ОБОУ «Школа-интернат №2» г. Курска
Обсуждена на заседании МО учителей естественно- математического цикла протокол №____ от«____»___________20___г Руководитель МО __________О.В. Михайлова | Принята на заседании МС протокол №____ от«____» ____________20___г председатель МС _____________Н.В. Филимонова | Утверждаю Директор ОБОУ «Школа-интернат №2» г. Курска _____________М.А. Хмелевская Введена в действие приказом по школе-интернату №_____ от «____» ____________20 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «ГЕОГРАФИЯ»
(11 класс)
НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Разработана учителем
географии
БОБРОВОЙ А.А.
Высшая квалификационная категория
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «География» 11 класс
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета. Изучение географии в 11 классе ориентировано на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
По содержанию данный предмет сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.
Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов.
Содержание предмета призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам.
Данная рабочая программа составлена на основании:
федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по географии 2004 г.
примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии 2004 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г.
Были использованы также авторские методические рекомендации к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» 10 класс. М., «Просвещение», 2004.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам и последовательность их изучения.
Изучение географии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразия его объектов и процессов;
- овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
- воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;
- использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
Место учебного предмета в учебном плане:
Учебный план отводит на изучение предмета 34 часа, из расчета 1 час в неделю. Рабочая программа рассчитана на 34 часа. Оценочных практических работ -5
Требования к уровню подготовки выпускников:
1. Прогнозировать и оценивать (формулировать гипотезы, предвидеть):
2. Объяснять:
причины изменений политической карты мира; различия в истории заселения, освоения и развития территорий;
особенности размещения основных отраслей хозяйства;
особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства;
различия в уровнях экономического развития стран и регионов; изменение пропорций между производственной и непроизводственной сферами, промышленностью и сельским хозяйством, добывающей и обрабатывающей отраслями промышленности в структуре хозяйства;
причины возникновения региональных и отраслевых группировок в системе международного географического разделения труда;
географические особенности стран «новой индустриализации», «переселенческого типа», «нефтедоллара»;
специализацию хозяйства отдельных стран и регионов мира, особенности состава и структуры их хозяйства, участие в географическом разделении труда; уникальность и общечеловеческую ценность объектов, занесенных в международные реестры памятников природы и культуры; причины возникновения глобальных проблем человечества; применение в процессе учебного познания понятий: политико-географическое положение страны, географическая (окружающая) среда, природопользование, ресурсообеспеченность, воспроизводство населения, урбанизация, научно-техническая революция, мировое хозяйство, международное географическое разделение труда, «зеленая революция» и глобальные проблемы человечества.
З. Описывать: географическую специфику страны (по выбору).
4. Определять (измерять):
особенности экономико-географического положения объектов; общие тенденции развития объектов и явлений; изменение отдельных показателей во времени, средние показатели по различным источникам географической информации;
крупнейших экспортеров и импортеров важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции; функции крупнейших городов мира;
условия возникновения и развития наиболее крупных зон туризма и рекреаций.
5. Называть и (или) показывать:
крупнейшие по площади и населению страны мира и их столицы; основные виды природных ресурсов;
мировые центры и районы: месторождений полезных ископаемых, промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные; основные средства и методы получения географической информации;
основные регионы повышенной плотности населения на Земле;
крупнейшие народы, наиболее распространенные языки, мировые религии, ареалы их распространения, культурно-исторические центры;
примеры крупнейших старопромышленных районов мира; меры по охране вод Океана и суши;
тенденции изменения структуры мирового хозяйства; основные формы международных экономических отношений;
крупнейшие индустриальные страны мира; примеры районов нового освоения; пример свободных экономических зон мира.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Содержание учебного предмета
Раздел 1 . Современная политическая карта мира (2 часа)
Многообразие стран на политической карте мира. Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; новые индустриальные страны и др. группы).
Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира.
Раздел 2. Региональная характеристика мира (25 часов)
Тема 1. Зарубежная Европа (6часов)
Тема 2. Зарубежная Азия. Австралия (7 часов)
Тема 3. Африка (4 часа)
Тема 4. Северная Америка (5 часов)
Тема 5. Латинская Америка (3 часа)
Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально-экономического развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Австралии, Африки, Северной и Латинской Америки.
Внутренние географические различия стран.
Практические работы: 1) Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран «большой семёрки». 2) Характеристика специализации основных с/х районов Китая. 3) Отражение на контурной карте основных экономических связей Японии.
4) Сравнительная характеристика стран Северной и Тропической Африки. 5) Составление комплексной географической характеристики страны на примере Канады.
Раздел 3. Глобальные проблемы человечества (5 часов)
Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли.
Раздел 4. Мир в 21 веке. (2 часа).
Заключение
Тематическое планирование.
11 класс
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Из них |
практических, лабораторных | контрольных работ |
1 | Современная политическая карта мира | 2 | |
2 | Региональная характеристика мира | 25 | 5 |
3 | Глобальные проблемы человечества | 5 | |
4 | Мир в 21 веке | 2 | |
итого | | 34 | 5 |
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Раздел программы | Тема урока | Кол-во часов | Вид Контроля | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Оборудование | Дата проведения |
По плану | Факти- чески |
1 | I. Современная политическая карта мира | Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира. | 2 | Текущий | Понятие о географическом регионе. Развитые и развивающиеся страны, страны с переходной экономикой. Роль и место России в современном мире | Знать/уметь: основные географические понятия и термины. | Политическая карта мира | | |
2 | | Экономическая дифференциация мира. Роль и место России в современном мире. | | Текущий | Политическая карта мира | | |
3 | II. Региональная характеристика мира Зарубежная Европа (6) | ЭГП. Природные ресурсы Зарубежной Европы. | 25 | Текущий | Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Зарубежной Европы. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран. | Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран Европы, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий; составлять: комплексную географическую характеристику стран Европы; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия. | Государства Европы. Социально-экономическая карта. | | |
4 | | Население Зарубежной Европы. | | Текущий | Государства Европы. Социально-экономическая карта. | | |
5 | | Хозяйство. Международные экономические связи. | | Текущий | Государства Европы. Социально-экономическая карта. | | |
6 | | Географический рисунок расселения и хозяйства. | | Текущий | Государства Европы. Социально-экономическая карта. | | |
7 | | Субрегионы и страны Зарубежной Европы. | | Текущий | Государства Европы. Социально-экономическая карта. | | |
8 | | Европейские страны «большой семёрки»: Италия, Германия, Великобритания. П.р. №1. Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран «большой семёрки». | | Текущий, практическая работа | Государства Европы. Социально-экономическая карта. | | |
9 | Зарубежная Азия. Австралия (7) | Общая характеристика Зарубежной Азии. | | Текущий | Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Зарубежной Азии, Австралии Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран. | Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран Зарубежной Азии, Австралии, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий; составлять: комплексную географическую характеристику стран Азии; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия. | Государства Зарубежной Азии. Социально-экономическая карта. | | |
10 | | Хозяйство стран Азии. | | Текущий | Государства Зарубежной Азии. Социально-экономическая карта. | | |
11 | | Китай. П.р. №2. Характеристика специализации основных с/х районов Китая. | | Текущий, практическая работа | Китай. Социально-экономическая карта. | | |
12 | | Япония. П.р. №3. Отражение на контурной карте основных экономических связей Японии. | | Текущий, практическая работа | Япония. Социально-экономическая карта. | | |
13 | | Индия. Общая характеристика страны. | | Текущий | Государства Зарубежной Азии. Социально-экономическая карта. | | |
14 | | Обобщение знаний по темам: Зарубежная Европа. Зарубежная Азия | | Тематический, тестирование | | | |
15 | | Австралия | | Текущий | Австралия и Новая Зеландия. Социально-экономическая карта | | |
16 | Африка (4) | Африка: общая характеристика региона. | | Текущий | Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Африки. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран. | Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран Африки, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий; составлять; комплексную географическую характеристику стран Африки; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия. | Государства Африки. Социально-экономическая карта | | |
17 | | Население и хозяйство. | | Текущий | Государства Африки. Социально-экономическая карта | | |
18 | | Субрегионы Африки. П.р.№4 Сравнительная характеристика стран Северной и Тропической Африки. | | Текущий | Государства Африки. Социально-экономическая карта | | |
19 | | ЮАР | | Текущий | Государства Африки. Социально-экономическая карта | | |
20 | Северная Америка (5) | Страны Северной Америки. Общая характеристика США. | | Текущий | Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Северной Америки. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран. | Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран Северной Америки, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий; составлять: комплексную географическую характеристику стран Северной Америки; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия. | Государства Северной Америки. Социально-экономическая карта | | |
21 | | Хозяйство США. | | Текущий | США. Социально-экономическая карта | | |
22 | | Макрорайоны США | | Текущий | США. Социально-экономическая карта | | |
23 | | Канада. П.р. №5. Составление комплексной географической характеристики страны. | | Текущий, практическая работа | Государства Северной Америки. Социально-экономическая карта | | |
24 | | Обобщение знаний по темам: Африка. Северная Америка | | Тематический, тестирование | | | |
25 | Латинская Америка(3) | Общая характеристика Латинской Америки. | | Текущий | Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Латинской Америки. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран. | Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран Латинской Америки, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий; составлять: комплексную географическую характеристику стран Латинской Америки; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия. | Государства Латинской Америки. Социально-экономическая карта | | |
26 | | Хозяйство стран Латинской Америки | | Текущий | Государства Латинской Америки. Социально-экономическая карта | | |
27 | | Бразилия | | Текущий | Государства Латинской Америки. Социально-экономическая карта | | |
28 | III. Глобальные проблемы челове- чества | Понятие о глобальных проблемах человечества. | 5 | Текущий | Глобальные проблемы, их сущность и взаимодействие. Экологическая, энергетическая, сырьевая, демографическая и продовольственная проблемы и пути их решения. Преодоление отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества | Сопоставлять географические карты различной тематики. Уметь находить применение географической информации, включая карты, статистически материалы. | Карта: Глобальные проблемы человечества. | | |
29 | | Продовольственная проблема. Энергетическая и сырьевая проблемы. | | Текущий | Карта: Глобальные проблемы человечества | | |
30 | | Проблема использования Мирового океана. Взаимосвязь глобальных проблем. | | Текущий | Карта: Глобальные проблемы человечества | | |
31 | | Решение глобальных проблем. | | Текущий | Карта: Глобальные проблемы человечества | | |
32 | | Итоговое тестирование за курс 11 класса | | Итоговый, тестирование | | | | | |
33 | IV.Мир в 21 веке | Мир в 21 веке | 2 | | | давать правильную оценку важнейшим социально- экономическим событиям международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в регионах мира, тенденциям их возможного развития | Политическая карта мира | | |
34 | | Повторение | | | | | | | |
Список литературы:
Используемый УМК:
Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса М., «Просвещение», 2014 г.
Атлас «Экономическая и социальная география мира» 10 класс с комплектом контурных карт, М. 7
В.П.Максаковский «Рабочая тетрадь по географии» 10 класс, пособие для учащихся образовательных учреждений, М., «Просвещение» 2014 г.
Дополнительная литература:
Баринова И.И. География России. Рекомендации к планированию уроков. – М.: Дрофа, 2002
Болотникова Н.В. Рабочие программы по географии. 10-11 кл. – М.: Планета, 2010
Жижина Е.А. Универсальные поурочные разработки по географии 10 кл. – М.: ВАКО, 2007
Климанов В.В., Климанова О.А. География в таблицах. 6-10 кл.: Справочное пособие. – М.: Дрофа, 2003
Кондратюк Н.Н. Дидактические материалы по географии: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2003
Летягин А.А. Тесты по географии 6-10 кл.: Учебно-методическое пособие. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2003
Лиознер В.Л. География. Тесты. 10 кл. – М.: Дрофа, 2002
Петрова Н.Н. Оценка качества подготовки выпускников средней школы по географии. – М.: Дрофа, 2001
Петрова Н.Н., Сиротин В.И. Настольная книга учителя географии. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002
Сиротин В.И. Самостоятельные и практические работы по географии: 6-10 кл. – М.: Просвещение, 1997
8