СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру рассчитана на 2 часа в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гнездовская средняя школа

Смоленского района Смоленской области

РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

___________/Дмитриева О.Ю./

Ф.И.О.

Протокол № 1

от 28 августа 2018 г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

______________/ Мужецкая Ю.А./

Ф.И.О.

1 сентября 2018 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

_____________/Петров М.Н./

Ф.И.О.

Приказ №117

от 01.09.18 г.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

НА 2018\19 УЧЕБНЫЙ ГОД


по дисциплине окружающий мир

для 2 класса.

Учебник: Окружающий мир.2 класс. А. А. Плешаков.

Москва «Просвещение» 2012 г.


Учитель: Дмитриева Ольга Юрьевна








Составлена в соответствии с примерной учебной программой:

название программы Примерная программа «Окружающий мир» 1-4 классы

автор А.А. Плешаков

год издания 2012

издательство Москва «Просвещение»





Принята решением педагогического совета школы от 01.09.18 года, пр. №117.



Рабочая программа для 2 класса разработана с учетом:


1. Федерального закона от 29.12.2012 г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2.Приказа Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями);

3. Примерной программы «Окружающий мир». 2 класс А.А. Плешаков, М.: «Просвещение» 2011г;

4.Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (пр. Мин-ва образования РФ от 31.03.14 № 253);

5.требований СанПиН 2.42.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.10 № 189);

6.ОП НОО и УП МБОУ Гнездовской СШ.


Количество часов по учебному плану на 2018\19 учебный год: часов в год: 68, часов в неделю: 2




  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.


Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального об­разования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской иден­тичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориен­тации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при­роды, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер­стниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый об­раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

У ученика будут сформированы:

 умения объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные жизненные ситуации (простые поступки людей) можно оценить как хорошие или плохие;

 осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение еѐ природы;

 умения знать и принять на личностном уровне качества любознательность, целеустремленность и самостоятельность;

 умения принимать каждого ученика в коллективе как ценного для решения общих задач.


Ученик получит возможность для формирования:

 осознания своего места в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой;

 умения в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.


Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и по­искового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств пред­ставления информации для создания моделей изучаемых объ­ектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств ин­формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном простран­стве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с ком­муникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при­знакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готов­ность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и осо­бенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружа­ющий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной сре­де начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Регулятивные УУД

Ученик научится:

 определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

 обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;

 планировать учебную деятельность на уроке;

 высказывать свою версию, пытаться предлагать способ еѐ проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике);

 работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты);

 осознанному прохождению под руководством учителя 12 шагов учебной деятельности (повторение необходимого; обобщение повторения; предъявление пробного учебного действия; выполнение пробного учебного действия; фиксирование своего затруднения; выявление причины своего затруднения; постановка цели; планирование действий и подбор средств; действия по плану; получение результата; применение нового знания; самоконтроль).


Ученик получит возможность научиться:

 приобретать опыт самооценки собственной учебной деятельности под руководством учителя;

 осуществлять коррекцию собственных учебных действий на основе алгоритма исправления ошибок;

 грамотно фиксировать свои индивидуальные затруднения в решении учебных задач и осознанно переходить к обдумыванию способа преодоления возникших затруднений;

 уметь выполнять самоконтроль правильности учебных действий, в выполнении которых были зафиксированы затруднения, использовать инструменты для самопроверки;

 определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.


Познавательные УУД

Ученик научится:

 различать знания и умения;

 воспроизводить свои реальные учебные действия при решении учебных задач и определять причину затруднения;

 формулировать цель открытия нового знания исходя из соответствующей причины затруднения;

 определять средства для открытия нового знания;

 фиксировать результат открытия нового знания, составлять эталон;

 пользоваться алгоритмом исправления ошибок;

 пользоваться алгоритмом анализа, уметь его применять;

 определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.


Ученик получит возможность научиться:

 ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;

 добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях; извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

 перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД

Ученик научится:

 простейшим культурным правилам управления своим настроением, мимикой и жестами в ходе общения;

 правилам поведения «автора» и «понимающего» в совместной работе;

 выразительно читать и пересказывать текст;

 вступать в беседу на уроке и в жизни.


Ученик получит возможность научиться:

 доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учѐтом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

 отделять новое от известного, выделять главное, составлять план

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следу­ющие предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, вос­питание чувства гордости за национальные свершения, откры­тия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и обще­ства (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, клас­сификация и др. с получением информации из семейных ар­хивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.


Раздел «Человек и природа»

Ученик научится:

 различать объекты природы и предметы рукотворного мира;

 различать объекты и явления неживой и живой природы;

 находить связи в природе, между природой и человеком;

 проводить наблюдения и ставить опыты;

 измерять температуру воздуха, воды, тела человека;

 определять объекты природы с помощью атласа-определителя;

 сравнивать объекты природы, делить их на группы;

 ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;

 находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;

 соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;

 различать внешнее и внутреннее строение тела человека;

 правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;

 различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;

 различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;

 различать водные объекты, узнавать их по описанию;

 читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;

 находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны.

Ученик получит возможность научиться:

 оценивать отношение людей к окружающему миру;

 соблюдать и оценивать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу.


Раздел «Человек и общество»

Ученик научится:

 находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;

 называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;

 различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;

 приводить примеры народов России;

 сравнивать город и село, городской и сельский дома;

 узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;

 различать виды транспорта;

 приводить примеры учреждений культуры и образования;

 определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;

 различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;

 соблюдать основные правила противопожарной безопасности;

 правильно вести себя при контактах с незнакомцами;

 приводить примеры семейных традиций;

 соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;

 различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.


Ученик получит возможность научиться:

 уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.

 различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;

 прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;

 оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников.


2 Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий.

Где мы живем 4 ч

Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета — Земля, страна — Россия, название нашего города (села), что мы на­зываем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России. Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, живот­ные — все это окружающая нас природа. Разнообразные ве­щи, машины, дома — это то, что сделано и построено рука­ми людей. Наше отношение к окружающему.

Природа 20 ч

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце — источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях. Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как лю­ди используют богатства земных кладовых. Воздух и вода, их значение для растений, животных, че­ловека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения. Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные расте­ния. Комнатные растения и уход за ними. Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения — пища и укрытие для животных; животные -распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя). Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, ра­зорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана рас­тений и животных своего края. Правила поведения в при­роде. Красная книга России: знакомство с отдельными расте­ниями и животными и мерами их охраны.

Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.

Практические работы: знакомство с устройством термо­метра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; распознава­ние деревьев, кустарников и трав; знакомство с представите­лями дикорастущих и культурных растений; отработка при­емов ухода за комнатными растениями и животными живо­го уголка.

Жизнь города и села 12 ч

Город (село), где мы живем: основные особенности, дос­тупные сведения из истории. Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. До­машний адрес. Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяй­ство, строительство, транспорт, торговля — составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные предс­тавления об отдельных производственных процессах, напри­мер от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотре­нию учителя). Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе). Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажир­ский транспорт города. Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя). Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя). Профессии людей, занятых на производстве. Труд писа­теля, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя). Сезонные изменения в природе: зимние явления. Эколо­гические связи в зимнем лесу.

Экскурсии: наблюдение зимних явлений в природе; зна­комство с достопримечательностями родного города (села).

Здоровье и безопасность 9 ч

Строение тела человека. Здоровье человека — его важней­шее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наибо­лее распространенные заболевания, их предупреждение и ле­чение; поликлиника, больница и другие учреждения здраво­охранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя). Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Меры безопасности в домашних условиях (при обраще­нии с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Про­тивопожарная безопасность. Правила безопасного поведения на воде. Правило эколо­гической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах. Безопасное поведение на ж/д транспорте.

Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие на­секомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним по­кататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.

Практическая работа: отработка правил перехода улицы.

Общение 6 ч

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отно­шения между членами семьи. Имена и отчества родителей. Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, от­дых. Взаимоотношения мальчиков и девочек. Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в обществен­ных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).

Практическая работа: отработка основных правил этикета.

Путешествия 17 ч

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизон­та, их определение по компасу. Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, ов­раги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки. Сезонные изменения в природе: весенние и летние явле­ния. Бережное отношение к природе весной и летом. Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва — столица России. Московский Кремль и другие дос­топримечательности столицы. Знакомство с другими городами нашей страны (изучает­ся по усмотрению учителя). Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.

Экскурсии: ознакомление с формами земной поверхнос­ти и водоемами родного края; наблюдение весенних измене­ний в природе.

Практические работы: определение сторон горизонта по компасу; освоение основных приемов чтения карты.


Формы организации учебной деятельности: парные, групповые, коллективные, индивидуальные.

Виды деятельности учащихся:

Экскурсии 4 час.

Практические работы 2 час.

Проекты 7 час.

Комплексная работа 1 час.

- различать объекты природы и предметы, созданные чело­веком, объекты неживой и живой природы;

- различать изу­ченные группы растений и животных;

- распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каж­дой группы);

- вести наблюдения в природе под руководством учителя;

- выполнять правила поведения в природе;

- различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя;

- выполнять правила личной гигиены и безопасного пове­дения на улице и в быту;

- использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила пове­дения в общественных местах;

- определять основные стороны горизонта с помощью компаса;

- называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;

- различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;

- приводить примеры народов России.


Календарно-тематическое планирование.


№ урока

ТЕМА

Кол-во час.

Дата

проведения


Где мы живем 4 ч.



Родная страна. Наши предки.

1


Город и село. Города Смоленщины.

1


Природа и рукотворный мир.

1


Проект «Мой родной город»

1



Природа 20 ч.



Неживая и живая природа.



Явление природы.

1


Как измеряют температуру? Практическая работа. О.Т.

1


Что такое погода?

1


В гости к осени. Экскурсия. ОТ

1


Звездное небо.

1


Загляни в кладовые земли. Практическая работа. О.Т.

1


Про воздух.

1


И про воду.

1


Какие бывают растения?

1


Обобщение и повторение.

1


Какие бывают животные?



Невидимые нити.

1


Невидимые нити в осеннем лесу.

1


Дикие и домашние животные.

1


Комнатные растения.

1


Про кошек и собак

1


Проект «Красная книга или возьмём под защиту»

1


Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа»

1


Обобщение по разделу «Природа»

1



Жизнь города и села 12 ч.



Город и село. Экскурсия. ОТ

1


Что такое экономика.

1


Из чего что сделано.

1


Как построить новый дом. Жилища и предметы быта наших предков.

1


Какой бывает транспорт.

1


За покупками.



Культура и образование. Культура Смоленщины сегодня.

1


Культура и образование. Праздники наших предков.

1


Все профессии важны. Проект «Профессии»

1


В гости к зиме.



В гости к зиме. Экскурсия. ОТ

1


Обобщение и повторение.




Здоровье и безопасность 9ч.



Строение тела человека.

1


Если хочешь быть здоров. ОБЖ.

1


Берегись автомобиля! Школа пешехода. ОБЖ.

1


Правила безопасного поведения на ж/д транспорте. ОБЖ.

1


Домашние опасности. ОБЖ.

1


Пожар. ОБЖ.

1


На воде и в лесу. ОБЖ.

1


Опасные незнакомцы. ОБЖ.

1


Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность»

1



Общение 6ч.



Наша дружная семья.

1


В школе. Письменность. Памятники письменности.

1


Правила вежливости.

1


Ты и твои друзья.

1


Мы – зрители и пассажиры. ОБЖ.

1


Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение»

1


Путешествия 17 ч.

1



Для чего нужен компас?



Для чего нужен компас?

1


Формы земной поверхности.

1


Водоемы.

1


В гости к весне. Экскурсия. ОТ. ОБЖ.

1


Путешествие по родной стране. Храмы и монастыри Смоленщины.

1


Что такое карта и как ее читать? Проект «Города России».

1


Путешествие по Москве.

1


Итоговая комплексная работа.

1


Московский кремль.

1


Город на Неве.

1


Путешествие по планете.

1


Путешествие по материкам.

1


Проект «Страны мира».

1


Впереди лето. ОБЖ.

1


Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия»

1


Промежуточная аттестация в форме тестирования.

1


Приложение

Учебно-методическое обеспечение

  1. Учебники: 

  • Окружающий мир. 2 класс. Учебник. В 2 ч., А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2012.


  1. Дополнительные материалы:

  • Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь 2 класс. В 2 ч. М.: Просвещение, 2012.

  • Максимова Т.Н. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»: 2 класс: к учебному комплекту  А.А. Плешакова «Окружающий мир: 2 класс. – М.: Издательство «Москва. «ВАКО»», 2012. – 3334, [2] c . (Серия «Учебно-методический комплект»).

  • Плешаков А.А. Окружающий мир. Тесты.. 2 класс. -М.: Просвещение, 2012.


  1. Оборудование класса

  • Ученические столы с комплектом стульев,

  • Стол учительский

  • Классная доска магнитная

  • Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования.


  1. Компьютерные и информационно - коммуникативные средства

  • Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 2 класс

(Диск CD-ROM), авторы С.И Волкова, М.К. Антошин, Н.В. Сафонова.

  1. Технические средства

  • Экран.

  • Персональный компьютер.

  • Проектор.