СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родной русской литературе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рекомендуемый список добавлены произведения XVIII-XX вв.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родной русской литературе»






Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Печениченская основная школа»



ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом совете приказом по школе

№ 1 от 30.08.2018 г. № 63 от 30.08.2018 г.




Рабочая программа

по родной русской литературе

для учащихся 9 класса






Учитель русского языка

и литературы Кудрявцева Г.И.





2018-2019 учебный год





Рабочая программа по родной русской литературе для 9 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования по литературе, с учетом учебного плана МКОУ «Печениченская ОШ» на 2018-2019 учебный год.


Рабочая программа ориентирована на использование художественных текстов русской родной классической литературы и отдельных произведений литературы Смоленской области.

На изучение учебного предмета отводится 1 час в неделю, всего 34 часа.



  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты освоения программы:

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,  чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа).

Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России);

Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

3. Понимание  родного языка и родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; анализ общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; об основных нормах русского литературного языка; способность обогащать свой словарный запас; формировать навыки анализа и оценки языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

            4.Осознание эстетической ценности  русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

             5.Получение достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной и чужой речью.

  6. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

7. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.



Метапредметные результаты

Регулятивные :

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся научится:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся научится:

  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства и ресурсы для решения задачи и достижения цели;

  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения.

  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся научится:

  • определять совместно с педагогом критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик результата;

  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

  • определять критерии правильности выполнения учебной задачи;

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные:

1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся научится:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • выделять явление из общего ряда других явлений;

  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

  • излагать полученную информацию;

  • подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

2.Смысловое чтение. Обучающийся научится:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

  • определять идею текста;

  • преобразовывать текст;

  • оценивать содержание и форму текста.

3. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска.

Коммуникативные:

1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Обучающийся научится:

  • играть определенную роль в совместной деятельности;

  • принимать позицию собеседника,  понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), гипотезы;

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом);

  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием и неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

2.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся научится:

  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе);

  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

  • создавать письменные оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

  • использовать вербальные и невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные  под руководством учителя;

  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

3.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся научится:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций); создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

При изучении литературы обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

• заполнять и дополнять таблицы, схемы.

В ходе изучения произведений  родной литературы обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности.

 В ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности.

Предметные результаты

Ученик научится

1)взаимодействовать с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

2) понимание определяющей родной литературы в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;

3) использовать коммуникативно-эстетические возможности родной литературы;

4)проводить различные виды разноаспектного анализа текста;

5)осознавать значимость чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; испытывать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества;

6) воспринимать родную литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

7) осознавать коммуникативно-эстетические возможности родной литературы на основе изучения выдающихся произведений культуры русского народа, российской и мировой культуры;

Ученик получит возможность научиться

1) систематизировать  научные знания о родной литературе; осознавать взаимосвязь её уровней и единиц; освоение базовых понятий литературы;

2) использовать активный и потенциальный словарный запас, использовать в речи грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

 3) аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

4) понимать литературные художественные произведения, отражающие разные русские традици

5) овладеть процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., уметь воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.



2. Содержание учебного предмета

Славянские корни современной русской литературы.

Золотой письменный памятник русской литературы. «Слово…»

«Край половецкого поля». Образ славянского мальчика и князя как защитников земли русской от кочевников. Предпосылки образования государственности.

Жития и поучения как жанр. Церковно-славянская литература.


Из русской литературы XVIII века


Н.М.Карамзин. «Сиерра Морена» –яркий образец лирической прозы русского романтического направления 18 века. Тема трагической любви. Мотив вселенского одиночества.


Русская басня18-20 века. В.Л.Пушкин. Старый лев и звери. Голубка. Козьма Прутков. Чиновник и курица. Мысли и афоризмы.

Русская литературная сказка 18-20 в. Екатерина 2.Сказка о царевиче Хлоре.А.М. Ремизов. Из сборника «Докуха и балагуры», «Чаемый гость». Е. Шварц. «Сказка о потерянном времени».


Из литературы XIX -XX века


Л.Н.Толстой.

«Народные рассказы» - подлинная энциклопедия духовной

народной жизни. Поиск встречи с Богом. Путь к душе. («Свечка», «Три

старца», «Где любовь, там и Бог», «Кающийся грешник» и др.). Поэтика и

проблематика. Язык. (Анализ рассказов по выбору). Советы старца юношам.


А.П. Чехов.«В рождественскую ночь». Иронический парадокс в

рождественском рассказе. Трагедийная тема рока, неотвратимости судьбы.

Нравственное перерождение героини.


Е.Гаршин «Трус».


З. Воскресенская «Секрет». Ценности семьи и воспитания.


Русская поэзия конца 19 века.

Обзор. Ф.И.Глинка «Сон русского на чужбине».В.К. Кюхельбекер «Памяти Грибоедова» и др..

Сатира и Юмор 20 в. Саша Чёрный. «Детские вопросы», «Мудрый совет».


Русская проза 20 века. Обзор. Л. Андреев. «Иуда Искариот». В.Солоухин «Мёд на хлебе». Ю.Казаков «Свечечка».А.Битов «Кавалер солдатского Георгия»Татьяна Толстая «Чистый лист»и др..


В.В.Вересаев.

«Загадка».Образ города как антитеза природному миру.

Красота искусства

.

Ю.П.Казаков.

«Двое в декабре». Смысл названия рассказа. Душевная

жизнь героев. Поэтика психологического параллелизма.


К.Д.Воробьѐв.

«Гуси-лебеди». Человек на войне. Любовь как высшая

нравственная основа в человеке. Смысл названия рассказа.

Письменная работа (ответ на проблемный вопрос).


Из современной русской литературы


В.Н. Крупин. Сборник миниатюр «Босиком по небу» (Крупинки).

Традиции русской классической прозы в рассказах. Сюжет, композиция.

Средства выражения авторской позиции. Психологический параллелизм как

сюжетно-композиционный принцип. Красота вокруг нас. Умение замечать

прекрасное. Главные герои, их портреты и характеры, мировоззрение (анализ миниатюр по выбору). Чтение прозы наизусть по выбору обучающегося.


Русская поэзия 20 века. Арсений Тарковский «Русь моя, Россия, дом, земля и матерь!..», «Бабочка в госпитальном саду». Андрей Вознесенский «Юнона» и «Авось». Е. Евтушенко. «Людей неинтересных в мире нет!» И.Бродский «Рождественский роман».


Проза и поэзия о Великой Отечественной войне.

А.Толстой. «Русский характер».

М.Шолохов «Молодая гвардия». Поэты Смоленщины. «Строка, оборванная пулей». Образ малой родины. Чтение поэзии наизусть по выбору обучающегося. Образ русского человека при защите Отечества в трудные годы фашизма. Образ характера, закалённого исторической духовной основой. Литературное объединение Новодугинского района «Вазуза».


Фантастика.

А.Беляев – основоположник советской научной фантастики. «Человек-амфибия».


Поэзия постмодернизма.


Игорь Холин «Заборы. Помойки. Афиши. Рекламы…».


Авторская песня.


В.Высоцкий. «Охота на волков», «Только он не вернулся из боя». Ю.Ким «Песня из кинофильма «Бумбараш»; «Двенадцать стульев».



Родная русская литература для детей сегодня.

Марина Сочинская. Лауреат Малой премии сезона 2006-2007гг. Национальная детская литературная премия «Заветная мечта». «Прогноз погоды».




  1. Тематическое планирование

Содержание

Кол-во часов

Славянские корни современной русской родной литературы.

2

Из русской литературы 18 века

5

Из русской литературы 19 века

Из русской литературы 20 века

5

6

Из современной родной русской литературы (проза, поэзия, постмодернизм, авторская песня)

15

Промежуточный контроль (тестирование)

1

Итого:

34






Приложение №1

Календарно-тематическое планирование по родной русской литературе на 2018-19 учебный год

№п/п

Содержание

Кол-во часов

Дата план

Дата факт

1

Славянские корни современной родной русской литературы. Золотой письменный памятник русской литературы. «Край половецкого поля»

2



2

А.Хомяков- славянофил и хранитель народных традиций Смоленщины и родной русской поэзии. Вводный контроль (тестирование)

1



3

Н.М.Карамзин. «Сиерра Морена»

Русская басня18-20 века. Л.Пушкин

Русская литературная сказка 18-20 в.


Екатерина 2.Сказка о царевиче Хлоре.

А.М. Ремизов. Из сборника «Докуха и балагуры», «Чаемый гость»

Е. Шварц. «Сказка о потерянном времени»


1

1


1


1

1



4

Л.Н.Толстой. «Народные рассказы» - подлинная

энциклопедия духовной народной жизни

1



5

А.П. Чехов. «В рождественскую ночь». Иронический парадокс. Е.Гаршин «Трус»

1



6

З. Воскресенская «Секрет». Ценности семьи, воспитания

1



7

Русская поэзия конца 19 века.

Обзор. Ф.И.Глинка «Сон русского на чужбине».

В.К. Кюхельбекер «Памяти Грибоедова».


Сатира и Юмор 20 в.


1

1


1



8

Русская проза 20 века. Обзор. В.Солоухин «Мёд на хлебе». Ю.Казаков «Свечечка». А.Битов «Кавалер солдатского Георгия». Татьяна Толстая «Чистый лист»и др.. Просмотр фильма духовной тематики

2



9

В.В.Вересаев. «Загадка». Образ города как антитеза природному миру

1



10

Ю.П.Казаков.

«Двое в декабре». Душевная жизнь героев

1



11

К.Д.Воробьѐв. «Гуси-лебеди». Человек на войне. Любовь как высшая нравственная основа в человеке

1



12

В.Н. Крупин .Сборник миниатюр «Босиком по небу». Традиции русской классической прозы в рассказах

1



13

Русская поэзия 20 века. Арсений Тарковский «Русь моя, Россия, дом, земля и матерь!..», «Бабочка в госпитальном саду». Андрей Вознесенский «Юнона» и «Авось». Е. Евтушенко. «Людей неинтересных в мире нет!» И.Бродский «Рождественский роман»


3



14

А.Толстой. «Русский характер». Человеческая красота

1



15

М.Шолохов «Молодая гвардия». Образ молодёжи в годы войны

4



16

Поэты Смоленщины. «Строка, оборванная пулей». Образ малой родины

1



17

А.Беляев – основоположник советской научной фантастики. «Человек-амфибия»

1



18


Поэзия постмодернизма.


Игорь Холин «Заборы. Помойки. Афиши. Рекламы…»


1



19

Авторская песня.

В.Высоцкий. «Охота на волков», «Только он не вернулся из боя». Ю.Ким «Песня из кинофильма «Бумбараш»; «Двенадцать стульев»


1



20

Литература лауреатов детских и юношеских конкурсов. Марина Сочинская. Литература - детям сегодня. «Прогноз погоды»

1



21

Промежуточный контроль (тестирование). Заключение

1