СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В основу рабочей программы по технологии для 4 класса положена авторская программа Н.М. Конышевой «Технология. Художественно-конструкторская деятельность» и обеспеченная учебником Н.М. Конышевой «Технология» 4 класс
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5» города Улан-Удэ
Рассмотрено на Согласованно:________ Утверждаю:__________
заседании методического Зам директора по УВР Директор ________________
объединения учителей _____________________ ____________________
___________________ _____________________ ____________________
Протокол МО №_______ Протокол НМС №_______ Протокол ПС №_______
«____»__________20___г «____»___________20__г. «____»_________ 20___г
Рук МО ________________ Приказ №_____ от ___ ____ 20__г.
Рабочая программа
учебного курса
по технологии
для 4 класса
Составители:
2018 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В основу рабочей программы по технологии для 4 класса положена авторская программа Н.М. Конышевой «Технология. Художественно-конструкторская деятельность» и обеспеченная учебником Н.М. Конышевой «Технология» 4 класс - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2014 (учебно-методический комплект «Гармония»). Учебники комплекта "Гармония" рекомендованы к использованию Министерством образования и науки РФ и включены в Федеральный перечень учебников на 2015-2016 учебный год.
Рабочая программа курса построена с учётом требований ФГОС, содержит общую характеристику особенностей курса, его целей, задач, содержания и планируемых результатов образования.
Основная цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании социально значимых умений и общей творческой направленности личности, духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. Изучение технологии способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
В качестве результата изучения данного предмета предполагается формирование универсальных учебных действий всех видов: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных.
Задачи изучения дисциплины:
формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, формирование представлений о ценности предшествующих культур и понимания необходимости их сохранения и развития;
расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; формирование практических умений использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности;
развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;
развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.);
развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера и пр. через формирование практических умений;
развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач;
формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности;
духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности: организованности и культуры труда, аккуратности, трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу и т. п.
Отбор содержания курса определяется рядом принципов.
Согласно принципу гуманитаризации и культуросообразности содержание получаемого образования не ограничивается практико-технологической подготовкой, а предполагает освоение на доступном уровне нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре. В процессе изучения программного содержания учащиеся знакомятся с традициями в развитии предметного мира, изучают традиционные ремесла и приемы работы. В результате мир вещей выступает для них как источник историко-культурной информации, а мастерство как выражение духовной культуры человека; освоение приемов и способов преобразовательной практической деятельности приобретает значение приобщения к человеческой культуре. Кроме того, они получают необходимые элементарные знания из области дизайна (о правилах создания предметов рукотворного мира, его взаимосвязях с миром природы) и учатся их использовать в собственной деятельности.
Принцип интеграции и комплексности содержания предполагает органичное включение нового материала в изучение последующего содержания и решение творческих задач; кроме того, согласно данному принципу в содержании изучаемого материала учитывается личный опыт учащихся, направленность предметного содержания на комплексное развитие всех структур личности и установление межпредметных связей с курсами других учебных дисциплин, что обеспечивает углубление общеобразовательной подготовки учащихся.
Предлагаемый учебный курс интегрирует в себе как рационально-логические, так и эмоционально-оценочные компоненты познавательной деятельности и имеет реальные связи со следующими учебными предметами:
окружающий мир (рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций);
математика (моделирование – преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр., выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами);
изобразительное искусство (использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна);
родной язык (развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности: описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов);
литературное чтение (работа с текстовой информацией, восприятие и анализ литературного ряда в целостном процессе создания выразительного образа изделия).
Принцип вариативности содержания предусматривает возможность дифференциации изучаемого материала с целью индивидуального подхода и разноуровневого освоения программы; этот принцип реализуется за счет выделения в содержании изучаемых тем основной (инвариантной) составляющей и вариативной (дополнительной) части;
Инвариантная часть содержания обеспечивает освоение предметных знаний и умений на уровне обязательных требований на момент окончания начальной школы; вариативная часть включает задания, дифференцированные по уровню сложности и объему, материал на расширение и углубление знаний по теме, задания на реализацию индивидуальных интересов, на применение полученных знаний в новых ситуациях, для решения нестандартных практических задач.
Принцип концентричности и спиралевидности предполагает, что продвижение учащихся в освоении предметного, культурологического и духовно-эстетического содержания курса происходит последовательно от одного блока к другому, но в то же время оно не является строго линейным. Изучение наиболее важных вопросов, с целью достижения необходимой глубины их понимания, строится таким образом, чтобы школьники могли осваивать их постепенно, обращаясь к тем или иным темам на разных ступенях единого курса.
В соответствии с принципом целостности развития личности в ходе освоения учебного предмета предполагается целенаправленное стимулирование интеллектуальной, эмоционально-эстетической, духовно-нравственной, психофизиологической сфер личности, что обеспечивается побором содержания материала и организацией деятельности учащихся по его усвоению.
Содержание курса позволяет реализовать принцип развития по целому ряду взаимосвязанных направлений:
Умственное развитие на уроках технологии обусловлено тем, что в основе развития обобщений и абстрактного мышления лежит отнюдь не вербальная, а непосредственная практическая деятельность человека, соединенная с умственной деятельностью, что особенно актуально в младшем школьном возрасте. В соответствии с этим для успешного формирования новых умственных действий в процесс обучения включаются необходимые внешние, материальные действия. Они дают возможность невидимые внутренние связи сделать видимыми, показать их содержание учащимся, сделать понятными.
Эмоционально-эстетическое развитиесвязано с тем, что учащиеся так или иначе проявляют соответствующее отношение к объектам, условиям, процессу и результатам труда. Выполнение заданий на уроках художественного конструирования предполагает учет основ композиции, средств ее гармонизации, правил художественной комбинаторики, особенностей художественного стиля. Поскольку содержание работы школьников строится с учетом определенных художественно-конструкторских правил (законов дизайна), на уроках создаются благоприятные условия для формирования представлений о наиболее гармоничных вещах и среде в целом, для выработки эстетического восприятия и оценки, художественного вкуса.
Духовно-нравственное развитие учащихся в курсе технологии обусловлено направленностью его содержания на освоение проблемы гармоничной среды обитания человека, конструируемой с учетом культурных традиций и правил современного дизайна. Школьники получают устойчивые и систематические представления о достойном человека образе жизни в гармонии с окружающим миром.
Развитию духовности и нравственных принципов способствует активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для художника-конструктора. Мир вещей возникает из мира природы и существует рядом с ней, и данная программа побуждает детей задуматься о взаимосвязи этих двух миров, о способах их сосуществования.
На уроках технологии школьники знакомятся также с народными ремеслами, изучают народные традиции, которые сами по себе имеют огромный нравственный смысл. Они получают знания о том, как в обычных утилитарных предметах повседневного быта в культуре любого народа отражались глубокие и мудрые представления об устройстве мироздания; как гармонична была связь всего уклада жизни человека с жизнью природы; каким высоконравственным было отношение к природе, вещам и пр.
Все эти вопросы ученики осваивают не на уровне вербальных положений или абстрактных идей, а пропуская их через собственный опыт и продуктивную творческую деятельность.
Психофизиологическое развитие на уроках технологии обеспечивается тем, что работа учащихся сочетает в себе умственные и физические действия. Выполнение практических заданий связано с определенной мускульной работой, в результате которой активизируются обменные процессы в организме, а вместе с ними – рост клеток и развитие мускулов. Предусмотренная в содержании курса система практических операций способствует ускорению формирования узла связи предплечья и кисти, развитию координации движений руки и гармонизации физического и общего психофизиологического развития учащихся.
При составлении программы также учтены принципы классической дидактики (прежде всего научности, доступности, систематичности, последовательности).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В системе общеобразовательной подготовки учащихся начальной школы курс технологии играет особую роль в силу своей специфики. Особенность уроков технологии состоит в том, что их основой является предметно-практическая деятельность, в которой понятийные (абстрактные), образные (наглядные) и практические (действенные) компоненты процесса познания окружающего мира занимают равноправное положение. С учётом таких уникальных возможностей курс технологии можно рассматривать как базовый в системе общеобразовательной подготовки младших школьников. Он эффективно заменяет собой целый ряд так называемых специальных тренингов и при этом не только не увеличивает, но снимает учебные перегрузки и тем самым составляет ощутимый противовес тотальному вербализму в обучении, который захлестнул современную школу и наносит колоссальный ущерб здоровью детей.
Отбор содержания и построение учебной дисциплины определяются возрастными особенностями развития младших школьников, в том числе функционально-физиологическими и интеллектуальными возможностями, спецификой их эмоционально-волевой сферы, коммуникативной практики, особенностями жизненного, сенсорного опыта и необходимостью их дальнейшего развития.
Учебный материал каждого года имеет системную блочно-тематическую структуру, предполагающую постепенное продвижение учащихся в освоении выделенных тем, разделов одновременно по таким направлениям, как практико-технологическая (предметная) подготовка, формирование метапредметных умений и целостное развитие личности.
Содержательные акценты программы сделаны на вопросах освоения предметного мира как отражения общей человеческой культуры (исторической, социальной, индивидуальной) и ознакомления школьников с законами и правилами его создания на основе доступных им правил дизайна. Дизайн соединяет в себе как инженерно-конструкторский (т. е. преимущественно рациональный, рассудочно-логический) аспект, так и художественно-эстетический (во многом эмоциональный, интуитивный), что позволяет осуществить в содержании курса более гармоничную интеграцию различных видов учебно-познавательной и творческой деятельности учащихся.
Методической основой организации деятельности школьников на уроке является система репродуктивных, проблемных и поисково-творческих методов. Проектно-творческая деятельность при дизайнерском подходе к программному материалу составляет суть учебной работы и неотделима от изучаемого содержания. В соответствии с этим программа органично вписывает творческие задания проектного характера в систематическое освоение содержания курса. Помимо этого в учебнике 3 класса предусмотрены специальные темы итоговых проектов, однако данное направление работы не ограничено их локальным выполнением; программа ориентируется на системную проектно-творческую деятельность учащихся; основные акценты смещаются от изготовления поделок и овладения отдельными приёмами работы в сторону проектирования вещей на основе сознательного и творческого использования материалов и технологий.
Таким образом, программа и созданный на её основе авторский учебно-методический комплект позволяют учителю избежать как вербального подхода (когда большая часть содержания усваивается «на словах»), так и узко технологического (при котором основное внимание направлено на обучение приёмам практической работы). Сочетание интеллектуального, эмоционального и практического компонентов на базе творческой предметно-преобразовательной деятельности позволяет представить курс технологии в начальных классах как систему формирования предметных и метапредметных знаний, умений и качеств личности учащихся.
Программа курса обеспечивает результаты, необходимые для дальнейшего обучения в среднем звене школы, для усвоения социального опыта, нравственно-эстетического развития и творческой деятельности.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Базовыми ценностными ориентирами содержания общего образования, положенными в основу данной программы, являются:
Формирование у ученика широких познавательных интересов, желания и умения учиться, оптимально организуя свою деятельность, как важнейшего условия дальнейшего самообразования и самовоспитания.
Формирование самосознания младшего школьника как личности: его уважения к себе, способности индивидуально воспринимать окружающий мир, иметь и выражать свою точку зрения, стремления к созидательной деятельности, целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, готовности к преодолению трудностей, способности критично оценивать свои действия и поступки.
Воспитание ребёнка как члена общества, во-первых, разделяющего общечеловеческие ценности добра, свободы, уважения к человеку, к его труду, принципы нравственности и гуманизма, а во-вторых, стремящегося и готового вступать в сотрудничество с другими людьми, оказывать помощь и поддержку, толерантного в общении.
Формирование самосознания младшего школьника как гражданина, основ гражданской идентичности.
Воспитание в ребёнке чувства прекрасного, развитие его эстетических чувств, вкуса на основе приобщения к миру отечественной и мировой культуры, стремления к творческой самореализации.
Воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды, к себе и своему здоровью.
Направленность образовательного процесса на достижение указанных ценностных ориентиров обеспечивается созданием условий для становления у учащихся комплекса личностных и метапредметных учебных действий одновременно с формированием предметных умений.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный:
рассказ, лекция, объяснение, демонстрация картин, кино- и диафильмов и т.д.;
б) репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование;
в) проблемное изложение изучаемого материала;
г) частично-поисковый, или эвристический метод;
д) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ:
Индивидуальная
Парная
Групповая
Фронтальная
Экскурсия
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение курса «Технология» в 4 классе начальной школы отводится 1 ч в неделю. Программа рассчитана на 34 ч (34 учебные недели).
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1. | Из глубины веков – до наших дней | 10 |
2. | Традиции мастеров в изделиях для праздника | 10 |
3. | Мастера и подмастерья. Зимнее рукоделие | 6 |
4. | В каждом деле – свои секреты | 8 |
| Итого: | 34 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
4 класс (34 часа)
Из глубины веков – до наших дней (10 ч)
Керамика в культуре народов мира. Особенности керамической посуды у разных народов; отражение в посуде образа жизни и обычаев; форма и роспись сосудов. Архитектурная керамика; изразец.
Плетение из лозы, бересты, щепы; имитация этих материалов в плетении из бумажных полос.
Украшения в культуре народов мира. Использование древних традиций в современных изделиях. Изготовление изделий на основе народных традиций.
Традиции мастеров в изделиях для праздника (11 ч)
Гофрированная подвеска из бумаги. Традиционные приемы выполнения складок и конструирования изделий. Раскладная открытка; особенности конструкции раскладных открыток, композиция изделий. Упаковка для подарка; связь упаковки с подарком, зависимость конструкции и отделки от назначения упаковки. Карнавал. Традиции разных народов в организации карнавалов, их культурно-исторический и современный смысл. Праздничный пряник. Традиционное праздничное угощение в народной культуре. Творческое использование традиционных канонов в современной жизни.
Декоративная рамка для фото. Зависимость формы, декора рамки от особенностей обрамляемой фотографии или картины. Приемы изготовления декоративной рамки в технике барельефа. Изготовление праздничных сувениров и подарков к Новому году и Рождеству.
Мастера и подмастерья. Зимнее рукоделие (6 ч)
Вязание крючком; материалы, инструменты, технология вязания. Изготовление простых изделий. Петельный шов; технология выполнения петельного шва, его функциональное и декоративное назначение. Изготовление изделий с использованием петельного шва; декоративные кармашки. Жесткий переплет, его составные части и назначение. Технология выполнения простых переплетных работ. Обложка для проездного билета. Ремонт книги. Изготовление подарков, сувениров с использованием освоенных технологий.
В каждом деле – свои секреты (7 ч)
Соломенных дел мастера; декоративно-художественные свойства соломки. Обработка и использование соломки как поделочного материала в различных видах изделий. Отражение культурно-исторических традиций в изделиях из соломки. Замена соломки другими волокнистыми материалами. Игрушки из соломки и ниток. Аппликация из соломки.
Металл в руках мастера. Ремесла, связанные с обработкой металла; чеканка. Тиснение по фольге как упрощенный аналог чеканки по металлу. Подготовка материалов и инструментов, способы работы. Изготовление декоративной пластины способом тиснения по фольге.
Секреты бумажного листа. Технологии и культурные традиции в искусстве оригами. Новые виды складок и приемы работы.
Традиционные ремесла как отражение особенностей национальной культуры народов мира.
планируемые результаты освоения предмета
Личностные
У учащихся будут сформированы:
положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке;
уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;
понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире;
представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном мире;
понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;
чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания;
Могут быть сформированы:
устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;
установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности;
привычка к организованности, порядку, аккуратности;
адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность;
чувство сопричастности с культурой своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов;
Предметные
Учащиеся научатся:
использовать в работе приемы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);
правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов;
на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;
отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборки и отделки изделия;
работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
изготавливать плоскостные и объемные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;
решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;
понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность - и уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности;
Учащиеся получат возможность научиться:
определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;
творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;
понимать, что вещи заключают в себе историческую и культурную информацию (т.е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);
понимать наиболее распространенные традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, специальные знаки в декоре бытовых вещей).
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;
руководствоваться правилами при выполнении работы;
устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия дляполучение необходимых результатов;
осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы;
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;
прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения;
Познавательные
Учащиеся научатся:
находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями;
Учащиеся получат возможность научиться:
осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);
самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале;
понимать особенности проектной деятельности, выдвинуть несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создать конструктивный замысел, осуществить выбор средств и способов для его практического воплощения, аргументированно защищать продукт проектной деятельности;
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;
выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы;
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА:
Для реализации данной программы используется следующее учебно-методическое обеспечение:
Для учителя:
- Рабочие программы. Начальная школа. 4 класс УМК «Гармония».
- Учебник: Н.М.Конышева «Технология» 4 класс - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2013
- Методические рекомендации Н.М.Конышева «Технология» 4 класс - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2012.
Ресурсы Интернета
- Электронные образовательные ресурсы http://umk-garmoniya.ru/electronic_support/
- Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) http://school-collection.edu.ru,
- Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/
- Учительский портал: http://www.uchportal.ru/
- http://www.nachalka.com/
- http://www.zavuch.info/
- Методический центр: http://numi.ru/
Инструменты для обработки различных материалов.
Коллекции «Виды бумаги и картона», «Виды ткани».
Муляжи «Овощи», «Фрукты».
Модели геометрических фигур.
Таблицы по темам.
Технологические карты.
Для детей:
- Учебник: Н.М.Конышева «Технология» 4 класс - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2013
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
Для полноценной реализации курса технологии в начальном общем образовании и достижения планируемых результатов необходима соответствующая материальная база. При этом данная программа разработана с учетом значительного разнообразия реальных условий, в которых существует современная отечественная начальная школа, и предполагает, что ее содержание может быть реализовано при минимальных затратах на материальные ресурсы. Для работы каждому ребенку необходимы
следующие материалы: наборы цветной бумаги для аппликации, картон, ткань, пластилин, швейные нитки, нитки для вышивания, пряжа для вязания, природные и утилизированные материалы, гуашь;
и инструменты: ножницы (школьные), подрезной нож, простые и цветные карандаши, линейка, угольник, циркуль, швейные и вышивальные иглы, кисти для клея и для красок, дощечка для лепки, подрезная доска.
Помимо перечисленных материалов и инструментов в необходимую материальную базу входят учебники, рабочие тетради на печатной основе и другие учебно-методические материалы, составляющие учебно-методический комплект по технологии.
Календарно-тематическое планирование по технологии 4 класс
(34 часа)
№ урока | Тема урока, изделия, страницы учебника | Предметное содержание и задачи урока | Характеристика учебной деятельности учащихся | Формируемые УУД | Виды деятельности | Дата план | Дата факт. | ||||||||
1. Из глубины веков – до наших дней (10 ч) |
|
| |||||||||||||
1 | Вводный урок. Задачи и содержание работы в новом учебном году и первой четверти. Учебник С. 3–12 | Введение учащихся в проблематику вопросов, предусмотренных для изучения. Формирование умения работать с учебной информацией (учебник). | Рассматривать, читать учебник и рабочие тетради. Обсуждать общее содержание учебника и тетрадей. Обсуждать смысл историко-культурных традиций. Обсуждать содержание творческих работ и проектов на предстоящий учебный год.1 | Ориентироваться в содержании учебника. Воспринимать и анализировать учебную информацию (условные обозначения, содержание, рубрики, расположение на странице, рисунки, схемы, словарь). Вступать в общение, соблюдая правила общения, выражать свою точку зрения, слушать другого. | Беседа. Составление технологической карты по ТБ. |
|
| ||||||||
2
| Керамика в культуре народов мира. Лепка сосуда по традиционным канонам гончарного искусства. Учебник, с. 13–15
| Повторение и закрепление технологий лепки, освоение новых технологий изготовления сосудов. Развитие умения работать по инструкции (словесной и в виде графической схемы). Расширение представлений о гармонии формы («красоты») и функции («пользы», удобства) в предметах народного быта. Расширение культурного кругозора, воспитание интереса к культурным традициям. Развитие тонкой моторики, внимания, воображения. Воспитание экологического сознания. | Рассматривать образцы керамических изделий. Анализировать форму сосудов, её функциональность и внешнюю выразительность. Анализировать различные способы практической работы, обсуждать их и сравнивать. Изготавливать изделия по образцам, инструкции и замыслу. | Анализировать информацию в учебнике, обсуждать ее. Принимать учебную задачу; понимать предлагаемый план действий, действовать по плану. Выполнять работу по инструкции. Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности. Прогнозировать необходимые действия для получения практического результата, планировать работу. Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей). | Подбор и составление магические узоры для керамического изделия. Лепка простого сосуда из пластилина. Роспись сосуда. |
|
| ||||||||
3 | Керамика в культуре народов мира. Роспись сосуда символическим орнаментом по традиционным канонам. Учебник, с.16–21 Рабочая тетрадь № 1, с. 4–5
| Обогащение знаний о культурных традициях в создании предметного мира. Развитие художественного вкуса, творческого воображения. Развитие тонкой моторики, внимания, ассоциативно-образного мышления.
| Рассматривать образцы изделий, анализировать и обсуждать их (значение, символический смысл и способы создания узоров на сосудах). Выполнять упражнения на составление узоров по мотивам культурных образцов. Выполнять декоративную отделку сосудов по мотивам культурных образцов. | Воспринимать и анализировать текстовую и визуальную информацию. Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать. Принимать учебную задачу; понимать предлагаемый план действий, действовать по плану. Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности. Прогнозировать необходимые действия для получения практического результата, планировать работу. Творчески использовать полученные знания и умения в практической работе. Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей). |
|
|
| ||||||||
4
| Архитектурная керамика. Изразец. Декоративная плитка. Учебник, с.22–31. Рабочая тетрадь №1, С.6-9.
| Ознакомление с особенностями архитектурной керамики, её историей и технологией. Совершенствование приёмов и технологий лепки. Расширение культурного кругозора. Воспитание экологического сознания. Формирование коммуникативных умений. | Читать, анализировать и обсуждать информацию в учебнике. Рассматривать образцы изделий. Выполнять эскизы декоративных плиток. Распределять работу в парах, группах по изготовлению декоративных изразцов. Выполнять работу в соответствии с замыслом. | Анализировать графическую и текстовую информацию. Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать. Принимать учебную задачу. Планировать работу. Выполнять работу по инструкции и по плану. Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей). | Дорисовка пропущенного фрагмента изразца. Роспись готового панно. Изготовление «изразцового» панно из пластилина. Лепка и роспись. |
|
| ||||||||
5
| Архитектурная керамика. Изразец (продолжение). Коллективное панно. Учебник, с. 22–31. Рабочая тетрадь №1, С.6-9.
| Формирование знаний об использовании керамики в архитектуре. Ознакомление с русским изразцом. Обучение технике изготовления декоративных изображений по типу керамических панно из плиток. Воспитание коммуникативности, культуры общения в совместной работе. Развитие творческого воображения, внимания, тонкой моторики. | Читать, анализировать и обсуждать информацию в учебнике. Рассматривать и анализировать образцы, технологии изготовления изделий. Договариваться о выполнении работы в парах, группах. Выполнять работу по изготовлению коллективного панно.
| Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать. Принимать учебную задачу; понимать предлагаемый план действий, действовать по плану. Прогнозировать необходимые действия для получения практического результата, планировать работу. Творчески использовать полученные знания и умения в практической работе. Выполнять работу по инструкции и оп замыслу. Проявлять заинтересованное, внимательное, вдумчивое отношение к объектам культурного наследия. Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей). |
|
| |||||||||
6-7
| Древнее ремесло – плетение изделий. Плетёная коробочка. Учебник, с.32–39 Рабочая тетрадь №1, С. 10-13.
| Ознакомление с технологией плетения изделий из полос бумаги. Формирование практических умений изготовления изделий в технике плетения. Развитие тонкой моторики, внимания, пространственного мышления. Расширение культурного кругозора. Воспитание аккуратности, усидчивости, добросовестного отношения к работе. Воспитание экологического сознания. | Читать, анализировать и обсуждать информацию в учебнике. Рассматривать образцы изделий. Анализировать приёмы выполнения работы. Изготавливать коробочку в технике плетения. Обсуждать варианты работы с товарищами.
| Воспринимать и анализировать учебную информацию. Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать. Принимать учебную задачу; понимать смысл предлагаемой информации, действовать в соответствии с ней. Прогнозировать необходимые действия для получения практического результата. планировать работу. Выполнять работу по плану в соответствии с инструкцией. Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей). Проявлять заинтересованное, внимательное, вдумчивое отношение к объектам природы и их отражению в произведениях искусства. | Изготовление плетеной корзиночки способом прямого плетения. |
|
| ||||||||
8 | Мини-проекты (переконструирование, доконструирование и проектирование изделий в технике плетения из полос). Учебник, с.39
| Совершенствование навыков плетения из полос. Развитие умения решать творческие задачи с использованием освоенных технологий. Развитие мышления, воображения. Развитие проектных умений, подготовка к выполнению проектов.
| Читать, анализировать и обсуждать информацию в учебнике. Решать задачи на доконструирование и переконструирование изделий. Выполнять мини-проекты: создавать эскизы изделий в соответствии с поставленными условиями. Конструировать изделия в соответствии с дизайнерской задачей. | Воспринимать и анализировать учебную информацию. Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к творческой самостоятельности. Аргументированно излагать свой замысел. Творчески использовать полученные знания и умения в практической работе. Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей). | Изготовление плетеной коробочки способом прямого плетения. Украшение готового изделия бумажными кружевами. |
|
| ||||||||
9
| Украшения в культуре народов мира. Цепочки из бисера. Технология изготовления узора «колечки». Учебник, с.40–46. Рабочая тетрадь №1, С.14. | Обучение новым технологиям изготовления декоративно-прикладных изделий из бисера. Расширение культурного кругозора: ознакомление с историческими традициями изготовления украшений и их ролью в культуре народов мира. Формирование представлений о ритме и симметрии в узорах украшений и их значении в орнаментах народных изделий. Развитие тонкой моторики, воображения, ассоциативно-образного мышления. Развитие художественного вкуса, воображения. Воспитание аккуратности, усидчивости, добросовестного отношения к работе. | Читать текст, рассматривать образцы изделий. Воспринимать новую информацию по изучаемой теме, обсуждать ее. Решать задачи на завершение эскизов и составление схем цепочек из бисера с узором «колечки». Упражняться в выполнении цепочки из бисера с узором «колечки».
| Воспринимать и оценивать текстовую и визуальную информацию, обсуждать ее. Принимать учебную задачу; понимать смысл предлагаемой информации, действовать в соответствии с ней. Планировать работу и выполнять её по плану. Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей). | Составление собственного узора цепочки «крестик» или «колечки». |
|
| ||||||||
10 | Украшения в культуре народов мира. Цепочки из бисера. Технология изготовления узора «крестик». Учебник, с.47-48. Рабочая тетрадь №1, С.15, 17.
| Закрепление приёмов изготовления декоративных цепочек из бисера; обучение новым технологиям. Развитие художественного вкуса, воображения. Воспитание аккуратности, усидчивости, добросовестного отношения к работе. | Читать текст, рассматривать образцы изделий. Воспринимать новую информацию по изучаемой теме, обсуждать ее. Решать задачи на завершение эскизов и составление схем цепочек из бисера с узором «крестик». Изготавливать цепочки из бисера с узором «крестик». | Воспринимать и оценивать текстовую и визуальную информацию, обсуждать ее. Принимать учебную задачу; понимать смысл предлагаемой информации, действовать в соответствии с ней. Планировать работу и выполнять её по плану. Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей). | Составление собственного узора цепочки «крестик» или «колечки». |
|
| ||||||||
2. Традиции мастеров в изделиях для праздника (11 ч) |
|
|
| ||||||||||||
11
| Бумагопластика. Изготовление форм приёмом гофрирования. Гофрированная подвеска. Учебник, с.49–59 Рабочая тетрадь №1, С.18-21. . | Совершенствование навыка обработки бумаги способом гофрирования. Ознакомление с новыми технологиями получения декоративных форм из гофрированной бумаги. Развитие тонкой моторики, глазомера, внимания воображения, пространственного мышления. Развитие художественного вкуса. Воспитание усидчивости, аккуратности, добросовестного отношения к работе. | Читать текст, рассматривать и анализировать изображения зрительного ряда. Выполнять разметку прямоугольных полос из бумаги. Упражняться в выполнении ритмичных складок. Конструировать гофрированную подвеску из бумаги.
| Анализировать текстовую и зрительную информацию. Анализировать образцы, способы получения выразительной пластической формы, обсуждать их и сравнивать. прогнозировать Принимать учебную задачу; понимать смысл предлагаемой информации, действовать в соответствии с ним. Прогнозировать практические действия по получению форм в соответствии с замыслом. Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей). | Проведение расчетов длины заготовок. Заполнение таблицы расчетов. Изготовление трехцветной заготовки. Вспомогательная сетка. |
|
| ||||||||
12 | Бумагопластика. Конструирование форм приёмом гофрирования. Гофрированная подвеска (творческие работы). Учебник, с.49–59. Рабочая тетрадь №1, С.18-21.
| Закрепление и совершенствование навыка обработки бумаги способом гофрирования. Расширение культурного кругозора (новые знания из истории бумажных изделий, о культурных традициях использования бумаги в создании предметного мира). Развитие изобретательности, гибкости и вариативности мышления. | Читать текст, рассматривать и анализировать изображения зрительного ряда. Решать задачи на мысленную трансформацию заготовки в изделие и наоборот. Выполнять вычисления, построение деталей. Обсуждать и аргументировать выдвинутые варианты решения задач. Выполнять проверку правильности решения задач опытным путем. Конструировать гофрированную подвеску по предложенным условиям. | Воспринимать и оценивать текстовую и визуальную информацию, обсуждать ее. Принимать учебную задачу; понимать смысл предлагаемой информации, действовать в соответствии с ней. Планировать работу и выполнять её по плану. Использовать полученные знания и умения в решении творческих практических задач. Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей). |
|
|
| ||||||||
13-14
| Бумагопластика. Раскладные картинки. Учебник, с.60–63. Рабочая тетрадь №1, С.22-28.
| Ознакомление с новыми приёмами изготовления объёмных конструкций. Совершенствование навыка разметки деталей прямоугольной и произвольной формы, совершенствование чертежно-графических умений. Развитие воображения, образного мышления. Воспитание художественного вкуса. Развитие конструкторских умений, дизайнерского мышления, формирование предпосылок проектной деятельности. | Читать, слушать информацию о новых технологиях создания объёмных конструкций, обсуждать ее; рассматривать образцы. Выполнять построение деталей прямоугольной формы. Выполнять обработку деталей для создания объёмной раскладной конструкции. Решать задачи на мысленную трансформацию объемной конструкции и её деталей. Конструировать открытку с раскладной картинкой, используя освоенные технологии работы. | Воспринимать и анализировать учебную информацию. Анализировать образцы изделий, обсуждать их. Принимать учебную задачу; понимать смысл предлагаемой информации. Прогнозировать действия, необходимые для выполнения задания. Действовать в соответствии с инструкцией. Творчески использовать полученные знания и умения в практической работе. Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей). |
|
|
| ||||||||
15
| Новые приёмы бумагопластики. Футляр – упаковка для подарка. Учебник, с.64–69. Рабочая тетрадь №1, С.29.
| Ознакомление учеников с новыми приёмами бумажной пластики. Совершенствование чертежно-графической грамотности (построение и разметка прямоугольника, чтение и анализ чертежа развёртки). Развитие пространственного мышления и воображения. Углубление и уточнение представлений о стилевой гармонии в вещах. Воспитание аккуратности и точности в выполнении работы. Воспитание культуры быта. | Читать, слушать объяснения, рассматривать и анализировать образцы. Рассматривать и анализировать графические схемы и инструкции. Обсуждать приёмы выполнения работы. Упражняться в различных способах трансформации бумаги в объёмные формы. Решать задачи на конструирование «в уме». Конструировать футляр - упаковку для подарка на основе новых технологий работы.
| Читать и анализировать чертежно-графическую информацию. Принимать учебную задачу; понимать предлагаемый план действий. Действовать в соответствии с инструкцией. Осуществлять мысленное конструирование формы, создавать форму в воображении. Моделировать, прогнозировать действия, необходимые для выполнения практической работы. Планировать умственные и практические действия. Анализировать и оценивать полученные результаты. | Построение развертки с помощью циркуля и линейки. Составление плана работы. Сборка готового изделия. |
|
| ||||||||
16
| Традиции новогодних праздников и карнавалов. Карнавальные шапочки (оригами). Учебник, с. 70–73. Рабочая тетрадь №1, С.32.
| Закрепление и расширение технологий изготовления изделий из бумаги способом сгибания и складывания. Расширение культурного кругозора, знаний о культурных традициях. Формирование дизайнерских умений, развитие предпосылок проектной деятельности. Развитие образного мышления, творческого воображения. Воспитание аккуратности, точности в работе. | Читать, слушать объяснения, рассматривать, анализировать, сравнивать образцы изделий. Читать графические инструкции, выполнять по ним работу. Конструировать головной убор для карнавального костюма. Осуществлять подбор материалов и выполнять оформление изделия в соответствии с творческой задачей. | Воспринимать и анализировать информацию. Принимать учебную задачу; понимать смысл предлагаемой информации, действовать в соответствии с ним. Руководствоваться правилами при выполнении работы. Проектировать изделие в соответствии с творческой задачей; создавать в воображении выразительный художественный образ изделия. Анализировать и оценивать полученные результаты. | Методы сгибания бумаги Изготовление шлема богатыря. |
|
| ||||||||
17
| Традиции новогодних праздников и карнавалов. Карнавальные маски. Учебник, с.74–77. Рабочая тетрадь №1, С.33.
| Совершенствование навыков обработки бумаги и картона. Развитие умения комбинирования разных материалов для решения творческих задач. Расширение культурного кругозора, знаний о традиционных праздниках. Формирование дизайнерских умений, развитие предпосылок проектной деятельности. Развитие образного мышления, творческого воображения. Воспитание художественного вкуса, эстетического отношения к окружающему миру. | Читать, слушать объяснения учителя, рассматривать анализировать, сравнивать образцы изделий. Выполнять эскизы изделия в соответствии с творческой задачей. Конструировать карнавальную маску в соответствии с инструкцией и творческим замыслом. Осуществлять подбор материалов и выполнять оформление маски в соответствии с творческой задачей. | Воспринимать и анализировать информацию. Принимать учебную задачу; понимать предлагаемый план действий, действовать по плану. Оценивать образцы изделий с точки зрения художественно-эстетической выразительности. Проектировать изделие в соответствии с творческой задачей; создавать в воображении выразительный художественный образ изделия. Прогнозировать действия, необходимые для получения определенного декоративно-художественного эффекта. Оценивать результаты выполненной работы. | Составление технологической карты по изготовлению карнавальной маски. Придумывание своего эскиза карнавальной маски. Украшение
|
|
| ||||||||
18
| Традиционные народные праздники. Святочные фигурные пряники по традиционным канонам (лепка из солёного теста). Учебник, с. 78–81. Рабочая тетрадь №1, С.34-35.
| Расширение и углубление знаний и представлений учащихся о народных культурных традициях. Расширение знаний о символическом значении вещей в народном быту и об используемых символах (на примере печенья). Повторение, закрепление и расширение приёмов лепки декоративных предметов в технике барельефа. Развитие образного мышления, творческого воображения. Воспитание интереса и уважительного отношения к культурным традициям народов мира. | Читать, слушать объяснения учителя, рассматривать анализировать, сравнивать образцы изделий. Обсуждать информацию. Выполнять творческие эскизы изделия в соответствии с канонами культурных традиций. Изготавливать изделия на основе инструкции в соответствии с творческим замыслом. | Воспринимать и анализировать информацию. Руководствоваться правилами при выполнении работы. Проявлять учебно-познавательный интерес. Аргументированно излагать свою точку зрения, внимательно выслушивать мнения одноклассников. Оценивать результаты выполненной работы. | Составление рецепта соленого теста. Выполнение эскиза печенья. |
|
| ||||||||
19-20
| Барельеф в декоративном изделии. Конструирование и изготовление декоративной рамки для фото (барельеф). Учебник, с.82–87. Рабочая тетрадь №1, С.36.
| Закрепление и расширение приёмов изготовления декоративных изделий на основе технологии лепки барельефа. Расширение и углубление знаний о стилевой гармонии в вещах. Развитие творческого воображения, дизайнерского мышления, формирование предпосылок проектной деятельности. Воспитание аккуратности, художественного вкуса, культуры быта. | Воспринимать и анализировать образцы изделий. Решать задачи на конструирование декоративной рамки для фото на основе стилевой гармонии; выполнять творческие эскизы декоративной рамки. Отбирать способы обработки материала в соответствии с решаемой декоративно-художественой задачей. Обсуждать возможные варианты выполнения работы. Конструировать декоративную рамку в соответствии с творческой задачей. | Воспринимать, понимать и анализировать текстовую и визуальную информацию, учитывать её в своей работе. Проектировать конструкцию и декор изделия в соответствии с творческой задачей. Прогнозировать и планировать действия с ориентацией на предполагаемый результат. Вступать в общение, соблюдая правила общения, выражать свою точку зрения, слушать другого. Руководствоваться правилами при выполнении работы. Творчески использовать материалы и приёмы работы в практической деятельности. Анализировать и оценивать полученные результаты. | Составление технологической карты для изготовления декоративной рамки. Выполнение эскиза барельефа и рисунка для рисунка. |
|
| ||||||||
3. Мастера и подмастерья. Зимнее рукоделие (6 ч) |
|
|
| ||||||||||||
21-22 | Технологии окантовки картона. Обложка для проездного билета. Учебник, с.103–107. Рабочая тетрадь №2, С.14.
| Освоение технологий окантовки картона. Совершенствование чертежно-графических умений. Воспитание аккуратности, точности в работе. Воспитание культуры быта. | Читать текст, рассматривать и анализировать графическую информацию, инструкции. Выполнять чертежно-графические работы, разметку, заготовку деталей и сборку изделия. | Анализировать текстовую и графическую информацию; использовать её в своей работе. Выполнять работу по инструкции. Прогнозировать необходимые взаимосвязи действий и результатов. Планировать умственные и практические действия. Анализировать и оценивать полученные результаты. | Изготовление выкройки деталей переплета. Сборка изделия по инструкции |
|
| ||||||||
23-24
| Простые переплетные работы. Жёсткий переплёт. Ремонт книги. Учебник, с.108–115 Рабочая тетрадь №2, С.15.
| Ознакомление с особенностями жесткого переплета и его основными элементами. Обучение технологии изготовления несложного жесткого переплета для книг. Закрепление технологии сшивания листов тетради «в три прокола». Развитие тонкой моторики, глазомера. Воспитание аккуратности, прилежания и культуры труда. Воспитание культуры быта, бережного отношения к книге. | Читать, рассматривать и обсуждать образцы изделий и инструкции по выполнению работы. Выполнять чертежно-графические работы, разметку, заготовку деталей для жесткого переплета. Изготавливать жесткий переплет для брошюры. Выполнять оформление изделия в соответствии с правилами. | Анализировать текстовую и графическую информацию; использовать её в своей работе. Выполнять работу по инструкции. Прогнозировать необходимые взаимосвязи действий и результатов. Планировать умственные и практические действия. Анализировать и оценивать полученные результаты. Проявлять внимательное и бережное отношение к книге. | Изготовление выкройки деталей переплета. Сборка изделия по инструкции |
|
| ||||||||
25-26 | Простые переплётные работы. Жесткий переплет. Книжка-малышка. Учебник, с.115. Рабочая тетрадь №2, С.15.
| Совершенствование расчетно-измерительных, чертежно-графических умений; закрепление приёмов разметки прямоугольных деталей. Закрепление технологии изготовления жесткого переплета. Закрепление умения работы по инструкции. Развитие тонкой моторики, аккуратности и точности действий. Воспитание добросовестного отношения к работе. | Читать, рассматривать и обсуждать текстовую и зрительную информацию. Выполнять разметку, заготовку деталей для записной книжки в жестком переплете. Конструировать и изготавливать книжку-малышку.
| Воспринимать и анализировать информацию в учебнике и объяснения учителя. Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности. Проектировать желаемые результаты, прогнозировать необходимые взаимосвязи действий и результатов. Планировать умственные и практические действия. Анализировать и оценивать полученные результаты. |
|
| |||||||||
4. В каждом деле – свои секреты (7 ч) |
|
|
| ||||||||||||
27 | Металл в руках мастера. Тиснение по фольге: перевод рисунка. Учебник, с.137–142. Рабочая тетрадь №2, С.22-24.
| Освоение технологии тиснения по металлу (фольге). Расширение культурного кругозора (знаний о новых видах художественных ремесел); воспитание внимательного и уважительного отношения к культурным традициям. Развитие воображения, художественно-творческих способностей, вкуса. Формирование предпосылок проектной деятельности. | Читать, слушать, оценивать и обсуждать информацию культурных традициях и их отражении в творчестве мастеров. Рассматривать и обсуждать образцы изделий. Читать инструкцию по изготовлению изделия в технике тиснения по металлу, планировать и распределять работу на последующие уроки. Создавать эскизы изделий. Выполнять перевод рисунка с эскиза на фольгу. | Воспринимать, анализировать и оценивать учебную информацию. Аргументированно излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей. Создавать в воображении выразительный образ изделия. Прогнозировать действия, необходимые для выполнения практической работы. Планировать умственные и практические действия. Руководствоваться правилами при выполнении работы. Творчески использовать приобретенные знания и умения в своей деятельности. Анализировать и оценивать полученные результаты. | Составление плана изготовления чеканки на фольге. |
|
| ||||||||
28
| Металл в руках мастера. Тиснение по фольге: завершение работы. Учебник, с.142–144 Рабочая тетрадь №2, С.22-24.
| Освоение технологии тиснения по металлу (фольге). Расширение культурного кругозора (знаний о новых видах художественных ремесел); воспитание внимательного и уважительного отношения к культурным традициям Развитие сенсомоторной сферы, воображения, художественно-творческих способностей, вкуса. | Рассматривать и анализировать образцы изделий и инструкции по выполнению работы. Изготавливать изделие из фольги способом тиснения (по инструкции и по замыслу). Представлять результаты своей работы; оценивать работу товарищей.
| Воспринимать, анализировать и оценивать учебную информацию. Прогнозировать и планировать действия, необходимые для выполнения практической работы. Руководствоваться инструкцией и правилами при выполнении работы. Анализировать и оценивать полученные результаты. Проявлять внимательное и уважительное отношение к культурным традициям и творчеству мастеров.
|
|
| |||||||||
29-30
| Секреты бумажного листа. Кусудама. Учебник, с.145–151 Рабочая тетрадь №2, С.32-33.
| Ознакомление с новыми приёмами изготовления изделий в технике оригами. Закрепление умения работы по инструкции. Расширение культурного кругозора, ознакомление с новыми культурными традициями народов мира. Развитие тонкой моторики, аккуратности и точности действий. Воспитание добросовестного отношения к работе. Воспитание коммуникативной культуры. | Рассматривать и обсуждать текстовую и зрительную информацию в учебнике о кусудамах. Выполнять разметку и изготовление деталей для кусудамы из бумаги способом сгибания и складывания. Изготавливать изделия в группах соответственно инструкции.
| Воспринимать и усваивать новую информацию. Принимать учебно-познавательную задачу, понимать алгоритм действий, выполнять работу на его основе. Прогнозировать взаимосвязи предполагаемых действий и результатов. Планировать умственные и практические действия, оптимальную последовательность операций. Проявлять терпение, старательность, добросовестное отношение, аккуратность, усидчивость, соблюдать культуру труда. Производить контроль и оценку результатов работы. | Методы сгибания бумаги. |
|
| ||||||||
31 | Секреты бумажного листа. Коробочка санбо. Учебник, с.152–153
| Закрепление и расширение технологий изготовления изделий из бумаги способом сгибания и складывания. Закрепление умения работы по инструкции. Расширение культурного кругозора. Развитие тонкой моторики, глазомера. Воспитание аккуратности, усидчивости и культуры труда. Воспитание эстетического вкуса, культуры быта. | Рассматривать и обсуждать текстовую и зрительную информацию в учебнике. Упражняться в обработке бумаги способом сгибания. Изготавливать коробочку по инструкции. | Воспринимать, анализировать и оценивать учебную информацию. Прогнозировать и планировать действия, необходимые для выполнения практической работы. Руководствоваться инструкцией и правилами при выполнении работы. Анализировать и оценивать полученные результаты. Проявлять терпение, старательность, добросовестное отношение, аккуратность, усидчивость, соблюдать культуру труда. Производить контроль и оценку результатов работы. | Методы сгибания бумаги. Изготовление коробочки санбо |
|
| ||||||||
32 | Подведение итогов года. Итоговая выставка. | Анализ результатов работы за учебный год. Систематизация полученных знаний. Общая оценка сформированности основных предметных и метапредметных результатов у учащихся по итогам 4-го года обучения. | Рассматривать и анализировать экспонаты выставки. Делать краткие сообщения (для родителей и других посетителей выставки) об отдельных работах. Обмениваться впечатлениями об экспонатах выставки и учебных достижениях. | Воспринимать, анализировать информацию, содержащуюся в экспонатах выставки. Вступать в общение, соблюдая правила общения, выражать свою точку зрения, слушать другого. Аргументированно высказывать свое мнение, внимательно и доброжелательно слушать мнение товарищей и гостей выставки. Производить оценку достижений. | Разработка проекта. Главная идея. Конструирование объектов (макетов) городских сооружений |
|
| ||||||||
33-34 | Модуль РТПЗ |
|
|
|
|
|
|
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ТЕХНОЛОГИЯ»
4 «__» класс (34 часа)
№ | Название темы, раздела | Кол-во часов | Дата по плану | Дата факт. | Примечание |
1. Из глубины веков – до наших дней (10 ч) | |||||
1 | Вводный урок. Задачи и содержание работы в новом учебном году и первой четверти. Учебник С. 3–12 | 1 |
| |
|
2
| Керамика в культуре народов мира. Лепка сосуда по традиционным канонам гончарного искусства. Учебник, с. 13–15 | 1 |
| |
|
3 | Керамика в культуре народов мира. Роспись сосуда символическим орнаментом по традиционным канонам. Учебник, с.16–21 Рабочая тетрадь № 1, с. 4–5 | 1 |
| |
|
4
| Архитектурная керамика. Изразец. Декоративная плитка. Учебник, с.22–31. Рабочая тетрадь №1, С.6-9. | 1 |
| |
|
5
| Архитектурная керамика. Изразец (продолжение). Коллективное панно. Учебник, с. 22–31. Рабочая тетрадь №1, С.6-9. | 1 |
| |
|
6-7
| Древнее ремесло – плетение изделий. Плетёная коробочка. Учебник, с.32–39 Рабочая тетрадь №1, С. 10-13. | 2 |
| |
|
8 | Мини-проекты (переконструирование, доконструирование и проектирование изделий в технике плетения из полос). Учебник, с.39 | 1 |
| |
|
9
| Украшения в культуре народов мира. Цепочки из бисера. Технология изготовления узора «колечки». Учебник, с.40–46. Рабочая тетрадь №1, С.14. | 1 |
| |
|
10 | Украшения в культуре народов мира. Цепочки из бисера. Технология изготовления узора «крестик». Учебник, с.47-48. Рабочая тетрадь №1, С.15, 17. | 1 |
| |
|
Традиции мастеров в изделиях для праздника (10 ч) | |||||
11
| Бумагопластика. Изготовление форм приёмом гофрирования. Гофрированная подвеска. Учебник, с.49–59 Рабочая тетрадь №1, С.18-21. | 1 |
| |
|
12 | Бумагопластика. Конструирование форм приёмом гофрирования. Гофрированная подвеска (творческие работы). Учебник, с.49–59. Рабочая тетрадь №1, С.18-21 | 1 |
| |
|
13-14 | Бумагопластика. Раскладные картинки. Учебник, с.60–63.Рабочая тетрадь №1, С.22-28. | 2 |
| |
|
15
| Новые приёмы бумагопластики. Футляр – упаковка для подарка. Учебник, с.64–69. Рабочая тетрадь №1, С.29. | 1 |
| |
|
16
| Традиции новогодних праздников и карнавалов. Карнавальные шапочки (оригами). Учебник, с. 70–73. Рабочая тетрадь №1, С.32. | 1 |
| |
|
17
| Традиции новогодних праздников и карнавалов. Карнавальные маски. Учебник, с.74–77. Рабочая тетрадь №1, С.33. | 1 |
| |
|
18
| Традиционные народные праздники. Святочные фигурные пряники по традиционным канонам (лепка из солёного теста). Учебник, с. 78–81. Рабочая тетрадь №1, С.34-35. | 1 |
| |
|
19-20
| Барельеф в декоративном изделии. Конструирование и изготовление декоративной рамки для фото (барельеф). Учебник, с.82–87. Рабочая тетрадь №1, С.36. | 2 |
| |
|
Мастера и подмастерья. Зимнее рукоделие (6 ч) | |||||
21-22 | Технологии окантовки картона. Обложка для проездного билета. Учебник, с.103–107. Рабочая тетрадь №2, С.14. | 2 |
| |
|
23-24
| Простые переплетные работы. Жёсткий переплёт. Ремонт книги. Учебник, с.108–115 Рабочая тетрадь №2, С.15. | 2 |
| |
|
25-26 | Простые переплётные работы. Жесткий переплет. Книжка-малышка. Учебник, с.115. Рабочая тетрадь №2, С.15. | 2 |
| |
|
В каждом деле – свои секреты (8 ч) | |||||
27 | Металл в руках мастера. Тиснение по фольге: перевод рисунка. Учебник, с.137–142. Рабочая тетрадь №2, С.22-24. | 1 |
| |
|
28
| Металл в руках мастера. Тиснение по фольге: завершение работы. Учебник, с.142–144 Рабочая тетрадь №2, С.22-24. | 1 |
| |
|
29-30
| Секреты бумажного листа. Кусудама. Учебник, с.145–151 Рабочая тетрадь №2, С.32-33. | 2 |
| |
|
31 | Секреты бумажного листа. Коробочка санбо. Учебник, с.152–153 | 1 |
| |
|
32 | Подведение итогов года. Итоговая выставка. | 1 |
| |
|
33-34 | Модуль РТПЗ | 2 |
| |
|
1 На данном уроке производится самый общий анализ предстоящей работы по выполнению проектов. В дальнейшем эта работа выполняется в течение года. Обсуждение хода работы может включаться в классные часы.
Все необходимые разъяснения относительно выполнения проекта даны в учебнике (с.155–161). Любой вариант проекта предполагает использование самых разных технологий работы и знаний, полученных на уроках технологии в 1–4 классах.
Дополнительные пояснения о сущности и организации проектной деятельности школьников даются в пособии: Конышева Н.М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007.