ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КСТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ № 4»
Рабочая программа
по родному (русскому) языку
на 2021 – 2022 учебный год
7 класс
Программа: Авторы УМК: Александрова О. М.
Русский родной язык. Примерные рабочие программы.
5–9 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О. М. Александрова,
Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина ; под ред. О. М. Александровой. – М. :
Просвещение, 2020.
Учебники: Русский родной язык. 7 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О. М. Александрова,
Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина ; под ред. О. М. Александровой. – М. :
Просвещение, 2020.
Автор-составитель:
учитель русского языка и литературы
Шаталина Г.А.
2021 г.
Планируемые результаты освоения программы 7-го класса
Изучение предмета «Русский родной язык» в 7-м классе должно
обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в
соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования. Система
планируемых результатов даёт представление о том, какими именно
знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными,
регулятивными и коммуникативными универсальными учебными
действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного
предмета «Русский родной язык» в 7-м классе.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский
родной язык» на уровне основного общего образования ориентированы на
применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных
жизненных условиях.
В конце третьего года изучения курса русского родного языка в
основной общеобразовательной школе предметные результаты должны
отражать сформированность следующих умений.
«Язык и культура»:
● пояснять внешние причины изменений в русском языке; приводить
примеры;
● приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского
языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
● приводить примеры национального своеобразия, богатства,
выразительности русского родного языка;
● выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом
значения в текстах;
● распознавать и характеризовать устаревшую лексику (историзмы,
архаизмы); понимать особенности её употребления в текстах;
● определять значения лексических заимствований последних
десятилетий; целесообразно употреблять иноязычные слова;
● объяснять происхождение названий русских городов (в рамках
изученного);
● регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные,
учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях
строения его словарной статьи: толковые словари, словари иностранных
слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых
слов и выражений; учебные этимологические словари; словари синонимов,
антонимов.
«Культура речи»:
соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имён
существительных, имён прилагательных, глаголов (в рамках изученного);
различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы;
употреблять слова с учётом произносительных вариантов современной
орфоэпической нормы;
употреблять слова с учётом стилистических вариантов орфоэпической
нормы;
соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚
паронимов;
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и
требованием лексической сочетаемости;
корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (в
рамках изученного);
употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы
с учётом стилистических норм современного русского языка;
анализировать и различать типичные речевые ошибки;
редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;
выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;
анализировать и оценивать с точки зрения норм современного
русского литературного языка чужую и собственную речь;
корректировать речь с учётом её соответствия основным нормам
современного литературного языка;
редактировать предложения, избегая нагромождения одних и тех же
падежных форм, в частности родительного и творительного падежей;
соблюдать русскую этикетную манеру общения;
использовать принципы этикетного общения, лежащие в основе
национального русского речевого этикета;
использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для
определения лексического значения слова и особенностей его
употребления;
использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные,
орфографические словари для определения нормативных вариантов
произношения и правописания;
использовать словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов
для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚
омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста;
использовать грамматические словари и справочники для уточнения
нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и
предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе
редактирования текста;
использовать орфографические словари и справочники по пунктуации
для определения нормативного написания слов и постановки знаков
препинания в письменной речи.
«Речь. Речевая деятельность. Текст»:
анализировать логико-смысловую структуру текста; распознавать
виды абзацев;
распознавать и анализировать разные типы заголовков текста;
анализировать и создавать тексты рекламного типа, притчи;
анализировать и создавать текст в жанре путевых заметок;
уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при
контактном общении: убеждение, комплимент, спор, дискуссия;
уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях
неформального общения;
создавать тексты как результат проектной (исследовательской)
деятельности;
строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке)
различных видов, рецензию на проектную работу одноклассника, доклад;
принимать участие в учебно-научной дискуссии;
владеть правилами информационной безопасности при общении в
социальных сетях.
Личностные результаты:
- представление о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; познавательный интерес и уважительное отношение к русскому языку, а через него – к родной культуре; ответственное отношение к сохранению и развитию родного языка;
- осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире, осознание роли русского родного языка в жизни человека, осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества, осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;
- представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;
- увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств родного языка.
Метапредметные результаты:
- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- владение разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой деятельности;
- развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Язык и культура (5 ч)
Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического
развития языка с историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка:
социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и
техники, влияние других языков. Устаревшие слова как живые свидетели
истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления
предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из
общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе
национально-бытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в современном
русском языке синонимы. Группы лексических единиц по степени
устарелости. Перераспределение пластов лексики между активным и
пассивным запасом слов. Актуализация устаревшей лексики в новом речевом
контексте (губернатор, диакон, ваучер, агитационный пункт, большевик,
колхоз и т. п.).
Раздел 2. Культура речи (5 ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского
литературного языка. Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких
формах страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастиях‚
наречиях. Нормы постановки ударения в словоформах с непроизводными
предлогами (нА дом‚ нА гору).
Основные лексические нормы современного русского
литературного языка. Паронимы и точность речи. Смысловые различия,
характер лексической сочетаемости, способы управления, функционально-
стилевая окраска и употребление паронимов в речи. Типичные речевые
ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи.
Основные грамматические нормы современного русского
литературного языка. Типичные грамматические ошибки в речи. Глаголы
1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени (в том числе
способы выражения формы 1-го лица настоящего и будущего времени
глаголов очутиться, победить, убедить, учредить, утвердить)‚ формы
глаголов совершенного и несовершенного вида‚ формы глаголов в
повелительном наклонении. Нормы употребления в речи однокоренных слов
типа висящий – висячий, горящий – горячий.
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные
падежные формы причастий‚ деепричастий‚ наречий. Отражение вариантов
грамматической нормы в словарях и справочниках. Литературный и
разговорный варианты грамматической нормы (махаешь – машешь;
обусловливать, сосредоточивать, уполномочивать, оспаривать,
удостаивать, облагораживать).
Речевой этикет. Русская этикетная речевая манера общения:
умеренная громкость речи‚ средний темп речи‚ сдержанная артикуляция‚
эмоциональность речи‚ ровная интонация. Запрет на употребление грубых
слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в разговоре.
Невербальный (несловесный) этикет общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (7 ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Традиции русского
речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения:
убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др.
Текст как единица языка и речи. Текст, основные признаки текста:
смысловая цельность, информативность, связность. Виды абзацев. Основные
типы текстовых структур: индуктивные, дедуктивные, рамочные
(дедуктивно-индуктивные), стержневые (индуктивно-дедуктивные)
структуры. Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство,
объяснение. Сильные позиции текстов, их типы. Информативная функция
заголовков.
Функциональные разновидности языка.
Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров. Правила поведения в
споре, как управлять собой и собеседником. Корректные и некорректные
приёмы ведения спора.
Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного
объявления, его языковые и структурные особенности.
Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстовая
информация в текстах художественного стиля речи. Притча.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
К КУРСУ «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»
7 КЛАСС
(17 ч.)
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
| Язык и культура | 5 |
| Культура речи | 5 |
| Речь. Текст | 7 |
| Итого: | 17 ч. |
Примерные темы проектных и исследовательских работ
1. Язык современной рекламы.
2. Русские пословицы и поговорки о вежливости и обходительности.
3. Типы устаревших слов в русском языке.
4. Этикетные формы обращения.
5. Как быть вежливым?
6. Являются ли жесты универсальным языком человечества?
7. Межнациональные различия невербального общения.
8. Искусство комплимента в русском и иностранных языках.
9. Формы выражения вежливости (на примере иностранного и русского
языков).
10. Этикет приветствия в русском и иностранных языках.
11. Анализ типов заголовков в современных СМИ.
12. Слоганы в языке современной рекламы.
13. Заголовки и лиды в современных средствах массовой информации.
14. Подготовка сборника притч.
15. Разработка личной странички для школьного портала.
16. Памятка на тему «Как правильно употреблять слова эффектный и
эффективный» и т. п.
17. Разработка рекомендаций «Как быть убедительным в споре».