Рабочая программа по предмету «Литературное чтение»
пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Литературное чтение» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (2009 года). Примерной программой начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений автора Л.В. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение 1-4 классы (учебно- методический комплект «Школа России»).
Курс «Литературное чтение » отличается широким видо-жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений, соответствием учебного материала и способов его систематизации ведущей задаче третьего года обучения – формированию базовых читательских компетенций и личностных качеств.
Программа направлена на достижение следующих целей:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;
совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова,; совершенствования всех видов речевой деятельности, умение вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;
воспитания эстетического отношения к искусству слова;
формирования интереса к чтению книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре, правде, дружбе, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения культуре народов многонациональной России и других стран.
Программа нацелена на решение следующих задач:
- развитие у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающие воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
- обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;
- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
- работать с различными типами текстов;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
Основной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознания себя как грамотного читателя, способность к использованию читательской деятельности как средства самообразования.
Работа по формированию читательской компетенции реализуется по следующим направлениям:
формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углублённое, поисковое, просмотровое);
начитанность: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях и их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса;
умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги;
навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам уровне). В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Вводный курс по курсу литературного чтения | 1 |
2 | Самое великое чудо на свете | 4 |
3 | Устное народное творчество | 14 |
4 | Поэтическая тетрадь 1 | 11 |
5 | Великие русские писатели | 24 |
6 | Поэтическая тетрадь 2 | 6 |
7 | Литературные сказки | 8 |
8 | Были-небылицы | 10 |
9 | Поэтическая тетрадь 1 | 6 |
10 | Люби живое | 16 |
11 | Поэтическая тетрадь 2 | 8 |
12 | Собирай по ягодке – наберёшь кузовок | 12 |
13 | По страницам детских журналов | 8 |
14 | Зарубежная литература | 8 |
| ИТОГИ | 136 часов |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (136 ЧАСОВ)
№ | Наименование разделов и тем. Содержание программного материала | Часы | Универсальные учебные действия |
1 | Вводный урок по курсу литературного чтения. Вступительная статья. | 1 | Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
2 | Самое великое чудо на свете Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Фёдоров. | 4 | Смысловое чтение как осмысление цели чтения; умение отвечать на вопрос по содержанию словами текста; обобщение полученной информации по истории создания книги; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. |
3 | Устное народное творчество Русские народные песни. Лирические народные песни. Шуточные народные песни. Докучные сказки. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. Русские народные сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка». Проект: «Сочиняем волшебные сказки». | 14 | Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач. |
4 | Поэтическая тетрадь 1 Проект «Как научится читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я.Смоленского. Ф.И.Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья». А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка..», «Зреет рожь над жаркой нивой..». И.С.Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…», «Встреча зимы». И.З,Суриков. «Детство», «Зима». Утренник «Первый снег» | 11 | Определение различных средств выразительности; наблюдение за жизнью слова; объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём; умение находить средства художественной выразительности в лирических текстах; определение эмоционального характера текста. |
5 | Великие русские писатели Сообщение «Что интересного я узнал о жизни А.С.Пушкина», А.С.Пушкин. «За весной, красой природы…», «Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета…», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане..»; Сообщение о Крылове на основе статьи учебника. И.А,Крылов «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица». Статья В.Воскобойникова о М.Ю.Лермонтове. М.Ю.Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком…», «Утёс», «Осень». Л.Н.Толстой. «Детство Л.Н.Толстого » (из воспоминаний писателя), «Акула», «Прыжок», «Лев и собака», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря». | 24 | Умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному; овладение приёмами выразительного чтения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров. |
6 | Поэтическая тетрадь 2 Н.А.Некрасов. «Славная осень!..», « Не ветер бушует над бором», «Дедушка Мазай и зайцы». К.Д.Бальмонт. «Золотое слово». И. А. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги…». | 6 | Определение различных средств выразительности; наблюдение за жизнью слова; объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём; умение находить средства художественной выразительности в лирических текстах; определение эмоционального характера текста. |
7 | Литературные сказки Д.Н.Мамин – Сибиряк. «Алёнушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»; В.М. Гаршин «Лягушка - путешественница»; В. Ф.Одоевский «Мороз Иванович». | 8 | Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному; овладение приёмами выразительного чтения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения; умение составлять подробный, выборочный пересказ прочитанного. |
8 | Были-небылицы М. Горький «случай с Евсейкой»; К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей»; А.И.Куприн «Слон» | 10 | Определение эмоционального характера текста; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения; умение составлять подробный, выборочный пересказ прочитанного. |
9 | Поэтическая тетрадь 1 С .Чёрный «Что ты тискаешь утёнка…», «Воробей», «Слон»; А.А.Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»; С.А.Есенин «Черёмуха». | 6 | Определение различных средств выразительности; наблюдение за жизнью слова; объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём; умение находить средства художественной выразительности в лирических текстах; определение эмоционального характера текста. |
10 | Люби живое М.М.Пришвин «Моя Родина»; И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек»;В.И.Белов «Малька провалилась», «Ещё про Мальку»; В.В.Бианки «Мышонок Пик»; Б.С.Житков «Про обезьянку»; В.Л.Дуров «Наша Жучка»; В.П.Астафьев «Капалуха»; В.Ю.Драгунский «Он живой и светится». | 16 | Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному; овладение приёмами выразительного чтения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения; умение составлять подробный, выборочный пересказ прочитанного. |
11 | Поэтическая тетрадь 2 С.Я Маршак «гроза днём», «в лесу над росистой поляной»; А.Л.Барто «Разлука», «В театре»; С.В.Михалков «Если…», Е.А.Благинина. «Кукушка», «Котёнок»; проект «Праздник поэзии». | 8 | Определение различных средств выразительности; наблюдение за жизнью слова; объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём; умение находить средства художественной выразительности в лирических текстах; определение эмоционального характера текста. |
12 | Собирай по ягодке – наберёшь кузовок В.Г. Шергин «Собирай по ягодке-наберёшь кузовок»; А.П.Платонов «Цветок на земле», «Ещё мама», М.М.Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники»; Н.Н.Носов «Федина задача», «Телефон»; В.Ю.Драгунский «Друг детства». | 12 | Определение различных средств выразительности; наблюдение за жизнью слова; объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём; умение находить средства художественной выразительности в лирических текстах; определение эмоционального характера текста. |
13 | По страницам детских журналов Вступительная статья Ю И.Ермолаев «проговорился», «Воспитатели»; Г.Б.Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды»; Р.Сеф «Весёлые стихи». | 8 | Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; умение составлять подробный, выборочный пересказ прочитанного. |
14 | Зарубежная литература | 8 | Умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному; выражать своё отношение к прочитанному, отвечать на вопросы по содержанию словами текста; выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выявлении их смысла. |
НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
В федеральном государственном образовательном стандарте уделяется особое внимание формированию культуроведческой компетенции, тесно связанной с национально-региональным компонентом, предполагающим воспитание у учащихся национального самосознания, представления о родном языке как форме выражения национальной культуры, как материальной и духовной ценности, национальном достоянии своего народа;. В тематическое планирование включен национально – региональный компонент в объеме 10% от программы. Ведение национально-регионального компонента в программу по литературному чтению предполагает анализ текстов, приемы сопоставления, сравнения, выявления жанровых особенностей произведений бурятской литературы, фольклора. Предполагается тесная связь с литературой, с внеклассной, внеурочной работой, использование смежных видов искусства: ИЗО, музыки, народно-прикладного искусства.
На уроках литературного чтения осуществляется, художественно-творческое развитие учащихся младших классов, посвящённых знакомству с краеведческим материалом.
Изучению родного края, его истории, природы, жизни наших современников помогает литература, в частности, произведения бурятских поэтов и писателей, посвящённых не только родной природе, а также матерям, отцам, героям ВОВ. Литература как предмет эстетического цикла, как сокровищница духовных богатств этноса, как зеркало исторического, культурного развития жизни народа играет большую роль в нравственном, художественном воспитании и интеллектуальном развитии учащихся, приобщает их к духовным ценностям этнической культуры.
Происхождение бурятских имен, фамилий; перевод имен; - краеведческий материал по истории г.Улан-Удэ; - лучшие архитектурные памятники г.Улан-Удэ; бурятская юрта; убранство русской избы; - национальная одежда бурят (традиционная и праздничная); - предметы в быту у бурят (что нового? что осталось?); - использование костюмов на сцене (Бурятский драматический театр); - герб города. Флаг Бурятии (символика); - знакомство с печатными изданиями г. Улан-Удэ.
В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение учебного предмета «Литературное чтение» в третьем классе отводится 136 часов в год , 4 часа в неделю (при 34 учебных неделях)
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
К концу изучения в третьем классе курса «Литературное чтение» будет сформирована готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетенции, литературного и речевого развития.
Третьеклассники научатся:
- осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другим предметам и в дальнейшей жизни;
- бегло, выразительно читать текст;
- вырабатывать умение ускоренно читать произведение за счёт отработки приёмов целостного и точного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного (скорость чтения не менее 80-90 слов в минуту);
- улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте;
- описывать устно содержание репродукций картин известных художников и сопоставлять их с прочитанными художественными текстами;
- самостоятельно делить тексты на законченные по смыслу части и выделять в них главное, определять с помощью учителя тему и смысл произведения в целом;
- составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания;
- устно рисовать картины к прочитанным произведениям;
- ориентироваться в учебной книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в содержании, отыскивание в учебной книге произведений, близких по тематике;
- научиться ориентироваться в мире книг по предложенному учителем списку;
- оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.
Третьеклассники получат возможность научиться:
- осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;
- воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;
- применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;
- испытывать чувства гордости за свою Родину, народ и историю;
- уважать культуру народов многонациональной России и других стран;
- бережно и ответственно относится к окружающей природе;
- развивать способность к эмпатии, эмоционально –нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям);
- определять сходство и различие произведений разных жанров;
- использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;
- высказывать и пояснять свою точку зрения;
- применять правила сотрудничества;
- выделять в тексте опорные (ключевые слова);
- делать устную презентацию книги (произведения);
- пользоваться тематическим (систематическим каталогом);
- работать с детской периодикой;
- расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
У третьеклассника продолжится формирование личностных результатов обучения;
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;
- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
- развитие эстетических чувств, доброжелательность и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- овладения начальными навыками адаптации к школе , к школьному коллективу;
- осознания значимости чтения для своего дальнейшего развития;
- восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
У третьеклассника продолжится формирование метапредметных результатов обучения:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- овладения способами решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- овладения навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
- овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
У третьеклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:
- овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
- осознания значимости чтения для личностного развития; формирование представления о родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками;
- умение использовать простейшие виды анализа различных текстов;
- умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений;
- умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта;
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
В соответствии с требованиями ФГОС, структура и содержание программы «Литературное чтение» направлены на достижение личностных результатов освоения программы. Формируется умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов. Данный метапредметный результат достигается посредствам системы заданий, направленных на осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешного выполнения; на формирование умения планировать учебную работу, используя различные справочные материалы (таблицы, схемы, алгоритмы, словари и т.д.); на развитие способности к самооценке и к самоконтролю.
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы – небольшие по объёму (ответы на вопросы, описание героя или события) , а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.
Тематический контроль проводится после изучения определённой темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде текстовых заданий, построенных с учётом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки потребуются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчёт количества слов (слово «средней» длины равно шести знакам, к знакам относятся как буквы, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задаёт после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими. А могут быть дифференцированными. Для учёта результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.
Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавление букв, слогов, слов);
- неправильная постановка ударения (более 2);
- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и чёткости произношения слов при чтении вслух;
- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
- неумение выделять основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
- нетвёрдое значение наизусть подготовленного текста;
- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочёты:
- не более двух неправильных ударений;
- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и чёткости произношения слов при чтении вслух;
- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
- неточности при формулировке основной мысли произведения;
- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
Критерии сформированности навыка чтения третьеклассников:
- умение читать текст бегло, выразительно;
- осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 80-90 слов в минуту (на конец года);
- умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев;
- безошибочность чтения.
К итоговому контролю относится и комплексные работы. Структура контрольно-измерительных материалов соответствует структуре ЕГЭ. Данные работы позволяют быстро проверить усвоение материала у большего количества учащихся, объективно оценивать результаты работы, повторить пройденный материал, углубить и систематизировать знания учащихся. На выполнение работы отводится 10 – 25 минут (в зависимости от уровня подготовленности класса).
При выставлении оценки следует ориентироваться на следующую шкалу:
«3 » - если сделано не менее 50% объёма работы;
«4» - если сделано не менее 75% объёма работы;
«5» - если работа не содержит ошибок.
К концу второго полугодия в третьем классе задания по работе с детской книгой входят в текущую и итоговую проверку начитанности и знания изученных произведений.
Общими критериями оценивания результативности обучения чтению являются следующие:
- индивидуальный прогресс в совершенствовании правильности, беглости и способов чтения (слогов, плавное слоговое, целыми словами, плавное слитное);
- индивидуальный прогресс в понимании содержания прочитанного;
- индивидуальный прогресс в выразительности чтения (соблюдение знаков препинания, интонационная передача эмоционального тона, логических ударений, пауз и мелодики, темпа и громкости – в соответствии с характером текста);
- индивидуальный прогресс в навыках работы с текстом;
- умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте задания, и следовать ей;
- ориентировка в книге, в группе книг, в мире детских книг;
- интерес к чтению художественной, познавательной и справочной литературы, расширение круга чтения.
Способами оценивания результативности обучения чтению являются:
- замер скорости чтения (в скрытой для детей формке);
- ответы обучающихся на вопросы по содержанию, структуре, языковому оформлению и жанровой принадлежности литературных произведений;
- выразительность чтения (умение передать общий характер текста с помощью интонационных средств – мелодики, темпоритма, пауз, логических ударений, громкости и эмоциональной окраски голоса);
- выполнение заданий на составление плана пересказа, собственного высказывания;
- выполнение заданий по ориентировке в книгах;
- наблюдение учителя за продуктивностью участия детей в коллективной творческой деятельности (в соответствии книжных выставок, конкурсах чтецов, драматизации, воображаемой экранизации и т.п.)
- наблюдение за читательской деятельностью учащихся;
- анализ читательского дневника;
- анализ отзывов учащихся о прочитанном, аннотаций, презентаций;
- анализ творческих работ учащихся (в том числе входящих в рабочие тетради и в хрестоматии).
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочёта; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочётов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочётов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приёмов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочётов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочётов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2»(«плохо») – уровень выполнения требований значительно ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочётов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочётов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность её основных положений.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются её содержательность, анализ работы школьника, чёткая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причём эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождается любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные её стороны, а также пути устранения недочётов и ошибок.
График проведения проверочных и контрольных работ.
Период обучения | Количество часов | Тест | Проверочная работа | Контрольная работа | Проверка техники чтения | Диагностическая работа |
1 четверть | 36 часов | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
2 четверть | 28 часов | - | - | 2 | 1 | - |
3 четверть | 40 часов | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
4 четверть | 32 часов | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 |
Итого: | 136 часов | 3 | 4 | 5 | 4 | 3 |
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению
3 класс «Школа России» 136 часов
№ п/п | Дата | Тема урока |
1 четверть (37 часов) |
Вводный урок по курсу литературного чтения (1 час) |
1 | 01.09 | Знакомство с учебником. Рукописные книги Древней Руси |
Самое великое чудо на свете (4 часа) |
2 | 05.09 | Знакомство с названием раздела |
3 | 06.09 | Рукописные книги Древней Руси. |
4 | 07.09 | Первопечатник Иван Федоров |
5 | 08.09 | Урок – путешествие в прошлое |
Устное народное творчество (14 часов) |
6 | 12.09 | Знакомство с названием раздела |
7 | 13.09 | Русские народные песни. Небылицы |
8 | 14.09 | Докучные сказки. Сочинение докучных сказок |
9 | 15.09 | Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка |
10 | 19.09 | Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»» |
11 | 20.09 | Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»» |
12 | 21.09 | Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк» |
13 | 22.09 | Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк» |
14 | 26.09 | Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк» |
15 | 27.09 | Русская народная сказка «Сивка-бурка» |
16 | 28.09 | Русская народная сказка «Сивка-бурка» |
17 | 29.09 | Художники – иллюстраторы В.Васнецов и И. Билибин |
18 | 03.10 | Обобщение. Устное народное творчество. Проект «Сочиняем волшебную сказку» |
19 | 04.10 | Проверочная работа по теме «Устное народное творчество» |
Поэтическая тетрадь-1 (11 часов) |
20 | 05.10 | Знакомство с названием раздела |
21 | 06.10 | Как научиться читать стихи? |
22 | 10.10 | Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза» |
23 | 11.10 | А.А.Фет «Мама, глянь-ка, из окошка…» |
24 | 12.10 | А.А.Фет «Зреет рожь над жаркой нивой» |
25 | 13.10 | И.С Никитин «Полно, степь моя…» |
26 | 17.10 | И.С.Никитин «Утро. Встреча зимы» |
27 | 18.10 | И.З.Суриков «Детство. Зима» |
28 | 19.10 | И. З. Суриков «Зима» |
29 | 20.10 | Обобщение. Страницы русской классики |
30 | 24.10 | Проверочная работа по теме «Страницы русской классики» |
Великие русские писатели (21 час) |
31 | 25.10 | Знакомство с названием раздела |
32 | 26.10 | Любимые стихи. А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало…» |
33 | 27.10 | А.С.Пушкин «За весной, красой природы» |
34 | 31.10 | А.С.Пушкин «Зимнее утро» |
35 | 01.11 | А.С.Пушкин «Зимний вечер» |
36 | 02.11 | Проверка техники чтения |
37 | 03.11 | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его…» |
2 четверть (28 часов) |
38 | 14.11 | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его…» |
39 | 15.11 | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его…» |
40 | 16.11 | И.А.Крылов «Мартышка и очки» |
41 | 17.11 | И.А.Крылов Крылов «Зеркало и обезьяна» |
42 | 21.11 | И.А.Крылов «Ворона и Лисица» |
43 | 22.11 | М.Ю.Лермонтов «Горные вершины» |
44 | 23.11 | М. Ю. Лермонтов «Утёс» |
45 | 24.11 | М.Ю. Лермонтов «Осень» |
46 | 28.11 | А.Н.Толстой «Акула» |
47 | 29.11 | А.Н.Толстой « Прыжок» |
48 | 30.11 | Л.Н.Толстой «Лев и собачка» |
49 | 01.12 | Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве» |
50 | 05.12 | Обобщение. Великие русские писатели |
51 | 06.12 | Проверочная работа по теме «Великие русские писатели» |
Поэтическая тетрадь-2 (7 часов) |
52 | 07.12 | Н. А. Некрасов «Славная осень!» «Не ветер бушует над бором…» |
53 | 08.12 | А.Н.Некрасов Стихи. «Дедушка Мазай и зайцы» |
54 | 12.12 | К.Д.Бальмонт «Золотое слово» |
55 | 13.12 | И.А.Бунин «Детство» |
56 | 14.12 | И.В.Бунин «Полевые цветы» |
57 | 15.12 | Обобщение. Поэтическая тетрадь |
58 | 19.12 | Проверочная работа по теме «Страницы русской классики» |
Литературные сказки (7 часов) |
59 | 20.12 | Д.Н.Мамин - Сибиряк «Присказка к «Аленушкиным сказкам» |
60 | 21.12 | Д. Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» |
61 | 22.12 | В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница» |
62 | 26.12 | В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович» |
63 | 27.12 | Обобщение. Литературные сказки |
64 | 28.12 | Проверочная работа по теме «Литературные сказки» |
65 | 29.12 | Проверка техники чтения |
3 четверть (38 часов) |
Были – небылицы (9 часов) |
66 | 16.01 | Знакомство с названием раздела |
67 | 17.01 | М.Горький «Случай с Евсейкой» |
68 | 18.01 | М.Горький «Случай с Евсейкой» |
69 | 19.01 | К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей» |
70 | 23.01 | К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей» |
71 | 24.01 | А.И.Куприн «Слон» |
72 | 25.01 | А.И.Куприн «Слон» |
73 | 26.01 | Обобщение. Были-небылицы |
74 | 30.01 | Проверочная работа по теме «Были-небылицы» |
Поэтическая тетрадь-3 (6 часов) |
75 | 31.01 | Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?» |
76 | 01.02 | Саша Черный «Воробей», «Слон» |
77 | 02.02 | А.А.Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона» |
78 | 06.02 | С.А.Есенин «Черемуха» |
79 | 07.02 | Урок-викторина |
80 | 08.02 | Проверочная работа по теме «Страницы русской классики» |
Люби живое (14 часов) |
81 | 09.02 | М.М.Пришвин «Моя Родина» |
82 | 13.02 | И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек» |
83 | 14.02 | И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек» |
84 | 15.02 | В.И.Белов «Малька провинилась» |
85 | 16.02 | В.И.Белов «Еще про Мальку» |
86 | 20.02 | В.В.Бианки «Мышонок Пик» |
87 | 21.02 | В.В.Бианки «Мышонок Пик» |
88 | 22.02 | Б.С.Житков «Про обезьянку» |
89 | 27.02 | Б.С.Житков «Про обезьянку» |
90 | 28.02 | В.Л.Дуров «Наша Жучка» |
91 | 01.03 | В.П.Астафьев «Капалуха» |
92 | 02.03 | В.Ю.Драгунский «Он живой и светится» |
93 | 06.03 | Обобщение. Люби живое |
94 | 07.03 | Проверочная работа по теме «Люби живое» |
Поэтическая тетрадь 4 (9 часов) |
95 | 09.03 | Знакомство с названием раздела |
96 | 13.03 | С.Я. Маршак «Гроза днем» |
97 | 14.03 | А.Л.Барто «Разлука» |
98 | 15.03 | А.Л.Барто «В театре» |
99 | 16.03 | С.В.Михалков «Если» |
100 | 20.03 | Е.А.Благинина «Кукушка», «Котенок» |
101 | 21.03 | Обобщение. Поэтическая тетрадь |
102 | 22.03 | Проверочная работа по теме «Страницы русской классики» |
103 | 23.03 | Проверка техники чтения |
4 четверть (33 часа) |
Собери по ягодке – наберёшь кузовок (13 часов) |
104 | 03.04 | Б.В.Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» |
105 | 04.04 | А.П. Платонов «Еще мама» |
106 | 05.04 | А.П. Платонов «Цветок на земле» |
107 | 06.04 | М.М. Зощенко «Золотые слова» |
108 | 10.04 | М.М. Зощенко «Золотые слова» |
109 | 11.04 | М.М.Зощенко «Великие путешественники» |
110 | 12.04 | М.М.Зощенко «Великие путешественники» |
111 | 13.04 | М.М.Зощенко «Великие путешественники» |
112 | 17.04 | Н.Н.Носов «Федина задача» |
113 | 18.04 | Н.Н.Носов «Телефон» |
114 | 19.04 | В.Ю.Драгунский «Друг детства» |
115 | 20.04 | Обобщение. «Собирай по ягодке - наберешь кузовок» |
116 | 24.04 | Проверочная работа по теме «Собирай по ягодке - наберешь кузовок» |
По страницам детских журналов (8 часов) |
117 | 25.04 | Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» |
118 | 26.04 | Ю.И.Ермолаев «Проговорился» |
119 | 27.04 | Ю. И. Ермолаев «Воспитатели» |
120 | 02.05 | Г.Б.Остер «Вредные советы» |
121 | 03.05 | Г. Б. Остер «Как получаются легенды» |
122 | 04.05 | Р.Сеф «Веселые стихи» |
123 | 08.05 | Обобщение. По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки» |
124 | 10.05 | Проверочная работа по теме «По страницам детских журналов» |
Зарубежная литература (12 часов) |
125 | 11.05 | «Храбрый Персий» Древнегреческий миф |
126 | 15.05 | «Храбрый Персий» Древнегреческий миф |
127 | 16.05 | «Храбрый Персий» Древнегреческий миф |
128 | 17.05 | Г.Х.Андерсен «»Гадкий утенок» |
129 | 18.05 | Г.Х.Андерсен «»Гадкий утенок» |
130 | 22.05 | Обобщение. Зарубежная литература |
131 | 23.05 | Проверочная работа по теме «Зарубежная литература» |
132 | 24.05 | Проверка техники чтения |
133 | 25.05 | Обобщение |
134 | 29.05 | Обобщение |
135 | 30.05 | Обобщение |
136 | 31.05 | Обобщение |
Для реализации программного содержания используются
следующие учебные пособия
Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (с CD-диском). В 2-х частях / Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. – М.: Просвещение, 2016.
Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс. / Бойкина М.В., Виноградская Л.А. – М.: Просвещение, 2016.
Рекомендуем для использования учебно-методическую литературу
Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы. / Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. – М.: Просвещение, 2016.
Литературное чтение. Методические рекомендации. 3 класс / Стефаненко Н.А. – М.: Просвещение, 20126
Уроки литературного чтения с применением информационных технологий. 3-4 классы. Методическое пособие с электронным приложением / О.С. Асафьева, М.В. Буряк [и др.]; сост. Е.С. Галанжина. – М.: Планета, 2011. – (Современная школа).
Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С.П. Казачкова, М.С. Умнова. – М.: Планета, 2013. – (Качество обучения).