СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс, Школа России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 4 класс, Школа России»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Вохтомская основная школа»


РЕКОМЕНДОВАНО Школьным методическим объединением

от «_28_»_августа 2020г, протокол №__1_








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

(наименование учебного предмета (курса)



Класс 4


Срок реализации программы 2020 - 2021 учебный год


Составитель программы Кишкина Ирина Николаевна

(ФИО учителя)



















пос. Фоминский

(название населённого пункта)

2020

(год разработки)


  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

У учащегося будут сформированы:

  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;

  • умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации;

  • чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие;

  • осознание своей этнической принадлежности в контексте принципа российской гражданственности «Единство в многообразии»;

  • понимание себя наследником ценностей многонационального российского общества и всего человечества, в том числе на основе формирования понятий «Всемирное природное наследие» и «Всемирное культурное наследие»;

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, в том числе на основе построения и сопоставления картины мира с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;

  • уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества;

  • начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, в том числе на основе представлений об историческом развитии родной страны, изменениях в её современной жизни и возможностях собственного участия в построении её будущего*;

  • осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в соответствии с нормами и правилами школьной жизни), мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения;

  • самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России*;

  • эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры страны и родного края в различные периоды истории;

  • этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические периоды;

  • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности*;

  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий;

  • мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям на основе знакомства с природным и культурным достоянием России, вкладом людей многих поколений в создание материальных и духовых ценностей родной страны и родного края.



Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

  • понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;

  • сохранять учебную задачу в течение всего урока;

  • ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;

  • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;

  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);

  • планировать свои действия;

  • фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;

  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

  • понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;

  • осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;

  • выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных);

  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;

  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

  • проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ и пр.;

  • ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач;

  • моделировать экологические связи в природных сообществах.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

  • включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;

  • формулировать ответы на вопросы;

  • слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;

  • аргументировать свою позицию;

  • понимать различные позиции других людей, отличные от собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении;

  • признавать свои ошибки, озвучивать их;

  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «извини, пожалуйста», «прости», «спасибо» и др.;

  • понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

  • готовить сообщения, выполнять проекты по теме;

  • составлять рассказ на заданную тему;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников;

  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

  • достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру.


Предметные результаты

Учащийся научится:

  • понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;

  • находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России, узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России;

  • называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в жизни страны;

  • называть имя действующего Президента Российской Федерации и его полномочия как главы государства;

  • понимать, в чём различия между государственным устройством современной России и государственным устройством нашей страны в другие периоды её истории;

  • объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них — Конституция Российской Федерации — защищают наши права, приводить конкретные примеры прав ребёнка;

  • раскрывать значение государственных символов России, находить их среди государственных символов других стран;

  • называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны, рассказывать о традициях и праздниках народов России;

  • рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;

  • проводить несложные астрономические наблюдения;

  • изготавливать модели планет и созвездий;

  • использовать глобус и карту мира для получения информации о Земле;

  • анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения;

  • приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из международной Красной книги;

  • находить и показывать на физической карте России различные географические объекты, на карте природных зон России основные природные зоны;

  • объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать характеристику природной зоны по плану, сравнивать различные природные зоны;

  • приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесённых в Красную книгу России;

  • выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти связи с помощью моделей;

  • оценивать деятельность людей в разных природных зонах, раскрывать возникающие экологические проблемы и способы их решения, приводить примеры заповедников и национальных парков России;

  • давать краткую характеристику своего края;

  • различать и описывать изученные природные объекты своего края, пользоваться атласом-определителем для распознавания (определения) объектов неживой и живой природы;

  • давать краткую характеристику природных сообществ своего края;

  • выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти связи с помощью моделей;

  • оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах;

  • рассказывать об охране природы в своём крае;

  • различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике своего края;

  • приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать источники информации о прошлом;

  • соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени»;

  • читать историческую карту;

  • перечислять эпохи истории человечества в правильной последовательности, кратко характеризовать каждую эпоху, узнавать историческую эпоху по знаменитым сооружениям прошлого, сохранившимся до наших дней;

  • с помощью глобуса рассказывать, как человек открывал планету Земля;

  • описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории человечества;

  • показывать на карте границы, территорию, столицу, другие города России в разные периоды истории, места некоторых важных исторических событий;

  • рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях истории России;

  • соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России;

  • составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них;

  • описывать облик Москвы и Санкт-Петербурга в разные века, узнавать их достопримечательности;

  • называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и культуры России;

  • находить в домашнем архиве исторические свидетельства;

  • раскрывать связь современной России с её историей;

  • использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и подготовки собственных сообщений о природе Земли, России и родного края, о жизни общества в прошлом и настоящем.




  1. Содержание учебного предмета

Раздел «Земля и человечество»

Учащимся предлагается посмотреть на мир с точки зрения астронома, географа, историка, эколога. Первоначальные знания об астрономии и географии как науках, вносящих огромный вклад в формирование целостной картины мира, проводят доступные астрономические наблюдения, продолжают осваивать приёмы работы с географической картой как одним из важнейших источников информации о мире. Важно отметить, что в данном разделе учащимся впервые предлагаются в систематизированном виде основополагающие сведения об истории как науке, исторических источниках, счёте лет в истории, исторической карте. Экологические знания: на основе полученных представлений о прошлом учащиеся в общих, наиболее существенных чертах прослеживают историю взаимоотношений человечества и природы, приобретают опыт анализа современных экологических проблем, их истоков и способов решения. Впервые вводится понятие «Всемирное наследие», придающее ярко выраженный ценностный смысл знаниям о природном и культурном многообразии. Знакомство с международной Красной книгой, с внесёнными в неё животными. Анализ причин сокращения их численности, способов охраны развивает навыки выявления причинно-следственные связей в окружающем мире, чувство ответственности за свои поступки.

Раздел «Природа России»

Знакомит детей с разнообразием природы нашей Родины, с природными зонами, с характерными для этих зон экологическими проблемами и способами их решения. Раздел нацелен на формирование чувства гордости за свою страну, обладающую уникальным природным многообразием, и вместе с тем ответственности за его сохранение и экологически грамотное использование. Очень велико значение данного раздела в формировании эстетических потребностей и этических чувств школьников, а также освоение доступных способов изучения природы. Раздел предоставляет большие возможности для использования различных способов поиска и обработки информации об окружающем мире (в том числе в энциклопедической литературе, Интернете), на основе которой дети готовят собственные сообщения и выполняют проектные работы. Продолжается активная работа с картой, а также освоение деятельности моделирования при изучении экологических связей в различных природных зонах.

Раздел «Родной край — часть большой страны»

Очень важно, что родной край в этом разделе рассматривается как часть единого Отечества, чему способствует работа с политико-административной картой России, наглядно представляющей многообразие и единство составляющих нашу страну регионов, один из которых является для учащихся малой родиной. В разделе последовательно рассматриваются формы земной поверхности, полезные ископаемые, водные богатства, почвы, природные сообщества, сельское хозяйство края, где живут учащиеся. Изучение родного края способствует развитию патриотических чувств, самостоятельности и личной

ответственности за свои поступки, формированию установки на безопасный, здоровый образ жизни, бережного отношения к материальным и духовным ценностям. Много внимания уделяется освоению основ экологической грамотности, правил нравственного поведения в мире природы. Предусмотренные программой экскурсии в природные сообщества родного края развивают умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать, а также использовать знаково-символические средства для построения моделей экологических связей и графического выражения правил поведения в природе (в виде условных знаков). Предусмотрено использование карты края, краеведческой литературы и других источников информации, дополняющих материалы учебника.

Раздел «Страницы всемирной истории»

формирует представления об основных эпохах в развитии человечества. Путь человечества предстаёт перед детьми целостно, в виде ряда сменяющих друг друга образных картин, наполняющих конкретным содержанием понятие «лента времени».

Раздел «Страницы истории России»

Он предусматривает первоначальное знакомство с историей родной страны, с наиболее важными историческими событиями и яркими историческими личностями. Программа ориентирована на развитие интереса к прошлому страны, формирование потребности в получении и расширении исторических знаний. Отбор фактического материала определяется его доступностью для учащихся данного возраста, возможностью вести работу по развитию образного мышления и эмоциональной сферы младших школьников, по формированию у учащихся патриотических, гражданских и нравственных качеств. Раздел призван показать причастность к истории каждого человека, каждой семьи, раскрыть связь времён и поколений, познакомить учащихся с образцами благородного служения Отечеству.

Раздел «Современная Россия»

знакомит с государственным устройством, государственной символикой и государственными праздниками нашей страны, с многонациональным составом населения России, её регионами. В этом разделе изучаются также важнейшие вопросы о правах человека и правах ребёнка.

Раздел «Современная Россия»

крайне важен для формирования основ российской гражданской идентичности, становления гуманистических и демократических ценностных ориентаций.



  1. Тематическое планирование

А.А.Плешаков

«Окружающий мир» в 2-х ч.

( кол-во часов в неделю 2, всего часов в год 68 )

урока

Тема урока

Примечание

(контроль, проекты, практические работы и т.п.)

Земля и человечество (9 ч.)

Мир глазами астронома Стр.6-9


Планеты солнечной системы. Практическая работа №1 Стр. 10-15

Практическая работа №1

Мир глазами географа Стр.16-18


Мир глазами историка Стр.19-24


Когда и где? Стр.25-28


Мир глазами эколога Стр.29-33


Международная Красная книга Стр.34-36


Обобщение по разделу «Земля и человечество»


Тест по разделу №1 Стр.146148

Тест №1

Природа России (12 ч.)

Равнины и горы России Стр.40-43


Моря, озера и реки России Стр.44-46


Природные зоны России Стр.47-51


Зона арктических пустынь Стр.52-58


Тундра Стр. 59-67


Леса России Стр.6874


Лес и человек Стр.75-79


Зона степей Стр.80-86


Пустыни Стр.87-93


У Черного моря Стр. 94-102


Обобщение по разделу «Природа России»


Тест по разделу №2 Стр.149-152

Тест №2

Родной край – часть большой страны (10 ч.)

Поверхность нашего края Стр.104-107


Водные богатства нашего края Стр.108-110


Наши подземные богатства Стр.111-119


Земля-кормилица Стр.120-122


Жизнь леса Стр.123-127


Жизнь луга Стр.128-133


Жизнь в пресных водоемах Стр.134-139


Странички для любознательных. Заповедники России. Стр.142-145


Обобщение по разделу «Родной край – часть большой страны»


Тест по разделу №3 Стр.152-155

Тест №3

Страницы всемирной истории (6 ч.)

Мир древности: далекий и близкий Стр.4-9


Средние века: время рыцарей и замков Стр.10-15


Новое время: встреча Европы и Америки. Стр.16-19


Новейшее время: история продолжается сегодня. Стр.20-22


Обобщение по разделу «Страницы всемирной истории».


Тест по разделу №4 Стр.144-147

Тест №4

Страницы истории России (20 ч.)

Государство Русь. Стр.24-28


Страна городов Стр.29-34


Из книжной сокровищницы Руси. Стр.35-37


Трудные времена на Русской земле. Стр.38-42


Русь расправляет крылья. Стр.43-46


Куликовская битва. Стр.47-50


Иван Третий Стр.51-53


Россия в правление царя Ивана Васильевича Грозного. Стр.54-57


Патриоты России Стр.60-62


Петр Великий Стр. 63-67


Михаил Васильевич Ломоносов. Стр. 68-70


Екатерина Великая Стр.71-75


Отечественная война 1812 года. Стр.76-79


Страницы истории XIX века. Стр.80-85


Россия вступает в XX век. Стр.86-90


Страницы истории 1920-1930-х годов. Стр.91-95


Великая Отечественная война и Великая Победа. Стр.96-101


Страна открывшая путь в космос. Стр.102-104


Обобщение по разделу «Страницы истории России».


Тест по разделу №5 Стр.148-152

Тест №5

Современная Россия ( ч.)

Основной закон России и права человека. Стр.108-113


Мы – граждане России. Стр.114-116


Славные символы России. Стр.117-120


Такие разные праздники. Стр.121-124


Промежуточная аттестация. Тест.

Промежуточная аттестация

Путешествие по России. Стр.125-131


Путешествие по России. Продолжение. Стр.131-137


Обобщение по разделу «Современная Россия».


Тест по разделу №6 Стр.152-155

Тест №6

Странички для любознательных «Мир и люди прошлого на полотнах великих мастеров»


Что узнали? Чему научились? во 4-ом классе.