СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родной русской литературе для 9 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родной русской литературе для 9 класса»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Титовская средняя общеобразовательная школа


«УТВЕРЖДАЮ»

директор МБОУ Титовская СОШ:

_____________ Артамонов А.С.

Приказ от 30.08.2019 г. №_____







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по родной литературе



Уровень общего образования: основное общее, 9 класс

2019-2020 учебный год

Количество часов – 33

Учитель Осипчук Татьяна Николаевна

Программа разработана на основе Программы для общеобразовательных учреждений: Литература 5-9 кл., авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин., издательство «Русское слово», 2012г.














сл. Титовка

2019 год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа составлена на основе:

-Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);

-приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);

-«Концепции преподавания русского языка и литературы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637;

-«Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации», утвержденной Правительством Российской Федерации от 03.06.2017 № 1155.

- Программы курса «Литература». 5-9 классы/ авт.-сост. Г.С.Меркин, С.А.Зинин.- М.: ООО «Русское слово», 2012.

-учебного плана школы на 2019-2020 учебный год;

-годового календарного учебного графика на 2019-2020 учебный год;

-Положения о рабочей программе учителя МБОУ Титовской СОШ, утвержденного приказом №99 от 3.08.2016г. (с изменниями от 7.08.2019г., приказ № 114)

- хрестоматии для чтения Литература Дона 8-9кл.- Ростов-на-Дону: ЗАО «Книга», 2005г.


  • Цели программы: воспитание уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.

  • Задачи:

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;

  • обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям;

  • приобщение к литературному наследию своего народа;

  • формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

  • формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения;

  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.


При отборе произведений регионального компонента, включенную в данную рабочую программу, определяющими явились такие критерии, как идейно-художественная значимость, сопоставимость с произведениями базового компонента курса литературы, соответствие возрастным особенностям и созвучие интересов. Это позволяет решить такие учебно-познавательные задачи:
- освоение содержания литературы Дона и о Доне как феномене отечественной духовной культуры, порожденного географическим положением, особенностями исторического, экономического развития, этнокультурным своеобразием нашего региона;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Региональный компонент общего образования обеспечивает особые потребности и интересы нашего субъекта федерации и включает в себя часть содержания образования, в которомотражено национальное и региональное своеобразие культуры: язык, литература, история,география региона, экономика и др. Рассредоточенные культурные ценности, не скрепленныерегиональной идентичностью, воспринимаются и передаются с трудом. Любая неточность,небрежность в изучении региональной специфики культуры чреваты распадом культурногопространства. Поэтому одна из наиболее важных проблем образования, в том числе ирегионального, является отбор содержания. В содержание регионального компонента литературы включаются только наиболее значимые образцы региональной культуры.

В региональный компонент литературного образования включены произведения для чтения и обсуждения, для чтения и изучения.

Для чтения и изучения предназначены произведения писателей Дона, признанные во всем мире, вошедшие в мировую классику.

Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Особое внимание должно быть направлено на эмоциональное восприятие учениками текста, на эстетические и нравственные ценности, заложенные в художественных текстах.

В 9-ом классе изучение литературы идет на принципиально новой основе - подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новым и темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература. Основное внимание уделяется проблеме роли литературы в духовной жизни человека, изучению шедевров родной литературы. В курс включены и сведения по теории литературы, без которых учащимся было бы трудно ориентироваться в каждом конкретном произведении.

С базовым курсом литературы соотнесен включенный в рабочую программу региональный компонент литературного образования, что позволяет синхронизировать его изучение на основе широкого применения сопоставительного анализа произведений с учетом их хронологической, жанровохудожественной близости, добиваясь при этом системного подхода, высокого уровня восприятия, осмысления и запоминания учебной информации при экономии времени и сил школьников. При отборе произведений регионального компонента, включенных в данную рабочую программу, определяющими явились такие критерии, как идейно-художественная значимость, сопоставимость с произведениями базового компонента курса литературы, соответствие возрастным особенностям и созвучие интересам школьников. Это позволяет решить такие учебно-воспитательные задачи:

освоение содержания литературы Дона и о Доне как феномена отечественной духовной культуры, порожденного географическим положением, особенностями исторического, экономического развития, этнокультурным своеобразием нашего региона;

развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

По учебному плану на 2019-2020 учебный год на изучение предмета «Родная литература» отводится 34 часа из расчета 1 час в неделю, 1 час в неделю из федерального компонента.

В соответствии с календарным учебным графиком, выходными и праздничными днями 5 мая рабочая программа по родной литературе в 9 классе на 2019-2020 учебный год будет выполнена за 33 часа.














































Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная литература»


Личностные результатыизучения предмета родная (русская) литература являются:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;

  • потребность в самовыражении через слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Учащийся научится:

  • понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;

  • уважительно относиться к родной литературе;

  • оценивать свои и чужие поступки;

  • проявлять внимание, желание больше узнать.

  • понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;

  • анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.


Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература является формирование УУД.

Регулятивные УУД:

  • формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей;

  • анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;

  • совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Учащийся научится:

  • планированию пути достижения цели;

  • установлению целевых приоритетов;

  • оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

  • учитывать условия выполнения учебной задачи;

  • осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия».

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.


Познавательные УУД:

  • овладение навыками смыслового чтения;

  • извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

  • владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

  • перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст);

  • излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения.

      • Средством развития познавательных УУД служат тексты художественной литературы; технология продуктивного чтения.

Учащийся научится:

  • строить сообщение в устной форме;

  • находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;

  • ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

  • анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • проводить сравнение;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

  • осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

  • обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).


Коммуникативные УУД:

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

  • планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);

  • уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;

  • уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

  • выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Учащийся научится:

  • устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;

  • аргументировать свою точку зрения;

  • задавать вопросы.

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является сформированность следующих умений:

  • осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

  • понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

  • развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

  • овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;

  • формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Учащийся научится:

  • владеть различными видами пересказа,

  • пересказывать сюжет;

  • выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;

  • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;

  • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

  • определять родо-жанровую специфику художественного произведения;

  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;

  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;

  • пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.












Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по родной литературе

  • Оценка устных ответов учащихся.

  • При оценке устных ответов следует руководствоваться следующими основными критериями в пределах программы.

  • Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (8-11кл.); свободное владение монологической литературной речью.

  • Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умения объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются две неточности в ответе.

  • Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знания основных вопросов теории, не недостаточным умением пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

  • Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения, неумение объяснять поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.




















Содержание учебного предмета

Литература донского края.(1ч)

Станичный быт в повести Ф.Д.Крюкова «Казачка».


Донской фольклор(3ч)

«Задонщина» - памятник древнерусской литературы. « Задонщина» и «Слово…».Общие черты и различия. В.С.Моложавенко. « Записки краеведа».Неожиданные открытия. 

Русские поэты о Доне.(7 ч)

Г.Р.Державин «Атаману и войску донскому». Дон и донцы в творчестве В.А.Жуковского. Б.Изюмский « Спутник мой незримый»История жены поэта. Донские критики о А.С.Пушкине: И.А.Балашова «Пушкин в Ростове- на-Дону». А.Гарнакерьян « Мой Лермонтов» Изображение донской природы в лирике А.В.Кольцова, И.С.Никитина, А.Н.Майкова. 


Проза донских писателей.(13ч)

Станичный быт в повести Ф.Д.Крюкова «Казачка».

В.А.Закруткин. Повесть «Матерь человеческая». Мир детства в повести Г.Ф.Шолохова-Синявского «Казачья бурса». Великая Отечественная война в повести А.В.Калинина «Эхо войны».

Человек и стихия в повести Л.Н.Толстого « Метель». Н.А.Суханова. Повесть «Острый серп луны».

Фантастика и приключения. (3ч)

П.Г.Аматуни «Дела давно минувших дней». П.А.Шестаков. Повесть «Через лабиринт».

Литературное краеведение.(6ч)

Донские впечатления в творчестве А.Солженицына. Донские критики о Л.Н.Толстом: А.А.Айрумян «На земле войска Донского». Донские критики о А.П.Чехове: В.Д.Седегов «Родной край в произведениях А.П.Чехова». Донские критики о А.П.Чехове: Громов. Этюды о Чехове.









Тематическое планирование



п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Формы самостоятельной работы учащихся

уроки

р/р

Контр.рраб.

1.

Введение

1

1



-подготовка сообщений,

-составление плана, -лексическая работа, -слайдовые презентации,

-составление рассказа,

-подготовка иллюстраций,

-составление вопросов,

-выучивание наизусть.

2.

Фольклор Дона

3

3



3.

Русские поэты о Доне

7

6

1


4.

Проза донских писателей

13

12

1



Фантастика и приключения

3

3




Литературное краеведение

6

5


1


Итого

33

30

2

1

















Календарно-тематическое планирование


п/п

Раздел, тема

Кол-во часов

Дата план

Дата факт.

Элементы содержания


Виды деятельности учащихся

1.

Введение. 1 час

1.

Литература Дона.

1

3.09


Общая характеристика литературы Дона.

Конспект лекции учителя

II.

Фольклор Дона. 3 часа

2.

«Задонщина» - памятник древнерусской литературы.


1

10.09


Знакомство учащихся с древнерусской литературой. «Задонщина» - как памятник древнерусской литературы.


Чтение и комментирование, анализ.



3.

« Задонщина» и «Слово…».Общие черты и различия.


1

17.09


«Задонщина», «Слово о полку Игореве»

Анализ ,наблюдения, сопоставление


4.

В.С.Моложавенко. « Записки краеведа».Неожиданные открытия.


1

24.09


В.С.Моложавенко. « Записки краеведа».

Чтение, пересказ, выступление, слушание и анализ выступлений

III.

Русские поэты о Доне. 7 часов (6+1р/р)

5.

Русские поэты о Доне.

Г.Р.Державин «Атаману и войску донскому»


1

1.10


Стихи русских поэтов о Доне

Выразительное чтение, анализ лирического произведения



6.

7.

Дон и донцы в творчестве В.А.Жуковского.


Б.Изюмский « Спутник мой незримый». История жены поэта.


1

1

8.10

15.10


«Певец во стане русских воинов»

« К Воейкову»

Стихи Б.Изюмского

Выразительное чтение, анализ лирического произведения


Выборочное чтение, пересказ, сообщение, слушание и анализ выступлений



8.

Донские критики о А.С.Пушкине: И.А.Балашова «Пушкин в Ростове- на-Дону»…

1

22.10


Рассказ, малые жанры эпоса.


Сообщение, слушание и анализ выступлений



9.

А.Гарнакерьян « Мой Лермонтов»


1

29.10


Литературный портрет

Сообщение, слушание и анализ выступлений

10.

Изображение донской природы в лирике А.В.Кольцова, И.С.Никитина, А.Н.Майкова.


1

12.11


Средства художественной выразительности


Выразительное чтение, анализ лирического произведения



11.

р/р

Сочинение «Край родной в лирике русских поэтов»

1

19.11


Систематизация материала к сочинению

Написание сочинения

IV.

Проза донских писателей. 13 часов (12+1р/р)


12.

Станичный быт в повести Ф.Д.Крюкова «Казачка».


1

26.11


Характеристика литературного героя.

Чтение, пересказ


Выразительное чтение, словарная работа, беседа по вопросам, работа с текстом.

13.

Образ главной героини в изображении Ф.Д.Крюкова.

1

3.12


14.

В.А.Закруткин. Повесть «Матерь человеческая»

1

10.12


Характеристика литературного героя.

Чтение, пересказ


Выборочное чтение, пересказ, сообщение, слушание и анализ выступлений


15.

Судьба русской женщины в повести

1

17.12


16.

Мир детства в повести Г.Ф.Шолохова-Синявского «Казачья бурса».

1

24.12


Проза, диалект.


Работа с текстом, художественный пересказ, анализ произведения.

17.

Великая Отечественная война в повести А.В.Калинина «Эхо войны».


1

14.01


Очерк жизни и творчества. Гражданское осмысление трагических событий во время Великой Отечественной войны.

Выразительное чтение, выборочный пересказ, анализ текста.



18.

Изображение главных героев в повести.


1

21.01


19.

Проблема гуманизма в повести А.В.Калинина.


1

28.01


20.

Человек и стихия в повести Л.Н.Толстого « Метель»

1

4.02


Повесть «Метель»

Выборочное чтение, пересказ, наблюдения, сопоставление

21.

Н.А.Суханова. Повесть «Острый серп луны»

1

11.02


Идея произведения, композиция, сюжет.

Работа с текстами, комментированное чтение, отзыв о прочитанном.

22.

Изображение послевоенного времени в повести В.Ф.Пановой «Сережа».

1

18.02


Идея произведения, композиция, сюжет.

Аналитическая беседа с чтением отдельных эпизодов.



23.

Психологическая эволюция души главного героя в повести В.Ф.Пановой.

1

25.02


24.

р/р

Сочинение по произведениям донских писателей

1

3.03


Систематизация материала к сочинению

Написание сочинения

V.

Фантастика и приключения. 3 часа

25.

П.Г.Аматуни «Дела давно минувших дней»

1

10.03


Идея произведения, композиция, сюжет.

Работа с текстами, комментированное чтение, отзыв о прочитанном.

26.

П.А.Шестаков. Повесть «Через лабиринт»

1

17.03


Идея произведения, композиция, сюжет.

Работа с текстами, комментированное чтение, отзыв о прочитанном.

27.

Н.С.Оганесов. Повесть Играем в «Спринт»

1

31.03




VI.

Литературное краеведение. 6 часов (5+1К)

28.

Донские впечатления в творчестве А.Солженицына.


1

7.04


Произведения А.Солженицына

Аналитическая беседа с чтением отдельных эпизодов.


29.

Донские критики о Л.Н.Толстом: А.А.Айрумян «На земле войска Донского».

1

14.04


Рассказ, записки, композиция рассказа.


Работа с текстом, художественный пересказ, анализ произведения.

30.

Донские критики о А.П.Чехове: В.Д.Седегов «Родной край в произведениях А.П.Чехова».

1

21.04


Критические статьи

Аналитическая беседа с чтением отдельных эпизодов.

31.

Донские критики о А.П.Чехове:

Громов. Этюды о Чехове.


1

28.04


Критические статьи

Аналитическая беседа с чтением отдельных эпизодов.

32.

Контрольная работа «Литература родного края»

1

12.04


Тесты по изученным произведениям

Выполнение тестовой работы

33.

Итоговый урок. Литература Дона как часть русской литературы

1

19.05


Подведение итогов, устные высказывания