СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру 3 кл.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Планета знаний".

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 3 кл.»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛИЦЕЙ № 21 ГОРОДА ХИМКИ


РАССМОТРЕНО

Кафедрой начальной школы

Протокол №____

от «__» _________2017 г.

Руководитель ШМО

______ О.В.Храмова


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по УВР Лицея№21

_________ М.А.Шарый

«___» _________ 2017 г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ Лицей № 21

г. Химки

____________ Т.А.Шелепина

Приказ №________

от «___» _______2017 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

на 2017-2018 учебный год


по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ


Уровень обучения (класс) начальное общее образование 3 «В» класс

(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)

Учитель Князева Марина Владимировна

Квалификационная категория первая

Рабочая программа по  окружающему миру разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования,  утвержденный приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373 с изменениями;  

  • Примерной образовательной программы « Планета знаний » (под общей редакцией И.А.Петровой), допущенной Министерством образования и науки РФ;

  • Авторской программы   И. В. Потапов, Г. Г. Ивченкова, Е. В. Саплина, А. И. Саплин «Окружающий мир» 1-4 классы, АСТ Астрель, Москва 2015

  • Положения о рабочей программе педагога муниципального общеобразовательного МАОУ Лицей №21 г. Химки

г. Химки



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

КЛАСС 3

УМК«ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ»

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ: 2

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В ГОД: 68

УЧЕБНИК «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

АВТОР УЧЕБНИКА Г.Г. ИВЧЕНКОВА, И.В. ПОТАПОВ



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по  окружающему миру предназначена для реализации в МАОУ Лицей №21 г. Химки и ориентирована на обучающихся 3 класса.  Предмет «Окружающий мир» входит в образовательную область «Обществознание и естествознание». В соответствии с учебным планом МАОУ Лицей №21 г. Химки   на изучение учебного предмета «Окружающий мир» в 3 классе  отводится 68 часов (2 час в неделю, 34 учебные недели).

n\n

НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА

1.

Содержания учебного предмета (курса), формы организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности; количество контрольных работ

Природа вокруг нас (8 ч)

Окружающая человека среда. Экология — наука о взаимодействии человека и всех других живых существ с окружающей средой.

Горизонт, стороны горизонта. Ориентирование по Солнцу, компасу и местным признакам.

Разнообразие явлений природы, физические и химические явления.

Тела и вещества, их свойства. Первые представления о строении вещества.

Вода, воздух, горные породы и почва (16 ч)

Три состояния воды. Свойства воды в жидком состоянии: текучесть, прозрачность, цвет, запах, вкус, теплопроводность, способность растворять другие вещества.

Свойства снега и льда. Свойства воды в газообразном состоянии.

Вода в природе: родники, водоёмы (озеро, река, море, океан — естественные водоёмы; пруд, водохранилище — искусственные водоёмы). Облака, роса, туман, иней, изморозь. Круговорот воды в природе.

Значение воды в жизни человека. Энергия падающей воды. Необходимость рационального использования воды, охрана воды от загрязнения.

Воздух — необходимое условие жизни. Состав воздуха: азот, кислород, углекислый газ. Примеси в воздухе.

Свойства воздуха: занимает место, не имеет цвета и запаха, плохо проводит тепло, сжимаем и упруг, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.

Ветер. Использование энергии ветра человеком.

Загрязнение воздуха дымом, пылью, другими газами. Необходимость охраны воздуха от загрязнения.

Горные породы, их разнообразие: твёрдые, жидкие, газообразные.

Горные породы как полезные ископаемые. Некоторые доступные для наблюдения свойства полезных ископаемых: песка, глины, гранита, известняка. Использование важнейших полезных ископаемых человеком. Добыча и охрана полезных ископаемых.

Почва и её состав: перегной, песок, глина, вода, воздух. Главное отличие почвы от горной породы — плодородие. Как образуется почва. Значение и охрана почвы.

О царствах живой природы (16 ч)

Четыре царства живой природы — растения, животные, грибы, бактерии.

Отличие живых существ от тел неживой природы. Основные среды обитания живых существ: наземно-воздушная, водная, почвенная, другие живые существа.

Первые представления о растении как организме.

Органы растения: корень, побег, цветок и плод, их значение в жизни растения. Вещества, из которых состоит растение.

Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые.

Как человек научился выращивать растения. Предки культурных растений.

Питание и дыхание растений. Испарение воды листьями растений. Размножение растений. Расселение плодов и семян. Развитие растений из семени.

Значение растений в природе и жизни человека. Влияние деятельности человека на мир растений. Редкие и исчезающие растения своей местности. Охрана растений.

Первые представления об организме животного. Отличие животных от растений.

Разнообразие животных: черви, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.

Как человек приручил животных. Наши домашние животные и их предки.

Как животные воспринимают окружающий мир. Передвижение, дыхание, питание, размножение и развитие животных.

Значение животных в природе и жизни человека. Необходимость бережного отношения к животным. Меры по охране животных.

Грибы, особенности их строения и разнообразие. Значение грибов в природе и жизни человека.

Бактерии, их значение в природе и жизни человека.

Человек (10 ч)

Человек — часть живой природы. Общее представление об организме человека. Отличие человека от животных. Окружающая среда и здоровье человека.

Кожа. Гигиена кожи. Первая помощь при ранениях, ушибах, ожогах, обморожении.

Опорно-двигательная система. Скелет, его значение для организма. Осанка и здоровье. Как сохранить правильную осанку. Мышцы. Работа мышц. Значение физической культуры и труда для укрепления мышц.

Кровеносная система, её значение. Необходимость укрепления органов кровообращения.

Дыхательная система. Гигиена дыхания. Предупреждение простудных заболеваний.

Пищеварительная система, её значение. Гигиена питания. Зубы и уход за ними.

Выделение. Значение удаления из организма ненужных и вредных продуктов жизнедеятельности.

Органы чувств, их значение и гигиена.

Нервная система, её значение в организме человека. Гигиена нервной системы. Эмоции и темперамент.

Человек в обществе (18 ч)

Народы, живущие на территории России. Национальные обычаи, традиции.

Города России. История возникновения. Имя города, символы города. История города в памятниках и достопримечательностях.

Москва — столица России. Герб Москвы. Москва в исторических памятниках.

Государственные символы России. История происхождения герба, флага, гимна. Государственные награды.

Основной закон страны. Конституция. Права и обязанности ребёнка. Как устроено наше государство. Органы власти.

Экскурсии: ориентирование на местности, знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы, изучение влияния деятельности человека на природу

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса по курсу «Окружающий мир» является урок. В процессе изучения курса используются уроки-экскурсии, уроки-практические занятия, уроки с демонстрацией объектов или их изображений.

Уроки-экскурсии посвящены наблюдениям за природной и социальной средой. Основная цель экскурсии — формирование у младших школьников представлений о предметах и явлениях окружающего мира в реальной обстановке. Эти представления используются на последующих уроках как основа для формирования конкретных знаний и практических умений.

Уроки-практические занятия связаны с организацией работ учащихся с объектами природы. На этих уроках дети наблюдают, описывают, сравнивают различные предметы, проводят элементарные опыты по определению свойств некоторых из них. Ученики получают разные или одинаковые для всех задания и выполняют их под руководством учителя.

Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, практических работ по разделам.

Итоговая аттестация – в форме административной контрольной работы

.


2.


Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.


ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • понимание значения изучения курса «Окружающий мир»;

  • ориентация на выполнение основных правил бережного отношения к природе на основе понимания особенностей взаимодействия человека и природы;

  • ориентация на выполнение правил здорового образа жизни на основе знаний об организме человека;

  • осознание своей этнической принадлежности;

  • чувство гордости свою Родину;

могут быть сформированы:

  • осознание себя как гражданина России;

  • уважение к истории и культуре народов, населяющих Россию;

  • понимание влияния эмоций на здоровье человека и необходимости управлять своими эмоциями.


ПРЕДМЕТНЫЕ

Человек и природа

Учащиеся научатся:

  • приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе;

  • объяснять, что такое экология;

  • понимать, что такое горизонт, линия горизонта;

  • называть основные и промежуточные стороны горизонта;

  • находить стороны горизонта по Солнцу и компасу;

  • объяснять, что такое явление природы, приводить примеры явлений природы;

  • рассказывать о трех состояниях воды в природе и переходе воды из одного состояния в другое, круговороте воды в природе;

  • устанавливать с помощью опытов легко определяемые свойства воды, воздуха, горных пород и почвы;

  • характеризовать различные водоемы (родник, озеро, река, пруд, водохранилище, море, океан);

  • объяснять, как возникают облака, туман, изморозь, ветер;

  • рассказывать о значении воды, воздуха, горных пород и почвы в жизни человека, необходимости их охраны и рационального использования;

  • характеризовать органы растений и животных и их значение;

  • характеризовать особенности движения, питания, дыхания, размножения и развития животных;

  • различать основные группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые) и животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);

  • приводить примеры взаимосвязей между компонентами неживой и живой природы;

  • рассказывать о влиянии человека на живую природу и необходимых мерах ее охраны;

  • характеризовать важнейшие системы органов человека и их функции;

  • выполнять основные правила личной гигиены;

  • проводить простейшие опыты с растениями и фиксировать их результаты.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • различать существенные и несущественные признаки;

  • приводить примеры физических и химических явлений природы;

  • рассказывать об использовании энергии воды и ветра;

  • рассказывать о четырех царствах живой природы;

  • рассказывать о строении листовых и цветочных почек, цветка и семени;

  • рассказывать о грибах и бактериях и их значении в природе и жизни человека;

  • объяснять особенности питания и дыхания растений;

  • характеризовать условия прорастания семян;

  • рассказывать о предках культурных растений и домашних животных;

  • приводить примеры взаимосвязей в неживой и живой природе;

  • выявлять признаки приспособленности организмов к среде обитания.


Человек и общество

Учащиеся научатся:

  • характеризовать территории расселения народов нашей страны на основе исторической карты;

  • рассказывать, используя карту, о природных условия, в которых живут народы нашей страны;

  • описывать устройство города, жизнь и быт горожан;

  • различать символы государства;

  • показывать на политической карте РФ столицу России — город Москву;

  • описывать государственные награды, рассказывать об их происхождении;

  • характеризовать главный закон страны;

  • рассказывать об устройстве нашего государства;

  • раскрывать основные права и обязанности ребенка.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • узнавать об обычаях и традициях своего народа; приводить примеры традиций и обычаев;

  • устанавливать связи между традициями народа и хозяйственной деятельностью региона;

  • рассказывать об истории возникновения своего города (села); рассказывать о памятниках культуры своего города, села, края;

  • рассказывать о символах своего города; раскрывать взаимосвязь символики с хозяйственной, политической и культурной жизнью города;

  • объяснять историю происхождения и развития основных символов государства;

  • приводить примеры подвигов и личных поступков людей, которые отмечены государственными наградами.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ


Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • понимать цель познавательной деятельности;

  • планировать свои действия при выполнении заданий учебника;

  • осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий.

Учащиеся могут научиться:

  • самостоятельно планировать свои действия при выполнении учебных заданий;

  • самостоятельно осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий;

  • ставить цель собственной познавательной деятельности и планировать ее (в рамках проектной деятельности).


Познавательные

Учащиеся научатся:

  • доказывать то или иное свойство изучаемого объекта путем постановки несложных опытов;

  • сравнивать и классифицировать изучаемые объекты по различным признакам;

  • находить необходимую информацию в учебнике;

  • получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы;

  • моделировать процессы развития растений и животных по заданиям учебника и рабочих тетрадей;

  • понимать информацию, представленную на исторической карте.

Учащиеся могут научиться:

  • получать дополнительную информацию по изучаемой теме, пользуясь справочной литературой;

  • самостоятельно моделировать некоторые природные процессы.

  • ориентироваться на «ленте времени»; указывать хронологические рамки и периоды основных исторических процессов;

  • устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя)

  • сравнивать исторические события.


Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • выполнять парные и групповые задания в классе и на экскурсиях;

  • совместно проводить опыты, обсуждая их результаты и делая выводы.

Учащиеся могут научиться:

  • распределять обязанности и контролировать друг друга при выполнении учебных заданий и проектов.




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3 «В» класс 68 ч в год (2 ч в неделю)



ДАТА

СОДЕРЖАНИЕ (РАЗДЕЛЫ, ТЕМЫ)

КОЛ-ВО ЧАСОВ

1

2

3

4



Природа вокруг нас (8 ч.)

8

1

05.09

Экскурсия«Знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы»

1

2

06.09

Изучение влияния деятельности человека на природу. Что такое экология.

1

3

12.09

Что такое горизонт. Ориентирование по Солнцу

1

4

13.09

Ориентирование по компасу и местным признакам

1

5

19.09

Экскурсия«Ориентирование на местности»

1

6

20.09

Явления природы.

1

7

26.09

Свойства тел и веществ. Практическая работа

1

8

27.09

Проверочная работа «Природа вокруг нас».

1



Вода, воздух, горные породы и почва(16 ч.)

16

9

03.10

Свойства воды в жидком состоянии. Практическая работа

1

10

04.10

Вода-растворитель. Практическая работа

1

11

10.10

Свойства льда, снега и пара

1

12

11.10

Родники. Водоемы и водотоки (река, озеро, море, пруд, водохранилище)

1

13

17.10

Облака. Удивительные явления природы.

1

14

18.10

Круговорот воды в природе. Использование и охрана воды

1

15

24.10

Проверочная работа по теме «Вода и ее свойства»

1

16

25.10

Значение воздуха для жизни. Состав воздуха

1

17

07.11

Свойства воздуха. Практическая работа

1

18

08.11

Ветер. Охрана воздуха

1

19

14.11

Горные породы. Полезные ископаемые (песок, глина, гранит, известняк)

1

20

15.11

Использование полезных ископаемых.

1

21

21.11

Добыча и охрана полезных ископаемых.

1

22

22.11

Почва. Состав и охрана почвы.

1

23

28.11

Обобщение по теме «Воздух. Горные породы. Почва»

1

24

29.11

Проверочная работа «Воздух. Горные породы. Почва».

1



О царствах живой природы(16 ч.)

16

25

05.12

Четыре царства живой природы.

1

26

06.12

Строение растений. Практическая работа

1

27

12.12

Разнообразие растений.

1

28

13.12

Дикорастущие и культурные растения

1

29

19.12

Жизнь растений

1

30

20.12

Размножение и развитие растений

1

31

26.12

Развитие растения из семени. Охрана растений

1

32

27.12

Строение животных. Практическая работа

1

33

16.01

Разнообразие животных

1

34

17.01

Домашние и дикие животные

1

35

23.01

Как животные воспринимают мир

1

36

24.01

Передвижение и дыхание животных

1

37

30.01

Питание животных

1

38

31.01

Размножение и развитие животных. Охрана животных.

1

39

06.02

Проверочная работа по теме «Растения и животные»

1

40

07.02

Грибы и бактерии.

1



Человек (10 ч.)

10

41

13.02

Человек — часть живой природы.

1

42

14.02

Кожа — первая «одежда». Практическая работа

1

43

20.02

Скелет. Практическая работа

1

44

21.02

Мышцы. Практическая работа

1

45

27.02

Кровеносная система. Практическая работа

1

46

28.02

Дыхание

1

47

06.03

Питание и выделение

1

48

07.03

Органы чувств. Практическая работа

1

49

13.03

Нервная система.

1

50

14.03

Эмоции и темперамент. Проверочная работапо теме «Человек».

1



Человек в обществе(18 ч.)

18

51

20.03

Народы нашей страны

1

52

21.03

Традиции народов нашей страны

1

53

03.04

Путешествие по ленте времени

1

54

04.04

Города и села

1

55

10.04

Названия городов

1

56

11.04

Кремль — центр города

1

57

17.04

Улицы города

1

58

18.04

Герб — символ города

1

59

24.04

Памятные места городов

1

60

25.04

Экскурсия «Улицы и памятные места родного города»

1

61

08.05

Современный город

1

62

15.05

Москва — столица России. Проверочная работа по теме «Человек в обществе».

1

63

16.05

Что такое государство

1

64

22.05

Конституция – основной закон нашей страны

1

65

22.05

Права ребенка

1

66

23.05

Государственный герб России. Государственный флаг России. Государственный гимн России.

1

67

29.05

Итоговая проверочная работа.

1

68

30.05

Государственные награды

1















ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

УРОКА

ТЕМА

КОЛИЧЕСТВО

ЧАСОВ

ПРИЧИНА КОРРЕКТИРОВКИ

СПОСОБ КОРРЕКТИРОВКИ

ПО ПЛАНУ

ДАНО