МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«КОЛЛЕДЖ «ПОДМОСКОВЬЕ»
(ГБПОУ МО «КОЛЛЕДЖ «ПОДМОСКОВЬЕ»)
РОССИЯ, 141500 Московская область, г.Солнечногорск, ул.Набережная, д.2
Тел.факс (495) 994-04-65
E-Mail [email protected]
ОКПО 02530647 ОГРН 1035008858213
ИНН 5044000825 КПП 504401001
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ МО «КОЛЛЕДЖ «ПОДМОСКОВЬЕ»
_________________ Юдина А.В.
«31» августа 2020 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОУП.01 РУССКИЙ ЯЗЫК»
по специальности среднего профессионального образования
23.02.01. Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
г. Лобня
2020 г.
Рабочая программа учебного предмета ОУП.01. РУССКИЙ ЯЗЫК по специальности 23.02.01. Организация перевозок и управление на транспорте (по видам транспорта)
разработана на основе примерной Рекомендованной Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного автономного учреждения «Федерального института развития образования «(ФГАУ ФИРО).
Заключение Экспертного совета № 3 от « 21 » июля 2015 г.
Организация – разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Колледж «Подмосковье»
Разработчик рабочей программы: Лохина Елена Валентиновна
(ФИО)
«СОГЛАСОВАНО»
цикловой (предметной) комиссией
Протокол № 1
от «31» августа 2020 г
Председатель
________________/Ковтун М.В./
СОДЕРЖАНИЕ
1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА …………………………
1.1.Область применения рабочей программы
1.2.Место учебного предмета в учебном плане ………………………………………………..
1.3.Цели и задачи учебного предмета, требования к результатам освоения учебного предмета…………………………………………………………………………………………..
1.4.Планируемые результаты освоения учебного предмета……………………………...........
1.5.Количество часов на освоение программы учебного предмета………………………….
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА…………………………………
2.1.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы……………………………………
2.2 Тематический план и содержание учебного предмета……………………………………
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА………………………………………
3.1.Требования к минимальному материально – техническому обеспечению………………..
3.2.Информационное обеспечение……………………………………………………………..
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.………
паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Русский язык
1.1.Область применения рабочей программы
Рабочая программа общеобразовательной учебного предмета «РУССКИЙ ЯЗЫК» предназначена для изучения РУССКОГО ЯЗЫКА в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной образовательной программы СПО на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования и примерной Рекомендованной Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного автономного учреждения «Федерального института развития образования»
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебны предмет ОУП.01 относится к общеобразовательному циклу дисциплин.
1.3. Цели учебного предмета, требования к результатам освоения учебного предмета:
• совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;
• формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой);
• совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;
• дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков.
1.4.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Освоение содержания учебного предмета «Русский язык» обеспечивает достижение обучающихся следующих результатов:
Личностные | Метапредметные | Предметные |
- воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов; | - владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом; | - сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике; |
- понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности; | - владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне; | - сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; |
- осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; | - применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; | -владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; |
- формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; | - овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения; | -владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации; |
- способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; | - готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; | -владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; |
- готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; | - умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка; | -сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка; |
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования | | -сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста; |
| | -способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях; |
| | -владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания; |
| | -сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы |
1.5. Количество часов на освоение программы учебного предмета
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 111 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося _78_ часов;
самостоятельной работы обучающегося __33__ часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Объём учебного предмета и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объём часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 111 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 78 |
в том числе: | |
практические | 12 |
контрольные работы | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 33 |
в том числе: | |
Работа с учебником Подготовка докладов/сообщений Работа с другими литературными и интернет – источником Аналитическая работа/самообследование Решение/составление ситуационных задач Разработка/заполнение схем/таблиц Подготовка презентаций Разработка памятки | |
Промежуточная аттестация в форме Экзамена | |
2.2. Тематический план и содержание учебного предмета ОУП.01 Русский язык
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся | Объём часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Содержание учебного материала | 3 | 1 |
1 | Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Язык как система. Основные уровни языка. Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. Значение русского языка при освоении профессий СПО и специальностей СПО. |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | 3 |
Сочинение-размышление «Я русский бы выучил только за то…» |
Раздел 1. Язык и речь. Функциональные стили речи. | 15 | |
Тема 1.1. Язык и речь. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | 3 |
Исследование и подготовка реферата «Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю». |
Тема 1.2. Текст как произведение речи. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста. Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). |
Тема 1.3 Функциональные стили речи. | Содержание учебного материала | 6 | 2 |
1 | Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования. |
2 | Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др. Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др. |
3 | Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления. Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др. |
Практическая работа обучающихся | 2 | 2 |
Лингвостилистический анализ текста. |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | 3 |
Определение типа, стиля, жанра текста (по заданному способу). Составление связного высказывания на профессиональную тему. |
Раздел 2. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография. | 13 | |
Тема 2.1. Фонетика. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова. |
Практическая работа обучающихся | 2 | 2 |
Фонетический разбор текста |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | 3 |
Фонетический анализ слов. |
Тема 2.2. Орфоэпия. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря. |
Самостоятельная работа обучающихся | | |
Работа с интернет – источником ФИПИ и выполнение мини-проекта: составление орфоэпического словарика. | 1 | 3 |
Тема 2.3. Графика, орфография. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Основные принципы орфографии. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы Ь. |
Практическая работа обучающихся | 2 | 2 |
Правописание О/Ё после шипящих и Ц. Правописание приставок на З - / С -. Правописание И – Ы после приставок. Орфографическая работа с текстом с выполнением заданий по фонетике и орфоэпии. |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | 3 |
Решение орфографических задач по темам «Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных». «Употребление буквы Ь». «Правописание О/Ё после шипящих и Ц». «Правописание приставок на З - / С-». «Правописание И – Ы после приставок». |
Раздел 3. Лексика и фразеология. | 15 | |
Тема 3.1. Лексика. | Содержание учебного материала | 6 | 2 |
1 | Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. |
2 | Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. |
3 | Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы). Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика. Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы. |
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | 3 |
Работа со словарями. Сочинение-размышление «Как различить полисемию и омонимию?» Исследование и подготовка реферата «Старославянизмы и их роль в развитии русского языка». Подготовка презентации «Пласты употребления лексики в русском языке» |
Тема 3.2. Фразеология. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор. |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | 3 |
Работа со словарем фразеологизмов. Лексико – фразеологический разбор. |
Тема 3.3. Лексические нормы русского языка. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление. |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | 2 |
Исправление речевых недочетов в текстах, устранение тавтологии, повторов и т.д. |
Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография. | 15 | |
Тема 4.1 Морфемика | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова. |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | 3 |
Работа с учебником |
Тема 4.2 Словообразование | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ. |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | 3 |
Заполнение таблицы «Виды морфем. Морфологические и неморфологические способы образования слов». |
Тема 4.3 Орфография | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
1 | Правописание сложных слов. |
2 | Правописание чередующихся гласных в корнях слов. |
Практическая работа обучающихся | 2 | 2 |
Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -. Орфографическая работа с текстом с выполнением заданий по морфемике и словообразованию. |
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | 3 |
Упражнения для закрепления орфограмм «Правописание сложных слов с дефисом». Упражнения для закрепления орфограмм «Правописание приставок ПРИ - / ПРЕ –». Упражнения для закрепления орфограмм «Правописание чередующихся гласных в корнях слов». |
Раздел 5. Морфология и орфография | 24 | |
Тема 5.1 Знаменательные и служебные части речи. Имя существительное. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи. |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | 3 |
Аналитическая работа, составление схем для представления информации. Выполнение упражнений для закрепления орфограмм «Правописание имен существительных». |
Тема 5.2 Имя прилагательное. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи. |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | 3 |
Аналитическая работа, составление схем для представления информации. Выполнение упражнений для закрепления орфограмм «Правописание имен прилагательных». |
Тема 5.3 Имя Числительное. Местоимение. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного. Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода. Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения. Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | 3 |
Аналитическая работа, составление схем для представления информации. Выполнение упражнений для закрепления орфограмм «Правописание числительных и местоимений» |
Тема 5.4 Глагол. Деепричастие как особая форма глагола. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола. Употребление форм глагола в речи. Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия. Особенности построения предложений с деепричастиями. |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | 3 |
Аналитическая работа, составление схем для представления информации. Выполнение упражнений для закрепления орфограмм «Правописание глаголов». |
Тема 5.5 Причастие как особая форма глагола | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями. Правописание -Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия. |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | 3 |
Аналитическая работа, составление схем для представления информации. Выполнение упражнений для закрепления орфограмм «Правописание причастий». |
Тема 5.6 Наречие. Слова категории состояния. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Морфологический разбор наречия. Употребление наречия в речи. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте. Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи. |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | 3 |
Аналитическая работа, составление схем для представления информации. Выполнение упражнений для закрепления орфограмм «Правописание наречий». |
Тема 5.7. Служебные части речи. Предлог. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Служебные части речи. Предлог. Отличие производных предлогов от слов – омонимов. |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | 3 |
Аналитическая работа, составление схем для представления информации. Исследование и подготовка реферата «Слова-омонимы в морфологии русского языка». |
Тема 5.8 Союз и частица. Междометия и звукоподражательные слова. | Содержание учебного материала | | |
1 | Союз. Правописание союзов. Частица. Правописание частиц. Междометия и звукоподражательные слова. |
Практическая работа обучающихся | 2 | 2 |
Аналитическая работа, составление схем для представления информации. Орфографическая работа с текстом с морфологическим заданием. |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | 3 |
Выполнение упражнений для закрепления орфограмм «Правописание союзов и частиц». |
Раздел 6. Синтаксис и пунктуация | 26 | |
Тема 6.1 Основные единицы синтаксиса. Словосочетание. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | 3 |
Синтаксический разбор словосочетаний. |
Тема 6.2 Простое предложение | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи. Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим.. Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение). Роль второстепенных членов предложения в построении текста. Односоставное и неполное предложения. Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого. |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | 3 |
Аналитическая работа, составление схем для представления информации. |
Тема 6.3 Осложненное простое предложение | Содержание учебного материала | 6 | 2 |
1 | Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Обособление приложений. |
2 | Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения. |
3 | Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте. Знаки препинания при обращении. Знаки препинания при междометии. Употребление междометий в речи. |
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | 3 |
Аналитическая работа, составление схем для представления информации. Составление схем простых предложений. Составление предложений по схемам. |
Тема 6.4 Сложное предложение | Содержание учебного материала | 6 | 2 |
1 | Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Употребление сложносочиненных предложений в речи. |
2 | Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи. |
3 | Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. |
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | 3 |
Аналитическая работа, составление схем для представления информации. Составление схем сложных предложений. Составление предложений по схемам. |
Тема 6.5 Способы передачи чужой речи. | Содержание учебного материала | | |
1 | Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах. Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге. Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ. Период и его построение. |
Практическая работа обучающихся | 2 | 2 |
Пунктуационная работа с текстом с выполнением синтаксического задания. |
ИТОГО | | 111 | |
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Русский язык» входят:
многофункциональный комплекс преподавателя;
наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых, поэтов, писателей и др.);
информационно-коммуникативные средства;
экранно-звуковые пособия;
комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
библиотечный фонд.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники для обучающихся:
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие сред. проф. образования. — М., 2015.
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.
Воителева Т.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебник для 10 класса общеобразовательной школы. — М., 2015.
Воителева Т.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебник для 11 класса общеобразовательной школы. — М., 2015.
Воителева Т.М. Русский язык: сб. упражнений: учеб. пособие сред. проф. образования. — М., 2015.
Основные источники для преподавателя:
Воителева Т.М. Русский язык: методические рекомендации: метод. пособие для учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.
Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Русский язык: учеб. Пособие для 10-11 классов. — М., 2017.
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень). 10—11 классы: в 2 ч. — М., 2015.
Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10—11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. — М., 2015.
Львова С.И. Таблицы по русскому языку. — М., 2012.
Пахнова Т.М. Готовимся к устному и письменному экзамену по русскому языку. — М., 2018.
Дополнительные источники (словари):
- Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2003.
- Граудина Л.К., Ицкович В. А., Катлинская Л. П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2001.
- Иванова О.Е., Лопатин В.В., Нечаева И.В., Чельцова Л.К. Русский орфографический словарь: около 180 000 слов / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова / под ред. В.В.Лопатина. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2004.
- Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. — М., 2008.
- Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2001.
- Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2005.
- Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992.
- Розенталь Д.Э., Краснянский В.В. Фразеологический словарь русского языка. — М., 2011.
- Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. — М., 2005.
- Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006.
- Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В. Бурцева. – М., 2006.
- Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2000.
- Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2000.
- Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2000
Интернет-ресурсы
www.eor.it.ru/eor (учебный портал по использованию ЭОР).
www.ruscorpora.ru (Национальный корпус русского языка — информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме).
www.russkiyjazik.ru (энциклопедия «Языкознание»).
www.etymolog.ruslang.ru (Этимология и история русского языка).
www.rus.1september.ru (электронная версия газеты «Русский язык»). Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка».
www.uchportal.ru (Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе).
www.Ucheba.com (Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.uroki.ru)
www.metodiki.ru (Методики).
www.posobie.ru (Пособия).
www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com (Сеть творческих учителей. Информационные технологии на уроках русского языка и литературы).
www.prosv.ru/umk/konkurs/info.aspx?ob_no=12267 (Работы победителей конкурса «Учитель — учителю» издательства «Просвещение»).
www.spravka.gramota.ru (Справочная служба русского языка).
www.slovari.ru/dictsearch (Словари. ру).
www.gramota.ru/class/coach/tbgramota (Учебник грамоты).
www.gramota.ru (Справочная служба).
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умение соблюдать на письме орфографи-ческие и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. | Тестирование, диктант, словарный диктант, написание сочинения, работа с карточками (индивидуальный, коллективный виды работы). |
Умение извлекать необходимую информацию из различных источников. | Конспектирование (индивидуальные задания). |
Умение применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка. | Сообщение на заданную тему (индивидуальные задания). |
Умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | Различные виды разбора (практические задания). |
Умение проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка. | Анализ текста, создание текста. |