Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Мирновская средняя школа имени Сергея Юрьевича Пядышева
(МБОУ Мирновская СШ)
«Рассмотрена» на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла Руководитель ШМО _____________Пядышева О.Н.. Протокол № ____от _____ 2021 | «Рассмотрена» на заседании педагогического совета протокол № 11 от 27.08.2021 | «Согласована» Заместитель директора по учебной работе Огнева А. Ю. «______»_____________________2021 | «Утверждена» Директор школы _________________Т.Н.Барашкова Приказ № 144 От «27 » августа 2021 |
Рабочая программа
по родной(русской) литературе 5 класса
2021-2022 учебный год
Рабочая программа составлена на основе:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. №1897 – http: //standart. edu. ru/ ( с изменениями приказ от 31 декабря 2015 г. N 1577)
2. Примерная программа по учебному предмету «Русская родная литература» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Протокол №2/18 от 31.01.2018г.
Учебник: «Родная русская литература. 5 класс»: учебное пособие для общеобразовательных организаций / [О.М.Александрова и др.]. – М.: Просвещение, 2021.
Количество часов: всего 17 часов
в неделю 0/1 часа
Учитель: Кузнецова Елена Валерьевна
Пояснительная записка
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. №1897 – http: //standart. edu. ru/ ( с изменениями приказ от 31 декабря 2015 г. N 1577)
2.Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Мирновской СШ
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» от 28.01.2021 г. №2;
4. Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) 3.1/2.4.3598-20;
5.Учебный план МБОУ Мирновской СШ на 2021-2022 учебный год
При ухудшении эпидемиологической ситуации на территории Ульяновской области, рабочая программа педагога может быть использована с учетом перехода при обучении с применением дистанционных образовательных технологий.
Информация об учебно-методическом комплекте для реализации рабочей программы:
1. Примерная программа по учебному предмету «Русская родная литература» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Протокол №2/18 от 31.01.2018г.
2.Учебник: «Родная русская литература. 5 класс»: учебное пособие для общеобразовательных организаций / [О.М.Александрова и др.]. – М.: Просвещение, 2021.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Личностные:
у обучающихся могут быть сформированы:
осознание обучающимися российской гражданской идентичности, своей этнической принадлежности; проявление патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; чувство ответственности и долга перед Родиной; понимание гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
способность и готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, уважительное отношение к труду;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира творческой деятельности эстетического характера; осознание значимости художественной культуры народов России и стран мира;
способность и готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; готовность к совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
неприятие любых нарушений социальных (в том числе моральных и правовых) норм; ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; оценочное отношение к своему поведению и поступкам, а также к поведению и поступкам других.
у обучающихся будут сформированы:
ценностное отношение к родному языку и литературе на родном языке как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
причастность к свершениям и традициям своего народа;
приобщение к литературному наследию своего народа;
осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
знания о родной литературе как системе.
Метапредметные:
Регулятивные
обучающиеся получат возможность научиться:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
обучающиеся научатся:
применению приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни.
Познавательные
обучающиеся получат возможность научиться владению всеми видами речевой деятельности:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
навыки смыслового чтения.обучающиеся научатся
владению разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
свободному пользованию словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
адекватному пониманию информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
адекватному восприятию на слух текстов художественной литературы; владению разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным).
Коммуникативные
обучающиеся научатся:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.
Предметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)»
формирование умения выделять проблематику русских народных и литературных сказок, пословиц и поговорок как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа в контексте диалога культур с другими народами России; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о Москве как столице России и о русском лесе;
формирование представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в рождественских произведениях и произведениях о семейных ценностях;
формирование начальных представлений о русском национальном характере, его парадоксах и загадках русской души в произведениях о защите Родины в Отечественной войне 1812 года, о проблемах подростков и о своеобразии русского языка и родной речи;
развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на основе наводящих вопросов; под руководством учителя создавать элементарные историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос, сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств и учиться отбирать произведения для самостоятельного чтения; формирование начальных представлений о проектно-исследовательской деятельности и оформлении ее результатов, начальных умений работы с разными источниками информации
Обучающиеся научатся
- пониманию связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- приобщатся к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- научатся воспринимать на слух литературные произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (6 ч)
Преданья старины глубокой
Малые жанры фольклора.
Пословицы и поговорки о Родине, России, русском народе.
Русские народные и литературные сказки.
Сказка «Лиса и медведь» (русская народная сказка).
К. Г. Паустовский. «Дремучий медведь».
Города земли русской
Москва в произведениях русских писателей
А. С. Пушкин. «На тихих берегах Москвы…»
М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва!.. люблю тебя как сын…»
Л. Н. Мартынов. «Красные ворота».
А. П. Чехов. «В Москве на Трубной площади».
Родные просторы
Русский лес
И. С. Соколов-Микитов. «Русский лес».
А. В. Кольцов. «Лес».
В. А. Рождественский. «Берёза».
В. А. Солоухин. «Седьмую ночь без перерыва…»
Планируемые результаты изучения по теме.
Обучающийся научится:
Различать виды устной народной словесности.
Рассказывать сказки, небылицы.
Произносить скороговорки и считалки.
Отгадывать загадки.
Обучающиеся получат возможность научиться:
Сочинению собственных загадок.
Употреблению пословиц и поговорок, пониманию их аллегорического значения.
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (5 ч)
Праздники русского мира
Рождество
Б. Л. Пастернак. «Рождественская звезда» (фрагмент).
В. Д. Берестов. «Перед Рождеством».
А. И. Куприн. «Бедный принц».
И. А. Ильин. «Рождественское письмо».
Тепло родного дома
Семейные ценности
И. А. Крылов. «Дерево».
И. А. Бунин. «Снежный бык».
В. И. Белов. «Скворцы».
Обучающийся научится:
Понимать, что эпическое произведение — результат творчества писателя, произведение, созданное из языкового материал
Различать литературную сказку, басню, рассказ и повесть.
Пересказывать литературную сказку.
Выразительно читать эпизод рассказа, басни.
Обучающиеся получат возможность :
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Не до ордена – была бы Родина
Отечественная война 1812 года
Ф. Н. Глинка. «Авангардная песнь».
Д. В. Давыдов. «Партизан» (отрывок).
Загадки русской души
Парадоксы русского характера
К. Г. Паустовский. «Похождения жука-носорога» (солдатская сказка).
Ю. Я. Яковлев. «Сыновья Пешеходова».
О ваших ровесниках
Школьные контрольные
К. И. Чуковский. «Серебряный герб» (фрагмент).
А. А. Гиваргизов. «Контрольный диктант».
Лишь слову жизнь дана
Родной язык, родная речь
И. А. Бунин. «Слово».
В. Г. Гордейчев. «Родная речь».
Обучающийся научится:
Понимать главное свойство лирических произведений — выражение мыслей и чувств автора.
Выразительно читать стихи.
Соблюдать стиховые паузы, логические и стиховые ударения, определять основной тон.
Обучающиеся получат возможность научиться:
выразительно читать и пересказывать эпизод с употреблением различных средств изображения характера.
работать с текстом лирического произведения.
Таблица тематического распределения часов на уровень обучения:
№ п/п | Тема | Количество часов по Примерной программе | Количество часов в рабочей программе |
| РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ | 9 | 6 |
Преданья старины глубокой | | |
Города земли русской | | |
Родные просторы | | |
Резерв на вариативную часть программы | 3 | |
| РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ | 9 | 5 |
Праздники русского мира | | |
Тепло родного дома | | |
Резерв на вариативную часть программы | 2 | |
| РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША | 9 | 6 |
Не до ордена – была бы Родина | | |
Загадки русской души | | |
О ваших ровесниках | | |
Лишь слову жизнь дана | | |
Резерв на вариативную часть программы | 2 | |
| Итого | 34 | 17 |
Отличие рабочей программы от примерной программы
По учебному плану на изучение родной (русской) литературы в 5 классе отводится 17 часов, что составляет 0,5 часа в неделю, а примерная программа рассчитана на 34 часов (1 час в неделю). В связи с этим темы уплотнены, материал изучается в полном объеме за меньшее количество часов.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Дата проведения | Тема урока | Тип урока, формы работы, этапы учебной деятельности | Количество часов | Проведение он-лайн-уроков (платформа) при введении дистанционного обучения (карантин, отмена занятий из-за низких температур) | Форма отчетности при введении дистанционного обучения (карантин, отмена занятий из-за низких температур | Формы, методы, содержание уроков с учетом рабочей программы воспитания (модуль «Школьный урок») |
План | Факт |
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (6 часов) |
Преданья старины глубокой |
| 09.09 | | Введение. Родная литература как часть русской культуры. Пословицы и поговорки о Родине, России, русском народе. | Урок изучения теории литературы. | 1 | видеоконференция ZOOM | ВАЙБЕР | •установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; |
| 23.09 | | Русские народные и литературные сказки: «Лиса и медведь» (русская народная сказка). К.Г. Паустовский. «Дремучий медведь». | Урок повторения и обобщения знаний | 1 | видеоконференция ZOOM | ВАЙБЕР |
Города земли русской |
| 07.10 | | Москва в произведениях русских писателей: А.С. Пушкин. «На тихих берегах Москвы…», М.Ю. Лермонтов. «Москва, Москва!.. люблю тебя как сын…» | Урок повторения и обобщения знаний | 1 | видеоконференция ZOOM | ВАЙБЕР |
| 28.10 | | Москва в произведениях русских писателей: Л.Н. Мартынов. «Красные ворота», А.П. Чехов. «В Москве на Трубной площади». | Урок повторения и обобщения знаний | 1 | видеоконференция ZOOM | ВАЙБЕР |
Родные просторы |
| 18.11 | | Русский лес в произведениях поэтов: И.С. Соколов-Микитов. «Русский лес», А.В. Кольцов. «Лес», В.А. Рождественский. «Берёза», В. А. Солоухин. «Седьмую ночь без перерыва…» | Урок изучения нового материала | 1 | видеоконференция ZOOM | ВАЙБЕР |
| 09.12 | | Защита учебного проекта №1 по теме «Родные просторы в произведениях русских поэтов, писателей, художников». | Урок повторения и обобщения знаний | 1 | видеоконференция ZOOM | ВАЙБЕР |
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ( 5 часов) |
Праздники русского мира |
| 23.12 | | Рождество в произведениях русских поэтов: Б.Л. Пастернак. «Рождественская звезда» (фрагмент), В.Д. Берестов. «Перед Рождеством». | Урок изучения нового материала | 1 | видеоконференция ZOOM | ВАЙБЕР | •побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; |
| 13.01 | | Рождество в произведениях русских писателей: А.И. Куприн. «Бедный принц». | Урок изучения нового материала | 1 | видеоконференция ZOOM | ВАЙБЕР |
| 27.01 | | Рождество в произведениях русских писателей: И.А. Ильин. «Рождественское письмо». | Урок изучения нового материала | 1 | видеоконференция ZOOM | ВАЙБЕР |
Тепло родного дома |
| 10.02 | | Семейные ценности в произведениях русской литературы: И.А. Крылов. «Дерево», И.А. Бунин. «Снежный бык» | Урок изучения нового материала | 1 | видеоконференция ZOOM | ВАЙБЕР |
| 03.03 | | Семейные ценности в произведениях русской литературы: В.И. Белов. «Скворцы». | Урок изучения теории литературы. | 1 | видеоконференция ZOOM | ВАЙБЕР |
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША( 6 часов) |
Не до ордена – была бы Родина |
| 17.03 | | Отечественная война 1812 года в произведениях русских поэтов: Ф.Н. Глинка. «Авангардная песнь», Д.В. Давыдов. «Партизан» (отрывок). | Восприятие произведения и углубленная работа с текстом. | 1 | видеоконференция ZOOM | ВАЙБЕР | •привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; |
Загадки русской души |
| 31.03 | | Парадоксы русского характера: К.Г. Паустовский. «Похождения жука-носорога» (солдатская сказка). | Восприятие произведения и углубленная работа с текстом. | 1 | видеоконференция ZOOM | ВАЙБЕР |
| 21.04 | | Парадоксы русского характера: Ю.Я. Яковлев. «Сыновья Пешеходова». | Восприятие произведения и углубленная работа с текстом. | 1 | видеоконференция ZOOM | ВАЙБЕР |
О ваших ровесниках |
| 05.05 | | Школьные контрольные глазами писателей: К.И. Чуковский. «Серебряный герб» (фрагмент), А.А. Гиваргизов. «Контрольный диктант». | Восприятие произведения и углубленная работа с текстом. | 1 | видеоконференция ZOOM | ВАЙБЕР |
Лишь слову жизнь дана |
| 19.05 | | Промежуточная аттестация. | Контрольное тестирование. | 1 | видеоконференция ZOOM | ВАЙБЕР | •организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; |
| | | Родной язык, родная речь в произведениях русских поэтов: И.А. Бунин. «Слово», В.Г. Гордейчев. «Родная речь». | Урок изучения теории литературы. . | 1 | видеоконференция ZOOM | ВАЙБЕР |
Лист коррекции
№ п/п | Тема | Количество часов по плану | Количество часов фактически | Причина |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Приложение 1.
Способы контроля и оценивания образовательных достижений обучающихся в 5 классе
Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:
- соблюдение норм и правил поведения;
- прилежание и ответственность за результаты обучения;
- готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории;
- наличие позитивной ценностно-смысловой установки обучающегося, формируемой средствами конкретного предмета.
Достижения личностных результатов отражаются в индивидуальных накопительных портфолио обучающихся.
Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:
- способность и готовность обучающегося к освоению знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
- способность к сотрудничеству и коммуникации;
- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Оценка достижения обучающимся метапредметных результатов осуществляется по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Основным объектом оценки предметных результатов является способность обучающегося к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного материала.
Примерные виды контроля учебных достижений по предмету: устный опрос, тест, самопроверка, взаимопроверка, самостоятельная работа, буквенный диктант, орфографический диктант, словарная работа, контрольный диктант, контрольное изложение, контрольное сочинение, работа по карточкам и т.д.
Нормы оценок.
Оценка устных ответов обучающегося
Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний обучающегося по русскому языку. Развёрнутый ответ обучающегося должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа обучающегося надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Отметка "5" ставится, если обучающийся: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определенное языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка "4" ставится, если обучающийся даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка "3" ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка "2" ставится, если обучающийся обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие недостатки в подготовке обучающегося, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных обучающимся на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы обучающегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка диктантов
Диктант оценивается одной отметкой.
О т м е т к а "5" выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической, 1 негрубой пунктуационной или 1 негрубой грамматической ошибки.
О т м е т к а "4" выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Отметка "4" может выставляться при трёх орфографических ошибках, если среди них есть однотипные. Также допускаются 2 грамматические ошибки.
О т м е т к а "3" выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление отметки "3" за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Отметка "3" может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки. Допускается до 4 грамматических ошибок.
О т м е т к а "2" выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок. Кроме этого, допущено более 4 грамматических ошибок.
В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
О т м е т к а "5" ставится, если обучающийся выполнил все задания верно.
О т м е т к а "4" ставится, если обучающийся выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
О т м е т к а "3" ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
О т м е т к а "2" ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
П р и м е ч а н и е. Орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении отметки за диктант.
При оценке контрольного с л о в а р н о г о диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
О т м е т к а "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок.
О т м е т к а "4" ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 -2 ошибки.
О т м е т к а "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
О т м е т к а "2" ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.
Оценка сочинений и изложений
С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая – за соблюдение орфографических, пунктуационных норм и грамматических ошибок.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
• соответствие работы ученика теме и основной мысли;
• полнота раскрытия темы;
• правильность фактического материала;
• последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи, стилевое единство и выразительность речи, число языковых ошибок и стилистических недочетов.
Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см. Нормативы для оценки контрольных диктантов).
Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам:
Оценка | Содержание и речь | Грамотность |
"5" | 1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием использованных синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. 6. В целом в работе допускается 1 недочёт в содержании и 1-2 речевых недочёта. | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка. |
«4» | 1. Содержание работы в основном соответствует теме (отклонения незначительные). 2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. 6. В целом в работе допускается не более 2 недочётов в содержании и не более 3-4 речевых недочётов. | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. |
«3» | 1. В работе допущены существенные отклонения от темы. 2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. 6. В целом в работе допускается не более 4 недочётов в содержании и 5 речевых недочётов. | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографических и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки. |
«2» | 1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними. 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 5. Нарушено стилевое единство текста. 6. Допущено недочётов в содержании и речевых недочётов больше, чем предусмотрено отметкой "3". | Допущено орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок больше, чем предусмотрено отметкой "3". |
Приложение 1.
Способы контроля и оценивания образовательных достижений обучающихся в 5 классе
Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на основе соответствия обучающихся следующим требованиям:
- соблюдение норм и правил поведения;
- прилежание и ответственность за результаты обучения;
- готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории;
- наличие позитивной ценностно-смысловой установки обучающихся, формируемой средствами конкретного предмета.
Достижения личностных результатов отражаются в индивидуальных накопительных портфолио обучающихся.
Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:
- способность и готовность обучающихся к освоению знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
- способность к сотрудничеству и коммуникации;
- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Оценка достижения обучающимся метапредметных результатов осуществляется по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Основным объектом оценки предметных результатов является способность обучающихся к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного материала.
Нормы оценок.
Оценка устных ответов обучающихся
Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний обучающихся по русскому языку. Развёрнутый ответ обучающихся должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа обучающихся надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Отметка "5" ставится, если обучающийся: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определенное языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка "4" ставится, если обучающийся даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка "3" ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка "2" ставится, если обучающийся обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие недостатки в подготовке обучающихся, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных обучающимся на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы обучающегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Содержание и речевое оформление письменного ответа оценивается по следующим нормативам:
Оценка | Содержание и речь | Грамотность |
"5" | 1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием использованных синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. 6. В целом в работе допускается 1 недочёт в содержании и 1-2 речевых недочёта. | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка. |
«4» | 1. Содержание работы в основном соответствует теме (отклонения незначительные). 2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. 6. В целом в работе допускается не более 2 недочётов в содержании и не более 3-4 речевых недочётов. | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. |
«3» | 1. В работе допущены существенные отклонения от темы. 2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. 6. В целом в работе допускается не более 4 недочётов в содержании и 5 речевых недочётов. | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографических и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки. |
«2» | 1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними. 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 5. Нарушено стилевое единство текста. 6. Допущено недочётов в содержании и речевых недочётов больше, чем предусмотрено отметкой "3". | Допущено орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок больше, чем предусмотрено отметкой "3". |
Приложение 2.
ТЕМЫ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ.
«Родные просторы в произведениях русских поэтов, писателей, художников».
7