Государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Нижегородская областная специальная (коррекционная) школа-интернат для слепых и слабовидящих детей»
ПРИНЯТО | СОГЛАСОВАНО | Утверждено |
На заседании методического объединения учителей Протокол №1 от 30.08.2018 Председатель МО _____________ | Заместителем директора по учебно-воспитательной работе ______________Е.А. Зеленцовой | Приказом директора школы от 31.08.2018 № 113/1-од ______________Е.Д. Морозовой |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ «Математика»
для 2В класса
на 2019-2020 учебный год
Учитель: Маркова Т. С.
Нижний Новгород, 2019
Пояснительная записка
Основа рабочей программы:
Рабочая программа составлена на основе Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"; примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования слепых и слабовидящих обучающихся; адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (АООП НОО, варианты 3.3, 4.3), утвержденной приказом от 10.11.2015 № 163/1-од; программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений Vlll вида под ред. Воронковой В. В. 1 – 4 классы - М.: Просвещение, 2013.
Данная рабочая программа ориентирована на учебник Математики под редакцией Т. В. Алышевой 1 класс, 2 часть; 2 класс, М., Просвещение, 2016.,
Т. В. Алышева Математика. Учебник 2 кл. 8 вид. Брайль. - М.: МИПО РЕПРО, 2013
Математика, как общеобразовательный предмет является одним из важных для слепых и слабовидящих детей с интеллектуальными нарушениями. Она не только помогает овладеть жизненными компетенциями, подготовить ребенка к дальнейшему овладению навыками,
необходимыми для овладения профессией, но и решает ряд коррекционых задач.
Учащиеся во 2-ом классе изучают два арифметических действия, овладевают алгоритмами устных вычислений, учатся вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи. У детей формируются пространственные и геометрические представления, формируются и совершенствуются навыки ориентировки. Весь программный материал представляется концентрически, что позволяет постепенно углублять умения и навыки, формировать осознанные способы действий с предметами.
В процессе обучении математике учащихся с нарушением зрения и интеллектуальными нарушениями уделяется внимание формированию, развитию и активизации познавательной деятельности, коррекции и развитию личностных качеств ребенка, формированию умения планировать свою деятельность совместно с педагогом и самостоятельно, осуществлять самоконтроль.
Усвоению абстрактных математических понятий (понятия числа, величины, геометрической фигуры), способствуют предметно-практические действия, операции с множествами: объединение множеств, разделение множеств на равные части, удаление части множества.
Важным компонентом в обучении математике слепых детей с интеллектуальными нарушениями является проговаривание, оречевление своих действий. Только в процессе проговаривания у детей формируется способность отвлеченно действовать не только с предметами, но и с числами. Поэтому большое внимание уделяется работе с индивидуальным раздаточным материалом.
В начальной школе очень важно заинтересовать слепого ребенка, пробудить его интерес, а следовательно, на уроках необходимо использовать дидактические игры, игровые приемы, упражнения, создавать интересные для детей ситуации. Большое внимание уделять эмоциональной выразительности голоса педагога, так как, для детей с нарушением зрения это первичный, основной источник информации.
Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Для этого необходимо сформировать у ребенка навыки осязательного обследования предметов.
Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математики в младших классах учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами.
Процесс обучения опирается на наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, с помощью чего формируются элементы абстрактного мышления. Через математическое содержание формируются и коррегируются и такие формы мыслительной деятельности, как сравнение, анализ, синтез.
Место учебного предмета «Математика» в учебном плане
Рабочая программа по математике предусматривает во 2 классе – 136 часа за год согласно Учебному плану школы-интерната на 2018-2019 учебный год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные:
овладение социальной ролью обучающегося, сформированность мотивов обучения, навыков взаимодействия с учителем и одноклассниками;
развитие любви к своей стране и городу;
развитие способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
владение навыками коммуникации и нормами социального взаимодействия;
развитие эстетических чувств;
формирование знаний о правилах безопасного здорового образа жизни, интереса к предметно-практической деятельности и трудовым действиям
Метапредметные:
способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Предметные:
овладение элементарными математическими представлениями о количестве, числе, цифрах, составе числа;
использование начальных математических знаний о числах, величинах, мерах, геометрических фигурах для описания окружающих
предметов, явлений, процессов, оценке их количественных и порядковых отношений;
умение производить элементарные измерения, пересчеты, запись полученных результатов;
освоение записи и чтения чисел, математических знаков по системе Л. Брайля; умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, цвету (для учащихся с остаточным зрением);
умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости;
умение пересчитывать предметы в доступных пределах;
умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много);
умение использовать математические знания при решении соответствующих возрасту бытовых задач;
умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, соотносить время с началом и концом деятельности;
освоение элементарных практических действий с предметами, умение действовать по словесной установке.
Особенности реализации общеобразовательной программы при обучении слепых и слабовидящих
Реализация учебной программы обеспечивает особые образовательные потребности слепых и слабовидящих учащихся через:
Постановку коррекционных задач:
формировать способы познания окружающего мира при помощи сохранных анализаторов (слуха, осязания, остаточного зрения)
сформировать умение ориентироваться в тифлоприборах, пользоваться тифосредствами.
расширять и уточнять представления о окружающем мире:
овладевать способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков предмета;
развивать речь учащихся;
формировать пространственные представления;
развивать познавательную деятельность, формы мыслительной деятельности (мыслительных операций)
Методические приёмы, используемые на уроках:
при использовании классной доски все записи учителем и учениками выполняются крупно и сопровождаются словесными комментариями;
сложные рисунки, таблицы и большие тексты предъявляются учащимся на карточках, выполненных с учетом требований к наглядным пособиям для слабовидящих детей;
при рассматривании рисунков и схем учителем используется специальный алгоритм подетального рассматривания, который постепенно усваивается учащимися и для самостоятельной работы с графическими объектами и в целом постоянно уделяется внимание зрительному анализу;
оказывается индивидуальная помощь при ориентировке учащихся в учебнике;
для улучшения зрительного восприятия при необходимости применяются оптические приспособления.
Коррекционную направленность каждого урока:
соблюдение оптимальной зрительной нагрузки на уроках и при выполнении домашних заданий (уменьшенный объём заданий);
рассадка учащихся за партами в соответствии с характером нарушения зрения;
соблюдение повышенных требований к освещённости классного помещения;
соблюдение требований специальной коррекционной школы к изготовлению раздаточных материалов и при использовании технических средств.
Соблюдение требований к организации пространства
Важным условием организации пространства, в котором обучаются слабовидящие обучающиеся, является безопасность и постоянство предметно-пространственной среды, что предполагает:
определенное предметное наполнение школьных помещений (свободные проходы к партам, входным дверям, отсутствие выступающих углов и другое);
соблюдение необходимого для слабовидящего обучающегося светового режима (обеспечение беспрепятственного прохождения в школьные помещения естественного света; одновременное использование естественного и искусственного освещения; возможность использования дополнительного индивидуального источника света и другое);
оперативное устранение факторов, негативно влияющих на состояние зрительных функций слабовидящие (недостаточность уровня освещенности рабочей зоны, наличие бликов и другое), осязания, слуха;
определенного уровня освещенности школьных помещений;
определение местоположения парты в классе для слабовидящих в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога;
использование оптических, тифлотехнических, технических средств, в том числе и средств комфортного доступа к образованию.
При организации учебного процесса необходимо учитывать гигиенические требования. Из-за быстрой утомляемости зрения возникает особая необходимость в уменьшении зрительной нагрузки. В целях охраны зрения детей и обеспечения работоспособности необходимо:
рассаживать учащихся с учётом особенности зрения;
непрерывная продолжительность чтения не должна превышать 10 минут;
при изготовлении печатных пособий использовать шрифт Arial не менее 14, печать через 1,5 интервала;
чередование зрительной, слуховой и тактильной нагрузки; фронтальной и индивидуальной формы работы; теоретической и практической работы;
достаточное разнообразие соответствующих карточек, наглядности и пособий.
проводить физкультминутки;
использовать индивидуальные средства коррекции;
использовать подставку;
использование ТСО не более 15 минут;
изображение на экране должно быть качественными, ярким и контрастным;
расстояние от центра экрана до пола должно составлять 1,0–1,5 м;
не допускать выключение и включение общего освещения во время просмотра видеофрагментов и просмотр в полной темноте;
в солнечные дни использовать жалюзи;
осуществлять контроль за правильной позой учащихся во время занятий.
При работе с иллюстрациями, макетами и натуральными объектами следует:
материал должен быть крупным, четким, контурированным (предмет на картинке должен быть обведён чёрным контуром, ширина которого не более 5 мм);
содержать небольшое количество деталей;
сопровождать осмотр объектов словесным описанием, помогая подетально формировать учащимся целостный образ;
рельефные изображения должны быть не крупнее ладони;
на контрастном фоне: черно-желтый, сине-желтый, черно-белый.
Содержание учебного предмета
Содержание курса
Нумерация. Отрезок числового ряда 1-20. Образование, чтение и запись чисел 1-20.
Счет в прямой и обратной последовательности, количественный и порядковый в пределах 20. Соотношение количества, числа и цифры.
Место числа в числовом ряду.
Число предшествующее (предыдущее), следующее (последующее).
Сравнение чисел: больше, меньше, равные. Количество лишних, недостающих единиц в сравниваемых числах без обозначения знаком.
Состав чисел 1-20.
Арифметические действия.
Сложение и вычитание в пределах 20.
Знаки +, -, =. Таблица сложения и вычитания.
Называние компонентов сложения и вычитания (в речи учителя). Переместительное свойство сложения (практическое использование).
Арифметические задачи.
Простые текстовые арифметические задачи на нахождение суммы и разности, (остатка).
Распознавание условия, вопроса, решения и ответа задачи. Выделение числовых данных в зада-че. Запись решения. Наименование при записи решения. Формулировка ответа (устно).
Геометрический материал.
Точка, прямая и кривая линия, отрезок.
Построение (с помощью взрослого) произвольной прямой с помощью линейки, изображение точки, кривой линии.
Распознавание изученных геометрических фигур.
Меры веса, стоимости.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов: всего 136 часов; в неделю 4 часа
1 четверть
8 недель, 32 урока
N по порядку | Тема | Кол – во часов | Дата | Виды деятельности учащегося |
1 2 | Повторение. | 2 | | Рассматривание и анализ предметов, рельефных рисунков. Ответы на вопросы, выводы, действия по инструкции учителя, манипуляции с предметами. |
3 | Число и цифра 7. Запись вида: 6+1=7 | 1 | | Рассматривание и анализ предметов, рельефных рисунков. Ответы на вопросы, выводы, действия по инструкции учителя, манипуляции с предметами. Работа с учебником. Анализ состава чисел, их сравнение. Запись и чтение чисел в тетради. Обозначение числа цифрой. Чтение, запись и решение задач, примеров |
4 | Число и цифра 7. Запись вида: 7-1=6 | 1 | | Рассматривание и анализ предметов, рельефных рисунков. Ответы на вопросы, выводы, действия по инструкции учителя, манипуляции с предметами. Работа с учебником. Анализ состава чисел, их сравнение. Запись и чтение чисел в тетради. Обозначение числа цифрой. Чтение, запись и решение задач, примеров |
5 | Число и цифра 7. Запись вида:1+1+1+1+1+1+1=7 | 1 | | Рассматривание и анализ предметов, рельефных рисунков. Ответы на вопросы, выводы, действия по инструкции учителя, манипуляции с предметами. Работа с учебником. Анализ состава чисел, их сравнение. Запись и чтение чисел в тетради. Обозначение числа цифрой. Чтение, запись и решение задач, примеров |
6 | Состав числа 7 | 1 | | Рассматривание и анализ предметов, рельефных рисунков. Ответы на вопросы, выводы, действия по инструкции учителя, манипуляции с предметами. Анализ состава чисел, их сравнение. Запись и чтение чисел в тетради. Обозначение числа цифрой. Чтение, запись и решение задач, примеров |
7 | Решение примеров. | 1 | | Рассматривание и анализ предметов, рельефных рисунков. Ответы на вопросы, выводы, действия по инструкции учителя, манипуляции с предметами. Анализ состава чисел, их сравнение. Запись и чтение чисел в тетради. Обозначение числа цифрой. Чтение, запись и решение задач, примеров. Работа с учебником и карточкой. |
8 9 | Решение задач | 2 | | Рассматривание и анализ предметов, рельефных рисунков. Ответы на вопросы, выводы, действия по инструкции учителя, манипуляции с предметами. Анализ состава чисел, их сравнение. Запись и чтение чисел в тетради. Обозначение числа цифрой. Чтение, запись и решение задач, примеров. Работа с учебником и карточкой. |
10 | Запись вида: 7-7=0 | 1 | | Рассматривание и анализ предметов, рельефных рисунков. Ответы на вопросы, выводы, действия по инструкции учителя, манипуляции с предметами. Анализ состава чисел, их сравнение. Запись и чтение чисел в тетради. Обозначение числа цифрой. Чтение, запись и решение задач, примеров. Работа с учебником и карточкой. |
11 | Отрезок. | 1 | | Рассматривание и анализ предметов, рельефных рисунков. Ответы на вопросы, выводы, действия по инструкции учителя, манипуляции с предметами. Построение (при помощи учителя прямой линии). Работа с учебником и карточкой. |
12 | Число и цифра 8. Запись вида: 7+1=8 | 1 | | Рассматривание и анализ предметов, рельефных рисунков. Ответы на вопросы, выводы, действия по инструкции учителя, манипуляции с предметами. Анализ состава чисел, их сравнение. Запись и чтение чисел в тетради. Обозначение числа цифрой. Чтение, запись и решение задач, примеров. Работа с учебником и карточкой. |
13 14 | Число и цифра 8. Запись вида: 8-1=7 | 2 | | Рассматривание и анализ предметов, рельефных рисунков. Ответы на вопросы, выводы, действия по инструкции учителя, манипуляции с предметами. Анализ состава чисел, их сравнение. Запись и чтение чисел в тетради. Обозначение числа цифрой. Чтение, запись и решение задач, примеров. Работа с учебником и карточкой. |
15 | Число и цифра 8. Запись вида: 1+1+1+1+1+1+1+1=8 | 1 | | Рассматривание и анализ предметов, рельефных рисунков. Ответы на вопросы, выводы, действия по инструкции учителя, манипуляции с предметами. Анализ состава чисел, их сравнение. Запись и чтение чисел в тетради. Обозначение числа цифрой. Чтение, запись и решение задач, примеров. Работа с учебником и карточкой. |
16 | Состав числа 8 | 1 | | Рассматривание и анализ предметов, рельефных рисунков. Ответы на вопросы, выводы, действия по инструкции учителя, манипуляции с предметами. Анализ состава чисел, их сравнение. Запись и чтение чисел в тетради. Обозначение числа цифрой. Чтение, запись и решение задач, примеров. Работа с учебником и карточкой. |
17 | Решение примеров. | 1 | | Рассматривание и анализ предметов, рельефных рисунков. Ответы на вопросы, выводы, действия по инструкции учителя, манипуляции с предметами. Анализ состава чисел, их сравнение. Запись и чтение чисел в тетради. Обозначение числа цифрой. Чтение, запись и решение задач, примеров. Работа с учебником и карточкой. |
18 | Решение задач. | 1 | | Рассматривание и анализ предметов, рельефных рисунков. Ответы на вопросы, выводы, действия по инструкции учителя, манипуляции с предметами. Анализ состава чисел, их сравнение. Запись и чтение чисел в тетради. Обозначение числа цифрой. Чтение, запись и решение задач, примеров. Работа с учебником и карточкой. |
19 | Запись вида: 8-8=0 | 1 | | Рассматривание и анализ предметов, рельефных рисунков. Ответы на вопросы, выводы, действия по инструкции учителя, манипуляции с предметами. Анализ состава чисел, их сравнение. Запись и чтение чисел в тетради. Обозначение числа цифрой. Чтение, запись и решение задач, примеров. Работа с учебником и карточкой. |
20 21 | Построение треугольника, квадрата, прямоугольника | 2 | | Рассматривание и анализ предметов, рельефных рисунков. Ответы на вопросы, выводы, действия по инструкции учителя, манипуляции с предметами. |
22 | Число и цифра 9. Запись вида: 8+1=9 | 1 | | Рассматривание и анализ предметов, рельефных рисунков. Ответы на вопросы, выводы, действия по инструкции учителя, манипуляции с предметами. Анализ состава чисел, их сравнение. Запись и чтение чисел в тетради. Обозначение числа цифрой. Чтение, запись и решение задач, примеров. Работа с учебником и карточкой. |
23 | Число и цифра 8. Запись вида: 9-1=8 | 1 | | Рассматривание и анализ предметов, рельефных рисунков. Ответы на вопросы, выводы, действия по инструкции учителя, манипуляции с предметами. Анализ состава чисел, их сравнение. Запись и чтение чисел в тетради. Обозначение числа цифрой. Чтение, запись и решение задач, примеров. Работа с учебником и карточкой. |
24 | Состав числа 9 | 1 | | Рассматривание и анализ предметов, рельефных рисунков. Ответы на вопросы, выводы, действия по инструкции учителя, манипуляции с предметами. Анализ состава чисел, их сравнение. Запись и чтение чисел в тетради. Обозначение числа цифрой. Чтение, запись и решение задач, примеров. Работа с учебником и карточкой. |
25 | Решение примеров. | 1 | | Рассматривание и анализ предметов, рельефных рисунков. Ответы на вопросы, выводы, действия по инструкции учителя, манипуляции с предметами. Анализ состава чисел, их сравнение. Запись и чтение чисел в тетради. Обозначение числа цифрой. Чтение, запись и решение задач, примеров. Работа с учебником и карточкой. |
26 | Решение задач. | 1 | | Рассматривание и анализ предметов, рельефных рисунков. Ответы на вопросы, выводы, действия по инструкции учителя, манипуляции с предметами. Анализ состава чисел, их сравнение. Запись и чтение чисел в тетради. Обозначение числа цифрой. Чтение, запись и решение задач, примеров. Работа с учебником и карточкой. |
27 | Запись вида: 9-9=0 | 1 | | Рассматривание и анализ предметов, рельефных рисунков. Ответы на вопросы, выводы, действия по инструкции учителя, манипуляции с предметами. Анализ состава чисел, их сравнение. Запись и чтение чисел в тетради. Обозначение числа цифрой. Чтение, запись и решение задач, примеров. Работа с учебником и карточкой. |
28 29 | Мера длины - сантиметр | 2 | | Рассматривание и анализ предметов, рельефных рисунков. Ответы на вопросы, выводы, действия по инструкции учителя, манипуляции с предметами. |
30 | Закрепление пройденного | 1 | | Рассматривание и анализ предметов, рельефных рисунков. Ответы на вопросы, выводы, действия по инструкции учителя, манипуляции с предметами. Анализ состава чисел, их сравнение. Запись и чтение чисел в тетради. Обозначение числа цифрой. Чтение, запись и решение задач, примеров. Работа с учебником и карточкой. |
31 | Контрольная работа | 1 | | Выполнение заданий контрольной работы. |
32 | Работа над ошибками | 1 | | Рассматривание и анализ предметов, рельефных рисунков. Ответы на вопросы, выводы, действия по инструкции учителя, манипуляции с предметами. |
2 четверть
8 недель, 32 урока
N по порядку | Тема | Кол – во часов | Дата | Виды деятельности учащегося |
33 | Число и цифра 10. Запись вида: 9+1=10. 10 единиц = 1 десяток. | 1 | | Рассматривание и анализ предметов, рельефных рисунков. Ответы на вопросы, выводы, действия по инструкции учителя, манипуляции с предметами. Анализ состава чисел, их сравнение. Запись и чтение чисел в тетради. Обозначение числа цифрой. Чтение, запись и решение задач, примеров. Работа с учебником и карточкой. |
34 | Число и цифра 10. Запись вида: 10-1=9 | 1 | | Рассматривание и анализ предметов, рельефных рисунков. Ответы на вопросы, выводы, действия по инструкции учителя, манипуляции с предметами. Анализ состава чисел, их сравнение. Запись и чтение чисел в тетради. Обозначение числа цифрой. Чтение, запись и решение задач, примеров. Работа с учебником и карточкой. |
35 | Состав числа 10 | 1 | | Рассматривание и анализ предметов, рельефных рисунков. Ответы на вопросы, выводы, действия по инструкции учителя, манипуляции с предметами. Анализ состава чисел, их сравнение. Запись и чтение чисел в тетради. Обозначение числа цифрой. Чтение, запись и решение задач, примеров. Работа с учебником и карточкой. |
36 | Решение примеров. | 1 | | Рассматривание и анализ предметов, рельефных рисунков. Ответы на вопросы, выводы, действия по инструкции учителя, манипуляции с предметами. Анализ состава чисел, их сравнение. Запись и чтение чисел в тетради. Обозначение числа цифрой. Чтение, запись и решение задач, примеров. Работа с учебником и карточкой. |
37 | Решение задач. | 1 | | Рассматривание и анализ предметов, рельефных рисунков. Ответы на вопросы, выводы, действия по инструкции учителя, манипуляции с предметами. Анализ состава чисел, их сравнение. Запись и чтение чисел в тетради. Обозначение числа цифрой. Чтение, запись и решение задач, примеров. Работа с учебником и карточкой. |
38 | Запись вида: 10-10=0 | 1 | | Рассматривание и анализ предметов, рельефных рисунков. Ответы на вопросы, выводы, действия по инструкции учителя, манипуляции с предметами. |
39 40 | Меры стоимости | 2 | | Рассматривание и анализ предметов, рельефных рисунков. Ответы на вопросы, выводы, действия по инструкции учителя, манипуляции с предметами. Анализ состава чисел, их сравнение. Запись и чтение чисел в тетради. Обозначение числа цифрой. Чтение, запись и решение задач, примеров |
41 42 | Мера массы - килограмм | 2 | | Рассматривание и анализ предметов, рельефных рисунков. Ответы на вопросы, выводы, действия по инструкции учителя, манипуляции с предметами. Анализ состава чисел, их сравнение. Запись и чтение чисел в тетради. Обозначение числа цифрой. Чтение, запись и решение задач, примеров |
43 44 | Мера ёмкости - литр | 2 | | Рассматривание и анализ предметов, рельефных рисунков. Ответы на вопросы, выводы, действия по инструкции учителя, манипуляции с предметами. Анализ состава чисел, их сравнение. Запись и чтение чисел в тетради. Обозначение числа цифрой. Чтение, запись и решение задач, примеров |
45 46 | Число и цифра 11 | 2 | | Рассматривание и анализ предметов, рельефных рисунков. Ответы на вопросы, выводы, действия по инструкции учителя, манипуляции с предметами. Анализ состава чисел, их сравнение. Запись и чтение чисел в тетради. Обозначение числа цифрой. Чтение, запись и решение задач, примеров. |
47 48 49 | Число и цифра 12 | 3 | | Рассматривание и анализ предметов, рельефных рисунков. Ответы на вопросы, выводы, действия по инструкции учителя, манипуляции с предметами. Анализ состава чисел, их сравнение. Запись и чтение чисел в тетради. Обозначение числа цифрой. Чтение, запись и решение задач, примеров. |
50 51 52 | Число и цифра 13 | 3 | | Рассматривание и анализ предметов, рельефных рисунков. Ответы на вопросы, выводы, действия по инструкции учителя, манипуляции с предметами. Анализ состава чисел, их сравнение. Запись и чтение чисел в тетради. Обозначение числа цифрой. Чтение, запись и решение задач, примеров. |
53 54 55 | Число и цифра 14 | 3 | | Рассматривание и анализ предметов, рельефных рисунков. Ответы на вопросы, выводы, действия по инструкции учителя, манипуляции с предметами. Анализ состава чисел, их сравнение. Запись и чтение чисел в тетради. Обозначение числа цифрой. Чтение, запись и решение задач, примеров. |
56 57 58 | Число и цифра 15 | 3 | | Рассматривание и анализ предметов, рельефных рисунков. Ответы на вопросы, выводы, действия по инструкции учителя, манипуляции с предметами. Анализ состава чисел, их сравнение. Запись и чтение чисел в тетради. Обозначение числа цифрой. Чтение, запись и решение задач, примеров. |
59 60 | Решение задач | 2 | | Рассматривание и анализ предметов, рельефных рисунков. Ответы на вопросы, выводы, действия по инструкции учителя, манипуляции с предметами. Анализ состава чисел, их сравнение. Запись и чтение чисел в тетради. Обозначение числа цифрой. Чтение, запись, правильное оформление и решение задач, примеров. Использование краткого и полного ответа |
61 | Контрольная работа | 1 | | Выполнение заданий контрольной работы. |
62 | Работа над ошибками | 1 | | Рассматривание и анализ предметов, рельефных рисунков. Ответы на вопросы, выводы, действия по инструкции учителя, манипуляции с предметами. |
63 64 | Повторение пройденного материала. | 2 | | Рассматривание и анализ предметов, рельефных рисунков. Ответы на вопросы, выводы, действия по инструкции учителя, манипуляции с предметами. Анализ состава чисел, их сравнение. Запись и чтение чисел в тетради. Обозначение числа цифрой. Чтение, запись, правильное оформление и решение задач, примеров. Использование краткого и полного ответа |
3 четверть
10 недель, 40 уроков
N по порядку | Тема | Кол – во часов | Дата | Виды деятельности учащегося |
65 66 67 | Число и цифра 16. | 3 | | Рассматривание и анализ предметов, рельефных рисунков. Ответы на вопросы, выводы, действия по инструкции учителя, манипуляции с предметами. Анализ состава чисел, их сравнение. Запись и чтение чисел в тетради. Обозначение числа цифрой. Чтение, запись и решение задач, примеров |
68 69 70 | Число и цифра 17. | 3 | | Рассматривание и анализ предметов, рельефных рисунков. Ответы на вопросы, выводы, действия по инструкции учителя, манипуляции с предметами. Анализ состава чисел, их сравнение. Запись и чтение чисел в тетради. Обозначение числа цифрой. Чтение, запись и решение задач, примеров |
71 72 73 | Число и цифра 18. | 3 | | Рассматривание и анализ предметов, рельефных рисунков. Ответы на вопросы, выводы, действия по инструкции учителя, манипуляции с предметами. Анализ состава чисел, их сравнение. Запись и чтение чисел в тетради. Обозначение числа цифрой. Чтение, запись и решение задач, примеров |
74 75 76 | Число и цифра 19. | 3 | | Рассматривание и анализ предметов, рельефных рисунков. Ответы на вопросы, выводы, действия по инструкции учителя, манипуляции с предметами. Анализ состава чисел, их сравнение. Запись и чтение чисел в тетради. Обозначение числа цифрой. Чтение, запись и решение задач, примеров |
77 78 79 | Число и цифра 20. | 3 | | Рассматривание и анализ предметов, рельефных рисунков. Ответы на вопросы, выводы, действия по инструкции учителя, манипуляции с предметами. Анализ состава чисел, их сравнение. Запись и чтение чисел в тетради. Обозначение числа цифрой. Чтение, запись и решение задач, примеров |
80 81 82 | Повторение пройденного материала | 3 | | Рассматривание и анализ предметов, рельефных рисунков. Ответы на вопросы, выводы, действия по инструкции учителя, манипуляции с предметами. Анализ состава чисел, их сравнение. Запись и чтение чисел в тетради. Обозначение числа цифрой. Чтение, запись и решение задач, примеров |
83 | Самостоятельная работа | 1 | | Выполнение заданий самостоятельной работы . |
84 85 86 | Задача (условие, вопрос) | 3 | | Рассматривание и анализ предметов, рельефных рисунков, составление задач по рельефным рисункам. Использование краткого и полного ответов, ответ полным предложением выводы, действия по инструкции учителя, манипуляции с предметами. Анализ состава чисел, их сравнение. Запись и чтение чисел в тетради. Обозначение числа цифрой. Чтение, оформление и решение задач, примеров. |
87 88 89 | Присчитывание и отсчитывание по 2 | 3 | | Рассматривание и анализ предметов, рельефных рисунков. Ответы на вопросы, выводы, действия по инструкции учителя, манипуляции с предметами. Анализ состава чисел, их сравнение. Запись и чтение чисел в тетради. Обозначение числа цифрой. Чтение, запись и решение задач, примеро |
90 91 92 93 | Задачи на увеличение/уменьшение числа на несколько единиц | 4 | | Рассматривание и анализ предметов, рельефных рисунков. Ответы на вопросы, выводы, действия по инструкции учителя, манипуляции с предметами. Анализ состава чисел, их сравнение. Запись и чтение чисел в тетради. Обозначение числа цифрой. Чтение, запись и решение задач, примеров. |
94 95 | Закрепление пройденного | 2 | | Рассматривание и анализ предметов, рельефных рисунков. Ответы на вопросы, выводы, действия по инструкции учителя, манипуляции с предметами. Анализ состава чисел, их сравнение. Запись и чтение чисел в тетради. Обозначение числа цифрой. Чтение, запись и решение задач, примеров. |
96 97 98 | Сравнение чисел | 3 | | Рассматривание и анализ предметов, рельефных рисунков. Ответы на вопросы, выводы, действия по инструкции учителя, манипуляции с предметами. Анализ состава чисел, их сравнение. Запись и чтение чисел в тетради. Обозначение числа цифрой. Чтение, запись и решение задач, примеров, сравнение чисел. |
99 100 | Сравнение отрезков по длине | 2 | | Рассматривание и анализ предметов, рельефных рисунков. Ответы на вопросы, выводы, действия по инструкции учителя, манипуляции с предметами. Построение (при помощи учителя прямой линии) отрезков и их сравнение по длине. |
101 | Контрольная работа | 1 | | Выполнение заданий контрольной работы |
102 | Работа над ошибками | 1 | | Рассматривание и анализ предметов, рельефных рисунков. Ответы на вопросы, выводы, действия по инструкции учителя, манипуляции с предметами |
103 104 | Резервный урок. | 2 | | Рассматривание и анализ предметов, рельефных рисунков. Ответы на вопросы, выводы, действия по инструкции учителя, манипуляции с предметами. Анализ состава чисел, их сравнение. Запись и чтение чисел в тетради. Обозначение числа цифрой. Чтение, запись и решение задач, примеров. |
4 четверть
8 недель, 32 урока
N по порядку | Тема | Кол – во часов | Дата | Виды деятельности учащегося |
105 | Повторение изученного | 1 | | Рассматривание и анализ предметов, рельефных рисунков. Ответы на вопросы, выводы, действия по инструкции учителя, манипуляции с предметами. Анализ состава чисел, их сравнение. Запись и чтение чисел в тетради. Обозначение числа цифрой. Чтение, запись и решение задач, примеров. |
106 107 | Нумерация | 2 | | Рассматривание и анализ предметов, рельефных рисунков. Ответы на вопросы, выводы, действия по инструкции учителя, манипуляции с предметами. Анализ состава чисел, их сравнение. Запись и чтение чисел в тетради. Обозначение числа цифрой. Чтение, запись и решение задач, примеров. |
108 109 | Состав числа 11 | 2 | | Рассматривание и анализ предметов, рельефных рисунков. Ответы на вопросы, выводы, действия по инструкции учителя, манипуляции с предметами. Анализ состава чисел, их сравнение. Запись и чтение чисел в тетради. Обозначение числа цифрой. Чтение, запись и решение задач, примеров. |
110 111 | Состав числа 12 | 2 | | Рассматривание и анализ предметов, рельефных рисунков. Ответы на вопросы, выводы, действия по инструкции учителя, манипуляции с предметами. Анализ состава чисел, их сравнение. Запись и чтение чисел в тетради. Обозначение числа цифрой. Чтение, запись и решение задач, примеров. |
112 113 | Состав числа 13 | 2 | | Рассматривание и анализ предметов, рельефных рисунков. Ответы на вопросы, выводы, действия по инструкции учителя, манипуляции с предметами. Анализ состава чисел, их сравнение. Запись и чтение чисел в тетради. Обозначение числа цифрой. Чтение, запись и решение задач, примеров. |
114 115 | Состав числа 14 | 2 | | Рассматривание и анализ предметов, рельефных рисунков. Ответы на вопросы, выводы, действия по инструкции учителя, манипуляции с предметами. Анализ состава чисел, их сравнение. Запись и чтение чисел в тетради. Обозначение числа цифрой. Чтение, запись и решение задач, примеров. |
116 117 | Состав числа 15 | 2 | | Рассматривание и анализ предметов, рельефных рисунков. Ответы на вопросы, выводы, действия по инструкции учителя, манипуляции с предметами. Анализ состава чисел, их сравнение. Запись и чтение чисел в тетради. Обозначение числа цифрой. Чтение, запись и решение задач, примеров. |
118 119 | Состав числа 16 | 2 | | Рассматривание и анализ предметов, рельефных рисунков. Ответы на вопросы, выводы, действия по инструкции учителя, манипуляции с предметами. Анализ состава чисел, их сравнение. Запись и чтение чисел в тетради. Обозначение числа цифрой. Чтение, запись и решение задач, примеров. |
120 121 | Состав числа 17 | 2 | | Рассматривание и анализ предметов, рельефных рисунков. Ответы на вопросы, выводы, действия по инструкции учителя, манипуляции с предметами. Анализ состава чисел, их сравнение. Запись и чтение чисел в тетради. Обозначение числа цифрой. Чтение, запись и решение задач, примеров. |
122 123 | Состав числа 18 | 2 | | Рассматривание и анализ предметов, рельефных рисунков. Ответы на вопросы, выводы, действия по инструкции учителя, манипуляции с предметами. Анализ состава чисел, их сравнение. Запись и чтение чисел в тетради. Обозначение числа цифрой. Чтение, запись и решение задач, примеров. |
124 125 | Состав числа 19 | 2 | | Рассматривание и анализ предметов, рельефных рисунков. Ответы на вопросы, выводы, действия по инструкции учителя, манипуляции с предметами. Анализ состава чисел, их сравнение. Запись и чтение чисел в тетради. Обозначение числа цифрой. Чтение, запись и решение задач, примеров. |
126 127 | Состав числа 20 | 2 | | Рассматривание и анализ предметов, рельефных рисунков. Ответы на вопросы, выводы, действия по инструкции учителя, манипуляции с предметами. Анализ состава чисел, их сравнение. Запись и чтение чисел в тетради. Обозначение числа цифрой. Чтение, запись и решение задач, примеров. |
128 129 130 | Решение задач | 3 | | Рассматривание и анализ предметов, рельефных рисунков. Ответы на вопросы, выводы, действия по инструкции учителя, манипуляции с предметами. Анализ состава чисел, их сравнение. Запись и чтение чисел в тетради. Обозначение числа цифрой. Чтение, запись и решение задач, примеров. |
131 | Контрольная работа | 1 | | Выполнение заданий контрольной работы. |
132 | Работа над ошибками | 1 | | Рассматривание и анализ предметов, рельефных рисунков. Ответы на вопросы, выводы, действия по инструкции учителя, манипуляции с предметами. Анализ состава чисел, их сравнение. Запись и чтение чисел в тетради. Обозначение числа цифрой. Чтение, запись и решение задач, примеров |
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебники | Учебные пособия | Методические пособия |
1. Т В. Алышева Математика. Учебник 1 кл. Ч. 2.,8 вид. – М.: «Просвещение» 2016 г. 2. Т. В. Алышева Математика. Учебник 2 кл. Ч. 1., 8 вид.- М.: «Просвещение» 2016 г. 3. Т. В. Алышева Математика 2 класс МИПО РЕПРО, 2013 | Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений Vlll вида под ред. Воронковой В. В. 1 – 4 классы - М.: Просвещение, 2013. | |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Низкий уровень
Учащиеся научатся:
Организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой;
Правильно держать карандаш, грифель;
Называть прямой при счете в пределах 15;
Называть предыдущее и последующее число;
Узнавать и назвать основные геометрические фигуры;
Описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве: слева, справа (левее – правее), вверху, внизу (выше – ниже), перед, за, между и др.;
Считать в пределах 15 (с использованием предметов для наглядности)
Знать и уметь записывать числа до 10;
Решать простые задачи;
Записывать и читать примеры;
Пользоваться линейкой, строить луч, отрезок (с помощью учителя)
Учащиеся получат возможность научиться:
Считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, движения, слоги, слова и т.п.);
Читать, записывать, сравнивать числа в пределах 15 (используя знаки сравнения «», «
Объяснять, как образуются числа в числовом ряду, объяснять, что обозначает каждая цифра в их записи;
Понимать смысл слов (слева, справа, вверху, внизу и др.), описывающих положение предмета на плоскости и в пространстве, следовать инструкции, описывающей положение предмета на плоскости;
Распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, линии, прямая, отрезок, луч, круг);
Чертить отрезки заданной длины линейки (с помощью учителя)
Высокий уровень
Учащиеся научатся:
Организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой;
Правильно держать карандаш, грифель;
Называть прямой и обратный порядок при счете в пределах 20;
Называть предыдущее и последующее число;
Узнавать и назвать основные геометрические фигуры;
Описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве: слева, справа (левее – правее), вверху, внизу (выше – ниже), перед, за, между и др.;
Считать в пределах 20 (с использованием предметов для наглядности)
Знать и уметь записывать числа до 20;
Выбирать нужный знак при решении простых задач;
Решать простые задачи;
Записывать и читать примеры;
Пользоваться линейкой, строить луч, отрезок (с помощью учителя)
Учащиеся получат возможность научиться:
Считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, движения, слоги, слова и т.п.) и устанавливать порядковый номер того или иного предмета при указанном порядке счета;
Читать, записывать, сравнивать числа в пределах 20 (используя знаки сравнения «», «
Объяснять, как образуются числа в числовом ряду, объяснять, что обозначает каждая цифра в их записи;
Решать задачи (в 2 действия), в том числе и задачи практического содержания;
Понимать смысл слов (слева, справа, вверху, внизу и др.), описывающих положение предмета на плоскости и в пространстве, следовать инструкции, описывающей положение предмета на плоскости;
Распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, линии, прямая, отрезок, луч, ломаная, многоугольник, круг); чертить отрезки заданной длины с помощью оцифрованной линейки (с помощью учителя).
Учитель:____________/Маркова Т. C.