Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №4 города Ростова
Согласовано Руководитель МО _____________________ «__» ________20 __ | Согласовано Зам. директора _______________________ «____» _________20__ | «Утверждено» Директор школы __________________ Приказ №__от «___»_______20__ |
Рабочая программа
по развитию речи
(внеурочная деятельность)
«Путешествия по Стране Звуков и Букв»
срок реализации программы 1 год
для детей 6-7 лет
Руководитель:
Н.Г. Голубева
Учитель - логопед
МОУ СОШ №4 г.Ростова.
город Ростов
Пояснительная записка
Актуальность и основание
Речевая функция является одной из важнейших функций человека. С помощью речи человек не только получает новую информацию, но и усваивает её.
Обучение грамоте на русском языке традиционно осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом, основы которого были заложены отечественным педагогом К.Д. Ушинским. Известный психолог Д.Б. Эльконин, продолжая традиции К.Д.Ушинского, усовершенствовал методику обучения грамоте, основной акцент в которой сделал на введении ребенка в звуковую деятельность языка. В связи с этим, главным условием успешного овладения ребенком письменной речью является сформированность у него всех речевых процессов. Несформированность языковых процессов (что характерно для детей с ОВЗ) приводит к трудностям реализации принципа правописания, что проявляется в разнообразных специфических ошибках письма (заменах букв и искажениях звукослоговой структуры слова…).
Наряду с ростом числа детей с тяжелыми и комплексными нарушениями развития (инклюзивное образование) внимание учителей начальных классов, учителей – логопедов, педагогов - психологов и других специалистов значительно возрастает. Рамки урока и насыщенность программы не позволяют ответить на все вопросы детей и показать им богатство и мощь русского языка, раскрыть многие его «тайны».
Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах [15].
Коррекционная работа не должна ограничиваться только логопедическими занятиями, но и во внеурочную деятельности необходимо включать логопедические приемы. Поэтому основными задачами в работе логопеда и всех участников коррекционно-воспитательного процесса можно назвать всестороннюю коррекцию не только речи, но и тесно связанных с нею неречевых процессов в формировании личности ребенка.
Одним из средств привития любви и внимания учащихся (особенно дети с ОВЗ) к школьным предметам является проведение внеурочных мероприятий по программе.
В основе программы – привитие чуткости, любви к родному языку, ибо «язык – это жизнь» и «языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни» (К.Г. Паустовский).
Новизна курса заключается в следующем:
Наличие межпредметных связей
использование ИКТ
создание условий для оптимального сочетания индивидуальной и совместной деятельности учащихся.
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи - одна из важнейших задач в общей системе работы по обучению ребёнка родному языку в школе и в семье.
Развитие, активизирование, совершенствование лексико – грамматических средств языка через умение слышать звук, различать его в слове через игры со словами, скороговорками, пословицами, поговорками, загадками. (Увлекательное путешествие по словарям позволит заглянуть внутрь слова и узнать его тайну, показать силу и мощь русского языка. Прививает любовь к родному языку).
Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей с ОВЗ, использованы современные инновационные приемы и методы, здоровьесберегающие технологии.
Настоящая программа разработана в соответствии с ФЗ "Об образовании в РФ», Федеральным государственным образовательным стандартом, утвержденным приказом Министерства образования и науки от 06 октября 2009 г № 373 и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ по внеурочной деятельности.
Нормативные документы:
ФЗ "Об образовании в РФ», Федеральным государственным образовательным стандартом, утвержденным приказом Министерства образования и науки от 06 октября 2009 г № 373 и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ по внеурочной деятельности.
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 г. № 175 «О государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы».
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2821-10), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189.
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (СанПиН 2.4.2.3286-15), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 года № 26.
Концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».
Письмо Рособрнадзора от 21 октября 2014 г. № 05-359 об обеспечении реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование
Цель заключается в реализации взаимосвязи языкового образования, умственного и речевого развития учащихся в условиях специально организованной развивающей познавательной внеурочной деятельности.
Задачи
Обучающие:
· приобретение знаний, умений, навыков по правильному использованию слов русского языка;
· пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
· развитие мотивации к изучению русского языка;
· развитие творчества и обогащение словарного запаса;
· совершенствование общего языкового развития учащихся;
· углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
· воспитание у учащихся бережного отношения к родному слову;
· воспитание культуры обращения с книгой, словарём;
· формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
· развивать смекалку и сообразительность;
· приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
· развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
· учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой, словарём.
Коррекционные:
· повышение интереса к школьному предмету, устному народному творчеству;
· развить и активизировать словарный запас учащихся начальных классов скороговорками, пословицами, поговорками, загадками;
· сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Формы
· практические занятия с элементами игр, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;
· самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, загадок.
В каждом занятии прослеживаются три части:
· игровая;
· теоретическая;
· практическая.
Методы
· технология разноуровневого обучения (закон ОВЗ);
· развивающее обучение;
· технология обучения в сотрудничестве;
· коммуникативная технология.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
· занимательность;
· научность;
· сознательность и активность;
· наглядность;
· доступность;
· связь теории с практикой;
· индивидуальный подход к учащимся.
Особенности программы внеурочной деятельности
Курс изучения программы рассчитан на 1 год (на учащихся 1-х классов). Занятия проводятся 1 раз в две недели по 35 минут.
Курс «Путешествия по Стране Звуков и Букв» применяется на этапе звукобуквенного анализа при переходе к письменной речи для работы с учащимися 1 класса, имеющими нарушения фонематического восприятия; испытывающими трудности формирования навыков чтения и письма, связанные с низким уровнем развития фонематического анализа и воспроизведения, бедностью словарного запаса, недостаточной сформированностью грамматического строя речи, зрительно – пространственного восприятия, зрительной памяти.
Систематическая и углублённая работа над фонетической стороной речи необходима для формирования как графических, так и орфографических умений и навыков (ФГОС ОВЗ).
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты:
· осознавать роль языка и речи в жизни людей;
· понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
· высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
· определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
· учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
· учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
· находить ответы на вопросы учителя - логопеда;
· делать выводы в результате совместной работы класса и учителя - логопеда;
Коммуникативные УУД:
· оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
· слушать и понимать речь других;
· учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Учебный план
Категория детей – учащиеся 1 класса
Срок обучения - 1 учебный год (1 класс – 17ч)
Форма обучения – очная, очно-заочная
Наименование учебных разделов
Всего часов
1. Мир Звуков – 2 часа
2. Мир Письменности – 8 часов
3. Путешествие с Буквами – 7 часов
Учебно-методическое обеспечение программы
плакаты с высказываниями о русском языке
ИКТ – технология (презентация PowerPoint) Компьютер, жидкокристаллическая панель, презентация PowerPoint)
Словари, карточки с заданиями
Козырева Л. М. И свистящие, и шипящие, и самые звонкие… Тетрадь для логопедических занятий № 4 – Ярославль: Академия развития, 2006.
Козырева Л. М. Как образуются слова. Тетрадь для логопедических занятий № 7 – Ярославль: Академия развития, 2006.
Козырева Л. М. Слова – друзья и слова – неприятели. Тетрадь для логопедических занятий. – Ярославль: Академия развития, 2006
Козырева Л. М. различаем глухие и звонкие согласные. Тетрадь для логопедических занятий № 3 – Ярославль: Академия развития, 2006.
Учебные пособия, используемая и рекомендуемая литература
Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995.
Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991.
Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996.
Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996.
Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991.
Голубева Г. Г. Логопедическая работа по преодолению нарушений фонетической стороны речи у дошкольников с задержкой психического развития: Автореф. дис. ... кандпед наук. СПб., 1996.
Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997.
Козырева Л. М. И свистящие, и шипящие, и самые звонкие… Тетрадь для логопедических занятий № 4 – Ярославль: Академия развития, 2006.
Козырева Л. М. Как образуются слова. Тетрадь для логопедических занятий № 7 – Ярославль: Академия развития, 2006.
Козырева Л. М. Слова – друзья и слова – неприятели. Тетрадь для логопедических занятий. – Ярославль: Академия развития, 2006.
Козырева Л. М. различаем глухие и звонкие согласные. Тетрадь для логопедических занятий № 3 – Ярославль: Академия развития, 2006.
Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. «Домашние тетради для закрепления произношения звуков» № 1 – 8. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2011.
Ладыженская Т.А. «Живое слово» - М., Просвещение, 1986.
Львов М.Р. «Тенденции развития речи учащихся в начальной школе» - М., Просвещение, 1980.
Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991.
Н.С. Рождественский «Речевое развитие младших школьников» - М., Просвещение, 1980.
Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988.
Содержание курса «Путешествия по Стране Звуков и Букв»
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
Мир Звуков и Букв |
1 | Путешествие в Мир Звуков. (Экскурсия в лес, на улицу. Слушаем и угадываем звуки. Игра «Угадай звук».) | 1 |
2 | В гостях у Безмолвия. (Сказка «Мир без слов». Разыгрывание немых сцен «Угадай задуманное». Жестовая игра «Знаешь сам – скажи другому».) | 1 |
Мир Письменности |
3 | Путешествие на машине времени. Чтение сказки В.В. Волиной «Как звуки научились превращаться в буквы». Письмо в древности. Беседа о зарождении письменности. Физминутка. Игра «Угадай букву». Дети вынимают и угадывают букву из мешочка с завязанными глазами. | 1 |
4 | Тайна звуков и букв. Разгадывание загадок про буквы. Инсценирование стихотворения В. Суслова из книги «Трудные звуки». Верни буквы на вывески. Физминутка. Подбери слово по последнему звуку. | 1 |
5 | В гости к буквам. Чтение отрывка из книги С. Маршака «Весёлое путешествие от «А» до «Я»». Горка «Всё на «А» (работа с орфографическим словарём). Почему буквы не соответствуют произносимым звукам. Работа с разрезной азбукой. Физминутка. “Незнайка запутался”. Учитель – логопед рассказывает детям историю про Незнайку, который нашел много картинок и никак не может отобрать из них те, которые ему необходимы. Учитель – логопед предлагает детям помочь Незнайке и раскладывает на столе картинки (лук, жук, сук, рак, лак, мак, сок, дом, лом, сом, ложка, мошка, матрешка, картошка и т. Д.). Дети получают первое задание: разложить по коробочкам картинки с изображенными на них предметами, которые произносятся похоже. Затем дети получают второе задание: выбрать из определенной группы картинок ту, которая нужна Незнайке (предмет, изображенный на картинке, называет логопед). | 1 |
6 | Переполох в Буквограде. Игра букв. Как превратить одну букву в другую? Что случится со словом если буква убежала, заменилась на другую или сломалась? Измени слово, убрав или вставив одну букву. Работа с разрезной азбукой. | 1 |
7 | Реставрация букв. Игра «Заколдованные буквы» (буквенное конструирование). Работа с разрезной азбукой. Фонетический чайнворд (Последняя буква каждого слова в замкнутой цепи чайнворда является первой буквой следующего слова). Буквы…буквы… дай им волю – нашалятся буквы вволю! Физминутка. Исправление ошибки (чтение стихотворения А. Максакова «Ошибки»). | 1 |
8 | В гостях у волшебника Ударения. Чтение сказки В.В. Волиной «Волшебник Ударение». Весёлые рифмы. Поставь ударение в словах – парах, имеющих одинаковое написание (омографы). Физминутка. Работа с предложением. Найди слова, которые различаются одним звуком. Назови их. Одинаковы ли эти слова по смыслу? | 1 |
9 | Игра букв. Как мягкий знак изменил слово. Закончи стихотворение, добавив последнее слово с мягким знаком. Игра «Буква убежала». Рисунок букв. Физминутка. Работа со словарём (Кто больше придумает слов, заканчивающихся на «ДЬ». | 1 |
10 | Как гласные буквы превращают твёрдые согласные в мягкие. Игра «Мяч поймать смогу, если гласный звук услышу» Работа с разрезной азбукой. Игра “Телефон”. Физминутка. | 1 |
Путешествие с буквами |
11 | Путешествие с буквами «Д» и «Т». Игра «Назови слово с другим звуком» (том – дом). Физминутка. «Моя буква» работа с разрезной азбукой. | 1 |
12 | Ворчливая З и тихая С Чтение сказки В.В. Волиной «Ворчливая З и тихая С». Игра «Назови слово с другим звуком» (суп – зуб). Физминутка. Чётко прочитай пары слов. А теперь прочитай только те слова, в которых буквы З или С находятся перед согласной «Моя буква» работа с разрезной азбукой. | 1 |
13 | Путешествие с буквами «Г» и «К». Чтение стихотворения С. Погореловского «Как Мишка деда рассердил» Игра «Назови слово с другим звуком» (кол – гол). Физминутка. Чётко прочитай пары слов. А теперь прочитай только те слова, в которых буквы Г или К находятся перед согласной. «Моя буква» работа с разрезной азбукой. Шарады. | 1 |
14 | Игра – соревнование «Жуки и гуси» («Ж» и «Ш») Игра «Назови слово с другим звуком» (уши – ужи). Игра «Свяжем мы из слов цепочку, мяч не даст поставить точку». (Все слова начинаются на заданный звук). Физминутка. Чётко прочитай пары слов. А теперь прочитай только те слова, в которых буквы Ж или Ш находятся перед согласной «Моя буква» работа с разрезной азбукой | 1 |
15 | Путешествие с буквами «С» и «Ш». Игра «Назови слово с другим звуком» (усы – уши). Игра «Свяжем мы из слов цепочку, мяч не даст поставить точку». (Все слова начинаются на заданный звук). Физминутка. Чётко прочитай пары слов. А теперь прочитай только те слова, в которых буквы С или Ш находятся перед согласной «Моя буква» работа с разрезной азбукой. | 1 |
16 | Путешествие с буквами «Ч» и «Ш». Игра «Назови слово с другим звуком » (Даша – дача). Игра «Свяжем мы из слов цепочку, мяч не даст поставить точку». (Все слова начинаются на заданный звук). Физминутка. Чётко прочитай пары слов. А теперь прочитай только те слова, в которых буквы Ч или находятся перед согласной Работа с разрезной азбукой. | 1 |
17 | Игра – викторина «Буквы на балу». Чтение грамматической сказки «Буквы на балу». Работа со сказкой. Зачем звуки превратились в буквы? Игра «Угадай букву». Что придумали буквы? Игра «Туда – сюда» (слово читается одинаково и слева направо, и справа налево! Например, БОБ). Буквы чародейки (Посередине листа один из играющих пишет букву. Каждый следующий участник дописывает с любой стороны по одной букве так, чтобы итогом игры стало слово. Например: (ПЛОШКА – (421356) Цифры в данном случае обозначают номер хода – последовательность дописывания букв с разных сторон). Физминутка. Из букв каждого слова составь за 5 минут как можно больше слов. Работа с разрезной азбукой. | 1 |