СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса»



Аннотация


Рабочая программа по окружающему миру разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования от 06.10.2009 № 373 (с изменениями на 31.12.2015г.), авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир» (Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России» 1-4 класс – М.: Просвещение, 2019).

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования по учебному предмету «Окружающий мир» является усвоение содержания учебного предмета «Окружающий мир» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и основной образовательной программой начального общего образования Нижнетимерсянской средней школы МО «Цильнинский район» Ульяновской области средней школы.


Задачами реализации учебного предмета являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, насе­лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.


Программа предмета «Окружающий мир» рассчитана на 1 год. Общее количество часов составляет 66 часов, 2 часа в неделю.


Методы и формы контроля: ежедневное наблюдение, устный опрос, письменный контроль знаний и умений, графическая проверка, практическая проверка, тестовый контроль.

Формы контроля: фронтальный, групповой, индивидуальный контроль, комбинированная форма, самоконтроль, взаимный контроль.

Виды контроля: предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль .


Учебник: «Окружающий мир» А.А. Плешаков – М.: Просвещение, 2018.

Пособия для педагога: Технологические карты уроков по учебнику А.А.Плешакова «Окружающий мир». 1 класс. – В.: Учитель, 2017.









I. Планируемые результаты

Личностные

У обучающихся будут сформированы

  • положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;

  • способность к самооценке;

  • осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие;

  • знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение;

  • понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе;

  • чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края;

  • понимание значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье;

Обучающиеся получат возможность для формирования:

  • устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;

  • умение оценивать трудность предлагаемого задания;

  • адекватная самооценка;

  • чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;

  • установка на здоровый образ жизни и её реализация в своём поведении;

  • осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы;

  • осознанное положительное отношение к культурным ценностям;

  • основы экологической культуры;

  • уважительное отношение к созидательной деятельности человека на благо семьи, школы, страны;

  • целостное представление о природе и обществе как компонентах единого мира.

Предметные

Обучающиеся научатся:

- понимать особую роль России в мировой истории, вос­питывать чувства гордости за национальные свершения, откры­тия, победы;

- формировать уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

- осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

- осваивать доступные способы изучения природы и обще­ства (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, клас­сификация и др. с получением информации из семейных ар­хивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

- развивать навыки устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- рассказывать о грозных явлениях природы, объяснять зависимость погоды от ветра;

- предсказывать погоду по местным признакам;

- характеризовать основные виды почв;

- характеризовать распределение воды и суши на Земле;

- объяснять, что такое экосистема, круговорот веществ в природе, экологическая пирамида, защитная окраска животных;

- приводить примеры приспособленности растений природных сообществ к совместной жизни;

- объяснять причины смены времён года;

- применять масштаб при чтении плана и карты;

- отмечать на контурной карте горы, моря, реки, города и другие географические объекты;

- объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком;

- давать оценку влиянию деятельности человека на природу;

- определять причины положительных и отрицательных изменений в природе в результате хозяйственной деятельности человека и его поведения;

делать элементарные прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу;

- участвовать в мероприятиях по охране природы.

Метапредметные

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

  • принимать и сохранять цель познавательной деятельности, поиска средств её осуществления;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

  • осуществлять пошаговый и итоговый контроль;

  • осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы.

Познавательные

Обучающиеся научатся:

  • находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;

  • понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты;

  • использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений;

  • осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков;

  • проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам;

  • устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе;

  • обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы;

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания.

  • сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий;

  • устанавливая причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии;

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

  • сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • распределять обязанности при работе в группе;

  • учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение.

При изучении материала по предмету «Окружающий мир» для использования на учебных занятиях, при выполнении домашних заданий используются следующие виды учебно-познавательной деятельности обучающихся:

I – виды деятельности со словесной (знаковой) основой:

слушание объяснений учителя, слушание и анализ выступления своих товарищей, самостоятельная работа с учебником, работа с научно-популярной литературой, отбор и сравнение материала по нескольким источникам, написание докладов, систематизация учебного материала.

II – виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:

наблюдение за демонстрациями учителя, просмотр учебных фильмов, объяснение наблюдаемых явлений, анализ проблемных ситуаций.

III – виды деятельности с практической (опытной) основой:

работа с раздаточным материалом, сбор и классификация коллекционного материала, постановка опытов для демонстрации классу, постановка фронтальных опытов, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование.

В ходе реализации программы предусмотрена организация проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся.

II. Содержание учебного предмета

Задавайте вопросы (5ч.)

Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов. Знакомство с постоянными персонажами учебника — Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой. Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).

«Что и кто?» (19ч.)

Что такое Родина? Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? Проект «Моя малая родина». Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Что общего у разных растений? Что растет на подоконнике? Что растет на клумбе? Что это за листья? Что такое хвоинки? Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери? Что такое зоопарк? Что окружает нас дома? Что умеет компьютер? Что вокруг нас может быть опасным? На что похожа наша планета?

«Как, откуда и куда?» (12ч.)

Как живет семья? Проект «Моя семья». Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Откуда в наш дом приходит электричество? Как путешествует письмо? Куда текут реки? Откуда берутся снег и лед? Как живут растения? Как живут животные? Как зимой помочь птицам? Откуда берутся шоколад, изюм и мед? Откуда берется и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь? Как сделать землю чище. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя). Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.

Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).

«Где и когда?» (10ч.)

Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года. Холодные и жаркие районы земли. Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом. Представление о далеком прошлом земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров. Одежда людей в прошлом и теперь. История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом. Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.

«Почему и зачем?» (20ч.)

Солнце – ближайшая к земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие льва. Луна – естественный спутник земли. Почему на луне не живут люди.

Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека. Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши. Цвета радуги. Почему радуга разноцветная. Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах. Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек. Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки. Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну. Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего. Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования. Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь. Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле. Зачем летают в космос. Искусственные спутники земли, их назначение. Космические станции. Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – день земли.

Предмет «Окружающий мир» в соответствии федеральными государственными образовательными стандартами создает условия для формирования познавательных умений, логического и абстрактного мышления как основы дальнейшего эффективного обучения, для повышения уровня воспитанности. Межпредметные связи учебного предмета повышают доступность усвоения материала.

III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы


п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов


Раздел 1. «Задавайте вопросы»

5

1.1

Введение. Задавайте вопросы.

1

1.2

Что такое наша шко­ла.

2

1.3

Что у нас на школьном дворе?

1

1.4

Что мы знаем о правилах дорожного движения?

1


Раздел 2. «Что и кто?»

19

2.1

Что такое Родина?

1

2.2

Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве?

1

2.3

Проект «Моя малая Родина»

1

2.4

Что у нас над головой?

1

2.5

Что у нас под ногами?

1

2.6

Что общего у разных растений? Ядовитые растения.

1

2.7

Что растёт на подоконнике?

1

2.8

Что растёт на клумбе?

1

2.9

Что это за листья? Лекарственные растения.

1

2.10

Что такое хвоинки?

1

2.11

Кто такие насекомые? Первая помощь при укусе насекомых.

1

2.12

Кто такие рыбы?

1

2.13

Кто такие птицы?

1

2.14

Кто такие звери?

1

2.15

Что окружает нас дома?

1

2.16

Что умеет компьютер?

1

2.17

Что вокруг нас может быть опасным? Безопасный путь домой.

1

2.18

На что похожа наша планета?

1

2.19

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?»

1


Раздел 3. «Как, откуда и куда?»

12

3.1

Как живёт семья?

1

3.2

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Проблема загрязнения воды.

1

3.3

Откуда в наш дом приходит электричество?

1

3.4

Как путешествует письмо?

1

3.5

Куда текут реки? Зачем нужно знать правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

1

3.6

Откуда берутся снег и лёд?

1

3.7

Как живут растения?

1

3.8

Как живут животные? Влияние бытовых отходов на животный и растительный мир.

1

3.9

Как зимой помочь птицам?

1

3.10

Откуда берётся и куда девается мусор? Переработка мусора.

1

3.11

Откуда в снежках грязь? Особенности движения по мокрой и скользкой дороге

1

3.12

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?»

1


Раздел 4. «Где и когда?»

10

4.1

Когда учиться интересно? Где можно и где нельзя играть.

1

4.2

Когда придёт суббота? Мы-пешеходы.

1

4.3

Когда наступит лето? Бережное отношение к природным ресурсам.

1

4.4

Где живут белые медведи?

1

4.5

Где живут слоны?

1

4.6

Где зимуют птицы?

1

4.7

Когда появилась одежда?

1

4.8

Когда изобрели велосипед?

Правила езды на велосипеде.

1

4.9

Когда мы станем взрослыми? Правила поведения в транспорте.

1

4.10

Проверим и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?»

1


Раздел 5. «Почему и зачем?»

20

5.1

Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?

1

5.2

Почему Луна бывает разной?

1

5.3

Почему идёт дождь и дует ветер?

1

5.4

Почему звенит звонок?

1

5.5

Почему радуга разноцветная? Правила и меры безопасного поведения на воде в весенний период.

1

5.6

Почему мы любим собак и кошек?

1

5.7

Комплексная контрольная работа.

1

5.8

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

1

5.9

Зачем мы спим ночью? Основные спасательные средства.

1

5.10

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

1

5.11

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

1

5.12

Зачем нам телефон и телевизор?

1

5.13

Зачем нужны автомобили? Мы-пассажиры.

1

5.14

Зачем нужны поезда?

1

5.15

Зачем строят корабли? Основные правила пожарной безопасности.

1

5.16

Зачем строят самолёты?

1

5.17

Почему в автомобиле, на корабле и в самолёте, поезде нужно соблю­дать правила безопасности? Детские шалости с огнем.

1

5.18

Зачем люди осваивают космос? Как действовать при пожаре дома, в школе, в транспорте.

1

5.19

Почему мы часто слышим слово «экология»?

1

5.20

Проверим и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?»

1