Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики»
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Обучение детей по программе курса должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства еѐ осуществления;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учѐтом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей еѐ достижения, умениедоговориться о распределении ролей в совместной деятельности;
адекватно оценивать поведение свое и окружающих.
Требования к предметным результатам:
знание, понимание и принятие учащимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России; осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Содержание тем учебного курса ОРКСЭ Основы светской этики
Данный модуль комплексного курса - «Основы светской этики» - 1 час в неделю, всего 34 часа в год
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)
Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов) Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (4 часов)
Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.
Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс.
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь.
Праздники. Христианская семья и еѐ ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России
Тематическое планирование
№ п\п | Тема | Кол- во часов | Примечание |
1 | Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества | 1ч | |
2 | Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1 | 16 ч | |
3 | Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. | 12 ч | |
4 | Духовные традиции многонационального народа России | 4 ч | |
5 | Повторение | 1 ч | |
| Итого | 34 ч | |
Приложение 1
Календарно- тематическое планирование
№ п/п | Разделы | Тема | Дата | Кол - во часов | Примечание |
По плану | По факту |
1 | Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества | Россия - наша Родина. | | | 1ч | |
2 | Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1 | Что такое светская этика? | | | 1ч | |
3 | Мораль и культура. | | | 1ч | |
4 | Особенности морали. | | | 1ч | |
5 | Добро и зло. | | | 1ч | |
6 | Добро и зло. | | | 1ч | |
7 | Добродетели и пороки. | | | 1ч | |
8 | Добродетели и пороки | | | 1ч | |
9 | Свобода и моральный выбор человека. | | | 1ч | |
10 | Свобода и ответственность. | | | 1ч | |
11 | Моральный долг. | | | 1ч | |
12 | Справедливость. | | | 1ч | |
13 | Альтруизм и эгоизм. | | | 1ч | |
15 | | Что значит быть моральным? | | | 1ч | |
16 | Итоговая презентация творческих работ | | | 1ч | |
17 | Обобщение по теме: Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества | | | 1ч | |
18 | Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. | Род и семья – исток нравственных отношений | | | 1ч | |
19 | Нравственный поступок | | | 1ч | |
20 | Золотое правило нравственности | | | 1ч | |
21 | Стыд, вина и извинения | | | 1ч | |
22 | Честь и достоинство | | | 1ч | |
23 | Совесть | | | 1ч | |
24 | Нравственные идеалы | | | 1ч | |
25 | Нравственные идеалы | | | 1ч | |
26 | Образцы нравственности в культуре Отечества | | | 1ч | |
27 | Этикет | | | 1ч | |
28 | Семейные праздники | | | 1ч | |
29 | Жизнь человека - высшая нравственная ценность | | | 1ч | |
30 | Духовные традиции многонационального народа России | Любовь и уважение к Отечеству | | | 1ч | |
31 | | Подготовка творческих проектов учащихся | | | 1ч | |
32 | Выступление учащихся со своими творческими работами | | | 1ч | |
33 | Выступление учащихся со своими творческими работами | | | 1ч | |
34 | Презентация творческих проектов | | | 1ч | |
35 | | | | | |
КОРРЕКТИРОВКА ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПО ПРЕДМЕТАМ ЗА 201 – 201 УЧЕБНЫЙ ГОД
Учитель класс _
№ п/п | Название раздела. Тема урока. | Кол-во часов | Коррективы | Дата проведения |
по плану | фактичес. |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Приложение 3
Материально-техническое обеспечение курса
Для изучения модуля «Основы православной культуры» курса «Основы религиозных культур и светской Этики» будут использованы следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:
оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебных пособий, дидактических материалов и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе):
классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
демонстрационное оборудование, (компьютер, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.);
вспомогательное оборудование и устройства (числе принтер, сканер, фото- и видеотехника и др.); •
экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования.
Учебно-методические средства обучения
1 А. В. Кураев Учебник для 4 классов «Основы православной культуры» М.: Просвещение,2015.
А.Я. Данилюк Программы общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» для 4-5 классов М.: Просвещение,2014.
Книга для учителя «Основы религиозных культур и светской этики» под ред.В. А. Тишкова, Т.А.Шапошниковой для 4-5 классов М.: Просвещение,2014.
Книга для родителей «Основы религиозных культур и светской этики» под ред. В. А. Тишкова, Т.А. Шапошниковой для 4-5 классов М.:
Просвещение,2014. 5.Электронное пособие «Основы религиозных культур и светской этики» для 4-5 классов М.: Просвещение,2014.
Список литературы:
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справочные материалы для общеобразовательных учреждений /под редакцией В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой. /.- М.:
Просвещение, 2014
Электронное приложение к учебному пособию А.В.Кураева. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5.
Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет–ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса.
Энциклопедическая и справочная литература
Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей/ Данилюк А.Я М.: Просвещение, 2014.
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков]
– М.Просвещение, 2014 г.
Ресурсы школьной библиотеки и методического кабинета
Интернет-ресурсы для подготовки творческих работ: http://lib.pstgu.ru/icons/, http://pravolimp.ru http://zakonbozhiy.ru, http://azbyka.ru/tserkov/