Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Титовская средняя общеобразовательная школа
«УТВЕРЖДАЮ»
директор МБОУ Титовская СОШ:
_____________ Артамонов А.С.
Приказ от 30.08.2019 г. №_____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по родной литературе
Уровень общего образования: основное общее, 9 класс
2019-2020 учебный год
Количество часов – 33
Учитель Осипчук Татьяна Николаевна
Программа разработана на основе Программы для общеобразовательных учреждений: Литература 5-9 кл., авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин., издательство «Русское слово», 2012г.
сл. Титовка
2019 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе:
-Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);
-приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);
-«Концепции преподавания русского языка и литературы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637;
-«Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации», утвержденной Правительством Российской Федерации от 03.06.2017 № 1155.
- Программы курса «Литература». 5-9 классы/ авт.-сост. Г.С.Меркин, С.А.Зинин.- М.: ООО «Русское слово», 2012.
-учебного плана школы на 2019-2020 учебный год;
-годового календарного учебного графика на 2019-2020 учебный год;
-Положения о рабочей программе учителя МБОУ Титовской СОШ, утвержденного приказом №99 от 3.08.2016г. (с изменниями от 7.08.2019г., приказ № 114)
- хрестоматии для чтения Литература Дона 8-9кл.- Ростов-на-Дону: ЗАО «Книга», 2005г.
Цели программы: воспитание уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.
Задачи:
формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;
обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям;
приобщение к литературному наследию своего народа;
формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.
При отборе произведений регионального компонента, включенную в данную рабочую программу, определяющими явились такие критерии, как идейно-художественная значимость, сопоставимость с произведениями базового компонента курса литературы, соответствие возрастным особенностям и созвучие интересов. Это позволяет решить такие учебно-познавательные задачи:
- освоение содержания литературы Дона и о Доне как феномене отечественной духовной культуры, порожденного географическим положением, особенностями исторического, экономического развития, этнокультурным своеобразием нашего региона;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Региональный компонент общего образования обеспечивает особые потребности и интересы нашего субъекта федерации и включает в себя часть содержания образования, в которомотражено национальное и региональное своеобразие культуры: язык, литература, история,география региона, экономика и др. Рассредоточенные культурные ценности, не скрепленныерегиональной идентичностью, воспринимаются и передаются с трудом. Любая неточность,небрежность в изучении региональной специфики культуры чреваты распадом культурногопространства. Поэтому одна из наиболее важных проблем образования, в том числе ирегионального, является отбор содержания. В содержание регионального компонента литературы включаются только наиболее значимые образцы региональной культуры.
В региональный компонент литературного образования включены произведения для чтения и обсуждения, для чтения и изучения.
Для чтения и изучения предназначены произведения писателей Дона, признанные во всем мире, вошедшие в мировую классику.
Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Особое внимание должно быть направлено на эмоциональное восприятие учениками текста, на эстетические и нравственные ценности, заложенные в художественных текстах.
В 9-ом классе изучение литературы идет на принципиально новой основе - подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новым и темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература. Основное внимание уделяется проблеме роли литературы в духовной жизни человека, изучению шедевров родной литературы. В курс включены и сведения по теории литературы, без которых учащимся было бы трудно ориентироваться в каждом конкретном произведении.
С базовым курсом литературы соотнесен включенный в рабочую программу региональный компонент литературного образования, что позволяет синхронизировать его изучение на основе широкого применения сопоставительного анализа произведений с учетом их хронологической, жанровохудожественной близости, добиваясь при этом системного подхода, высокого уровня восприятия, осмысления и запоминания учебной информации при экономии времени и сил школьников. При отборе произведений регионального компонента, включенных в данную рабочую программу, определяющими явились такие критерии, как идейно-художественная значимость, сопоставимость с произведениями базового компонента курса литературы, соответствие возрастным особенностям и созвучие интересам школьников. Это позволяет решить такие учебно-воспитательные задачи:
освоение содержания литературы Дона и о Доне как феномена отечественной духовной культуры, порожденного географическим положением, особенностями исторического, экономического развития, этнокультурным своеобразием нашего региона;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
По учебному плану на 2019-2020 учебный год на изучение предмета «Родная литература» отводится 34 часа из расчета 1 час в неделю, 1 час в неделю из федерального компонента.
В соответствии с календарным учебным графиком, выходными и праздничными днями 5 мая рабочая программа по родной литературе в 9 классе на 2019-2020 учебный год будет выполнена за 33 часа.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная литература»
Личностные результатыизучения предмета родная (русская) литература являются:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
потребность в самовыражении через слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Учащийся научится:
понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;
уважительно относиться к родной литературе;
оценивать свои и чужие поступки;
проявлять внимание, желание больше узнать.
понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература является формирование УУД.
Регулятивные УУД:
формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей;
анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;
совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Учащийся научится:
планированию пути достижения цели;
установлению целевых приоритетов;
оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
учитывать условия выполнения учебной задачи;
осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия».
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
овладение навыками смыслового чтения;
извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст);
излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Учащийся научится:
строить сообщение в устной форме;
находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;
ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Коммуникативные УУД:
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);
уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;
уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Учащийся научится:
устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;
аргументировать свою точку зрения;
задавать вопросы.
продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является сформированность следующих умений:
осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;
формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Учащийся научится:
владеть различными видами пересказа,
пересказывать сюжет;
выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;
пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.
Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по родной литературе
Оценка устных ответов учащихся.
При оценке устных ответов следует руководствоваться следующими основными критериями в пределах программы.
Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (8-11кл.); свободное владение монологической литературной речью.
Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умения объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются две неточности в ответе.
Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знания основных вопросов теории, не недостаточным умением пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения, неумение объяснять поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Содержание учебного предмета
Литература донского края.(1ч)
Станичный быт в повести Ф.Д.Крюкова «Казачка».
Донской фольклор(3ч)
«Задонщина» - памятник древнерусской литературы. « Задонщина» и «Слово…».Общие черты и различия. В.С.Моложавенко. « Записки краеведа».Неожиданные открытия.
Русские поэты о Доне.(7 ч)
Г.Р.Державин «Атаману и войску донскому». Дон и донцы в творчестве В.А.Жуковского. Б.Изюмский « Спутник мой незримый»История жены поэта. Донские критики о А.С.Пушкине: И.А.Балашова «Пушкин в Ростове- на-Дону». А.Гарнакерьян « Мой Лермонтов» Изображение донской природы в лирике А.В.Кольцова, И.С.Никитина, А.Н.Майкова.
Проза донских писателей.(13ч)
Станичный быт в повести Ф.Д.Крюкова «Казачка».
В.А.Закруткин. Повесть «Матерь человеческая». Мир детства в повести Г.Ф.Шолохова-Синявского «Казачья бурса». Великая Отечественная война в повести А.В.Калинина «Эхо войны».
Человек и стихия в повести Л.Н.Толстого « Метель». Н.А.Суханова. Повесть «Острый серп луны».
Фантастика и приключения. (3ч)
П.Г.Аматуни «Дела давно минувших дней». П.А.Шестаков. Повесть «Через лабиринт».
Литературное краеведение.(6ч)
Донские впечатления в творчестве А.Солженицына. Донские критики о Л.Н.Толстом: А.А.Айрумян «На земле войска Донского». Донские критики о А.П.Чехове: В.Д.Седегов «Родной край в произведениях А.П.Чехова». Донские критики о А.П.Чехове: Громов. Этюды о Чехове.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | Формы самостоятельной работы учащихся |
уроки | р/р | Контр.рраб. |
1. | Введение | 1 | 1 | | | -подготовка сообщений, -составление плана, -лексическая работа, -слайдовые презентации, -составление рассказа, -подготовка иллюстраций, -составление вопросов, -выучивание наизусть. |
2. | Фольклор Дона | 3 | 3 | | |
3. | Русские поэты о Доне | 7 | 6 | 1 | |
4. | Проза донских писателей | 13 | 12 | 1 | |
| Фантастика и приключения | 3 | 3 | | |
| Литературное краеведение | 6 | 5 | | 1 |
| Итого | 33 | 30 | 2 | 1 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Раздел, тема | Кол-во часов | Дата план | Дата факт. | Элементы содержания | Виды деятельности учащихся |
1. | Введение. 1 час |
1. | Литература Дона. | 1 | 3.09 | | Общая характеристика литературы Дона. | Конспект лекции учителя |
II. | Фольклор Дона. 3 часа |
2. | «Задонщина» - памятник древнерусской литературы. | 1 | 10.09 | | Знакомство учащихся с древнерусской литературой. «Задонщина» - как памятник древнерусской литературы. | Чтение и комментирование, анализ. |
3. | « Задонщина» и «Слово…».Общие черты и различия. | 1 | 17.09 | | «Задонщина», «Слово о полку Игореве» | Анализ ,наблюдения, сопоставление |
4. | В.С.Моложавенко. « Записки краеведа».Неожиданные открытия. | 1 | 24.09 | | В.С.Моложавенко. « Записки краеведа». | Чтение, пересказ, выступление, слушание и анализ выступлений |
III. | Русские поэты о Доне. 7 часов (6+1р/р) |
5. | Русские поэты о Доне. Г.Р.Державин «Атаману и войску донскому» | 1 | 1.10 | | Стихи русских поэтов о Доне | Выразительное чтение, анализ лирического произведения |
6. 7. | Дон и донцы в творчестве В.А.Жуковского. Б.Изюмский « Спутник мой незримый». История жены поэта. | 1 1 | 8.10 15.10 | | «Певец во стане русских воинов» « К Воейкову» Стихи Б.Изюмского | Выразительное чтение, анализ лирического произведения Выборочное чтение, пересказ, сообщение, слушание и анализ выступлений |
8. | Донские критики о А.С.Пушкине: И.А.Балашова «Пушкин в Ростове- на-Дону»… | 1 | 22.10 | | Рассказ, малые жанры эпоса. | Сообщение, слушание и анализ выступлений |
9. | А.Гарнакерьян « Мой Лермонтов» | 1 | 29.10 | | Литературный портрет | Сообщение, слушание и анализ выступлений |
10. | Изображение донской природы в лирике А.В.Кольцова, И.С.Никитина, А.Н.Майкова. | 1 | 12.11 | | Средства художественной выразительности | Выразительное чтение, анализ лирического произведения |
11. р/р | Сочинение «Край родной в лирике русских поэтов» | 1 | 19.11 | | Систематизация материала к сочинению | Написание сочинения |
IV. | Проза донских писателей. 13 часов (12+1р/р) |
12. | Станичный быт в повести Ф.Д.Крюкова «Казачка». | 1 | 26.11 | | Характеристика литературного героя. Чтение, пересказ | Выразительное чтение, словарная работа, беседа по вопросам, работа с текстом. |
13. | Образ главной героини в изображении Ф.Д.Крюкова. | 1 | 3.12 | |
14. | В.А.Закруткин. Повесть «Матерь человеческая» | 1 | 10.12 | | Характеристика литературного героя. Чтение, пересказ | Выборочное чтение, пересказ, сообщение, слушание и анализ выступлений |
15. | Судьба русской женщины в повести | 1 | 17.12 | |
16. | Мир детства в повести Г.Ф.Шолохова-Синявского «Казачья бурса». | 1 | 24.12 | | Проза, диалект. | Работа с текстом, художественный пересказ, анализ произведения. |
17. | Великая Отечественная война в повести А.В.Калинина «Эхо войны». | 1 | 14.01 | | Очерк жизни и творчества. Гражданское осмысление трагических событий во время Великой Отечественной войны. | Выразительное чтение, выборочный пересказ, анализ текста. |
18. | Изображение главных героев в повести. | 1 | 21.01 | |
19. | Проблема гуманизма в повести А.В.Калинина. | 1 | 28.01 | |
20. | Человек и стихия в повести Л.Н.Толстого « Метель» | 1 | 4.02 | | Повесть «Метель» | Выборочное чтение, пересказ, наблюдения, сопоставление |
21. | Н.А.Суханова. Повесть «Острый серп луны» | 1 | 11.02 | | Идея произведения, композиция, сюжет. | Работа с текстами, комментированное чтение, отзыв о прочитанном. |
22. | Изображение послевоенного времени в повести В.Ф.Пановой «Сережа». | 1 | 18.02 | | Идея произведения, композиция, сюжет. | Аналитическая беседа с чтением отдельных эпизодов. |
23. | Психологическая эволюция души главного героя в повести В.Ф.Пановой. | 1 | 25.02 | |
24. р/р | Сочинение по произведениям донских писателей | 1 | 3.03 | | Систематизация материала к сочинению | Написание сочинения |
V. | Фантастика и приключения. 3 часа |
25. | П.Г.Аматуни «Дела давно минувших дней» | 1 | 10.03 | | Идея произведения, композиция, сюжет. | Работа с текстами, комментированное чтение, отзыв о прочитанном. |
26. | П.А.Шестаков. Повесть «Через лабиринт» | 1 | 17.03 | | Идея произведения, композиция, сюжет. | Работа с текстами, комментированное чтение, отзыв о прочитанном. |
27. | Н.С.Оганесов. Повесть Играем в «Спринт» | 1 | 31.03 | | | |
VI. | Литературное краеведение. 6 часов (5+1К) |
28. | Донские впечатления в творчестве А.Солженицына. | 1 | 7.04 | | Произведения А.Солженицына | Аналитическая беседа с чтением отдельных эпизодов. |
29. | Донские критики о Л.Н.Толстом: А.А.Айрумян «На земле войска Донского». | 1 | 14.04 | | Рассказ, записки, композиция рассказа. | Работа с текстом, художественный пересказ, анализ произведения. |
30. | Донские критики о А.П.Чехове: В.Д.Седегов «Родной край в произведениях А.П.Чехова». | 1 | 21.04 | | Критические статьи | Аналитическая беседа с чтением отдельных эпизодов. |
31. | Донские критики о А.П.Чехове: Громов. Этюды о Чехове. | 1 | 28.04 | | Критические статьи | Аналитическая беседа с чтением отдельных эпизодов. |
32. | Контрольная работа «Литература родного края» | 1 | 12.04 | | Тесты по изученным произведениям | Выполнение тестовой работы |
33. | Итоговый урок. Литература Дона как часть русской литературы | 1 | 19.05 | | Подведение итогов, устные высказывания | |