СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру УМК Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа УМК Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова по окружающему миру. Программа разработана для 3 класс.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру УМК Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова»

Пояснительная записка.

Рабочая программа создана на основе федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования. Программа составлена по учебнику «Окружающий мир» (1-4), авторов Е.В. Чудиновой, Е.Н. Букварёвой издательства «М. ВИТА-ПРЕСС», который нацеливает на умения, навыки и компетенции, формирующиеся в связи с требованиями стандартов второго поколения, в связи с введением ФГОС. Учебник помогает осуществить деятельностный подход и способствует развитию личности.

При составлении данной рабочей программы

были учтены требования официальных нормативных документов:

  1. Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

  2. Конвенции о правах ребенка,

  3. Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015. №1576 и от 31.12.2015 №1577

  4. Учебника «Окружающий мир» (1-4) авторов Е.В. Чудиновой, Е.Н. Букварёвой разработанного в соответствии с ФГОС НОО, являющегося составной частью завершенной предметной линии учебников «Окружающий мир» системы учебников Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

  5. Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ в рамках ФГОС МОУ СОШ №43 г. Борзи.



Окружающий мир. 3 класс


В соответствии с учебным планом МОУ СОШ №43 г. Борзи на изучение окружающий мир в 3 классе начальной школы отводится 2 часа в неделю. В год - 68 часов.

Планируемые результаты освоения учебногопредмета.

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

•осознание себя членом общества и государства, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории, народам и желании участвовать в общих делах и событиях;

•осознание и принятие базовых человеческих ценностей, первоначальных нравственных представлений (толерантность, взаимопомощь, уважительное отношение к культуре и истории своего и других народов, ценность человеческой жизни и жизни других живых существ Земли и т.д.), культура поведения и взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);

•установка на безопасный здоровый образ жизни (физическая культура, закаливание, безопасное поведение на природе и в общественных местах).

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

•способность регулировать свою познавательную и учебную деятельность;

•способность осуществлять информационный поиск для решения разнообразных задач, работать с информацией, представленной в разнообразных знаковых формах (схемы, таблицы, картосхемы, разрезы, диаграммы и пр.)

•способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира;

•способность описывать и характеризовать факты и явления природного мира, события культуры, результаты своей исследовательской и практической деятельности, создавая разнообразные информационные тексты.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

•реконструкция общекультурной картины природного и социального мира (природных и социальных объектов и явлений в их взаимосвязях), которая в курсах основной школы выступит как материал, подлежащий рефлексивной переработке и дифференциации;

•опыт применения этих представлений для решения несложных практических задач;

•освоение средств и способов научно-познавательной деятельности (в частности, средств и способов представления материальных объектов через совокупность их признаков и свойств; репрезентации пространственных отношений, процессов и зависимостей; прямого и косвенного измерения параметров объектов и процессов; упорядочения, группировки и выразительного предъявления фактических данных; первичного анализа причинных связей процессов).

Основные содержательные линии курса

Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в примерной программе тремя содержательными блоками (предметными линиями)

«Природные и искусственные объекты как совокупности признаков и свойств»

«Человек в пространстве»

«Человек во времени»



Тема № 1: «Определение задач учебного года» (5 часов)

Цель: определить возможные «дефициты» учащихся в знаниях и умениях и пути их ликвидации с постановкой новых задач текущего учебного года

Стартовая работа. Определение «дефицитов» в знаниях и умениях учащихся

Сопоставление оценки учителя и учащегося по итогам стартовой работы. Организация работы по составлению плана ликвидации трудностей и ошибок учащихся. Отбор необходимых заданий для самостоятельной работы. Определение задач учебного года через анализ задач стартовой работы на «разрыв». Составление «карты» основных задач года и плана работы над ликвидацией проблемных «зон» учащихся.

Тема № 2 «Маршрут – линейный способ описания пути» (15 часов)

Цель: научиться изображать маршрут, овладеть способами обозначения и определения направления

Постановка задачи на нахождение линейного способа описания пути - маршрут. Конструирование способа изображения пути – маршрута. Построение пути с помощью маршрута. Выбор безопасных городских маршрутов. Постановка задачи на способ обозначения направления движения. Определение сторон света на Земле.

Тема № 3 «Способ изображения и описания количественных» характеристик природных объектов и явлений» (14 часов)

Цель: научиться изображать и описывать количественные характеристики с помощью изолиний

Постановка задачи на поиск способа изображения и описание количественных характеристик природных объектов, явлений. Поиск и конструирование способа изображения высоты на плане местности. Отработка способа изображения и чтения высот на плане. Описание климатических и фенологических явлений с помощью изолиний. Применение способа изолиний для описания и чтения различных карт и картосхем.

Тема № 4 «График, таблица, диаграмма как новые способы представления данных» (13 часов)

Цель: поставить задачи на нахождение новых способов изображения данных с помощью таблицы, диаграммы, графика

Поставить задачу на открытие нового способа изображения – графика. Построение графиков как способа одновременного удерживания рядов. Таблица как новый способ изображения. Открытие способа изображения отношений – диаграмма. Рост и развитие живых существ. Здоровый образ жизни.

Тема № 5 «Разрез как новый способ изображения» (15 часов)

Цель: научиться изображать и читать простейшие разрезы

Постановка задачи на нахождение нового способа изображения – разрез. Жилища и другие постройки людей. Слоистость земной коры. Горные породы и минералы их превращение. Изменение рельефа под воздействием человека и сил природы. Горные породы и минералы их превращение. Прошлое Земли. Движение литосферных плит.

Тема № 6. Рефлексия и презентация итогов года (6 часов)

Цель: подвести итоги года и публично представить результаты и достижения учащихся класса

Итоговая работа. Разбор заданий итоговой проверочной работы. Работа с план - схемой, сделанной в начале учебного года. Работа с план - схемой движения в материале, полученной на конец учебного года. Рефлексивное сочинение «Что я знаю в ОМ». Подведение итогов за год.







Окружающий мир. 4 класс


В соответствии с учебным планом МОУ СОШ №43 г. Борзи на изучение окружающий мир в 4 классе начальной школы отводится 2 часа в неделю. В год - 68 часов.

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

личностные

  • осознание себя членом общества и государства, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории, народам и желании участвовать в общих делах и событиях;

  • осознание и принятие базовых человеческих ценностей, первоначальных нравственных представлений: толерантность, взаимопомощь, уважительное отношение к культуре и истории своего и других народов, ценность человеческой жизни и жизни других живых существ Земли и т.д., культура поведения и взаимоотношений со взрослыми, сверстниками и детьми других возрастов в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);

  • установка на безопасный здоровый образ жизни (физическая культура, закаливание, безопасное поведение на природе, на улицах города и других общественных местах);

  • осознание и оценка роли и значения семьи в их жизни, дорожить семейным укладом и традициями, поддерживать их, демонстрируя понимание и уважение;

  • уважение, узнавание и умение писать государственные символы (герб, флаг, гимн).

метапредметные

  • способность регулировать свою познавательную и учебную деятельность;

  • способность осуществлять информационный поиск для решения разнообразных задач, работать с информацией, представленной в разнообразных знаковых формах (схемы, таблицы, картосхемы, разрезы, диаграммы и пр.)

  • способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира;

  • способность описывать и характеризовать факты и явления природного мира, события культуры, результаты своей исследовательской и практической деятельности, создавая разнообразные информационные тексты.

предметные

  • реконструкция общекультурной картины природного и социального мира (природных и социальных объектов и явлений в их взаимосвязях), которая в курсах основной школы выступит как материал, подлежащий рефлексивной переработке и дифференциации;

  • опыт применения этих представлений для решения несложных практических задач;

  • освоение средств и способов научно-познавательной деятельности (в частности, средств и способов представления материальных объектов через совокупность их признаков и свойств; репрезентации пространственных отношений, процессов и зависимостей; прямого и косвенного измерения параметров объектов и процессов; упорядочения, группировки и выразительного предъявления фактических данных; первичного анализа причинных связей процессов).


Содержание учебного предмета.

1.Наша планета среди других небесных тел. Небесные (космические) тела: звезды, планеты, спутники планет, кометы, метеоры, галактики и др. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла на Земле.3часа

2 Взаимное движение Земли, Солнца, Луны. Наблюдатель на Земле: явления смены дня и ночи, фаз Луны, лунных и солнечных затмений.7 часов

3. Представление о всемирном тяготении: проявления земного тяготения, взаимное притяжение Солнца, Земли, Луны. Системы Птолемея и Коперника. Планеты Солнечной системы, их масса, размеры, скорость движения и др. свойства. Устройство Солнечной системы. 4 часа

4. Луна – спутник Земли и ее влияние на Землю. Искусственные спутники Земли и их значение для решения хозяйственных задач. Представление о слоях земной атмосферы. 2 часа

5. Земля – планета Солнечной системы. Общее представление о форме и размерах Земли. Наблюдаемые явления, подтверждающие шарообразность Земли (затмения, движение за горизонт, кругосветные путешествия).Глобус – модель Земли. Северное и Южное полушария. Линия экватора. Полюса. Расположение материков и океанов на глобусе. Земля – планета, на которой есть жизнь. Общая характеристика условий жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода, живые существа, почва. 4 часа

6. Наклон земной оси как причина зональности. Карта природных зон.

Растения и животные зоны Арктики, тундры, лесной зоны, степей, пустынь России. Клим живых существ с неживой природой и между собой. Приспособленность растений и животных к условиям своего существования. Влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы, примеры труда и быта людей. Природная(ые)зона(ы) родного края.8 часов.

7.Природное сообщество – единство живой и неживой природы(солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ, взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных, животные – распространители плодов и семян растений. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение и развитие животных (насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные). Забота зверей о потомстве. Лес, луг и водоем родного края (названия водоемов). Растения родного края (не менее 5 примеров с названиями и краткой характеристикой). Животные родного края (не менее 5 примеров с названиями и краткой характеристикой). Правила поведения в природе. Профилактика и первая помощь при перегреве. Профилактика и первая помощь при укусах насекомых и клещей. 5 часов

8. Вращение Земли вокруг оси как причина смены дня и ночи. Смена дня и ночи на Земле. Сутки. 1 час

9. Происхождение крупных мер времени (год, месяц, неделя). Времена года, их особенности. Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае (особенности погодных явлений, сезонные явления в жизни растений и животных, труд людей). 2 часа

10. Счет времени по Луне и по Солнцу. Эра календаря. Многообразие календарей. Летосчисление. Лента времени. Календарь, которым мы пользуемся. Праздники: государственные (Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День Победы, День России, День Государственного флага России, День народного единства, День Конституции), религиозные,

профессиональные, семейные. 4 часа

11. Способы получения знаний о прошлом. Следы прошлой жизни .Ископаемые остатки древней жизни. Культурный слой. Способы датировки находок. 2 часа

12. Наше прошлое. Находки стоянок древнего человека. Жизнь древних людей. Возникновение общества – группы людей ,которых объединяет общая культура и которые связаны совместной деятельностью. Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Права и обязанности человека перед обществом. Конституция – Основной закон государства. Права ребенка.1час

13. Наше прошлое. История Отечества. Примеры важных и ярких событий общественной и культурной жизни страны в эпоху Древней Руси. Князья и дружинники, крестьяне и ремесленники, их труд. Древние профессии. Сражения князей друг с другом. Россия в XIII — XV вв.Страна городов. Города Золотого кольца России: Ярославль и др. (по выбору). Работа скульптора Герасимова по восстановлению портретов людей. 4 часа

14. Наше прошлое. История Отечества. Примеры важных и ярких событий общественной и культурной жизни страны в эпоху Московского государства. Присоединение Сибири, коренные народы Сибири. Петр I Великий. Жизнь государя как пример служения Отечеству. Оборона Севастополя –пример героической борьбы народа России с иноземными захватчиками. Великие люди России: Н. И. Пирогов –изобретатель гипсовой повязки, наркоза и первой помощи пострадавшим. Правила первой помощи, предложенные Пироговым. Оказание первой помощи в наше время (при легких травмах – ушиб, порез, ожог и обморожении). Действия при появлении болезненных ощущений. Телефон скорой помощи. 4часа

15. Наше прошлое. История Отечества. Примеры важных и ярких событий общественной и культурной жизни страны в эпоху СССР. Великие люди России: Н. И. Вавилов – ученый- путешественник. Коллекция семян, собранная Вавиловым. Подвиг ленинградцев в Великой Отечественной войне. Сохранение драгоценной коллекции для потомков. Поднятая целина. Подвиг народа по освоению целинных земель и совершенная ошибка. Первый полет человека в космос. Великие люди России: Ю. А. Гагарин –первый российский космонавт. Тренировка космонавтов. Возможности тела человека.

16. Названия частей тела.

Интересные числа, описывающие возможности человеческого тела(пульс, частота вдоха и выдоха, рост, скорость роста в разные периоды жизни, вес, площадь кожи, число зубов, скорость передвижения и пр.). Ощущения (зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые, температурные, мышечные, болевые) и чувства человека. Общее представление о внутренних органах человека и их работе носоглотка, трахея, бронхи, легкие отвечают за дыхание, рот с зубами, желудок, печень, кишечник – за пищеварение, почки – за выделение). Места расположения этих органов в теле человека. Дальнейшее развитие космонавтики. 4 часа

17. Наше прошлое и современность. История Отечества. Образование Российской Федерации. Россия сегодня. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России, правила поведения при прослушивании гимна. История российского герба и флага. Президент Российской Федерации –глава государства. 3 часа

18. Наше прошлое и современность. Деятельность человека на Земле. Рост численности людей на планете. Развитие цивилизации – важные открытия и изобретения человечества. Потребности человечества в энергии, энергоресурсы Земли. Энергетические и экологические проблемы современности. Значение атмосферного воздуха для живых существ Земли, проблема загрязнения и очистки воздуха. Проблема уничтожения отходов. Загрязнение воды и ее очистка. Распространение воды на Земле, значение ее для живых существ и для хозяйственной деятельности человека. Использование и охрана водоемов человеком. Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы.

Положительное и отрицательное влияние человека на природу

(в том числе на примере окружающей местности). Хозяйство семьи – часть мирового хозяйства. Посильное участие каждого человека в охране природных богатств: экономия энергии и чистой воды, раздельный сбор мусора, забота о животных и растениях. 6 часов






Учебно-методический комплект, дополнительная литература.

Чудинова Е. В., Букварева Е. Н. Окружающий мир. 3 класс. Учебник в 2-х ч. — М.: Вита-Пресс, 2013

Чудинова Е. В., Букварева Е. Н. Окружающий мир. 3 класс. Методическое пособие для учителя. — М.: Вита-Пресс, 2013

Чудинова Е. В., Букварева Е. Н. Окружающий мир. 3 класс. Тетрадь в 2-х ч. — М.: Вита-Пресс, 2013

А. Кленов. Детям о минералах. — М-.: Педагогика-Пресс, 1993.

А. М. Куприн. Занимательная картография. — М.: Просвещение, 1989.        


Е. В. Чудинова, Е.Н. Букварева. Окружающий мир 4 класс. Учебник. М. Вита-Пресс, 2013. Рекомендовано Министерством Образования и науки РФ.

Е. В. Чудинова. Окружающий мир 4 класс. Проверочные работы. М. Вита-Пресс, 2015.

Е. В. Чудинова, Е.Н. Букварева. Методическое пособие к курсу «Окружающий мир» для 4 класса. М. Вита-Пресс, 2009. Рекомендовано Министерством Образования и науки РФ.

Электронно-программное обеспечение

Сайт единой цифровой образовательной коллекции http://schoolcollection.edu.ru

Сайты информационной поддержки http://www.n-bio.ru, www.web2edu.ru

Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) http://school-collection.edu.ru,

Детские электронные книги и презентации:   http://viki.rdf.ru/

Учительский портал: http://www.uchportal.ru/

http://www.nachalka.com/

 http://www.zavuch.info/

Методический центр:   http://numi.ru/



  1. Для проведения уроков по курсу необходимы:

  2. - объемные геометрические фигуры (можно из бумаги);

  3. - образцы горных пород и минералов (в частности, гранит, базальт, песок, песчаник, глина, мрамор, известняк, пемза или туф); несколько образцов почвы;

  4. - образцы других полезных ископаемых: нефть и то, что из нее получают (бензин, керосин, смолы), торф, уголь, образцы руд и металлов;

  5. - лупы для работы в группах (желательно);

  6. - видеофильмы о жизни в горах, в океанах и пр. (желательно)