СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Физическая культура", 5 - 9 классы

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Физическая культура", 5 - 9 классы»

Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Физическая культура»

5 – 9 классы

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897, на основании рабочих программ предметной линии учебника В.И. Ляха, Москва, «Просвещение», 2014 год. Рабочая программа является приложением к основной образовательной программе, основного общего образования МАОУ СОШ № 15.

Изучение предмета физическая культура направлена на достижение следующих целей:

  • осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

  • воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

  • сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

  • сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

  • проявление готовности к самостоятельной жизни.

В рабочей программе представлены:

- планируемые результаты освоение учебного предмета;

- содержание учебного предмета;

- тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Рабочая программа предусматривает изучение физической культуры в основной общеобразовательной школе из расчета 3 учебных часа в неделю: по 105 часа в каждом классе. 3-й час на преподавания учебного предмета «Физическая культура» был введен приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 года № 889. Приказом Минобрнауки России от 23 июня 2015 года N 609 – введен ФСК ГТО. Всего на изучение физической культуры на уровне основного общего образования отводиться 525 часов.



Содержание учебного предмета «Физическая культура»


Знания о физической культуре

История физической культуры. Олимпийские игры древности: мифы и легенды о зарождении Олимпийских игр древности. Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения: возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения.

История зарождения олимпийского движения в России: Олимпийское движение в дореволюционной России, роль А. Д. Бутовского в эго становлении и развитии. Олимпийское движение в России (СССР): основные этапы развития олимпийского движения в России (СССР). Физическая культура (основные понятия).

Физическое развитие человека: понятие о физическом развитии, характеристика его основных показателей.

Физическая подготовка и ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств: физическая подготовка как система регулярных занятий по развитию физических качеств.

Адаптивная физическая культура: адаптивная физическая культура как система занятий физическими упражнениями по укреплению и сохранению здоровья.

Здоровье и здоровый образ жизни: здоровый образ жизни, роль и значение физической культуры в его формировании.

Физическая культура человека. Режим дня, его основное содержание и правила планирования: режим дня, его основное содержание и правила планирования. Утренняя зарядка и ее влияние на работоспособность человека.

Закаливание организма: закаливание организма способами принятия воздушных ванн, купания.

Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности: влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности (воли, смелости, трудолюбия, честности, этических норм поведения).

Доврачебная помощь во время занятий физической культурой и спортом: оказание доврачебной помощи во время занятий физической культурой и спортом.


Способы двигательной (физкультурной) деятельности.

Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой.

Подготовка к занятиям физической культурой: требования безопасности и гигиенические правила при подготовке мест занятий, выборе инвентаря и одежды для проведения самостоятельных занятий оздоровительной физической культурой, физической (технической) подготовкой (в условиях спортивного зала и открытой спортивной площадки).

Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для физкультминуток, физкультпауз (подвижных перемен): составление (по образцу) индивидуальных планов занятий физической подготовкой, выделение основных частей занятий, определение их направленности и содержания.

Организация досуга средствами физической культуры: организация досуга средствами физической культуры, характеристика занятий подвижными и спортивными играм.

Самонаблюдение и самоконтроль: самонаблюдение за индивидуальным физическим развитием по его основным показателям (длина и масса тела, окружность грудной клетки, показатели осанки.

Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельность: ведение дневника самонаблюдения: регистрация по учебным четвертям динамики показателей физического развития и физической подготовленности.

Оценка техники движений, способы выявления: простейший анализ и оценка техники осваиваемого упражнения по методу сличения его с эталоном.


Физическое совершенствование.

Физкультурно-оздоровительная деятельность. Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели. Комплексы упражнений физкультминуток и физкультпауз. Комплексы упражнений на формирование правильной осанки. Индивидуальные комплексы адаптивно (лечебной) и корригирующей физической культуры.

Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) физической культуры, подбираемые в соответствии с медицинскими показателями (при нарушениях опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы, дыхания и кровообращения, органов зрения).

Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью. Гимнастика с основами акробатики.

Организующие команды и приемы: построение и перестроение на месте; перестроение из колонны по одному в колонну по четыре дроблением и сведением; перестроение из колонны по два и по четыре в колонну по одному разведением и слиянием; передвижение в колонне с изменением длины шага. Акробатические упражнения и комбинации: акробатические упражнения: кувырок вперед в группировке; кувырок назад в упор присев; из упора присев перекат назад в стойку на лопатках. Ритмическая гимнастика (девочки) стилизованные общеразвивающие упражнения. Опорные прыжки: прыжок на гимнастического козла с последующим спрыгиванием. Упражнения и комбинации на гимнастическом бревне (девочки) передвижения ходьбой, приставными шагами, повороты стоя на месте, наклон вперед, стойка на коленях с опорой на руки, спрыгивание и соскок (вперед, прогнувшись); зачетная комбинация.

Упражнения и комбинации на гимнастических кольцах: висы согнувшись, висы прогнувшись. Легкая атлетика.

Беговые упражнения: бег на короткие дистанции: от 10 до 15 м; ускорение с высокого старта; бег с ускорением от 30 до 40 м; скоростной бег до 40 м; на результат 60 м; высокий старт; бег в равномерном темпе от 10 до 12 минут; кроссовый бег; бег на 1000м. варианты челночного бега 3х10 м.

Прыжковые упражнения: прыжок в длину с 7-9 шагов разбега способом «согнув ноги»; прыжок в высоту с 3-5 шагов разбега способом «перешагивание». Метание малого мяча: метание теннисного мяча с места на дальность отскока от стены; метание малого мяча на заданное расстояние; на дальность; метание малого мяча в вертикальную неподвижную мишень; броски набивного мяча двумя руками из-за головы с положения сидя на полу, от груди.


Спортивные игры.

Баскетбол: стойка игрока, перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед; остановка двумя шагами и прыжком; повороты без мяча и с мячом;

комбинация из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановка, поворот, ускорение) ведение мяча шагом, бегом, змейкой, с обеганием стоек; по прямой, с изменением направления движения и скорости; ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте; передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении; передача мяча одной рукой от плеча на месте; передача мяча двумя руками с отскоком от пола; штрафной бросок; вырывание и выбивание мяча; игра по правилам.

Волейбол: стойки игрока; перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед; ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.); прием и передача мяча двумя руками снизу на месте в паре, через сетку; прием и передача мяча сверху двумя руками; нижняя прямая подача; игра по упрощенным правилам мини-волейбола.

Футбол: стойка игрока; перемещения в стойке приставными шагами боком, спиной вперед, ускорения, старты из различных положений; удары по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороны стопы; удары по мячу серединой подъема стопы; остановка катящегося мяча внутренней стороны стопы; остановка мяча подошвой; ведение мяча по прямой; удары по воротам указанными способами на точность (меткость) попадания мячом в цель; комбинация из освоенных элементов: ведение, удар (пас), прим мяча, остановка, удар по воротам; игра по упрощенным правилам на площадках разных размеров.


Прикладно-ориентированная подготовка. Прикладно-ориентированные упражнения: передвижение ходьбой, бегом по пересеченной местности; лазанье по канату (мальчики); лазанье по гимнастической стенке вверх, вниз, горизонтально, по диагонали лицом к стенке (девочки); приземление на точность и сохранение равновесия; преодоление полос препятствий. Упражнения общеразвивающей направленности.


Общефизическая подготовка:

физические упражнения на развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, координации движений, ловкости.

Гимнастика с основами акробатики: Развитие гибкости. наклон туловища вперед, назад в стороны с возрастающей амплитудой движений в положении стоя, сидя, сидя ноги в стороны; упражнения с гимнастической палкой (укороченной скакалкой) для развития подвижности плечевого сустава (выкруты); комплексы общеразвивающих упражнений с повышенной амплитудой для плечевых, локтевых, тазобедренных и коленных суставов, для развития подвижности позвоночного столба. комплексы активных и пассивных упражнений с большой амплитудой движений; упражнения для развития подвижности суставов (полушпагат, шпагат, складка, мост). Развитие координации движений преодоление препятствий прыжком с опорой на руки; броски теннисного мяча правой и левой рукой в подвижную и не подвижную мишень, с места и разбега; разнообразные прыжки через гимнастическую скакалку на месте и с продвижением; прыжки на точность отталкивания и приземления. Развитие силы подтягивание в висе и отжимание в упоре; подтягивание в висе стоя (лежа) на низкой перекладине (девочки); отжимание в упоре лежа с изменяющейся высотой опоры для рук и ног; поднимание ног в висе на гимнастической стенке до посильной высоты;

метание набивного мяча из различных исходных положений; комплексы упражнений избирательного воздействия на отдельные мышечные группы (с увеличивающимся темпом движений без потери качества выполнения).


Легкая атлетика: Развитие выносливости бег с максимальной скоростью в режиме повоторно-интервального метода; бег с равномерной скоростью в зонах большой и умеренной интенсивности.

Развитие силы: прыжки в полуприседе (на месте, с продвижением в разные стороны);

запрыгивание с последующим спрыгиванием; комплексы упражнений с набивными мячами.

Развитие быстроты: бег на месте с максимальной скоростью и темпом с опорой на руки и без опоры; повторный бег на короткие дистанции с максимальной скоростью (по прямой); прыжки через скакалку в максимальном темпе; подвижные и спортивные игры, эстафеты.

Развитие быстроты: ходьба, бег в различных направлениях с максимальной скоростью с внезапными остановками и выполнением различных заданий (прыжки вверх, назад, вправо, влево; приседания и т. д.); выпрыгивание вверх с доставанием ориентиров левой (правой) рукой; челночный бег (чередование дистанции лицом и спиной вперед); прыжки вверх на обеих ногах и на одной ноге с места и с разбега; подвижные и спортивные игры, эстафеты.

Развитие выносливости повторный бег с максимальной скоростью с уменьшающимся интервалом отдыха. Развитие координации движений: броски баскетбольного мяча по неподвижной и подвижной мишени; бег с «тенью» (повторение движений партнера); бег по гимнастической скамейке; броски малого мяча в стену одной рукой (обеими руками) с последующей его ловлей одной рукой (обеими руками) после отскока от стены (от пола).

Планируемые результаты

Знания о физической культуре

Выпускник научится:

рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы её развития, характеризовать основные направления и формы её организации в современном обществе;

характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;

понимать определение допинга, основ антидопинговых правил и концепции честного спорта, осознавать последствия допинга;

определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;

разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели;

руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;

руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Выпускник получит возможность научиться:

характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного Олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;

характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принёсших славу российскому спорту;

определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.


Способы двигательной (физкультурной) деятельности

Выпускник научится:

использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций, в том числе выполнение нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)»

составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учётом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;

классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;

самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;

тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;

взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действий, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности.

Выпускник получит возможность научиться:

вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;

проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристских походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;

проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного массажа.

Физическое совершенствование

Выпускник научится:

выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;

выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);

выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;

выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;

выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину);

выполнять основные технические действия и приёмы игры в футбол, волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;

выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.

Выпускник получит возможность научиться:

выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учётом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья;

преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бега;

осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;

выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.


Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения учебного предмета «Физическая культура»


В соответствии с ФГОС ООО и ООП ООО данная рабочая программа направлена на достижение системы планируемых результатов освоения ООП ООО, включающей в себя личностные, метапредметные, предметные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.

Личностные результаты:

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

навыки смыслового чтения;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции);

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.

Предметные результаты, так же как и метапредметные, проявляются в разных областях культуры.

В области познавательной культуры:

знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;

знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;

знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.

В области нравственной культуры:

способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;

умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;

способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.

В области трудовой культуры:

способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме;

способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;

способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессионально-прикладной физической подготовкой, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.

В области эстетической культуры:

способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;

способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, подбирать упражнения координационной, ритмической и пластической направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;

способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.

В области коммуникативной культуры:

способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом;

способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументировано вести диалог по основам их организации и проведения;

способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, владеть информационными жестами судьи.

В области физической культуры:

способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки;

способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;

способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий.

В области познавательной культуры:

владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;

владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры;

владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности.

В области нравственной культуры:

способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;

способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;

владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

В области трудовой культуры:

умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;

умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;

умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.

В области эстетической культуры:

красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и пере движений;

хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий физической культурой;

культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.

В области коммуникативной культуры:

владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;

владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;

владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.

В области физической культуры:

владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья, плавание и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;

владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;

умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.









Тематический план 5 класс

№ п/п

Тема урока

Количество часов


Знания о физической культуре

1

1

Организационно-методические требования на уроках ФК.

Вводный инструктаж. Тренировочное выполнение упражнений.

1


Легкая атлетика

11

2

Спринтерский бег (старт, стартовый разбег, бег по дистанции, финиширование).

1

3

Тестирование бега на 30 м. с высокого старта

1

4

Челночный бег

1

5

Тестирование челночного бега 3 х 10 м.

1

6

Тестирование бега на 60 м. с высокого старта

1

7

Прыжок в длину с разбега

1

8

Прыжок в длину  с разбега на результат

1

9

Прыжок в длину с места

1

10

Техника метания малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель.

1

11

Техника метания мяча на дальность с 4 — 5 бросковых шагов

1

12

Тестирование метания мяча на дальность с 4 — 5 бросковых шагов

1


Кроссовая подготовка

4

13

Бег в равномерном темпе до 12'

1

14

Кросс по пересеченной местности

1

15

Тестирование бега на 1000 м.

1

16

Прохождение полосы препятствий

1


Подвижные игры (Волейбол)

11

17

Правила игры в волейбол. Стойки игрока.

1

18-19

Стойки игрока. Перемещения в стойке.

2

20

Комбинация из освоенных элементов техники передвижений

1

21

Передача мяча сверху двумя руками в парах на месте


22

Передача мяча сверху двумя руками в парах на месте и после перемещения вперед

2

23-24

Прием и передача мяча сверху двумя руками над собой

2

25

Броски мяча через волейбольную сетку

1

26

Нижняя прямая подача

1

27

Комбинации из освоенных элементов. Контрольный урок по волейболу

1


Гимнастика с элементами акробатики

22

28

Инструктаж по ТБ на занятиях гимнастики. Строевые упражнения

1

29

Кувырок вперед, назад.

1

30

Кувырок вперед в стойку на лопатках.

1

31

Варианты выполнения кувырка

1

32

Подтягивание в висе.

1

33

Отжимания в упоре лежа.

1

34

Упражнения в равновесии на гимнастической скамейке

1

35

Упражнения в равновесии на гимнастическом бревне

1

36

Упражнения на гимнастической стенке

1

37

Круговая тренировка

1

38-40

Опорный прыжок

3

41

Тестирование прыжка через вращающую скакалку за 1'

1

42

Прыжки на скакалке в парах, тройках.

1

43

Круговая тренировка

1

44

Стойка на лопатках

1

45

Мост из положения лежа

1

46

Тестирование наклона вперед из положения сидя

1

47-49

Лазанию по канату

3


Лыжная подготовка

21

50

ТБ на уроках лыжной подготовки

1

51

Ступающий и скользящий шаг на лыжах без лыжных палок

1

52

Ступающий и скользящий шаг на лыжах с лыжными палками

1

53-55

Попеременный двухшажный ход

3

56-58

Одновременный бесшажный ход

3

59-60

Попеременный двухшажный и одновременный бесшажный ход

2

61-64

Одновременный двухшажный ход

4

65

Подъемы на склон «полуелочкой», «елочкой», спуск в основной стойке на лыжах

1

66

Подъем на склон «лесенкой», торможение «плугом» на лыжах

1

67-68

Передвижение и спуск на лыжах «змейкой»

2

69

Прохождение дистанции 3 км. на лыжах

1

70

Контрольный урок по лыжной подготовке

1


Подвижные игры (Баскетбол)

9

71

Стойка баскетболиста, передвижение

1

72

Передача и ловля мяча на месте в парах

1

73-74

Передача и ловля мяча в парах в движении

2

75

Ведение мяча в тройках на месте и в движении.

1

76

Ведение мяча на месте

1

77

Ведение мяча в движении

1

78

Ведение мяча с изменением направления

1

79

Бросок мяча в корзину одной рукой от плеча с места

1


Кроссовая подготовка

6

80

ТБ на уроках легкой атлетики. Бег в чередовании с ходьбой

1

81

Бег в равномерном темпе

1

82

Бег с преодолением препятствий

1

83

Бег по пересеченной местности

1

84

Бег по пересеченной местности, преодоление препятствий

1

85

Бег на 1000 м.

1


Легкая атлетика

11

86

Спринтерский бег. Бег с ускорением.

1

87

Бег с ускорением. Тестирование бега 30 м.

1

88

Эстафетный бег

1

89

Эстафетный бег. Тестирование бега 60 м.

1

90

Тестирование челночного бега 3 х 10 м. Прыжок в высоту

1

91

Прыжок в высоту

1

92

Прыжок в высоту, метание малого мяча

1

93

Тестирование прыжка в высоту. Метание малого мяча

1

94

Тестирование метания малого мяча на дальность

1

95

Тестирование, прыжка в длину с места.

1

99

Прыжок в длину с разбега

1


Подвижные игры

6

100-105

Подвижные и спортивные игры

6

Тематический план

6 класс

№ п/п

Тема урока

Количество часов


Знания о физической культуре

1

1

Организационно-методические требования на уроках ФК.

Вводный инструктаж. Тренировочное выполнение упражнений.

1


Легкая атлетика

11

2

Спринтерский бег (старт, стартовый разбег, бег по дистанции, финиширование).

1

3

Тестирование бега на 30 м. с высокого старта

1

4

Челночный бег

1

5

Тестирование челночного бега 3 х 10 м.

1

6

Тестирование бега на 60 м. с высокого старта

1

7

Техника прыжка в длину с разбега

1

8

Прыжок в длину  с разбега на результат

1

9

Контрольный урок по прыжкам в длину с разбега

1

10

Техника метания малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель.

1

11

Техника метания мяча на дальность с 4 — 5 бросковых шагов

1

12

Тестирование метания мяча на дальность с 4 — 5 бросковых шагов

1


Кроссовая подготовка

4

13

Кросс по пересеченной местности

1

14

Бег в равномерном темпе до 12'

1

15

Тестирование бега на 1000 м.

1

16

Преодоление полосы препятствий

1


Подвижные игры (Волейбол)

10

17

Правила игры в волейбол. Стойки игрока.

1

18-19

Стойки игрока. Перемещения в стойке.

2

20

Комбинация из освоенных элементов техники передвижений

1

21-22

Передача мяча сверху двумя руками в парах на месте и после перемещения вперед

2

23

Прием и передача мяча сверху двумя руками над собой

1

24

Нижняя прямая, верхняя подача

1

25-26

Комбинации из освоенных элементов. Зачет

2


Гимнастика с элементами акробатики

23

27

Инструктаж по ТБ на занятиях гимнастики. Строевые упражнения

1

28

Строевые упражнения

1

29-30

Висы

2

31

Тестирование подтягивания в висе

1

32

Тестирование отжиманий

1

33-34

Упражнения в равновесии на гимнастической скамейке

2

35

Лазанье по гимнастической стенке

1

36

Круговая тренировка

1

37-39

Опорный прыжок

3

40

Тестирование прыжка через вращающую скакалку за 1'

1

41

Кувырок вперед

1

42

Кувырок назад

1

43

Стойка на лопатках

1

44

Мост из положения лежа

1

45

Тестирование наклона вперед из положения сидя

1

46-47

Лазанию по канату в три приёма

2

48-49

Общеразвивающие упражнения на выносливость.

2


Лыжная подготовка

21

50

ТБ на занятиях. Строевые упражнения с лыжами в руках

1

51

Ступающий и скользящий шаг на лыжах без лыжных палок

1

52

Ступающий и скользящий шаг на лыжах с лыжными палками

1

53-55

Попеременный двухшажный ход

3

56-59

Одновременный бесшажный ход

4

60-61

Попеременный двухшажный и одновременный бесшажный ход

2

62-64

Одновременный двухшажный ход

3

65

Подъемы на склон «полуелочкой», «елочкой», спуск в основной стойке на лыжах

1

66

Подъем на склон «лесенкой», торможение «плугом» на лыжах

1

67-68

Передвижение и спуск на лыжах «змейкой»

2

69

Прохождение дистанции 3 км. на лыжах

1

70

Контрольный урок по лыжной подготовке

1


Подвижные игры (Баскетбол)

9

71

Стойка баскетболиста, передвижение

1

72

Передача и ловля мяча на месте в парах

1

73-74

Передача и ловля мяча в парах в движении

2

75

Ведение мяча в тройках на месте и в движении.

1

76

Ведение мяча на месте

1

77

Ведение мяча в движении

1

78

Ведение мяча с изменением направления, скорости и высоты отскока мяча в движении

1

79

Бросок мяча в корзину одной рукой от плеча с места

1


Кроссовая подготовка

6

80

Инструктаж по ОТ № 26

Бег в чередовании с ходьбой (смешанное передвижение)

1

81

Бег в равномерном темпе

1

82

Бег с преодолением препятствий

1

83

Бег по пересеченной местности

1

84

Бег по пересеченной местности, преодоление препятствий

1

85

Бег на 1000 м.

1


Легкая атлетика

11

86

Спринтерский бег. Бег с ускорением.

1

87

Бег с ускорением. Тестирование бега 30 м.

1

88

Эстафетный бег

1

89

Эстафетный бег. Тестирование бега 60 м.

1

90

Тестирование челночного бега 3 х 10 м.

1

91

Прыжок в высоту

1

92

Прыжок в высоту, метание малого мяча

1

93

Тестирование прыжка в высоту. Метание малого мяча

1

94

Тестирование метания малого мяча

1

95

Тестирование, прыжка в длину с места.

1

99

Прыжок в длину с разбега

1


Подвижные игры

6

100-105

Подвижные и спортивные игры

6



Тематический план

7 класс

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Знания о физической культуре 1

1

Организационно-методические требования на уроках ФК.

Вводный инструктаж. Тренировочное выполнение упражнений.

1

Легкая атлетика 11

2

Спринтерский бег (старт, стартовый разбег, бег по дистанции, финиширование).

1

3

Тестирование бега на 30 м. с высокого старта

1

4

Челночный бег

1

5

Тестирование челночного бега 3 х 10 м.

1

6

Тестирование бега на 60 м. с высокого старта

1

7

Техника прыжка в длину с разбега

1

8

Прыжок в длину  с разбега на результат

1

9

Контрольный урок по прыжкам в длину с разбега

1

10

Техника метания малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель.

1

11

Техника метания мяча на дальность с 4 — 5 бросковых шагов

1

12

Тестирование метания мяча на дальность с 4 — 5 бросковых шагов

1

Кроссовая подготовка 3

13

Кросс по пересеченной местности

1

14

Бег в равномерном темпе до 12'

1

15

Тестирование бега на 1000 м.

1

Подвижные игры (Волейбол) 12

16

Правила игры в волейбол. Стойки игрока.

1

17-18

Стойки игрока. Перемещения в стойке.

2

19

Комбинация из освоенных элементов техники передвижений

1

20-21

Передача мяча сверху двумя руками в парах на месте и после перемещения вперед

2

22-23

Прием и передача мяча сверху двумя руками над собой

2

24

Броски мяча через волейбольную сетку

1

25

Нижняя прямая подача

1

26

Нижняя прямая подача, прямой нападающий удар

1

27

Контрольный урок по волейболу

1

Гимнастика с элементами акробатики 22

28

Инструктаж по ТБ на занятиях гимнастики. Строевые упражнения

1

29

Строевые упражнения

1

30-31

Висы

2

32

Тестирование подтягивания в висе

1

33

Тестирование отжиманий

1

34

Упражнения в равновесии на гимнастической скамейке

1

35

Лазанье по гимнастической стенке

1

36

Круговая тренировка

1

37-39

Опорный прыжок

3

40

Тестирование прыжка через вращающую скакалку за 1'

1

41

Кувырок вперед

1

42

Кувырок назад

1

43

Стойка на лопатках

1

44

Мост из положения лежа

1

45

Тестирование наклона вперед из положения сидя

1

46-47

Лазанию по канату в три приёма

2

48-49

Демонстрация комплекса гимнастических упражнений

2

Лыжная подготовка 21

50

Строевые упражнения с лыжами в руках

1

51

Ступающий и скользящий шаг на лыжах без лыжных палок

1

52

Ступающий и скользящий шаг на лыжах с лыжными палками

1

53-55

Попеременный двухшажный ход

3

56-58

Одновременный бесшажный ход

3

59-60

Попеременный двухшажный и одновременный бесшажный ход

2

61-64

Одновременный двухшажный ход

4

65

Подъемы на склон «полуелочкой», «елочкой», спуск в основной стойке на лыжах

1

66

Подъем на склон «лесенкой», торможение «плугом» на лыжах

1

67-68

Передвижение и спуск на лыжах «змейкой»

2

69

Прохождение дистанции 3 км. на лыжах

1

70

Контрольный урок по лыжной подготовке

1


Подвижные игры (Баскетбол)

9

71

Стойка баскетболиста, передвижение

1

72

Передача и ловля мяча на месте в парах

1

73

Передача и ловля мяча в парах в движении

1

74

Ведение мяча в тройках на месте и в движении.

1

75

Передача и ловля мяча в парах в движении

1

76

Ведение мяча с изменением направления, скорости и высоты отскока мяча в движении

1

77

Бросок мяча в корзину одной рукой от плеча с места

1

78-79

Сочетание приёмов: ловля, передача, ведение, бросок

2

Кроссовая подготовка 6

80

Бег в чередовании с ходьбой (смешанное передвижение)

1

81

Бег в равномерном темпе

1

82

Бег с преодолением препятствий

1

83

Бег по пересеченной местности

1

84

Бег по пересеченной местности, преодоление препятствий

1

85

Бег на 1000 м.

1

Легкая атлетика 1

86

Спринтерский бег. Бег с ускорением.

1

87

Бег с ускорением. Тестирование бега 30 м.

1

88

Эстафетный бег

1

89

Эстафетный бег. Тестирование бега 60 м.

1

90

Тестирование челночного бега 3 х 10 м. Прыжок в высоту

1

91

Прыжок в высоту

1

92

Прыжок в высоту, метание малого мяча

1

93

Тестирование прыжка в высоту. Метание малого мяча

1

94

Тестирование метания малого мяча

1

95

Тестирование, прыжка в длину с места.

1

99

Прыжок в длину с разбега

1

Подвижные игры 6

100-105

Подвижные и спортивные игры

6



Тематический план 8 класс

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Знания о физической культуре 1ч

Организационно-методические требования на уроках ФК.

Вводный инструктаж. Тренировочное выполнение упражнений.

1

Легкая атлетика 14ч

Равномерный бег 400 метров, ОРУ на развитие общей выносливости

1

Бег 30 метров

1

Равномерный бег на 800 метров, ОРУ на развитие общей выносливости

1

Бег 60 метров

1

Бег на 2000 м (д), 3000 м (м) без учета времени

1

Бег на 2000 метров с фиксированием результата

1

Прыжки в длину с разбега

1

Прыжки в длину с разбега

1

Прыжки в длину с места

1

Подтягивание на перекладине высокой (м), низкой (д), сгибание разгибание рук в упоре лежа

1

Подъем туловища из положения лежа на спине за 1 мин

1

Метание м/мяча на дальность

1

Наклон вперед из положения стоя

1

Прыжок в высоту


Спортивные игры (Волейбол) 13ч

Теория: «История игры волейбол. Правила игры. Техника безопасности». Повторение

1

Совершенствование приема мяча сверху двумя руками, передача мяча над собой, через сетку

1

Совершенствование приема мяча сверху двумя руками, передача мяча над собой, через сетку

1

Прием мяча двумя руками снизу, передача мяча в стену, через сетку

1

Прием мяча двумя руками снизу, передача мяча в стену, через сетку

1

Верхняя прямая подача, прием подачи

1

Верхняя прямая подача, прием подачи

1

Комбинации из освоенных элементов (подачи, приема, передачи)

1

Комбинации из освоенных элементов (совершенствование)

1

Совершенствование освоенных элементов перемещения и владения мячом

1

Совершенствование освоенных элементов перемещения и владения мячом

1

Игра в волейбол

1

Игра в волейбол

1

Гимнастика с элементами акробатики 19ч

Инструктаж по ТБ на занятиях гимнастики. Строевые упражнения

1

ОРУ. Строевые упражнения


Кувырок вперед-назад, стойка на лопатках (закрепление)

1

Кувырок вперед в стойку на лопатках (м), назад в полушпагат (д)

1

Кувырок вперед в стойку на лопатках (м), назад в полушпагат (д) (совершенствование)


Стойка на голове (м), мост из положения стоя с помощью и без (д)

1

Развитие координационных способностей. Упражнение в равновесие.

1

Развитие координационных способностей. Упражнение в равновесие.

1

Прыжки через скакалку за 1 минуту на выносливость и на скорость за 15 с

1

Развитие гибкости

1

Тестирование наклона вперед из положения стоя и сидя

1

Развитие координационных способностей. Упражнение в равновесие.

1

Совершенствование висов.

1

Упражнения на пресс. Подтягивания.

1

Демонстрация комплекса упражнений по акробатике

1

Лазание по канату.

1

Лазание по канату.

1

Опорный прыжок

1

Опорный прыжок

1

Лыжная подготовка 20ч

Инструктаж по технике безопасности, вовремя занятий на улице. Оказание первой помощи при обморожении.

1

Попеременный двухшажный ход

1

Совершенствование техники попеременного двухшажного хода, подъемов, торможения и поворотов.

1

Совершенствование техники попеременного двухшажного хода, подъемов, торможения и поворотов.

1

Совершенствование техники передвижения на лыжах на дистанции от 2 до 3 км

1

Совершенствование техники передвижения на лыжах на дистанции от 2 до 3 км

1

Совершенствование техники бесшажного и одношажного одновременных ходов

1

Совершенствование техники бесшажного и одношажного одновременных ходов

1

Совершенствование техники попеременного двухшажного хода на дистанции до 3 км

1

Закрепление техники спусков в средней стойке, подъемов.

1

Совершенствование техники спусков в средней стойке, подъемов, торможения и поворотов.

1

Совершенствование техники спусков в средней стойке, подъемов, торможения и поворотов.

1

Применение изученных приемов при передвижении до 3 км

1

Применение изученных приемов при передвижении до 3 км

1

Прохождение дистанции 3000 м

1

Тренировочное прохождение дистанции 5 км (м) – на результат (д) – б/у времени,

1

Тренировочное прохождение дистанции 3 км (д), 5 км (м)

1

Контроль техники подъемов, торможения и поворотов

1

Контроль техники подъемов, торможения и поворотов

1

Прохождение дистанции 3000 м

1

Спортивные игры (Баскетбол) 13ч

Техника передвижений, остановок, поворотов, стоек в баскетболе

1

Техника передвижений, остановок, поворотов, стоек в баскетболе (совершенствование)

1

Передача мяча одной рукой от плеча, двумя руками с отскоком от пола

1

Передача мяча во встречном движении, броски мяча в движении

1

Броски мяча одной рукой от плеча с места и в движении (совершенствование)

1

Броски мяча в корзину (совершенствование)

1

Броски мяча в корзину (совершенствование)

1

Совершенствование комбинаций из освоенных элементов баскетбола. Учебная игра.

1

Совершенствование комбинаций из освоенных элементов баскетбола. Учебная игра.

1

Броски мяча в корзину на время (совершенствование)

1

Совершенствование комбинаций из освоенных элементов баскетбола

1

Игра в баскетбол по основным правилам Совершенствование освоенных элементов перемещения и владения мячом

1

Игра в баскетбол по основным правилам Совершенствование освоенных элементов перемещения и владения мячом

1

Легкая атлетика 19ч

Инструктаж по т/безопасности на занятиях

Круговая тренировка

1

Равномерный бег (6 минут)

1

Прыжковые упражнения. Подскоки, тройной прыжок с места

1

Тестирование наклона вперед из положения стоя, сидя для определения уровня гибкости

1

Подтягивание на перекладине высокой (м), низкой (д), сгибание разгибание рук в упоре лежа

1

Подъем туловища из положения лежа на спине за 1 мин

1

Челночный бег 3*10 м, 4*10 м

1

Прыжок в высоту

1

Бег 30 м

1

Прыжковые упражнения. Прыжок в длину с места

1

Бег 60 м

1

Прыжок в длину с разбега

1

Прыжок в длину с разбега на результат

1

Метание малого мяча, гранаты на дальность

1

Бег 800 м

1

Бег 2000 м

1

Техника бега на 100 м

1

Бег 3000 м (м), 2000 м (д) б/у времени

1

Эстафетный бег на улице

1

Спортивные игры 6ч

100-105.

Спортивные игры

Подведение итогов учебного года

6