Усть-Донецкий район, станица Нижнекундрюченская
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Нижнекундрюченская средняя общеобразовательная школа
"Утверждаю"
Директор МБОУ НКСОШ
Приказ от 31.08.2022 г. № 157
___________________ / Золотарева С.Н./
М.п.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку (родному)
Уровень общего образования (класс)
основное общее, 7 класс
Количество часов: 17
Учитель: Орехова Н.Г.
2022 – 2023 учебный год
1. Пояснительная записка.
Наименование программы | Рабочая программа по родному языку (русскому) |
Основания для разработки программы | 1) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г №273-ФЗ 2) ФГОС ООО от 17.12.2010г №1897 3) Основная образовательная программа ООО для 6-9 классов (Приказ от 31.08.2022 г № 157); 4)Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ); 5) приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577). 6) Русский родной язык 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ (О.А.Александрова и др.). Москва: Просвещение: Учебная литература, 2020. |
Цель программы | -воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения; - совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; - формирование навыка грамотного смыслового чтения через решение практических задач при работе с текстом различного содержания; - углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете; -совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию. |
Задачи программы | - формировать у учащихся ценностного отношения к языку как хранителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, как языку межнационального общения; - способствовать усвоению у учащихся знаний о русском языке как развивающейся системе, их углублению и систематизации; освоение базовых лингвистических понятий и их использование при анализе и оценке языковых фактов; -овладеть функциональной грамотностью и принципами нормативного использования языковых средств; основными видами речевой деятельности, использовать возможность языка как средства коммуникации и средства познания. |
Количество часов | 17 |
Место предмета в учебном плане | Базисный учебный план на изучение родного языка (русского ) в 7 классе основной школы отводит 0.5 часов в неделю, всего 17 уроков. На основании учебного плана МБОУ НКСОШ на 2022-2023 учебный год (Приказ от 31.08.2022г № 157) и регламентирования образовательного процесса (Приказ от 31.08.2022 г № 160), с целью выполнения программного материала мной уплотнено количество часов (2), предусмотренное программой по темам: №10 «Традиции русской речевой манеры общения. Русская этикетная речевая манера общения» объединена с темой урока №11 «Невербальный (несловесный) этикет общения», №12 «Текст. Виды абзацев» с темой урока №13 «Заголовки текстов, их типы». Эти темы будут объединены между собой и выданы одним уроком. Внесенные коррективы позволяют программный материал реализовать в полном объеме, не снижают уровень подготовки учащихся. |
Сроки реализации программы | 2022-2023 учебный год |
2. Планируемые результаты изучения родного русского языка.
Личностные результаты освоения родного языка (русского):
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты освоения родного языка (русского):
1) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
осуществление речевого самоконтроля в процессе учебой деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др. );
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты освоения родного языка (русского):
1) представление об основных функциях языка; о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка; основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; многоаспектный анализ текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
3. Содержание учебного предмета.
Язык и культура (5 часов)
Русский язык как развивающееся явление. Факторы, влияющие на развитие языка Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы. Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы. Употребление устаревшей лексики в новом контексте..Лексические заимствования последних десятилетий.
Культура речи (6 часов)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Ударение. Нормы ударения в причастиях, деепричастиях и наречиях. Паронимы. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи. Типичные грамматические ошибки. Традиции русской речевой манеры общения
Русская этикетная речевая манера общения. Невербальный (несловесный) этикет общения.
Речь. Текст (6 часов)
Текст. Виды абзацев. Заголовки текстов, их типы. Разговорная речь. Спор и дискуссия. Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности. Язык художественной литературы. Притча.
Повторение (1 час)
Закрепление изученного материала.
4. Тематическое планирование.
№ п/п | Тема раздела (главы) | Количество часов по разделу | Сроки |
1 | Язык и культура | 5 | 07.09-05.10 |
2 | Культура речи | 6 | 12.10-16.11 |
3 | Речь. Текст | 5 | 23.11-14.12 |
4 | Повторение | 1 | 21.12 |
| Итого: | 17 | |
5. Календарно-тематическое планирование по родному русскому языку для 7 класса
№ п/п | Раздел, тема урока | Количество часов по разделу, теме | Дата |
| Раздел 1. Язык и культура | 5 ч. | |
1 | Русский язык как развивающееся явление. Факторы, влияющие на развитие языка. | 1 | 07.09 |
2 | Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы. | 1 | 14.09 |
3 | Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы. | 1 | 21.09 |
4 | Употребление устаревшей лексики в новом контексте. | 1 | 28.09 |
5 | Лексические заимствования последних десятилетий. | 1 | 05.10 |
| Раздел 2. Культура речи | 6 ч. | |
6 | Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Ударение. | 1 | 12.10 |
7 | Нормы ударения в причастиях, деепричастиях и наречиях. | 1 | 19.10 |
8 | Паронимы. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи. | 1 | 26.10 |
9 | Типичные грамматические ошибки. | 1 | 09.11 |
10 | Традиции русской речевой манеры общения. Русская этикетная речевая манера общения. | 1 | 16.11 |
11 | Невербальный (несловесный) этикет общения. | 1 | |
| Раздел 3. Речь. Текст. | 5 ч. | |
12 | Текст. Виды абзацев. | 1 | 23.11 |
13 | Заголовки текстов, их типы. | 1 | |
14 | Разговорная речь. Спор и дискуссия. Публицистический стиль. Путевые записки. | 1 | 30.11 |
15 | Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности. | 1 | 07.12 |
16 | Язык художественной литературы. Притча. | 1 | 14.12 |
17 | Повторение Закрепление изученного материала. | 1 | 21.12 |
6. Лист корректировки рабочей программы
Класс | Название темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
МО ГЦ
МБОУ НКСОШ
(протокол от 29.08.2022 №1
Руководитель МО
______________ /Беляева Е.А./
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по учебной работе
______________ /Сухорукова Е.В. /
30.08.2022 г.