дРАССМОТРЕНО на ШМО учителей начальных классов Протокол №___ от «___»___________ 2020 г. Руководитель ШМО _________/О.Ш. Газизова / | СОГЛАСОВАНО Заместитель руководителя по УВР МОУ – СОШ с. Ямское ______________/М.А. Гладченко / «___»___________ 2020 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ – СОШ с. Ямское _____________/Л.П.Мякшева / Приказ №___ от «___»___________ 2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
в 3 классе
МОУ – СОШ с. Ямское Краснокутского района
Саратовской области
Составил: учитель начальных классов
Клочкова Надежда Валерьевна
2020– 2021 учебный год
Рассмотрено на заседании педагогического совета
протокол № ___ от «___» ______ 2020 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Русский язык» 3 класс создана на основе: примерной основной образовательной программы начального общего образования, рекомендованная Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС к использованию образовательными учреждениями РФ примерная основная образовательная программа начального общего образования; программы курса «Русский язык» под редакцией Климановой Л.Ф, М., «Просвещение», 2013 год;
В соответствии с федеральным базисным учебным планом рабочая программа составлена из расчета 4 часа в неделю, 136 часов в год .
I четверть — 32 ч, II четверть — 31 ч, III четверть —42 ч, IV четверть — 31 ч.
Цели и задачи:
развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;
освоение первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений русского языка;
овладение умениями правильно писать и читать; участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Задачи:
• развивать все виды речевой деятельности (умения писать, читать, слушать и говорить), а также речевое мышление учащихся;
• обеспечивать усвоение программного материала по языку (по фонетике, графике, лексике, грамматике, орфографии); стимулировать развитие коммуникативно-речевых умений и навыков;
• пользоваться формулами речевого этикета в различных ситуациях общения;
• формировать представление о языке как о жизненно важном средстве общения, которое предоставляет учащимся широкие возможности для выражения собственных мыслей в общении с другими людьми и для познания окружающего мира;
• обеспечивать развитие функциональной грамотности учащихся на основе интеграции в изучении языка и речи учащихся;
• развивать интерес к изучению русского языка, воспитывать чувство любви и уважения к языку как величайшей культурной ценности народа;
• развивать творческие способности детей, их стремление к созданию собственных текстов.
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения предмета “Русский язык” являются следующие умения:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально “проживать” текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.
Метапредметными результатами изучения курса “Русский язык” является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.
Познавательные:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса “Русский язык” является сформированность следующих умений:
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, обучающихся;
осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
делить текст на части, озаглавливать части;
подробно и выборочно пересказывать текст;
правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;
делить слова на части для переноса;
производить звукобуквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;
правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;
писать под диктовку слова, предложения, текст из 60 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;
видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях;
буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов;
буквосочетания чк, чн в словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова;
слова с непроверяемыми написаниями, определённые программой;
писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;
находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;
обращать внимание на особенности употребления слов;
ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;
составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;
составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.
Ученики сделают первый шаг в осознании себя носителями языка, почувствовать интерес к его изучению и осознать смысл этого изучения: родной язык необходимо изучать, чтобы лучше, успешнее им пользоваться при общении с другими людьми, чтобы понимать других и самому быть понятым.
В 3 классе центральное место отводится формированию грамматических понятий курса русского языка (текст, предложение, слово, словосочетание, части речи, имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, местоимение, предлог, члены предложения, значимые части слова: корень, приставка, суффикс, окончание и др.).
Содержание
Тема “Состав слова” 32 ч.
предполагает уточнение и систематизацию знаний об однокоренных словах и корне слова, формирование представлений об основе и окончании, суффиксе и приставке, их существенных признаках. Школьники знакомятся с некоторыми способами образования слов (без введения терминов), чередованием гласных и согласных звуков в корне. Значимая роль отводится орфографической работе: формированию навыка правописания слов с безударными гласными, парными по глухости-звонкости согласными (на конце слова или перед согласным), непроизносимыми согласными в корне, правописанию наиболее употребительных приставок и суффиксов, написанию разделительного твёрдого знака (ъ). Проводятся упражнения по совершенствованию навыка правописания слов с изученными во 2 классе орфограммами.
Тема “Части речи” 64 ч.
даёт возможность уточнить и систематизировать знания учащихся о некоторых изученных существенных признаках частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог) и дать представление о других существенных признаках частей речи (категории рода, падежа, времени, лица (у местоимений)), формах изменения имён существительных (по числам, падежам), имён прилагательных (по числам, по родам в единственном числе, падежам), глаголов (по числам, временам), глаголов в прошедшем времени в единственном числе по родам.
В ознакомительном плане третьеклассникам даётся первое представление об имени числительном как части речи.
В процессе изучения частей речи формируются орфографические навыки правописания существительных женского и мужского рода с шипящим звуком на конце (ночь — врач), навыки правописания родовых окончаний имён существительных (-а, -о, -е), имён прилагательных (-ый, -ий, -ой, -ое, -ее, -ая, -яя), глаголов прошедшего времени в единственном числе женского и среднего рода (-а, -о), частицы не с глаголами. Проводятся упражнения в правописании гласных и согласных в корне, приставке и суффиксе в словах разных частей речи.
Изучение языковых понятий(62 ч.)
проводится на базе осознания лексического значения слов, анализа словосочетаний и предложений. Уточняются и углубляются знания о лексическом значении слов (однозначных и многозначных словах, прямом и переносном значении слов, синонимах, антонимах), учащиеся знакомятся с омонимами и паронимами, устаревшими и новыми словами, устойчивыми сочетаниями слов (фразеологизмами), некоторыми изобразительно-выразительными средствами языка (сравнение, олицетворение). Совершенствуются умения воспроизводить лексическое значение слов, правильно выбирать и употреблять слова в речи, пользоваться лингвистическими словарями.
Уточняется и углубляется представление о предложении, главных и второстепенных членах предложения. Учащиеся получают первое представление о словосочетании, его назначении в языке и речи, знакомятся с предложениями, различными по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), предложениями простыми и сложными, предложениями с обращением (общее представление).
Продолжается работа над совершенствованием знаний и умений
(12 ч):
распознавать текст, типы текстов, определять тему, главную мысль, части текста, составлять план, озаглавливать текст, составлять собственный текст на основе текста-образца, по заданной теме и рисунку, по заданной теме и опорным словам, по заданной теме и личному опыту либо творческому воображению, по демонстрационной картине и др. Формируются умения различать книжный и разговорный стили текстов, устанавливать типы связи в предложениях текста, создавать текст определённого типа и стиля.
Курс “Русский язык” обладает широкими возможностями для организации внеурочной деятельности младших школьников в следующих формах:
кружки, творческие группы по интересам, факультативы, клубы
утренники, конкурсы, олимпиады, выставки;
подготовка полезной для класса лингвистической информации (оформление уголка русского языка, стенда “Говори и пиши правильно”, рекламных стендов, выпуск классной газеты и классного литературного журнала); проектная деятельность.
Предметом внеурочной деятельности могут стать вопросы культуры общения, культуры речи, речевого этикета, истории жизни слов, происхождение русских имен и фамилий, создание тематических словариков, сочинение сказок, стихов, загадок.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.
При работе с первым разделом «Мир общения. Повторяем — узнаем новое»
- закрепить представление детей о речевом общении и языке как основном средстве коммуникации,
-углубить знания учащихся о вербальных (словесных) и невербальных средствах общения.
-познакомить с основными правилами ведения диалога,
- продолжать формировать представление детей о культуре устной и письменной речи, речевом этикете, уметь поддерживать разговор с партнером, проявлять к собеседнику должное внимание и уважение,
- наблюдать за функционированием языковых единиц в речи, постепенно приучаясь реализовывать свои коммуникативные намерения, оформлять устные и письменные высказывания в соответствии с существующими культурными нормами,
- продолжать работу по формированию орфографической зоркости учащихся,
- систематизировать знания детей об орфографических правилах.
Раздел «Язык – главный помощник в общении»
- познакомить детей с особенностями данных языковых единиц,
- показать, что словосочетание, предложение и текст — это не случайные образования. Каждое из них имеет свою четкую структуру,
- сопоставить сначала словосочетания, а затем предложения с разным лексическим наполнением, но построенных по одной модели (схеме),
- познакомить с композицией текста, определить, что данная структура свойственна не какому-либо одному тексту, а всем синтаксическим единицам данного уровня,
- продолжить работу со словарями различного типа: орфографическим, орфоэпическим, толковым, энциклопедическим, словарями синонимов и антонимов.
Раздел «Состав слова».
Лексической работе со словом, его значением в новой системе отводится значительное место. Начиная с периода обучения грамоте формируется представление детей о слове как о двусторонней единице языка, которая имеет внешнюю (звуко-буквенную) форму и внутреннюю форму (значение). Осознать и удержать в памяти информацию о двух сторонах слова учащимся помогают простейшие структурно-семантические модели слова. Такие модели помогают глубже осознать особенности многозначных слов, омонимов, синонимов и антонимов.
- учащиеся соотносят слова, которые создаются для наименования целой группы однородных предметов (нарицательные имена), слова, называющие единичные, конкретные предметы (имена собственные), слова, служащие для замещения других слов (местоимения),
- при изучении состава слова существенное внимание уделяется значению, которое приносит в слово каждая из морфем,
- знакомятся с понятием основы слова, с элементарными способами словообразования. Знание морфемного состава слова позволяет, с одной стороны, лучше понять его семантику, с другой стороны, организовать эффективную и осмысленную работу над орфографическими правилами.
- для формирования орфографической грамотности учащихся особое значение имеет задание сравнить форму и значения родственных слов. Выполнение этого задания помогает избежать ошибки, когда к однокоренным относят слова, которые имеют одинаково звучащие части, но различны по значению (вода — водитель, вор — ворона и др.). Знания о составе слова служат залогом орфографически верного написания приставок и суффиксов (простые случаи).
В разделе «Части речи»
- углубить и расширить знания учеников об имени существительном, глаголе, имени прилагательном,
- вводится определение местоимения,
- при изучении грамматических понятий (род, число и падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время, число и род глаголов) акцент делается на значении этих категорий для общения, для верного построения словосочетаний, предложений, текстов.
Критерии оценивания по русскому языку
Оценивание диктанта:
«5»- за работу без ошибок;
«4» - если допущено не более 2х ошибок;
«3» - если допущено не более 4х ошибок;
«2»- если допущено 5 и более ошибок.
Ошибкой в диктанте следует считать:
• нарушение правил орфографии при написании слов;
• пропуск и искажение букв в словах;
• замену слов;
• отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
• неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов
даны в программе каждого класса).
За ошибку не считаются:
• ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в
предшествующих классах не изучались;
• единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего
предложения написано с заглавной буквы;
• единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
- повторение одной и той же буквы в слове;
- недописанное слово;
- перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
- дважды записанное одно и то же слово в предложении.
Оценивание орфографического задания:
«5» - за полностью выполненное задание без ошибок;
«4» - за полностью выполненное задание при 1 ошибке;
«3» - за полностью выполненное задание при 2 ошибках или за не полностью
выполненное задание;
«2» - за невыполненное задание.
За исправление ошибок отметка за диктант и за задание не снижается.
Оценивание списывания:
«5»- за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений;
«4» - за работу, в которой 1-2 исправления или 1 ошибка;
«3» - за работу, в которой 2-3 ошибки;
«2» - за работу, в которой 4 ошибки и более.
Словарный диктант:
«5»- за работу без ошибок;
«4» - за работу, в которой 1 ошибка;
«3» - за работу, в которой 2 ошибки;
«2» - за работу, в которой 3 ошибки и более.
Оценивание изложения:
«5»- правильно и последовательно воспроизведено содержание авторского текста, нет
фактических ошибок, правильно построены предложения и употреблены слова;
«4» - содержание передано правильно и достаточно точно, в построении предложений и
употреблении слов нет существенных недостатков, имеются незначительные нарушения
последовательности изложения мыслей, имеются отдельные речевые и фактические
неточности;
«3» - допущены существенные отклонения от авторского текста, допущены нарушения в
последовательности изложения мыслей, есть недочеты в построении предложений и
употреблении слов;
«2» - допущено существенное искажение от авторского текста, много фактических
неточностей, нарушена последовательность изложения мыслей, допущено более 6
речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов | Количество часов | Контрольные работы |
1 | Речевое общение. Повторяем - узнаём новое. | 10 | 1 |
2 | Язык - главный помощник в общении. | 21 | 1 |
3 | Состав слова. | 21 | 1 |
4 | Части речи. | 12 | 2 |
5 | Повторение изученного за год. | 72 | 1 |
Итого за год: | 136 | 6 |
Календарно- тематический план
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | дата |
план | факт |
1-3 | Раздел 1. «Мир общения. Повторяем – узнаём новое» (10 часов) Собеседники. Диалог | 3 | | |
4-6 | Культура устной и письменной речи | 3 | | |
7. | Диктант « Старый Полкан» | 1 | | |
8. | Работа над ошибкам | 1 | | |
9. | Текст | 1 | | |
10 | Текст | 1 | | |
11 | Текст | 1 | | |
12 | Раздел 2. «Язык – главный помощник в общении» (21 час) Язык - главный помощник в общении. | 1 | | |
13- 14. | Звуки и буквы. Слог, ударение. | 2 | | |
15 | Девять правил орфографии. | 1 | | |
16 | Прописная буква в именах собственных. | 1 | | |
17. | Буква безударных гласных | 1 | | |
18. | Правила переноса слов. | 1 | | |
19-20 | Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова | 2 | | |
21-22 | Проверяемые и непроверяемые парные по глухости-звонкости согласные в корне слова | 2 | | |
23-24 | Непроизносимые согласные | 2 | | |
25. | Разделительный твёрдый и мягкий знаки. | 1 | | |
26 | Развитие речи. Обучающее изложение. | 1 | | |
27 | Удвоенные согласные | 1 | | |
28-29. | Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК, ЧН, ЩН. | 2 | | |
30. | Проверочная работа «Девять правил орфографии» | 1 | | |
31 | Контрольный диктант за 1 четверть «Прошание с осенью» | 1 | | |
32. | Работа над ошибками. Что рассказало слово (продолжение). Слово и его значение | 1 | | |
33. | Что рассказало слово (продолжение). Основные функции слова | 1 | | |
34 | Раздел 3. «Слово в речевом общении» (21 час) Что рассказало слово. | 1 | | |
35-36 | Слово и его значение | 2 | | |
37-38 | Слово и его значение. Синонимы. | 2 | | |
39 | Слово и его значение Антонимы. | 1 | | |
40 | Слово и его значение Омонимы. | 1 | | |
41 | Многозначные слова. | 1 | | |
42 | Слово и его значение | 1 | | |
43. | Проверка знаний учащихся. Контрольный диктант«Природа осенью» | 1 | | |
44 | Словосочетание. | 1 | | |
45. | Словосочетание. | 1 | | |
46-47 | Предложение. | 2 | | |
48 | Главные члены предложения | 1 | | |
49-50 | Главные члены предложения | 2 | | |
51. | Предложения с однородными членами | 1 | | |
52 | Предложения с однородными членами | 1 | | |
53-54. | Раздел 4. «Состав слова» (12 часов)Состав слова . Корень слова. | 2 | | |
55 | Корневые орфограммы | 1 | | |
56 | Суффикс | 1 | | |
57 58 | Суффикс Приставка | 2 | | |
59 | Предлог | 1 | | |
60 | Предлог | 1 | | |
61 | Окончание и основа. | 1 | | |
62 | Контрольный диктант по теме за 2 четверть | | | |
63 | Работа над ошибками Части речи. | 1 | | |
64-66 | Раздел 5. «Части речи» (72 час)Части речи. | 2 | | |
67 | Части речи | 1 | | |
68 | Имя существительное как часть речи. Повторяем, что знаем Работа над ошибками. | 1 | | |
69 | Развитие речи. | 1 | | |
70 | Проверочная работа по теме: «Части речи» | 1 | | |
71 | Работа над ошибками. | 1 | | |
72 | Имя существительное | 1 | | |
73 | Собственные и нарицательные имена существительные | 1 | | |
74 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | 1 | | |
75 | Развитие речи. | 1 | | |
76 | Контрольный диктант по теме: «Имя существительное» | 1 | | |
77 | Работа над ошибками. | 1 | | |
78-79 | Род имен существительных | 2 | | |
80 | Развитие речи. Обучающее изложение. | 1 | | |
81-82 | Мягкий знак (ь) после шипящих в конце имен существительных женского рода | 2 | | |
| | |
83 | Контрольный диктант по теме: «Мягкий знак (ь) после шипящих в конце имен существительных женского» | 1 | | |
84 | Работа над ошибками. | 1 | | |
85 | Изменение имен существительных по падежам | 1 | | |
86 | Изменение имен существительных по падежам. Именительный падеж. | 1 | | |
87 | Изменение имен существительных по падежам. Родительный падеж. | 1 | | |
88 | Изменение имен существительных по падежам. Дательный падеж | 1 | | |
89 | Изменение имен существительных по падежам. Винительный падеж | 1 | | |
90 | Изменение имен существительных по падежам. Творительный падеж. | 1 | | |
91 | Изменение имен существительных по падежам. Предложный падеж. | 1 | | |
92-93 | Изменение имен существительных по падежам (склонение) | 2 | | |
94 | Имя существительное | 1 | | |
95 | Проверочная работа по теме: «Имя существительное» | 1 | | |
96 | Контрольный диктант по теме: «Имя существительное» | 1 | | |
97 | Работа над ошибками. | 1 | | |
98 | Местоимение. | 1 | | |
99 | Глагол как часть речи. | 1 | | |
100 | Изменение глаголов по временам. | 1 | | |
101 | Глаголы настоящего времени. | 1 | | |
102 | Глаголы прошедшего времени. | 1 | | |
103 | Глаголы будущего времени. | 1 | | |
104-105 | Неопределенная форма глагола | 2 | | |
106 | Закрепление. Изменение глаголов по временам. Неопределенная форма глагола | 1 | | |
107 | Изменение глаголов по числам | 1 | | |
108 | Развитие речи. Обучающее изложение. | 1 | | |
109 | Развитие речи. Сочинение . | 1 | | |
110-112 | Изменение глаголов прошедшего времени по родам. | 3 | | |
113-114 | НЕ с глаголами | 2 | | |
115 | Глагол | 1 | | |
116 | Глагол | 1 | | |
117 | Глагол контрольный диктант | 1 | | |
118 | Имя прилагательное как часть речи | 1 | | |
119-121 | Имя прилагательное. . | 3 | | |
122-123 | Изменение имен прилагательных по родам и числам | 2 | | |
124 | Изменение имен прилагательных по родам и числам | 1 | | |
125-126 | Изменение имен прилагательных по числам | 2 | |
127 | Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам | 1 | |
128 | Развитие речи. Сочинение - описание. | 1 | | |
129-130 | Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам | 2 |
131 | Имя прилагательное | 1 | | |
132 | Обучающее изложение по теме: «Имя прилагательное» | 2 | | |
133 | Контрольный диктант по теме: «Имя прилагательное» | 1 | | |
134 | Работа над ошибками. | 1 | | |
135-136 | Повторение. Слово. Предложение. Текст. | 2 | | |
Литература
Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч.2015г.
( Ч.1 -160 стр, Ч 2 -176 стр)
Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч.2016г Ч.1 -96 стр, Ч.2 -96 стр.
Н.Ю. Васильева, И.Ф. Яценко. Поурочные разработки по русскому языку к УМК “Перспектива”. 3 класс; М: Вако, 2013.