Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Богучарская средняя общеобразовательная школа № 1»
Рассмотрено Руководитель МО учителей русского языка и литературы _________ /Гаджиева В. И./ ФИО Протокол №1 от « 28» августа 2019 г. | Согласовано Заместитель директора по УВР _______ /Середина И. А./ ФИО от « 30 » августа 2019 г. | Утверждено приказом МКОУ «Богучарская СОШ № 1» № 250 от 30.08.2019 г. И.о. директора_________ И.А. Середина |
Рабочая программа
по предмету «Литература»
на 2019-2020 учебный год
Класс: 5 в
Учитель: Калайтан О.В.
Богучар
2019
Содержание программы
№ п/п | Основные разделы | Страницы |
1. | Планируемые результаты освоения учебного предмета | 3 |
2. | Содержание учебного предмета | 10 |
3. | Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы | 15 |
| Календарно – тематическое планирование. | 16 |
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения основной образовательной программы: 1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
7.Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
9.Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты освоения ООП
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Межпредметные понятия.
Условием формирования межпредметных понятий, таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. На уроках литературы продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладевают чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».
При изучении русского языка обучающиеся должны усовершенствовать приобретенные на первом уровненавыки работы с информациейи пополнить их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов); заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения литературы обучающиеся должныприобрести опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
выделять явление из общего ряда других явлений;
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
резюмировать главную идею текста;
преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
критически оценивать содержание и форму текста.
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
определять свое отношение к природной среде;
анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
определять возможные роли в совместной деятельности;
играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
выделять общую точку зрения в дискуссии;
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Устное народное творчество
Обучающийся научится:
- видеть черты русского национального характера в героях русских сказок, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок;
- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
- целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
- определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
- выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
- пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;
- выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки.
Обучающийся получит возможность научиться:
- сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
- рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, обосновывая свой выбор; сочинять сказку (в том числе и по пословице).
Древнерусская литература
Обучающийсянаучится:
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
Обучающийся получит возможность научиться:
- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Произведения русских писателей 18-19 века
Обучающийся научится:
-правильно, бегло и выразительно читать вслух художественные и учебные тексты, в том числе и наизусть;
-устно рецензировать выразительное чтение одноклассников, чтение актёров;
-составлять план характеристики героев, составлять устные и письменные характеристики литературного героя или героев (в том числе групповую, сравнительную) в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5классе;
-давать нравственную оценку героям рассказа, повести, сказки;
-составлять сообщение о поэте, писателе, баснописце и устно рассказывать о нём;
-определять значения незнакомых слов с помощью словарей и справочной литературы;
-эстетически воспринимать произведения изобразительного искусства, книжной графики, созвучные изучаемым произведениям;
-устно иллюстрировать художественное произведение;
-создавать, представлять и защищать собственные иллюстрации;
-находить цитатные примеры, иллюстрирующие литературоведческие понятия, изучаемые в курсе литературы 5 класса.
Обучающийсяполучит возможность научиться:
-выявлять черты фольклорной традиции в литературной сказке, рассказе, повести;
-характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоционального содержание;
-выявлять этапы развития сюжета;
-выявлять элементы композиции повести, рассказа;
-составлять план анализа эпизода и анализировать его по плану;
-анализировать различные формы выражения авторской позиции; сопоставлять реальные и фантастические эпизоды;
-составлять план (в том числе цитатный) литературного произведения, план устного и письменного ответа на проблемный вопрос, план письменного высказывания;
-составлять устный и письменный ответ на проблемный вопрос.
2. Содержание учебного предмета
Введение (1 ч.)
Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество (1ч.)
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре.
Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений)
Русские народные сказки (7 ч.)
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые(анекдотические, новеллистические). Нравственное и эстетическое содержание сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты- вот духовные данные Василисы Премудрой..» (М.Горький). Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Светлый и тёмный мир волшебной сказки. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.
«Журавль и цапля», «Солдатская шинель»-народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.
Теория литературы. Сказка как повествовательный жанр фольклора. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола(начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок(начальные представления). Сравнение.
Из древнерусской литературы (2 ч.)
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси (обзор)
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись.(начальные представления)
Из литературы XVIIIвека (1 ч.)
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя(детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы( начальные представления).
Из русской литературы XIX века (13 ч.).
Русские басни.
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века:А.П.Сумароков, И.И.Дмитриев)(обзор).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце(детство, начало литературной деятельности)
«Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом» (на выбор). Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определённых свойств человека. Поучительный характер басен. Своеобразие языка басен И.А.Крылова.
Теория литературы. Басня(развитие представлений), аллегории(начальные представления).я, понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.(детство и начало творчества, Жуковский-сказочник)
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Особенности сюжета. Различие героев литературной и народной сказки.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Лирическое послание(начальные представления)Пролог. (начальные представления)
Русская литературная сказка ХIХ века (26 ч.)
Антоний Погорельский.
«Черная курица, или Подземные жители». Сказочно- условное, фантастическое и достоверно – реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.
Пётр Павлович Ершов. «Конёк-Горбунок» (для внеклассного чтения).Соединение сказочно-фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.
Всеволод Михайлович Гаршин. «AttaleaPrinceps».Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.
Теория литературы. Литературная сказка(начальные представления).Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. (Детство, начало литературной деятельности, интерес к истории России.)
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет(развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления)
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе. (Детство, годы учения, начало литературной деятельности)
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
«Ночь перед Рождеством»(для внеклассного чтения). Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья).Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта тёмных и светлых сил.
Теория литературы. Фантастика. Юмор (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.(Детство и начало литературной деятельности)
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу (для внеклассного чтения)
«Есть женщины в русских селеньях…»(отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.
Теория литературы. Эпитет.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. (Детство и начало литературной деятельности)
«Муму». Реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте.
Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. (Детство и начало литературной деятельности)
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение. Сюжет.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. (Детство и начало литературной деятельности)
«Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор. Речевая характеристика персонажей.Речь героев как средство создания комической ситуации
Поэты XIX века о Родине и родной природе (обзор)(3 ч.)
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро»,«Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение наизусть стихотворений.
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Из литературы XX века (34 ч.)
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. (Детство и начало литературной деятельности)
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. Рассказ «Подснежник» (для внеклассного чтения).Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе. (Детство и начало литературной деятельности)
«В дурном обществе». Жизнь детей из богатой и бедной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого,сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.
Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте (детство, юность, начало творческого пути).
Стихотворения «Я покинул родимый дом..»и «Низкий дом с голубыми ставнями..» - поэтизация картин малой родины как исток художественного образа России. Особенности поэтического языка С.А.Есенина
Русская литературная сказка ХХ века (обзор)
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе. (Детство и начало литературной деятельности)
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки Маршака.
«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Развитие жанра литературной сказки в ХХ веке. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности)
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. (Детство и начало литературной деятельности)
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.
«Ради жизни на Земле…»
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.
К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Произведения о Родине и родной природе.
И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.
Писатели улыбаются
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор.
Юлий Черсанович Ким. Краткий рассказ о писателе.«Рыба – кит». Стихотворение-шутка.
Теория литературы. Стихотворения-песни. Песни-шутки. Песни-фантазии.
Из зарубежной литературы (12 ч.)
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада.
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя(смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Робинзонада в литературе и киноискусстве.
ХансКристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень,Маленькая разбойница). Снежная королева и Герда-противопоставление красоты внутренней и внешней.Победа добра, любви и дружбы.
Теория литературы. Художественная деталь .
Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Аллегория(иносказание) в повествовательной литературе.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.
Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Содержание | Количество часов |
Введение. Книга в жизни человека. | 1 |
Устное народное творчество | 1 |
Русские народные сказки. | 7 |
Из древнерусской литературы. | 2 |
Из литературы XVIII века. | 1 |
Из литературы XIX века. | 42 |
Из литературы XX века. | 35 |
Из зарубежной литературы. | 12 |
Подведение итогов года. | 4 |
ИТОГО | 105 |
Календарно-тематическое планирование по предмету«Литература»
в 5 в классе (2019-2020 учебный год)
№п/п | Дата | Тема раздела, тема урока (занятия) |
план | факт |
1 | 02.09 | | К читателям (1 ч.) Книга в жизни человека. |
2 | 04.09 | | Устное народное творчество( 7 ч.) Русский фольклор. Малые жанры фольклора. |
3 | 05.09 | | Сказка как особый жанр фольклора.Урок-КВН. |
4 | 09.09 | | «Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой. |
5 | 11.09 | | «Царевна-лягушка». Иван-царевич - победитель житейских невзгод. Народная мораль и поэтика волшебной сказки. |
6 | 12.09 | | «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. |
7 | 16.09 | | Народные представления о справедливости, добре и зле в сказках«Журавль и цапля», «Солдатская шинель». |
8 | 18.09 | | РР. Письменный ответ на вопрос «Мой любимый герой русской народной сказки» |
9 | 19.09 | | Из древнерусской литературы (2 ч.) «Повесть временных лет» как литературный памятник. |
10 | 23.09 | | «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания. |
11 | 25.10 | | Из литературы XVIII века (1 ч.) М.В.Ломоносов. «Случились вместе два Астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. |
12 | 26.09 | | Из литературы XIX века. Басня и ее родословная. Басня как литературный жанр. Урок-викторина. |
13 | 30.09 | | Отражение исторических событий в басне И.А.Крылова «Волк на псарне». |
14 | 02.10 | | И. А. Крылов. Басни «Свинья под дубом», «Ворона и лисица». |
15 | 03.10 | | В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна. |
16 | 07.10 | | «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. |
17 | 09.10 | | Баллада В.А.Жуковского «Кубок «. Нравственно-психологические проблемы баллады. |
18 | 10.10 | | А.С.Пушкин. Стихотворение «Няня». Поэтизация образа няни. |
19 | 14.10 | | Пролог к поэме «Руслан и Людмила» -собирательная картина народных сказок.Урок – конкурс. |
20 | 16.10 | | А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Противостояние добрых и злых сил в сказке. |
21 | 17.10 | | Система образов сказки. Королевич Елисей. Народная мораль, нравственность. Победа добра над злом. |
22 | 21.10 | | Сходство и различие литературной и народной сказки. Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. Урок-викторина. |
23 | 23.10 | | Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа. |
24 | 24.10 | | Итоговый урок по творчеству И.А. Крылова, В.А.Жуковского,А.С. Пушкина. |
25 | 28.10 | | Антоний Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители». |
26 | 30.10 | | Фантастическое и реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание. |
27 | 31.10 | | В.М.Гаршин. Сказка «AttaleaPrinseps»: героическое и обыденное в сказке. |
28 | 2 ч. 11.11 | | П.П.Ершов «Конёк-Горбунок». Изображение картин народного быта.Народный юмор. Красочность и яркость языка. |
29 | 13.11 | | М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. Мастерство поэта в создании батальных сцен. |
30 | 14.11 | | Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино». |
31 | 18.11 | | Н.В.Гоголь. «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни. |
32 | 20.11 | | Реальное и фантастическое в сюжете повести «Заколдованное место».Урок-викторина. |
33 | 21.11 | | Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством».Поэтические картины народной жизни. |
34 | 25.11 | | Герои повести. Изображение конфликта тёмных и светлых сил.Урок «Что? Где? Когда?» |
35 | 27.11 | | Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя. |
36 | 28.11 | | Н.А.Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины. |
37 | 02.12 | | Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». |
38 | 04.12 | | Стихотворение «На Волге» ». Раздумья поэта о судьбе народа. |
39 | 05.12 | | И.С.Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной России в рассказе. |
40 | 09.12 | | История отношений Герасима и Татьяны. Герасим и его окружение. |
41 | 11.12 | | Герасим и Муму. Счастливый год. |
42 | 12.12 | | Осада каморки Герасима. Прощание с Муму. Возвращение Герасима в деревню. |
43 | 16.12 | | Протест героя против отношений барства и рабства. Подготовка к сочинению. |
44 | 18.12 | | Письменный ответ на вопрос « Что воспевает И.С.Тургенев в образе Герасима?», «Каковы друзья и враги Герасима?» |
45 | 19.12 | | А.А.Фет. Стихотворение «Весенний дождь»- яркая, радостная, полная движения картина весенней природы. Конкурс чтецов. |
46 | 23.12 | | Л.Н.Толстой: детство, начало литературной деятельности. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа. |
47 | 25.12 | | Странная дружба Жилина и Дины. |
48 | 26.12 | | Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. |
49 | 3 ч. 13.01 | | А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» – осмеяние глупости и невежества героев рассказа.Урок-викторина. |
50 | 15.01 | | Вн/ч. Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова. |
51 | 16.01 | | Поэты XIX века о Родине и родной природе (обзор) (3 ч.) Образы природы в русской поэзии. Образ весны. Ф.И.Тютчев, А.Н.Плещеев. Образ лета. И.С.Никитин, Ф.И.Тютчев |
52 | 20.01 | | Образ осени. Ф.И.Тютчев, А.Н.Майков. Образ зимы. И.С.Никитин, И.З.Суриков.Конкурс чтецов. |
53 | 22.01 | | Из литературы XX века (35 ч.). И.А.Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине |
54 | 23.01 | | И.А. Бунин «Подснежник» |
55 | 27.01 | | В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе» |
56 | 29.01 | | Сюжет и композиция повести «В дурном обществе» |
57 | 30.01 | | Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Путь Васи к правде и добру |
58 | 03.02 | | Глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и выразительность языка повести |
59 | 05.02 | | Путь Васи к правде и добру. Обучение работе над сочинением. |
60 | 06.02 | | Образ родного дома в стихотворении Есенина «Я покинул родимый дом..» и «Низкий дом с голубыми ставнями..» |
61 | 10.02 | | П.П.Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка» Отличие сказа от сказки |
62 | 12.02 | | Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя |
63 | 13.02 | | «Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова. Урок – викторина. |
64 | 17.02 | | К.Г.Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки |
65 | 19.02 | | Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб». Реальные и фантастические события и персонажи сказки |
66 | 20.02 | | Выразительность и красочность языка. Сравнения и эпитеты в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб» |
67 | 24.02 | | К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы. Природа и человек в произведении |
68 | 26.02 | | С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» |
69 | 27.02 | | Положительные и отрицательные герои. Художественные особенности пьесы-сказки |
70 | 02.03 | | Роды и жанры литературы. Герои пьесы-сказки. Победа добра над злом. |
71 | 04.03 | | А.П.Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита» |
72 | 05.03 | | Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита». |
73 | 09.03 | | В.П.Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро». Сюжет рассказа, его герои. |
74 | 11.03 | | Человек и природа в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро». Урок «Что? Где? Когда?» |
75 | 12.03 | | Человек и природа в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро». Урок «Что? Где? Когда?» |
76 | 16.03 | | Сочинение « Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». Становление характера Васютки (по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»)» |
77 | 18.03 | | В.П.Астафьев. «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка» |
78 | 19.03 | | «Ради жизни на Земле..» Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста». |
79 | 30.03 | | Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К.М.Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…». Поэма-баллада «Сын артиллериста» |
80 | 01.04 | | Великая Отечественная война в жизни моей семьи |
81 | 02.04 | | Война и дети - тема многих стихотворений о войне в творчестве поэтов |
82 | 06.04 | | Произведения о Родине, родной природе Стихотворения И.А.Бунина. «Помню – долгий зимний вечер…» |
83 | 08.04 | | А.А.Прокофьев «Аленушка» («Пруд заглохший весь в зеленой ряске…»). Д.Б.Кедрин «Аленушка» («Стойбище осеннего тумана..» ) |
84 | 09.04 | | Н.М.Рубцов. «Родная деревня». Дон-Аминадо. «Города и годы» |
85 | 13.04 | | Писатели улыбаются Саша Черный. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». |
86 | 15.04 | | Юмор в рассказах Саши Черного. |
87 | 16.04 | | Стихотворения-шутки. Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит». |
88 | 20.04 | | Из зарубежной литературы (12 ч.). Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. |
89-90 | 22.04 23.04 | | Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо». |
91 | 27.04 | | Х.К.Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева». Реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда. |
92 | 29.04 | | В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини. |
93 | 30.04 | | Писатели-сказочники и их герои. Урок-викторина. |
94 | 04.05 | | Жорж Санд«О чём говорят цветы». Спор героев о прекрасном |
95 | 06.05 | | Марк Твен. «Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера |
96-98 | 07.05 11.05 13.05 | | Том Сойер и его друзья |
99-100 | 14.05 18.05 | | Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово о писателе). «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа. |
101 | 20.05 | | Итоговое тестирование за курс 5 класса |
102 | 21.05 | | Анализ тестовых работ. Работа над ошибками. |
103 | 25.05 | | Литературный праздник « Путешествие по стране Литературии».Урок «Что? Где? Когда?» |
104-105 | 27.05 28.05 | | Подведение итогов года. Рекомендации на лето. |
23