СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 2 класс»

45


Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по русскому языку для средней общеобразовательной школы для 2 класса составлена на основе:

1. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10.2009 года №373 (в редакции от 22.09.2011 №2357);

2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1067 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 февраля 2013г., регистрационный N 26755) «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 учебный год»;

3. Учебного плана

4. Программа. Русский язык 2 класс. Москва Издательский центр «Вентана-Граф»2012.Под редакцией С.В.Иванова.

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по русскому языку и авторской программы« Русский язык 1-4 классы.»(Сборник программ к комплекту учебников « Начальная школа XXI века». – 3 – е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2011г.) с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания, соответствующего уровню образовательного стандарта по предмету и с учетом преемственности программы по русскому языку основного общего образования, т.е. ее реализация позволит обеспечить преемственность с дошкольной подготовкой и содержанием следующей ступени обучения.



Общая характеристика учебного предмета

Цели и задачи курса:

познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаковосимволического и логического мышления учеников;

социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты описания и повествования небольшого объема;

воспитание позитивного эмоционально ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.

Структура курса

Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и получением первоначального литературного образования.

После периода обучения грамоте решаются задачи совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы. Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания.

Основные содержательные линии

Материал курса «Русский язык» представлен в примерной программе такими содержательными линиями, как:

Основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова, грамматика.

Орфография и пунктуация.

Развитие речи.

В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы обеспечить ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности.

Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение русского языка , во 2 классе по 170 ч. (5 ч. в неделю, 34 учебные недели в каждом классе.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем ,что русский язык является государственным языком Российской Федерации , родным языком русского народа , средством межнационального общения .Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения ,явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета , учатся ориентироваться в целях , задачах , условиях общения , выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.





1.Содержание учебного предмета

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

Тематический перечень программного материала:

Как устроен наш язык – 57 часов

Правописание» навыки формирования грамотного письма – 58 ч

Развитие речи – 34 часа

Повторение – 5 часов

Резервные уроки – 16 часов

«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) – 57 часов:

Фонетика – 10 часов

Что изучает фонетика? Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные звуки и буквы. Гласные буквы Е, е, Ё, ё, Ю, ю, Я, я, их функции. Согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости. Слог. Ударение. Перенос.

Слово и предложение – 6 часов

Слово как единство звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением – имена существительные. Слова, называющие признаки, - имена прилагательные. Слова, обозначающие действия, - глаголы.

Предложение. Отличие предложения от слова. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Знаки препинания в конце предложений. Восклицательные и невосклицательные предложения. Слова в предложении.

Состав слова – 19 часовi

Форма слова. Окончание. Слова изменяемые и неизменяемые. Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корнях. Суффикс. Суффиксальный способ образования слов. Приставка. Приставочный способ образования слов. Основа слова. Приставочно-суффиксальный способ образования слов.

Лексика – 22часа

Слово и его лексическое значение. Слово в словаре и в тексте. Определение значения слова в толковом словарике учебника. Слова однозначные и многозначные.

Синонимы. Антонимы. Омонимы.

Слова исконные и заимствованные.

Устаревшие слова.

Фразеологизм. Фразеологизм и слово. Использование фразеологизмов.

«Правописание» (формирование навыков грамотного письма) – 58 часов

Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Перенос слов.

Правописание заглавной буквы.


Правописание гласных и согласных в корнях: безударная проверяемая гласная в корне, проверяемая согласная и непроизносимая согласная. Правописание беглой чередующейся гласной е в корне при словообразовании (башня – башенка).

Правописание суффиксов имён существительных: -онок-, -енок-, -ок-, -ек-,

-ик-, -ост (ь)-.

Правописание суффиксов имён прилагательных: -ов-, -ев-, -ив-, -чив-, -лив-.

Правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-, за-, на-, над-.

Правописание разделительных твёрдого и мягкого знаков. Правописание предлогов и приставок.

«Развитие речи» - 34 часа

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Подбор заголовков к данным текстам. Определение по заголовкам содержания текстов.

Выражение в тексте законченной мысли, отработка вариантов окончания текстов. Начало текста (зачин), подбор и придумывание подходящих по смыслу зачинов к данным текстам.

Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения.

Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев.

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев.

План текста. Составление планов к данным текстам. Озаглавливание возможного текста по предложенным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, - их особенности.

Повторение – 5 часов

Резервные уроки – 16 часов. Из них: контрольные работы – 13 часов; повторение пройденного – 3 часа



2 . Планируемые результаты освоения учебного предмета

В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

  • В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

  • В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

  • В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

  • В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

Личностные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;

  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • установка на здоровый образ жизни;

  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

  • установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • различать способ и результат действия;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

  • устанавливать аналогии;

  • владеть рядом общих приёмов решения задач.

Обучающийся получит возможность научится

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

  • задавать вопросы;

  • контролировать действия партнёра;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Общеучебные умения и навыки

В результате изучения курса русского языка и родного языка обучающиеся на ступени начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

В процессе изучения русского языка и родного языка обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.

У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнёра, учёт различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.

Выпускник на ступени начального общего образования:

  • научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;

  • сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное;

  • получит первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языков: познакомится с разделами изучения языка — фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объёме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.

В результате изучения курса русского языка и родного языка у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому и родному языкам и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка и родного языка на следующей ступени образования.

3. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся



Разделы

Кол-во часов

Содержание курса уроков

Характеристика деятельности учащихся

«Как устроен наш язык»


65


Повторение изученного в 1 классе: различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Обозначение на письме мягкости согласных звуков. Определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков

Окончание как часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов

Деление слов на слоги

Корень как часть слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова

Ориентироваться в целях и задачах урока с учётом названия блока и темы урока, планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами1. Характеризовать признаки звуков речи с опорой на схему «Звуки речи». Объяснять различие в звуко-буквенном составе слов. Анализировать тексты с установкой на поиск допущенных ошибок, исправлять допущенные ошибки с опорой на знание



Понимать информацию, представленную в виде рисунка. Сопоставлять предложенные слова и высказывать предположение об их сходстве и различиях. Находить общую часть в группах слов. Знакомиться с понятиями «корень», «однокоренные слова». Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Находить слова по заданному основанию. Различать родственные слова и формы одного и того же слова. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнен


Объяснять различие парных по глухости-звонкости согласных в легкоразличимых случаях. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь в подборе слов, различающихся одним звуком. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Наблюдать оглушение звонких согласных в конце слова. Понимать и преобразовывать информацию, представленную в виде рисунка, записывать слова с помощью транскрипции. Обобщать результаты наблюдений, доказывать необходимость проверки согласных звуков на конце слова и предлагать способ её выполнения. Отрабатывать написание слов с парными по звонкости-глухости согласными звуками на конце с опорой на проверочные слова.

«Правописание»

































Развитие речи

64
































36


Повторение: применение правил правописания сочетаний жи — ши, ча — ща, чу — щу

» Ознакомление с правилом переноса слов

Повторение: применение правила правописания прописной буквы в начале предложения и в именах собственных

Ознакомление с правилом правописания безударных проверяемых гласных в корне слова Ознакомление с правилами правописания суффиксов имён существительных -онок-, -ёнок-; -ик-, -ек- и их применение и его применение





ОбъяНаблюдать за ошибками, связанными со значением слова. Осуществлять поиск необходимой информации в толковом словарике учебника. Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в паре). Наблюдать за словами, сходными по звучанию, но разными по значению. Высказывать предположение о причинах несочетаемости приведённых в задании слов. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Выбирать слова по заданному основанию. Составлять сочетания слов с указанным значениемснять различие в звуко-буквенном составе записанного слова. Осуществлять самоконтроль при использовании правила написания сочетаний ча — ща, чу — щу. Соблюдать алгоритм порядка действий при списывании. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения при отработке правописания ча — ща

Сопоставлять буквенную запись слова и его транскрипцию. На основе наблюдения высказывать предположение о выборе суффиксов -ик-/-ек-. Знакомиться с алгоритмом написания суффиксов -ик-/-ек-, контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом. Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в паре). Устанавливать тип орфограммы в предложенных словах, выбирать способ проверки в зависимости от орфограммы. Преобразовывать текст в таблицуНаблюдать за языковым материалом, самостоятельно формулировать правило написания суффиксов -ив-, -ев-, -чив-, -лив-. Планировать свою работу при записи слов, группировать слова по заданному основанию. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/ невозможность его выполнения


Текст. Смысловое единство предложений в тексте (основная мысль). Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам

Определение по заголовкам содержания текста

Различение однозначных и многозначных слов. Представление о прямом и переносном значении слова

Устанавливать правильность выбора заголовков к предложенным текстам. Подбирать заголовки к текстам. Объяснять выбор наиболее подходящего заголовка

Подбирать заголовок к тексту, обосновывать выбор. Сравнивать варианты окончания исходного текста. Доказывать, почему предложенное окончание текста не соответствует авторскому замыслу.

Повторение

Комплексное повторение изученного Повторение изученных правил правописания

Понимать текст. Обнаруживать неполноту текста. Заканчивать текст. Выбирать подходящее оконОпределять тип текста, обосновывать собственное мнение. Подбирать антонимы к выделенным словам. Выделять и обозначать части слова, устанавливать способ образования слов. Заканчивать текст. Устанавливать орфограммы и обосновывать правильность написания. Контролировать собственные действиячание текста из предложенных и объяснять свой выбор



Описание учебно-методического и материально – технического обеспечения.

Изучение курса осуществляется по УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой. Учебно-методический комплект допущен Министерством образования РФ.

Методические и учебные пособия.

Учебники:

  1. С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова. Русский язык: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / Под ред. С.В. Иванова. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 160 с.: ил. ( Начальная школа XXI века).

  2. С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова. Русский язык: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 / Под ред. С.В. Иванова. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 160 с.: ил. ( Начальная школа XXI века).

Учебник включён в федеральный перечень. Соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования (2004 г). Рекомендован Министерством образования Российской Федерации.

Рабочие тетради:

  1. Кузнецова М.И. Пишем грамотно: 2 класс: рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений /М.И. Кузнецова. - 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2012.-96 с.: ил.- ( Начальная школа XXI века). Соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования.

  2. Кузнецова М.И. Пишем грамотно: 2 класс: рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / М.И. Кузнецова - 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2012.-96 с.: ил.- ( Начальная школа XXI века). Соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования.

  3. Кузнецова М.И. Учусь писать без ошибок: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений /М.И. Кузнецова. - 2-е изд. дораб. – М.: Вентана-Граф, 2012.-96 с.: ил.- ( Начальная школа XXI века). Соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования.

Наличие методических пособий для учителя:

  1. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века».–3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2011.-176 с.















Приложение к программе

Календарно – тематическое планирование





№ п/п


Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Требования к уровню подготовленности
учащихся

Вид контроля

Домашнее

задание/

интеграция

Дата проведения


Предметные УУД

УУД

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


1 четверть-44 часа

1


Звуки речи и буквы

1

Звуки и буквы.
обозначение звуков на письме

Уметь:

– анализировать и кратко характеризовать звуки речи;

– различать произношение и написание слов;

– соблюдать орфоэпические нормы

Регулятивные:осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;


Понятия «фонетика», «графика»

Уч., с. 7

упр. 4*



2

Гласные и согласные звуки и их буквы

1

Гласные и согласные звуки и буквы

Транскрипция как способ записи звукового состава слова

Уч., с. 10 – П.;

С.11упр. 5



3

Обозначение звуков речи на письме

1

Согласные мягкие и твердые. Обозначение мягкости согласных звуков на письме

планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям;


Соотнесение звуковой и буквенной записей слова. гласные буквы е, ё, ю, я, их функции

Уч., с. 12, 13 – П.;

С.14 упр. 5



4

Ударные и безударные гласные звуки в слове

1

Гласные ударные и безударные

Что изучает лексика?

Уч., с. 15 – П.;

С.16 упр. 2 или 4*



5

Согласные звуки

1

Согласные звонкие и глухие


Согласный звук
[й’], его характеристика. Функции йотированных букв

Уч., с. 18,

20 – П.;

Упр. 2 или 6*





6


Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие

1

Согласные звонкие и глухие. Согласные парные и непарные по твердости – мягкости; звонкости – глухости


осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач;


Звуки, не имеющие пары по твердости–мягкости:
[ж], [ш], [ц], [щ’], [й’]

Уч., с. 22, 24 – П; с.23упр. 4



7

Звонкие согласные звуки в конце слова

1


Уч. с.27 – П.; с.28

упр. 5



8


Учимся писать сочетания жи – ши

1

Правописание сочетаний

жи – ши

Уметь различать произношение и написание слов

следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника);


Безударные случаи звукосочетаний [жы], [шы] в словах железо, шерстяной

Уч., с. 29 – П.; с.30

упр. 3



9

Учимся писать сочетания ча – ща

1

Правописание сочетаний ча – ща

Непроверяемая безударная гласная в корне слова щавель

Уч., с. 32 – П.; с.33

упр. 4



10

Учимся писать сочетания чу – щу

1

Правописание сочетаний

чу – щу

осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.


Уч., с. 34 – П.; с.35упр. 4.



11


Разделительный мягкий знак (ь)

1

Правописание разделительного мягкого знака в словах

Уметь:

– различать произношение и написание слов;

– соблюдать орфоэпические нормы

Наблюдение за парами слов, различающихся только одним звуком [й’]: солю [сал’у] и солью [сал’й’у]

Уч., с. 36 – П.; с.37

упр. 2 или 4*





12


Слог

1

Деление слов на слоги. Знак переноса. Определение количества слогов в словах


осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы.


Правила переноса слов с буквами й, ь, ъ

Уч., с. 39-П.; с.41

упр. 4



13-14


Учимся переносить слова

2

Деление слов на слоги. Знак переноса. Правила переноса слов

Уметь различать произношение и написание слов

Слова, которые нельзя переносить

Уч., с. 42 – П.; упр. 3*



15

Диктант по теме «Правописание сочетаний

жи – ши, ча – ща, чу – щу»

1

Правописание сочетаний

жи – ши, ча – ща, чу – щу. Перенос слов

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочных материалах учебника, в детских энциклопедиях);






16

Анализ, ошибок, допущенных в диктанте.. Контрольное списывание

1



Уч., с. 44 – П.;

упр. 4, 5



17

Слоги ударные и безударные. Роль ударения

1

Определение ударного гласного в слове. Наблюдение за словами, различающимися местом ударения

Уметь соблюдать орфоэпические нормы

ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;


Способы определения ударения в слове

Уч., с. 46-П; с.47 упр. 2 или 5



.

18


Слово. Словарный диктант

1

Слово как единство звучания (написания) и значения. Наблюдение над значением слова

Знать:

– признаки изученных частей речи;

– типы предложений по цели высказывания и интонации,

– характеризовать части речи, предложение.





Уметь:

– различать слова и предложения;

– определять предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске

использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения языковых задач;





находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова;




Несуществующие слова

Уч., с. 49 – П., упр. 1



19

Слова, называющие предметы

1

Знакомство с понятием «имя существительное». Значение и употребление имени существительного

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Уч., с. 54 – П, с.55

упр. 4



20

Слова, называющие признаки и действия предметов

1

Знакомство с понятием «имя прилагательное», «глагол»

Введение термина «часть речи»

Уч., с. 56,58 – П., упр. 4



21

Слово и предложение

1

Слово и предложение. Виды предложений по цели высказывания

дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты);


Составление предложений разных видов (по цели высказывания) к предложенным схемам



Уч., 59,61 – П.,с.60 упр. 2





22


Восклицательные и невосклицательные предложения

1

Виды предложений по эмоциональной окраске


осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений, текстов);

классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану, по таблице;


Произнесение предложений с восклицательной интонацией

Уч., с. 63 – П.;с.65 упр. 4



23


Слова в предложении

1

Различение слова и предложения


Наблюдение за «поведением» слов в предложении (изменение формы слова)

Уч. с. 66, упр. 2



24


Окончание как часть слова

1

Знакомство с окончанием как изменяемой частью слова. Наблюдение за изменением формы слова

Знать значимые части слова.

Уметь анализировать состав слова

Слова изменяемые и неизменяемые

Уч., с. 68,70 – П.,с.69 упр. 3



25

Изменение формы слова с помощью окончания

1

Нахождение и выделение окончания

владеть общим способом проверки орфограмм в словах;

выделять существенную информацию из читаемых текстов;




Изменение форм имен существительных, имен прилагательных и глаголов с опорой на языковой опыт учащихся

Уч., с. 71,72 – П., с.72упр. 2



26

Неизменяемые слова

1

Знакомство со словами, форма которых не меняется


Уч., с. 74 – П.,с.75 упр. 4*





27







Вспоминаем правило написания прописной буквы.

1

Написание заглавной буквы в именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных, в географических названиях

Уметь:

– соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации;

– находить способ проверки написания слова;

– без ошибок списывать несложный текст

осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений, текстов);



Рт, с. 3–5, 7, № 1, 2



28

Вспоминаем правило написания прописной буквы.

Тестовая работа

1

Рт, с.7, № 4



29


Корень как часть слова

1

Знакомство с понятием «корень слова». Выделение корня слова

Знать: значимые части слова.

Уметь анализировать и кратко характеризовать состав слова

строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателем;



Коммуникативные:владеть диалоговой формой речи;




Знакомство с понятиями «однокоренные слова», «родственные слова». Наблюдение за группами родственных слов

Уч., с. 81 – П., с.82

упр. 2



30



Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова.




1

Знакомство с правилом обозначения безударных гласных в корне слова. Отработка умения применять данное правило

Уметь:

– различать произношение и написание слов;

– находить способ проверки написания слова;

– соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

Знакомство с понятиями «опасное место», «орфограмма». Нахождение ошибок в обозначении буквами безударных гласных и подборе проверочных слов

Уч., с.84 – П. РТ, с. 9, № 3; с. 11–12, № 4, 5;




31



Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова.


1

Уч.с.86-П.

С.85 упр.1






32-33

Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова.


2

Уч.с. 88-П, Рт,с. 13–14,
№ 1–2;






34


Корень как общая часть родственных слов

1

Выделение корня слова

Знать: значимые части слова.

Уметь:

– анализировать и кратко характеризовать состав слова;

– работать со словарями

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре;


Закрепление представления о двух признаках родственных слов

Уч., с. 91,92 – П.,с.92 упр. 4



35





Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова

1

Способы проверки написания слов с безударной гласной
в корне



Уметь:

– различать произношение и написание слов;

– находить способ проверки написания слова;

– соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

договариваться и приходить к общему решению;

формулировать собственное мнение и позицию;





Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова

Подбор родственных слов с заданным корнем

Уч.с.94- П, РТ, с. 17, № 1;с. 20, № 3;



36




Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова

1

Повтор.словарных слов




37-38

Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова Словарная работа.

2




39

Диктант по теме: «Безударные гласные в корне слова»

1

Безударные гласные в корне слова.

Уметь:

– находить способ проверки написания слова;

– соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации;

– различать произношение и написание слов

задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании;

адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;







40

Состав слова
(1 ч)

Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Однокоренные слова

1

Подбор и различение однокоренных слов

Уметь:

– подбирать группы однокоренных слов;

– соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

2 четверть-40 ч

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;


Поиск слов с заданным корнем

Уч. с. 97, упр. 6



41





Однокоренные слова.

1

Знакомство с новой орфограммой. Обозначение парных по звонкости – глухости согласных в конце корня (слова)

Уметь:

– находить способ проверки написания слова;

– соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации;

– различать произношение и написание слов

адекватно использовать речь и речевые средства для решения разнообразных коммуникативных задач.


соотнесение звуковой и буквенной записей слова с данной орфограммой

Уч., с. 99 – П.,алгоритмс. 100, упр. 2.



42-44




Учимся писать буквы согласных в корне слова.

3

Уч.с101-П.,

Упр.2



Выучить словарные слова








2 четверть-37 часов

45


Корень слова с чередованием согласных. Словарный диктант.

1

Выделение корня слова

Знать: значимые части слова.

Уметь анализировать и кратко характеризовать состав слова

Личностные: осознание языка как основного средства человеческого общения;

Подбор родственных слов с заданным корнем

РТ, с. 29–30, № 1



46

Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова

1

Знакомство с орфограммой
«парные по звонкости – глухости

Уметь:

– различать произношение и написание слов;


Соотнесение звуковой и буквенной записей слова с орфограммой

РТ, с. 34, № 4 или 5;

с. 35, № 6





47


Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова

1

Подбор и различение однокоренных слов

Уметь:

– подбирать группы однокоренных слов;

– соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;

способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.


Поиск слов с заданным корнем

Уч. с. 97, упр. 6



48








Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова


1


Знакомство с новой орфограммой. Обозначение парных по звонкости – глухости согласных в конце корня (слова)

Уметь:

– находить способ проверки написания слова;

– соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации;


соотнесение звуковой и буквенной записей слова с данной орфограммой

Уч., с. 99 – П.,алгоритмс. 100, упр. 2.

Уч.с101-П.,

Упр.2

Выучить словарные слова



49


Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова

1


Выделение корня слова

Знакомство с орфограммой
«парные по звонкости – глухости согласные в корне слова»

Уметь:

– различать произношение и написание слов;

– находить способ проверки написания слова


Подбор родственных слов с заданным корнем

РТ, с. 29–30, № 1




50


Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова

1


Уметь:

– находить способ проверки написания слова;


Соотнесение звуковой и буквенной записей слова с данной орфограммой

РТ, с. 34, № 4 или 5;

с. 35, № 6





51


Контрольный диктант по теме «Слово и предложение».


1

Определение наличия в корнях некоторых слов букв, обозначающих согласный звук, который не произносится. Способы проверки орфограммы «непроизносимые согласные в корне слова»







52


Анализ ошибок, допущенных в диктанте

1







53


Суффикс как часть слова

1

Выделение суффикса слова. Наблюдение над языковым материалом

Знать значимые части слова.

Уметь анализировать и кратко характеризовать состав слова

Коммуникативные: доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;

понимать другие позиции (взгляды, интересы);

договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща.



Уч., с. 108 – П.; с.109 упр. 4



54

Значения суффиксов

1

Знакомство с суффиксом как

частью слова и его основными признаками: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем. Значение суффиксов

Уменьшительно-ласкательное значение суффиксов -ушк- , -юшк-,
-еньк-, -к-

Уч. с. 111 – алгоритм; с.112упр. 3





55








Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне

1

Определение наличия в корнях некоторых слов букв, обозначающих согласный звук, который не произносится. Способы проверки орфограммы «непроизносимые согласные в корне слова»

Уметь:

– различать произношение и написание слов;

– находить способ проверки написания слова

Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;


Написание слов с непроверяемыми орфограммами

Уч., с. 116 – П., с115 упр.3



56-57

Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне

1

РТ



58





Диктант по теме: «Состав слова и непроизносимые согласные»





1


Уметь:

– соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации;

– находить способ проверки написания слова;

– без ошибок списывать несложный текст

учиться планировать учебную деятельность на уроке;

высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки;










59

Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Контрольное списывание

1



60


Значения суффиксов. Словарный диктант

1

Выделение суффикса в слове. Значение суффиксов

Знать значимые части слова.




Уметь:

– анализировать и кратко характеризовать состав слова;

– различать произношение и написание слова;

– соблюдать изученные нормы орфографии;

– находить способ проверки написания слова

учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;

Значение суффиксов -оват-, -еват-,

-инк-, -ин-

Уч., с. 110, упр. 6



61


Учимся писать суффиксы -ёнок-, -онок-

1

Выделение суффикса в слове. Значение суффиксов

Знакомство с правилом написания суффиксов -онок-,
-ёнок-

Уч., с. 121, – П., алгоритм.

РТ, ур. 53



62-63


Учимся писать суффиксы -ик-, -ек-

2

Алгоритм выделения суффикса в слове. Значение суффиксов. Наблюдение за написанием суффиксов -ик-, -ек-

определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

Знакомство с правилом написания суффиксов -ик-,

-ек-

Уч., с. 123, алгоритм;

С. 124

упр. 2.


РТ, ур. 55





64


Значение суффиксов

1

Выделение суффикса в слове. Значение суффиксов

работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Наблюдение за значением суффиксов -анин-, -янин-, -ан-, -ян-, -ушк-,
-юшк-, -чик-, -ок-,

-евич-, -инич- и др.

Уч., с. 129, таблица; (устно)



65

Учимся писать суффикс -ость-

1

Выделение суффиксов в словах, их значение.


РТ, ур. 57










наблюдение за значением суффикса -ость-, его написание.

Знакомство с новыми суффиксами


Личностные: оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции:

общепринятых нравственных правил человеколюбия, уважения к труду, культуре и т.п. (ценностей);






66


образование слов при помощи суффиксов

1



Введение термина «суффиксальный способ» образования слов

Уч., с. 134 – П., упр. 5



67


Учимся писать суффиксы имен прилагательных

1

Выделение суффиксов в именах прилагательных. Значение суффиксов. Правописание суффиксов имен прилагательных -ив-, -ев-, -чив-, -лив-, -н-, -ов-


– важности исполнения роли «хорошего ученика»;

– важности бережного отношения к своему здоровью и здоровью всех живых существ;

– важности различения «красивого» и «некрасивого».



Уч.с.137

упр.5



68


Образование слов при помощи суффиксов

1

Выделение частей слова: корня, суффикса, окончания.

Образование слов суффиксальным способом по заданным моделям

Уч., с. 139 – П., упр. 4









отработка правописания изученных суффиксов


Познавательные: извлекать информацию;

ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;






69


Учимся писать корни и суффиксы.

1

Повторение всех изученных орфограмм в корне слова

Уметь:

– находить способ проверки написания слова;

– соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

Правописание суффиксов

Уч.с. 141упр.3



70


Контрольный диктант по теме «Корень слова, суффикс»

1

Правила правописания корня. Выделение корня, суффикса в словах

добывать новые знания разными способами (наблюдение, чтение, слушание);





71

Анализ ошибок, допущенных в диктанте

1





72


Приставка как часть слова

1

Знакомство с приставкой как значимой частью слова. выделение приставки из состава слова. значение приставок

Выделение приставки в слове. Значение приставок

Знать значимые части слова.

Уметь анализировать и кратко характеризовать состав слова

делать предварительный отбор источников информации для поиска новых знаний (энциклопедии, словари, справочники, и пр.);


Образование

родственных слов с помощью различных приставок

Уч., с. 144 – П.,с.144 упр. 2



73

Значение приставок

1


Уч. с. 145 – алгоритм,
с. 147,

упр. 3





74-75

Правописание приставок

Учимся писать приставки. Словарный диктант

1

Правила правописания приставок. Выделение приставок в словах

Уметь:

– находить способ проверки написания слова;

– соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

Правописание приставок с буквой «а»

Уч. с. 149 – П., упр. 1;

Уч. с. 151, упр. 2



76

Различаем приставки с буквами «о», «а»

1

Правила правописания приставок. Выделение приставок в словах

Знакомство с группами приставок, в которых пишутся буквы «о» и «а»

Уч. с. 151-152- П., упр. 3



77


Комплексная контрольная работа

1












выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);







Приставочный способ словообразования в соответствии с заданной моделью

Уч., с. 155 – П., с. 156,

упр. 4



78

Твердый знак.

Анализ ошибок, допущенных в контрольной. Правописание слов с разделительным твердым знаком

1









Уметь:

– различать произношение и написание слов;

– соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

слушать и понимать речь других;


Уч., с. 158, алгоритм.

РТ, ур. 68



79









80



Образование слов с помощью приставок








Учимся писать разделительный твердый знак

1









1


Выделение приставок в словах. Значение приставок




Знакомство с правилом написания ъ



Различение разделительными знаками ь знаков на основе определения места орфограммы в слове











Частные случаи правописания слов


Уч., с. 160, алгоритм.

РТ, ур. 69










Выделение приставок и суффиксов в словах

Знать значимые части слова.

Уметь:

– анализировать и кратко характеризовать состав слова;

– находить способ проверки написания слова

соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.



Образование слов приставочно-суффиксальным способом и способом сложения

Уч., с. 163 – П, упр. 4



81


Различаем разделительных ь и ъ знаков

1

Различение разделительных ь и ъ знаков

Частные случаи правописания слов с ъ и ь знаками

РТ, ур. 71



3 четверть-51 час

82


Как образуются слова

1

Выделение значимых частей слова. Знакомство с понятием

«основа слова». Алгоритм нахождения основы слова









участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

слушать и понимать речь других;

Подбор слов к

схемам

Уч., с. 165 – П.,с.166 упр. 4



83


Раличаем разделительный ъ и ь

1




Слово и предложение. Корень слова. Суффикс. Состав слова








84

Основа слова

1






85


Учимся различать предлоги и приставки

1

Знакомство с предлогом и способом различения предлогов и приставок

Уметь анализировать и кратко характеризовать состав слова, части речи

участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

слушать и понимать речь других;


Уч., с. 167-168, алгоритм.

РТ, ур. 73,

ур. 74



86



Учимся различать предлоги и приставки

1

Выделение значимых частей слова

Знать значимые части слова

Определение способа образования слов

Уч., с. 171, упр. 4






87



Повторяем состав слова

1

Способы проверки орфограмм во всех частях слова. Правописание приставок и суффиксов



РТ, ур. 76, 77



88

Развитие речи. Обучающее изложение

1




889-

990




Повторяем правописание частей слова

2

Слово и его значение. Толкование значения слова. Работа со словарями

Уметь работать со словарями


Словарное богатство русского языка

Уч., с. 6 – П, упр. 2;








91


Диктант по теме «Состав слова. Приставки»

1


– различия слова, словосочетания, предложения;

– особенности текста и предложения, их различия;

– понятие «заголовок».

Уметь различать слова, словосочетания, предложения, текст






92


Анализ ошибок допущенных в диктанте. Работа над ошибками. Текст.

1

Различение слова, словосочетания и предложения

Различение текста и не текста

Уч., с. 11, упр. 2



93

Слово и его значение.

1

Различение предложения и текста. Признаки текста. Знакомство с заголовком

участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

слушать и понимать речь других;

Связь заголовка и общего смысла

Уч., с. 13 – П,

с.14 упр. 3



94


Значение слова.

1

Лексическое значение слов

Уметь работать со словарем

Наблюдения за сочетаемостью слов

Уч., с. 16 – П.; с. 17, упр. 4



95


Повторяем правописание частей слова

1

Выделение частей слова. Способы проверки орфограмм. Правописание приставок суффиксов

Уметь находить способ проверки написания слов


Транскрипция слов

РТ, ур. 85





96


Текст

1

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске

Уметь анализировать и кратко характеризовать предложение

участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

слушать и понимать речь других;

Связь заголовка с основной мыслью текста

Уч., с. 22, упр. 3



97

Заголовок текста

1

Чтение и понимание текста. Определение по заглавию основного содержания текста

Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные темы

Создание текста по его заглавию

Уч., с. 24, упр. 3



98



Как сочетаются слова

1

Определение значения незнакомых слов с помощью контекста и толкового словаря

Уметь работать со словарями

Прямое и переносное значение слова

Уч., с. 26

упр. 2



99

Значение слова в словаре и тексте

1

Сравнение значения слова в словаре и тексте

Уч., с. 27 – П.; с. 29, упр. 4



100


Повторяем правописание частей слова. Словарный диктант

1

Нахождение в слове орфограмм и определение их места в слове. Правописание приставок и суффиксов

Уметь:

– различать произношение и написание слова;

– находить способ проверки написания слова



РТ, ур. 90





101


Один текст- разные заголовки

1

Восприятие и понимание звучащей речи. . Соотнесение заголовка с основной мыслью текста

Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные темы



Уч., с. 30, упр. 1



102

Учимся озаглавливать текст

1

Соблюдение орфоэпических норм и правильной речи. Первоначальное представление о структуре текста и цельности текста


участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

слушать и понимать речь других;

Подбор возможных окончаний к незаконченным текстам

Уч., с. 34, упр. 2



103




Слово в толковом словаре

1

Списывание текста. Использование толкового словаря. Знакомство с многозначными словами

Уметь работать со словарями


Выяснение причин появления у слова нескольких значений. Переносное значение слов

Уч., с. 38,

упр. 3




104

Слова однозначные и многозначные

1

Уч. с. 36 – П, с.40 упр. 3



105




Учимся находить и проверять орфограммы в словаре

1

Повторение изученных орфограмм корня; правила написания заглавной буквы. правописание ь и ъ знаков

Уметь находить способ проверки написания слова



РТ, ур. 95




106

Учимся озаглавливать текст

1






107




108


Как строиться текст .Окончание текста


Как появляются многозначные сова

1





1



участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

слушать и понимать речь других;





109








110










Как определить значение многозначного слова




Учимся заканчивать текст

1








1






Слово и его значение. Знакомство с синонимами.

Уметь работать со словарями


Уч., с. 43–44 – П; с. 45, упр. 4



111

Слова-синонимы

1

Наблюдение за значением синонимов. Использование их в речи

Уметь использовать в устной и письменной речи слова-синонимы


Уч., с. 47, упр. 3



112


Сочетание синонимов с другими словами

1

Нахождение в слове орфограмм. Безошибочное написание слов с изученными орфограммами

Уметь находить способ проверки написания слова


Правописание приставок и суффиксов. Различные способы образования слов

РТ, ур. 99



113



Учимся применять орфографические правила

1

Восприятие и понимание звучащей речи. Соблюдение орфоэпических

Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные темы

Исправление нарушений в тексте

Уч., с. 51, упр. 2





114


Как строится текст. Начало текста

1

норм и правильной интонации в речи. Наблюдение за структурой текста. Восстанавливание начала текста, его структуры


участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

слушать и понимать речь других;


Уч. с. 53, упр. 3



115






Сочиняем начало текста

1

Слово и его значение. Наблюдение за значением слов-синонимов, возможностями использования их в речи

Уметь:

– работать со словарями;

– использовать синонимы в устной и письменной речи

Подбор синонимов к словам, редактирование предложений

Уч., с. 55, упр. 3;

с. 56, упр. 5 или 6




116

Как используются синонимы. Словарная работа

1

Повторить словарные слова



117









118













Синонимы в текст







Учимся применять орфографические правила


1








1




Правописание слов с изученными орфограммами.







Правописание изученных словарных слов



Уметь находить способ проверки написания слова

участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

слушать и понимать речь других;


РТ, ур. 104



119


Учимся составлять

текст

1

Составление текста по его началу или заключению. Структурные элементы текс-
та – начало и заключение

Уметь создавать несложные логические тексты на доступные детям темы







120


Последовательность предложений в тексте

1

Чтение и понимание текста. Наблюдение за последовательностью предложений в тексте


участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

слушать и понимать речь других;

Редактирование создаваемых текстов

Уч., с. 59 – П., упр. 2



121




Слова антонимы

1

Слово и его значение. Наблюдение за словами, имеющими противоположное значение. Введение термина «антонимы»

Уметь работать со словарями

Сравнение антонимов и синонимов

Уч., с. 62 – П.; с. 63 упр. 4




122

Сочетание антонимов с другими словами

1

Уч., с. 65 упр. 3





123


Диктант по теме «Слова с изученными орфограммами»

1








Уметь находить способ проверки написания слова







124







Анализ ошибок, допущенных в диктанте

1

Чтение и понимание текста. Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала. Наблюдение за структурой

Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные темы



Уч., с. 73, 74, 76,

упр. 1, 2




125


Абзац.




1










126


Учимся выделять абзацы

1

текста. Выделение абзацев в тексте. Определение порядка следования абзацев



участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

слушать и понимать речь других;






127











128


Значение заимствованных слов








Учимся применять орфографические правила

1











1

Слово и его значение. Работа с толковым словарем











4четверть-40часов


участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

слушать и понимать речь других;

Наблюдение за

исконными и заимствованными частями слов

Уч., с. 80, упр. 3



129



Последовательность абзацев

1

Восприятие и понимание речи. Составление текстов по заданным абзацам

Уметь создавать несложные монологические тексты


Исправление деформированных текстов

Уч., с. 83 – П, с.82

упр. 2



130

Учимся составлять текст из абзацев

1

Составление текстов Исправление деформированных текстов

Уметь создавать несложные монологические тексты


Уч., с. 84, упр. 2





131



Учимся применять орфографические правила

1

Правописание слов с изученными орфограммами. Отработка алгоритма работы над ошибками

Уметь находить способ проверки написания слова

участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

слушать и понимать речь других;


РТ,

ур. 122



132




Учимся составлять текст

1

Чтение и понимание текста. Краткое изложение текста. Составление текста по заданной структуре с использованием ключевых слов

Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные темы





4 четверть-38 часов

Выяснение причин, по которым слова выходят из употребления
(исчезновение предметов, явлений)

Уч., с. 92, упр. 2;

с. 91, упр. 2




133

Устаревшие слова

1

Уч., с. 94, упр. 2



134





Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слов

1





Слово Слово и его значение. Наблюдение за устаревшими словами и его значение. Выделение значимых частей слова. Отработка алгоритма работы с орфограммами

Знать значимые части слова.

Уметь анализировать и кратко характеризовать состав слова



Уч., с. 96, упр. 4.



135

Учимся

применять орфографические правила Словарная работа

1

Уч., с. 96 упр. 5





136




Комплексная контрольная работа

1




Правописание слов с изученными орфограммами. Поиск «чужих» ошибок. Отработка алгоритма работы над ошибками

Уметь находить способ проверки написания слова







137

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе

1

РТ,

ур. 117





138




Учимся составлять текст

1

Чтение и понимание текста. Составление плана к тексту

Уметь:

– создавать несложные монологические тексты на доступные темы;

– работать со словарями



Уч., с. 98 – П,

с. 99упр. 4




139

Учимся составлять текст

по заголовку и ключевым словам

1

Уч., с. 101 упр. 2



140

.

Повторение :что ты знаешь о лексическом значении слова и составе слова


Учимся применять орфографические

правила

1

Слово и его значение. Наблюдение за фразеологизмами. расширение словарного запаса

Правописание слов с изученными орфограммами. Отработка алгоритма работы с орфограммами

Уметь:

– находить способ проверки написания слова;

– работать со словарями

участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

слушать и понимать речь других;

Уч., с. 103 –104 П,; с. 105, упр. 3



141


1



142




.План текста



1

Чтение и понимание текста. Составление плана исходного текста. Создание собственного текста по плану

Уметь создавать несложные монологические тексты



Уч., с. 108,

упр. 2



143

Учимся составлять план текста Р.р

1

Уч., с. 110, упр. 3





144

.

фразеологизмы






1








1

Слово и его значение. Наблюдение за значением и использованием фразеологизмов. Сравнение фразеологизма и слова

Уметь работать со словарями

участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

слушать и понимать речь других;


Уч., с. 111 – П,; с. 112, упр. 3



145


Учимся применять орфографические Составляем текст по плану правила

1

Правописание слов с изученными орфограммами. Отработка алгоритма работы с орфограммами

Уметь:

– находить способ проверки написания слова;

– работать со словарями


РТ,

ур. 134



146


Составляем текст по плану

1

Чтение и понимание текста. Составление плана будущего текста. Анализ и редактирование предложенного плана текста. Знакомство с текстом- описанием. Наблюдение за текстами-описаниями

Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные темы



Уч., с. 115, упр. 3



147

Учимся писать письма по плану Р.р

1


Уч., с. 116 – П



148


Учимся применять орфографические правила

1

Правописание слов с изученными орфограммами. Написание словарных

Уметь:

– находить способ проверки написания слова;

участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

слушать и понимать речь других;


РТ,

ур. 137









слов. Алгоритм работы с орфограммами

– работать со словарями






149




Составляем текст по плану

1

Чтение и понимание текста. Знакомство с особенностями текста-описания

Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные темы



Уч., с. 119 – П., упр. 2



150

Текст- описание Р.р





151


Тестирование. Учимся применять орфографические правила.

1

Правописание слов с изученными орфограммами. Отработка алгоритма работы с орфограммами

Уметь:

– находить способ проверки написания слова;

– соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации



РТ, ур.

140







152


Особенности текста-описания. Р.р

1

Чтение и понимание текста. Создание текста-описания и составление плана к нему

Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные темы



Уч., с. 122, упр. 3



153



Учимся сочинять текст-описание Р.р.


1

Наблюдение за

текстом- повествованием



участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

слушать и понимать речь других;



Редактирование текста. Сравнение описания и повествования

Уч., с. 124- П



154


Учимся применять орфографические правила

1




Уч., с. 124, упр. 2





155


Учимся сочинять яркий текст-описание. Р.р

1

Правописание слов с изученными орфограммами. Закрепление алгоритма работы с орфограммами

Уметь:

– находить способ проверки написания слова;

– работать со словарями

Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные темы



РТ,

ур. 144



156

Текст- повествования

1




Чтение и понимание текста. Создание текста-повест-вования по заданному плану и по основной мысли текста. Чтение и понимание текста.

участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

слушать и понимать речь других;


Уч., с. 128, упр. 3



157





158

Особенности текста –повествования. Р.р


Учимся применять орфографические правила

1






1


Уч., с. 129 – П.; с. 130. упр. 3



159


Контрольный диктант по теме «Лексика»

1.

Слово и его значение

Уметь:

– находить способ проверки написания слова;

– работать со словарями







160

Анализ ошибок, допущенных в диктанте .Учимся применять орфографические правила

1

Наблюдение за текстами, включающими в себя элементы описания и повествования. Создание текста-рассуждения







161

Учимся сочинять текст-повествование

1



Уч., с. 131 – П.; с. 132,

упр. 3





162


Описание и повествование в тексте

1

Комплексная работа с текстами разных видов

Уметь:

– находить способ проверки написания слова;

– работать со словарями;

– анализировать и кратко характеризовать состав слова;

– создавать несложные монологические тексты на доступные темы


Работа с текстом

Уч., с. 139, упр. 2.,




163







164

текст-рассуждение р.р



Особенности текста-рассуждения

1

Повторение изученных орфограмм


Уч., с 142, упр. 3



165

Описание

.Повествование Рассуждение

1

Правописание изученных орфограмм

участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

слушать и понимать речь других;


Уч., с. 144, упр. 3



166-170

Повторение.

5

Работа над ошибками





Распределение учебного времени в течение учебного года

Четверть

Количество недель в четверти

Количество часов в неделю

Количество часов в четверти

Количество контрольных работ

Контрольные мероприятия

тесты

диктанты

развитие речи

списывание

словарные

диктанты

I четверть

9

5

44

6


2


1

3

II четверть

7

5

37

7


4


1

2

III четверть

10

5

51

5

1

2



2

IV четверть

8

5

38

12

1

2

8


1

Итого в год

34


170

30

2

10

8

2

8





1

i