СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
45
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по русскому языку для средней общеобразовательной школы для 2 класса составлена на основе:
1. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10.2009 года №373 (в редакции от 22.09.2011 №2357);
2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1067 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 февраля 2013г., регистрационный N 26755) «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 учебный год»;
3. Учебного плана
4. Программа. Русский язык 2 класс. Москва Издательский центр «Вентана-Граф»2012.Под редакцией С.В.Иванова.
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по русскому языку и авторской программы« Русский язык 1-4 классы.»(Сборник программ к комплекту учебников « Начальная школа XXI века». – 3 – е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2011г.) с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания, соответствующего уровню образовательного стандарта по предмету и с учетом преемственности программы по русскому языку основного общего образования, т.е. ее реализация позволит обеспечить преемственность с дошкольной подготовкой и содержанием следующей ступени обучения.
Общая характеристика учебного предмета
Цели и задачи курса:
познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаковосимволического и логического мышления учеников;
социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты описания и повествования небольшого объема;
воспитание позитивного эмоционально ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.
Структура курса
Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и получением первоначального литературного образования.
После периода обучения грамоте решаются задачи совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы. Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания.
Основные содержательные линии
Материал курса «Русский язык» представлен в примерной программе такими содержательными линиями, как:
Основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова, грамматика.
Орфография и пунктуация.
Развитие речи.
В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы обеспечить ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности.
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение русского языка , во 2 классе по 170 ч. (5 ч. в неделю, 34 учебные недели в каждом классе.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем ,что русский язык является государственным языком Российской Федерации , родным языком русского народа , средством межнационального общения .Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения ,явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета , учатся ориентироваться в целях , задачах , условиях общения , выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
1.Содержание учебного предмета
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Тематический перечень программного материала:
Как устроен наш язык – 57 часов
Правописание» навыки формирования грамотного письма – 58 ч
Развитие речи – 34 часа
Повторение – 5 часов
Резервные уроки – 16 часов
«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) – 57 часов:
Фонетика – 10 часов
Что изучает фонетика? Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные звуки и буквы. Гласные буквы Е, е, Ё, ё, Ю, ю, Я, я, их функции. Согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости. Слог. Ударение. Перенос.
Слово и предложение – 6 часов
Слово как единство звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением – имена существительные. Слова, называющие признаки, - имена прилагательные. Слова, обозначающие действия, - глаголы.
Предложение. Отличие предложения от слова. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Знаки препинания в конце предложений. Восклицательные и невосклицательные предложения. Слова в предложении.
Состав слова – 19 часовi
Форма слова. Окончание. Слова изменяемые и неизменяемые. Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корнях. Суффикс. Суффиксальный способ образования слов. Приставка. Приставочный способ образования слов. Основа слова. Приставочно-суффиксальный способ образования слов.
Лексика – 22часа
Слово и его лексическое значение. Слово в словаре и в тексте. Определение значения слова в толковом словарике учебника. Слова однозначные и многозначные.
Синонимы. Антонимы. Омонимы.
Слова исконные и заимствованные.
Устаревшие слова.
Фразеологизм. Фразеологизм и слово. Использование фразеологизмов.
«Правописание» (формирование навыков грамотного письма) – 58 часов
Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Перенос слов.
Правописание заглавной буквы.
Правописание гласных и согласных в корнях: безударная проверяемая гласная в корне, проверяемая согласная и непроизносимая согласная. Правописание беглой чередующейся гласной е в корне при словообразовании (башня – башенка).
Правописание суффиксов имён существительных: -онок-, -енок-, -ок-, -ек-,
-ик-, -ост (ь)-.
Правописание суффиксов имён прилагательных: -ов-, -ев-, -ив-, -чив-, -лив-.
Правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-, за-, на-, над-.
Правописание разделительных твёрдого и мягкого знаков. Правописание предлогов и приставок.
«Развитие речи» - 34 часа
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Подбор заголовков к данным текстам. Определение по заголовкам содержания текстов.
Выражение в тексте законченной мысли, отработка вариантов окончания текстов. Начало текста (зачин), подбор и придумывание подходящих по смыслу зачинов к данным текстам.
Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения.
Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев.
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев.
План текста. Составление планов к данным текстам. Озаглавливание возможного текста по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, - их особенности.
Повторение – 5 часов
Резервные уроки – 16 часов. Из них: контрольные работы – 13 часов; повторение пройденного – 3 часа
2 . Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
Личностные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Обучающийся получит возможность научиться:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Обучающийся получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии;
владеть рядом общих приёмов решения задач.
Обучающийся получит возможность научится
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнёра;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Общеучебные умения и навыки
В результате изучения курса русского языка и родного языка обучающиеся на ступени начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.
В процессе изучения русского языка и родного языка обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.
У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнёра, учёт различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.
Выпускник на ступени начального общего образования:
научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;
сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное;
получит первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языков: познакомится с разделами изучения языка — фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объёме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.
В результате изучения курса русского языка и родного языка у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому и родному языкам и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка и родного языка на следующей ступени образования.
3. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся
Разделы | Кол-во часов | Содержание курса уроков | Характеристика деятельности учащихся | ||
«Как устроен наш язык»
| 65 | Повторение изученного в 1 классе: различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Обозначение на письме мягкости согласных звуков. Определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков Окончание как часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов Деление слов на слоги Корень как часть слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова | Ориентироваться в целях и задачах урока с учётом названия блока и темы урока, планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами1. Характеризовать признаки звуков речи с опорой на схему «Звуки речи». Объяснять различие в звуко-буквенном составе слов. Анализировать тексты с установкой на поиск допущенных ошибок, исправлять допущенные ошибки с опорой на знание Понимать информацию, представленную в виде рисунка. Сопоставлять предложенные слова и высказывать предположение об их сходстве и различиях. Находить общую часть в группах слов. Знакомиться с понятиями «корень», «однокоренные слова». Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Находить слова по заданному основанию. Различать родственные слова и формы одного и того же слова. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнен Объяснять различие парных по глухости-звонкости согласных в легкоразличимых случаях. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь в подборе слов, различающихся одним звуком. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Наблюдать оглушение звонких согласных в конце слова. Понимать и преобразовывать информацию, представленную в виде рисунка, записывать слова с помощью транскрипции. Обобщать результаты наблюдений, доказывать необходимость проверки согласных звуков на конце слова и предлагать способ её выполнения. Отрабатывать написание слов с парными по звонкости-глухости согласными звуками на конце с опорой на проверочные слова. | ||
«Правописание» Развитие речи | 64 36 | Повторение: применение правил правописания сочетаний жи — ши, ча — ща, чу — щу » Ознакомление с правилом переноса слов Повторение: применение правила правописания прописной буквы в начале предложения и в именах собственных Ознакомление с правилом правописания безударных проверяемых гласных в корне слова Ознакомление с правилами правописания суффиксов имён существительных -онок-, -ёнок-; -ик-, -ек- и их применение и его применение
| ОбъяНаблюдать за ошибками, связанными со значением слова. Осуществлять поиск необходимой информации в толковом словарике учебника. Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в паре). Наблюдать за словами, сходными по звучанию, но разными по значению. Высказывать предположение о причинах несочетаемости приведённых в задании слов. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Выбирать слова по заданному основанию. Составлять сочетания слов с указанным значениемснять различие в звуко-буквенном составе записанного слова. Осуществлять самоконтроль при использовании правила написания сочетаний ча — ща, чу — щу. Соблюдать алгоритм порядка действий при списывании. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения при отработке правописания ча — ща Сопоставлять буквенную запись слова и его транскрипцию. На основе наблюдения высказывать предположение о выборе суффиксов -ик-/-ек-. Знакомиться с алгоритмом написания суффиксов -ик-/-ек-, контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом. Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в паре). Устанавливать тип орфограммы в предложенных словах, выбирать способ проверки в зависимости от орфограммы. Преобразовывать текст в таблицуНаблюдать за языковым материалом, самостоятельно формулировать правило написания суффиксов -ив-, -ев-, -чив-, -лив-. Планировать свою работу при записи слов, группировать слова по заданному основанию. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/ невозможность его выполнения
| ||
Текст. Смысловое единство предложений в тексте (основная мысль). Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам Определение по заголовкам содержания текста Различение однозначных и многозначных слов. Представление о прямом и переносном значении слова | Устанавливать правильность выбора заголовков к предложенным текстам. Подбирать заголовки к текстам. Объяснять выбор наиболее подходящего заголовка Подбирать заголовок к тексту, обосновывать выбор. Сравнивать варианты окончания исходного текста. Доказывать, почему предложенное окончание текста не соответствует авторскому замыслу. | ||||
Повторение | 5ч | Комплексное повторение изученного Повторение изученных правил правописания | Понимать текст. Обнаруживать неполноту текста. Заканчивать текст. Выбирать подходящее оконОпределять тип текста, обосновывать собственное мнение. Подбирать антонимы к выделенным словам. Выделять и обозначать части слова, устанавливать способ образования слов. Заканчивать текст. Устанавливать орфограммы и обосновывать правильность написания. Контролировать собственные действиячание текста из предложенных и объяснять свой выбор
|
Описание учебно-методического и материально – технического обеспечения.
Изучение курса осуществляется по УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой. Учебно-методический комплект допущен Министерством образования РФ.
Методические и учебные пособия.
Учебники:
С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова. Русский язык: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / Под ред. С.В. Иванова. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 160 с.: ил. ( Начальная школа XXI века).
С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова. Русский язык: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 / Под ред. С.В. Иванова. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 160 с.: ил. ( Начальная школа XXI века).
Учебник включён в федеральный перечень. Соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования (2004 г). Рекомендован Министерством образования Российской Федерации.
Рабочие тетради:
Кузнецова М.И. Пишем грамотно: 2 класс: рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений /М.И. Кузнецова. - 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2012.-96 с.: ил.- ( Начальная школа XXI века). Соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования.
Кузнецова М.И. Пишем грамотно: 2 класс: рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / М.И. Кузнецова - 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2012.-96 с.: ил.- ( Начальная школа XXI века). Соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования.
Кузнецова М.И. Учусь писать без ошибок: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений /М.И. Кузнецова. - 2-е изд. дораб. – М.: Вентана-Граф, 2012.-96 с.: ил.- ( Начальная школа XXI века). Соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования.
Наличие методических пособий для учителя:
Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века».–3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2011.-176 с.
Приложение к программе
Календарно – тематическое планирование
№ п/п |
| Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовленности | Вид контроля | Домашнее задание/ интеграция | Дата проведения | |||||||||
Предметные УУД | УУД | ||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||||||||
1 четверть-44 часа | |||||||||||||||||
1 |
| Звуки речи и буквы | 1 | Звуки и буквы. | Уметь: – анализировать и кратко характеризовать звуки речи; – различать произношение и написание слов; – соблюдать орфоэпические нормы | Регулятивные:осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;
| Понятия «фонетика», «графика» | Уч., с. 7 упр. 4* |
|
| |||||||
2 | Гласные и согласные звуки и их буквы | 1 | Гласные и согласные звуки и буквы | Транскрипция как способ записи звукового состава слова | Уч., с. 10 – П.; С.11упр. 5 |
|
| ||||||||||
3 | Обозначение звуков речи на письме | 1 | Согласные мягкие и твердые. Обозначение мягкости согласных звуков на письме | планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям;
| Соотнесение звуковой и буквенной записей слова. гласные буквы е, ё, ю, я, их функции | Уч., с. 12, 13 – П.; С.14 упр. 5 |
|
| |||||||||
4 | Ударные и безударные гласные звуки в слове | 1 | Гласные ударные и безударные | Что изучает лексика? | Уч., с. 15 – П.; С.16 упр. 2 или 4* |
|
| ||||||||||
5 | Согласные звуки | 1 | Согласные звонкие и глухие |
| Согласный звук | Уч., с. 18, 20 – П.; Упр. 2 или 6* | | |
6 |
| Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие | 1 | Согласные звонкие и глухие. Согласные парные и непарные по твердости – мягкости; звонкости – глухости |
| осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач;
| Звуки, не имеющие пары по твердости–мягкости: | Уч., с. 22, 24 – П; с.23упр. 4 | | |
7 | Звонкие согласные звуки в конце слова | 1 |
| Уч. с.27 – П.; с.28 упр. 5 | | | ||||
8 |
| Учимся писать сочетания жи – ши | 1 | Правописание сочетаний жи – ши | Уметь различать произношение и написание слов | следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника);
| Безударные случаи звукосочетаний [жы], [шы] в словах железо, шерстяной | Уч., с. 29 – П.; с.30 упр. 3 | | |
9 | Учимся писать сочетания ча – ща | 1 | Правописание сочетаний ча – ща | Непроверяемая безударная гласная в корне слова щавель | Уч., с. 32 – П.; с.33 упр. 4 | | | |||
10 | Учимся писать сочетания чу – щу | 1 | Правописание сочетаний чу – щу | осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
| Уч., с. 34 – П.; с.35упр. 4. |
|
| |||
11 |
| Разделительный мягкий знак (ь) | 1 | Правописание разделительного мягкого знака в словах | Уметь: – различать произношение и написание слов; – соблюдать орфоэпические нормы | Наблюдение за парами слов, различающихся только одним звуком [й’]: солю [сал’у] и солью [сал’й’у] | Уч., с. 36 – П.; с.37 упр. 2 или 4* |
|
|
12 |
| Слог | 1 | Деление слов на слоги. Знак переноса. Определение количества слогов в словах |
| осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы.
| Правила переноса слов с буквами й, ь, ъ | Уч., с. 39-П.; с.41 упр. 4 |
|
|
13-14 |
| Учимся переносить слова | 2 | Деление слов на слоги. Знак переноса. Правила переноса слов | Уметь различать произношение и написание слов | Слова, которые нельзя переносить | Уч., с. 42 – П.; упр. 3* |
|
| |
15 | Диктант по теме «Правописание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу» | 1 | Правописание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу. Перенос слов | Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочных материалах учебника, в детских энциклопедиях);
|
|
|
|
| ||
16 | Анализ, ошибок, допущенных в диктанте.. Контрольное списывание | 1 |
|
| Уч., с. 44 – П.; упр. 4, 5 |
|
| |||
17 |
| Слоги ударные и безударные. Роль ударения | 1 | Определение ударного гласного в слове. Наблюдение за словами, различающимися местом ударения | Уметь соблюдать орфоэпические нормы | ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
| Способы определения ударения в слове | Уч., с. 46-П; с.47 упр. 2 или 5 |
|
|
.
18 |
| Слово. Словарный диктант | 1 | Слово как единство звучания (написания) и значения. Наблюдение над значением слова | Знать: – признаки изученных частей речи; – типы предложений по цели высказывания и интонации, – характеризовать части речи, предложение. Уметь: – различать слова и предложения; – определять предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске | использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения языковых задач; находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова;
| Несуществующие слова | Уч., с. 49 – П., упр. 1 |
|
|
19 | Слова, называющие предметы | 1 | Знакомство с понятием «имя существительное». Значение и употребление имени существительного | Одушевленные и неодушевленные имена существительные | Уч., с. 54 – П, с.55 упр. 4 |
|
| |||
20 | Слова, называющие признаки и действия предметов | 1 | Знакомство с понятием «имя прилагательное», «глагол» | Введение термина «часть речи» | Уч., с. 56,58 – П., упр. 4 |
|
| |||
21 | Слово и предложение | 1 | Слово и предложение. Виды предложений по цели высказывания | дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты);
| Составление предложений разных видов (по цели высказывания) к предложенным схемам
| Уч., 59,61 – П.,с.60 упр. 2 |
|
|
22 |
| Восклицательные и невосклицательные предложения | 1 | Виды предложений по эмоциональной окраске |
| осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений, текстов); классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану, по таблице;
| Произнесение предложений с восклицательной интонацией | Уч., с. 63 – П.;с.65 упр. 4 |
|
|
23 |
| Слова в предложении | 1 | Различение слова и предложения |
| Наблюдение за «поведением» слов в предложении (изменение формы слова) | Уч. с. 66, упр. 2 |
|
| |
24 |
| Окончание как часть слова | 1 | Знакомство с окончанием как изменяемой частью слова. Наблюдение за изменением формы слова | Знать значимые части слова. Уметь анализировать состав слова | Слова изменяемые и неизменяемые | Уч., с. 68,70 – П.,с.69 упр. 3 |
|
| |
25 | Изменение формы слова с помощью окончания | 1 | Нахождение и выделение окончания | владеть общим способом проверки орфограмм в словах; выделять существенную информацию из читаемых текстов;
| Изменение форм имен существительных, имен прилагательных и глаголов с опорой на языковой опыт учащихся | Уч., с. 71,72 – П., с.72упр. 2 |
|
| ||
26 | Неизменяемые слова | 1 | Знакомство со словами, форма которых не меняется |
| Уч., с. 74 – П.,с.75 упр. 4* |
|
|
27 |
| Вспоминаем правило написания прописной буквы. | 1 | Написание заглавной буквы в именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных, в географических названиях | Уметь: – соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации; – находить способ проверки написания слова; – без ошибок списывать несложный текст | осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений, текстов);
|
| Рт, с. 3–5, 7, № 1, 2 |
|
|
28 | Вспоминаем правило написания прописной буквы. Тестовая работа | 1 | Рт, с.7, № 4 |
|
| |||||
29 |
| Корень как часть слова | 1 | Знакомство с понятием «корень слова». Выделение корня слова | Знать: значимые части слова. Уметь анализировать и кратко характеризовать состав слова | строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателем; Коммуникативные:владеть диалоговой формой речи;
| Знакомство с понятиями «однокоренные слова», «родственные слова». Наблюдение за группами родственных слов | Уч., с. 81 – П., с.82 упр. 2 |
|
|
30 |
| Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова.
| 1 | Знакомство с правилом обозначения безударных гласных в корне слова. Отработка умения применять данное правило | Уметь: – различать произношение и написание слов; – находить способ проверки написания слова; – соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | Знакомство с понятиями «опасное место», «орфограмма». Нахождение ошибок в обозначении буквами безударных гласных и подборе проверочных слов | Уч., с.84 – П. РТ, с. 9, № 3; с. 11–12, № 4, 5; |
|
| |
31 | Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова.
| 1 | Уч.с.86-П. С.85 упр.1
|
|
| |||||
32-33 | Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова.
| 2 | Уч.с. 88-П, Рт,с. 13–14,
|
|
|
34 |
| Корень как общая часть родственных слов | 1 | Выделение корня слова | Знать: значимые части слова. Уметь: – анализировать и кратко характеризовать состав слова; – работать со словарями | учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре;
| Закрепление представления о двух признаках родственных слов | Уч., с. 91,92 – П.,с.92 упр. 4 |
|
|
35 |
| Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова | 1 | Способы проверки написания слов с безударной гласной | Уметь: – различать произношение и написание слов; – находить способ проверки написания слова; – соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | договариваться и приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию; Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова | Подбор родственных слов с заданным корнем | Уч.с.94- П, РТ, с. 17, № 1;с. 20, № 3; |
|
|
36 | Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова | 1 | ||||||||
Повтор.словарных слов |
|
| ||||||||
| Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова Словарная работа. | 2 |
|
|
| |||||
39 | Диктант по теме: «Безударные гласные в корне слова» | 1 | Безударные гласные в корне слова. | Уметь: – находить способ проверки написания слова; – соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации; – различать произношение и написание слов | задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; |
|
|
|
|
40 | Состав слова | Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Однокоренные слова | 1 | Подбор и различение однокоренных слов | Уметь: – подбирать группы однокоренных слов; – соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации 2 четверть-40 ч | осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
| Поиск слов с заданным корнем | Уч. с. 97, упр. 6 |
|
|
41
|
| Однокоренные слова. | 1 | Знакомство с новой орфограммой. Обозначение парных по звонкости – глухости согласных в конце корня (слова) | Уметь: – находить способ проверки написания слова; – соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации; – различать произношение и написание слов | адекватно использовать речь и речевые средства для решения разнообразных коммуникативных задач.
| соотнесение звуковой и буквенной записей слова с данной орфограммой | Уч., с. 99 – П.,алгоритмс. 100, упр. 2. |
|
|
42-44
| Учимся писать буквы согласных в корне слова. | 3 | Уч.с101-П., Упр.2 |
|
| |||||
Выучить словарные слова |
|
| ||||||||
|
|
| ||||||||
2 четверть-37 часов | ||||||||||
45 |
| Корень слова с чередованием согласных. Словарный диктант. | 1 | Выделение корня слова | Знать: значимые части слова. Уметь анализировать и кратко характеризовать состав слова | Личностные: осознание языка как основного средства человеческого общения; | Подбор родственных слов с заданным корнем | РТ, с. 29–30, № 1 |
|
|
46 |
| Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова | 1 | Знакомство с орфограммой | Уметь: – различать произношение и написание слов; |
| Соотнесение звуковой и буквенной записей слова с орфограммой | РТ, с. 34, № 4 или 5; с. 35, № 6 |
|
|
47 |
| Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова | 1 | Подбор и различение однокоренных слов | Уметь: – подбирать группы однокоренных слов; – соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
| Поиск слов с заданным корнем | Уч. с. 97, упр. 6 |
|
|
48
|
| Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова
| 1
| Знакомство с новой орфограммой. Обозначение парных по звонкости – глухости согласных в конце корня (слова) | Уметь: – находить способ проверки написания слова; – соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации;
| соотнесение звуковой и буквенной записей слова с данной орфограммой | Уч., с. 99 – П.,алгоритмс. 100, упр. 2. Уч.с101-П., Упр.2 Выучить словарные слова |
|
| |
49 |
| Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова | 1
| Выделение корня слова Знакомство с орфограммой | Уметь: – различать произношение и написание слов; – находить способ проверки написания слова
| Подбор родственных слов с заданным корнем | РТ, с. 29–30, № 1 |
|
| |
| ||||||||||
50 |
| Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова | 1 |
| Уметь: – находить способ проверки написания слова;
| Соотнесение звуковой и буквенной записей слова с данной орфограммой | РТ, с. 34, № 4 или 5; с. 35, № 6 |
|
|
51 |
| Контрольный диктант по теме «Слово и предложение».
| 1 | Определение наличия в корнях некоторых слов букв, обозначающих согласный звук, который не произносится. Способы проверки орфограммы «непроизносимые согласные в корне слова» |
|
|
|
|
|
|
52 |
| Анализ ошибок, допущенных в диктанте | 1 |
|
|
|
|
|
| |
53 |
| Суффикс как часть слова | 1 | Выделение суффикса слова. Наблюдение над языковым материалом | Знать значимые части слова. Уметь анализировать и кратко характеризовать состав слова | Коммуникативные: доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи; понимать другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща.
|
| Уч., с. 108 – П.; с.109 упр. 4 |
|
|
54 | Значения суффиксов | 1 | Знакомство с суффиксом как частью слова и его основными признаками: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем. Значение суффиксов | Уменьшительно-ласкательное значение суффиксов -ушк- , -юшк-, | Уч. с. 111 – алгоритм; с.112упр. 3 |
|
|
55 |
| Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне | 1 | Определение наличия в корнях некоторых слов букв, обозначающих согласный звук, который не произносится. Способы проверки орфограммы «непроизносимые согласные в корне слова» | Уметь: – различать произношение и написание слов; – находить способ проверки написания слова | Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
| Написание слов с непроверяемыми орфограммами | Уч., с. 116 – П., с115 упр.3 | | |
56-57 | Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне | 1 | РТ | | | |||||
58 | Диктант по теме: «Состав слова и непроизносимые согласные»
| 1 |
| Уметь: – соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации; – находить способ проверки написания слова; – без ошибок списывать несложный текст | учиться планировать учебную деятельность на уроке; высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки;
|
|
| | | |
| | | ||||||||
59 | Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Контрольное списывание | 1 |
60 |
| Значения суффиксов. Словарный диктант | 1 | Выделение суффикса в слове. Значение суффиксов | Знать значимые части слова. Уметь: – анализировать и кратко характеризовать состав слова; – различать произношение и написание слова; – соблюдать изученные нормы орфографии; – находить способ проверки написания слова | учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; | Значение суффиксов -оват-, -еват-, -инк-, -ин- | Уч., с. 110, упр. 6 |
|
|
61 |
| Учимся писать суффиксы -ёнок-, -онок- | 1 | Выделение суффикса в слове. Значение суффиксов | Знакомство с правилом написания суффиксов -онок-, | Уч., с. 121, – П., алгоритм. РТ, ур. 53 |
|
| ||
62-63 | Учимся писать суффиксы -ик-, -ек- | 2 | Алгоритм выделения суффикса в слове. Значение суффиксов. Наблюдение за написанием суффиксов -ик-, -ек- | определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; | Знакомство с правилом написания суффиксов -ик-, -ек- | Уч., с. 123, алгоритм; С. 124 упр. 2. РТ, ур. 55 |
|
| ||
| ||||||||||
| ||||||||||
64 |
| Значение суффиксов | 1 | Выделение суффикса в слове. Значение суффиксов | работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты). | Наблюдение за значением суффиксов -анин-, -янин-, -ан-, -ян-, -ушк-, -евич-, -инич- и др. | Уч., с. 129, таблица; (устно) |
|
| |
65 |
| Учимся писать суффикс -ость- | 1 | Выделение суффиксов в словах, их значение. |
| РТ, ур. 57 |
|
|
| | | | наблюдение за значением суффикса -ость-, его написание. Знакомство с новыми суффиксами |
| Личностные: оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции: – общепринятых нравственных правил человеколюбия, уважения к труду, культуре и т.п. (ценностей);
|
|
|
|
|
66 |
| образование слов при помощи суффиксов | 1 |
|
| Введение термина «суффиксальный способ» образования слов | Уч., с. 134 – П., упр. 5 |
|
| |
67 |
| Учимся писать суффиксы имен прилагательных | 1 | Выделение суффиксов в именах прилагательных. Значение суффиксов. Правописание суффиксов имен прилагательных -ив-, -ев-, -чив-, -лив-, -н-, -ов- |
| – важности исполнения роли «хорошего ученика»; – важности бережного отношения к своему здоровью и здоровью всех живых существ; – важности различения «красивого» и «некрасивого».
|
| Уч.с.137 упр.5 |
|
|
68 |
| Образование слов при помощи суффиксов | 1 | Выделение частей слова: корня, суффикса, окончания. | Образование слов суффиксальным способом по заданным моделям | Уч., с. 139 – П., упр. 4 |
|
|
|
|
|
| отработка правописания изученных суффиксов |
| Познавательные: извлекать информацию; ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;
|
|
|
|
|
69 |
| Учимся писать корни и суффиксы. | 1 | Повторение всех изученных орфограмм в корне слова | Уметь: – находить способ проверки написания слова; – соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | Правописание суффиксов | Уч.с. 141упр.3 |
|
| |
70 |
| Контрольный диктант по теме «Корень слова, суффикс» | 1 | Правила правописания корня. Выделение корня, суффикса в словах | добывать новые знания разными способами (наблюдение, чтение, слушание); |
|
|
|
| |
71 | Анализ ошибок, допущенных в диктанте | 1 |
|
|
|
| ||||
72 |
| Приставка как часть слова | 1 | Знакомство с приставкой как значимой частью слова. выделение приставки из состава слова. значение приставок Выделение приставки в слове. Значение приставок | Знать значимые части слова. Уметь анализировать и кратко характеризовать состав слова | делать предварительный отбор источников информации для поиска новых знаний (энциклопедии, словари, справочники, и пр.);
| Образование родственных слов с помощью различных приставок | Уч., с. 144 – П.,с.144 упр. 2 |
|
|
73 | Значение приставок | 1 |
| Уч. с. 145 – алгоритм, упр. 3 |
|
|
74-75 | Правописание приставок | Учимся писать приставки. Словарный диктант | 1 | Правила правописания приставок. Выделение приставок в словах | Уметь: – находить способ проверки написания слова; – соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; | Правописание приставок с буквой «а» | Уч. с. 149 – П., упр. 1; Уч. с. 151, упр. 2 |
|
|
76 | Различаем приставки с буквами «о», «а» | 1 | Правила правописания приставок. Выделение приставок в словах | Знакомство с группами приставок, в которых пишутся буквы «о» и «а» | Уч. с. 151-152- П., упр. 3 |
|
| |||
77 |
| Комплексная контрольная работа | 1
|
|
| выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
| Приставочный способ словообразования в соответствии с заданной моделью | Уч., с. 155 – П., с. 156, упр. 4 |
|
|
78 | Твердый знак. | Анализ ошибок, допущенных в контрольной. Правописание слов с разделительным твердым знаком | 1 |
| Уметь: – различать произношение и написание слов; – соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; |
| Уч., с. 158, алгоритм. РТ, ур. 68 |
|
|
79 80 |
| Образование слов с помощью приставок Учимся писать разделительный твердый знак | 1 1 | Выделение приставок в словах. Значение приставок Знакомство с правилом написания ъ Различение разделительными знаками ь знаков на основе определения места орфограммы в слове |
| Частные случаи правописания слов
| Уч., с. 160, алгоритм. РТ, ур. 69 |
|
|
|
|
|
| Выделение приставок и суффиксов в словах | Знать значимые части слова. Уметь: – анализировать и кратко характеризовать состав слова; – находить способ проверки написания слова | соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. | Образование слов приставочно-суффиксальным способом и способом сложения | Уч., с. 163 – П, упр. 4 |
|
|
81 |
| Различаем разделительных ь и ъ знаков | 1 | Различение разделительных ь и ъ знаков | Частные случаи правописания слов с ъ и ь знаками | РТ, ур. 71 |
|
| ||
3 четверть-51 час | ||||||||||
82 |
| Как образуются слова | 1 | Выделение значимых частей слова. Знакомство с понятием «основа слова». Алгоритм нахождения основы слова |
| участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; | Подбор слов к схемам | Уч., с. 165 – П.,с.166 упр. 4 |
|
|
83 |
| Раличаем разделительный ъ и ь | 1 | Слово и предложение. Корень слова. Суффикс. Состав слова
|
|
|
|
|
|
|
84 | Основа слова | 1 |
|
|
|
85 |
| Учимся различать предлоги и приставки | 1 | Знакомство с предлогом и способом различения предлогов и приставок | Уметь анализировать и кратко характеризовать состав слова, части речи | участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; |
| Уч., с. 167-168, алгоритм. РТ, ур. 73, ур. 74 |
|
|
86
|
| Учимся различать предлоги и приставки | 1 | Выделение значимых частей слова | Знать значимые части слова | Определение способа образования слов | Уч., с. 171, упр. 4 |
|
| |
| ||||||||||
|
| |||||||||
87
| Повторяем состав слова | 1 | Способы проверки орфограмм во всех частях слова. Правописание приставок и суффиксов |
|
| РТ, ур. 76, 77 |
|
| ||
88 | Развитие речи. Обучающее изложение | 1 |
|
|
| |||||
889- 990 |
| Повторяем правописание частей слова | 2 | Слово и его значение. Толкование значения слова. Работа со словарями | Уметь работать со словарями |
| Словарное богатство русского языка | Уч., с. 6 – П, упр. 2; |
|
|
|
|
|
91 |
| Диктант по теме «Состав слова. Приставки» | 1 |
| – различия слова, словосочетания, предложения; – особенности текста и предложения, их различия; – понятие «заголовок». Уметь различать слова, словосочетания, предложения, текст |
|
|
|
|
|
92 |
| Анализ ошибок допущенных в диктанте. Работа над ошибками. Текст. | 1 | Различение слова, словосочетания и предложения | Различение текста и не текста | Уч., с. 11, упр. 2 |
|
| ||
93 | Слово и его значение. | 1 | Различение предложения и текста. Признаки текста. Знакомство с заголовком | участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; | Связь заголовка и общего смысла | Уч., с. 13 – П, с.14 упр. 3 |
|
| ||
94 |
| Значение слова. | 1 | Лексическое значение слов | Уметь работать со словарем | Наблюдения за сочетаемостью слов | Уч., с. 16 – П.; с. 17, упр. 4 |
|
| |
95 |
| Повторяем правописание частей слова | 1 | Выделение частей слова. Способы проверки орфограмм. Правописание приставок суффиксов | Уметь находить способ проверки написания слов |
| Транскрипция слов | РТ, ур. 85 |
|
|
96 |
| Текст | 1 | Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске | Уметь анализировать и кратко характеризовать предложение | участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; | Связь заголовка с основной мыслью текста | Уч., с. 22, упр. 3 |
|
|
97 | Заголовок текста | 1 | Чтение и понимание текста. Определение по заглавию основного содержания текста | Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные темы | Создание текста по его заглавию | Уч., с. 24, упр. 3 |
|
| ||
98 |
| Как сочетаются слова | 1 | Определение значения незнакомых слов с помощью контекста и толкового словаря | Уметь работать со словарями | Прямое и переносное значение слова | Уч., с. 26 упр. 2 |
|
| |
99 | Значение слова в словаре и тексте | 1 | Сравнение значения слова в словаре и тексте | Уч., с. 27 – П.; с. 29, упр. 4 |
|
| ||||
100 |
| Повторяем правописание частей слова. Словарный диктант | 1 | Нахождение в слове орфограмм и определение их места в слове. Правописание приставок и суффиксов | Уметь: – различать произношение и написание слова; – находить способ проверки написания слова |
|
| РТ, ур. 90 |
|
|
101 |
| Один текст- разные заголовки | 1 | Восприятие и понимание звучащей речи. . Соотнесение заголовка с основной мыслью текста | Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные темы |
|
| Уч., с. 30, упр. 1 |
|
|
102 | Учимся озаглавливать текст | 1 | Соблюдение орфоэпических норм и правильной речи. Первоначальное представление о структуре текста и цельности текста |
| участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; | Подбор возможных окончаний к незаконченным текстам | Уч., с. 34, упр. 2 |
|
| |
103 |
| Слово в толковом словаре | 1 | Списывание текста. Использование толкового словаря. Знакомство с многозначными словами | Уметь работать со словарями |
| Выяснение причин появления у слова нескольких значений. Переносное значение слов | Уч., с. 38, упр. 3
|
|
|
104 | Слова однозначные и многозначные | 1 | Уч. с. 36 – П, с.40 упр. 3 |
|
| |||||
105 |
| Учимся находить и проверять орфограммы в словаре | 1 | Повторение изученных орфограмм корня; правила написания заглавной буквы. правописание ь и ъ знаков | Уметь находить способ проверки написания слова |
|
| РТ, ур. 95 |
|
|
106 | Учимся озаглавливать текст | 1 |
|
|
|
107 108 |
| Как строиться текст .Окончание текста Как появляются многозначные сова | 1 1 |
|
| участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; |
|
|
|
|
109 110 |
| Как определить значение многозначного слова Учимся заканчивать текст | 1 1
| Слово и его значение. Знакомство с синонимами. | Уметь работать со словарями |
| Уч., с. 43–44 – П; с. 45, упр. 4 |
|
| |
111 | Слова-синонимы | 1 | Наблюдение за значением синонимов. Использование их в речи | Уметь использовать в устной и письменной речи слова-синонимы |
| Уч., с. 47, упр. 3 |
|
| ||
112 |
| Сочетание синонимов с другими словами | 1 | Нахождение в слове орфограмм. Безошибочное написание слов с изученными орфограммами | Уметь находить способ проверки написания слова |
| Правописание приставок и суффиксов. Различные способы образования слов | РТ, ур. 99 |
|
|
113 |
| Учимся применять орфографические правила | 1 | Восприятие и понимание звучащей речи. Соблюдение орфоэпических | Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные темы | Исправление нарушений в тексте | Уч., с. 51, упр. 2 |
|
|
114 |
| Как строится текст. Начало текста | 1 | норм и правильной интонации в речи. Наблюдение за структурой текста. Восстанавливание начала текста, его структуры |
| участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; |
| Уч. с. 53, упр. 3 |
|
|
115 |
| Сочиняем начало текста | 1 | Слово и его значение. Наблюдение за значением слов-синонимов, возможностями использования их в речи | Уметь: – работать со словарями; – использовать синонимы в устной и письменной речи | Подбор синонимов к словам, редактирование предложений | Уч., с. 55, упр. 3; с. 56, упр. 5 или 6 |
|
| |
116 | Как используются синонимы. Словарная работа | 1 | Повторить словарные слова |
|
| |||||
117 118 |
| Синонимы в текст Учимся применять орфографические правила
| 1 1
| Правописание слов с изученными орфограммами. Правописание изученных словарных слов
| Уметь находить способ проверки написания слова | участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; |
| РТ, ур. 104 |
|
|
119 |
| Учимся составлять текст | 1 | Составление текста по его началу или заключению. Структурные элементы текс- | Уметь создавать несложные логические тексты на доступные детям темы |
|
|
|
|
120 |
| Последовательность предложений в тексте | 1 | Чтение и понимание текста. Наблюдение за последовательностью предложений в тексте |
| участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; | Редактирование создаваемых текстов | Уч., с. 59 – П., упр. 2 |
|
|
121
|
| Слова антонимы | 1 | Слово и его значение. Наблюдение за словами, имеющими противоположное значение. Введение термина «антонимы» | Уметь работать со словарями | Сравнение антонимов и синонимов | Уч., с. 62 – П.; с. 63 упр. 4 |
|
| |
122 | Сочетание антонимов с другими словами | 1 | Уч., с. 65 упр. 3 |
|
|
123 |
| Диктант по теме «Слова с изученными орфограммами» | 1
|
| Уметь находить способ проверки написания слова |
|
|
|
|
|
| ||||||||||
124
|
| Анализ ошибок, допущенных в диктанте | 1 | Чтение и понимание текста. Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала. Наблюдение за структурой | Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные темы |
|
| Уч., с. 73, 74, 76, упр. 1, 2 |
|
|
125 |
| Абзац.
| 1
|
|
|
|
126 |
| Учимся выделять абзацы | 1 | текста. Выделение абзацев в тексте. Определение порядка следования абзацев
|
| участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; |
|
|
|
| |
| |||||||||||
127 128 |
| Значение заимствованных слов Учимся применять орфографические правила | 1 1 | Слово и его значение. Работа с толковым словарем 4четверть-40часов |
| участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; | Наблюдение за исконными и заимствованными частями слов | Уч., с. 80, упр. 3 |
|
| |
129 |
| Последовательность абзацев | 1 | Восприятие и понимание речи. Составление текстов по заданным абзацам | Уметь создавать несложные монологические тексты |
| Исправление деформированных текстов | Уч., с. 83 – П, с.82 упр. 2 |
|
| |
130 | Учимся составлять текст из абзацев | 1 | Составление текстов Исправление деформированных текстов | Уметь создавать несложные монологические тексты |
| Уч., с. 84, упр. 2 |
|
|
131 | | Учимся применять орфографические правила | 1 | Правописание слов с изученными орфограммами. Отработка алгоритма работы над ошибками | Уметь находить способ проверки написания слова | участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; |
| РТ, ур. 122 |
|
|
132
|
| Учимся составлять текст | 1 | Чтение и понимание текста. Краткое изложение текста. Составление текста по заданной структуре с использованием ключевых слов | Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные темы 4 четверть-38 часов | Выяснение причин, по которым слова выходят из употребления | Уч., с. 92, упр. 2; с. 91, упр. 2 |
|
| |
133 | Устаревшие слова | 1 | Уч., с. 94, упр. 2 |
|
| |||||
134
| | Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слов | 1 | Слово Слово и его значение. Наблюдение за устаревшими словами и его значение. Выделение значимых частей слова. Отработка алгоритма работы с орфограммами
| Знать значимые части слова. Уметь анализировать и кратко характеризовать состав слова |
|
| Уч., с. 96, упр. 4. |
|
|
135 | Учимся применять орфографические правила Словарная работа | 1 | Уч., с. 96 упр. 5 |
|
|
136
|
| Комплексная контрольная работа | 1 | Правописание слов с изученными орфограммами. Поиск «чужих» ошибок. Отработка алгоритма работы над ошибками | Уметь находить способ проверки написания слова |
|
|
|
|
|
137 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе | 1 | РТ, ур. 117 |
|
|
138
|
| Учимся составлять текст | 1 | Чтение и понимание текста. Составление плана к тексту | Уметь: – создавать несложные монологические тексты на доступные темы; – работать со словарями |
|
| Уч., с. 98 – П, с. 99упр. 4 |
|
|
139 | Учимся составлять текст по заголовку и ключевым словам | 1 | Уч., с. 101 упр. 2 |
|
| |||||
140 | . | Повторение :что ты знаешь о лексическом значении слова и составе слова Учимся применять орфографические правила | 1 | Слово и его значение. Наблюдение за фразеологизмами. расширение словарного запаса Правописание слов с изученными орфограммами. Отработка алгоритма работы с орфограммами | Уметь: – находить способ проверки написания слова; – работать со словарями | участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; | Уч., с. 103 –104 П,; с. 105, упр. 3 |
|
| |
141 |
| 1 |
|
| ||||||
142
|
| .План текста
| 1 | Чтение и понимание текста. Составление плана исходного текста. Создание собственного текста по плану | Уметь создавать несложные монологические тексты |
|
| Уч., с. 108, упр. 2 |
|
|
143 | Учимся составлять план текста Р.р | 1 | Уч., с. 110, упр. 3 |
|
|
144 | . | фразеологизмы
| 1 1 | Слово и его значение. Наблюдение за значением и использованием фразеологизмов. Сравнение фразеологизма и слова | Уметь работать со словарями | участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; |
| Уч., с. 111 – П,; с. 112, упр. 3 |
|
|
145 |
| Учимся применять орфографические Составляем текст по плану правила | 1 | Правописание слов с изученными орфограммами. Отработка алгоритма работы с орфограммами | Уметь: – находить способ проверки написания слова; – работать со словарями |
| РТ, ур. 134 |
|
| |
146 |
| Составляем текст по плану | 1 | Чтение и понимание текста. Составление плана будущего текста. Анализ и редактирование предложенного плана текста. Знакомство с текстом- описанием. Наблюдение за текстами-описаниями | Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные темы |
|
| Уч., с. 115, упр. 3 |
|
|
147 | Учимся писать письма по плану Р.р | 1 |
| Уч., с. 116 – П |
|
| ||||
148 |
| Учимся применять орфографические правила | 1 | Правописание слов с изученными орфограммами. Написание словарных | Уметь: – находить способ проверки написания слова; | участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; | | РТ, ур. 137 |
|
|
|
|
|
| слов. Алгоритм работы с орфограммами | – работать со словарями |
|
|
|
|
|
149
|
| Составляем текст по плану | 1 | Чтение и понимание текста. Знакомство с особенностями текста-описания | Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные темы |
|
| Уч., с. 119 – П., упр. 2 |
|
|
150 | Текст- описание Р.р |
|
|
|
| |||||
151 |
| Тестирование. Учимся применять орфографические правила. | 1 | Правописание слов с изученными орфограммами. Отработка алгоритма работы с орфограммами | Уметь: – находить способ проверки написания слова; – соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации |
|
| РТ, ур. 140 |
|
|
152 |
| Особенности текста-описания. Р.р | 1 | Чтение и понимание текста. Создание текста-описания и составление плана к нему | Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные темы |
|
| Уч., с. 122, упр. 3 |
|
|
153 | Учимся сочинять текст-описание Р.р.
| 1 | Наблюдение за текстом- повествованием | участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других;
| Редактирование текста. Сравнение описания и повествования | Уч., с. 124- П |
|
| ||
154 |
| Учимся применять орфографические правила | 1 |
|
|
| Уч., с. 124, упр. 2 |
|
|
155 |
| Учимся сочинять яркий текст-описание. Р.р | 1 | Правописание слов с изученными орфограммами. Закрепление алгоритма работы с орфограммами | Уметь: – находить способ проверки написания слова; – работать со словарями Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные темы |
|
| РТ, ур. 144 |
|
|
156 | Текст- повествования | 1
| Чтение и понимание текста. Создание текста-повест-вования по заданному плану и по основной мысли текста. Чтение и понимание текста. | участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; |
| Уч., с. 128, упр. 3 |
|
| ||
157 158 | Особенности текста –повествования. Р.р Учимся применять орфографические правила | 1 1
| Уч., с. 129 – П.; с. 130. упр. 3 |
|
| |||||
159 |
| Контрольный диктант по теме «Лексика» | 1. | Слово и его значение | Уметь: – находить способ проверки написания слова; – работать со словарями
|
|
|
|
|
|
160 | Анализ ошибок, допущенных в диктанте .Учимся применять орфографические правила | 1 | Наблюдение за текстами, включающими в себя элементы описания и повествования. Создание текста-рассуждения |
|
|
|
|
|
| |
161 | Учимся сочинять текст-повествование | 1 |
|
| Уч., с. 131 – П.; с. 132, упр. 3 |
|
|
162 |
| Описание и повествование в тексте | 1 | Комплексная работа с текстами разных видов | Уметь: – находить способ проверки написания слова; – работать со словарями; – анализировать и кратко характеризовать состав слова; – создавать несложные монологические тексты на доступные темы |
| Работа с текстом | Уч., с. 139, упр. 2.,
| | |
163 164 | текст-рассуждение р.р Особенности текста-рассуждения | 1 | Повторение изученных орфограмм |
| Уч., с 142, упр. 3 | | | |||
165 | Описание .Повествование Рассуждение | 1 | Правописание изученных орфограмм | участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; |
| Уч., с. 144, упр. 3 | | | ||
166-170 | Повторение. | 5 | Работа над ошибками |
|
|
|
|
Распределение учебного времени в течение учебного года
Четверть | Количество недель в четверти | Количество часов в неделю | Количество часов в четверти | Количество контрольных работ | Контрольные мероприятия | ||||
тесты | диктанты | развитие речи | списывание | словарные диктанты | |||||
I четверть | 9 | 5 | 44 | 6 |
| 2 |
| 1 | 3 |
II четверть | 7 | 5 | 37 | 7 |
| 4 |
| 1 | 2 |
III четверть | 10 | 5 | 51 | 5 | 1 | 2 |
|
| 2 |
IV четверть | 8 | 5 | 38 | 12 | 1 | 2 | 8 |
| 1 |
Итого в год | 34 |
| 170 | 30 | 2 | 10 | 8 | 2 | 8 |
1
i