Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4 имени В.Н. Косова п. Тавричанка
Надеждинского района»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на методическом зам. директора по УВР директор МБОУ СОШ№4
объединении имени Косова
Учителей начальных классов ______________
протокол №___от _________ ______ Приказ №____от ___________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по родному (русскому) языку для 4 класса
на 2022 – 2023 учебный год
Рабочая программа по родному языку (русский) составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы авторов О. М. Александровой, М. И. Кузнецовой Л. В. Петленко, « Родной (русский) язык 4», УМК «Школа России» М. Просвещение, 2020
Составители:
Болотова Н.И., учитель начальных классов
2022 год
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 4 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Родной (русский) язык» для 1-4классов оставлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на нормативно-правовой основе:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);
- Федерального закона от 03 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»;
- Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-I «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);
- Концепции преподавания русского языка и литературы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 № 637;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действии Федеральных Государственных стандартов начального общего образования» зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12.2009г. (в редакции Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г. №1576);
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);
- Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
- Русский родной язык. 1–4 классы. Примерные рабочие программы / О. М. Александрова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко и др. М.: Просвещение, 2020.
- Русский родной язык. 1–4 классы. Рабочие программы / О. М. Александрова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко и др. М.: Просвещение, 2019.
Рабочая программа учебного предмета «Родной (русский) язык» была разработана в 2020 году, в новой редакции в 2021 году.
Программа учебного предмета «Родной (русский) язык» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации школ, в которых федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования наряду с изучением обязательного курса русского языка предусмотрено изучение русского языка как родного языка учащихся. Программа «Родной (русский) язык» является составляющей предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке».
Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения и объединения народов России. Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной путь приобщения к культурно-историческому опыту человечества. Одновременно с этим русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Родной язык связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры.
Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории. Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов. Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика.
Цели изучения
Цель изучения родного русского языка в начальной школе:
- расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
- формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;
- совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отражённой в языке;
- совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
- приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Достижение целей рабочей программы по родному (русскому) языку
обеспечивается решением следующих задач:
. приобщение учащихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование первоначальных представлений младших школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т. п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Русский язык: прошлое и настоящее | 6 |
2 | Язык в действии | 4 |
3 | Секреты речи и текста | 7 |
| Итого | 17 |
Место учебного предмета в учебном плане
Распределение тем разделом курса по программе приведено в соответствии с последовательностью тем разделов курса по учебнику. На изучение предмета «Родной (русский) язык» отводится в неделю ‒ 1 час, за год ‒ 17 часов.
Формы и методы организации учебной деятельности учащихся
в процессе обучения.
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система.
Формы организации урока:
Коллективная;
Фронтальная;
Групповая;
Индивидуальная;
Работа в парах;
Обобщающий урок;
Традиционный урок;
Устная дискуссия;
Проверочные, самостоятельные работы и контрольные работы;
Различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка, работа с консультантами).
Применяются технологии индивидуального, индивидуально – группового, группового и коллективного способа обучения, технологии уровневой дифференциации, развивающего, модульного обучения и воспитания. Для формирования ключевых образовательных компетенций используются такие средства, формы и приемы обучения, как: методики проектирования, сотрудничества, интерактивные технологии, дифференцированный подход, деятельностный подход, работа по алгоритму.
Для организации учебно-познавательной деятельности используются следующие технологии: активного обучения, игровая, ИКТ, проектная, исследовательская.
Используются следующие средства обучения: учебно – наглядные пособия (таблицы, модели, презентации, организационно – педагогические средства (карточки, раздаточный материал).
Виды учебной деятельности учащихся при изучении родного (русского) языка:
чтение;
говорение;
слушание (аудирование);
письмо.
Формы промежуточного и итогового контроля.
Проверка и оценка знаний по предмету «Родной русский язык» осуществляется в соответствии с нормами проверки и оценки предмета «Русский язык».
Промежуточная аттестация учащихся – оценка уровня соответствия образовательных результатов учащихся требованиям РПУП к результатам во 2-4 классах проводится в конце учебного года (середина апреля-середина мая) в форме итоговых контрольных работ и выступает основой для принятия решения о переводе учащихся в следующий класс. Оценка осуществляется на основе результатов внутришкольного мониторинга предметных и метапредметных результатов.
Планируемые результаты освоения курса «Родной (русский ) язык»
Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностными результатами изучения предмета «Родной русский язык» являются следующие умения и качества:
-эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
-эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
-чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться совершенствованию собственной речи;
-любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
-интерес к чтению,к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
-интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
-интерес к изучению языка;
-осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
-самостоятельно формулировать тему и цели урока;
-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
-вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
-пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
-извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
-пользоваться словарями, справочниками;
-осуществлять анализ и синтез;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
-высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-задавать вопросы.
Предметные результаты
№ | Тема | Обучаемый научится | Обучаемый получит возможность научиться |
1 | Язык в действии | понимать роль различных суффиксов в слове, преобразовывать, конструировать слова с заданными суффиксами, сравнивать их, отмечать различие (сходство) значений; понимать значение предлогов и их роль в предложении и тексте; овладеет нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных; употреблять существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного); изменять отдельные формы множественного числа имен существительных в родительном падеже (на практическом уровне); на практике овладеет нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным значением) (на практическом уровне). | замечать в текстах слова с наиболее распространенными суффиксами, объяснять их роль, а в ясных случаях и значение; осознавать важность соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека; соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного); произносить слова с правильным ударением (расширенный перечень слов); соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного); конструировать слова, выбирая для них суффиксы, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку; замечать и исправлять яркие нарушения словообразовательных норм, встречающиеся в детской речи. |
2 | Секреты речи и текста | различать типы текстов; определять тему, основную мысль текста; определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку); подбирать заголовки к текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.); создавать тексты-рассуждения, используя в них примеры, ссылку на правило, закон, точные и неточные объяснения, вывод, правило и цитату в доказательстве; создавать тексты-повествования на заданную тему; анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах; знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.); пользоваться основными способами правки текста; понимание традиционных русских сказочных образов, понимание значения эпитетов и сравнений и особенностей их употребления в произведениях устного народного творчества; понимание значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного). | создавать тексты как результат собственного мини-исследования; оформление сообщения в письменной форме и представление его в устной форме. |
3 | Русский язык: прошлое и настоящее | научится различать и употреблять слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например, правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим): научится различать и употреблять образные слова, называющие природные явления и растения; научится различать и употреблять слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник); научится различать и употреблять слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь). | узнать сведения о происхождении названий старинных русских городов; русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.): уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы |
| | | |
.Календарно-тематическое планирование курса «Родной (русский ) язык» 4 класс-17 часов
№ урока | Дата урока | Тема урока | Тип урока | Деятельность учащихся на уроке | Формы и виды контроля | Домашнее задание |
Русский язык: прошлое и настоящее 6 ч. |
1 | | Не стыдно не знать, стыдно не учиться | Комбинированный урок | Использовать приобретённые знания и умения в практической и повседневной жизни для обогащения запаса слов, необходимых для учебного и бытового общения | Текущий | С.4 |
2 | | Вся семья вместе, так и душа на месте | Комбинированный урок | Использовать приобретённые знания и умения в практической и повседневной жизни для обогащения запаса слов, необходимых для учебного и бытового общения. | Текущий | С.17 |
3 | | Красна сказка складом, а песня – ладом | Комбинированный урок | Использовать приобретённые знания и умения в практической и повседневной жизни для обогащения запаса слов, необходимых для учебного и бытового общения. | Текущий | С.20 |
4 | | Красное словцо не ложь | Комбинированный урок | Объяснять значения устойчивых выражений | Текущий | С.32 |
5 | | Язык языку весть подаёт | Комбинированный урок | Использовать приобретённые знания и умения в практической и повседневной жизни для обогащения запаса слов, необходимых для учебного и бытового общения | Текущий | С.45 |
6 | | Проектные задания | Комбинированный урок | Представление результатов проектных заданий, выполненных при изучении раздела | Текущий | |
Язык в действии -4 ч. |
7 | | Трудно ли образовывать формы глагола? | Комбинированный урок | Различать время глагола, изменять глаголы по временам | Текущий | С.57 |
8 | | Можно ли об одном и том же сказать по-разному? | Комбинированный урок | Понимать типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; Анализировать и кратко характеризовать предложение | Текущий | С.64 |
9 | | Как и когда появились знаки препинания? | Комбинированный урок | Устанавливать связь между словами в предложении и словосочетании. Объяснять выбор нужного знака препинания в предложении. Прогнозировать необходимость определенных пунктуационных знаков | Текущий | С.68 |
10 | | Мини-сочинение «Можно ли про одно и то же сказать по-разному?» | Комбинированный урок | Воспринимать и понимать звучащую речь, находить ошибки, нарушающие логичность, правильность и точность текста | Текущий | |
Секреты речи и текста -7 ч. |
11 | | Задаём вопросы в диалоге | Комбинированный урок | Участвовать в учебном диалоге. Определять правила участия в диалоге (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор, приводить доводы). Анализировать собственную успешность участия в диалоге, успешность участия другой стороны | Текущий | С.74 |
12 | | Учимся передавать в заголовке тему и основную мысль текста | Комбинированный урок | Учиться правилу подбора заголовка. Выделять главное в тексте. Анализировать текст, выделять основную мысль и тему текста | Текущий | С.78 |
13 | | Учимся составлять план текста | Комбинированный урок | Анализировать и кратко характеризовать текст. Использовать приобретённые знания и умения в практической и повседневной жизни для: создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей тематике. | Текущий | С.85 |
14 | | Учимся пересказывать текст | Комбинированный урок | Понимать типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; Анализировать и кратко характеризовать текст | Текущий | С.88 |
15 | | Учимся оценивать и редактировать тексты | Комбинированный урок | Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов | Текущий | С.97 |
16 | | Учимся оценивать и редактировать тексты | Комбинированный урок | Текущий | С.97 |
17 | | Проектное задание «Пишем разные тексты об одном и том же» | Комбинированный урок | Представление результатов выполнения проектного задания «Пишем разные тексты об одном и том же» | Текущий | |