СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 3 класс по программе " Перспектива"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование по русскому языку

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 3 класс по программе " Перспектива"»

дРАССМОТРЕНО

на ШМО учителей начальных классов

Протокол №___ от

«___»___________ 2020 г.

Руководитель ШМО

_________/О.Ш. Газизова /


СОГЛАСОВАНО

Заместитель руководителя по УВР МОУ – СОШ с. Ямское

______________/М.А. Гладченко /



«___»___________ 2020 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ – СОШ

с. Ямское

_____________/Л.П.Мякшева /

Приказ №___ от

«___»___________ 2020 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

в 3 классе

МОУ – СОШ с. Ямское Краснокутского района

Саратовской области

Составил: учитель начальных классов

Клочкова Надежда Валерьевна

2020– 2021 учебный год





















Рассмотрено на заседании педагогического совета

протокол № ___ от «___» ______ 2020 г.












ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по предмету «Русский язык» 3 класс создана на основе: примерной основной образовательной программы начального общего образования, рекомендованная Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС к использованию образовательными учреждениями РФ примерная основная образовательная программа начального общего образования; программы курса «Русский язык» под редакцией Климановой Л.Ф, М., «Просвещение», 2013 год;

В соответствии с федеральным базисным учебным планом рабочая программа составлена из расчета 4 часа в неделю, 136 часов в год .

I четверть — 32 ч, II четверть — 31 ч, III четверть —42 ч, IV четверть — 31 ч.



Цели и задачи:

  • формирование  специальных умений и навыков по разделам программы;

  • развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;

  • освоение  первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений русского языка;

  • овладение  умениями правильно писать и читать; участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;

  • воспитание  позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.


Задачи:

• развивать все виды речевой деятельности (умения писать, читать, слушать и говорить), а также речевое мышление учащихся;

• обеспечивать усвоение программного материала по языку (по фонетике, графике, лексике, грамматике, орфографии); стимулировать развитие коммуникативно-речевых умений и навыков;

• пользоваться формулами речевого этикета в различных ситуациях общения;

• формировать представление о языке как о жизненно важном средстве общения, которое предоставляет учащимся широкие возможности для выражения собственных мыслей в общении с другими людьми и для познания окружающего мира;

• обеспечивать развитие функциональной грамотности учащихся на основе интеграции в изучении языка и речи учащихся;

• развивать интерес к изучению русского языка, воспитывать чувство любви и уважения к языку как величайшей культурной ценности народа;

• развивать творческие способности детей, их стремление к созданию собственных текстов.








Планируемые результаты


Личностными результатами изучения предмета “Русский язык” являются следующие умения:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;

  • эмоционально “проживать” текст, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.


Метапредметными результатами изучения курса “Русский язык” является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на уроке;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

  • учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.

Познавательные:

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

  • выразительно читать и пересказывать текст;

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса “Русский язык” является сформированность следующих умений:

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, обучающихся;

  • осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

  • понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

  • делить текст на части, озаглавливать части;

  • подробно и выборочно пересказывать текст;

  • правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;

  • делить слова на части для переноса;

  • производить звукобуквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;

  • правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;

  • писать под диктовку слова, предложения, текст из 60 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;

  • видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;

  • писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях;

  • буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов;

  • буквосочетания чк, чн в словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова;

  • слова с непроверяемыми написаниями, определённые программой;

  • писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;

  • находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;

  • находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;

  • обращать внимание на особенности употребления слов;

  • ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;

  • составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;

  • предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;

  • составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.

Ученики сделают первый шаг в осознании себя носителями языка, почувствовать интерес к его изучению и осознать смысл этого изучения: родной язык необходимо изучать, чтобы лучше, успешнее им пользоваться при общении с другими людьми, чтобы понимать других и самому быть понятым.


В 3 классе центральное место отводится формированию грамматических понятий курса русского языка (текст, предложение, слово, словосочетание, части речи, имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, местоимение, предлог, члены предложения, значимые части слова: корень, приставка, суффикс, окончание и др.).








Содержание


Тема “Состав слова” 32 ч.

предполагает уточнение и систематизацию знаний об однокоренных словах и корне слова, формирование представлений об основе и окончании, суффиксе и приставке, их существенных признаках. Школьники знакомятся с некоторыми способами образования слов (без введения терминов), чередованием гласных и согласных звуков в корне. Значимая роль отводится орфографической работе: формированию навыка правописания слов с безударными гласными, парными по глухости-звонкости согласными (на конце слова или перед согласным), непроизносимыми согласными в корне, правописанию наиболее употребительных приставок и суффиксов, написанию разделительного твёрдого знака (ъ). Проводятся упражнения по совершенствованию навыка правописания слов с изученными во 2 классе орфограммами.

Тема “Части речи” 64 ч.

даёт возможность уточнить и систематизировать знания учащихся о некоторых изученных существенных признаках частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог) и дать представление о других существенных признаках частей речи (категории рода, падежа, времени, лица (у местоимений)), формах изменения имён существительных (по числам, падежам), имён прилагательных (по числам, по родам в единственном числе, падежам), глаголов (по числам, временам), глаголов в прошедшем времени в единственном числе по родам.

В ознакомительном плане третьеклассникам даётся первое представление об имени числительном как части речи.

В процессе изучения частей речи формируются орфографические навыки правописания существительных женского и мужского рода с шипящим звуком на конце (ночь — врач), навыки правописания родовых окончаний имён существительных (-а, -о, -е), имён прилагательных (-ый, -ий, -ой, -ое, -ее, -ая, -яя), глаголов прошедшего времени в единственном числе женского и среднего рода (-а, -о), частицы не с глаголами. Проводятся упражнения в правописании гласных и согласных в корне, приставке и суффиксе в словах разных частей речи.

Изучение языковых понятий(62 ч.)

проводится на базе осознания лексического значения слов, анализа словосочетаний и предложений. Уточняются и углубляются знания о лексическом значении слов (однозначных и многозначных словах, прямом и переносном значении слов, синонимах, антонимах), учащиеся знакомятся с омонимами и паронимами, устаревшими и новыми словами, устойчивыми сочетаниями слов (фразеологизмами), некоторыми изобразительно-выразительными средствами языка (сравнение, олицетворение). Совершенствуются умения воспроизводить лексическое значение слов, правильно выбирать и употреблять слова в речи, пользоваться лингвистическими словарями.

Уточняется и углубляется представление о предложении, главных и второстепенных членах предложения. Учащиеся получают первое представление о словосочетании, его назначении в языке и речи, знакомятся с предложениями, различными по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), предложениями простыми и сложными, предложениями с обращением (общее представление).

Продолжается работа над совершенствованием знаний и умений

(12 ч):

распознавать текст, типы текстов, определять тему, главную мысль, части текста, составлять план, озаглавливать текст, составлять собственный текст на основе текста-образца, по заданной теме и рисунку, по заданной теме и опорным словам, по заданной теме и личному опыту либо творческому воображению, по демонстрационной картине и др. Формируются умения различать книжный и разговорный стили текстов, устанавливать типы связи в предложениях текста, создавать текст определённого типа и стиля.

Курс “Русский язык” обладает широкими возможностями для организации внеурочной деятельности младших школьников в следующих формах:

    • кружки, творческие группы по интересам, факультативы, клубы

    • утренники, конкурсы, олимпиады, выставки;

    • подготовка полезной для класса лингвистической информации (оформление уголка русского языка, стенда “Говори и пиши правильно”, рекламных стендов, выпуск классной газеты и классного литературного журнала); проектная деятельность.

Предметом внеурочной деятельности могут стать вопросы культуры общения, культуры речи, речевого этикета, истории жизни слов, происхождение русских имен и фамилий, создание тематических словариков, сочинение сказок, стихов, загадок.








































Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.


При работе с первым разделом «Мир общения. Повторяем — узнаем новое»

- закрепить представление детей о речевом общении и языке как основном средстве коммуникации,

-углубить знания учащихся о вербальных (словесных) и невербальных средствах общения.

-познакомить с основными правилами ведения диалога,

- продолжать формировать представление детей о культуре устной и письменной речи, речевом этикете, уметь поддерживать разговор с партнером, проявлять к собеседнику должное внимание и уважение,

- наблюдать за функционированием языковых единиц в речи, постепенно приучаясь реализовывать свои коммуникативные намерения, оформлять устные и письменные высказывания в соответствии с существующими культурными нормами,

- продолжать работу по формированию орфографической зоркости учащихся,

- систематизировать знания детей об орфографических правилах.


Раздел «Язык – главный помощник в общении»

- познакомить детей с особенностями данных языковых единиц,

- показать, что словосочетание, предложение и текст — это не случайные образования. Каждое из них имеет свою четкую структуру,

- сопоставить сначала словосочетания, а затем предложения с разным лексическим наполнением, но построенных по одной модели (схеме),

- познакомить с композицией текста, определить, что данная структура свойственна не какому-либо одному тексту, а всем синтаксическим единицам данного уровня,

- продолжить работу со словарями различного типа: орфографическим, орфоэпическим, толковым, энциклопедическим, словарями синонимов и антонимов.


Раздел «Состав слова».

Лексической работе со словом, его значением в новой системе отводится значительное место. Начиная с периода обучения грамоте формируется представление детей о слове как о двусторонней единице языка, которая имеет внешнюю (звуко-буквенную) форму и внутреннюю форму (значение). Осознать и удержать в памяти информацию о двух сторонах слова учащимся помогают простейшие структурно-семантические модели слова. Такие модели помогают глубже осознать особенности многозначных слов, омонимов, синонимов и антонимов.

- учащиеся соотносят слова, которые создаются для наименования целой группы однородных предметов (нарицательные имена), слова, называющие единичные, конкретные предметы (имена собственные), слова, служащие для замещения других слов (местоимения),

- при изучении состава слова существенное внимание уделяется значению, которое приносит в слово каждая из морфем,

- знакомятся с понятием основы слова, с элементарными способами словообразования. Знание морфемного состава слова позволяет, с одной стороны, лучше понять его семантику, с другой стороны, организовать эффективную и осмысленную работу над орфографическими правилами.







- для формирования орфографической грамотности учащихся особое значение имеет задание сравнить форму и значения родственных слов. Выполнение этого задания помогает избежать ошибки, когда к однокоренным относят слова, которые имеют одинаково звучащие части, но различны по значению (вода — водитель, вор — ворона и др.). Знания о составе слова служат залогом орфографически верного написания приставок и суффиксов (простые случаи).


В разделе «Части речи»

- углубить и расширить знания учеников об имени существительном, глаголе, имени прилагательном,

- вводится определение местоимения,

- при изучении грамматических понятий (род, число и падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время, число и род глаголов) акцент делается на значении этих категорий для общения, для верного построения словосочетаний, предложений, текстов.







































Критерии оценивания по русскому языку

Оценивание диктанта:

«5»- за работу без ошибок;

«4» - если допущено не более 2х ошибок;

«3» - если допущено не более 4х ошибок;

«2»- если допущено 5 и более ошибок.

Ошибкой в диктанте следует считать:

• нарушение правил орфографии при написании слов;

• пропуск и искажение букв в словах;

• замену слов;

• отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;

• неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов

даны в программе каждого класса).

За ошибку не считаются:

• ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в

предшествующих классах не изучались;

• единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего

предложения написано с заглавной буквы;

• единичный случай замены одного слова без искажения смысла.

Негрубыми ошибками считаются следующие:

- повторение одной и той же буквы в слове;

- недописанное слово;

- перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;

- дважды записанное одно и то же слово в предложении.

Оценивание орфографического задания:

«5» - за полностью выполненное задание без ошибок;

«4» - за полностью выполненное задание при 1 ошибке;

«3» - за полностью выполненное задание при 2 ошибках или за не полностью

выполненное задание;

«2» - за невыполненное задание.

За исправление ошибок отметка за диктант и за задание не снижается.

Оценивание списывания:

«5»- за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений;

«4» - за работу, в которой 1-2 исправления или 1 ошибка;

«3» - за работу, в которой 2-3 ошибки;

«2» - за работу, в которой 4 ошибки и более.

Словарный диктант:

«5»- за работу без ошибок;

«4» - за работу, в которой 1 ошибка;

«3» - за работу, в которой 2 ошибки;

«2» - за работу, в которой 3 ошибки и более.

Оценивание изложения:

«5»- правильно и последовательно воспроизведено содержание авторского текста, нет

фактических ошибок, правильно построены предложения и употреблены слова;

«4» - содержание передано правильно и достаточно точно, в построении предложений и

употреблении слов нет существенных недостатков, имеются незначительные нарушения

последовательности изложения мыслей, имеются отдельные речевые и фактические

неточности;

«3» - допущены существенные отклонения от авторского текста, допущены нарушения в

последовательности изложения мыслей, есть недочеты в построении предложений и

употреблении слов;

«2» - допущено существенное искажение от авторского текста, много фактических

неточностей, нарушена последовательность изложения мыслей, допущено более 6

речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.





Учебно-тематический план


Наименование разделов

Количество часов

Контрольные работы

1

Речевое общение. Повторяем - узнаём новое.

10

1

2

Язык - главный помощник в общении.

21

1

3

Состав слова.

21

1

4

Части речи.

12

2

5

Повторение изученного за год.

72

1

Итого за год:

136

6
























Календарно- тематический план



п/п

Тема урока

Кол-во

часов


дата

план


факт

1-3

Раздел 1. «Мир общения. Повторяем – узнаём новое» (10 часов)

Собеседники. Диалог

3






4-6

Культура устной и письменной речи




3



7.

Диктант « Старый Полкан»

1



8.

Работа над ошибкам

1



9.

Текст

1



10

Текст

1



11

Текст

1



12

Раздел 2. «Язык – главный помощник в общении» (21 час) Язык - главный помощник в общении.

1



13-

14.

Звуки и буквы. Слог, ударение.


2




15

Девять правил орфографии.

1



16

Прописная буква в именах собственных.

1



17.

Буква безударных гласных

1



18.

Правила переноса слов.

1



19-20

Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова

2



21-22

Проверяемые и непроверяемые парные по глухости-звонкости согласные в корне слова

2



23-24

Непроизносимые согласные

2



25.

Разделительный твёрдый и мягкий знаки.

1



26

Развитие речи. Обучающее изложение.

1



27

Удвоенные согласные

1



28-29.

Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК, ЧН, ЩН.

2



30.

Проверочная работа «Девять правил орфографии»

1



31

Контрольный диктант за 1 четверть «Прошание с осенью»


1



32.


Работа над ошибками. Что рассказало слово (продолжение).

Слово и его значение

1



33.

Что рассказало слово (продолжение). Основные функции слова

1



34

Раздел 3. «Слово в речевом общении» (21 час)

Что рассказало слово.

1



35-36

Слово и его значение

2



37-38


Слово и его значение. Синонимы.

2



39

Слово и его значение Антонимы.

1



40

Слово и его значение Омонимы.

1



41

Многозначные слова.

1



42

Слово и его значение

1



43.

Проверка знаний учащихся.

Контрольный диктант«Природа осенью»

1



44

Словосочетание.

1



45.

Словосочетание.

1



46-47

Предложение.

2



48

Главные члены предложения

1



49-50

Главные члены предложения

2



51.

Предложения с однородными членами


1



52

Предложения с однородными членами


1



53-54.

Раздел 4. «Состав слова» (12 часов)Состав слова . Корень слова.

2





55

Корневые орфограммы

1



56

Суффикс

1



57

58

Суффикс

Приставка

2



59


Предлог


1



60


Предлог


1



61

Окончание и основа.


1



62

Контрольный диктант по теме за 2 четверть




63

Работа над ошибками Части речи.

1



64-66

Раздел 5. «Части речи» (72 час)Части речи.


2






67

Части речи

1



68

Имя существительное как часть речи. Повторяем, что знаем

Работа над ошибками.

1




69

Развитие речи.

1



70

Проверочная работа по теме: «Части речи»

1



71

Работа над ошибками.

1



72

Имя существительное

1



73

Собственные и нарицательные имена существительные

1



74

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

1



75

Развитие речи.

1



76

Контрольный диктант по теме: «Имя существительное»

1



77

Работа над ошибками.

1



78-79

Род имен существительных

2



80

Развитие речи. Обучающее изложение.

1



81-82

Мягкий знак (ь) после шипящих в конце имен существительных женского рода

2






83

Контрольный диктант по теме: «Мягкий знак (ь) после шипящих в конце имен существительных женского»

1



84

Работа над ошибками.

1



85

Изменение имен существительных по падежам

1



86

Изменение имен существительных по падежам. Именительный падеж.

1




87

Изменение имен существительных по падежам. Родительный падеж.

1



88

Изменение имен существительных по падежам. Дательный падеж

1



89

Изменение имен существительных по падежам. Винительный падеж

1



90

Изменение имен существительных по падежам. Творительный падеж.

1



91

Изменение имен существительных по падежам. Предложный падеж.

1



92-93

Изменение имен существительных по падежам (склонение)

2



94

Имя существительное

1



95

Проверочная работа по теме: «Имя существительное»

1



96

Контрольный диктант по теме: «Имя существительное»

1



97

Работа над ошибками.

1



98

Местоимение.


1



99

Глагол как часть речи.

1



100

Изменение глаголов по временам.

1



101

Глаголы настоящего времени.

1



102

Глаголы прошедшего времени.

1



103

Глаголы будущего времени.


1



104-105

Неопределенная форма глагола


2



106

Закрепление. Изменение глаголов по временам. Неопределенная форма глагола

1



107

Изменение глаголов по числам

1



108

Развитие речи. Обучающее изложение.

1



109

Развитие речи. Сочинение .

1



110-112

Изменение глаголов прошедшего времени по родам.

3



113-114


НЕ с глаголами


2




115

Глагол

1



116

Глагол

1



117

Глагол контрольный диктант

1



118

Имя прилагательное как часть речи

1



119-121

Имя прилагательное.

.

3



122-123

Изменение имен прилагательных по родам и числам

2




124

Изменение имен прилагательных по родам и числам

1



125-126

Изменение имен прилагательных по числам

2


127

Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам

1


128

Развитие речи. Сочинение - описание.

1



129-130

Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам

2

131

Имя прилагательное

1



132

Обучающее изложение по теме: «Имя прилагательное»

2



133

Контрольный диктант по теме: «Имя прилагательное»

1



134

Работа над ошибками.

1



135-136

Повторение. Слово. Предложение. Текст.

2


































Литература



  1. Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч.2015г.

( Ч.1 -160 стр, Ч 2 -176 стр)



  1. Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч.2016г Ч.1 -96 стр, Ч.2 -96 стр.


  1. Н.Ю. Васильева, И.Ф. Яценко. Поурочные разработки по русскому языку к УМК “Перспектива”. 3 класс; М: Вако, 2013.