ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Данная рабочая программа по русскому языку для 10 - 11 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы по русскому языку для 10 - 11-х классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители: Гольцова Н.Г., Шамшин И.В.).
Многолетние наблюдения за учащимися позволяют, по моему убеждению, внести незначительные корректировки в выше указанную программу. Мною несколько лет практиковалась блочная подача учебного материала по русскому языку в 10-11 классах как в классно-урочной системе, так и в индивидуальной работе с детьми. Блоки выстраивались следующим образом: «Фонетика. Графика. Орфоэпия» - «Морфология» - «Орфография» - «Синтаксис» - «Стилистика и культура речи». То есть материал подавался от звука – буквы - к слову – к словосочетанию – к предложению и – к тексту. Считаю, что это оправданно в старших классах, так как весь материал детям известен, остаётся его только обобщить и систематизировать. В качестве домашнего задания в начале каждого блока (а также темы и подтемы) даётся объединить, систематизировать весь материал по теме в виде таблиц, схем, шпаргалок, на уроке варианты рассматриваются, оцениваются, упущенное восстанавливается, и затем отрабатываются необходимые навыки (эта работа может быть как индивидуальной, так и парной и групповой). Таким образом, у каждого ребёнка должен остаться в результате этих занятий набор таблиц (схем, шпаргалок) по теоретическому материалу и тетрадь с практической работой по темам. Не запрещаю использовать многочисленные варианты книг с обобщающими таблицами при условии их доработки или переработки при необходимости.
В данном варианте программы отсутствует последний раздел «Стилистика», так как вопросы стилистики будут рассматриваться на отдельном уроке в самостоятельном курсе «Стилистика». А вопросы культуры речи войдут как в темы программы, так и в темы «Стилистики».
Поэтому в документе представлено два варианта календарно-тематического планирования: в соответствии с авторской программой и в соответствии с авторскими изменениями учителя.
Обучение родному языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определённой суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьников. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Концептуальная новизна курса русского языка в 10-11 классах состоит в том, что на базовом уровне обучения русскому языку решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Данная рабочая программа обеспечивает в процессе изучения русского языка формирование и совершенствование общеучебных умений и навыков, базирующихся на видах речевой деятельности и предполагающих развитие речемыслительных способностей: коммуникативных (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальных (сравнение и сопоставление, синтез, обобщение, оценивание и классификация), информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию) и создаёт условия для развития общекультурного уровня старшеклассников, способных к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.
Курс русского языка в старших классах направлен на достижение следующих целей:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладении е культурой межнационального общения;
дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
освоение знаний о русском языку как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и иеё разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты; оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать:
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы языка;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь:
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей;
аудирование и чтение:
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо:
создавать устные и письменные высказывания различных типов и жанров ( на материале изучаемых учебных дисциплин);
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
развитие интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию. Межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Учебно-тематический план.
Учебно-методические средства обучения.
Класс | Количество часов в неделю согласно учебному плану | Реквизиты программы | УМК обучающихся | УМК учителя |
10 А | Федеральный компонент Федеральный | | Региональный компонент | Школьный компонент | Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений. Рекомендована Министерством образования и науки Российской федерации | Учебно-методический комплект «Русский язык», 10-11 классы. Авторы Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин Издательство «Русское слово», 2008 г. | Гольцова Н. Г., Шамшин И. | Русский язык 10-11 класс. Книга для учителя/2009г. Поурочное планирование предназначено для учителей, работающих в старших классах по учебнику Н.Г. Гольцовой и И.В. Шамшина "Русский язык. 10-11 классы,2008г. | Гольцова Н. Г., Шамшин И. В.Русский язык. Трудные вопросы морфологии. 10-11 классы. - 2-е изд. - М.: Русское слово - РС, 2008г. |
1 | 0 | 0 |
Тематическое планирование по русскому языку (10 класс).
№ урока | Тема урока | Материал учебника (параграфы) | Коли чест -во часов | Основные термины и понятия | Внутрипред метные связи | Практические навыки | Правописные навыки |
1 | Слово о русском языке. | - | 1 | Русский литературный язык, государственный язык, язык межнационального общения. Функциональные стили, норма литературного языка, русский язык среди языков мира. | Знакомство с выдающимися отечественными лингвистами. | Составление плана текста, развитие навыков составления связного монологического высказывания на лингвистическую тему. | |
2-6 | Лексика. Фразеология. Лексикография. | 1-12 | 5 | Значение слова,изобразительно-выразительные средства языка. (омонимы, синонимы, антонимы, паронимы, заимствования, диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы и т.д). | Культура речи. Лексические нормы. | Изобразительно-выразительные возможности языка. | Анализ лексических средств организации текста. Работа с толковым словарём, словарями синонимов, антонимов и паронимов. |
7-8 | Фонетика. Графика. Орфоэпия. | 13-14 | 2 | Основные лингвистические единицы фонетики. Звук, гласные и согласные звуки, их характеристика и чередование. | Культура речи.орфоэпи ческие нормы правописания. | Фонетический разбор слова. | Формирование орфографических навыков. |
9-10 | Морфемика и словообра- зование. | 15-17 | 2 | Основные единицы морфемики и их особенности. Морфемы, словообразующие аффиксы, основные способы словообразования в русском языке. | Морфемный анализ слова, лексическое значение слова. | Морфемный и словообразо- вательный разбор слова. Работа со словообразо- вательным словарём, словарём морфем. | Основные словообразо вательные модели русского языка. |
11-21 | Морфология и орфография. | 18-31 | 11 | Принципы русской орфографии; виды правописных затруднений, основные правила правописания. | Морфемный анализ слова, лексическое значение слова. | Орфографи- ческий анализ слова; орфографический словарь. | Формирование орфографических навыков. |
22 | Имя существи Тельное как часть речи. | 32-35 | 1 | Грамматические характеристики, правописание сложных имён существительных. | Культура речи: нормы и варианты образования падежных форм имён существи тельных | Морфологи ческий разбор имён существительных | Правописание падежных окончаний и суффиксов имён существительных |
23 | Имя прилагательное как часть речи. | 36-40 | 1 | Морфологические признаки, разряды, степени сравнения имён прилагательных | Стилистика. Стилистические особенности употребления полных и кратких имён прилагательных | Морфологи ческий разбор имён прилагательных. | Правописание окончаний и суффиксов, а также сложных имён прилагательных |
24 | Имя числительное как часть речи. | 41-44 | 1 | Морфологические признаки части речи. Числительные порядковые, количественные, собирательные. | Культура речи: образование и употребление числительных в речи. | Морфологи ческий разбор числительных. | Правописание окончаний имён числительных. |
25 | Местоимение как часть речи. | 45-46 | 1 | Морфологические признаки местоимений, их разряды. | Культура речи. Стилистика: употребление местоимений в речи. | Морфологи ческий разбор местоимений. | Правописание местоимений. |
26 | Глагол как часть речи. | 47-48 | 1 | Морфологические признаки, спряжение, неопределённая форма, наклонение, время, вид глаголов. | Культура речи. Стилистика: особенности употребления в речи различных форм глаголов. Синонимия форм. | Морфологи ческий разбор глагола. | Правописание личных окончаний, суффиксов глагола, Ь в глагольных формах. |
27 | Причастие как глагольная форма. | 49-51 | 1 | Морфологические признаки, время, изменение причастий. Причастия действительные и страдательные. | Стилистика, культура речи: особенности употребления причастий в речи. Синтаксис и пунктуация: правописание обособленных определений, выраженных причастными оборотами. | Морфологи ческий разбор причастий. Образование разных форм. | Правописание окончаний и суффиксов причастий. Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. |
28 | Деепричастие как глагольная форма. | 52 | 1 | Морфологические признаки деепричастия, его вид. Признаки глагола и наречия у деепричастия, синтаксическая роль. | Стилистика, культура речи: особенности употребления деепричастий в речи. Синонимии ческие возможности употребления глагольных форм в речи. Синтаксис и пунктуация: обособление деепричастий и деепричастных оборотов. | Морфологи ческий разбор деепричастий, их образование. | Правописание деепричастий. |
29 | Наречие как часть речи | 53-54 | 1 | Морфологические признаки, разряды и синтаксическая роль наречий. | Стилистика, культура речи: особенности употребления наречий в речи. | Морфологи ческий разбор и образование наречий. | Правописание гласных О-А, Ь после шипящих на конце наречий, написание отрицательных наречий; слитное, раздельное, дефисное написание наречий. |
30 | Слова категории состояния. | 55 | 1 | Морфологические особенности и лексико-семантические группы слов категории состояния. | Стилистика, культура речи: особенности употребления в речи слов категории состояния. | Морфологи ческий разбор слов категории состояния, их омонимия с наречиями и краткими прилагательными. | |
31 | Служебные части речи. Предлог. | 56-57 | 1 | Морфологи ческие особенности предлогов, их типы по структуре и значению. | Стилистика, культура речи: уместное употребление предлогов в речи, их синонимия. | Морфологи ческий разбор предлогов. | Слитное, раздельное, дефисное написание предлогов. |
32 | Союз как служебная часть речи. Союзные слова. | 58-59 | 1 | Союзы, их разряды. Союзные слова. | Стилистика, культура речи: синонимия и антонимия союзов. Синтаксис и пунктуация: знаки препинания при однородных членах и частях сложного предложения. | Морфологи ческий разбор союзов. | Слитное и раздельное написание союзов и омонимичных союзных слов. |
33 | Частицы | 60-63 | 1 | Разряды частиц: восклицательные, вопросительные, указательные, усилительные, уточняющие, отрицательные и формообразующие. | Стилистика, культура речи: особенности употребления частиц в речи. | Морфологи ческий разбор частиц. | Раздельное и дефисное написание частиц, правописание НЕ и НИ. |
34 | Междометие как особый разряд слов. | 34 | 1 | Типы междометий по происхождению и структуре. Звукоподражательные слова. | Морфология: Переход междометий и звукоподража тельных слов в знаменательные части речи. | Морфологи ческий разбор междометий | Знаки препинания при междометиях и звукоподра жательных словах и их правописание. |
Тематическое планирование по русскому языку (11 класс).
№ урока | Тема урока | Материал учебника (параграфы) | Коли чест -во часов | Основные термины и понятия | Внутри пред- метные связи | Практические навыки | Правописные навыки |
1. | Синтаксис и пунктуация. Основные понятия. Основные единицы. Пунктуационный анализ. | | 1 | Синтаксис, пунктуация, словосочетание, предложение. | | Синтаксический разбор словосочетания и предложения. | Повторение орфографических правил. |
2. | Словосочетание. Виды синтаксической связи. Разбор словосочетания. | | 1 | Словосочетание. Согласование, управление, примыкание. | | Умение определять тип связи слов в словосочетании. | Повторение орфографических правил. |
3. | Понятие о предложении. Классификация. Простые и сложные предложения. | | 1 | Предложение. Простое и сложное предложение. Грамматическая основа предложения. | Деление предложения на словосочетания. | Умение определять вид предложения по количеству грамматических основ. | Повторение орфографических правил. Постановка знаков препинания в сложном предложении. |
4. | Простое предложение и его характеристика. Двусоставные и односоставные предложения. | | 1 | Простое предложение. Односоставное и двусоставное предложение. | | Умение определять вид предложения по наличию главных членов. | Повторение орфографических правил. Постановка знаков препинания в простом предложении. |
5. | Тире между подлежащим и сказуемым. Главные и второстепенные члены предложения. | | 1 | Подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. | Синтаксический разбор предложения. | Постановка тире между подлежащим и сказуемым. | Повторение орфографических правил. Постановка знаков препинания в простом предложении. |
6. | Контрольная работа. Диктант с грамматическим заданием. | | 1 | Все понятия темы. | | Синтаксический разбор словосочетания и предложения. Определение типа связи слов в словосочетании. | Повторение орфографических правил. Постановка знаков препинания в простом предложении. |
7. | Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. | | 1 | Предложения полные и неполные. | Синтаксический разбор предложения и словосочетания. | Постановка тире в неполном предложении. | Повторение орфографических правил. |
8. | Простое осложнённое предложение. Синтаксический разбор. | | 1 | Осложнённое предложение. | | Синтаксический разбор осложнённого предложения. | Повторение орфографических правил. Постановка знаков препинания в простом предложении. |
9. | Однородные члены предложения и знаки препинания между ними и однородными приложениями. | | 1 | Однородные члены предложения и их признаки. | Простое осложнённое предложение. | Умение находить однородные члены предложения и расставлять знаки препинания. | Повторение орфографических правил. |
10. | Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания. | | 1 | Обобщающее слово при однородных членах предложения. | | Постановка знаков препинания при обобщающих словах. | Повторение орфографических правил. |
11. | Обособленные члены предложения. Обособленные и необособленные определения и приложения. | | 1 | Обособление членов предложения. Определение и приложение. | Простое осложнённое предложение. | Постановка знаков препинания при обособленных и необособленных определениях и приложениях. | Повторение орфографических правил. |
12. | Обособленные обстоятельства и дополнения. | | 1 | Обособление. Дополнение. Обстоятельство. | Простое осложнённое предложение. | Постановка знаков препинания при обособленных дополнениях и обстоятельствах. | Повторение орфографических правил. |
13. | Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения. | | 1 | Уточняющие члены предложения. | | Постановка знаков препинания при уточняющих членах предложения. | |
14. | Контрольная работа №2. Тестирование | | 1 | Обособленные и уточняющие члены предложения. | | Постановка знаков препинания при обособленных и уточняющих членах предложения. | Повторение орфографических правил. |
15. | Сравнительный оборот. | | 1 | Сравнительный оборот. Сравнение. | Простое осложнённое предложение. | Постановка знаков препинания при сравнительных оборотах. | Повторение орфографических правил. |
16-17 | Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. (обращения, вводные слова и словосочетания, вставные конструкции, междометия). | | 2 | Обращение, вводные слова и словосочетания, междометия, вставные конструкции. | Простое осложнённое предложение. | Постановка знаков препинания при обращениях, вводных словах и предложениях, междометиях и вставных конструкциях. | Повторение орфографических правил. |
18-19 | Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Синтаксический разбор. | | 2 | Сложное предложение. Сложносочинённое предложение. | Простое и сложное предложение. | Постановка знаков препинания в сложносочинённом предложении. Синтаксический разбор сложносочинённого предложения. | Повторение орфографических правил. |
21 | Экзаменационная работа в форме ЕГЭ | | 1 | Сложносочинённое предложение. | Простое и сложное предложение. Словосочетание и типы связи слов в словосочетаниях. | Постановка знаков препинания в сложносочинённом предложении. | Повторение орфографических правил. |
22-23 | Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным. Виды придаточных предложений. | | 2 | Сложноподчинённое предложение. Главное и придаточное предложения. Виды придаточных предложений. | Простое и сложное предложение. Члены предложения. | Постановка знаков препинания в сложноподчинённом предложении. | Повторение орфографических правил. |
24-25 | Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор. | | 2 | Сложноподчинённое предложение. Главное и придаточное предложения. Виды придаточных предложений. | Простое и сложное предложение. Члены предложения. | Постановка знаков препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор предложения. | Повторение орфографических правил. |
26 | Экзаменационная работа в форме ЕГЭ | | 1 | Сложноподчинённое предложение. Главное и придаточное предложения. Виды придаточных предложений. | | | |
27-29 | Знания препинания в б/с сложном предложении. Синтаксический разбор. | | 3 | Бессоюзное сложное предложение. | Простое и сложное предложение. Члены предложения. | Постановка знаков препинания в бессоюзном сложном предложении, его синтаксический разбор. | Повторение орфографических правил. |
30-31 | Контрольная работа №3. Комплексный анализ текста. | | 2 | Все виды предложений. | | Постановка знаков препинания в простом и сложном предложениях. | Повторение орфографических правил. |
32 | Период. Пунктуация. | | 1 | Период. | | Постановка знаков препинания в периоде. | Повторение орфографических правил. |
33 | Предложения с чужой речью. (прямая речь, диалог, цитата) | | 1 | Прямая и косвенная речь. Диалог. Цитата. | Простое и сложное предложения. | Постановка знаков препинания при прямой и косвенной речи, диалоге и при цитировании. | Повторение орфографических правил. |
34 | Итоговая контрольная работа. | | 1 | | | | |
Тематическое планирование по русскому языку (10 класс).
№ урока | Тема урока | Материал учебника (параграф или страница) | Коли чест -во часов | Практические навыки |
1 | Слово о русском языке. | С. 5-8 | 1 | Составление плана текста, развитие навыков составления связного монологического высказывания на лингвистическую тему. |
2-3 | Фонетика, графика, орфоэпия: звуки и буквы, орфоэпия. | 13-14 | 2 | Фонетический разбор слова. |
4 | Проверочная работа по фонетике №1. | | 1 | |
5-8 | Морфемика и словообразование. Состав слова. Способы словообразования и формообразования. Написание сложных слов. | 15-17 | 4 | Морфемный и словообразо- вательный разбор слова. Работа со словообразо- вательным словарём, словарём морфем. |
9 | Проверочная работа по словообразованию №2. | | 1 | |
10-30 | Морфология и орфография. Принципы русской орфографии. Самостоятельные и служебные части речи. | 18 | 2 | Формирование орфографических навыков. Повторение частей речи. |
| Орфограммы в приставках. | 26-29 | 2 | Формирование орфографических навыков. |
| Проверочная работа №3 (тест). | | 1 | |
| Орфограммы в корнях слов. | 19-25 | 2 | Формирование орфографических навыков. |
| Проверочная работа №4 (тест). | | 1 | |
| Орфограммы в суффиксах. | 34,38-39,51,54 | 2 | Формирование орфографических навыков. |
| Проверочная работа №5 (диктант) | | 1 | |
| Орфограммы в окончаниях слов. | 33,37,42,48 | 2 | Формирование орфографических навыков. |
| Проверочная работа №6 (тест). | | 1 | |
| Употребление прописных букв. Правила переноса слов. | 30-31 | 1 | Формирование орфографических навыков. |
| Правописание предлогов и союзов. | 57,59 | 2 | Формирование орфографических навыков. |
| Проверочная работа №7(диктант). | | 1 | |
| Правописание частиц. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи. | 61-63 | 2 | Формирование орфографических навыков. |
| Проверочная работа №8 (диктант). | | 1 | |
31-32 | Итоговая контрольная работа (комплексный анализ текста). | | 2 | |
33-34 | Резервные уроки. | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Содержание программы учебного курса (10 класс).
Слово о русском языке.
Лексика. Фразеология. Лексикография. Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы, паронимы, синонимы, антонимы и их употребление. Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов. Фразеология. Лексикография.
Фонетика. Графика. Орфоэпия. Звуки и буквы. Фонетический разбор слова. Орфоэпия.
Морфемика и словообразование. Состав слова. Морфемный разбор слова. Словообразование. Словообразовательный разбор. Формообразование.
Морфология и орфография. Принципы русской орфографии. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Чередующиеся гласные в корне слова. Употребление гласных после шипящих и Ц. Правописание звонких и глухих согласных. Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ШЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ. Правописание двойных согласных. Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Гласные И и Ы после приставок. Употребление Ь и Ъ. Употребление прописных букв. Правописание переноса слов.
Самостоятельные части речи. Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного. Правописание падежных окончаний имён существительных. Гласные в суффиксах имён существительных. Правописание сложных имён существительных.
Имя прилагательное как часть речи. Морфологический разбор имени прилагательного. Правописание окончаний имён прилагательных. Правописание суффиксов имён прилагательных. Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных. Правописание сложных имён прилагательных.
Имя числительное как часть речи. Морфологический разбор имени числительного. Склонение имён числительных. Правописание имён числительных. Употребление числительных в речи.
Местоимение как часть речи. Морфологический разбор местоимений. Правописание местоимений.
Глагол как часть речи. Морфологический разбор глагола. Правописание глаголов. Причастие как глагольная форма. Образование причастий. Правописание причастий. Морфологический разбор причастия. Деепричастие как глагольная форма. Морфологический разбор деепричастий.
Наречие как часть речи. Морфологический разбор наречий. Правописание наречий. Слова категории состояния. Морфологический разбор слов категории состояния.
Служебные части речи. Предлог как служебная часть речи. Морфологический разбор предлога. Правописание предлогов.
Союз как служебная часть речи. Морфологический разбор союза. Правописание союзов.
Частицы. Морфологический разбор частицы. Правописание частиц. Частицы НЕ и НИ, их значение, употребление, слитное и раздельное написание с различными частями речи.
Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова. Морфологический разбор междометий.
Средства контроля.
В течение учебного года планируется использование следующих средств контроля:
5 тестов:
- после повторения тем «Фонетика»и «Словообразование»;
- после обобщения материала по орфограммам в приставках, корнях и окончаниях слов.
3 диктанта:
- после темы «Орфограммы в суффиксах слов»;
- по правописанию предлогов и союзов;
- по правописанию частиц, слитному и раздельному написанию НЕ и НИ с разными частями речи.
Итоговый комплексный анализ текста.
Учебно-методические средства обучения.
Гольцова Н.Г. Программа курса;
Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 класс. Книга для учителя;
Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 класс. Поурочное планирование. Профильный уровень. Базовый уровень;
Меркин Б.Г., Смирнова Л.Г. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ;
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В.
Мищерина М.А. Русский язык. ЕГЭ;
Гольцова Н.Г., Шамшин. Русский язык в таблицах;
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Трудные вопросы морфологии;
Школьный справочник по русскому языку под ред. П.А. Леканта;
Средства контроля.
Проверочная работа №1 по фонетике.
В каком слове букв больше, чем звуков?
а) дальше б) янтарный в) съездит г) ежевика
В каком слове звуков больше, чем букв?
а) относится б) гербарий в) шампиньон г) поедите
В каком слове все согласные звуки твёрдые?
а) живёт б) жила в) щука г) час
В каком слове все согласные звуки мягкие?
а) деревце б) шитьё в) неумелый г) питьё
В каком слове при произношении происходит озвончение согласного звука?
а) экзамен б) подвиг в) сквозняк г) смеяться
В каком слове при произношении происходит оглушение согласного звука?
а) просьба б) резьба в) гвоздь г) поиск
В каком слове все согласные звуки мягкие глухие?
а) чутьё б) сядьте в) есть г) ищешь
Написание какого слова не расходится с произношением?
а) счёт б) ряд в) стать г) сдать
В каком слове произносится звук Й?
а) няня б) деревня в) въезд г) колёса
В каком слове есть гласный звук Э?
а) весло б) шепчут в) жена г) поезд
В каком слове произносится звук О?
а) жёсткий б) бояться в) корзина г) шоколад
В каком слове произносится звук Ы?
а) дирижёр б) чисто в) цифра г) поиск
В каком слове произносится звук А?
а) прямой б) пряник в) пояс г) тучами
В каком слове произносится мягкий согласный С?
а) мазь б) просьба в) считать г) расщедриться
Произведите фонетический разбор слов: косьба, разъезд, лёгкий
Проверочная работа №2 по морфемике и словообразованию.
В каком слове есть окончание Е: иначе, будущее, многоточие, побольше?
Укажите лишнее слово среди однокоренных: прилечу, вылечить, лётчик, перелётный.
В каком слове нет суффикса: беглец, хлебец, удалец, перец?
В каком слове нет суффикса –К-: башкирка, галка, селёдка, стрижка?
В каком слове есть суффикс –Н-: бессменный, лиственный, увеличен, львиный?
В каком слове нет приставки ПО-: подорожник, подоходный, подвинуть,подогревать?
Какое слово неправильно разбито на морфемы: подо-жд-а-в, не-по-движ-ен, с-верк-а-вш-ий, (много) из-мен-ений?
Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания: указаны, указывая, домашний, доверчивый?
От какого слова образовано существительное СООБЩЕНИЕ: общение, общий, сообщить, сообщён?
Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом: разглядеть, разговаривать, рассмотрение, связка?
Какое слово образовано суффиксальным способом: прочитать, преодолеть, преодолевать, походка?
Какое слово образовано приставочным способом: перегрузка, возмужать, разрешение, высказывать?
Укажите способ образования слова «самокритичность»: а) сложение основ, б)сложение основ с добавлением суффикса, в)суффиксальный, г)сложение слов.
Назовите способ образования слова ОБНОВЛЕНИЕ.
Из данного ниже предложения выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом:
В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника – ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту.
Проверочная работа №3.
(Тест).
Впишите пропущенные буквы. Укажите правильный вариант ответа
в приставке пишется буква А:
а) в…згордиться
б) п…метить
в) н…дстроить
г)п…дбежать
в приставке пишется буква О:
а) з…говорить
б )н…бросить
в) пр…славянский
г) п…смотреть
в приставке пишется буква И:
а) пр…мудрый
б) пр…строить
в) пр…града
г) пр…ступление
в приставке пишется буква Е:
а) пр…ставка
б) пр…поднять
в) пр…школьный
г) пр…дание
В каком ряду во всех словах следует писать Е?
пр…знание,пр…лестный, пр…хорошенькая, пр…следовать
пр…сечь, пр…увеличивать, пр…поднести, пр…клонный
пр…высить, пр…рвать, пр…горок, пр…неприятный
пр…восходный, пр…небречь, пр…бор, пр…льстить
В каком ряду во всех словах следует писать И?
пр…крепить, пр…думать, пр…бить, пр…лестный
пр…дорожный,пр…кусить, пр…датель, пр…лавок
пр…вить, пр…готовить, пр…знательный, пр…каз
пр…чина, пр…длинный, пр…задуматься, пр…ятный
4. В каком ряду во всех словах следует писать А?
з…пел, з…скрипел, з…морский, з…нальный
н…бег, н…смотреться, н…ходка, н…визна
н…двинул, н…дрезать, н…доумил, н…крыть
р…звести, р…строить, р…ссвет, р…зоватый
В каком ряду во всех словах следует писать О?
в…зник, в…сстание, в…зрение, в…ссал
вз…браться, вз…йти, вз…имный, вз…рваться
д…петь, д…казать, д…бавить, д…рование
пр…давец, пр…молчать, пр…тащить, пр…мокнуть
Найдите слово с ошибкой и исправьте её
1.а) разойтись 2. а) возомнить
б) надорвать б) одуматься
в) заплетать в) отскакивать
г) вазвратиться г) россмешить
3. а) премилый 4. а) прикусить
б) превратный б) приотстать
в) преступник в) прикрепить
г) преозёрный г) призлой
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
р…зрастаться, р…сстановка, р…зрыв, р…сказ
…тозвать, в…зглавить, д…поздна, пр…матерь
пр…звание, пр…подаватель, пр…годиться, пр…способить
пр…знание, пр…образовать, пр…людия, пр…личный
В каком ряду (рядах) написание всех приставок неизменно?
п (а,о)добраться, в (а,о)скликнуть, пр(а,о)смотр, д (а,о)брести
пр(е,и)ходящий, б(е,и)зграничный, (е,и)зделие, н(е,и)звести
пр(а,о)родители, р(а,о)зойтись, н(а,о)дорвать, н(а,о)звание
п(е,и)рерыть, ч(е,и)ресседельник, пр(е,и)длог, пр(е,и)ход
В каком ряду во всех словах следует писать Ы?
без…скусственный, пред…стория, пред…нфарктный, вз…рая
роз…ск, по…ск, от…скивать, вз…скание
под…мать, без…нерционный, не…нтересный, небез…звестный
с…мпровизировать, об…гранный, из…сканный, с…ск
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
воз…меть, «Полит…здат», пред…дущий, раз…скивать
суб…нспектор, вз…грать, пре…мущество, транс…ранский
контр…гра, сверх…дея, про…грать, пере…грывать
от…скать, пред…нфарктный, при…ск, роз…грыш
Подчеркните в каждом ряду слово, в котором нет приставки и буква И пишется в корне:
межинститутский, предыюльский, поисковый, взимать
сверхидея, заинтригованный, поискать, взирать
контригра, субинспектор, трансиорданский, спортинвентарь
панисламизм, послеиюньский, неинтересный, пединститут
В каком ряду пропущена одна и та же буква?
ра(з,с)сказать, и(з,с)следовать, и(з,с)менить), во(з,с)стать
чере(з,с)полосица, во(з,с)нести, (з,с)быть, ра(з,с)ставить
ни(з,с)провергать, (з,с)дать, ра(з,с)крыть, ра(з,с)пахнуть
во(з,с)врат, во(з,с)вестить, и(з,с)дание, (з,с)бить
В каком ряду во всех словах пишется Ъ?
из…яснись, из…ян, под…ячий, суб…ективный
с…ёжишься, об…яви, об…едать, об…ективный
раз…ярился, ад…юнкт, под…есаул, лос…он
п…едестал, волеиз…явление, с…езд, об…ёмный
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
пр…следовать, пр…клонный, пр…винтить
бе…крайний, ни…спадающий, и…черпать
под…тожить, об…скать, по…ск
не…хватный, пр…молчать, р…зместить
Проверочная работа №4.
В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
обозн…чение, задр…жать, т…инственный
обог…щаться, к…ричневый, прик…сновение
зап…х, г…реть, раск…лённый
обл…котиться, б…гровый, прил…жение
Какой ряд состоит из слов, в которых пропущенная буква проверяется ударением?
зам…лчать, тр…щать, увл…кательный
изм…нение, соб…рать, д…легат
св…ркать, л…нгвистический, к…сательная
заг…релые, пост…лить, орнам…нт
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
контин…нтальный, просв…щение, нач…нать
выт…реть, зам…чательный, в…теран
г…роический, л…нгвистика, зап…реть
пра…ка статьи, встреча с космона…том, попробовать я…ства
В каком ряду во всех словах пропущена буква И?
ч…столюбивый, прив…легия, нач…нать
ч…стоплотный, ориг…нальный, прост…раться
ч…стотное (явление), асс…стировать, зам…р от удивления
объед…нение, т…снёная обложка, выч…сть
В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?
аккр…дитованнный, комп…нсация, зам…реть
подн…маться, см…сти, акад…мический
акц…нтировать, соч…тание, прож…гать
нив…лировать, г…пербола, прот…реть
В каком ряду во всех словах пропущена буква А?
дин…мичный, благосл…вение, предпол…гать
к…лючий, осл…жнённый, оз…рять
альм…нах, ан…литический, благод…рить
ок…заться, нек…рректный, к…сающийся
В каком ряду (рядах) во всех словах безударные гласные в корне непроверяемы?
х(а,о)зяйство, п(а,о)ртрет, к(а,о)смонавт, об(а,о)няние
л(е,и)леять, п(е,и)сочный, св(е,и)тить, инт(е,и)ллигент
н(а,о)род, к(а,о)вычки, п(а,о)льто, р(а,о)дители
пом(е,и)дор, б(е,и)лет, канд(е,и)дат, реж(е,и)ссёр
В каком ряду пропущена одна и та же буква?
реш…тка, расч…ска, заж…г, ож…г (руки)
ож…г (руку), ш…в, ж…кей, ш…коладный
ц…ркуль, ц…кнуть, ц…фра, ц…плёнок
ц…рк, ц…корий, ц…клон, ц…линдр
Проверочная работа №5 (диктант).
Ранним утром, едва загорелась заря, он взял топор и пошёл в рощу. Лес был ещё закрыт серебряным пологом тумана, трава покрыта не освещённой солнцем росой. Постепенно румяный восток всё яснел, отражая слабенький свет на подёрнутой лёгкими тучками величественной равнине неба, ни одна травинка не шевелилась. Вдруг вместе с первым, слегка коснувшимся деревьев лучом солнца, блеснувшим в зелёной листве, разнёсся чуждый природе звук и замер. Одна из макушек высоченного дерева затрепетала, в листьях её послышался тревожный настороженный шёпот. Подрубленное дерево содрогнулось, наклонилось и быстро выпрямилось, в испуге колеблясь на своём корне.
(По Л.Н.Толстому).
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Проверочная работа №7 (диктант).
В девственной тайге было что-то такое, что манило в глубину её и в то же время пугало своей неизвестностью. Из-за гор с правой стороны большими клубами подымался белый дым. Дальше на севере тоже курились сопки. Погода нам не благоприятствовала. Не то был туман, не то шёл дождь. Теперь ветер переменился и дул с северо-востока, зато порывы его сделались сильнее.
До самых сумерек Дерсу таскал дрова, и я помогал ему, сколько мог. Я восторгался пейзажем, а Дерсу рассматривал сломанный сучок на высоте кисти руки человека, и по тому, куда прутик был загнут, он знал о направлении, в котором шёл человек. Продолжая свои наблюдения, Дерсу нашёл место, где прошедшие два человека отдыхали, причём один из них переобувался. Вдруг впереди меня послышался треск сучьев, затем я услышал чьи-то редкие шаги. Вслед за тем я увидел в кустах какую-то тёмную массу. Это был большой медведь.
(По В.Арсеньеву).
Проверочная работа №6.
В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е?
под иссушающ…м солнц…м, о работающ…м сотрудник…
о живуч…й глупост…, в крепнущ…м союз…
в разгорающ…мся пламен…, о позавчерашн…м град…
в верхн…м ярус…, на передн…м сидень….
В каком примере пропущена буква Я?
они бор…тся
все наде…тся
они крас…т
мы мел…м кофе
В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква И?
крестьянин кос…т, непередава…мые ощущения
лесоруб пил…т, мысл…мый отвлечённо
прачка мыл…т, предполага…мый результат
печка топ…тся, наруша…мый всеми
В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е?
сыпл…шь, слыш…мый
накол…шься, движ…мый
заед…шь, завис…вший
высуш…шь, постел…нный
В каком ряду в обоих случаях пропущена буква А?
фонтаны брызж…т, дыш…щий хвоей
друзья выруч…т, грохоч…щий гром
слёзы камень точ…т, леч…щий врач
спасатели ищ…т, слыш…щий далеко
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
смерка…тся, опериру…мый больной, птица вылет…т
родители отпуст…т, мел…щий кофе, они верт…тся
друзья выруч…т, тени мерещ…тся, дыш…щий жабрами
землекопы ро…т, сия…щий от радости, сталевары плав…
В каком ряду в обоих случаях пропущена буква У?
дома руш…тся, движ…щаяся артиллерия
звуки слыш…тся, щекоч…щий лицо ветер
молнии блещ…т, колыш…щиеся ветки
листья держ…тся, трепещ…щие от восторга
В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Ю?
терп…щий бедствие, успехи потр…сают
завис…щий от чужого мнения, снежинки та…т
стел…щаяся берёза, хаты дремл…т
ненавид…щий ложь, они души не ча…т
Проверочная работа №8 (диктант).
Негромкий голос его странно прозвучал в пустом костеле. Но тут же он уловил какой-то шум, что чуть доносился снаружи. Ещё не поняв его, ещё не оценив, он метнулся к оконной нише и осторожно выглянул: немцы тихо оцепляли костёл.
Он бежал, не оглядываясь, не пригибаясь. Где-то на полпути услыхал выстрелы, но не упал. Он влетел в развалины и, не задерживаясь, бежал всё дальше, всё глубже, потому что ничего не видел после яркого света. Бежал, пока хватало сил, и упал вдруг, сразу, потому что сил этих в нём больше не было, и не было воздуха, и ничего не было, кроме бешено стучавшегося сердца.
-------------------------------------------------------------------------------Итоговая Контрольная работа
(комплексный анализ текста).
Это был дом, куда не приглашали, потому что каждому было известно, что в любой час, пусть даже в самый ранний или поздний, когда тебе стало грустно, или одиноко, или просто плохо, или, наоборот, тебя переполняет радостное чувство, которым ты не в силах не поделиться хотя бы с кем-нибудь, нужно прийти сюда, и тебе не только откроют дверь, если, конечно, хозяева дома, но и накормят, дадут крепкого чаю, а потом выслушают с неподдельным участием к тебе. Сюда приходили все: и друзья, и недавние знакомые, и полузабытые люди, и друзья друзей, сначала смущающиеся, но чуть погодя чувствующие себя совершенно уютно. Бывало так, что человек, один раз попавший сюда со своими знакомыми, за день превращался в друга, так что вскоре мог приходить так, точно дружат они уже не один год.
Но попадали сюда и чопорные, даже брезгливые люди, которые крутили носом, обвиняя за глаза хозяев дома в том, будто те совершенно невоспитанны, потому что усадили гостей пить чай, а сами удалились в комнату, да и в квартире неуютно: хлам, горами наваленные книги, рваные тапки, попадающиеся под ноги, точно заигравшиеся котята. Такие, кто не смог за невообразимым беспорядком разглядеть истинную душу этого дома, задерживались ненадолго: немного посидев, они шли одеваться и с дежурной улыбкой принимали приглашение прийти еще, хотя всем было доподлинно ясно, что этот визит последний.
записать текст под диктовку;
обозначить все изученные орфограммы.
Учебно-методические средства обучения.
Гольцова Н.Г. Программа курса;
Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 класс. Книга для учителя;
Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 класс. Поурочное планирование. Профильный уровень. Базовый уровень;
Меркин Б.Г., Смирнова Л.Г. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ;
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В.
Мищерина М.А. Русский язык. ЕГЭ;
Гольцова Н.Г., Шамшин. Русский язык в таблицах;
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Трудные вопросы морфологии;
Школьный справочник по русскому языку под ред. П.А. Леканта;
Тематическое планирование по русскому языку (11 класс).
№ | Тема, раздел | Кол-во часов | Контрол. работы | Развитие речи |
1. | Вводный урок | 1 | | |
2. | Словосочетание | 1 | | |
3. | Простое предложение | 5 | 1 | |
Простое осложнённое предложение |
4. | Предложения с однородными членами | 5 | 1 | |
5. | Обособленные члены предложения | 5 | 1 | 1 |
6. | Уточняющие члены предложения | 2 | | 1 |
7. | Сравнительный оборот | 1 | | |
8. | Предложения с вводными конструкциями и обращением | 1 | | |
9. | Сложное предложение | 5 | | 1 |
10. | Период | 1 | | |
11. | Предложения с прямой и косвенной речью. | 1 | | |
12 | Авторская пунктуация | 1 | | |
| Итого: | 34 | 4 | 3 |
Календарно- тематическое планирование.
№ урока | Содержание учебного материала | К-во часов | Сроки изучения | Примечания. |
примерные | Факт. |
1. | Синтаксис и пунктуация. Основные понятия. Основные единицы. Пунктуационный анализ. | 1ч. | | | |
2. | Словосочетание. Виды синтаксической связи. Разбор словосочетания. | 1ч. | | | |
3. | Понятие о предложении. Классификация. Простые и сложные предложения. | 1ч | | | |
4. | Простое предложение и его характеристика. Двусоставные и односоставные предложения. | 1ч. | | | |
5. | Тире между подлежащим и сказуемым. Главные и второстепенные члены предложения. | 1ч. | | | |
6. | Контрольная работа. | 1ч. | | | |
7. | Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. | 1ч. | | | |
8. | Простое осложнённое предложение. Синтаксический разбор. | 1ч | | | |
9. | Однородные члены предложения и знаки препинания между ними и однородными приложениями | 1ч | | | |
10. | Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при них. | 1ч. | | | |
11. | Обособленные члены предложения. Обособленные и необособленные определения и приложения. | 1ч | | | |
12. | Обособленные обстоятельства и дополнения. | 1ч. | | | |
13. | Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения. | 1ч. | | | |
14. | Контрольная работа №2. Тестирование. | 1ч. | | | |
15. | Сравнительный оборот. | 1ч. | | | |
16,17 | Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. (Обращения, вводные слова и словосочетания, вставные конструкции, междометия) | 2ч. | | | |
18. | Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Синтаксический разбор. | 1ч. | | | |
19. | Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным. Виды придаточных предложений. | 1ч. | | | |
20,21 | Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор. | 2ч. | | | |
22-24. | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор. | 3ч | | | |
25. | Период. Пунктуация в нём. | 1ч. | | | |
26. | Проверочная работа в формате ЕГЭ (по синтаксису и пунктуации). | 1ч. | | | |
27-29. | Предложения с чужой речью. (прямая и косвенная речь, диалог, цитата) | 3ч. | | | |
30 | Сочетание знаков препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация. | 1ч | | | |
31-34. | Пробное тестирование в формате ЕГЭ. | 4ч. | | | |
5