СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по развитию речи (внеурочная деятельность) «Путешествия по Стране Звуков и Букв»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей с ОВЗ, использованы современные инновационные приемы и методы, здоровьесберегающие технологии.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по развитию речи (внеурочная деятельность) «Путешествия по Стране Звуков и Букв»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №4 города Ростова



Согласовано

Руководитель МО

_____________________

«__» ________20 __

Согласовано

Зам. директора

_______________________

«____» _________20__

«Утверждено»

Директор школы

__________________

Приказ №__от

«___»_______20__





Рабочая программа

по развитию речи

(внеурочная деятельность)

«Путешествия по Стране Звуков и Букв»


срок реализации программы 1 год

для детей 6-7 лет




Руководитель:

Н.Г. Голубева

Учитель - логопед

МОУ СОШ №4 г.Ростова.





город Ростов


Пояснительная записка

Актуальность и основание

Речевая функция является одной из важнейших функций человека. С помощью речи человек не только получает новую информацию, но и усваивает её.

Обучение грамоте на русском языке традиционно осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом, основы которого были заложены отечественным педагогом К.Д. Ушинским. Известный психолог Д.Б. Эльконин, продолжая традиции К.Д.Ушинского, усовершенствовал методику обучения грамоте, основной акцент в которой сделал на введении ребенка в звуковую деятельность языка. В связи с этим, главным условием успешного овладения ребенком письменной речью является сформированность у него всех речевых процессов. Несформированность языковых процессов (что характерно для детей с ОВЗ) приводит к трудностям реализации принципа правописания, что проявляется в разнообразных специфических ошибках письма (заменах букв и искажениях звукослоговой структуры слова…).

Наряду с ростом числа детей с тяжелыми и комплексными нарушениями развития (инклюзивное образование) внимание учителей начальных классов, учителей – логопедов, педагогов - психологов и других специалистов значительно возрастает. Рамки урока и насыщенность программы не позволяют ответить на все вопросы детей и показать им богатство и мощь русского языка, раскрыть многие его «тайны».

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах [15].

Коррекционная работа не должна ограничиваться только логопедическими занятиями, но и во внеурочную деятельности необходимо включать логопедические приемы. Поэтому основными задачами в работе логопеда и всех участников коррекционно-воспитательного процесса можно назвать всестороннюю коррекцию не только речи, но и тесно связанных с нею неречевых процессов в формировании личности ребенка.

Одним из средств привития любви и внимания учащихся (особенно дети с ОВЗ) к школьным предметам является проведение внеурочных мероприятий по программе.

В основе программы – привитие чуткости, любви к родному языку, ибо «язык – это жизнь» и «языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни» (К.Г. Паустовский).


Новизна курса заключается в следующем:

  • Наличие межпредметных связей

  • использование ИКТ

  • создание условий для оптимального сочетания индивидуальной и совместной деятельности учащихся.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи - одна из важнейших задач в общей системе работы по обучению ребёнка родному языку в школе и в семье.

Развитие, активизирование, совершенствование лексико – грамматических средств языка через умение слышать звук, различать его в слове через игры со словами, скороговорками, пословицами, поговорками, загадками. (Увлекательное путешествие по словарям позволит заглянуть внутрь слова и узнать его тайну, показать силу и мощь русского языка. Прививает любовь к родному языку).

Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей с ОВЗ, использованы современные инновационные приемы и методы, здоровьесберегающие технологии.

Настоящая программа разработана в соответствии с ФЗ "Об образовании в РФ», Федеральным государственным образовательным стандартом, утвержденным приказом Министерства образования и науки от 06 октября 2009 г № 373 и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ по внеурочной деятельности.

Нормативные документы:

  1. ФЗ "Об образовании в РФ», Федеральным государственным образовательным стандартом, утвержденным приказом Министерства образования и науки от 06 октября 2009 г № 373 и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ по внеурочной деятельности.

  2. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 г. № 175 «О государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы».

  4. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2821-10), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189.

  5. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (СанПиН 2.4.2.3286-15), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 года № 26.

  6. Концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями.

  7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

  8. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».

  9. Письмо Рособрнадзора от 21 октября 2014 г. № 05-359 об обеспечении реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование

Цель заключается в реализации взаимосвязи языкового образования, умственного и речевого развития учащихся в условиях специально организованной развивающей познавательной внеурочной деятельности.

Задачи

  1. Обучающие:

·  приобретение знаний, умений, навыков по правильному использованию слов русского языка;

·  пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

·  развитие мотивации к изучению русского языка;

·  развитие творчества и обогащение словарного запаса;

·  совершенствование общего языкового развития учащихся;

·  углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

  1. Воспитывающие:

·  воспитание у учащихся бережного отношения к родному слову;

·  воспитание культуры обращения с книгой, словарём;

·  формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

  1. Развивающие:

·  развивать смекалку и сообразительность;

·  приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

·  развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

·  учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой, словарём.

  1. Коррекционные:

·  повышение интереса к школьному предмету, устному народному творчеству;

· развить и активизировать словарный запас учащихся начальных классов скороговорками, пословицами, поговорками, загадками;

· сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Формы

·  практические занятия с элементами игр, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;

·  самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, загадок.

В каждом занятии прослеживаются три части:

·  игровая;

·  теоретическая;

·  практическая.




Методы

·  технология разноуровневого обучения (закон ОВЗ);

·  развивающее обучение;

·  технология обучения в сотрудничестве;

·  коммуникативная технология.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

·  занимательность;

·  научность;

·  сознательность и активность;

·  наглядность;

·  доступность;

·  связь теории с практикой;

·  индивидуальный подход к учащимся.


Особенности программы внеурочной деятельности

Курс изучения программы рассчитан на 1 год (на учащихся 1-х классов). Занятия проводятся 1 раз в две недели по 35 минут.

Курс «Путешествия по Стране Звуков и Букв» применяется на этапе звукобуквенного анализа при переходе к письменной речи для работы с учащимися 1 класса, имеющими нарушения фонематического восприятия; испытывающими трудности формирования навыков чтения и письма, связанные с низким уровнем развития фонематического анализа и воспроизведения, бедностью словарного запаса, недостаточной сформированностью грамматического строя речи, зрительно – пространственного восприятия, зрительной памяти.

Систематическая и углублённая работа над фонетической стороной речи необходима для формирования как графических, так и орфографических умений и навыков (ФГОС ОВЗ).

Планируемые результаты обучения

Личностные результаты:

·  осознавать роль языка и речи в жизни людей;

·  понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

· высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

·  определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

·  учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

·  учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

·  находить ответы на вопросы учителя - логопеда;

·  делать выводы в результате совместной работы класса и учителя - логопеда;

Коммуникативные УУД:

·  оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

·  слушать и понимать речь других;

·  учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Учебный план

Категория детей – учащиеся 1 класса

Срок обучения - 1 учебный год (1 класс – 17ч)

Форма обучения – очная, очно-заочная

Наименование учебных разделов

Всего часов

1. Мир Звуков – 2 часа


2. Мир Письменности – 8 часов


3. Путешествие с Буквами – 7 часов



Учебно-методическое обеспечение программы

  • плакаты с высказываниями о русском языке

  • ИКТ – технология (презентация PowerPoint) Компьютер, жидкокристаллическая панель, презентация PowerPoint)

  • Словари, карточки с заданиями

  • Козырева Л. М. И свистящие, и шипящие, и самые звонкие… Тетрадь для логопедических занятий № 4 – Ярославль: Академия развития, 2006.

  • Козырева Л. М. Как образуются слова. Тетрадь для логопедических занятий № 7 – Ярославль: Академия развития, 2006.

  • Козырева Л. М. Слова – друзья и слова – неприятели. Тетрадь для логопедических занятий. – Ярославль: Академия развития, 2006

  • Козырева Л. М. различаем глухие и звонкие согласные. Тетрадь для логопедических занятий № 3 – Ярославль: Академия развития, 2006.


Учебные пособия, используемая и рекомендуемая литература

        1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995.

        2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991.

        3. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996.

        4. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996.

        5. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991.

        6. Голубева Г. Г. Логопедическая работа по преодолению нарушений фонетической стороны речи у дошкольников с задержкой психического развития: Автореф. дис. ... кандпед наук. СПб., 1996.

        7. Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.

        8. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997.

        9. Козырева Л. М. И свистящие, и шипящие, и самые звонкие… Тетрадь для логопедических занятий № 4 – Ярославль: Академия развития, 2006.

        10. Козырева Л. М. Как образуются слова. Тетрадь для логопедических занятий № 7 – Ярославль: Академия развития, 2006.

        11. Козырева Л. М. Слова – друзья и слова – неприятели. Тетрадь для логопедических занятий. – Ярославль: Академия развития, 2006.

        12. Козырева Л. М. различаем глухие и звонкие согласные. Тетрадь для логопедических занятий № 3 – Ярославль: Академия развития, 2006.

        13. Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. «Домашние тетради для закрепления произношения звуков» № 1 – 8. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2011.

        14. Ладыженская Т.А. «Живое слово» - М., Просвещение, 1986.

        15. Львов М.Р. «Тенденции развития речи учащихся в начальной школе» - М., Просвещение, 1980.

        16. Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991.

        17. Н.С. Рождественский «Речевое развитие младших школьников» - М., Просвещение, 1980.

        18. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988.



Содержание курса «Путешествия по Стране Звуков и Букв»



Наименование разделов и тем


Всего часов


Мир Звуков и Букв

1

Путешествие в Мир Звуков.

(Экскурсия в лес, на улицу. Слушаем и угадываем звуки. Игра «Угадай звук».)



1

2

В гостях у Безмолвия.

(Сказка «Мир без слов». Разыгрывание немых сцен «Угадай задуманное». Жестовая игра «Знаешь сам – скажи другому».)


1

Мир Письменности

3

Путешествие на машине времени.

Чтение сказки В.В. Волиной «Как звуки научились превращаться в буквы».

Письмо в древности. Беседа о зарождении письменности.

Физминутка.

Игра «Угадай букву». Дети вынимают и угадывают букву из мешочка с завязанными глазами.


1

4

Тайна звуков и букв.

Разгадывание загадок про буквы.

Инсценирование стихотворения В. Суслова из книги «Трудные звуки».

Верни буквы на вывески.

Физминутка.

Подбери слово по последнему звуку.


1

5

В гости к буквам.

Чтение отрывка из книги С. Маршака «Весёлое путешествие от «А» до «Я»».

Горка «Всё на «А» (работа с орфографическим словарём). Почему буквы не соответствуют произносимым звукам.

Работа с разрезной азбукой.

Физминутка.

“Незнайка запутался”. Учитель – логопед рассказывает детям историю про Незнайку, который нашел много картинок и никак не может отобрать из них те, которые ему необходимы. Учитель – логопед предлагает детям помочь Незнайке и раскладывает на столе картинки (лук, жук, сук, рак, лак, мак, сок, дом, лом, сом, ложка, мошка, матрешка, картошка и т. Д.). Дети получают первое задание: разложить по коробочкам картинки с изображенными на них предметами, которые произносятся похоже. Затем дети получают второе задание: выбрать из определенной группы картинок ту, которая нужна Незнайке (предмет, изображенный на картинке, называет логопед).


1

6

Переполох в Буквограде.

Игра букв. Как превратить одну букву в другую? Что случится со словом если буква убежала, заменилась на другую или сломалась? Измени слово, убрав или вставив одну букву.

Работа с разрезной азбукой.


1

7

Реставрация букв.

Игра «Заколдованные буквы» (буквенное конструирование).

Работа с разрезной азбукой.

Фонетический чайнворд (Последняя буква каждого слова в замкнутой цепи чайнворда является первой буквой следующего слова). Буквы…буквы… дай им волю – нашалятся буквы вволю!

Физминутка.

Исправление ошибки (чтение стихотворения А. Максакова «Ошибки»).


1

8

В гостях у волшебника Ударения.

Чтение сказки В.В. Волиной «Волшебник Ударение».

Весёлые рифмы.

Поставь ударение в словах – парах, имеющих одинаковое написание (омографы).

Физминутка.

Работа с предложением. Найди слова, которые различаются одним звуком. Назови их. Одинаковы ли эти слова по смыслу?


1

9

Игра букв. Как мягкий знак изменил слово.

Закончи стихотворение, добавив последнее слово с мягким знаком. Игра «Буква убежала». Рисунок букв.

Физминутка.

Работа со словарём (Кто больше придумает слов, заканчивающихся на «ДЬ».


1

10

Как гласные буквы превращают твёрдые согласные в мягкие.

Игра «Мяч поймать смогу, если гласный звук услышу»

Работа с разрезной азбукой.

Игра “Телефон”.

Физминутка.


1

Путешествие с буквами

11

Путешествие с буквами «Д» и «Т».

Игра «Назови слово с другим звуком» (том – дом).

Физминутка.

«Моя буква» работа с разрезной азбукой.


1

12

Ворчливая З и тихая С

Чтение сказки В.В. Волиной «Ворчливая З и тихая С».

Игра «Назови слово с другим звуком» (суп – зуб).

Физминутка.

Чётко прочитай пары слов. А теперь прочитай только те слова, в которых буквы З или С находятся перед согласной

«Моя буква» работа с разрезной азбукой.


1

13

Путешествие с буквами «Г» и «К».

Чтение стихотворения С. Погореловского «Как Мишка деда рассердил»

Игра «Назови слово с другим звуком» (кол – гол).

Физминутка.

Чётко прочитай пары слов. А теперь прочитай только те слова, в которых буквы Г или К находятся перед согласной.

«Моя буква» работа с разрезной азбукой.

Шарады.


1

14

Игра – соревнование «Жуки и гуси» («Ж» и «Ш»)

Игра «Назови слово с другим звуком» (уши – ужи).

Игра «Свяжем мы из слов цепочку, мяч не даст поставить точку». (Все слова начинаются на заданный звук).

Физминутка.

Чётко прочитай пары слов. А теперь прочитай только те слова, в которых буквы Ж или Ш находятся перед согласной

«Моя буква» работа с разрезной азбукой


1

15

Путешествие с буквами «С» и «Ш».

Игра «Назови слово с другим звуком» (усы – уши).

Игра «Свяжем мы из слов цепочку, мяч не даст поставить точку». (Все слова начинаются на заданный звук).

Физминутка.

Чётко прочитай пары слов. А теперь прочитай только те слова, в которых буквы С или Ш находятся перед согласной

«Моя буква» работа с разрезной азбукой.


1

16

Путешествие с буквами «Ч» и «Ш».

Игра «Назови слово с другим звуком » (Даша – дача).

Игра «Свяжем мы из слов цепочку, мяч не даст поставить точку». (Все слова начинаются на заданный звук).

Физминутка.

Чётко прочитай пары слов. А теперь прочитай только те слова, в которых буквы Ч или находятся перед согласной

Работа с разрезной азбукой.


1

17

Игра – викторина «Буквы на балу».

Чтение грамматической сказки «Буквы на балу». Работа со сказкой. Зачем звуки превратились в буквы?

Игра «Угадай букву». Что придумали буквы? Игра «Туда – сюда» (слово читается одинаково и слева направо, и справа налево! Например, БОБ).

Буквы чародейки (Посередине листа один из играющих пишет букву. Каждый следующий участник дописывает с любой стороны по одной букве так, чтобы итогом игры стало слово. Например: (ПЛОШКА – (421356) Цифры в данном случае обозначают номер хода – последовательность дописывания букв с разных сторон).

Физминутка.

Из букв каждого слова составь за 5 минут как можно больше слов. Работа с разрезной азбукой.


1