Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -
средняя общеобразовательная школа №2 п. Южный
«Утверждаю» Директор МБОУ - СОШ №2 п. Южный ____________________ /В.Л. Чупилкин / Приказ № ______ от «___» _________ 20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
начальное общее образование
2-В класс
Количество часов: 166
Учитель: Удовенко Олеся Анатольевна
Категория: первая
2018 - 2019 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ);
Федерального Закона от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
Областного закона от 14.11.2013 г. № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;
Образовательной программы начального общего образования МБОУ- СОШ №2 п. Южный на 2018-2019 учебный год;
Положения о рабочей программе педагога МБОУ-СОШ №2 п.Южный;
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2018-2019 учебный год;
Примерной программы начального общего образования, рекомендованной Министерством образования и науки РФ для базисного учебного плана;
Авторской программы по предмету «Русский язык. »В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого;
В соответствии с учебным планом, с годовым календарным учебным графиком школы, расписанием занятий программа реализуется в объеме 166 часов.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Данная программа обеспечивает продолжение достижения второклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Во втором классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих личностных результатов изучения курса «Русский язык»:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, «чувства гордости» за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование отношения к родному русскому языку как к духовной, культурно-исторической ценности, чувства сопричастности к сохранению его чистоты, выразительности, ёмкости, восприятия языка как средства и условия общения;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии через формирование представления младших школьников о языке как целостной системе, представления о единстве окружающего мира и языка, отражающего этот мир во всем его многообразии, о взаимосвязи и взаимозависимости изменений, происходящих в языке (и, прежде всего, в его словарном составе), и социокультурных изменений окружающею мира;
3) формирование уважительного отношения к «иному мнению», истории и культуре других народов;
4) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
5) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
6) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
7) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе и других социальных ситуациях.
Во втором классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих метапредметных результатов изучения курса «Русский язык»:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, осуществлять поиск средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
5) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска информации (в справочных источниках: в учебниках и других учебных пособиях, в словарях), сбора, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение осознанными навыками построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составлять тексты в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объекта системы русского родного языка, осознание учащимися двух реальностей окружающего мира и слова, отражающего этот мир во всём его многообразии, осознание единства и различия этих реальностей;
13) овладение базовыми, предметными и межпредметными понятиями,
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием курса «Русский язык».
Во втором классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих предметных результатов изучения курса «Русский язык»:
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России;
2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, стилистических);
5) умение ориентироваться в целях, задачах, «средствах и условиях общения», выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; развитие мотивов, содержания и средств речевой деятельности; овладение правилами речевого этикета;
6) умение находить, сравнивать; классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое и сложное предложение (в объёме изученного);
7) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
8) умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;
9) способность проверять написанное.
Критерии и нормы оценок по русскому языку
Проверка и оценка письменных работ по русскому языку и развитию речи
Особенности организации контроля по русскому языку
В качестве контрольных работ (текущих и итоговых) во 2-4-х классах проводятся обычно диктанты (списывание) с грамматическим заданием (полным или частичным разбором слов и предложений), за которые ставятся две оценки, отдельно за каждый вид работы.
Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.
В качестве диктанта предлагаются связные тексты - либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2-8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).
Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более двух видов грамматического разбора.
Хорошо успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.
Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания. Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно можно использовать тексты с несложными описаниями пейзажа, портрета .
Во 2-4-х классах объём диктанта и текста для списывания должен быть таким (см. табл.)
Классы | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
1класс | - | - | - | 15 слов |
2 класс | 20-25 слов | 25-30 слов | 30-35 слов | 35-40 слов |
3 класс | 40-45 слов | 45-50 слов | 50-55 слов | 55-65 слов |
4 класс | 60-65 слов | 65-70 слов | 70-75 слов | 75-80 слов |
Количество и виды контрольных работ:
Класс | Кол-во | Виды работ | 1 ч. | 2 ч. | 3 ч. | 4 ч. |
2 | 12 | Контрольное списывание Контрольный диктант Контрольный словарный диктант Комплексная работа | - - 1 - | - 1 1 - | 2 2 1 - | 1 1 1 1 |
3 | 19 | Контрольное списывание Контрольный диктант Практическая работа Контрольное изложение Контрольный словарный диктант Комплексная работа | 1 2 - - 1 - | 1 2 - - 1 - | 1 3 1 - 1 - | - 2 - 1 1 1 |
4 | 20 | Контрольное списывание Контрольный диктант Контрольное изложение Практическая работа Контрольный словарный диктант Комплексная работа Контрольные сочинения | 1 2 1 - 1 - - | 1 3 1 - 1 - - | 1 3 1 - 1 - - | - - 1 1 1 1 1 |
Характеристика цифровой оценки (отметки)
За диктант выставляются следующие отметки:
«5» - если в диктанте нет ошибок;
«4» - если допущено не более двух ошибок;
«3» - если допущено 3-5 ошибок;
«2» - если допущено 6 и более ошибок.
При проверке диктанта следует руководствоваться следующими критериями:
1. Количество ошибок определяется после классификации допущенных ошибок. Если ученик допустил несколько ошибок на одно
орфографическое или пунктуационное правило, необходимо первые три из повторяющихся ошибок отмечать ( подчеркивать), но засчитывать за одну ошибку. Если далее в работе допущены ошибки на ту же орфограмму, каждая следующая выносится как самостоятельная.
Исправления, допущенные учеником, ошибкой не считаются и не влияют на оценку работы.
Качество почерка и аккуратность оформления работы не влияют на оценку работы.
Отметка «за общее впечатление от работы» выставляется на полях.
Грамматические задания служат средством проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений (заданий должно быть не более 4 видов, а грамматических разборов не более 2 видов).
Контрольная работа, состоящая из диктанта и грамматических заданий, оценивается двумя отметками: отдельно за диктант и за задание. За невыполнение дополнительного задания отметка за грамматические задания не снижается.
Критерии оценок за выполнение грамматических заданий:
«5» - за задание, выполненное полностью, без ошибок или допущена одна ошибка или два недочета в основном задании, но верно выполнено хотя бы одно дополнительное задание;
«4» - за задание, полностью выполненное при одной ошибке, или допущено две ошибки и два недочета в основном задании, но верно выполнено одно дополнительное задание;
«3» - выполнено не менее половины заданий или полностью основное задание, но допущено три ошибки или один-два недочета или верно выполнено одно дополнительное задание;
«2» - выполнено менее половины заданий.
Исправления, допущенные учеником, ошибкой не считаются и не влияют на оценку работы. Качество почерка и аккуратность оформления работы не влияют на оценку выполнения работы. Выставление отметки за отношение к работе на полях.
Организация и проведение словарного диктанта
В словарные диктанты включены слова с непроверяемыми написаниями. Эти слова определены программой каждого класса и внесены в орфографический словарик учебников.
Словарный диктант проводится 1 раз в три недели.
Количество слов в словарном диктанте не должно превышать: во 2-м классе – 10 слов, в 3-м классе – 12 слов, в 4-м классе – 15 слов.
Оценивание словарного диктанта:
«5» - за работу без ошибок;
«4» - за работу, в которой одна ошибка;
«3» - за работу, в которой две ошибки;
«2» - за работу, в которой три – пять ошибки.
Организация и проведение списывания с орфографическими и пунктуационными заданиями
Списывание, как и диктант, служит способом проверки орфографических и пунктуационных навыков, умения видеть орфограммы. Списывание должно проводиться регулярно и может быть представлено в нескольких вариантах, которые соответствуют различным уровням сложности.
Текущие и итоговые проверочные работы типа списывания (списывание текста из учебника, с доски и т. д.) оцениваются по следующим критериям (см. табл.).
Оценки | Допустимое количество ошибок |
Во 2-м классе | Во 3-м классе | Во 4-м классе |
«5» | Нет ошибок. Допускается один недочет графического характера. | Нет ошибок. | Нет ошибок. |
«4» | 1-2 ошибки и 1 исправление | 1 ошибка и 1 исправление. | 1 ошибка и 1 исправление. |
«3» | 3 ошибки и 1 исправление. | 2 ошибки и 1 исправление | 2 ошибки и 1 исправление |
«2» | 4 ошибки и 1-2 исправления. | 3 ошибки и 1-2 исправления | 3 ошибки и 1-2 исправления |
Организация и проведение письменных творческих работ.
Классы | Изложение | Сочинение |
1 чет. | 2 чет. | 3 чет. | 4 чет. | 1 чет. | 2 чет. | 3 чет. | 4 чет. |
1 | - | - | - | - | - | - | - | - |
2 | - | - | 1 | 3 | - | - | - | 1 |
3 | 1 | 1 | 1 | 1 | - | 2 | 1 | 2 |
4 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 |
Обучающие изложения и сочинения во 2, 3 классах оцениваются одной отметкой – только за содержание; в 4 классе – двумя отметками. Грамотность проверяется, но не оценивается во 2-4 классах, т.к. на начальном этапе формирования навыка связной письменной речи очень важно . чтобы дети сосредоточили свое внимание на передаче содержания текста и его речевом оформлении.
Изложения и сочинения имеет целью проверить, как идет формирование навыка письменной речи, ориентируясь на следующие критерии: воспроизведение содержания текста без пропусков существенных моментов, правильность построения предложений, употребление слов в соответствии с их значением, сохранение авторских особенностей речи. Грамотность оценивается в контрольных изложениях и сочинениях.
Критерии оценки творческих работ (изложений и сочинений):
Оценка | Критерии | Допускается (учет орфографических и пунктуационных ошибок только для выставления отметок за грамотность в контрольных изложениях и сочинениях) |
«5» | -правильное и последовательное воспроизведение авторского текста (изложение), логически последовательное раскрытие темы (сочинение); -богатство словаря; -правильное речевое оформление; -отсутствие фактических ошибок; -отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок ( учитываются ошибки на изученные правила) | не более 1 речевой неточности; |
«4» | -правильно, достаточно полно (без искажения) передан авторский текст (изложение), раскрыта тема (сочинение), но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей; -отдельные речевые неточности | не более 3 речевых недочетов, а также недочетов в содержании и построении текста; - не более 2 орфографических и 1 пунктуационной ошибки; |
«3» | -допущены некоторые отклонения от авторского текста (изложение), отклонение от темы (сочинение), -допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей в построении 2-3 предложений; -беден словарь; -имеются речевые неточности; | не более 5 недочетов в содержании и построении текста; - 3-5 орфографических ошибок в содержании и построении текста; |
« 2» | -работа не соответствует теме (сочинение), имеются значительные отступления от авторского текста (изложение); -допущено много фактических неточностей; -нарушена последовательность изложения мыслей; -отсутствует связь между частями текста; -беден словарь | Более 6 речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста; -6 и более орфографических и 3-4 пунктуационных ошибки; |
Проверка и оценка устных ответов.
Устный опрос является важным способом учета знаний, умений и навыков учащихся начальных классов по данным разделам. При оценке устных ответов во внимание принимаются следующие критерии: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности усвоения излагаемых знаний; 3) последовательность изложения и культура речи.
Полный ответ ученика, особенно 3-4-х классов, должен представлять собой связное высказывание на заданную учителем тему и свидетельствовать об осознанном усвоении им изученного материала: умении подтверждать ответ (правила, определения) своими примерами, опознавать в тексте по заданию учителя те или иные категории (члены предложения, части речи, склонение, падеж, род, число и др.), слова на определенные правила; умении объяснять их написание, самостоятельно и правильно применять знания при выполнении практических упражнений и, прежде всего, при проведении разного рода разборов слов (звукобуквенного, по составу, морфологического) и предложений.
Оценка «5» ставится, если ученик дает полный и правильный ответ, обнаруживает осознанное усвоение программного материала, подтверждает ответ своими примерами, самостоятельно и правильно применяет знания при проведении анализа слов и предложений, распознавании в тексте изученных грамматических категорий, объяснении написания слов и употребления знаков препинания, отвечает связно, последовательно, без недочетов или допускает не более одной неточности в речи.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ , близкий к требованиям, установленным для оценки «5», но допускает 1-2 неточности в речевом оформлении ответа, в подтверждении верно сформулированного правила примерами, при работе над текстом и анализе слов в предложении, которые легко исправляет сам или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик в целом обнаруживает понимание излагаемого материала, но отвечает неполно, по наводящим вопросам учителя, затрудняется самостоятельно подтвердить правило примерами, допускает ошибки при работе с текстом и анализе слов и предложений, которые исправляет только с помощью учителя, излагает материал несвязно, недостаточно последовательно, допускает неточности в употреблении слов и построении словосочетаний и предложений.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание ведущих положений или большей части изученного материала, допускает ошибки в формулировке правил, определений, искажающие их смысл, в анализе слов и предложений, не может исправить их даже с помощью наводящих вопросов учителя, речь прерывиста, непоследовательна, с речевыми ошибками.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки Ошибки | Недочеты |
- нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах; - неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием); - отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения); - наличие ошибок на изученные правила по орфографии; - существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения; - отсутствие главной части .изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте; - употребление слов в не свойственном им значении (в изложении) | - отсутствие знаков препинания в конце предложений, если следующее предложение написано с большой буквы; - отсутствие красной строки; - неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило; - незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения. |
Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше.При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Наша речь (4 ч).
Язык и речь. Речь – главный способ общения людей. Язык – средство общения людей.
Текст (5 ч).
Текст. Признаки текста. Выделение в тексте темы, основной мысли. Составление плана текста. Красная строка в тексте.
Предложение (12 ч).
Различение предложения, словосочетания, слова.
Знаки препинания в конце предложения. Связь слов в предложении. Логическое ударение. Главные и второстепенные члены предложения. Подлежащее и сказуемое. Установление связи слов в предложении. Распространённые и нераспространённые предложения.
Слова, слова, слова… (22 ч).
Слово и его лексическое значение.
Слово – общее название многих однородных предметов. Однозначные и многозначные слова, их различение. Прямое и переносное значение слова. Синонимы и антонимы: наблюдение в текстах, использование в речи. Словари русского языка и их использование.
Однокоренные (родственные) слова .
Родственные слова. Выделение корня. Однокоренные слова.
Слог. Ударение.
Слово. Слог. Деление слов на слоги. Словесное ударение.
Гласные ударные и безударные.
Перенос слов.
Правила переноса слов с одной строки на другую.
Звуки и буквы (63 ч).
Звуки и буквы: гласные и согласные.
Русский алфавит: правильное название букв, знание их последовательности. Умение пользоваться алфавитом при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Гласные звуки и буквы для обозначения гласных звуков.
Основные признаки гласных звуков. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове.
Обозначение буквами безударных гласных звуков в корне слова.
Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Правописание безударных гласных в корне слова. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря.
Согласные звуки и буквы для обозначения согласных звуков.
Согласные звуки и буквы. Правописание удвоенных согласных. Согласные мягкие и твёрдые. Обозначение мягкости согласных. Соотношение звуков и букв в словах типа конь, с двойными согласными. Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями жи –ши, ча –ща, чу – щу, чк – чн.
Разделительный мягкий знак.
Разделительное произношение звуков в слове и способы их обозначения. Разделительный мягкий знак.
Обозначение буквами парных по глухости – звонкости согласных звуков в корне слова и перед согласным.
Глухие и звонкие согласные звуки. Парные и непарные согласные по звонкости и глухости. Произношение и обозначение на письме парных согласных в слове. Правописание парных согласных в корне слова. Разные способы проверки правописания слов.
Обобщение знаний об изученных правилах письма.
Упражнения в правописании слов с изученными орфограммами.
Части речи (47 ч).
Слова - названия предметов, признаков предметов, действий предметов.
Имя существительное.
Значение и употребление. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?» Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных.
Изменение существительных по числам.
Глагол как часть речи.
Значение и употребление в речи. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Особенности текста – повествования. Обучение составлению повествовательного текста.
Имя прилагательное как часть речи.
Значение и употребление в речи. Согласование с именами существительными. Изменение прилагательных по числам. Особенности текста – описания. Обучение составлению описательного текста.
Местоимение как часть речи.
Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Особенности текста – рассуждения. Обучение составлению текста- рассуждения.
Предлог.
Значение предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами.
Обобщение знаний о частях речи.
Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.
Повторение изученного за год (17 ч).
Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Звукобуквенный анализ слов.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | Название раздела | Количество часов, отводимое на освоение раздела | Сроки освоения темы | Формы текущего контроля успеваемости по теме | Сроки контроля |
1 | Наша речь | 4 ч | 03.09 – 06.09 | Тест | 06.09 |
2 | Текст | 5 ч | 07.09 – 13.09 | Диктант | 12.09 |
3 | Предложение | 12 ч | 14.09 – 01.10 | Контрольное списывание. Контрольный диктант | 18.09 26.09 |
4 | Слова, слова, слова… | 22 ч | 02.10 – 08.11 | Контрольный диктант Контрольный диктант | 11.10 07.11 |
5 | Звуки и буквы | 63 ч | 09.11 – 14.02 | Контрольный диктант. Диктант. Контрольный диктант. Контрольный диктант. Тест. Диктант. Контрольное списывание. | 16.11 30.11 20.12 10.01 24.01 01.02 11.02 |
6 | Части речи | 47 ч | 15.02 – 30.04 | Диктант. Диктант. Контрольное списывание. Диктант. Контрольный диктант. | 04.03 14.03 12.04 19.04 29.04 |
7 | Повторение | 13 ч | 06.05 – 24.05 | Контрольное списывание. Итоговый диктант | 21.05 23.05 |
| Итого: | 166ч | | | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Название раздела | № п/п | Название темы | Кол-во часов | Дата проведения | Причина (обоснование) |
план | факт |
Наша речь. (4 ч) | -
| Знакомство с учебником. Какая бывает речь? | 1 | 03.09 | | |
-
| Что можно узнать о человеке по речи? | 1 | 04.09 | | |
-
| Как отличить диалог от монолога? | 1 | 05.09 | | |
-
| Проверка знаний. Тест. | 1 | 06.09 | | |
Текст. (5 ч) | -
| Что такое текст? | 1 | 07.09 | | |
-
| Что такое тема и главная мысль теста? | 1 | 10.09 | | |
-
| Части текста. | 1 | 11.09 | | |
-
| Диктант. | 1 | 12.09 | | |
-
| Работа над ошибками | 1 | 13.09 | | |
Предложение. (12 ч) | -
| Что такое предложение? | 1 | 14.09 | | |
-
| Как составить из слов предложение | 1 | 17.09 | | |
-
| Контрольное списывание. | 1 | 18.09 | | |
-
| Что такое главные члены предложения? | 1 | 19.09 | | |
-
| Что такое второстепенные члены предложения? | 1 | 20.09 | | |
-
| Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения | 1 | 21.09 | | |
-
| Что такое распространенные и нераспространенные предложения? | 1 | 24.09 | | |
-
| Как установить связь слов предложении? | 1 | 25.09 | | |
-
| Контрольный диктант по теме «Предложение». | 1 | 26.09 | | |
-
| Работа над ошибками. | 1 | 27.09 | | |
-
| Развитие речи. Обучающее сочинение по картине. И.С. Остроухова «Золотая осень». | 1 | 28.09 | | |
-
| Анализ сочинений. | 1 | 01.10 | | |
Слова, слова, слова. (22 ч) | -
| Что такое лексическое значение слова? | 1 | 02.10 | | |
-
| Что такое лексическое значение слова? | 1 | 03.10 | | |
-
| Что такое однозначные и многозначные слова? | 1 | 04.10 | | |
-
| Что такое прямое и переносное значение многозначных слов? | 1 | 05.10 | | |
-
| Что такое синонимы? | 1 | 08.10 | | |
-
| Что такое антонимы? | 1 | 09.10 | | |
-
| Что такое антонимы? | 1 | 10.10 | | |
| -
| Контрольный диктант. | 1 | 11.10 | | |
-
| Работа над ошибками. | 1 | 12.10 | | |
-
| Что такое родственные слова? | 1 | 15.10 | | |
-
| Что такое родственные слова? | 1 | 16.10 | | |
-
| Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? | 1 | 17.10 | | |
-
| Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? | 1 | 18.10 | | |
-
| Какие бывают слоги? | 1 | 19.10 | | |
-
| Как определить ударный слог? | 1 | 22.10 | | |
-
| Как определить ударный слог? | 1 | 23.10 | | |
-
| Как переносить слова с одной строки на другую? | 1 | 24.10 | | |
-
| Как переносить слова с одной строки на другую? | 1 | 25.10 | | |
-
| Обучающее сочинение по серии картинок. | 1 | 26.10 | | |
-
| Проверочная работа по теме «Слова» | 1 | 06.11 | | |
-
| Контрольный диктант. | 1 | 07.11 | | |
-
| Работа над ошибками. | 1 | 08.11 | | |
Звуки и буквы. (63 ч) | -
| Как различить звуки и буквы? | 1 | 09.11 | | |
-
| Как используем алфавит? | 1 | 12.11 | | |
-
| Как используем алфавит? | 1 | 13.11 | | |
-
| Какие слова пишутся с заглавной буквы? | 1 | 14.11 | | |
-
| Как определить гласные звуки? | 1 | 15.11 | | |
-
| Контрольный диктант. | 1 | 16.11 | | |
-
| Работа над ошибками. | 1 | 19.11 | | |
-
| Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | 1 | 20.11 | | |
-
| Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | 1 | 21.11 | | |
-
| Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | 1 | 22.11 | | |
-
| Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | 1 | 23.11 | | |
-
| Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | 1 | 26.11 | | |
-
| Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуком в корне. | 1 | 27.11 | | |
-
| Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуком в корне. | 1 | 28.11 | | |
-
| Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуком в корне. | 1 | 29.11 | | |
-
| Диктант. Проверочная работа. | 1 | 30.11 | | |
-
| Работа над ошибками | 1 | 03.12 | | |
-
| Развитие речи. Обучающее сочинение по картине С.А.Тутунова «Зима пришла. Детство» | 1 | 04.12 | | |
-
| Как определить согласные звуки? | 1 | 05.12 | | |
-
| Согласный звук [й] и буква и краткое. | 1 | 06.12 | | |
-
| Согласный звук [й] и буква и краткое. | 1 | 07.12 | | |
-
| Слова с удвоенными согласными. | 1 | 10.12 | | |
-
| Развитие речи. | 1 | 11.12 | | |
-
| Наши проекты. И в шутку и в серьёз. | 1 | 12.12 | | |
-
| Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы их обозначающие. | 1 | 13.12 | | |
-
| Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы их обозначающие. | 1 | 14.12 | | |
-
| Как обозначить мягкостью согласного на письме. | 1 | 17.12 | | |
-
| Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными. | 1 | 18.12 | | |
-
| Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными. | 1 | 19.12 | | |
-
| Контрольный диктант№7. | 1 | 20.12 | | |
-
| Проверочная работа | 1 | 21.12 | | |
-
| Работа над ошибками | 1 | 24.12 | | |
-
| Наши проекты. Пишем письмо. | 1 | 25.12 | | |
-
| Обобщающий урок. | 1 | 26.12 | | |
-
| Буквосочетания ЧК, ЧН, ЩН, ЧН, НЧ | 1 | 27.12 | | |
-
| Развитие речи. Обучающее изложение. | 1 | 28.12 | | |
-
| Повторение темы «Твердые и мягкие согласные». | 1 | 09.01 | | |
-
| Контрольный диктант. | 1 | 10.01 | | |
-
| Закрепление знаний. Работа над ошибками. | 1 | 11.01 | | |
-
| Наши проекты. Рифма. | 1 | 14.01 | | |
-
| Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ – ЩУ. | 1 | 15.01 | | |
-
| Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ – ЩУ. | 1 | 16.01 | | |
-
| Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ – ЩУ. Проверь себя. | 1 | 17.01 | | |
-
| Как отличать звонкие согласные звуки от глухих? | 1 | 18.01 | | |
| -
| Как отличать звонкие согласные звуки от глухих? | 1 | 21.01 | | |
-
| Проверка парных согласных в корне слова. | 1 | 22.01 | | |
-
| Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных | 1 | 23.01 | | |
-
| Проверка парных согласных. Изложение повествовательного текста.№2 | 1 | 24.01 | | |
-
| Правописание парных согласных на конце слова. | 1 | 25.01 | | |
-
| Правописание парных согласных на конце слова. | 1 | 28.01 | | |
-
| Правописание парных согласных на конце слова. | 1 | 29.01 | | |
-
| Правописание парных согласных на конце слова. | 1 | 30.01 | | |
-
| Проверка знаний. | 1 | 31.01 | | |
-
| Диктант. | 1 | 01.02 | | |
-
| Работа над ошибками. Обобщение изученного материала. | 1 | 04.02 | | |
-
| Написание слов с разделительным мягким знаком. | 1 | 05.02 | | |
-
| Написание слов с разделительным мягким знаком. | 1 | 06.02 | | |
-
| Написание слов с разделительным мягким знаком. | 1 | 07.02 | | |
-
| Упражнения в написании слов с разделительным мягким знаком. | 1 | 08.02 | | |
-
| Контрольное списывание | 1 | 11.02 | | |
-
| Обучающее сочинение «Зимние забавы» | 1 | 12.02 | | |
-
| Проверка знаний | 1 | 13.02 | | |
-
| Обобщение изученного материала. | 1 | 14.02 | | |
Части речи. (48 ч) | -
| Что такое части речи? | 1 | 15.02 | | |
-
| Что такое части речи? | 1 | 18.02 | | |
-
| Что такое имя существительное? | 1 | 19.02 | | |
-
| Одушевленные и неодушевленные имена существительные. | 1 | 20.02 | | |
-
| Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных. | 1 | 21.02 | | |
-
| Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей. | 1 | 22.02 | | |
-
| Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет. | 1 | 25.02 | | |
-
| Заглавная буква в написании кличек животных. Развитие речи. | 1 | 26.02 | | |
-
| Заглавная буква в географических названиях. | 1 | 27.02 | | |
-
| Обучающее изложение по вопросам с дополнением текста. | 1 | 28.02 | | |
-
| Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы | 1 | 01.03 | | |
-
| Диктант по теме «Большая буква в именах существительных» | 1 | 04.03 | | |
-
| Работа над ошибками. | 1 | 05.03 | | |
-
| Единственное и множественное число имен существительных. | 1 | 06.03 | | |
-
| Единственное и множественное число имен существительных. | 1 | 07.03 | | |
-
| Единственное и множественное число имен существительных. | 1 | 11.03 | | |
-
| Обучающее изложение. | 1 | 12.03 | | |
-
| Проверка знаний. | 1 | 13.03 | | |
-
| Диктант. | 1 | 14.03 | | |
-
| Работа над ошибками. | 1 | 15.03 | | |
-
| Что такое глагол? | 1 | 18.03 | | |
-
| Что такое глагол? | 1 | 19.03 | | |
-
| Что такое глагол? | 1 | 20.03 | | |
-
| Единственное и множественное число глаголов. | 1 | 21.03 | | |
-
| Единственное и множественное число глаголов. | 1 | 22.03 | | |
-
| Правописание частицы НЕ с глаголами. | 1 | 01.04 | | |
-
| Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол» | 1 | 02.04 | | |
-
| Что такое текст-повествование? | 1 | 03.04 | | |
-
| Проверка знаний. | 1 | 04.04 | | |
-
| Что такое имя прилагательное? | 1 | 05.04 | | |
-
| Связь имени прилагательного с именем существительным. | 1 | 08.04 | | |
-
| Прилагательные, близкие и противоположные по значению. | 1 | 09.04 | | |
-
| Единственное и множественное число имен прилагательных. | 1 | 10.04 | | |
-
| Что такое текст-описание? | 1 | 11.04 | | |
-
| Контрольное списывание. | 1 | 12.04 | | |
-
| Общее понятие о предлоге. | 1 | 15.04 | | |
-
| Раздельное написание предлогов со словами. | 1 | 16.04 | | |
-
| Восстановление предложений. | 1 | 17.04 | | |
-
| Проверка знаний | 1 | 18.04 | | |
-
| Диктант. | 1 | 19.04 | | |
-
| Работа над ошибками | 1 | 22.04 | | |
| -
| Что такое местоимение? | 1 | 23.04 | | |
-
| Что такое местоимение? | 1 | 24.04 | | |
-
| Что такое текст-рассуждение? | 1 | 25.04 | | |
-
| Проверка знаний. | 1 | 26.04 | | |
-
| Контрольный диктант. | 1 | 29.04 | | |
-
| Работа над ошибками. | 1 | 30.04 | | |
Повторение. (13 ч) | -
| Повторение по теме: «Текст». | 1 | 06.05 | | |
-
| Сочинение по картине. | 1 | 07.05 | | |
-
| Повторение по теме «Предложение». | 1 | 08.05 | | |
-
| Повторение по теме «Предложение». | 1 | 13.05 | | |
-
| Повторение по теме «Слово и его значение». | 1 | 14.05 | | |
-
| Повторение по теме «Части речи». | 1 | 15.05 | | |
-
| Повторение по теме «Части речи». | 1 | 16.05 | | |
-
| Повторение по теме «Звуки и буквы». | 1 | 17.05 | | |
-
| Повторение по теме: «Правила правописания» | 1 | 20.05 | | |
-
| Контрольное списывание. | 1 | 21.05 | | |
-
| Повторение и закрепление изученного материала. | 1 | 22.05 | | |
-
| Итоговый диктант. | 1 | 23.05 | | |
-
| Повторение и закрепление изученного материала. | 1 | 24.05 | | |
-
| | | | | |
-
| . | | | | |
-
| | | | | |
-
| . | | | | |
| Всего | 166 ч | | | |
«Согласовано» Руководитель МО ________ /______________ / ФИО Протокол №__1__ от «_27__» августа 2018г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ- СОШ №2 п. Южный _______ /Виниченко Л.Н. / «27_» августа_ 2018_г. | ПРИНЯТО Решение педагогического совета МБОУ-СОШ №2 п. Южный от « » августа 20____ г. № __ |
13