жильё, обучение, лечение, защита от насилия);

-способы обмена информацией;

-проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения с взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы;

-родословная, составление генеалогического дерева;


-учиться работать по предложенному учителем плану;

-предварительный анализ, перевод текста на знаково-символический язык;


-умение договариваться, находить общее решение практической задачи даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах;

-уважение личности и её достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия;-уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

Сбор информации о своей родословной. Труд, отдых в семье.

Тетр стр.58 №79.

66.









67.

День Победы.









День Конституции.

УППНЗ









УППНЗ

-работать с оглавлением учебника, находить нужную информацию;

-различать государственную символику РФ;

-ориентироваться и принимать участие в важнейших для страны и личности событиях и фактах;

-работать с оглавлением учебника: находить нужную информацию о праздничных днях России; (День Победы, День Конституции.)

-история Отечества во время ВОВ;

-проявлять уважение к правам и обязанностям каждого гражданина страны, записанных в Конституцию;

-уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

-развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества;

-формулировать собственное мнение и позицию;


-уважение личности и её достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия;


Тетр. стр. 60. Побеседуй с ветеранами.









Тетр. стр.62 №83. Соедини линиями….

68.

Обобщение по теме: « В родном краю».

Обобщение знаний.

-название родной страны, её столицы;

-название региона, где живут учащиеся;

-использовать оглавление, словарь и тексты учебника и хрестоматии, для поиска необходимой информации;

-находить на карте РФ, Москву, свой регион;

-различать государственную символику РФ;

-ориентироваться и принимать участие в важнейших для страны и личности событиях и фактах.

-история Отечества: отдельные исторические картины быта, труда;

-народные промыслы России;

-особенности труда родного края;

-проявлять уважение к правам и обязанностям каждого гражданина страны, записанных в Конституцию;

-уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

- развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества;

-умение с помощью вопросов и научной литературы (словаря и хрестоматии) выяснять недостающую информацию;

-уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;


Тест.

Учебник стр. 118-121. Проверь себя.







Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

    1. Федотова, О. Н. Окружающий мир. 2 класс: учебник : в 2 ч. / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. - М.: Академкнига / Учебник, 2012

    2. Федотова, О. Н. Окружающий мир. 2 класс: тетрадь для самостоятельной работы № 1, 2 / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. - М.: Академкнига / Учебник, 2015.

    3. Федотова, О. Н. Окружающий мир. 2 класс: хрестоматия / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимо­ва, С. А. Трафимов. - М.: Академкнига / Учебник, 2012.



Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Окружающий мир» к концу 2-го года обучения


В результате изучения раздела «Человек и природа» обу­чающиеся научатся:

  • характеризовать особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли;

  • обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой (например, влияние Солнца — ис­точника тепла и света — на смену времен года, растительный и животный мир);

  • объяснять (характеризовать) движение Земли относитель­но Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времен года;

  • демонстрировать связь между сменой дня и ночи, време­нем года и движением Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца на моделях;

  • сравнивать внешний вид и характерные особенности насе­комых, рыб, птиц, млекопитающих;

  • группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: насекомые-рыбы-птицы-земноводные-пресмы­кающиеся-млекопитающие (животные);

  • сравнивать характерные для животных способы питания, размножения, защиты, заботы о потомстве;

  • называть признаки, отличающие домашних животных от диких;

  • характеризовать значение животных в природе и жизни лю­дей; приводить примеры использования человеком результатов наблюдения за живой природой при создании новой техники;

  • группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: культурные-дикорастущие растения, однолетние- двулетние-многолетние растения; цветковые-хвойные-папоротники, мхи, водоросли; выделять их отличия;

  • характеризовать роль грибов в природе и жизни людей;

  • ставить опыты, используя простейшее лабораторное обо­рудование, при изучении свойств воды, анализировать результа­ты наблюдений, делать выводы; следовать инструкциям и техни­ке безопасности при проведении опытов;

  • наблюдать и делать выводы по изучению свойств воздуха, характеризовать свойства воздуха;

  • на основе опытных исследований и наблюдений выявлять условия, необходимые для жизни растений;

  • выращивать растения в группе (из семян, клубней, листа, побегов);

  • использовать оглавление, словарь и тексты учебника и хре­стоматии, Интернет для поиска необходимой информации;

  • обнаруживать простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости береж­ного отношения к природе своего края;

  • определять характер взаимоотношений человека с при­родой, находить примеры влияния этих отношений на при­родные объекты, называя представителей животного и рас­тительного мира своего края, занесенных в Красную книгу России;

  • понимать необходимость здорового образа жизни (соблюдения режима дня, личной гигиены, правильного пи­тания);

  • находить нужную информацию о разнообразии животных и растений, о планетах и звездах, о свойствах воды и воздуха, о грибах, используя оглавление и словарь учебника.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энци­клопедии) о планетах Солнечной системы, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

  • осознавать ценность природы и необходимость нести от­ветственность за ее сохранение;

  • соблюдать правила экологического поведения в природе (не оставлять после себя мусор; бережно относиться к растени­ям, детенышам диких животных);

  • пользоваться простыми навыками самоконтроля и само­регулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального пита­ния и личной гигиены;

  • выполнять правила безопасного поведения в природе, ока­зывать первую помощь при несложных несчастных случаях.

В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:

  • оценивать характер взаимоотношений в семье, в классном и школьном коллективах;

  • называть профессии взрослых и оценивать важность каж­дой из них;

  • различать государственную символику России (на погра­ничных знаках, денежных знаках и пр.);

  • ориентироваться и принимать участие в важнейших для страны и личности событиях и фактах (День Победы; День Кон­ституции России; День города, села, поселка);

  • описывать достопримечательности Московского Кремля;

  • использовать дополнительные источники информации (словари учебника и хрестоматии по окружающему миру);

  • работать с оглавлением учебника: находить нужную инфор­мацию о достопримечательностях Москвы (Московского Крем­ля), праздничных днях России (День Победы, День Конституции России).

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить исторические события с датами на примере истории Москов­ского Кремля;

  • проявлять уважение к правам и обязанностям каждого гражданина страны, записанным в Конституции;

  • использовать дополнительные источники информации (словарь учебника), находить факты в Интернете (Интернет- адреса даны в учебнике по темам «История Московского Крем­ля» и «Твоя безопасность»);

  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности (традиции) в семье, в классном и школьном коллективах;

  • оценивать характер взаимоотношений в семье, в классном и школьном коллективах.

В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:

  • понимать необходимость соблюдения режима дня и пита­ния, правил личной гигиены;

  • понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице и в быту, в природе;

  • пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморе­гулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях;

  • работать с оглавлением учебника: находить нужную инфор­мацию о правилах безопасного поведения.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • пользоваться простыми навыками самоконтроля и само­регулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального пита­ния и личной гигиены;

  • соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту;

  • выполнять правила безопасного поведения в природе.