СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету Обществознание 5-9 класс на 2020-2021 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету Обществознание  на 2020-2021 учебный год

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету Обществознание 5-9 класс на 2020-2021 учебный год»





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

5-9 КЛАССЫ















































1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе

  • требований ФГОС общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897),

  • примерной образовательной программы по обществознанию,

  • авторской программы по обществознанию для 5 - 9 классов Л. Н. Боголюбова. (Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2019г.

Линия учебников Л.Н. Боголюбова соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрена РАО и РАН, имеет гриф «Рекомендовано» и включена в Федеральный перечень.

Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. Выпускник основной школы должен получить достаточно полное представление о возможностях, которые существуют в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества. Курс призван помогать предпрофильному самоопределению.

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важным содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процесс восприятия социальной ( в том числе экономической и правовой информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ;

  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний о необходимых для социальной адаптации об обществе, об основных социальных ролях, о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде, о сферах человеческой деятельности, о способах регулирования общественных отношений, о механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина.

  • формировании опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.


2. Общая характеристика учебного предмета

Последовательность, предлагаемая в рабочей программе по обществознанию для основной школы, обусловлена, помимо учета общих принципов отбора содержания и логики его развертывания, также особенностям построения учебного содержания курса для школьников-подростков.

Программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учётом возрастных особенностей учащихся.

Содержание первого этапа курса (5-7 классы), обращенное к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представления об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедли­вости и несправедливости. Основой содержания являются мо­ральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориен­тиры, формирующего образцы достойного поведения.

В 5 классе содержание курса носит преимущественно про­педевтический характер, связанный с проблемами социали­зации младших подростков. На этом этапе необходимо обе­спечить преемственность по отношению к курсу «Окружаю­щий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социаль­ные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого - тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человече­ской жизни в теме «Труд» до самого общественно значимо­го - тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их обществен­ном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.

В 6 классе содержание курса возвращает к изученному в предшествующем году, но на более высоком уровне: круг знаний о человеке в обществе расширяется. Тема «Человек в социальном измерении» даёт относительно развёрнутое пред­ставление о личности и её социальных качествах, о челове­ческой деятельности, включая познавательную. Проблеме ка­честв, свойственных человеку, посвящена и следующая тема - «Нравственные основы жизни», а тема «Человек среди людей» характеризует его взаимоотношения с другими людьми.

В 7 классе школьники проходят важный рубеж своего соци­ального взросления: им исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина Российской Федерации, расширяются их права в экономических отношениях, наступает уголовная ответственность за некоторые виды преступлений. Соответ­ственно курс даёт им две необходимые на этом рубеже соци­ализации темы. Первая из них - «Регулирование поведения людей в обществе» - представляет собой цикл уроков, рас­считанных на формирование первоначальных и в определён­ной мере упорядоченных знаний о роли социальных норм в жизни человека и общества. Материал темы включает сюже­ты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения зако­на, о правах человека и, отдельно, о правах ребёнка. Спе­циальный урок посвящен необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского долга. Вторая тема - «Человек в эко­номических отношениях» - даёт представление о таких про­явлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики - производству, в процессе которого реа­лизуется её важнейшая роль в обществе - создание матери­альных благ для удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскры­тии способов рационального поведения основных участников экономики -потребителей и производителей. Кроме того, программа предполагает раскрытие основной проблематики нравственных и правовых отношений человека и природы (тема «Человек и природа»).

На втором этапе курса для старших подростков (8-9 клас­сы) все его содержательные компоненты (социально-психо­логические, морально-этические, социологические, экономи­ческие, правовые и т. д.) раскрываются более обстоятельно, систематично, целостно.

В 8 классе предложены четыре темы. Первая - «Личность и общество» - вводит в круг проблем современного обще­ства и общественных отношений. Следующая тема - «Сфера духовной жизни» - вводит ученика в круг проблем морали, важных для осознания себя как существа нравственного. Кроме того, в этой теме учащиеся получают возможность по­знакомиться с функционированием в обществе системы обра­зования, науки и религии, с информационными процессами в обществе. Тема «Экономика» углубляет знания учащихся об основных экономических проявлениях (производство, обмен, потребление) через раскрытие ключевых экономических по­нятий. Изучаются понятия относительно высокой степени обобщённости, охватывающие широкий спектр разнообраз­ных явлений экономической жизни (экономическая система, рынок, собственность, ограниченность ресурсов). Преимуще­ство отдано рассмотрению вопросов микроэкономики - эко­номическим отношениям между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, производители, фирмы). Специ­альное внимание уделено и некоторым макроэкономическим проблемам, включая роль государства в экономике, безра­ботицу, международную торговлю. Тема «Социальная сфера» раскрывает ключевые социологические понятия: социальная структура, социальные группы, социальная роль, социальный статус, социальная мобильность, социальный конфликт, меж­национальные отношения. На их основе характеризуются со­циальные отношения в современном обществе.

В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика» даёт обобщённое представление о власти и отношениях по поводу власти, раскрывает роль государства, возможности участия граждан в управлении де­лами общества. Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объём учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Часть уроков отводится вопросам теории права, другая - от­раслям права. Особое внимание уделено элементам конститу­ционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ. Учащимся предъявляются в опреде­лённой мере систематизированные знания о праве.

Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе осуществляет во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования: Клуб юных учёных, кружки социальной направленности «СМИ», спортивные секции и музейно-экскурсионная работа. Курс имеет своё логическое продолжение в деятельности Ученического совета, системе воспитательной работы и системе самоуправления. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушени­ям, наркомании, другим негативным явлениям.

Достижение поставленных целей, успешное овладение учеб­ным содержанием данного предмета предполагают использова­ние разнообразных средств и методов обучения. Основные методы обучения основаны на деятельностном подходе: метод проектов и исследований, методика проблемного и развивающего обучения, рефлексивные методы. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществозна­нию, особое значение приобретают методы личностно ориентированного обучения, помогающие рас­крытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положе­ний, связи обобщённых знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдени­ями детей и с их уже сложившимися представлениями (а воз­можно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 5-9 классов готовности к правомерному и нравственно одо­бряемому поведению предполагает использование метода реконструкций и анализ с по­зиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения. Особого внимания требует использование в учебном про­цессе компьютерных технологий.

Программа по обществознанию для основной школы при­звана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.






3. Описание места предмета «Обществознание» в учебном плане.


Обществознание в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 170 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час.


4. Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета «Обществознание»


Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1)использование элементов причинно-следственного анализа;
2)исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной  жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.







5. Содержание учебного предмета


СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ

I. Человек в социальном измерении

Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни.

Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с ограниченными возможностями и осо­быми потребностями.

Как человек познаёт мир и самого себя. Образование и са­мообразование.

Социальное становление человека: как усваиваются соци­альные нормы. Социальные «параметры личности».

Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Ста­тус. Типичные социальные роли.

Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста. Отношения в семье и со сверстниками.

Гендер как «социальный пол». Различия в поведении маль­чиков и девочек.

Национальная принадлежность: влияет ли она на социаль­ное положение личности.

Гражданско-правовое положение личности в обществе. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения.

II. Ближайшее социальное окружение

Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье.

Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников.

Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и пути их разрешения.

СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО

III. Общество - большой «дом» человечества

Что связывает людей в общество. Устойчивость и изменчи­вость в развитии общества. Основные типы обществ. Обще­ственный прогресс.

Сферы общественной жизни, их взаимосвязь.

Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Экономика.

Социальные различия в обществе: причины их возникно­вения и проявления. Социальные общности и группы.

Государственная власть, её роль в управлении обществен­ной жизнью.

Из чего складывается духовная культура общества. Духов­ные богатства общества: создание, сохранение, распростране­ние, усвоение.

IV. Общество, в котором мы живём

Мир как единое целое. Ускорение мирового общественного развития.

Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.

Глобальные проблемы современности. Экологическая си­туация в современном глобальном мире: как спасти при­роду.

Российское общество в начале XXI в.

Ресурсы и возможности развития нашей страны: какие за­дачи стоят перед отечественной экономикой. Основы конституционного строя Российской Федерации. Го­сударственное устройство нашей страны, многонациональный состав её населения. Что значит сегодня быть гражданином своего Отечества? Духовные ценности российского народа. Культурные до­стижения народов России: как их сохранить и приумножить.

Место России среди других государств мира.




СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ

V. Регулирование поведения людей в обществе

Социальные нормы и правила общественной жизни. Об­щественные традиции и обычаи.

Общественное сознание и ценности. Гражданственность и патриотизм.

Мораль, её основные принципы. Добро и зло. Законы и правила нравственности. Моральные нормы и моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние моральных устоев на развитие общества и человека.

Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Нормы права. Понятие прав, сво­бод и обязанностей.

Дееспособность и правоспособность человека. Правоотно­шения, субъекты права.

Конституция Российской Федерации - Основной закон государства. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина.

Личные (гражданские) права, социально-экономические и культурные права, политические права и свободы россий­ских граждан.

Как защищаются права человека в России.

Конституционные обязанности российского гражданина. Обя­занность платить налоги. Обязанность бережно относиться к природным богатствам. Защита Отечества - долг и обязан­ность.

VI. Основы российского законодательства

Гражданские правоотношения. Гражданско-правовые споры.

Семейные правоотношения. Права и обязанности родите­лей и детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей.

Трудовые правоотношения. Права, обязанности и ответ­ственность работника и работодателя. Особенности положе­ния несовершеннолетних в трудовых правоотношениях.

Административные правоотношения. Административное правонарушение.

Преступление и наказание. Правовая ответственность не­совершеннолетних.

Правоохранительные органы. Судебная система.

ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

VII. Мир экономики

Экономика и её роль в жизни общества. Экономические ресурсы и потребности. Товары и услуги. Цикличность эко­номического развития.

Современное производство. Факторы производства. Новые технологии и их возможности. Предприятия и их современ­ные формы.

Типы экономических систем. Собственность и её формы.

Рыночное регулирование экономики: возможности и гра­ницы. Виды рынков. Законы рыночной экономики.

Деньги и их функции. Инфляция. Роль банков в эконо­мике.

Роль государства в рыночной экономике. Государственный бюджет. Налоги.

Занятость и безработица: какие профессии востребованы на рынке труда в начале XXIв. Причины безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.

Особенности экономического развития России.

VIII. Человек в экономических отношениях

Основные участники экономики - производители и потре­бители. Роль человеческого фактора в развитии экономики.

Труд в современной экономике. Профессионализм и про­фессиональная успешность. Трудовая этика. Заработная плата.

Предприниматель. Этика предпринимательства.

Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное по­требление.

Права потребителя.

IX. Мир социальных отношений

Социальная неоднородность общества: причины и про­явления. Общество как взаимодействие индивидов и групп. Многообразие социальных общностей и групп в обществе.

Изменения социальной структуры общества с переходом в постиндустриальное общество. Влияние экономики на со­циальный состав общества. Историзм понятий «социальная справедливость» и «равенство». Средний класс и его место в современном обществе.

Основные социальные группы современного российского общества. Социальная политика Российского государства. Нации и межнациональные отношения. Характеристика межнациональных отношений в современной России. Поня­тие толерантности.

ПОЛИТИКА. КУЛЬТУРА

X. Политическая жизнь общества

Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика.

Сущность государства. Суверенитет. Государственное управление. Формы государства. Функции государства.

Наше государство - Российская Федерация. Государствен­ное устройство России. Гражданство Российской Федерации.

Политический режим. Демократия. Парламентаризм.

Республика. Выборы и избирательные системы. Политиче­ские партии.

Правовое государство. Верховенство права. Разделение вла­стей. Гражданское общество и правовое государство. Местное самоуправление.

Органы власти Российской Федерации. Органы законода­тельной власти. Органы исполнительной власти. Правоохра­нительные органы. Судебная система.

Межгосударственные отношения. Международные полити­ческие организации.

Войны и вооружённые конфликты. Национальная безопас­ность. Сепаратизм. Международно-правовая защита жертв во­оружённых конфликтов.

Глобализация и её противоречия.

Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданская активность. Патриотизм.

XI. Культурно-информационная среда общественной жизни

Информация и способы её распространения. Средства массовой информации. Интернет.

Культура, её многообразие и формы. Культурные различия. Диалог культур как черта современного мира.

Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Мировые религии. Веротерпимость.

Культура Российской Федерации. Образование и наука. Искусство. Возрождение религиозной жизни в нашей стране.

XII. Человек в меняющемся обществе

Можно ли предвидеть будущее? Как приспособиться к бы­стрым переменам? Непрерывное образование. Образование и карьера. Мир современных профессий. Образ жизни и здо­ровье. Мода и спорт. Будущее создаётся молодыми.



КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

5 класс (34 часа)

Раздел, тема, основное содержание по темам

Кол-во часов

Характеристика

основных видов общеобразовательной деятельности учащихся

(на уровне учебных действий)

Дата проведения

По плану

По факту

1

Вводный урок

1 час

Познакомится с новым учебным предметом, содержанием курса, требованиям к результатам обучения, учебно-методическим комплектом, особенностями работы с ним. Характеризовать систему организации работы на уроках и при подготовке домашнего задания



Тема 1. Человек (5 часов)



2

Загадка человека

1 час

Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни. Характеризовать и конкретизировать конкретными примерами биологическое и социальное в природе человека. Сравнивать свойства человека и животного.



3

Загадка человека

1 час



4

Отрочество - особая пора жизни

1 час

Описывать отрочество как особую пору жизни.

Раскрывать на конкретных примерах значение самостоятельности как показателя взрослости.



5

Отрочество - особая пора жизни

1 час



6

Практикум по теме: «Человек»

1 час

Обобщить и закрепить знания о связи социального в человеке с общением, обменом информацией и другими результатами психической деятельности. Способствовать развитию коммуникативных умений, создать условия для реализации и расширения позитивного опыта общения.

Проиллюстрировать особенности общения подростков, способствовать развитию рефлексивных способностей подростков.



Тема 2. Семья (5 часов)



7

Семья и семейные отношения

1 час

Показывать на конкретных примерах меры государственной поддержки семьи. Сравнивать двухпоколенные и трёхпоколенные семьи.

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с отношениями в семье, типичными для разных стран и исторических периодов. Выражать собственную точку зрения на значение семьи



8

Семейное хозяйство

1 час

Характеризовать совместный труд членов семьи.

Сравнивать домашнее хозяйство городского и сельского жителя.

Описывать собственные обязанности в ведении домашнего хозяйства.



9

Свободное время

1 час

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проведением подростками свободного времени. Описывать и оценивать собственные увлечения в контексте возможностей личностного развития. Характеризовать значимость здорового образа жизни.



10

Практикум по главе: «Семья»

1 час

Систематизировать и обобщить знания по теме «Семья». Способствовать развитию умения анализировать простейшие ситуации, связанные с семейными отношениями, мерами государственной поддержки семьи, семейным хозяйством и семейным досугом. Расширять опыт решения познавательных и практических задач по изучаемой теме. Содействовать развитию умения выполнять различные проектные работы. Благоприятствовать созданию условий для осмысления семейных ценностей, рефлексии собственного вклада в семейный уют, здоровый образ жизни семьи. Развивать следующие универсальные учебные действия: умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; умение адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; умение работать в группе.



11

Практикум по теме: «Семья»

1 час



Тема 3. Школа (6 часов)



12

Образование в жизни человека

1 час

Исследовать несложные ситуации из жизни человека и обществ, которые раскрывают значимость образования в наше время и в прошлом.

Описывать ступени школьного образования.



13

Образование в жизни человека

1 час



14

Образование и самообразование

1 час

Характеризовать учёбу как основной труд школьника.

Опираясь на примеры из художественных произведений, выявлять позитивные результаты учения. С опорой на конкретные примеры характеризовать значение самообразования для человека.

Оценивать собственное умение учиться и возможности его развития.

Выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний.



15

Образование и самообразование

1 час



16

Одноклассники, сверстники, друзья.

1 час

Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека. Оценивать собственное умение общаться с одноклассниками и друзьями.



17

Практикум по теме: «Школа»

1 час

Систематизировать полученную информацию в процессе изучения темы содержательную информацию о роли образования в жизни человека, значении образования для общества, ступенях школьного образования, отношениях младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями.

Совершенствовать предусмотренные ФГОС умения: а) характеризовать учебу как основной труд школьника; б) опираясь на конкретные примеры, характеризовать значение школьного учения и самообразования, выявлять позитивные результаты учения; в) выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний; г) использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями; д) иллюстрировать примерами значимость дружеской поддержки сверстников для человека. Способствовать развитию рефлексии при оценке собственного умения учиться, умения общаться в процессе обучения со сверстниками.



Тема 4. Труд (6 часов)



18

Труд – основа жизни

1 час

Объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества. Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека. Различать материальную и моральную оценку труда. Приводить примеры благотворительности и меценатства.

Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде.



19

Труд – основа жизни

1 час



20

Труд и творчество.

1 час

Различать творчество и ремесло.

Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров.



21

Труд и творчество.

1 час



22

Практикум по теме: «Труд»

1 час

Систематизировать знания учащихся о различных видах труда, его творческой природе, значении труда в жизни общества. Способствовать воспитанию уважения к людям, проявляющим трудолюбие, стимулировать интерес к труду подлинных мастеров.

Развивать умение работы с различными адаптированными источниками информации, решать с помощью информационных источников творческие задания.

Совершенствовать такие универсальные учебные действия, выраженные в умении работать в группе: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности



23

Практикум по теме: «Труд»

1 час



Тема 5. Родина (11 часов)



24

Наша Родина-Россия.

1 час

Объяснять смысл понятия «субъект РФ». Знать и называть статус субъекта, в котором находится школа. Характеризовать особенности России как многонационального государства. Объяснять значение русского языка как государственного. Приводить примеры проявлений патриотизма.



25

Наша Родина-Россия.

1 час



26

Государственные символы России.

1 час

Описывать основные символы государства РФ. Знать текст гимна РФ. Использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов, посвящённых государственным символам России. Составлять собственные информационные материалы о Москве – столице России.



27

Государственные символы России.

1 час



28

Гражданин России

1 час

Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин». Называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ. Называть основные обязанности граждан РФ. Приводить примеры добросовестного выполнения гражданских обязанностей, гражданственности. Уметь работать со СМИ



29

Гражданин России

1 час



30

Мы – многонациональный народ.

1 час

Характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия. Показывать на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества проявления толерантного отношения к людям разных национальностей



31

Мы – многонациональный народ.

1 час



32

Практикум по теме: «Родина»

1 час

Систематизировать знания учащихся по теме «Родина», расширить представления о федеративном характере многонационального Российского государства, основных правах и обязанностях российских граждан. Способствовать осознанию на практике значения уважительного отношения к людям различных национальностей, существующих в обществе правил толерантного поведения. Воспитывать уважение к государственным символам России, ее государственному языку. Создавать условия для развития универсальных учебных действий: умения взаимодействовать в группе, умения работать с различными информационными источниками, умения осуществлять поиск информации в Интернете, умения презентовать свои работы по определенной теме.



33

Практикум по теме: «Родина»

1 час



34

Заключительный урок

1 час

Обобщить и закрепить полученные знания и умения. Проанализировать результаты работы класса, отдельных учащихся за прошедший учебный год. Развивать рефлексивные умения, способности к адекватной самооценке. Наметить перспективы работы в следующем учебном году.




6 КЛАСС (34 часа)

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме.

Дата проведения

По плану

По факту


Тема 1. Загадка человека - 13 часов.



1

Принадлежность двум мирам

1 час

Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность», «личность», «социальные параметры личности». Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности.



2

Принадлежность двум мирам

1 час



3

Человек - личность

1 час

Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность», «личность», «социальные параметры личности». Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности.



4

Человек - личность

1 час



5

Отрочество – особая пора жизни.

1 час

Описывать основные черты отрочества как особого возраста перехода от детства к взрослости. Раскрывать на конкретных примерах значение самостоятельности как показателя взрослости.



6

Отрочество – особая пора жизни.

1 час



7

Потребности и способности человека








1 час

Характеризовать и иллюстрировать примерами основные потребности человека; показывать их индивидуальный характер. Описывать особые потребности людей с ограниченными возможностями. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проявлениями духовного мира человека, его мыслей и чувств



8

Потребности и способности человека

1 час



9

Когда возможности ограничены

1 час

Показывать на примерах влияние взаимопомощи в жизни. Находить и извлекать информацию о жизни людей, нашедших своё призвание и достигших успеха в жизни, несмотря на ограниченные возможности, умение взаимодействовать с людьми с разными возможностями



10

Когда возможности ограничены

1 час



11

Мир увлечений

1 час

Находить и извлекать информацию о жизни людей, нашедших своё призвание и достигших успеха в жизни, несмотря на ограниченные возможности, умение взаимодействовать с людьми с разными возможностями



12

Мир увлечений

1 час



13

Практикум. «Человек». Учимся быть интересной личностью.

1 час

Систематизировать знания, полученные при изучении темы о социальных чертах человека и их проявлении в деятельности. Создать условия для отработки умений характеризовать сущность понятий «личность», «индивидуальность», «деятельность»; иллюстрировать конкретными примерами разнообразие видов деятельности человека, его потребности, внутренний мир и понимание жизненного успеха. Способствовать осознанию практической значимости изученного материала и возможности опоры на полученные знания и умения в собственной деятельности




Тема 2. Человек и его деятельность - 9 часов.



14

Деятельность человека

1 час

Характеризовать деятельность человека, её отдельные виды. Описывать и иллюстрировать примерами различные мотивы деятельности. Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между деятельностью и формированием личности. Выявлять условия и оценивать качества собственной успешной деятельности



15

Деятельность человека

1 час



16

Труд – основа жизни

1 час

Объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества. Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека. Различать материальную и моральную оценку труда. Приводить примеры благотворительности и меценатства. Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде.



17

Труд – основа жизни

1 час



18

Учение – деятельность школьника

1 час

Характеризовать учёбу как основной труд школьника.

Опираясь на примеры из художественных произведений, выявлять позитивные результаты учения.



19

Учение – деятельность школьника

1 час



20

Познание человеком мира и себя

1 час

Характеризовать особенности познания человеком мира и самого себя. Оценивать собственные практические умения, поступки, моральные качества, выявлять их динамику. Сравнивать себя и свои качества с другими людьми и их качествами. Приводить примеры проявления различных способностей людей



21

Познание человеком мира и себя

1 час



22

Практикум. Учимся узнавать и оценивать себя

1 час

Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике.




Тема 3. Человек среди людей - 11 часов.



23

Отношения с окружающими

1 час

Описывать межличностные отношения и их отдельные виды. Показывать проявления сотрудничества и соперничества на конкретных примерах. Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения. Исследовать практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание



24

Отношения с окружающими

1 час



25

Общение

1 час

Характеризовать общение как взаимные деловые и дружеские отношения людей. Иллюстрировать с помощью примеров различные цели и средства общения. Сравнивать и сопоставлять различные стили общения. Выявлять на основе конкретных жизненных ситуаций особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Оценивать собственное умение общаться



26

Общение

1 час



27

Человек в группе

1 час

Описывать большие и малые, формальные и неформальные группы. Приводить примеры таких групп. Характеризовать и иллюстрировать примерами групповые нормы. Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения. Исследовать практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание. Исследовать практические ситуации, связанные с выявлением места человека в группе, проявлений лидерства



28

Отношения со сверстниками

1 час

Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека. Оценивать собственное умение общаться с одноклассниками и друзьями.



29

Конфликты в межличностных отношениях

1 час

Описывать сущность и причины возникновения межличностных конфликтов. Характеризовать варианты поведения в конфликтных ситуациях. Объяснять, в чём заключается конструктивное разрешение конфликта. Иллюстрировать объяснение примерами. Выявлять и анализировать собственные типичные реакции в конфликтной ситуации



30

Конфликты в межличностных отношениях

1 час



31

Семья и семейные отношения.

1 час

Показывать на конкретных примерах меры государственной поддержки семьи. Сравнивать двухпоколенные и трёхпоколенные семьи. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с отношениями в семье, типичными для разных стран и исторических периодов. Выражать собственную точку зрения на значение семьи.



32

Контрольная работа по теме “Человек среди людей”

1 час

Обобщить знания учащихся о специфике, видах, проявлениях межличностных отношений, многообразии малых групп, в которые входит личность, групповых нормах и санкциях, роли лидера в группе, значении, формах и средствах общения, причинах, стадиях межличностных конфликтов и возможности их конструктивного разрешения.



33

Практикум «Человек среди людей».

1 час

Обобщить знания учащихся о специфике, видах, проявлениях межличностных отношений, многообразии малых групп, в которые входит личность, групповых нормах и санкциях, роли лидера в группе, значении, формах и средствах общения, причинах, стадиях межличностных конфликтов и возможности их конструктивного разрешения. Способствовать осмыслению личного опыта участия в различных видах межличностных отношений, продуктивного общения со сверстниками и людьми других возрастов, использования различных стратегий разрешения конфликтов в малых группах. Создавать условия для осознания необходимости толерантного, уважительного отношения к другим людям, практического освоения конструктивных форм общения, повышения конфликтной компетентности.




Итоговое повторение - 1 час



34

Итоговое повторение «Человек в социальном измерении».

1 час

Проанализировать результаты своей деятельности, развивать рефлексивные умения, способности к адекватной самооценке.






ИТОГО: 34 часов





7 КЛАСС (34 часа)


Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме.

Дата проведения

По плану

По факту


Тема 1. Мы живем в обществе - 19 часов



1

Как устроена общественная жизнь

1 час

Научатся объяснять понятия: сферы общества, социальные нормы, привычка, обычай, ритуал, обряд, церемония, правила, манеры, санкции, табу, традиции, этикет, сетикет; называть различные виды правил, приводить примеры индивидуальных и групповых привычек, объяснять, зачем в обществе приняты различные правила этикета



2

Что значит жизнь по правилам

1 час



3

Экономика и ее основные участники

1 час

Научатся определять, как экономика служит людям, какая форма хозяйствования наиболее успешно решает цели экономики, как взаимодействуют

основные участники экономики.



4

Экономика и ее основные участники

1 час



5

Производственная деятельность человека

1 час

Обмениваются мнениями, участвуют в коллективном обсуждении проблем, распределяют обязанности в группе, проявляют способность к взаимодействию. научатся определять, какова роль разделения труда в развитии производства, что такое прибыль, виды затрат.



6

Производственная деятельность человека

1 час

Научатся определять роль бизнеса в современной экономике, в каких формах можно организовать бизнес, каковы виды бизнеса, необходимость получения специальных знаний для занятия бизнесом; объяснять понятия и термины: предпринимательство (бизнес), меценатство, бизнесмен, финансы, экономический продукт, прибыль, купля-продажа, кредит, собственность



7

Обмен, торговля, реклама

1 час

Научатся: объяснять понятия и термины: обмен, общественное разделение труда, экономический продукт, товар, рынок, стоимость, потребительская стоимость, меновая стоимость, цена, бартер, торговля, ассортимент, оптовая торговля, розничная торговля, внутренняя торговля, внешняя торговля, реклама, рекламное агентство, торговый знак, бренд, потребитель ; определять, как обмен решает задачи экономики, что необходимо для выгодного обмена, зачем люди и страны ведут торговлю, для чего нужна реклама товаров и услуг



8

Обмен, торговля, реклама

1 час

Научатся: объяснять понятия и термины: обмен, общественное разделение труда, экономический продукт, товар, рынок, стоимость, потребительская стоимость, меновая стоимость, цена, бартер, торговля, ассортимент, оптовая торговля, розничная торговля, внутренняя торговля, внешняя торговля, реклама, рекламное агентство, торговый знак, бренд, потребитель ; определять, как обмен решает задачи экономики, что необходимо для выгодного обмена, зачем люди и страны ведут торговлю, для чего нужна реклама товаров и услуг



9

Домашнее хозяйство

1 час

Научатся: определять, что такое ресурсы семьи, составлять бюджет семьи; объяснять понятия и термины: семья, экономика, ресурсы семьи, собственность, рантье, проценты, ссуда, бюджет, семейный бюджет, расходы обязательные, расходы произвольные, лимит, лимитировать, оптимизация



10

Домашнее хозяйство

1 час

Научатся: определять, что такое ресурсы семьи, составлять бюджет семьи; объяснять понятия и термины: семья, экономика, ресурсы семьи, собственность, рантье, проценты, ссуда, бюджет, семейный бюджет, расходы обязательные, расходы произвольные, лимит, лимитировать, оптимизация



11

Бедность и богатство

1 час

Актуализировать информацию о понятии и источниках доходов граждан, сформировать представление о бедности и богатстве, перераспределении доходов. Умение высказывать и аргументировать свою точку зрения, уважительно относится к точке зрения других людей, отличать факты и мнения, анализировать статистическую информацию, осуществлять рефлексию своей деятельности.



12

Человек в обществе: труд и социальная лестница.

1 час

Объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества. Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека. Различать материальную и моральную оценку труда. научатся определять зависимость положения на социальной лестнице от труда.



13

Практикум «Человек в экономических отношениях».

1 час

Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Формулируют собственное мнение и позицию, адекватно используют речевые средства. Осуществляют пошаговый и итоговый контроль своей деятельности



14

Зачем людям государство

1 час

Овладевают целостными представлениями о государстве и его функциях, привлекают информацию, полученную ранее, для решения проблемной задачи.

Планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями, участвуют в коллективном обсуждении проблем, распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию



15

Зачем людям государство

1 час

Овладевают целостными представлениями о связи человека и государства, привлекают информацию, полученную ранее, для решения проблемной задачи.

Планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями, участвуют в коллективном обсуждении проблем, распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию



16

Почему важны законы

1 час

Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике

научатся объяснять понятия: закон, законодательные органы, демократический политический режим, справедливость, Конституция, Афинская демократия, свобода и ее границы, противоправный, законность, правопорядок; определять, почему человеческому обществу нужен порядок, каковы способы установления порядка в обществе, в чем смысл справедливости, почему свобода не может быть безграничной.



17

Почему важны законы

1 час

Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике научатся объяснять понятия: закон, законодательные органы, демократический политический режим, справедливость, Конституция, Афинская демократия, свобода и ее границы, противоправный, законность, правопорядок; определять, почему человеческому обществу нужен порядок, каковы способы установления порядка в обществе, в чем смысл справедливости, почему свобода не может быть безграничной.



18

Культура и её достижения

1 час

Объяснять смысл понятия «культура, памятник культуры». Способствовать осознанию на практике значения уважительного отношения к достижениям культуры. Воспитывать уважение к культуре



19

Культура и её достижения

1 час

Объяснять смысл понятия «культура, памятник культуры». Способствовать осознанию на практике значения уважительного отношения к достижениям культуры. Воспитывать уважение к культуре




Тема 2. Наша Родина – Россия - 15 часов



20

Наша страна на карте мира

1 час

Объяснять смысл понятия «субъект Российской Федерации». Знать и называть статус субъекта РФ, в котором находится школа. Характеризовать особенности России как многонационального государства. Объяснять значение русского языка как государственного. Приводить примеры проявлений патриотизма.



21

Государственные символы России

1 час

Описывать основные государственные символы Российской Федерации. Знать текст гимна РФ. Использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов, посвящённых государственным символам России. Составлять собственные информационные материалы о Москве — столице России



22

Государственные символы России

1 час

Описывать основные государственные символы Российской Федерации. Знать текст гимна РФ. Использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов, посвящённых государственным символам России. Составлять собственные информационные материалы о Москве — столице России



23

Конституция Российской Федерации

1 час

Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике научатся объяснять понятия: закон, законодательные органы, демократический политический режим, справедливость, Конституция.



24

Конституция Российской Федерации

1 час

Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике научатся объяснять понятия: закон, законодательные органы, демократический политический режим, справедливость, Конституция.



25

Гражданин России

1 час

Научатся объяснять понятия: гражданство, право человека, свобода, гражданские права, политические права, социально-экономические права, культурные права, закон, гарантия, всеобщий, неотчуждаемый и неделимый характер, стандарт; определять, как права человека связаны с его потребностями, какие группы прав существуют, что означает выражение «права человека закреплены в законе»



26

Гражданин России

1 час

Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин». Называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ. Называть основные обязанности граждан РФ. Приводить примеры добросовестного выполнения гражданских обязанностей. Приводить примеры и давать оценку проявлениям гражданственности, представленным в СМИ



27

Практикум. «Права и обязанности гражданина». Почему важно соблюдать законы.


1 час

Овладевают целостными представлениями о качествах личности человека, привлекают информацию, полученную ранее, для решения проблемной задачи.

Планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями, участвуют в коллективном обсуждении проблем, распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию

Учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала.



28

Мы - многонациональный народ

1 час

Объяснять смысл понятия «субъект Российской Федерации». Характеризовать особенности России как многонационального государства. Объяснять значение русского языка как государственного.



29

Мы - многонациональный народ

1 час

Характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия. Показывать на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества проявления толерантного отношения к людям разных национальностей



30

Защита Отечества

1 час

Участвовать в коллективном обсуждении проблем, обмениваться мнениями, понимать позицию партнера. научатся объяснять понятия долг, патриотизм, обязанность, защита Отечества, присяга; определять, почему нужна регулярная армия, в чем состоит обязательная подготовка к военной службе, отличия военной службы по призыву от службы по контракту, основные обязанности военнослужащих, как готовить себя к выполнению воинского долга.



31

Защита Отечества

1 час

Участвовать в коллективном обсуждении проблем, обмениваться мнениями, понимать позицию партнера. научатся объяснять понятия долг, патриотизм, обязанность, защита Отечества, присяга; определять, почему нужна регулярная армия, в чем состоит обязательная подготовка к военной службе, отличия военной службы по призыву от службы по контракту, основные обязанности военнослужащих, как готовить себя к выполнению воинского долга.



32

Обобщающий урок-игра “Права человека”

1 час

Ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Проанализировать результаты своей деятельности, развивать рефлексивные умения, способности к адекватной самооценке.



33

Контрольная работа по теме “Мы живем в обществе”

1 час

Проанализировать результаты своей деятельности, развивать рефлексивные умения, способности к адекватной самооценке.



34

Итоговое повторение по теме “Мы живем в обществе”

1 час

Проанализировать результаты своей деятельности, развивать рефлексивные умения, способности к адекватной самооценке.






ИТОГО:34 часов




8 КЛАСС (34 часа)



Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Характеристика основных видов деятельности ученика

(на уровне учебных действий) по теме.

Дата проведения

По плану

По факту


Тема 1. Личность и общество - 6 часов.



1

Что делает человека человеком?

1 час

Актуализировать значение понятий личность, индивид, индивидуальность, деятельность. Развивать умение сравнивать понятия, работать с таблицами и схемами.



2

Человек, общество, природа.

1 час

Актуализировать значение понятий природа, экология. Умение составлять план, работать с причинно-следственными связями между явлениями, высказывать и доказывать свою точку зрения



3

Общество как форма жизнедеятельности людей.

1 час

Сформировать представление о возникновении и стадиях развития общества, сущности и формах социальных норм. Умение высказывать и аргументировать свою точку зрения, устанавливать причинно-следственные связи, работать со схемами.



4

Развитие общества.

1 час

Сформировать представление о понятиях: эволюция, революция, реформа, о глобальных проблемах человечества. Умение анализировать информацию, высказывать свою точку зрения, аргументировать свое мнение, устанавливать причинно-следственные связи, работать с планом



5

Как стать личностью

1 час

Актуализировать значение понятий индивид, индивидуальность, личность, социализация. Умение сравнивать, работать с таблицей, составлять план, выделять главное, высказывать и аргументировать свою точку зрения



6

Практикум. «Как стать личностью». Кого считать личностью?

1 час

Обобщить знания по теме, повторить основные понятия и термины, высказывать свою точку зрения, работать в группах




Тема 2. Сфера духовной культуры - 8 часов.



7

Сфера духовной жизни.

1 час

Актуализировать значение понятия культура. Умение выделять главное, составлять план, работать со схемами, классифицировать информацию, умение анализировать и делать выводы на основе статистических данных



8

Мораль.

1 час

Актуализировать значение понятий мораль, нравственность, справедливость, гуманизм. Умение высказывать и подтверждать примерами свою точку зрения, выделять главное, умение понять точку зрения другого человека, работать в парах



9

Долг и совесть.

1 час

Умение работать с текстом, выделять основную мысль текста, составлять план, высказывать и аргументировать свою точку зрения, развивать уважительное отношение к мнению других



10

Моральный выбор – это ответственность.

1 час

Умение работать с текстом, выделять основную мысль текста, составлять план, высказывать и аргументировать свою точку зрения, развивать уважительное отношение к мнению других. Осуществлять рефлексию своей деятельности



11

Образование.

1 час

Актуализировать значение понятий познание, образование, представление о ступенях образования. Сформировать представление о современных тенденциях в развитии образования.



12

Наука в современном обществе.

1 час

Актуализировать значение понятия наука. Сформировать представление о системе наук, роли науки в развитии общества, принципах работы ученых. Умение выделять главное, работать с планом, сравнивать, выявлять причинно-следственные связи, различать факты и мнения.



13

Религия как одна из форм культуры.

1 час

Актуализировать значение понятий религия, свобода совести, свобода вероисповедания, секта. Сформировать представление о роли религии, взаимосвязи религии и государства. Умение выделять главное, работать с планом, сравнивать, выявлять причинно-следственные связи, различать факты и мнения.



14

Практикум: «Учимся поступать морально».

1 час

Умение обобщать, сравнивать, анализировать, выделять главное, работать с понятиями, таблицами и схемами, различать мнения и факты, анализировать статистические данные




Тема 3. Социальная сфера - 5 часов.



15

Социальная структура общества.

1 час

Актуализировать значение понятий социальная сфера общества, социальная структура, социальная группа познакомить с понятиями иерархия, социальная мобильность, социальный статус. Умение составлять план, работать с таблицами и схемами, выделять главное, выделять причинно-следственные связи.



16

Социальные статусы и роли.

1 час

Актуализировать значение понятий социальный статус, социальная роль. Выделять главное, работать с текстом, составлять план, высказывать и обосновывать свою точку зрения, уметь выслушать точку зрения другого человека, осуществлять рефлексию своей деятельности.



17

Нации и межнациональные отношения.

1 час

Актуализировать значение понятий этнос, народ, нация. Выделять главное, работать с текстом, составлять план, высказывать и обосновывать свою точку зрения, уметь выслушать точку зрения другого человека, осуществлять рефлексию своей деятельности.



18

Отклоняющееся поведение


1 час

Сформировать представление о понятиях отклоняющееся, девиантное поведение, видах отклоняющегося поведения. Умение высказывать и аргументировать свою точку зрения, выслушать и уважительно относится к мнению другого человека, осуществлять рефлексию своей деятельности



19

Практикум. «Социальная сфера». Учимся жить в многонациональном обществе.

1 час

Умение обобщать, сравнивать, анализировать, выделять главное, работать с понятиями, таблицами и схемами, различать мнения и факты, анализировать статистические данные




Тема 4. Экономика - 14 часов.



20

Экономика и ее роль в жизни общества.

1 час

Актуализировать значение понятий экономика, потребности, ресурсы, сформировать представление о понятии и видах экономических благ. Умение выявлять причинно-следственные связи, выделять главное, анализировать текст, составлять план, высказывать и аргументировать свое мнение



21

Главные вопросы экономики.

1 час

Сформировать представление о сущности и видах экономических систем, умение работать со схемами, текстом, составлять план, высказывать и аргументировать свою точку зрения, осуществлять рефлексию своей деятельности.



22

Собственность.

1 час

Сформировать представление о понятии и видах собственности, субъектах собственности, формах собственности и государственном регулировании права собственности; умение выделять главное, составлять план, работать с таблицами и схемами, анализировать текст, выявлять причинно-следственные связи



23

Рыночная экономика.

1 час

Актуализировать знания о видах экономических систем, сформировать представление о рыночной экономике, ее признаках, особенностях и характерных чертах, спросе и предложении, рыночном регулировании экономических отношений.



24

Производство – основа экономики.


1 час

Актуализировать знание понятий производство, факторы производства. Умение анализировать, выделять главное, работать с планом, выявлять причинно-следственные связи, анализировать и делать выводы на основе статистических данных



25

Предпринимательская деятельность.

1 час

Актуализировать знание понятий предпринимательская деятельность, формы предприятий. Сформировать представление о понятиях малое предприятие, формы предприятий, товарищество, акционерное общество, акция.



26

Роль государства в экономике.

1 час

Сформировать представление о понятиях налоги, государственный бюджет, видах налогов, влиянии государства на экономику, о способах вмешательства государства в экономику. Умение высказывать и аргументировать свою точку зрения, различать факты и мнение, анализировать информацию



27

Распределение доходов.

1 час

Актуализировать информацию о понятии и источниках доходов граждан, сформировать представление о прожиточном минимуме, потребительской корзине, перераспределении доходов, экономических мерах по социальной поддержке населения. Умение высказывать и аргументировать свою точку зрения, уважительно относится к точке зрения других людей, отличать факты и мнения, анализировать статистическую информацию, осуществлять рефлексию своей деятельности.



28

Потребление.

1 час

Актуализировать знание понятия и видов потребностей, семейном потреблении сформировать представление о страховании, о государственном регулировании прав потребителей. Умение анализировать информацию, искать и сравнивать информацию из разных источников, применять полученные знания для решения практических ситуаций, анализировать статистические данные



29

Инфляция и семейная экономика.

1 час

Сформировать представление о номинальных и реальных доходах, формах сбережения граждан, видах банковских услуг, предоставляемых гражданам, инфляции. Умение анализировать и сравнивать информацию, проверять достоверность информации, высказывать и аргументировать свое мнение



30

Безработица и ее причины.

1 час

Сформировать представление о понятиях безработица и занятость, о причинах и видах безработицы, ее экономических и социальных последствиях, о государственном регулировании уровня безработицы. Умение высказывать и аргументировать свою точку зрения, анализировать информацию, проверять достоверность информации, анализировать статистические данные



31

Мировое хозяйство и международная торговля.

1 час

Сформировать представление о понятиях мировое хозяйство, внешняя торговля, о стратегиях внешнеторговой политики государств. Умение анализировать, сравнивать, высказывать и аргументировать свою точку зрения



32

Практикум. «Экономика». Учимся ориентироваться в основных экономических терминах и понятиях.


1 час

Умение обобщать, сравнивать, анализировать, выделять главное, работать с понятиями, таблицами и схемами, различать мнения и факты, анализировать статистические данные



33

Контрольная работа по теме “Духовная, социальная и экономическая сферы общества”

1 час

Умение обобщать, сравнивать, анализировать, выделять главное, работать с понятиями, таблицами и схемами, различать мнения и факты, анализировать статистические данные



34

Итоговое повторение по теме “Человек в обществе”

1 час

Проанализировать результаты своей деятельности, развивать рефлексивные умения, способности к адекватной самооценке.






ИТОГО: 34 часов




9 КЛАСС ( 34 часа)


Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме.

Дата проведения

По плану

По факту


Тема 1. Личность и общество - 10 часов.



1

Политика и власть

1 час

Знать, что такое политика, какую роль играет политика в жизни общества.

Уметь называть главные особенности политической власти; осуществлять поиск социальной информации в различных источниках



2

Государство

1 час

Знать признаки и формы государства.

Уметь называть различные точки зрения причин появления государства; сравнивать конституцию и абсолютную монархию



3

Политические режимы

1 час

Знать, что означает понятие «политический режим», основные виды политических режимов.

Уметь сравнивать тоталитарный и авторитарный режимы; характеризовать развитие демократии в современном обществе



4

Правовое государство

1 час

Знать принципы правового государства.

Уметь характеризовать ветви власти; объяснять смысл
понятия «право выше власти»; осуществлять поиск социальной информации; работать со схемой.



5

Гражданское общество и государство

1 час

Знать основные признаки гражданского общества.

Уметь объяснять различия между государственным управлением и местным самоуправлением; работать с документом по заданному алгоритму



6

Практикум по теме «Учимся участвовать в жизни гражданского общества»

1 час

Обобщить знания по теме, повторить основные понятия и термины, высказывать свою точку зрения, работать в группах



7

Участие граждан в политической жизни

1 час

Знать, при каких условиях человек может сознательно участвовать в политической жизни.

Уметь оценивать значение принципов конституционного строя; формулировать на основе приобретенных правовых знаний собственные суждения и аргументы; применять правовые и социально-экономические знания в процессе решения познавательных и практических задач



8

Политические партии и движения

1 час

Знать, что такое политические партии и общественные движения.

Уметь анализировать текст, объяснять смыл понятий; объяснять, почему в обществе возникают общественно-политические движения; анализировать роль политических партий и общественных движений в современном мире



9

Межгосударственные отношения

1 час

Умение работать с текстом, выделять основную мысль текста, составлять план, высказывать и аргументировать свою точку зрения, развивать уважительное отношение к мнению других



10

Обобщающий урок по теме «Политика»

1 час

Знать основные положения главы «Политика».

Умение работать с текстом, выделять основную мысль текста, составлять план, высказывать и аргументировать свою точку зрения, развивать уважительное отношение к мнению других. Осуществлять рефлексию своей деятельности




Тема 2. Гражданин и государство - 9 часов.



11

Основы конституционного строя РФ

1 час

Знать, почему конституция является законом высшей юридической силы; принципы правового государства.

Уметь характеризовать исторические этапы развития конституции в России; анализировать основные принципы правового государства; на основе ранее изученного материала решать проблемные задачи



12

Права и свободы человека и гражданина: знакомство с темой

1 час

Знать особенности юридических норм (прав человека).

Уметь характеризовать значимость права; анализировать правовые и юридические документы; делать выводы, отвечать на вопросы, давать определение понятий; определять значимость защиты прав человека; работать с документом по заданному алгоритму



13

Права и свободы человека и гражданина: закрепление информации

1 час

Знать особенности юридических норм (прав человека).

Уметь характеризовать значимость права; анализировать правовые и юридические документы; делать выводы, отвечать на вопросы, давать определение понятий; определять значимость защиты прав человека; работать с документом по заданному алгоритму



14

Высшие органы государственной власти в РФ

1 час

Умение обобщать, сравнивать, анализировать, выделять главное, работать с понятиями, таблицами и схемами, различать мнения и факты, анализировать статистические данные



15

Россия – федеративное государство

1 час

Актуализировать значение понятий федерация, субъекты федерации. Умение составлять план, работать с таблицами и схемами, выделять главное, выделять причинно-следственные связи.



16

Судебная система РФ

1 час

Актуализировать значение понятий судебная система, сформулировать представление об устройстве судебной системы в РФ. Выделять главное, работать с текстом, составлять план, высказывать и обосновывать свою точку зрения, уметь выслушать точку зрения другого человека, осуществлять рефлексию своей деятельности.



17

Правоохранительные органы РФ

1 час

Знать, какие органы называются правоохранительными.

Уметь определять принцип правосудия; анализировать действия правоохранительных органов; решать проблемные задачи



18

Практикум по теме: «Роль права в жизни граждан»


1 час

Знать основное назначение права в обществе, что закон является нормативным актом высшей юридической силы.

Уметь объяснять смысл основных понятий, выявлять существенные признаки понятия «право»; давать сравнительную характеристику позитивного и естественного права



19

Обобщение по теме: «Гражданин и государство»

1 час

Знать основные понятия главы «Право».

Уметь анализировать, высказывать собственные суждения, объяснять значение понятий; выполнять творческие задания




Тема 3. Основы российского законодательства - 13 часов



20

Роль права в жизни человека, общества и государства

1 час

Знать основное назначение права в обществе, что закон является нормативным актом высшей юридической силы.

Уметь объяснять смысл основных понятий, выявлять существенные признаки понятия «право»; давать сравнительную характеристику позитивного и естественного права. Умение выявлять причинно-следственные связи, выделять главное, анализировать текст, составлять план, высказывать и аргументировать свое мнение



21

Правоотношения и субъекты права

1 час

Знать, что такое правоотношения, чем правоотношение отличается от других социальных отношений.

Уметь характеризовать субъекты правоотношений; работать с правовыми документами по заданному алгоритму



22

Правонарушения и юридическая ответственность.

1 час

Знать признаки и виды правонарушений; виды юридической ответственности.

Уметь решать практические задачи; определять виды юридической ответственности; работать с документами; на основе ранее изученного материала; решать проблемные задачи



23

Гражданские правоотношения

1 час

Знать суть гражданского права и особенности гражданских правоотношений.

Уметь объяснять, в чем проявляется гражданская дееспособность несовершеннолетних; характеризовать виды гражданско-правовых договоров; делать выводы, отвечать на вопросы, давать определение понятий; приводить примеры поведенческих ситуаций



24

Право на труд. Трудовые отношения


1 час

Знать, какие права и обязанности включаются в трудовой договор, в чем значение дисциплины труда.

Уметь анализировать документы, делать выводы; характеризовать трудовые правоотношения



25

Практикум «Учимся устраиваться на работу»

1 час

Актуализировать знание понятий предпринимательская деятельность, формы предприятий. Сформировать представление о понятиях малое предприятие, формы предприятий, товарищество, акционерное общество, акция.



26

Семья под защитой закона

1 час

Знать, каковы условия вступления в брак и препятствия к его заключению, что такое брачный договор; что понимается под родительскими правами; какими правами и обязанностями обладает ребенок; в чем сущность, цели и принципы семейного права; в чем суть личных и имущественных правоотношений супругов.

Уметь анализировать права и обязанности супругов, родителей и детей, делать выводы, отвечать на вопросы; объяснять, нужна ли человеку семья; объяснять, почему семья является приоритетной формой воспитания детей; работать со схемой и правоведческими документами



27

Административные правоотношения

1 час

Знать, какую сферу общественных отношений регулирует административное право, в чем состоят важнейшие черты административных правоотношений.

Уметь работать с документами; анализировать схему «Административное право»; делать выводы, высказывать собственные суждения



28

Уголовно-правовые отношения

1 час

Знать особенности уголовно-правовых отношений.

Уметь определять, какие виды наказаний и ответственности несут несовершеннолетние правонарушители; работать с документами; анализировать схемы по теме правовых отношений



29

Правовое регулирование отношений в сфере образования

1 час

Знать, правомерно ли существование в России платных учебных заведений в наши дни; что дает образованность человеку для выполнения им его гражданских обязанностей.

Уметь анализировать модернизацию современного образования; характеризовать основные принципы Конвенции о правах ребенка; работать с документами



30

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов

1 час

Знать, что называют международным гуманитарным правом, кем и когда было принято МГП.

Уметь называть особенности и значение международного гуманитарного права; работать с документами



31

Обобщение по теме «Основы российского законодательства»

1 час

Знать основные понятия главы «Основы российского законодательства».

Уметь находить и анализировать информацию, объяснять значение понятий; работать с документами



32

Итоговая контрольная работа

1 час

Умение обобщать, сравнивать, анализировать, выделять главное, работать с понятиями, таблицами и схемами, различать мнения и факты, анализировать статистические данные



33

Закрепление по теме «Основы российского законодательства»

1 час

Знать основные понятия главы «Основы российского законодательства».

Уметь находить и анализировать информацию, высказывать собственные суждения, объяснять значение понятий; работать с документами



34

Итоговое повторение «Политическая сфера общества и право»

1 час

Знать основные понятия курса «Обществознание. 9 класс».

Уметь находить и анализировать информацию, объяснять значение понятий; работать с документами; характеризовать






ИТОГО: 34 часа