Рабочая программа по предмету «Музыка» для 1 класса разработана в соответствии с ФГОС НОО второго поколения; примерной основной образовательной программой начального общего образования, внесенной в реестр примерных основных образовательных программ от 08.04.2015 года №1-15; авторской программы Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагиной «Музыка»1- 4 классы,
учебным планом МКОУ «Свердликовская средняя общеобразовательная школа» на 2020 - 2021 учебный год, согласно которому рабочая программа для 1 класса предусматривает обучение музыке в объёме 1 час в неделю, 33 часа в год.
Рабочая программа ориентирована на учебник Е.Д. Критской «Музыка». 1 класс.- М.: Просвещение, 2020 г.
Личностные результаты освоения образовательной программы начального общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
- целостный, социально - ориетированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;
- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие музыкально – эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально – ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими при изучении одного, нескольких или всех предметов универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях, т.е. учебные действия учащихся, проявляющиеся в познавательной и практической деятельности:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей;
- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщение, установления аналогий в процессе интонационно – образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально – творческой деятельности;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т.д.).
Предметные требования включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно – нравственном развитии;
- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому- либо виду) музыкально - творческой деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной, классической и современной; понимать содержание, интонационно – образный смысл произведений разных жанров и стилей;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально – пластических композиций, исполнение вокально – хоровых произведений.
Тема | Содержание курса | Характеристика деятельности учащихся |
«Музыка вокруг нас» - 16 ч. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительносгь в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель — слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух- и трехчастные, вариации, рондо и др. |
Как услышать музыку. | «Композитор – исполнитель – слушатель. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Муза – волшебница, добрая фея, раскрывающая перед школьниками чудесный мир звуков, которыми наполнено все вокруг. | Выполнять учебные действия в качестве слушателя. Использовать общие приемы решения задач; ориентироваться в информационном материале. Оценивать собственное поведение. Воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке. |
И Муза вечная со мной. | Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. | Преобразовывать познавательную задачу в практическую. Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работать в паре, группе. |
Хоровод муз. | Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Истоки возникновения музыки. | Уметь: сочинять (импровизировать) мелодию на заданный текст Ролевая игра «Играем в композитора». Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Осуществлять поиск необходимой информации. Ставить вопросы, обращаться за помощью, контролировать свои действия в коллективной работе. |
Повсюду музыка слышна. | Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия).Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Мелодия – главная мысль любого музыкального произведения. Выявление характерных особенностей жанров: песня, танец, марш на примере пьес из «Детского альбома» П.И.Чайковского. | Уметь: определять настроение стихотворений, музыкальных произведений. Формировать и удерживать учебную задачу. Использовать общие приемы решения исполнительской задачи. Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. |
Душа музыки – мелодия. | Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке.Связать жизненные впечатления школьников об осени с художественными образами поэзии, рисунками художника, музыкальными произведениями П.И.Чайковского и Г.В.Свиридова, детскими песнями. Звучание музыки в окружающей жизни и внутри самого человека. Куплетная форма песен. | Формулировать и удерживать учебную задачу. Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Формулировать собственное мнение и позицию. |
Музыка осени. | Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Региональные музыкально – поэтические традиции.Развитие темы природы в музыке. Овладение элементами алгоритма сочинения мелодии. Вокальные импровизации детей. Ролевая игра «Играем в композитора». Понятия «мелодия» и «аккомпанемент». | Знать: понятия: мелодия, аккомпанемент. Уметь: сочинять (импровизировать) мелодию на заданный текст. Выполнять учебные действия в качестве композитора. Использовать общие приемы в решении исполнительских задач. Ставить вопросы, формулировать затруднения, предлагать помощь. |
Сочини мелодию. | Выбор наиболее удачных сочинений; поиск нужной интонации; ролевая игра. | Знать: понятия: ноты, звуки, звукоряд, нотный стан, или нотоносец, скрипичный ключ. Выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Осуществлять и выделять необходимую информацию. Участвовать в коллективном пении, музицировании, в коллективных инсценировках. |
Азбука, азбука каждому нужна. | Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки. Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту. | Знать: понятие народная музыка. Уметь: определять на слух звучание свирели, рожка, гуслей Знакомство с народной музыкой и инструментами. Формулировать и удерживать учебную задачу. Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Проявлять активность в решении познавательных задач |
Музыкальная азбука. | Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки. Запись нот - знаков для обозначения музыкальных звуков. Музыкальная азбука – взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом. Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту. Элементы музыкальной грамоты: ноты, нотоносец, скрипичный ключ. | Знать: понятия: мелодия, аккомпанемент, композитор, исполнитель, слушатель; звукоряд, нотный стан, скрипичный ключ. Использовать установленные правила в контроле способов решения задач. Ориентироваться в разнообразии способов решения учебной задачи. Обращаться за помощью к учителю, одноклассникам. |
Музыкальные инструменты. | Народные музыкальные традиции Отечества. Региональные музыкальные традиции. Музыкальные инструменты русского народа – свирели, дудочки, рожок, гусли. Внешний вид, свой голос, умельцы-исполнители и мастера-изготовители народных инструментов. Знакомство с понятием «тембр». | Знать: понятия: мелодия, марш, танец, песня. Уметь: определять настроение стихотворений, музыкальных произведений. Составлять план и последовательность действий. Осуществлять поиск необходимой информации. Ставить вопросы, формулировать собственное мнение и позицию. |
«Садко». Из русского былинного сказа. | Наблюдение народного творчества. Знакомство с народным былинным сказом “Садко”. Знакомство с жанрами музыки, их эмоционально-образным содержанием, со звучанием народного инструмента - гуслями. Знакомство с разновидностями народных песен – колыбельные, плясовые. На примере музыки Н.А.Римского -Корсакова дать понятия «композиторская музыка». | Знать: понятие: музыка авторская Уметь: определять на слух звучание флейты, арфы, фортепиано. Знакомство с понятием профессиональная музыка. Формулировать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия в качестве слушателя. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Использовать речь для регуляции своего действия; ставить вопросы. |
Музыкальные инструменты. | Народные музыкальные традиции Отечества. Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка. Сопоставление звучания народных инструментов со звучанием профессиональных инструментов: свирель- флейта, гусли – арфа – фортепиано. | Знать: отличия народной от профессиональной музыки. Уметь: приводить примеры; отвечать на проблемные вопросы. Определение «звучания» в картинах народной или профессиональной музыки. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Читать простое схематическое изображение. |
Звучащие картины. | Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка. Расширение художественных впечатлений учащихся, развитие их ассоциативно-образного мышления на примере репродукций известных произведений живописи, скульптуры разных эпох. Направление на воспитание у учащихся чувство стиля - на каких картинах “звучит” народная музыка, а каких - профессиональная, сочиненная композиторами. | Развитие умений и навыков выразительного исполнения детьми песни; составление исполнительского плана песни. Формулировать и удерживать учебную задачу. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Формулировать собственное мнение и позицию. |
Разыграй песню. | Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки - движение музыки. Развитие музыки в исполнении. Развитие умений и навыков выразительного исполнения детьми песни Л. Книппера «Почему медведь зимой спит». Выявление этапов развития сюжетов. Подойти к осознанному делению мелодии на фразы, осмысленному исполнению фразировки. Основы понимания развития музыки. | Знать: понятия: народные праздники. Формулировать и удерживать учебную задачу. Понимать содержание рисунка и соотносить его с музыкальными впечатлениями. Ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника |
Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины | Народные музыкальные традиции Отечества. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Духовная музыка в творчестве композиторов. Наблюдение народного творчества. Введение детей в мир духовной жизни людей. Знакомство с религиозными праздниками, традициями, песнями. Знакомство с сюжетом о рождении Иисуса Христа и народными обычаями празднования церковного праздника - Рождества Христова. Осознание образов рождественских песен, народных песен-колядок. | Уметь: выразительно исполнять колядки. Сольное и хоровое выразительное исполнение рождественских колядок. Узнавать, называть и определять явления окружающей действительности. Обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. |
Добрый праздник среди зимы. | Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о музыкальном жанре – балет. Урок посвящен одному из самых любимых праздников детворы – Новый год. Знакомство сосказкой Т.Гофмана и музыкой балета П.И.Чайковского «Щелкунчик», который ведет детей в мир чудес, волшебства, приятных неожиданностей. | Знать: музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Преобразовывать практическую задачу в познавательную. Ставить и формулировать проблему. Строить монологичное высказывание, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки. |
Музыка и ты (17 ч.) Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык. |
Край, в котором ты живешь. | Сочинения отечественных композиторов о Родине. Россия - Родина моя. Отношение к Родине, ее природе, людям, культуре, традициям и обычаям. Идея патриотического воспитания. Понятие “Родина” - через эмоционально-открытое, позитивно-уважительное отношение к вечным проблемам жизни и искусства. Родные места, родительский дом, восхищение красотой материнства, поклонениетруженикам и защитникам родной земли. Гордость за свою родину. Музыка о родной стороне, утешающая в минуты горя и отчаяния, придававшая силы в дни испытаний и трудностей, вселявшая в сердце человека веру, надежду, любовь…Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь. Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям художественных образах. | Знать: понятия: родина, малая родина. Уметь: объяснять их Слушание музыки. Исполнение песен о Родине Выполнять учебные действия в качестве слушателя. Использовать общие приемы решения задач; ориентироваться в информационном материале учебника. Оценивать собственное поведение. Воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке. |
Художник, поэт, композитор. | Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь. Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям художественных образах. Обращение к жанру пейзажа, зарисовкам природы в разных видах искусства. Музыкальные пейзажи - это трепетное отношение композиторов к увиденной, “услышанной сердцем”, очаровавшей их природе. Логическое продолжение темы взаимосвязи разных видов искусства, обращение к жанру песни как единству музыки и слова. | Уметь: находить общее в стихотворном, художественном и музыкальном пейзаже. Образный анализ картины. Интонационно-образный анализ музыки. Пластический этюд стихотворения. Преобразовывать познавательную задачу в практическую. Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работать в паре, группе. |
Музыка утра. | Интонационно – образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Рассказ музыки о жизни природы. Значение принципа сходства и различия как ведущего в организации восприятия музыки детьми. Контраст музыкальных произведений, которые рисуют картину утра. У музыки есть удивительное свойство- без слов передавать чувства, мысли, характер человека, состояние природы. Характер музыки особенно отчетливо выявляется именно при сопоставлении пьес. Выявление особенностей мелодического рисунка, ритмичного движения, темпа, тембровых красок инструментов, гармонии, принципов развитии формы. Выражение своего впечатления от музыки к рисунку. | Уметь: проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения (чувства, характер, настроение) Музыкальный пейзаж. Фортепианное и оркестровое исполнение музыки Выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Осуществлять поиск необходимой информации. Ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке. |
Музыка вечера. | Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Вхождение в тему через жанр - колыбельной песни. Особенности колыбельной музыки. Особенность вокальной и инструментальной музыки вечера (характер, напевность, настроение). Исполнение мелодии с помощью пластического интонирования: имитирование мелодии на воображаемой скрипке. Обозначение динамики, темпа, которые подчеркивают характер и настроение музыки. | Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыкальных сочинений. Слушание и анализ музыки. Пластическое интонирование «Менуэта» Использовать речь для регуляции своего действия. Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. |
Музыкальные портреты. | Выразительность и изобразительность в музыке. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Сходство и различие музыки и разговорной речи на примере вокальной миниатюры «Болтунья» С.Прокофьева на стихи А. Барто. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Тайна замысла композитора в названии музыкального произведения. Отношение авторов произведений поэтов и композиторов к главным героям музыкальных портретов. | Уметь: определять настроение стихотворений, музыкальных произведений. Музыкальные краски: мажор, минор; куплетная форма песни. Формулировать и удерживать учебную задачу. Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Формулировать собственное мнение и позицию. |
Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка. | Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: игры – драматизации. Знакомство со сказкой и народной игрой “Баба-Яга”. Встреча с образами русского народного фольклора. | Знать: понятия: мелодия, аккомпанемент, композитор, исполнитель, слушатель; звукоряд, нотный стан, скрипичный ключ. Уметь: инсценировать сказку. Использовать установленные правила в контроле способов решения задач. Ориентироваться в разнообразии способов решения учебной задачи. Обращаться за помощью к учителю, одноклассникам. |
«Музы не молчали…» | Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Тема защиты Отечества. Тема защиты Отечества. Подвиги народа в произведениях художников, поэтов, композиторов. Память и памятник - общность в родственных словах. Память о полководцах, русских воинах, солдатах, о событиях трудных дней испытаний и тревог, сохраняющихся в народных песнях, образах, созданными композиторами. Музыкальные памятники защитникам Отечества. | Знать: понятия: мелодия, марш, танец, песня. Уметь: определять настроение стихотворений, музыкальных произведений. Составлять план и последовательность действий. Осуществлять поиск необходимой информации. Ставить вопросы, формулировать собственное мнение и позицию. |
Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент. | Музыкальные инструменты. Инструментовка и инсценировка песен. Игровые песни, с ярко выраженным танцевальным характером. Звучание народных музыкальных инструментов. | Знать: музыкальные инструменты. Уметь: объяснять их. Исполнение песен о Родине. Выполнять учебные действия в качестве слушателя. Использовать общие приемы решения задач; Ориентироваться в информационном материале учебника. |
Мамин праздник. | Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Урок посвящен самому дорогому человеку - маме. Осмысление содержания построено на сопоставлении поэзии и музыки. Весеннее настроение в музыке и произведениях изобразительного искусства. Напевность, кантилена в колыбельных песнях, которые могут передать чувство покоя, нежности, доброты, ласки. | Уметь: определять настроение стихотворений, музыкальных произведений. Музыкальные краски: мажор, минор; куплетная форма песни. Формулировать и удерживать учебную задачу. Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Формулировать собственное мнение и позицию. |
Музыкальные инструменты. | Музыкальные инструменты. Встреча с музыкальными инструментами – фортепиано и клавесин. Внешний вид, тембр этих инструментов, выразительные возможности. Знакомство с внешним видом, тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов - лютня, гитара. Сопоставление звучания произведений, исполняемых на клавесине и фортепиано. Мастерство исполнителя-музыканта. | Уметь: проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения (чувства, характер, настроение). Музыкальный пейзаж. Фортепианное и оркестровое исполнение музыки. Выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Осуществлять поиск необходимой информации. Ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке. |
«Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины | Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Знакомство с музыкальными инструментами, через алжирскую сказку “Чудесная лютня”. Размышление о безграничных возможностях музыки в передаче чувств, мыслей человека, силе ее воздействия. Обобщенная характеристика музыки, дающая представление об особенностях русской народной протяжной, лирической песни разудалой плясовой. Выполнение задания и выявление главного вопроса: какая музыка может помочь иностранному гостю лучше узнать другую страну? Художественный образ. Закрепление представления о музыкальных инструментах и исполнителях. Характер музыки и ее соответствие настроению картины. | Уметь: строить рассуждения, обобщения. Применять установленные правила, использовать речь для регуляции своего действия. Договариваться о распределении функций и ролей в совместной творческой деятельности. |
Музыка в цирке. | Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Песня, танец, марш и их разновидности. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Цирковое представление с музыкой, которая создает праздничное настроение. Музыка, которая звучит в цирке и помогает артистам выполнять сложные номера, а зрителям подсказывает появление тех или иных действующих лиц циркового представления. | Определять жанровую принадлежность музыкальных произведений, песня- танец – марш Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Концентрация воли для преодоления затруднений; применять установленные правила. Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. |
Дом, который звучит. | Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Песенность, танцевальность, маршевость. Введение первоклассников в мир музыкального театра. Путешествие в музыкальные страны, как опера и балет. Герои опер - поют, герои балета - танцуют. Пение и танец объединяет музыка. Сюжетами опер и балетов становятся известные народные сказки. В операх и балетах “встречаются” песенная, танцевальная и маршевая музыка. | Анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию; Выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; Формулировать собственное мнение и позицию, вести устный диалог, слушать собеседника. |
Опера-сказка. | Опера. Песенность, танцевальность, маршевость. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Детальное знакомство с хорами из детских опер. Персонажи опер имеют свои яркие музыкальные характеристики – мелодии-темы. Герои опер могут петь по одному - солист и вместе – хором в сопровождении фортепиано или оркестра. В операх могут быть эпизоды, когда звучит только инструментальная музыка. | Знать: понятие опера- сказка. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; Использовать речь для регуляции своего действия; Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. |
«Ничего на свете лучше нету». | Музыка для детей: мультфильмы. Любимые мультфильмы и музыка, которая звучит повседневно в нашей жизни. Знакомство с композиторами-песенниками, создающими музыкальные образы. | Анализировать информацию. Выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; Формулировать собственное мнение и позицию, вести диалог, слушать собеседника. |
Афиша. Программа. Твой музыкальный словарик. | Слушание произведений и их интонационно-образный анализ, составление художественных композиций, в которых могут сочетаться пение, пластическое нитонирование, инструментальное музицирование. | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. |
Обобщающий урок. (Урок-концерт.) | Обобщение музыкальных впечатлений первоклассников за 4 четверть и год. Исполнение выученных песен в течение всего года. Составление афиши и программы концерта. | Предвосхищать результат, осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных видах музыкальной деятельности. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. |