Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №2 р.п. Екатериновка
«Согласовано» «Утверждаю»
Заместитель директора Директор МОУ СОШ № 2
по УВР
____________( Хахулина С.В.) ______________(Горшкова И.А.)
______________2019 год ________________2019год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по родному русскому языку
4 класс
Учитель: Бессонова Наталья Викторовна
Рассмотрено на заседании ШМО
учителей начальных классов
Протокол №_____от ____________2019г.
Руководитель ШМО_________________
Екатериновка 2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана в соответствии с требованиями:
Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статьи 11, 12, 13, 48 часть 1 п.1);
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года № 373;
Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);
«Концепции преподавания русского языка и литературы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637;
Программа «Русский (родной) язык» является составляющей предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке».
Основные задачи реализации содержания предметной области «Родной (русский) язык»: формирование первоначальных представлений
единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке.
Нормативный срок освоения учебного предмета «Русский (родной) язык» на уровне начального общего образования – 4 года – 1,2,3,4 классы. На изучение учебного предмета в 4 классе -17 ч. (0,5 ч в неделю)
Планируемые результаты изучения учебного материала .
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Родной язык (русский)»
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
осознание языка как основного средства человеческого общения;
восприятие русского языка как явление национальной культуры;
понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
овладение словами речевого этикета.
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Выпускник получит возможность для формирования:
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия,
начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
В области познавательных УУД (общеучебных) выпускник научится:
- работать с учебным текстом: выделять информацию, заданную аспектом, менять аспект рассмотрения в зависимости от учебной задачи;
- ориентироваться в текущей учебной книге и в других книгах комплекта; в корпусе учебных словарей: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях;
- работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, в виде таблиц, правил, моделей и схем, дидактических иллюстраций);
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
В области коммуникативных УУД выпускник научится:
- в рамках инициативного сотрудничества - освоить разные формы учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) и разные социальные роли (ведущего и исполнителя);
- в рамках коммуникации как взаимодействия: понимать основание разницы заявленных точек зрения, позиций и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументировано высказывать собственную точку зрения;
-уметь корректно критиковать альтернативную позицию;
-использовать весь наработанный инструментарий для подтверждения собственной точки зрения (словари, таблицы, правила, языковые модели и схемы).
Выпускник получит возможность научиться:
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач
В области регулятивных УУД выпускник научится:
- осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата;
- контроль с проверкой работы соседа по парте или с выполнением работы над ошибками.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия;
адекватно использовать свою речь для планирования и регуляции своей деятельности. Обучающиеся научатся:
Предметные:
Особенности разных типов текста (повествование, описание, рассуждение).
Применять общее правило написания проверяемых орфограмм в разных частях слова.
Обнаруживать в реальном художественном тексте его составляющие: описание, повествование, рассуждение.
Составлять с опорой на опыт собственных впечатлений и наблюдений текст с элементами описания, повествования и рассуждения.
Доказательно различать художественный и научно-популярный тексты.
Владеть нормами речевого этикета в ситуации предметного спора с одноклассниками.
Составить аннотацию на отдельное литературное произведение и на сборник произведений.
Находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и «читать» словарную статью, извлекая необходимую информацию.
Общее правило написания проверяемых орфограмм в разных частях слова.
Части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз.
Ожидаемые результаты освоения учебной программы по курсу «Русский язык» к концу 4-го года обучения
В области познавательных УУД (общеучебных)
Выпускник научится:
ориентироваться в текущей учебной книге и в других книгах комплекта; в корпусе учебных словарей: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях;
работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, в виде таблиц, правил, моделей и схем, дидактических иллюстраций);
работать с учебным текстом: выделять информацию, заданную аспектом, менять аспект рассмотрения в зависимости от учебной задачи;
В области коммуникативных УУД
Выпускник научится:
В рамках инициативного сотрудничества:
освоить разные формы учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) и разные социальные роли (ведущего и исполнителя);
В рамках коммуникации как взаимодействия:
понимать основание разницы заявленных точек зрения, позиций и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументировано высказывать собственную точку зрения; уметь корректно критиковать альтернативную позицию;
использовать весь наработанный инструментарий для подтверждения собственной точки зрения (словари, таблицы, правила, языковые модели и схемы).
В области регулятивных УУД
Выпускник научится:
осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата.
К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их лингвистического образования и речевого развития, которое включает:
- достаточный уровень знаний о системе и структуре русского языка, умения использовать знания в стандартных и нестандартных учебных ситуациях; умения осуществлять поиск в разных источниках (учебник, объяснение учителя, дополнительная литература) необходимой информации, анализировать и обобщать ее;
умения участвовать в диалоге, строить беседу с учетом ситуации общения при соблюдении норм речевого этикета, составлять несложные устные монологические высказывания, составлять несложные письменные тексты;
умения писать в соответствии с орфографическими и пунктуационными правилами, анализировать прочитанный учебный текст, пользоваться словарями и справочными источниками, предназначенными для детей этого возраста;
сформированность общеучебных умений и универсальных действий, отражающих учебную самостоятельность и познавательные
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
* умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность
ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
* умения выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывании
письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуации общения понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
* стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
* умение задавать вопросы;
* самостоятельно формулировать тему и цели урока, составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем, работать по плану,
сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
* умение анализировать, сравнивать, классифицировать, установление причинных связей и зависимостей между объектами;
* умение работать с таблицами, схемами, моделями;
* умение представлять учебный материал в виде схем, моделей;
* умение анализировать учебные тексты из разных предметных областей (математические, познавательные и др.) с точки зрения лингвистики;
* вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
* пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета;
умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;
умение проверять написанное;
умение ( в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Содержание предмета
Язык и культура. – 2 час
Значение слова. Лексическое и грамматическое значение слова. Связь значений слова между собой (прямое и переносное значение; разновидности переносных значений).
Омонимия, антонимия, синонимия как лексические явления.
Активный и пассивный словарный запас. Наблюдения над устаревшими словами и неологизмами. Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач. Диалектизмы
Культура речи – 1 час
Произносительное различие в русском языке.
Синонимы, антонимы, омонимы.
Морфемная структура русского слова.
Разбор слов разных частей речи по составу.
Речь. Речевая деятельность. ( с элементами культуры речи) – 14 часов
Освоение изложения как жанра письменной речи.
Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования.
Определение в реальном научно-популярном и художественном текстах элементов рассуждения. Использование элементов рассуждения в собственном сочинении по наблюдениям или впечатлениям. Знакомство с жанром аннотации на конкретное произведение. Составление аннотации на сборник произведений. Определение основной идеи (мысли) литературного произведения для составления аннотации с элементами рассуждения (рецензии) без введения термина «рецензия».
Сочинение по живописному произведению с использованием описания и повествования, с элементами рассуждения.
Азбука вежливости. Культура диалога. Речевые формулы, позволяющие корректно высказывать и отстаивать свою точку зрения, тактично критиковать точку зрения оппонента. Необходимость доказательного суждения в процессе диалога.
3.Тематическое планирование изучения предмета.
1. Язык и культура. – 2 час.
2. Культура речи – 1 час.
3. Речь. Речевая деятельность. – 14 час.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО родному языку (русскому)
№урока | Дата | Тема урока (стр. учебника, тетради) | Тип урока | СУМ | ФОПД | Планируемые результаты | Система контроля | Примечания |
По план | факт |
Предметные | Метапредметные | Личност- ные | | |
| |
|
1 | | | Краткая история русского литературного языка. Истинно русская лексика. | комбинированный | Сведения об истории русского литературного языка. Слова как база и основной источник в развитии лексики русского языка. | Работа в парах | Обучающийся научится: -находить сведения об истории русского языка. - работать с толковым словарем; - сравнивать слова в столбиках | П: - работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, в виде таблиц, правил, ) Р:-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве К:- -уметь корректно критиковать альтернативную позицию; | воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации. | самоконтроль | | |
2 | | | Разговорная речь языковой художественной литературы | комбинированный | Основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы русского языка. | Работа в парах | Обучающийся научится: - перечитывать отрывки из произведения; определять сновные орфоэпические, лексические, грамматические нормы русского языка. | Познавательные УУД: - работа с инструкциями;- задания, нацеленные на проверку понимания информации Регулятивные УУД: контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности. Коммуникативные УУД:- коммуникация | восприятие русского языка как явление национальной культуры; | самоконтроль | | |
3 | | | Урок развития речи. Знакомимся с текстом-рассуждением | комбинированный | Работа с текстом | Работа в парах | Обучающийся научится: - перечитывать отрывки из произведения; - доказывать, что это текст-рассуждение. | Коммуникативные УУД: - коммуникация как взаимодействие – учёт позиции собеседника. | Самоопределение. | самоконтроль | | |
4 | | | Урок развития речи. Учимся рассуждать | комбин | различать особенности текста-повествования и текста-описания; - объяснять такое понятие, как «цитата». | Работа в парах | Обучающийся научится: - различать особенности текста-повествования и текста-описания; - объяснять такое понятие, как «цитата». Обучающийся получит возможность научиться: - работать с фразеологическим словарем; | Коммуникативные УУД: - коммуникация как взаимодействие – учёт позиции собеседника. | Формирование ценностно-смысловой ориентации. | текущий самоконтр | | |
5 | | | Урок развития речи. Учимся рассуждать с опорой на наблюдение. | комбинированный | - описывать элементы картины; текст получился (текст-описание или текст-повествование); - составлять текст-рассуждение | Работа в группах | Обучающийся научится: - работать с толковым словарем;- описывать элементы картины;- выполнять задания;- отвечать на вопросы;- определять, какой текст получился (текст-описание или текст-повествование);- составлять текст-рассуждение . | Коммуникативные УУД: - коммуникация как взаимодействие – учёт позиции собеседника. | Формирование базовых эстетических ценностей. | коллективная самоконтроль | | |
6 | | | Развитие речи с элементами культуры речи. Работа с картиной И.Фирсова «Юный живописец» | комбинированный | делать научное сообщение по плану о животных Арктики; - делать сообщение, опираясь на данные тезисы; - оценивать доклады товарищей | Работа в парах | Обучающийся научится: . делать научное сообщение по плану о животных Арктики; - делать сообщение, опираясь на данные тезисы; - оценивать доклады товарищей | Познавательные УУД: - работа с инструкциями;- задания, нацеленные на проверку понимания информации Регулятивные УУД: контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности. Коммуникативные УУД: - коммуникация | Самоопределение и смыслообразование. | текущий | | |
7 | | | Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости.Учимся давать оценку сообщениям,докладам и выступлениям своих товарищей. | комбинированный | - цитировать отрывки из текста; отвечать на вопросы; пересказывать текст; зачитывать цитаты;- находить части текста (рассуждение и повествование | коллективная | Обучающийся научится: - работать с толковым словарем;. - цитировать отрывки из текста; отвечать на вопросы; пересказывать текст; зачитывать цитаты;- находить части текста (рассуждение и повествование | Коммуникативные УУД: - коммуникация как взаимодействие – учёт позиции собеседника. | Смыслообразование и самоопределение: формирование ценностно-смысловой ориентации учащихся. | текущий | |
8 | | | Развитие речи с элементами культуры речи. Учимся делать научное сообщение. | комбинированный | Практическое овладение диалогической и монлогической речью. | коллективная | Обучающийся научится: отличать в тексте диалог от разговора, в котором принимают участие несколько человек. . | Коммуникативные УУД: - коммуникация как взаимодействие – учёт позиции собеседника. | Смыслообразование и самоопределение. | текущий | |
9 | | | Развитие речи с элементами культуры речи. Описание, повествование и рассуждение. | комбинированный | Работать с толковым словарём;находить в тексте описание,рассуждение,повествование. | коллективная | Обучающийся научится: - пользоваться библиотекой;- делать научное сообщение; - определять вид текста (описание, рассуждение, размышление). Обучающийся получит возможность научиться: - обсуждать доклады одноклассников, опираясь на известные правила вежливости. | Регулятивные УУД:- контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности. . | Самоопределение и смыслообразование. | Учительский контроль | |
10 | | | Развитие речи с элементами культуры речи. Работа с картиной И.Левитана «Тихая обитель» | комбинированный | - определять вид текста (описание, рассуждение, размышление). | коллективная | Обучающийся научится: - пользоваться библиотекой; - делать устное сообщение; - определять вид текста (описание, рассуждение, размышление | Регулятивные УУД: - контроль процесса и результатов деятельности. | Самоопределение. | текущий Учительский ко | |
11 | | | Развитие речи с элементами культуры речи. Что такое монолог и диалог. | комбинированный | Практическое овладение диалогической и монологической речью. | Работа в парах. | Обучающийся научится: читать и анализировать диалог; - читать диалог по ролям; - пользоваться библиотекой. | Познавательные УУД: - работа с правилами;- поиск информации в словарях;- работа с таблицами;- задания, нацеленные на проверку понимания информации. Регулятивные УУД;- контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности. Коммуникативные УУД:- коммуникация как сотрудничество. | Самоопределение и смыслообразование. | Самоконтроль взаимоконтроль | |
| Коммуникативные УУД: - коммуникация как взаимодействие – учёт позиции собеседника. | Формирование базовых эстетических ценностей. | Учительский контроль | |
12 | | | Развитие речи с элементами культуры речи. Письменное изложение «Одуванчик» | комбинированный | Изложение текста (повествование,повествование с элементами описания) | коллективная Индивидуальная | Обучающийся получит возможность научиться: делить текст на смысловые части; - составлять план; - писать изложение по плану; - цитировать отрывки. |
13 | | | Развитие речи с элементами культуры речи. Работа с картиной В.Джеймса «Кот на окне». Сочинение-рассуждение на тему: « О чём размышляет кот,сидя на окне?» | кмбинированный | Изложение текста (повествование,повествование с элементами описания) | коллективная | . Обучающийся научится: Рассматривать репродукцию картины,обсуждать вопросы,составлять план сочинения,писать сочинение по картине,используя план. | Познавательные УУД:- задания, нацеленные на проверку понимания информации. Регулятивные УУД: самоконтроль процесса и результатов деятельности. | Самоопределение и смыслообразование. | Учительский контроль | |
14 | | | Развитие речи с элементами культуры речи. Учимся писать сочинение. | комбинированный | Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания) | Индивидуальная | Обучающийся научится: - Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания) | Познавательные УУД:- работа с правилами;- задания, нацеленные на проверку понимания информации. Регулятивные УУД: контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности. Коммуникативные УУД:- коммуникация как взаимодействие – учёт позиции собеседника. | Самоопределение и смыслообразование. | Учительский контроль | |
15 | | | Развитие речи с элементами культуры речи. Как устроена книга. | комбинированный | Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного общения. | коллективная | Обучающийся научится: находить элементы книги; отвечать на вопросы; работать со словарём происхождения слов. | Познавательные УУД:- работа с таблицами;- задания, нацеленные на проверку понимания информации;- поиск информации в словарях. | Самоопределение и смыслообразование. | самоконтроль | |
16 | | | Развитие речи с элементами культуры речи. Письменное (контрольное) изложение «Муравьишкин корабль» | Контроль знаний | Писать изложение по плану | Индивидуальная | Обучающийся научится: - работать с толковым словарем; - высказывать свое мнение. Писать изложение по плану | Коммуникативные УУД: - коммуникация как взаимодействие – учёт позиции собеседника. | Формирование базовых историко-культурных представлений и гражданской идентичности. | Учительский контроль | |
17 | | | Развитие речи с элементами культуры речи. Что такое аннотация и как ее составить. | Изучение нового материала | Выделять основные элементы книги:обложка,форзац,титул,оборот титула. пользоваться библиотекой; - составлять аннотацию к прочитанной книге | Коллективная | Обучающийся научится: - пользоваться библиотекой; - составлять аннотацию к прочитанной книге.. писать названия произведений в тексте в кавычках, а фамилии авторов – без кавычек. | Коммуникативные УУД: коммуникация как взаимодействие – учёт позиции собеседни- ка. | Получат возможность для фрмирования начальных навыков адаптации в динамично изменяющемся мире. | самоконтроль | |