МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«специализированная гуманитарная школа № 65 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
РАССМОТРЕНО На заседании методического объединения учителей _____________________ Протокол от «__» __________ № ____ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора _____________Л.М.Козлицкая «__» _____________ 2021г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ____________И.И.Сушков «__» _____________ 2021г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Технология»
начального общего образования
Базовый уровень
3 класс
на 2021-2022 учебный год
Составитель рабочей программы:
Учитель высшей категории,
учитель - методист
А.Н.Царук
Донецк
2021г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Примерная программа по учебному предмету «Технология» составлена на основании Закона Донецкой Народной Республики "Об образовании" (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС); Государственного образовательного стандарта начального общего образования Донецкой Народной Республики (утвержден приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. № 119-НП (в ред. Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 23 июня 2021 г. № 78-НП)), в соответствии с требованиями Примерной основной образовательной программы начального общего образования (далее – ПООП НОО) Донецкой Народной Республики (утверждена приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 13.08.2021г. № 682), с учетом учебно-методического комплекса "Линия УМК Е.А. Лутцевой, Т.П. Зуевой. Технология (1-4), Примерной рабочей программы по учебному предмету «Технология». 1-4 классы / сост. Кулик М.С., Беликова И.Г., Чишко П.Н., Полякова М.А., Швецова С.Н., Пасечник Е.Е., Борзило С.А. – 5-е изд. перераб, дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2021. – 45 с.,Рабочего учебного плана образовательной организации (утвержденным приказом по школе от 30.08.2021 № 122).
Основой для составления Рабочей программы учителя стала:
Примерная программа по учебному предмету «Технология». 1-4 классы / сост. Кулик М.С., Беликова И.Г., Чишко П.Н., Полякова М.А., Швецова С.Н., Пасечник Е.Е., Борзило С.А. – 5-е изд. перераб, дополн. –
ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2021. – 45 с.
Основная цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. В силу психологических особенностей развития младшего школьника учебный процесс в курсе технологии должен строиться таким образом, чтобы продуктивная предметная деятельность ребёнка стала основой формирования его познавательных способностей, включая знаково-символическое и логическое мышление. Только так на основе реального учёта функциональных возможностей ребёнка и закономерностей его развития обеспечивается возможность активизации познавательных психических процессов и интенсификации обучения в целом.
Задачи изучения дисциплины:
формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, формирование представлений о ценности предшествующих культур и понимания необходимости их сохранения и развития;
расширение знаний о материалах и их свойствах, технологии использования; формирование практических умений использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности;
усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;
развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;
приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов;
формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач;
усвоение правил техники безопасности;
использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности;
духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности: организованности и культуры труда, аккуратности, трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу и т. п.
приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно - конструкторских задач.
Место предмета «Технология» в учебном плане
Предмет «Технология» относится к образовательной области «Технология».
Количество часов
Содержание курса содержит достаточно материала для его реализации с 1-го по 4-й класс в рамках предмета технологии – 1час в неделю в каждом классе. Общий объём учебного времени составляет по 34 часа в год во 2-4 классах.
Формы организации образовательного процесса: фронтальная, парная, групповая,индивидуальная.
Технологии обучения: системно-деятельностный подход;технология проблемного диалога;проектная технология;ИКТ-технологии;технология уровневой дифференциации.
Требования к обязательному количеству
контрольных и проверочных работ:
Проведение контрольных и проверочных (практических) работ по предмету «Технология» не предусмотрено.
Основной вид оценивания – текущий.
Виды и формы текущего контроля:
устный (защита творческих проектов, творческие мастерские, выставки работ);
накопительная система оценки.
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
ориентация на принятие образа «хорошего ученика»;
ориентация на анализ соответствия результатов своей деятельности требованиям конкретной учебной задачи;
предпосылки для готовности самостоятельно оценивать успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;
положительное отношение к преобразовательной творческой деятельности;
осознание своей ответственности за общее дело;
ориентация на оценку результатов коллективной деятельности;
уважение к чужому труду и результатам труда;
уважение к культурным традициям своего народа;
представление о себе как гражданин;
понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей;
ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
понимание чувств окружающих людей;
готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного,
здоровьесберегающего поведения.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению,
понимания необходимости учения;
учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной
задачи;
способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
сопереживания другим людям;
следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
осознания себя как гражданина;
чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с материалами курса по технологии.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
совместно с учителем анализировать предложенное задание, разделять известное и
неизвестное;
коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;
выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и аккуратность всей работы) и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям.
Обучающийся получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
осуществлять текущий контроль точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;
самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном и словесно логическом уровнях;
адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в конце действия с учебным материалом.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
с помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, сети Интернет;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах, связях;
строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять синтез, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
находить несколько источников информации, делать выписки из используемых источников;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач;
работать с учебной и научно-популярной литературой, находить и использовать
информацию для практической работы.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;
уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться.
Обучающийся получит возможность научиться:
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи, используя по возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.
Предметные результаты
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.
Обучающийся научится:
узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию изученные и распространённые в крае ремёсла;
соблюдать правила безопасного пользования домашними электроприборами (светильниками, звонками, теле- и радиоаппаратурой);
узнавать о характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства,
о профессиях мастеров прикладного искусства (в рамках изученного).
Обучающийся получит возможность научиться:
понимать особенности проектной деятельности;
осуществлять под руководством учителя коллективную проектную деятельность: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, организовывать защиту проекта.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
Обучающийся научится:
узнавать и называть освоенные и новые материалы, их свойства, происхождение, применение в жизни;
подбирать материалы по их свойствам в соответствии с поставленной задачей;
называть новые технологические приемы ручной обработки материалов, использовавшиеся в этом году;
экономно расходовать используемые материалы;
применять приемы рациональной работы с инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль),
режущими (ножницы), колющими (игла);
изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам,
схемам, рисункам;
выстраивать последовательность реализации собственного замысла.
названия и свойства наиболее распространённых искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани);
последовательность чтения и выполнения разметки развёрток с помощью контрольно-измерительных инструментов;
правила безопасной работы канцелярским ножом.
Обучающийся получит возможность научиться:
читать простейший чертёж (эскиз) развёрток;
выполнять разметку развёрток с помощью чертёжных инструментов;
подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приёмы изготовления изделий;
выполнять рицовку;
оформлять изделия и соединять детали косой строчкой и её вариантами;
находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в
том числе из сети Интернет);
решать доступные технологические задачи.
3.Конструирование и моделирование
Обучающийся научится:
выделять детали изделия, называть их форму, взаимное расположение, виды и способы соединения деталей;
изменять способы соединения деталей конструкции;
изменять вид конструкции с целью придания ей новых свойств;
анализировать конструкцию изделия по рисунку, чертежу, эскизу; размечать развертку заданной конструкции по рисунку, чертежу;
изготавливать заданную конструкцию по рисунку, чертежу.
простейшие способы достижения прочности конструкций.
Обучающийся получит возможность научиться:
соотносить объемную конструкцию из правильных геометрических тел с изображением развертки;
создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи и воплощать его в материале с помощью учителя.
4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)
Обучающийся научится:
включать и выключать компьютер;
пользоваться клавиатурой, компьютерной мышью (в рамках необходимого для выполнения предъявляемого задания);
выполнять простейшие операции с готовыми файлами и папками (открывать, читать);
работать с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами
на электронных носителях (CD): активировать диск, читать
информацию, выполнять предложенные задания.
Обучающийся получит возможность научиться:
использовать по назначению основные устройства компьютера;
понимать информацию в различных формах;
переводить информацию из одного вида (текст и графика) в другой;
создавать простейшие информационные объекты;
пользоваться возможностями сети Интернет по поиску информации;
писать и отправлять электронное письмо;
соблюдать режим и правила работы на компьютере.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | № урока в теме | Наименование раздела, тем уроков | Кол-во часов на изучение темы | Дата проведения | Приме-чание |
План | Факт |
Тема 1. Информационная мастерская | 6 | | | |
| | Вспомним и обсудим! Изготовление изделия из природного материала | 1 | 01.09 | | |
| | Знакомимся с компьютером Практическое знакомство с возможностями компьютера. | 1 | 15.09 | | |
| | Компьютер – твой помощник. Работа с учебной информацией. | 1 | 22.09 | | |
| | Технические устройства, которые можно подключить к компьютеру. Носители информации. Работа с электронными дисками | 1 | 29.09 | | |
| | Компьютерные программы | 1 | 06.10 | | |
| | Электронные справочные издания. Работаем с текстовым редактором. Словарь терминов. | 1 | 13.10 | | |
Тема 2. Мастерская скульптора | 4 | |
| | Как работает скульптор. Скульптуры разных времен и народов. Изготовление скульптурных изделий из пластичных материалов | 1 | 20.10 | | |
| | Статуэтки. Изготовление изделий в технике намазывания пластилина на пластиковую заготовку | 1 | 27.10 | | |
| | Рельеф и его виды. Как придать поверхности фактуру и объем? Изготовление изделий с рельефной отделкой из пластичных материалов | 1 | 10.11 | | |
| | Конструируем из фольги. Изделия из фольги | 1 | 17.11 | | |
Тема 3. Мастерская рукодельницы (швеи, вышивальщицы) | 10 | |
| | Вышивка и вышивание. Вышивка «Болгарский крест» | 1 | 24.11 | | |
| | Вышивка и вышивание. Вышивание узоров на элементах одежды | 1 | 01.12 | | |
| | Вышивка и вышивание. Вышивание узоров на элементах одежды | 1 | 08.12 | | |
| | Строчка петельного стежка. Изготовление изделий с применением петельного стежка | 1 | 15.12 | | |
| | Пришивание пуговицы. Изготовление изделий с использованием пуговиц с дырочками | 1 | 22.12 | | |
| | Наши проекты. Подарок малышам «Волшебное дерево». | 1 | 12.01 | | |
| | Наши проекты. Подарок малышам «Волшебное дерево». | 1 | 19.01 | | |
| | История швейной машины. Изготовление изделий из тонкого трикотажа с использованием способа стяжки деталей | 1 | 26.01 | | |
| | Футляры. Изготовление футляра из плотного материала с застёжкой | 1 | 02.02 | | |
| | Наши проекты. Подвеска. Изготовление изделий из пирамид | 1 | 09.02 | | |
Тема 4. Мастерская инженеров - конструкторов, строителей, декораторов | 9 | |
| | Строительство и украшение дома. Изготовление макетов зданий с элементами декора из гофрокартона | 1 | 16.02 | | |
| | Объем и объемные формы. Развертка. Изготовление изделий кубической формы на основе развертки | 1 | 02.03 | | |
| | Подарочные упаковки. Изготовление коробок из картона различной формы Декорирование (украшение) готовых форм. | 1 | 09.03 | | |
| | Подарочные упаковки. Изготовление коробок из картона различной формы Декорирование (украшение) готовых форм. | 1 | 16.03 | | |
| | Конструирование из сложных разверток. Изготовление изделий транспортных средств из картона и цветной бумаги (объёмные и плоские формы) | 1 | 23.03 | | |
| | Модели и конструкции. Изготовление макетов и моделей техники из наборов типа «Конструктор» | 1 | 06.04 | | |
| | Наша родная армия. Изготовление поздравительной открытки | 1 | 13.04 | | |
| | Художник-декоратор. Филигрань и квиллинг. Изделия по новым техникам | 1 | 20.04 | | |
| | Изонить. Художественные техники из креповой бумаги | 1 | 27.04 | | |
Тема 5. Мастерская кукольника | 5 | |
| | Что такое игрушка? Игрушка из носка. | 1 | 04.05 | | |
31-32 | 2-3 | Театральные куклы. Марионетки. Изготовление марионеток из разных материалов | 1 | 18.05 | | |
33-34 | 4-5 | Комплексная проектная работа (по всем видам деятельности) Кукла-неваляшка. Итоговый урок. | 1 | 25.05 | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Рекомендуемое информационно-методическое обеспечение
1 класс: Технология. 1 класс: учебник для общеобразоват. Организаций / Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева. – 5-е изд. - М.: Просвещение, 2017-2021.
2 класс: Технология. 2 класс: учебник для общеобразоват. Организаций / Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева. – 5-е изд. - М.: Просвещение, 2017-2021.
3 класс: Технология. 3 класс: учебник для общеобразоват. Организаций / Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева. – 5-е изд. - М.: Просвещение, 2017-2021.
4 класс: Технология. 4 класс: учебник для общеобразоват. Организаций / Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева. – 5-е изд. - М.: Просвещение, 2017-2021.
Цифровые образовательные ресурсы:
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР Краткое описание
http://fcior.edu.ru Федеральный центр информационно- образовательных ресурсов. Подборка учебных модулей по предметам. ЦОР в данной коллекциях представлены основными типами (как и для других предметов): -информационный (направленный на формирование новых знаний); -практический (направленный на закрепление знаний и отработку умений применять полученные знания в различных ситуациях); - контрольный (направленные на проверку знаний)
http://school-
collection.edu.ru/ В Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов имеется несколько рубрик («Наборы цифровых ресурсов к учебникам», «Инновационные учебные материалы», «Коллекции», «Инструменты учебной деятельности»). Методические материалы, тематические коллекции, программные средства для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса
http://znakka4estva.ru/ Образовательный портал «Знак качества». Презентации по предметам, документы, видеолекции
https://megabook.ru/ Мультимедийный российский онлайн- ресурс Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия
https://rosuchebnik.ru/ Рабочие программы, тематическое планирование, тесты, вебинары по технологии
https://prosv.ru/
Дополнительная литература для учителя и учащихся;
1. Белобородов, Н.В. Социальные творческие проекты в школе [Текст] /Н.В. Белобородов.- М.: Аркти, 2006.-168с.
2. Боровков Ю.А., Легорнев С.Ф., Черепашенец Б.А. Технический справочник учителя труда. — М. : Просвещение, 1980.
3. Бритвина, Л. Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии [Текст] /Л.Ю. Бритвина //Начальная школа. – 2005. - № 6.- С.15-17.
4. Бычков, А.В. Метод проектов в современной школе [Текст] /А.В.Бычкова. – М. :Аркти, 2000.-47с.
5. Галямова, Э.М. Методика преподавания технологии [Текст]: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Э.М.Галямова, В.В.Выгонов. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 176 с., 8 с. ил. – (Сер.Бакалавриат).
6. Землянская, Е.Н. Учебные проекты младших школьников [Текст] /Е.Н. Землянская //Начальная школа. – 2005. - №9.-С.10-11.
7. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская и др. 2-е изд. — М. : Просвещение, 2010.
8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат. — М. : Академия, 2001.
9. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении [Текст] /Н.Ю. Пахомова – М., 2005.
10. Пахомова, Н.Ю. Проектное обучение - что это?: пособие для учителя [Текст] /Н.Ю. Пахомова.-М.: Просвещение, - 2004. -42с.
11. Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева, С.В. Анашенкова и др]; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. — М. : Просвещение, 2009.
12. Политехнический словарь. — 2-е изд. / под ред. А.Ю. Ишлинского. — М. : Просвещение, 1999.
13. Предметная область «Технология» в современной системе образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsoportal.ru/shkola/tekhnoligiya/. – Загл. с экрана.
14. Примерные программы начального общего образования : в 2 ч. Ч. 1. — М. : Просвещение, 2009.
15. Энциклопедия для детей : техника. — М. : Аванта, 1999. Т. 14.
16. Энциклопедия для детей : физика. — М. : Аванта, 2000. Т. 16.
17. Энциклопедия для детей : химия. — М. : Аванта, 2000. Т. 17.
18. Энциклопедия юного учёного : техника. — М. : Росмен, 2001. Книги по рукоделию, по работе с разными материалами, доступными для младших школьников.
Технические средства обучения:
1) компьютер;
2) мультимедийный проектор;
3) интерактивная доска