Пояснительная записка
Рабочая программа по родному (татарскому) языку для 3класса разработана на основе программы начального общего образования «Татарский и русский язык». 1-4 классы школ с татарским языком обучения. Казань.:Магариф – 2010.
По учебному плану общеобразовательного учреждения на изучение родного языка и родной литературы в 3 классе выделено 3ч. в неделю. Исходя из этого, была разработана рабочая программа по родному (татарскому) языку, рассчитанная на 68 часов (из расчета 2 часа в неделю),
соответствующая базисному учебному плану по ФГОС НОО (2009 г.) для школ с преподаванием родного языка и литературы (вариант 2).
Цели изучения татарскому языка
- формирование умений сознательно и грамотно пользоваться богатыми ресурсами родного татарского языка в письменной и речевой практике;
- воспитание уважения к родному языку, к сохранению его самобытности и чистоты, стремления познавать свойства татарского слова и совершенствовать свою речь;
- давать представление о роли языка в жизни человека, о богатстве и выразительности средств татарского языка, свойствах татарского слова;
- обеспечить усвоение первоначальных знаний о системе татарского языка, в частности из области лексики, фонетики и графики, грамматики татарского языка, а также формирование умений применять эти знания на практике;
- сформировать орфографические и пунктуационные умения и навыки;
- развивать речь учащихся: обогащать их словарный запас, грамматический строй речи, способствовать усвоению орфоэпических норм литературного языка, формировать речевые умения, позволяющие адекватно воспринимать, воспроизводить родную речь и создавать собственную в устной и письменной форме;
- способствовать развитию интереса к татарскому языку, познавательных и творческих способностей детей.
Краткая характеристика сформированных общеучебных умений, навыков и способов деятельности учащихся по учебному предмету на начало года:
в познавательной деятельности:
- способствование овладению детьми совокупностью речевых умений для полноценного речевого общения в устной и письменной форме;
- формирование осознания татарского языка как особую знаковую систему в контексте с национальной и общечеловеческой культурой;
- формирование умения анализировать тексты;
- планирование речевых действий;
- выражение и развертывание мыслей;
- осуществление контроля за речью.
в информационно-коммуникативной деятельности:
- владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
в рефлексивной деятельности:
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
- организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели средств.
В результате изучения татарского языка во 3 классе ученик должен
знать и понимать
Средства звуковой системы татарского языка: гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие, ударение, слоги;
Предложение как единицу речи;
Термины и грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания:
Предложения, различные по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные);
Оформление предложений в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания – точка, вопросительный и восклицательный знаки);
Признаки текста и типы текстов (повествование, описание);
Главные члены предложений, связь слов в предложении, различные словосочетания и предложения;
Термины, лексическое значение и основные грамматические признаки (вопрос, число) имени существительного, имени прилагательного, глагола;
Алфавит, название букв татарского алфавита;
Употребление прописной буквы в именах, отчествах, фамилиях, кличках животных, названиях городов, рек и т.д.
Уметь
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Выразительности, грамматической правильности, развития активного словаря речи учащихся;
Выделения главных членов предложения (грамматической основы, без терминологии) и установления связи слов в предложении;
Составления предложений на заданную тему;
Использования в устной и письменной речи предложений, различных по цели высказывания и интонации;
Оформления предложений и текстов устной и письменной речи;
Выделения главных частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола – по двум признакам – значению и вопросу;
Орфографической правильности речи учащихся;
Проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в корне слова подбором однокоренных слов;
Деления слов на слоги и переноса слов;
Использования алфавита в работе со словарем;
Каллиграфически правильного списывания слов, предложений, тестов без пропусков, вставок, искажений букв;
Письма под диктовку текстов (45-55 слов) с изученными орфограммами и пиктограммами.
Используемые на уроке татарского языка педагогические технологии:
- иллюстративно-объяснительная;
- игровая;
- групповая;
- проблемные методы
- технология частично-поискового метода;
- технология саморазвития;
- технологии развивающего обучения
Средства обучения:
Учебник: Татарский язык. 3класс.Ф.Ф. Харисов Ф.М. Хисамова Ч.М. Харисова.: Казань. Магариф – 2009.
ГРАММАТИЧЕСКИЙ МИНИМУМ
3класс
1. Умение образовывать мн. число имен существительных с помощью окончаний -лар. -лэр; -нар, -нэр.
2. Умение отвечать на вопрос чей? с помощью аффиксов принадлежности -ныкы, -неке.
3.Употребление в диалогах слов эйе. юк, бар, кирэк и отрицания при именах тугел.
4. Умение использовать вопросительный аффикс -мы, -ме.
5. Усвоение на образцах порядка слов в простом предложении (определение - определяемое: матур кыз; дополнение глагол: китап укый; подлежащее - сказуемое: су ага).
6. Практическое усвоение местно-временнoгo, направительного и винительного падежей мэктэптэ,
мэктэпкэ, мэктэпне.
7. Умение отвечать на вопросы кем?нэрсэ? нuшлu? нинди? кайда? кайчан? нuчек?
8. Правильное употребление в речи указательных местоимений бу, ул, шул. .
9. Активное усвоение числительных до 20 (количественные и порядковые числительные; отрицание при
числительных).
10. Умение употреблять личные местоимения мин, син, ул и вопросительные местоимения кем?нэрсэ? ни? в
местновременном, направительном, винительном падежах.
11. Понимание повелительного наклонения (П лицо ед. и мн. числа: бар - барыгыз, эйт - эйтегез).
12. Употребление наречий места и времени бyген, иртэгэ , кичэ, монда, биредэ, остэ, аста, якында, еракта,
уртада.
13. Употребление глагола в настоящем времени (спряжение по лицам и числам).
14. Усвоение категории принадлежности (1, П лица ед., мн. числа: китабым, дэфтэрем, китабыгыз
дэфтэрегез).
15.Выражение принадлежности чего-то (кого-то), кому-то чему-то):.
а) категорией принадлежности;
б) аффиксом -ныкы, -неке;
в) местоимениями минем, синец, аныy, безнеy, сезнеy,аларныy.
Календарно-тематическое планирование по родному языку
№ п/п | Раздел | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Вид контроля | Дата |
по плану | факт |
1-2 | Повторение изученного во 2 классе | Звуки и буквы | 2 ч. | Обобщение и систематизация знаний | Значение алфавита. Применять знание алфавита. Различать гласные от согласных. Делить слова на слоги. | Словарный диктант | | |
3-4. | | Твердый (ъ) и мягкий(ь) знаки | 2 ч. | Комбинированный | Значение алфавита. Применять знание алфавита. Различать гласные от согласных. Делить слова на слоги | Работа в парах | | |
5-6. | | Деление слов на слоги | 2 ч. | Комбинированный | Различать гласные от согласных. Делить слова на слоги | | | |
7-8. | | Части речи | 2 ч. | Комбинированный | Знать и различать части речи. | | | |
9-10. | | Изложение ‘’Цвета осени’’. | 2 ч. | Контрольный | | Изложение | | |
11-12. | | Контрольный диктант | 2 ч. | Контрольный | | Диктант | | |
7-9 . | Слово. | Язык. Красноречие языка. | 3 ч. | Урок изучения нового | Элементарные знания о языке. Работать со словарём. | Самостоятельная работа | | |
10-11 | | Однозначные и многозначные слова. | 2 ч. | Урок изучения нового | Что такое однозначные и многозначные слова. | Письмо по памяти | | |
12-15 | | Синонимы. Антонимы. Омонимы. | 4 ч. | Комбинированный | Что такое синонимы, антонимы, омонимы. Подбирать синонимы, антонимы. Омонимы. | Выборочное письмо. | | |
16-17 | | Контрольный диктант. | 2 ч. | Контрольный | | Диктант | | |
18-19 | Словообразование | Корень. | 2 ч. | Комбинированный | Словообразование. Анализ Словообразованию. | | | |
20-24 | | Способы образования слов. | 5 ч. | Комбинированный | Словообразующие формообразующие окончания. | Словарный диктант | | |
25-27 | | Образование сложных слов. | 3 ч. | Урок изучения нового | Образование сложных слов. Правильно писать сложные слова. | Изложение | | |
| | | | | | | | |
28-29 | | Изложение. | 2 ч. | | | Изложение | | |
30-31 | Части речи. Имя существительное. | Имена существительные собственные и нарицательные. | 2 ч. | Комбинированный | Что такое имя существительное. Различать им. существительные собственные и нарицательные | Работа в парах | | |
32-34 | | Число имен существительных. | 3ч. | Комбинированный | Число им.сущ. Различать число им.сущ. Знать правила. | Самостоятельная работа Диктант | | |
35-36 | | Контрольный диктант. | 2 ч. | Контрольный | | | | |
37-40 | | Склонение имен существительных . Работа над ошибками. Повторение. | 4 ч. | Комбинированный | Склонение им.сущ. Склонять им.сущ. | Коменнтирован-е письмо | | |
| | | | | | | | |
41 | Глагол. | Глагол. | 1 ч. | Комбинированный | Знать что такое глагол и его вопросы. Уметь отличать глагол от других частей речи. | Работа в группах | | |
42-43 | | Спряжение глагола. | 2 ч. | Урок изучения нового | Спряжение глагола. Спрягать глагол. | Самостоятельная работа | | |
44 | | Отрицание глагола. | 1 ч. | Комбинированный | | | | |
45 . | | Время глагола. | 1 ч. | Комбинированный | Время глагола. Уметь определять время, лицо, число глагола. | Коммент. письмо | | |
46 | | Прошедшее время глагола. | 1 ч. | Комбинированный | Число и лицо глагола. | Самостоятельная работа | | |
47 | | Настоящее время глагола. | 1 ч. | | | Работа с перфокартами | | |
48 | | Будущее время глагола. | 1 ч. | Комбинированный | Применять правила. | | | |
49 | | Контрольный диктант. | 1 ч. | Контрольный | | Диктант | | |
50-51 | Имя прилагательное. | Имя прилагательное. Антонимы и синонимы. | 2 ч. | Комбинированный | Что обозначает им.прил., его вопросы. Антонимы и синонимы Уметь различать им. прил-е, подбирать антонимы и синонимы. | Индивид. Раб. | | |
52 | | Степень сравнения. | 1 ч. | Комбинированный | Степень сравнения. | Мини сочинение | | |
53. | | Изложение. | 1 ч. | Контрольный | | Излож. | | |
54-55. | Местоимение. | Местоимение. Склонение местоимений. | 2 ч. | Урок изучения нового | Местоимение. Склонение местоимении. Определять местоимения. | Диктант | | |
56 | | Диктант. | 1 ч. | Контрольный | | Диктант | | |
57-58 . | Предложение. | Предложение. Виды предложении. повествовательные, вопросительные, восклицательные. | 2 ч. | Комбинированный | Виды предложении. Повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения. Различать виды предложении. Ставить знаки препинания. | Раб. в парах | | |
59-61 | | Члены предложения. Главные и второстепенные члены предложения. | 3 ч. | Комбинированный | Главные и второстепенные предложения. Определять главные и второстепенные члены предложения. | Письмо па памяти | | |
62-63 | | Распространенные е нераспространенные члены предложения | 2 ч. | Урок изучения нового | Распространенные е нераспространенные предложения. | Сочинение | | |
64-65 | | Контрольный диктант | 2 ч. | Комбинированный | Умение писать под диктовку текст без ошибок. | | | |
66-68 | | Словосочетание Повторение. | 3ч. | Контрольный | Словосочетание. Соглосование словосочетаний | Диктант | | |
Список литературы:
Программа начального общего образования «Татарский и русский язык». 1-4 классы школ с татарским языком обучения. Казань.:Магариф – 2010.
М.Х.Хасанова и др. Сборник диктантов по татарскому языку для 1-4 классов четырехлетней начальной татарской школы. Пособие для учителей. Казань.:Магариф – 2006.
Н.С.Гимадиева и др. Пишем сами. Сочинения для учащихся начальных классов. Казань.: «Гыйлэм» – 2008.
9