Содержание:
1. Пояснительная записка……………………………………….…………………………….3
2. Планируемые результаты изучения учебного предмета…………………………………5
3. Содержание учебного предмета…………………………………………………………….7
4.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на каждую…………………………………………………………………………………………....8
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по родной (русской) литературе для 6 класса составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273-ФЗ, с изменениями и дополнениями).
2.Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577).
3. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями).
4. Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «СШ № 22»
5.Учебным планом МБОУ «СШ№22» на 2020-2021 учебный год.
Цель программы: воспитание уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.
Задачи:
- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;
– обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям;
- приобщение к литературному наследию своего народа;
- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
- формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения.
Общая характеристика учебного курса ФГОС ООО признает приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ и уважающего его традиции, язык и культуру.
Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений.
Родная литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству.
Содержание программы каждого класса включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль. Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.
В программе представлены следующие разделы:
- Древнерусская литература.
- Русская литература XVIII в.
- Русская литература XIX в.
- Русская литература XX в.
- Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты изучения предмета «Родная литература» в 6 классе:
- осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, основ культурного наследия народов России и человечества; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; сформированность ответственного отношения к учению;
- сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты изучения предмета «Родная литература» в 6 классе:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая ресурсы Интернета;
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
- способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
- овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты изучения предмета «Родная литература» в 6 классе:
- совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
- понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;
- использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
- формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность;
- осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
- понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
- обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
- развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции.
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.
Формы контроля
наблюдение;
беседа
фронтальный опрос
опрос в парах
практикум
устный опрос
опрос с помощью ПК (тест с выбором ответа)
тестирование по индивидуальным тестам
дифференцированные самостоятельные работы, содержащие задания обязательного и повышенного уровня, рассчитанные на 5-20 минут
дифференцированные контрольные работы, содержащие задания обязательного и повышенного уровня, время выполнения – 40 минут
форма проведения итоговой контрольной работы: тест.
К сведению о формах и сроках промежуточной аттестации в МБОУ «СШ №22»:
Формы и сроки промежуточной аттестации учащихся установлены учебным планом и календарным учебным графиком основной образовательной программы основного общего образования. При проведении промежуточной аттестации учитываются четвертные отметки.
3. Содержание учебного предмета
Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Работа с понятиями.
Устное народное творчество. Произведения устного народного творчества. Русские песни, предания, пословицы. Загадки
Русский фольклор (сказки, легенды, былины, песни, частушки, танцы, сказания, прикладное искусство).
Из древнерусской литературы. Русская летопись«Повесть временных лет»,раскрытие самобытности и патриотизма древнерусской литературы.
Из литературы XVIII в. Русские басни. Басня «Муха»: противопоставление труда и безделья, смех в басне. ... И. И. Дмитриев. Рассказ о поэте.
Из литературы XIX века. Русские басни. И.А. Крылов Басня, аллегория, эзопов язык. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
А.С.Пушкин «Зимняя дорога». Тема дороги в лирике Пушкина.Выразительное чтение и инсценирование басен.
А.С.Пушкин. Двусложные размеры стиха. «И.И.Пущину», «Узник». «Повести Белкина»: главные герои и их характеристика. Темы и проблемы. Главная мысль. Повесть «Выстрел».
М.Ю.Лермонтов. «Мотив одиночества в лирике. М. Ю. Лермонтова. Трехсложные размеры стиха. «Утес».
И.С.Тургенев Сюжеты и герои из «Записок охотника». «Хорь и Калиныч».
Ф.И.Тютчев. Страницы биографии. «Неохотно и несмело…», передача сложных, переходных состояний природы. ... А.А.Фет «Еще майская ночь…»
Из литературы XX века. Н.С.Лесков «Человек на часах». Нравственные проблемы в рассказе и пути их решения.
А.П.Чехов «Пересолил», «Лошадиная фамилия». Способы выражения комического.
Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века Я.П.Полонский «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…».
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе.
Е.А.Баратынский. «Весна, Весна!..», «Чудный град…», А.К.Толстой «Где гнутся над омутом лозы…». Пейзажная лирика как жанр.
4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на каждую тему
№ | Раздел. Тема урока | Кол-во часов | | Примечание |
| | | план | факт | |
| Введение. Художественное произведение, автор, герои. | 1 | | | |
| Устное народное творчество.Загадки | 1 | | | |
| Урок – посиделки «Русский фольклор» | 1 | | | |
| Из древнерусской литературы. Русская летопись | 1 | | | |
| Из литературы XVIII века Русские басни. И.И.Дмитриев «Муха»Крылов И. А. | 1 | | | |
| Русские басни. Крылов И. А. Конкурс инсценированной басни. | 1 | | | |
| Из литературы XIХ века А.С.Пушкин «Зимняя дорога». Тема дороги в лирике Пушкина. | 1 | | | |
| А.С.Пушкин. Двусложные размеры стиха. «И.И.Пущину», «Узник». | 1 | | | |
| «Повести Белкина»: проблемы и герои. | 1 | | | |
| М.Ю.Лермонтов. Лирика. Трехсложные размеры стиха. Подготовка к сочинению по анализу стихотворения «Утес». | 1 | | | |
| И.С.Тургенев Сюжеты и герои из «Записок охотника». «Хорь и Калиныч» | 1 | | | |
| Ф.И.Тютчев. «Неохотно и несмело…», А.А.Фет «Еще майская ночь…» | 1 | | | |
| Подготовка к сочинению | 1 | | | |
| Из литературы XХ века Н.С.Лесков «Человек на часах». Нравственные проблемы в рассказе и пути их решения. | 1 | | | |
| А.П.Чехов «Пересолил», «Лошадиная фамилия». Способы выражения комического. | 1 | | | |
| Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века Я.П.Полонский «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. | 1 | | | |
| Е.А.Баратынский. «Весна, Весна!..», «Чудный град…», А.К.Толстой «Где гнутся над омутом лозы…». Пейзажная лирика как жанр. | 1 | | | |