Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Вохтомская основная школа»
РЕКОМЕНДОВАНО Школьным методическим объединением
от «_28_»_августа 2020г, протокол №__1_
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
(наименование учебного предмета (курса)
Класс 4
Срок реализации программы 2020 - 2021 учебный год
Составитель программы Кишкина Ирина Николаевна
(ФИО учителя)
пос. Фоминский
(название населённого пункта)
2020
(год разработки)
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;
умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации;
чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие;
осознание своей этнической принадлежности в контексте принципа российской гражданственности «Единство в многообразии»;
понимание себя наследником ценностей многонационального российского общества и всего человечества, в том числе на основе формирования понятий «Всемирное природное наследие» и «Всемирное культурное наследие»;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, в том числе на основе построения и сопоставления картины мира с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества;
начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, в том числе на основе представлений об историческом развитии родной страны, изменениях в её современной жизни и возможностях собственного участия в построении её будущего*;
осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в соответствии с нормами и правилами школьной жизни), мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения;
самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России*;
эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры страны и родного края в различные периоды истории;
этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические периоды;
навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности*;
установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий;
мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям на основе знакомства с природным и культурным достоянием России, вкладом людей многих поколений в создание материальных и духовых ценностей родной страны и родного края.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;
сохранять учебную задачу в течение всего урока;
ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;
выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);
планировать свои действия;
фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;
осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;
выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных);
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;
строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ и пр.;
ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач;
моделировать экологические связи в природных сообществах.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;
аргументировать свою позицию;
понимать различные позиции других людей, отличные от собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении;
признавать свои ошибки, озвучивать их;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «извини, пожалуйста», «прости», «спасибо» и др.;
понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить сообщения, выполнять проекты по теме;
составлять рассказ на заданную тему;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру.
Предметные результаты
Учащийся научится:
понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;
находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России, узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России;
называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в жизни страны;
называть имя действующего Президента Российской Федерации и его полномочия как главы государства;
понимать, в чём различия между государственным устройством современной России и государственным устройством нашей страны в другие периоды её истории;
объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них — Конституция Российской Федерации — защищают наши права, приводить конкретные примеры прав ребёнка;
раскрывать значение государственных символов России, находить их среди государственных символов других стран;
называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны, рассказывать о традициях и праздниках народов России;
рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
проводить несложные астрономические наблюдения;
изготавливать модели планет и созвездий;
использовать глобус и карту мира для получения информации о Земле;
анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения;
приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из международной Красной книги;
находить и показывать на физической карте России различные географические объекты, на карте природных зон России основные природные зоны;
объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать характеристику природной зоны по плану, сравнивать различные природные зоны;
приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесённых в Красную книгу России;
выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти связи с помощью моделей;
оценивать деятельность людей в разных природных зонах, раскрывать возникающие экологические проблемы и способы их решения, приводить примеры заповедников и национальных парков России;
давать краткую характеристику своего края;
различать и описывать изученные природные объекты своего края, пользоваться атласом-определителем для распознавания (определения) объектов неживой и живой природы;
давать краткую характеристику природных сообществ своего края;
выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти связи с помощью моделей;
оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах;
рассказывать об охране природы в своём крае;
различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике своего края;
приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать источники информации о прошлом;
соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени»;
читать историческую карту;
перечислять эпохи истории человечества в правильной последовательности, кратко характеризовать каждую эпоху, узнавать историческую эпоху по знаменитым сооружениям прошлого, сохранившимся до наших дней;
с помощью глобуса рассказывать, как человек открывал планету Земля;
описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории человечества;
показывать на карте границы, территорию, столицу, другие города России в разные периоды истории, места некоторых важных исторических событий;
рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях истории России;
соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России;
составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них;
описывать облик Москвы и Санкт-Петербурга в разные века, узнавать их достопримечательности;
называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и культуры России;
находить в домашнем архиве исторические свидетельства;
раскрывать связь современной России с её историей;
использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и подготовки собственных сообщений о природе Земли, России и родного края, о жизни общества в прошлом и настоящем.
Содержание учебного предмета
Раздел «Земля и человечество»
Учащимся предлагается посмотреть на мир с точки зрения астронома, географа, историка, эколога. Первоначальные знания об астрономии и географии как науках, вносящих огромный вклад в формирование целостной картины мира, проводят доступные астрономические наблюдения, продолжают осваивать приёмы работы с географической картой как одним из важнейших источников информации о мире. Важно отметить, что в данном разделе учащимся впервые предлагаются в систематизированном виде основополагающие сведения об истории как науке, исторических источниках, счёте лет в истории, исторической карте. Экологические знания: на основе полученных представлений о прошлом учащиеся в общих, наиболее существенных чертах прослеживают историю взаимоотношений человечества и природы, приобретают опыт анализа современных экологических проблем, их истоков и способов решения. Впервые вводится понятие «Всемирное наследие», придающее ярко выраженный ценностный смысл знаниям о природном и культурном многообразии. Знакомство с международной Красной книгой, с внесёнными в неё животными. Анализ причин сокращения их численности, способов охраны развивает навыки выявления причинно-следственные связей в окружающем мире, чувство ответственности за свои поступки.
Раздел «Природа России»
Знакомит детей с разнообразием природы нашей Родины, с природными зонами, с характерными для этих зон экологическими проблемами и способами их решения. Раздел нацелен на формирование чувства гордости за свою страну, обладающую уникальным природным многообразием, и вместе с тем ответственности за его сохранение и экологически грамотное использование. Очень велико значение данного раздела в формировании эстетических потребностей и этических чувств школьников, а также освоение доступных способов изучения природы. Раздел предоставляет большие возможности для использования различных способов поиска и обработки информации об окружающем мире (в том числе в энциклопедической литературе, Интернете), на основе которой дети готовят собственные сообщения и выполняют проектные работы. Продолжается активная работа с картой, а также освоение деятельности моделирования при изучении экологических связей в различных природных зонах.
Раздел «Родной край — часть большой страны»
Очень важно, что родной край в этом разделе рассматривается как часть единого Отечества, чему способствует работа с политико-административной картой России, наглядно представляющей многообразие и единство составляющих нашу страну регионов, один из которых является для учащихся малой родиной. В разделе последовательно рассматриваются формы земной поверхности, полезные ископаемые, водные богатства, почвы, природные сообщества, сельское хозяйство края, где живут учащиеся. Изучение родного края способствует развитию патриотических чувств, самостоятельности и личной
ответственности за свои поступки, формированию установки на безопасный, здоровый образ жизни, бережного отношения к материальным и духовным ценностям. Много внимания уделяется освоению основ экологической грамотности, правил нравственного поведения в мире природы. Предусмотренные программой экскурсии в природные сообщества родного края развивают умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать, а также использовать знаково-символические средства для построения моделей экологических связей и графического выражения правил поведения в природе (в виде условных знаков). Предусмотрено использование карты края, краеведческой литературы и других источников информации, дополняющих материалы учебника.
Раздел «Страницы всемирной истории»
формирует представления об основных эпохах в развитии человечества. Путь человечества предстаёт перед детьми целостно, в виде ряда сменяющих друг друга образных картин, наполняющих конкретным содержанием понятие «лента времени».
Раздел «Страницы истории России»
Он предусматривает первоначальное знакомство с историей родной страны, с наиболее важными историческими событиями и яркими историческими личностями. Программа ориентирована на развитие интереса к прошлому страны, формирование потребности в получении и расширении исторических знаний. Отбор фактического материала определяется его доступностью для учащихся данного возраста, возможностью вести работу по развитию образного мышления и эмоциональной сферы младших школьников, по формированию у учащихся патриотических, гражданских и нравственных качеств. Раздел призван показать причастность к истории каждого человека, каждой семьи, раскрыть связь времён и поколений, познакомить учащихся с образцами благородного служения Отечеству.
Раздел «Современная Россия»
знакомит с государственным устройством, государственной символикой и государственными праздниками нашей страны, с многонациональным составом населения России, её регионами. В этом разделе изучаются также важнейшие вопросы о правах человека и правах ребёнка.
Раздел «Современная Россия»
крайне важен для формирования основ российской гражданской идентичности, становления гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
Тематическое планирование
А.А.Плешаков
«Окружающий мир» в 2-х ч.
( кол-во часов в неделю 2, всего часов в год 68 )
№ урока | Тема урока | Примечание (контроль, проекты, практические работы и т.п.) |
| Земля и человечество (9 ч.) Мир глазами астронома Стр.6-9 | |
| Планеты солнечной системы. Практическая работа №1 Стр. 10-15 | Практическая работа №1 |
| Мир глазами географа Стр.16-18 | |
| Мир глазами историка Стр.19-24 | |
| Когда и где? Стр.25-28 | |
| Мир глазами эколога Стр.29-33 | |
| Международная Красная книга Стр.34-36 | |
| Обобщение по разделу «Земля и человечество» | |
| Тест по разделу №1 Стр.146148 | Тест №1 |
| Природа России (12 ч.) Равнины и горы России Стр.40-43 | |
| Моря, озера и реки России Стр.44-46 | |
| Природные зоны России Стр.47-51 | |
| Зона арктических пустынь Стр.52-58 | |
| Тундра Стр. 59-67 | |
| Леса России Стр.6874 | |
| Лес и человек Стр.75-79 | |
| Зона степей Стр.80-86 | |
| Пустыни Стр.87-93 | |
| У Черного моря Стр. 94-102 | |
| Обобщение по разделу «Природа России» | |
| Тест по разделу №2 Стр.149-152 | Тест №2 |
| Родной край – часть большой страны (10 ч.) Поверхность нашего края Стр.104-107 | |
| Водные богатства нашего края Стр.108-110 | |
| Наши подземные богатства Стр.111-119 | |
| Земля-кормилица Стр.120-122 | |
| Жизнь леса Стр.123-127 | |
| Жизнь луга Стр.128-133 | |
| Жизнь в пресных водоемах Стр.134-139 | |
| Странички для любознательных. Заповедники России. Стр.142-145 | |
| Обобщение по разделу «Родной край – часть большой страны» | |
| Тест по разделу №3 Стр.152-155 | Тест №3 |
| Страницы всемирной истории (6 ч.) Мир древности: далекий и близкий Стр.4-9 | |
| Средние века: время рыцарей и замков Стр.10-15 | |
| Новое время: встреча Европы и Америки. Стр.16-19 | |
| Новейшее время: история продолжается сегодня. Стр.20-22 | |
| Обобщение по разделу «Страницы всемирной истории». | |
| Тест по разделу №4 Стр.144-147 | Тест №4 |
| Страницы истории России (20 ч.) Государство Русь. Стр.24-28 | |
| Страна городов Стр.29-34 | |
| Из книжной сокровищницы Руси. Стр.35-37 | |
| Трудные времена на Русской земле. Стр.38-42 | |
| Русь расправляет крылья. Стр.43-46 | |
| Куликовская битва. Стр.47-50 | |
| Иван Третий Стр.51-53 | |
| Россия в правление царя Ивана Васильевича Грозного. Стр.54-57 | |
| Патриоты России Стр.60-62 | |
| Петр Великий Стр. 63-67 | |
| Михаил Васильевич Ломоносов. Стр. 68-70 | |
| Екатерина Великая Стр.71-75 | |
| Отечественная война 1812 года. Стр.76-79 | |
| Страницы истории XIX века. Стр.80-85 | |
| Россия вступает в XX век. Стр.86-90 | |
| Страницы истории 1920-1930-х годов. Стр.91-95 | |
| Великая Отечественная война и Великая Победа. Стр.96-101 | |
| Страна открывшая путь в космос. Стр.102-104 | |
| Обобщение по разделу «Страницы истории России». | |
| Тест по разделу №5 Стр.148-152 | Тест №5 |
| Современная Россия ( ч.) Основной закон России и права человека. Стр.108-113 | |
| Мы – граждане России. Стр.114-116 | |
| Славные символы России. Стр.117-120 | |
| Такие разные праздники. Стр.121-124 | |
| Промежуточная аттестация. Тест. | Промежуточная аттестация |
| Путешествие по России. Стр.125-131 | |
| Путешествие по России. Продолжение. Стр.131-137 | |
| Обобщение по разделу «Современная Россия». | |
| Тест по разделу №6 Стр.152-155 | Тест №6 |
| Странички для любознательных «Мир и люди прошлого на полотнах великих мастеров» | |
| Что узнали? Чему научились? во 4-ом классе. | |