Государственное бюджетное учреждение Калининградской области общеобразовательная организация
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Школа-интернат №7 п. Большое Исаково»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР»
ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Вариант 2
3-а класс
Разработчик программы: Степченкова Елена Александровна - учитель начальных классов
2018-2019 учебный год
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общие положения.
Рабочая программа предмета «Окружающий природный мир» (предметная область «Окружающий мир») для обучающихся 3-а класса составлена на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2), и является учебно-методической документацией, определяющей рекомендуемые ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью объем и содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности.
Нормативно-правовую базу разработки АООП составляют:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. №1599);
Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 30.08.2013 №1015;
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования (в ред. 11.12.2015 г.);
Санитарно-эпидемиологические требования условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (СанПиН 2.4.2.3286-15, утв. 10.07.2015 № 26);
Устав ГБУ КО «Школа-интернат №7»;
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (11.12.2015 г.);
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБУ КО «Школа-интернат №7»;
Годовой календарный план – график ГБУ КО «Школа-интернат №7» на 2018-2019 учебный год и др..
Цель реализации рабочей программы предмета «Окружающий природный мир» адаптированной основной образовательной программы: формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формировании временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире.
2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ, ТЯЖЁЛОЙ И ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ), ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
В 3-а классе обучаются дети с умеренной, тяжёлой умственной отсталостью и множественными нарушениями развития, для которых характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в сочетании с локальными и системными нарушениями речи, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести.
Дети с умеренной умственной отсталостью характеризуются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. Наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. Большая часть детей данной группы владеет элементарной речью: могут выразить простыми словами и предложениями свои потребности, сообщить о выполненном действии, ответить на вопрос взрослого отдельными словами, словосочетаниями или фразой. Речь носит формальный характер и не направлена на решение задач социальной коммуникации. Часть детей осуществляет коммуникацию при помощи естественных жестов, вокализаций, отдельных слогов и стереотипного набора слогов. Обучающиеся могут выполнять отдельные операции, входящие в состав предметных действий, но недостаточно осознанные мотивы деятельности, а также неустойчивость внимания и нарушение последовательности выполняемых операций препятствуют выполнению действия как целого. Внимание у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, неустойчивости, отвлекаемости. Слабость активного внимания препятствует решению сложных задач познавательного содержания, формированию устойчивых учебных действий. Психофизическое недоразвитие характеризуется нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий: бег, прыжки и др., а также навыков несложных трудовых действий. У части детей с умеренной умственной отсталостью отмечается замедленный темп, рассогласованность, неловкость движений. У других – повышенная возбудимость сочетается с хаотичной нецеленаправленной деятельностью. Наиболее типичными для данной категории обучающихся являются трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захват карандаша, ручки, кисти, шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание ленточек, шнурков и др. Дети с выраженными нарушениями поведения и с расстройствами аутистического спектра проявляют расторможенность, «полевое», нередко агрессивное поведение, стереотипии, выраженные трудности коммуникации и социального взаимодействия. Такое поведение затрудняет контакт с окружающими или он возникает как форма физического обращения к взрослым в ситуациях, когда ребёнку требуется помощь в удовлетворении потребности. Нет интереса к деятельности окружающих, не проявляют ответных реакций учителя (родителя) организовать их взаимодействие с окружающими. В ситуациях, запрещающих то или иное действие, проявляют агрессию или самоагрессию, бросают предметы, демонстрируя свои деструктивные действия. Такие реакции наблюдаются при смене привычной обстановки, наличия рядом незнакомых людей, в шумных местах.
3.ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ, ТЯЖЕЛОЙ, ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ), ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ТМНР).
Особенности и своеобразие психофизического развития детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР определяют специфику их образовательных потребностей. Учет таких потребностей определяет необходимость создания адекватных условий, способствующих развитию личности обучающихся для решения их насущных жизненных задач. Умственная отсталость обучающихся 3-а класса, в той или иной форме, осложнена нарушениями сенсорными, соматическими, речевыми, расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы.
При разработке АООП предмета «Окружающий природный мир» (3-а класс) учитывались особые образовательные потребности:
Содержание образования. Учитывается потребность во введении специальных учебных предметов и коррекционных курсов, которых нет в содержании образования обычно развивающегося ребенка.
Создание специальных методов и средств обучения. Обеспечивается потребность в построении "обходных путей", использовании специфических методов и средств обучения, в более дифференцированном, "пошаговом" обучении, чем этого требует обучение обычно развивающегося ребенка. (Например, использование печатных изображений, предметных и графических алгоритмов, электронных средств коммуникации, внешних стимулов и т.п.)
Особая организация обучения. Учитывается потребность в качественной индивидуализации обучения, в особой пространственной и временной и смысловой организации образовательной среды. Например, дети с умственной отсталостью в сочетании с расстройствами аутистического спектра изначально нуждаются в индивидуальной подготовке до реализации групповых форм образования, в особом структурировании образовательного пространства и времени, дающим им возможность поэтапно («пошагово») понимать последовательность и взаимосвязь явлений и событий окружающей среды.
Определение границ образовательного пространства предполагает учет потребности в максимальном расширении образовательного пространства за пределами образовательного учреждения. К примеру, зоопарк, Музей Мирового океана и др.
Определение круга лиц, участвующих в образовании и их взаимодействие. Необходимо учитывать потребность в согласованных требованиях, предъявляемых к ребенку со стороны всех окружающих его людей; потребность в совместной работе специалистов разных профессий: специальных психологов и педагогов, социальных работников, специалистов здравоохранения, а также родителей ребенка с ТМНР в процессе его образования. Кроме того, при организации образования необходимо учитывать круг контактов особого ребенка, который может включать обслуживающий персонал организации, волонтеров, родственников, друзей семьи и д. Для реализации особых образовательных потребностей обучающегося с умственной отсталостью, с ТМНР обязательной является специальная организация всей его жизни, обеспечивающая развитие его жизненной компетенции в условиях образовательной организации и в семье.
4.ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНО ПРОГРАММЫ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ.
В основу разработки рабочей программы предмета «Окружающий природный мир» (предметной области «Окружающий мир») АООП обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания разных вариантов образовательной программы, в том числе и на основе индивидуального учебного плана. Варианты АООП создаются в соответствии с дифференцированно сформулированными требованиями в ФГОС ОО обучающихся с умственной отсталостью к:
структуре образовательной программы;
условиям реализации образовательной программы;
результатам образования.
Применение дифференцированного подхода обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
Реализация деятельностного подхода обеспечивает:
придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
индивидуальное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;
повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
В основу формирования АООП обучающихся с умеренной умственной отсталостью, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), предмета «Окружающий природный мир» положены следующие принципы:
принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
онтогенетический принцип;
принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
принцип сотрудничества с семьёй.
5. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Предмет « Окружающий природный мир» для обучающихся 3-а класса обеспечивает удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) реализуется в части, формируемой участниками образовательных отношений, годового учебного плана АООП (вариант 2) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и направлен на формирование полноценного восприятия окружающей действительности.
Программа представлена следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты природы».
В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив, уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней. Формирование представлений у детей должно происходить по принципу «от частного к общему».
Беседа на занятиях является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с различными практическими работами: зарисовками, упражнениями и другими видами работ. В зависимости от задач занятия беседа может иметь различное назначение и должна сопровождаться наглядностью. Продолжительность беседы может быть различной, но она не должна являться единственным методом обучения, используемым на занятии.
При обучении по данной программе так же следует применять следующие специфические методы: моделирование реальных ситуаций с элементами игры – можно использовать на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения; экскурсии; широко использовать наглядные средства обучения, демонстрацию учебных фильмов, особенно, если изучаемые объекты невозможно наблюдать непосредственно. Полезно использовать возможность замедленного показа или остановки кадра для более полного понимания детьми учебного материала. Так как учащиеся со сложной структурой дефекта не могут воспринимать большое количество информации, нужно выбирать фрагмент, который наиболее соответствует достижению поставленной цели, и сосредоточить внимание на нём.
Предмет «Окружающий природный мир» (3а класс) реализуется в форме индивидуальных и групповых занятий, исходя из особенностей развития обучающихся с умственной отсталостью и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии / консилиума и индивидуальной программы реабилитации инвалида.
Продолжительность урока варьируется с учетом психофизического состояния ребенка до 40 минут.
Реализация рабочей программы предмета «Окружающий природный мир » для 3а класса рассчитана на 34 недели, по 2 часа в неделю. Всего 68 часов.
6. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ АООП (ВАРИАНТ 2 )
«ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР» (3-а КЛАСС).
В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание ожидаемых личностных и возможных предметных результатов образования данной категории обучающихся.
Основным ожидаемым результатом освоения обучающимся АООП по варианту 2 является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.
Освоение АООП (вариант 2) учебного предмета « Окружающий природный мир», созданной на основе ФГОС, обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: ожидаемых личностных и возможных предметных.
Ожидаемые личностные результаты освоения учебного предмета «Окружающий природный мир» (3а класс):
Формирование интереса к объектам и явлениям живой и неживой природы.
Выполнение правил жизнедеятельности, охраны здоровья.
Заботливое и бережное отношение к растениям и животным, ухода за ними.
Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.).
Возможные предметные результаты освоения» учебного предмета «Окружающий природный мир»:
Появление интереса к объектам и явлениям живой и неживой природы.
Уметь называть времена года и характерные признаки времен года.
Иметь элементарные представления о животном и растительном мире.
Уметь заботиться и бережно относиться к растениям и животным, ухаживать за ними.
Уметь соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.).
Иметь элементарные представления о временах года, характерных признаках времен года.
Иметь элементарные представления о животном и растительном мире.
Уметь различать части суток.
7. ПРОГРАММА СОТРУДНИЧЕСТВА С СЕМЬЕЙ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ.
Программа сотрудничества с семьей обучающегося отражает направленность на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов организации и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах особого ребенка и его семьи.
Программа сотрудничества с семьей направлена на:
психологическую поддержку семьи, воспитывающей ребенка-инвалида;
повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка;
обеспечение участия семьи в разработке и реализации содержания программы;
обеспечение единства требований к обучающемуся в семье и в организации;
организацию регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации программы курса и результатах его освоения;
организацию участия родителей во внеурочных мероприятиях.
Программа предмета «Окружающий природный мир» (3Б класс) включает следующие формы сотрудничества с семьей:
индивидуальные консультации (по запросу родителей);
тематические консультации по разделам и темам занятий (по запросу родителей);
открытые занятия (1 раз в четверть);
письменные рекомендации (по необходимости).
8.СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМСЯ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА«ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР» ( 3-а КЛАСС)
Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития ориентирует образовательный процесс на введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из образовательного пространства, достижение возможных результатов освоения содержания СИПР и АООП.
Система оценки результатов включает целостную характеристику освоения обучающимися АООП и СИПР, отражающую взаимодействие следующих компонентов: что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода, что из полученных знаний и умений он применяет на практике, насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
При оценке результативности обучения учитывается, что у обучающихся могут быть вполне закономерные затруднения в освоении предмета «Окружающий природный мир», но это не должно рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.
Учитываются следующие факторы и проявления:
− особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося;
− выявление результативности обучения происходит вариативно с учетом психофизического развития обучающегося в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ;
− в процессе предъявления и выполнения всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др.;
− при оценке результативности достижений учитывается степень самостоятельности ребенка.
Формы и способы обозначения выявленных результатов обучения детей осуществляются в качественных критериях по итогам практических действий:
«выполняет действие самостоятельно»,
«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),
«выполняет действие по образцу»,
«выполняет действие с частичной физической помощью»,
«выполняет действие со значительной физической помощью»,
«действие не выполняет»;
«узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект».
Результаты фиксируются в дневнике наблюдения обучающегося в процессе проведения каждого занятия и определяются как вид индивидуального контроля..
В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, оценивается его социально-эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.
Результаты освоения предмета «Окружающий природный мир» фиксируются в развернутой характеристика учебной деятельности ребёнка, оценивается динамика развития его жизненных компетенций. В конце учебного года характеристика представляется членам экспертной группы.
Текущий контроль проводится по итогам изучения тем, разделов программы по предмету «Окружающий природный мир», учебным четвертям. Порядок, формы, периодичность, количество обязательных мероприятий при проведении текущего контроля определены в тематическом планировании программы.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится в форме итогового контроля 1 раз в год в качестве контроля освоения учебного предмета. В отношении обучающихся, осваивающих АООП индивидуально на дому, в очно-заочной форме промежуточная аттестация по предмету «Окружающий природный мир» основывается на результатах текущего контроля успеваемости по предмету, при условии, что по предмету «Окружающий природный мир» они имеют положительные результаты текущего контроля.
9.ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (БУД)
9.1.Функции, состав и характеристика базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью
Основой для разработки рабочей программы учебного предмета «Окружающий природный мир» (3а класс) является -Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (далее программа формирования БУД,), которая конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП (вариант 2).
В основе формирования БУД лежит деятельностный подход к обучению, который позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с умственной отсталостью.
Основная цель реализации программы формирования БУД в 3 классе состоит в формировании школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе.
Задачами реализации программы в 3-а классе являются:
1. Формирование учебного поведения:
направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание);
выполнение инструкции учителя;
использование по назначению учебных материалов;
выполнять действия по образцу и по подражанию.
2. Формирование умения выполнять задание:
в течение определенного периода времени
от начала до конца,
с заданными качественными параметрами.
3. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритму деятельности.
9.2. Мониторинг базовых учебных действий
В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД, который отражает индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы.
Для оценки сформированности каждого действия используется система реально присутствующего опыта деятельности и его уровня.
деятельность осуществляется на уровне совместных действий с педагогом;
деятельность осуществляется по подражанию:
деятельность осуществляется по образцу;
деятельность осуществляется по последовательной инструкции;
деятельность осуществляется с привлечением внимания ребенка взрослым к предмету деятельности;
самостоятельная деятельность;
умение исправить допущенные ошибки.
Для оценки степени дифференцированности отдельных действий и операций внутри целостной деятельности используются условные обозначения:
действие (операция) сформировано – «ДА»;
действие осуществляется при сотрудничестве взрослого – «ПОМОЩЬ»
действие выполняется частично, даже с помощью взрослого – «ЧАСТИЧНО»
действие (операция) пока недоступно для выполнения – «НЕТ».
Выявление уровня сформированности и доступности тех или иных видов деятельности, позволяет судить об уровне развития психических процессов, их обеспечивающих, т. е. критерии доступности и сформированности тех или иных видов деятельности позволяют оценить зону актуального развития ребенка и выбрать содержание индивидуальной программы обучения.
10.УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | Примечание |
1 | Растительный мир | 32 | |
2 | Животный мир | 20 | |
3 | Объекты природы | 8 | |
4 | Временные представления | 8 | |
| Всего часов | 68 | |
Продолжительность учебных недель: 3 класс – 34 учебные недели.
Программный материал рассчитан на 68 учебных часов (2часа в неделю).
11.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР».
Растительный мир. Растительный мир. Садовые и лесные ягоды. Значение ягод в жизни человека. Деревья и кустарники. Садовые деревья и кустарники. Дикорастущие деревья и кустарники. Фрукты и фруктовые деревья Значение фруктов в жизни человека. Садовые цветочно-декоративные растения. Дикорастущие растения. Овощи. Грибы. Травянистые растения. Лекарственные растения. Комнатные растения. Уход за комнатными растениями.
Животный мир. Животный мир. Строение животного. Домашние животные. Детеныши домашних животных. Питание домашних животных. Домашние птицы и их детеныши. Питание домашних птиц. Дикие животные. Питание диких животных. Детеныши диких животных. Птицы и их детеныши. Питание птиц. Водоплавающие птицы. Рыбы и их питание. Морские обитатели. Морские гиганты.
Объекты неживой природы. Солнце и луна. Небесные тела. Земля, небо. Изображение земной поверхности на карте. Формы земной поверхности на карте (овраги, горы, равнины и т.д). Лес. Вода и ее значение для живых существ. Полезные ископаемые (например: уголь, гранит, известняк, песок, глина и др.).
Временные представления. Сутки. Утро. Обед. Вечер. Ночь. Времена года. Узнавание (различение) месяцев
12.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ | Наименование разделов, темы уроков | Кол- во часов | Цель и элементы содержания | Возможные предметные результаты | Оборудование, дидактический материал, ТСО и ИТ |
1 | Растительный мир | 2 | Знакомство с разными видами растений, Узнавание (различение) растений ( дерево, куст, трава, ягода) Нахождение их в природе. Находим различие между ними, проговариваем их название-. собираем их для гербария. (яблоня, смородин, трава осока, смородина) | Узнавание (различение) растений ( дерево, куст, трава, ягода) знать их название. | Презентация «Растительный мир». Развивающие картинки Г. Домана «Деревья, кусты, ягоды»». |
2 | Садовые и лесные ягоды | 2 | Знакомство с садовыми и лесными ягодами. Узнавание (различение) садовых и лесных ягод. Игра « Назови и отгадай, какая это ягода?» | Узнавание (различение) садовых и лесных ягод | Презентация «Ягоды». Развивающие картинки Г. Домана «Ягоды». Обучающее видео «Ягоды» |
3 | Значение ягод в жизни человека | 1 | Знакомство со значением ягод в жизни человека, их лечебные свойства; Узнавание (различение) лесных и садовых ягод ( смородина, клубника, земляника, черника) | Знать значение ягод в жизни человека, их лечебные свойства; Узнавание ( различение) лесных ягод и садовых. | Картинки, цветные карандаши. Рабочая тетрадь. |
4 | Деревья и кустарники. | 2 | Знакомство с разными видами деревьев и кустарников; Узнавание (различение) деревьев и кустарников. Прорисовывание по точкам березу и раскрашивание | Узнавание (различение) деревьев и кустарников | Развивающие картинки Г. Домана «Деревья, кустарники». Рабочая тетрадь. |
5 | Садовые деревья и кустарники | 2 | Узнавание (различение) садовых деревьев (вишня, яблоня, груша, слива) и кустарников; Просмотр презентации: «Садовые деревья и кустарники» | Узнавание (различение) садовых деревьев и кустарников | Презентация: «Садовые деревья и кустарники». Рабочая тетрадь. |
6 | Садовые деревья и кустарники | 2 | Узнавание (различение) садовых деревьев (вишня, яблоня, груша, слива) и кустарников; Просмотр презентации: «Садовые деревья и кустарники», игра «Что где растет?» | Узнавание (различение) садовых деревьев и кустарников | Презентация: «Садовые деревья и кустарники». Рабочая тетрадь. |
7 | Дикорастущие деревья и кустарники | 1 | Узнавание (различение) дикорастущих деревьев (дуб, береза, ясень, тополь) и кустарников; Игра: « Отгадай , какое это дерево?» | Узнавание (различение) дикорастущих деревьев и кустарников | Развивающие картинки Г. Домана «Деревья и кусты». Рабочая тетрадь. |
8 | Дикорастущие деревья и кустарники | 1 | Узнавание (различение) дикорастущих деревьев (дуб, береза, ясень, тополь) и кустарников; Игра:« Отгадай, какое это дерево?» | Узнавание (различение) дикорастущих деревьев и кустарников | Презентация « Деревья и кустарники». |
9 | Фрукты и фруктовые деревья | 1 | Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, груша, апельсин) Просмотр презентации «Фрукты», чтение загадок Игра «Отгадай, какой это фрукт?» | Узнавание (различение) фруктов( яблоко, банан, груша) | Пиктограммы, картинки, Презентация «Фрукты», загадки |
10 | Фрукты и фруктовые деревья | 1 | Узнавание (различение) фруктов по внешнему виду (яблоко, банан, груша , апельсин) Обводка по вырезанному из картона фруктов разной формы и разукрашивание | Узнавание (различение) фруктов( яблоко, банан, груша) | Развивающие картинки Г. Домана «Фрукты». Рабочая тетрадь. |
11 | Значение фруктов в жизни человека | 1 | Знакомство со значением фруктов в жизни человека. Узнавание (различение) фруктов по вкусу и запаху. Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Дегустация фруктов (яблоко, банан, груша) | Знание значения фруктов в жизни человека | Пиктограммы, картинки, фрукты (банан, яблоко, груша) |
12 | Садовые цветочно-декоративные растения | 1 | Узнавание( различение) садовых цветочно-декоративных растений (астра, тюльпан, роза, пион, гвоздика) | Узнавание( различение) садовых цветочно-декоративных растений (астра, тюльпан, роза, пион, гвоздика) | Презентация «Садовые цветы» |
13 | Садовые цветочно-декоративные растения | 1 | Узнавание ( различение) садовых цветочно-декоративных растений (астра, тюльпан, роза, пион, гвоздика) Прорисовывание по точкам цветов и разукрашивание | Узнавание( различение) садовых цветочно-декоративных растений (астра, тюльпан, роза, пион, гвоздика) по внешнему виду | Развивающие картинки Г. Домана «Цветы». Рабочая тетрадь. |
14 | Дикорастущие растения | 1 | Узнавание( различение) дикорастущих растений ( ромашка, фиалка, колокольчик, подснежник), чтение стихотворений, прорисовывание по точкам цветочка и разукрашивание | Узнавание( различение) дикорастущих растений ( ромашка, фиалка, колокольчик, подснежник)по внешнему виду | Развивающие картинки Г. Домана леса «Растения луга» |
15 | Дикорастущие растения | 1 | Узнавание( различение) дикорастущих растений ( ромашка, фиалка, колокольчик, подснежник), чтение стихотворений, прорисовывание по точкам цветочка и разукрашивание | Узнавание( различение) дикорастущих растений ( ромашка, фиалка, колокольчик, подснежник) по строению | Цветные карандаши, альбом. Рабочая тетрадь. |
16 | Овощи | 1 | Знакомство с овощам Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, огурец, помидор) по внешнему виду Просмотр презентации «Овощи» Игра «Найди овощи» | Узнавание (различение) овощей по внешнему виду (форма, цвет) | Презентация «Овощи», загадки |
17 | Овощи | 1 | Знакомство с овощам Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, огурец, помидор) по внешнему виду Просмотр презентации «Овощи» Игра «Найди овощи» | Узнавание (различение) овощей по внешнему виду (форма, цвет) | Развивающие картинки Г. Домана «Овощи». Рабочая тетрадь. |
18 | Грибы | 1 | Знакомство с грибами, Узнавание (различение) грибов ( белый гриб, мухомор, подберезовик, лисичка) Просмотр презентации «Грибы» | Узнавание( различение) грибов ( белый гриб, мухомор, подберезовик, лисичка) по внешнему виду | Презентация «Грибы». Обучающий урок «Загадки из леса» |
19 | Грибы | 1 | Узнавание ( различение) грибов (белый гриб, мухомор, подберезовик, лисичка), строение гриба (ножка, шляпка) Лепка из пластилина грибочка | Узнавание( различение) строения гриба ( ножка, шляпка) | Развивающие картинки Г. Домана «Грибы».Рабочая тетрадь |
20 | Грибы | 1 | Узнавание ( различение) съедобных и несъедобных грибов (белый гриб, мухомор, подберезовик, лисичка), просмотр презентации «Грибы» | Узнавание( различение) съедобных и несъедобных грибов | Презентация «Грибы». Карандаши, альбом. |
21 | Травянистые растения | 1 | Узнавание( различение) травянистых растений (петрушка, укроп, мята, одуванчик), прорисовывание травянистых растений фломастерами | Узнавание( различение) травянистых растений (петрушка, укроп, мята, одуванчик) по внешнему виду | Картинки, открытки, фломастеры |
22 | Травянистые растения | 1 | Узнавание( различение) травянистых растений (петрушка, укроп, мята, одуванчик), Игра « Найди из всех цветов травянистый цветок » | Узнавание( различение) травянистых растений по строению и по запаху | Пиктограммы, картинки, мята |
23 | Лекарственные растения | 1 | Узнавание ( различение) лекарственных растений (ромашка, зверобой, подорожник),чаепитие | Узнавание( различение) лекарственных растений (ромашка, зверобой, подорожник) по внешнему виду | Презентация «Лекарственные растения» , Развивающие картинки Г. Домана «Лекарственные растения» |
24 | Лекарственные растения | 1 | Узнавание ( различение) лекарственных растений (ромашка, зверобой, подорожник); Прорисовывание лекарственных растений по точкам, разукрашивание | Узнавание( различение) лекарственных растений (ромашка, зверобой, подорожник) по внешнему виду | Рабочая тетрадь, цветные карандаши. |
25 | Комнатные растения | 1 | Узнавание ( различение) комнатных растений ( герань, кактус, фикус), выкладывание цветочка из мозаики | Узнавание( различение) комнатных растений (герань, кактус, фикус) по строению | Презентация «Комнатные растения». Рабочая тетрадь. |
26 | Комнатные растения | 1 | Узнавание ( различение) комнатных растений ( герань, кактус, фикус); Прорисовывание комнатного цветка по шаблону | Узнавание( различение) комнатных растений (герань, кактус, фикус) по строению | Обучающее видео «Комнатные цветы».Карандаши, рабочая тетрадь. |
27 | Уход за комнатными растениями | 1 | Полив комнатных растений | Уметь бережно относиться к комнатным растениям | Лейка, вода, комнатные растения |
28 | Животный мир | 2 | Знакомство с животными | Узнавание( различение) животных ( корова, собака, лиса, жираф, слон) | Презентация «В зоопарке». Обучающее видео «Животные и их голоса». |
29 | Строение животного | 1 | Узнавание ( различение) строения животного ( голова, туловище, лапы, ноги, хвост, рога), Лепка собачки из пластилина | Узнавание( различение) строения животного( голова, туловище, лапы, ноги, хвост, рога,) по внешнему виду | Развивающие картинки Г. Домана «Животные». Рабочая тетрадь. |
30 | Домашние животные | 1 | Узнавание (различение) домашних животных ( корова, свинья, лошадь, коза, баран ), Просмотр презентации «Домашние животные» Игра «Кто, как говорит?» | Узнавание (различение) домашних животных ( корова, свинья, лошадь, коза, баран ) по внешнему виду | Презентация «Домашние животные». Рабочая тетрадь. |
31 | Детеныши домашних животных | 1 | Узнавание (различение) детенышей домашних животных ( теленок, поросенок, жеребенок , котенок, щенок ), Игра «Кто как говорит?», Чтение стихотворений про животных | Узнавание (различение) детенышей домашних животных ( теленок, поросенок, жеребенок , котенок, щенок ) по строению и внешнему виду | Развивающие картинки Г. Домана «Домашние животные и их детеныши».Рабочая тетрадь. |
32 | Питание домашних животных | 1 | Узнавание (различение) питания домашних животных (корова, собака, кошка), прорисовывание по точкам домашнего животного и разукрашивание | Узнавание (различение) питания домашних животных (корова, собака, кошка) | Рабочая тетрадь. |
33 | Домашние птицы и их детеныши | 1 | Узнавание (различение) домашних птиц ( курица, петух, утка) и их детенышей, Просмотр презентации «Домашние птицы» | Узнавание (различение) домашних птиц ( курица, петух, утка) и их детенышей по внешнему виду | Презентация «Домашние птицы» |
34 | Питание домашних птиц | 1 | Узнавание (различение) домашних птиц ( курица, петух, утка), пение песенок, собирание пазлов из двух частей | Узнавание (различение) питания домашних птиц ( курица, петух, утка) | Развивающие картинки Г. Домана «Домашние птицы». Рабочая тетрадь. |
35 | Дикие животные | 3 | Узнавание (различение) диких животных. Игра «Найди животное», Прорисовывание по точкам дикого животного. | Узнавание (различение) диких животных ( лиса, заяц, волк, медведь) по внешнему виду | Презентация «В зоопарке», альбом, цветные карандаши |
36 | Питание диких животных | 1 | Узнавание (различение) диких животных ( лиса, заяц, волк, медведь), Игра «Кто что ест?», Обводка по шаблону зайца с морковкой, разукрашивание | Узнавание (различение) питания диких животных ( лиса, заяц, волк, медведь) | Развивающие картинки Г. Домана «Дикие животные».Рабочая тетрадь. |
37 | Детеныши диких животных. | 1 | Узнавание (различение) детенышей диких животных ( лисенок, зайчонок, медвежонок), Просмотр мультфильма, Обводка по шаблону медвежонка, разукрашивание | Узнавание (различение) детенышей диких животных ( лисенок, зайчонок, медвежонок) по внешнему виду | Мультфильм « В лесу», альбом, цветные карандаши. Развивающие картинки Г. Домана «Животные и их детеныши» |
38 | Птицы и их детеныши. | 1 | Узнавание (различение) птиц ( воробей, дятел, ворона), Чтение рассказа про птиц. Игра «Найди и назови птицу» | Узнавание (различение) птиц по внешнему виду. | Развивающие картинки Г. Домана «Птицы». Презентация «Птичья семья» |
39 | Питание птиц. | 1 | Узнавание (различение) питание птиц ( воробей, дятел, ворона), Обводка по шаблону птиц, разукрашивание, вырезание | Узнавание (различение) птиц | Рабочая тетрадь. |
40 | Водоплавающие птицы. | 1 | Узнавание (различение) водоплавающих птиц (лебедь, утка, гусь), прорисовывание по точкам лебедя и разукрашивание | Узнавание (различение) водоплавающих птиц (лебедь, утка, гусь) по внешнему виду | Обучающее видео «Водоплавающие птицы». Рабочая тетрадь. |
41 | Рыбы и их питание. | 1 | Узнавание (различение) строения рыбы (голова, туловище, хвост , плавники, жабры ), рисование ладошкой рыбки и разукрашивание | Узнавание (различение) рыбы (голова, туловище, хвост , плавники, жабры) по строению | Картинки, иллюстрации, песенки, альбом, цветные карандаши |
42 | Морские обитатели. | 2 | Узнавание (различение) морских обитателей (дельфин, морской конек, меуза), прорисовывание по точкам дельфина и разукрашивание | Узнавание (различение) морских обитателей ( дельфин, морской конек, медуза) по строению | Обучающее видео «Морские обитатели» |
43 | Морские гиганты | 1 | Узнавание (различение) морских гигантов (касатка, кит, кашалот), прорисовывание по точкам дельфина и разукрашивание | Узнавание (различение) морских гигантов по внешнему виду. | Обучающее видео «Морские гиганты». Рабочая тетрадь. |
41 | Солнце и луна. | 1 | Узнавание солнца и луны на картинке, рисование солнца и луны. | Узнавание солнца и луны на картинке и в природе | Презентация «Солнце и луна». Рабочая тетрадь. |
42 | Небесные тела. | 1 | Узнавание (различение) небесных тел (планета, звезда), обводка по шаблону звезды и разукрашивание | Узнавание (различение) небесных тел (планета, звезда) по внешнему виду | Презентация «Планеты солнечной системы». Обучающее видео «Почему на земле происходит смена времен года». |
43 | Земля, небо. | 1 | Определение месторасположения объектов на земле и на небе, Игра « Покажи, что находится на небе?» | Определение месторасположения объектов (самолет, солнце, звезды) на небе, | Презентация «На земле и в небе». Практическое задание «Расставь правильно предметы» |
44 | Изображение земной поверхности на карте. | 1 | Узнавание (различение) земной поверхности на карте. | Узнавание (различение) земной поверхности на карте. | Географическая карта, глобус, картинки |
45 | Формы земной поверхности на карте (овраги, горы, равнины и т.д). | 1 | Узнавание (различение) форм земной поверхности на карте (овраги, горы, равнины и т.д).. | Узнавание (различение) форм земной поверхности на карте (овраги, горы, равнины и т.д). | Географическая карта, глобус, Рабочая тетрадь. |
46 | Лес. | 1 | Знание значения леса в природе и жизни человека, Игра «Что растет в лесу?» | Знание леса в природе и жизни человека | Презентация «Лес». Рабочая тетрадь. |
47 | Вода и ее значение для живых существ. | 1 | Узнавание (различение) свойств воды. Определение ее значения для живых существ. «Презентация «Откуда берется вода». | Значение воды для живых существ. | Презентация «Откуда берется вода». Рабочая тетрадь. |
48 | Полезные ископаемые (уголь, гранит, известняк, песок, глина и др.). | 1 | Узнавание (различение) полезных ископаемых (уголь, гранит, известняк, песок, глина и др.). Презентация «Полезные ископаемые». Игра «Что в мешочке?» | Узнавание (различение) полезных ископаемых (уголь, гранит, известняк, песок, глина и др.). | Карта природных ресурсов, картинки, рабочая тетрадь. |
49 | Временные представления Сутки. | 1 | Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь) | Узнавание ( различение) частей суток ( утро, день, вечер, ночь) | Презентация «Сутки». Обучающее видео «Сутки от синего трактора». |
50 | Утро. | 1 | Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь), Игра «Что мы делаем утром?» | Знание о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). | Обучающие виде «Тетушка Сова «Части суток». Рабочая тетрадь. |
51 | Обед. | 1 | Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь), Игра « Что мы делаем в обед?» | Знание о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). | Обучающее виде «Тетушка Сова «Части суток». Рабочая тетрадь. |
52 | Вечер. | 1 | Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь), Игра « Что мы делаем вечером?» | Знание о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). | Обучающее виде «Тетушка Сова «Части суток». Рабочая тетрадь. |
53 | Ночь. | 1 | Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь), Игра « Что мы делаем ночью?» | Знание о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). | Обучающее виде «Тетушка Сова «Части суток». Рабочая тетрадь. |
54 | Времена года. | 1 | Представление о временах года и их последовательности Презентация «Времена года». Загадки, стихи. | Представление о временах года и их последовательности. | Просмотр мультфильма «12 месяцев». |
55 | Узнавание (различение) месяцев | 1 | Представление о месяцах и их последовательности Презентация «Времена года». Загадки, стихи. Игра «Когда это бывает». | Представление о месяцах и их последовательности. | Обучающее видео «Времена года». Рабочая тетрадь. |
56 | Заключительное занятие-игра «Мир природы» | 1 | Игра «Узнай что это?» (картинки с изображением объектов природы»), чтение стихов о природе, просмотр фрагментов мультфильмов. | Представление о мире природы. | Практическое занятие в рабочей тетради «Мир природы», цветные карандаши. |
Всего за год 68 часов |
13. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Материально-техническое обеспечение предмета включает:
объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала (в т.ч. собранного вместе с детьми в ходе экскурсий);
наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся);
муляжи овощей, фруктов;
пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными; различные календари;
изображения сезонных изменений в природе;
рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал;
обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о природе;
аудио- и видеоматериалы;
огород, теплица и др.;
разрезные картинки с изображением объектов природы;
глобус;
мультимедийные презентации.
14. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 1 класс. В 2 ч. Вентана-граф, 2014
2.Ивченкова Г.Г., Потапов И.В. Окружающий мир. 1 класс. Астрель, 2016
3. Кудрина С.В. Окружающий мир. Для специальных (коррекционных) учебных заведений VIII вида. 1 класс. «Владос», 2014
4. Матвеева Н.Б., Котина М.С., Куртова Т.О. Живой мир. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 2 класс. «Просвещение»,2015.
5. Матвеева Н.Б., Котина М.С., Куртова Т.О. Живой мир. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 3 класс. «Просвещение»,2015
6. Стеблева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр. 1-3 класс. «Владос»,2014
7. Стеблева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Наглядный материал. 1-3 класс. «Владос»,2016
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой; СПб.; ЦДК проф. Л.Б.Баряевой 2013.
Морозова И.А., Пушкарева М.А.Ознакомление с окружающим миром». Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2007
Л.Б.Баряева, А.Зарин «Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во РГРУ А.И.Герцена; Изд-во «Союз», 2011.
.Н.Б.Матвеева, М.С.Котина, Т.О.Куртова «Живой мир» 1 класс. Учебник для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. М.: «Просвещение», 2012.
Баряева Л.Б., ГаврилушкинаО.П. Игры-занятия с природным и рукотворным материалом: Методическое пособие. – СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2005. – 103с. [Сер. «Игры для детей с проблемами в развитии»]
Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Я – ребенок: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: ДРОФА, 2007.
Башаева Г.В. Развитие восприятия у детей- форма, цвет, звук. Ярославль: «Академия развития»,2007.-237с.
Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учеб. Пособие / Под общ. ред. Н.В. Сократова.-М.: ТЦ Сфера, 2005.
Шипицина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. – 2-е изд., переработано и дополн. – СПб.: Речь, 2005. – 477 с.
Образовательные электронные ресурсы
http://window.edu.ru/window/catalog Каталог Российского общеобразовательного портала
http://shkola.lv – Портал бесплатного образования
http://pedsovet.su - база разработок для учителей начальных классов
http://musabiqe.edu.az - сайт для учителей начальных классов
http://trudovik.ucoz.ua - материалы для уроков учителю начальных классов
http://bio.1september.ru/Газета "Биология" и сайт для учителя "Я иду на урок биологии"
http://www.floranimal.ru/FlorAnimal: портал о растениях и животных
http://www.forest.ru/ Forest.ru: все о российских лесах
http://plant.geoman.ru/Занимательно о ботанике. Жизнь растений
www.zooclub.ru/animals - газета «Мое зверье»
15. ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ.
Класс | Дата | Количество не проведённых уроков | Причина | Согласование с курирующим завучем |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |