ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА № 760 ИМЕНИ А.П. МАРЕСЬЕВА»
Адрес: 129347, Москва, Ярославское шоссе, 147 тел./факс: 8-499-182-66-20
сайт: http://schsv760.mskobr.ru тел.: 8-499-182-66-19
электронная почта: [email protected] 8-499-182-66-26
«Утверждаю» Директор школы
____________ /Курмышова О. А./ «______»____________2017 г. | | | | «Согласовано» Заместитель директора по содержанию
_________/Гармаш В.Ю./ |
Рабочая программа
учителя начальных классов
Решетняк Марины Геронтиевны
по окружающему миру и ОБЖ в 3 классе
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол №1 от 27. 08. 2017
Москва
2017 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» 3 класс создана на основе:
Федерального и регионального компонентов Государственного стандарта начального общего образования;
Примерной Программы начального общего образования. М.: «Просвещение», 2013год
Программы курса «Окружающий мир» под редакцией авторов А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкая, М.: «Просвещение», 2013 год.
Программа «Окружающий мир» разработана в соответствии с психолого-педагогическими основами системы обучения, нацеленного на достижение оптимального общего развития школьников.
Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
развитие восприятия как умения наблюдать, воображения как основы для решения творческих задач, мышления как умения анализировать, обобщать и др., речи как умения характеризовать объект окружающего мира, рассуждать, поддерживать учебный диалог;
освоение знаний об окружающем мире, единстве природного и социального, их многообразии, о человеке и его месте в природе и в обществе;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, чувства красоты природы, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в природе, социуме, сохранять и укреплять свое физическое и психическое здоровье, охранять природу.
Задачи.
За годы обучения в начальной школе у каждого ребёнка должны быть сформированы основные нравственные качества: отзывчивость, ответственность, доброта, готовность прийти на помощь. Основные задачи: сплочение коллектива класса как единой семьи, психолого-педагогическая работа с семьями учащихся.
Принципы:
— принцип гуманистической направленности воспитания через реализацию личностно-созидательного подхода, уважения уникальности и своеобразия каждого ребёнка;
— принцип преемственности, сохранения и развития лучших традиций духовно-нравственного воспитания, российского менталитета;
— принцип признания права ребёнка на защиту от тех видов информации, которые представляют опасность для физического, нравственного и духовного здоровья;
— принцип открытости, обеспечивающий тесный контакт с семьёй, участие родителей в процессе воспитания, доступность для родителей информации об эффективности процесса воспитания, его индивидуальных особенностях, духовно-нравственном становлении ребёнка, повышение психолого-педагогических знаний родителей, взаимодействие семьи и социума в целях продуктивного воспитания;
— принцип системности в организации жизнедеятельности детей, обеспечивающий целостность становления личности ребенка и комплексность воспитания;
— принцип ценностного подхода.
Особенность данной программы состоит в том, что она создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые являются основой для построения содержания образовательного компонента (предмета) «Окружающий мир», гармонично соединяя естественно-научные сведения и опыт гуманитарных наук. Ведущей, с точки зрения организации содержания, является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное ЦЕЛОЕ, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как ее продукт, т. е. тоже природно-культурное ЦЕЛОЕ.
Программа знакомит учащихся с природой и традиционной культурой календаря на фоне сезонных изменений. При этом происходит формирование знаний о природном многообразии, об экологических связях, о правилах поведения человека в природе, необходимых для ее сбережения и сохранения здоровья детей в течение года. Программа нацеливает на осуществление экологического воспитания младших школьников, на развитие у них таких качеств, как наблюдательность, интерес к природе своей местности, желание узнать традиционную трудовую и праздничную культуру народов своего края.
Внутренний строй программы определяют важнейшие компоненты культуры — НОРМА, ЦЕННОСТЬ, ИДЕАЛ. Это позволяет представить явление МИР системно — с точки зрения КУЛЬТУРНО-НОРМАТИВНОГО, КУЛЬТУРНО-ЗНАЧИМОГО, КУЛЬТУРНО-ДОЛЖНОГО. Таким образом, детям даётся возможность создать ЦЕЛОСТНУЮ КАРТИНУ МИРА, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку. Ведь именно ценностно-консолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия.
Благодаря культурологической установке программ «Окружающий мир» может выполнять интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников. Практически все темы курса могут получить специальную интерпретацию на уроках изобразительного искусства и музыки, литературного чтения и русского языка, а также на уроках физической культуры.
Смысловым стержнем программы 3 класса явится проблема жизненных циклов в существовании растений и животных, в бытии человека. На уровне, доступном пониманию младшего школьника, будет показана тонкая грань между живым и неживым. Вначале будет дано представление об общей системе мироздания: планеты и звезды; Земля и Солнце; Луна и ее роль как спутника Земли — и введены понятия о телах и веществах, жидкостях и газах, их основных свойствах, роли в природе и жизни человека. На этой основе будут показаны условия жизни на Земле: вода, воздух, свет, тепло, взаимосвязь живых организмов с неживой природой и между собой. Как единый ДОМ предстанут перед ребенком и целое мироздание, и отдельные экосистемы на Земле. Будут прослежены жизненные циклы животных в разных средах обитания: в лесу, на лугу, в водоеме, горах; показан процесс развития живых существ, ведущих как одиночный образ жизни, так и общественный. Одновременно будут вводиться правила поведения в разных природных средах с целью обеспечения безопасности жизни природы и человека.
Как особый уровень культурной организации жизненного цикла будет представлен круг жизни человека в традиционной семье от рождения до кончины. При этом будет раскрыта двуединая сущность человека: 1) человек как живой организм; основные системы органов человека, их роль в организме; 2) человек как духовное существо, обладающее волей и правом выбора на основе освоения базовых культурных ценностей: здоровый образ жизни, нравственные ценности материнства, отцовства, детства, старости; моральные нормы, права и обязанности в семье, школе и общественных местах. Будут введены правила противопожарной безопасности.
Итог программы — мысль об ответственности каждого человека за преемственность культурных ценностей и сохранение круга жизни в природе и культуре.
Рабочая программа рассчитана на 66 часов в год, 2 часа в неделю. Учебный материал распределён по разделам:
№ п/п | Раздел | Количество часов |
1 | Радость познания | 12 |
2 | Мир как дом | 20 |
3 | Дом как мир | 20 |
4 | В поисках Всемирного наследия | 14 |
Планируемые результаты
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего ее природу и культуру;
проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с отечественным наследием, входящим в Список ЮНЕСКО;
представление о ценностях многонационального общества на основе сопоставления материальной и духовной культуры традиционного Дома;
доброжелательное отношение друг к другу как к носителям разных этнических, конфессиональных и общероссийских культурных ценностей, представленных в форме Списка Всемирных духовных сокровищ;
целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение двух взаимно связанных метафорических образов: Мир как дом; Дом как мир;
представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России и народов мира, выступающей в разнообразных культурных формах семейных традиций;
- представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему (традиции в семье);
внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца прилежного ученика;
мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные);
интерес к новому учебному материалу, способам решения задач и пр.;
готовность к бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе, окружающим людям;
личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, необходимых для будущего России;
эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в символических образах народного творчества, знакомство с Всемирным наследием, Всемирными духовными сокровищами;
понимание и сопереживание чувствам других людей на основе знакомства с основами семейной жизни;
представление об этических нормах через формулирование правил экологической и семейной этики;
представление об этических нормах через формулирование правил нравственного общения людей друг с другом в ходе знакомства со Всемирным природным и культурным наследием;
потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;
соблюдение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников в ходе проектной и внеурочной деятельности;
установка на здоровый образ жизни через формулирование правил оказания первой помощи, соблюдение личной гигиены, в том числе использование лучших семейных традиций здорового образа жизни народов своего края.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем;
сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
планировать свои действия в течение урока;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных правил;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные:
Обучающиеся научатся:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки, пословицы и поговорки с выделением отличительных признаков;
классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
сравнивать объекты по различным признакам;
осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, загадок и пр.;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов, сочинении загадок;
моделировать различные ситуации и явления природы.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнера в общении;
признавать свои ошибки, озвучивать их;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом возрастных особенностей, норм);
готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
составлять рассказ на заданную тему;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов всех его участников.
Предметные результаты
Обучающиеся научатся:
характеризовать методы исследования (наблюдение, опыт, определение природных объектов, измерение, моделирование);
определять тип справочной и научно-познавательной литературы;
работать с планом местности и его видами, с масштабом;
ориентироваться относительно сторон света;
показывать на глобусе и карте материки и океаны, узнавать материки и части света по силуэтам;
перечислять отличительные особенности политической карты мира по сравнению с физической картой;
перечислять правила ответственного туризма;
перечислять правила пользования личным и общественным транспортом;
определять номера телефонов для вызова «скорой помощи», милиции, пожарной части;
приводить примеры веществ, узнавать вещества по описанию, устно описывать знакомые вещества;
характеризовать строение Солнечной системы и названия планет;
характеризовать свойства воздуха, понимать природу его движения в атмосфере;
показывать на карте водные объекты;
характеризовать свойства воды и круговорот воды в природе;
характеризовать свойства полезных ископаемых и определять их значение для человека;
характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы, находить в атласе-определителе животных, живущих в почве;
приводить примеры растений каждой группы: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, лиственные и цветковые растения;
перечислять группы животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, земноводные и пресмыкающиеся животные и их виды, условия, необходимые для их жизни, способы размножения животных разных групп, роль животных в жизни человека;
различать группы животных по особенностям питания (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные), цепям питания, способам защиты животных;
характеризовать природные сообщества на примере леса;
характеризовать природное сообщество луга как пример единства живого и неживого;
характеризовать водоём как единство живой и неживой природы, как природное сообщество, природное сообщество водорослей, береговых растений, червей, моллюсков, ракообразных, земноводных, насекомых, птиц и зверей;
определять взаимосвязи живого и неживого в природных сообществах;
перечислять правила совместной жизни в общем доме, в общении с соседями, земляками, незнакомыми людьми;
определять роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов, красного угла в старинном доме (с учетом разных культурных традиций);
перечислять традиции гостеприимства и стремиться соблюдать их в соответствующих ситуациях;
определять терминологию родства в применении к членам своей семьи;
определять значение своего имени;
характеризовать функции систем внутренних органов человека и каждого из органов;
характеризовать основные правила гигиены;
характеризовать функции органов чувств как источников информации об окружающем мире;
оказывать себе и другим людям первую помощь;
перечислять народные правила и традиции здорового образа жизни, народные правила и традиции управления домашним хозяйством, особенности распределения обязанностей в семье;
определять потребности развития своего внутреннего мира и составлять приблизительную смету расходов на эти потребности;
толковать смысл эмблемы Всемирного наследия;
узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлёвского дворца,
определять местонахождение озера Байкал, показывать его на карте России;
определять местоположение Египта, Греции, Иерусалима, Китая на одном из материков, показывать на карте названные город и страны, так же как и их столицы;
характеризовать природные особенности и культурные достопримечательности перечисленных зарубежных города и стран, узнавать их на фотографиях;
составлять список Всемирных духовных сокровищ как общечеловеческих ценностей, свободно разделяемых людьми разных национальностей и конфессий.
Содержание программы
№ п/п | Дата проведения урока | Тема | Кол-во часов |
1 четверть |
Радость познания (12 часов) |
1 | | Свет знания. Мы следопыты! (ОБЖ) | 1 |
2 | | Как изучают окружающий мир. Инструктаж по работе с химическими веществами и лабораторной посудой (ОБЖ) | 1 |
3 | | Книга — источник знаний. Правила поведения в походе. Правила разведения костра (ОБЖ) | 1 |
4 | | Отправимся на экскурсию. Экскурсия в музей книги Государственной библиотеки им. Ленина. | |
5 | | О чём расскажет план. Маршрут путешествия (ОБЖ) | 1 |
6 | | Планета на листе бумаги. | 1 |
7 | | Страны и народы на политической карте мира | 1 |
8 | | Путешествуя, познаём мир. Террористы. Заложники. Правила поведения людей, оказавшихся в заложниках (ОБЖ) | 1 |
9 | | Транспорт. Путешествуем в транспорте (ОБЖ) | 1 |
10 | | Средства информации и связи. Связь. Передаем сообщение (ОБЖ) | 1 |
11 | | Контрольная работа по теме «Радость познания» | 1 |
12 | | Праздник «Книга – источник знаний!» | 1 |
Мир как дом. (20 часов) |
13 | | Мир природы в народном творчестве. | 1 |
14 | | Из чего состоит всё. | 1 |
15 | | Мир небесных тел. | 1 |
16 | | Невидимое сокровище. Правила поведения, если вы почувствовали запах газа (ОБЖ) | 1 |
17 | | Самое главное вещество. | 1 |
18 | | Свойства воды. Круговорот воды в природе. | 1 |
2 четверть |
19 | | Природные стихии в народном творчестве. Стихийные бедствия. Ураган. Правила поведения при сигнале о предупреждении урагана (ОБЖ) | 1 |
20 | | Кладовые Земли | 1 |
21 | | Чудо под ногами | 1 |
22 | | Мир растений | 1 |
23 | | Плодородная земля и растения в народном творчестве | 1 |
24 | | Мир животных | 1 |
25 | | Животные в народном творчестве | 1 |
26 | | Невидимые нити в живой природе. Экскурсия в Государственный Дарвиновский музей. «Удивительный мир планеты Земля». | 1 |
27 | | Лес — волшебный дворец | 1 |
28 | | Луг — царство цветов и насекомых | 1 |
29 | | Водоём — дом из воды | 1 |
30 | | Как сохранить богатства природы. Стенгазета «Бережём родную землю!» | 1 |
31 | | Контрольная работа по теме «Мир как дом» | 1 |
32 | | Охрана природы в культуре народов России и мира. | 1 |
3 четверть |
Дом как мир (20 часов) |
33 | | Родной дом — уголок Отчизны. | 1 |
34 | | Свой дом — свой простор. | 1 |
35 | | В красном углу сесть - великая честь | 1 |
36 | | Побываем в гостях. Экскурсия в Дворцовый комплекс «Измайлово»: «Русские забавы». | 1 |
37 | | На свет появился — с людьми породнился. | 1 |
38 | | Родословное древо. | 1 |
39 | | Муж и жена — одна душа. | 1 |
40 | | Святость отцовства и материнства. | 1 |
41 | | Добрые дети — дому венец. Правила здоровья (ОБЖ) | 1 |
42 | | Детские игры — школа здоровья. Правила здоровья (ОБЖ) | 1 |
43 | | Строение тела человека. Правила здоровья (ОБЖ). Экскурсия в Экспериментариум «Строение тела человека». | 1 |
44 | | Как работает наш организм. Правила здоровья (ОБЖ) | 1 |
45 | | Что такое гигиена. Гигиена. Инфекционные болезни (ОБЖ) | 1 |
46 | | Наши органы чувств. | 1 |
47 | | Школа первой помощи. Переломы, вывихи, растяжения связок(ОБЖ) | 1 |
48 | | Здоровью цены нет. Ртутный термометр (ОБЖ) | 1 |
49 | | Дом невелик, а стоять не велит. | 1 |
50 | | Семейный бюджет. | 1 |
51 | | Мудрость старости. | 1 |
52 | | Путешествие к А. С. Пушкину. Экскурсия в Государственный Пушкинский музей «Здесь чудеса!» | 1 |
ІV четверть В поисках Всемирного наследия ( 14 часов) |
53 | | Всемирное наследие. | 1 |
54 | | Московский Кремль. | 1 |
55-56 | | Озеро Байкал. | 2 |
57-58 | | Путешествие в Египет. | 2 |
59 | | Путешествие в Грецию. | 1 |
60-61 | | Путешествие в Иерусалим. | 2 |
62-63 | | Путешествие в Китай. Экскурсия в Государственный музей Востока «Сказки, мифы и легенды Древнего Востока». | 2 |
64 | | Всемирные духовные сокровища. | 1 |
65 | | Контрольная работа по теме «В поисках Всемирного наследия» | 1 |
66 | | Альбом путешествий «Всемирные духовные сокровища» | 1 |
Педагогические условия и средства реализации стандарта:
Формы: урок.
Типы уроков:
урок изучение нового материала;
урок совершенствования знаний, умений и навыков;
урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
комбинированный урок;
урок контроля умений и навыков.
Виды уроков:
Учебное оборудование:
технические средства (проектор, компьютер, магнитофон)
учебные (столы, доска);
собственно учебные средства;
наглядные пособия (таблицы, учебные картины, портреты писателей, схемы ,плакаты , таблички с терминами).
Методы обучения:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
Словесные, наглядные, практические.
Индуктивные, дедуктивные.
Репродуктивные, проблемно-поисковые.
Самостоятельные, несамостоятельные.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
Стимулирование и мотивация интереса к учению.
Стимулирование долга и ответственности в учении.
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
Устного контроля и самоконтроля.
Формы подведения итогов:
ЛИТЕРАТУРА
Учебно-методическое обеспечение для учеников | Учебно-методическое обеспечение для учителя |
Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 3 класс. Учебник в 2ч. / Рос. Акад. Наук, Рос. Академия образования, – М.: «Просвещение», 2013. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 3 класс. Рабочая тетрадь. В 2ч. / Рос. Акад. Наук, Рос. Академия образования, – М.: «Просвещение», 2013. Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: «Просвещение», 2013. | Уроки по окружающему миру. 3 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений /М.Ю. Новицкая, Н.М. Белянкова, Е.В. Мартинкова, Ю.В. Саркисян; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: «Просвещение», 2013. |