ГБОУ/ Региональный центр по выявлению и развитию одаренности
Образовательная программа по литературному творчеству:
«Поколение Ру.Лит»
(учащиеся 7-11 классов)
Авторы-составители: Зинина Юлия Вячеславовна
Татьянникова Яна Юрьевна
Кошенко Елена Викторовна
Старшова Наталья Вадимовна
Пояснительная записка:
Программа «Поколение Ру.Лит» является общеразвивающей программой дополнительного образования для детей, проявивших одаренность в области литературы, ставших призёрами олимпиад по литературе различного уровня, добившихся успехов в литературных конкурсах, обучающихся в образовательных организациях Российской Федерации и отобранных экспертами программы.
Программа реализуется в формате литературного марафона и подразумевает высокую интенсивность работы по выбранному направлению в рамках осенней/весенней/зимней лагерной смены.
Программа включает в себя творчество писателя, читателя, редактора.
Главная цель программы – создание условий для развития творческих способностей учащихся.
Задачами программы являются: развивать творческие способности, выявлять наиболее талантливых и одаренных детей, познакомить с приемами создания различных текстов, развивать умение выражать свою точку зрения.
Критерии отбора:
- наличие статуса призёра или победителя муниципального, регионального, всероссийского этапа ВСОШ по литературе;
- наличие статуса победителя или призёра в перечневых олимпиадах по профилю филология;
- наличие дипломов различного уровня творческих конкурсов литературной направленности;
- наличие публикаций текстов собственного сочинения различных жанров;
- наличие мотивационного письма в свободной форме.
Планируемые результаты:
В ходе реализации программы каждый участник получит возможность:
проявить свои творческие способности и творческую инициативу в различных сферах;
стать активными участниками обсуждения, дискуссий, мастер-классов, направленных на овладение приёмами создания текстов;
выразить свою точку зрения.
Структура разделов программы:
Программа подразумевает модульное построение:
Читательская деятельность
За время работы в данном модуле дети знакомятся с чужими текстами, в том числе с текстами ровесников, научатся видеть различные приемы, которые помогли автору завладеть вниманием читателя, напишут критический отклик на одно из произведений и обсудят его в ходе дискуссии.
Автор и текст
За время работы в данном модуле дети овладеют приемами создания собственных текстов, поучаствуют в практикуме, поработают с наставниками, получат консультации по написанию своей работы и возможность представить её перед публикой.
Событие
За время работы в данном блоке дети узнают, каким образом можно оформить результат своей работы, реализуют творческий потенциал, научатся различным способам презентации своего творчества.
Содержание программы:
1 модуль: Читательская деятельность (спикеры: научные сотрудники, местные писатели и поэты) – ( 2 дня )
1-й день |
Лекция «Анализ художественных приёмов в различных авторских текстах» | 2 ч | Лекция от ведущих научных сотрудников региональных вузов поможет глубже понять текст, уровни его анализа, структурные компоненты. |
2-ой день |
Практикум «Критический отзыв как средство интерпретации текса» | 2ч | На практикуме ребята познакомятся с критикой к художественным текстам, попробуют свои силы в составлении собственного критического отзыва |
Большая дискуссия | 4ч | Первое событие для ребят в ходе марафона, на котором они смогут представить свои критические отзывы на небольшие произведения. |
2 Модуль: Автор и текст (спикеры: студенты факультета журналистики, филологии, лингвистики; известные журналисты, редакторы различных местных СМИ, писатели и поэты) – 3 дня
1-й день |
Мастер-класс «Заголовок с интригой» | 2 ч | На мастер-классе ученики получат возможность узнать от ведущих специалистов о роли заголовка в литературном произведении, научатся приемам создания собственных названий с помощью таких приемов, как «Тайна, секрет, интрига», «Соль на рану»: заголовок содержит в себе объект и какую-то интересную ситуацию, например, книга, которую я никогда не посоветую своим одноклассникам; ошибка, которая может стать роковой на экзамене. |
Мастер-класс «Ценностная основа в литературном произведении» | 2 ч | На этот мастер-классе дети узнают о том, что является одной из основ художественного произведения и научатся использовать это в своей работе. Здесь можно использовать такие приёмы, которые строятся по формуле: ценность – случай – вывод. Они помогут школьнику выразить своё отношение к явлениям и ситуациям. Под случаем подразумевается литературное произведение, случай в стране, а вывод – это то, что автор (ученик) понял о себе. |
2-й день |
Мастер-класс «Язык литературы: инструкция по применению» | 2ч | Этот мастер-класс раскроет перед учащимися возможности использования всех средств выразительности языка для своего произведения. Здесь предполагается использовать такие приемы как: «Неожиданная метафора», «Завершите предложение», «Зашифруй книгу». |
Мастер-класс «Секреты композиции» | 2ч | Раскрыть возможности построения произведения поможет данный мастер-класс. Он будет строиться вокруг простых и сложных приёмов, которые помогут ученику выстраивать композицию собственного произведения. «Напиши инструкцию к объекту, который ее не требует», «Правила построения истории по формуле: Кто? Что? Когда? Где? Почему?», «Добавь конфликт» |
3-й день |
Мастер-класс «Смешиваем и взбалтываем: работа со стилями» | 2ч | Ученики получат возможность научиться свободно владеть различными стилями речи, узнают особенности каждого из стилей. Основным приёмом работы здесь является «Смешиваем и взбалтываем», который позволит переводить различные тексты одного стиля в другой. |
Работа с наставником | 10 ч | Наставник поможет в создании собственных текстов. |
3 модуль: Событие (специалисты в области оформления СМИ, дизайна)- 2 дня
1-й день |
Творческая лаборатория: «Презентуй это» | 2 ч | Ученики получат возможность узнать о различных способах презентации творческого продукта, научатся основам дизайна и нестандартным подходам в работе с текстом. |
2-й день |
Представление собственных текстов в литературном ресторане. | 4ч | Ученикам предстоит презентовать свои «блюда» в литературном ресторане марафона, а наставникам и спикерам выбрать понравившиеся из меню работы, которые оформляют участники. Им также предстоит поработать над интерьером в литературном стиле. |
Расписание работы 4 дня литературного марафона:
10:00 – 11:30
Мастер-класс «Язык литературы: инструкция по применению» (ученый-специалист в данной отрасли/ известный журналист)
Теория: теоретические основы использования различных приёмов языка.
Практика: пробует применить полученные знания на практике и поучаствовать в мини-обсуждении работ коллег.
12:00 – 13:30
Работа с наставником программы, который поможет ему отредактировать наименее удачные места собственного текста и выбрать лучшие.
15:00-16:30
Мастер-класс «Секреты композиции» (редакторы местных СМИ/ писатели)
Теория: теоретические основы использования различных приёмов языка.
Практика: пробует применить полученные приёмы на практике и поучаствовать в мини-обсуждении.
17:00-18:30
Работа с наставником программы, который поможет ему отредактировать наименее удачные места собственного текста и выбрать лучшие.
19:00-20:30
Время для самостоятельной работы над итоговым текстом.
Интеграция программы в систему дополнительного образования в регионе
Данную программу можно рассматривать в системе дополнительного образования региона в работе с одаренными детьми: это может быть подготовка к творческим литературным конкурсам, сочинениям и олимпиадам по литературе, а также подготовка проектов и исследовательских работ, подготовка к поступлению в вузы по направлениям: филология, лингвистика, журналистика, реклама и связи с общественностью. Так как работа, проделанная на программе, даст возможность ученикам потренировать творческие способности в создании письменных текстов разной направленности и в оформлении и презентации полученных результатов. У учеников появится опыт общения с ведущими специалистами региона в данной области. Программа может входить в годовую программу регионального центра по работе с одаренными детьми или реализоваться на базе школы в профильных классах или в рамках профильной практики.
Критерии отбора для педагогов
На программу приглашаются педагоги:
- педагоги, подготовившие призеров и победителей творческих и литературных конкурсов;
- члены жюри олимпиад по литературе, творческих литературных конкурсов;
- научные сотрудники региональных вузов;
- местные поэты и писатели, в том числе молодые.