СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку предназначена для работы учителя по учебнику Л. М. Рыбченковой. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 5 класс»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

Стеченская средняя общеобразовательная школа

Погарского района Брянской области





Утверждено

Приказом № _____ от «31» 08 2018 г.

Директор ____________ Н. Н. Жемоедов





Рабочая программа

по литературе



6 класс






Составитель:

Рожкова Татьяна Алексеевна,

учитель русского языка и литературы,

первая квалификационная категория,

образование высшее







РАССМОТРЕНО

на заседании МО

Протокол № 1 от

30.08.2018

СОГЛАСОВАНО 30.08.2018

зам. директора по УР

_____________ С. В. Зенченко

ПРИНЯТО

педагогическим Советом

№1 от 30.08.2018










с. Стечна


2018 – 2019 учебный год


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА


    Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.

К концу 5 класса учащиеся должны овла­деть следующими умениями и навыками:

- разбирать слова фонетически, по составу и мор­фологически, а предложения (с двумя главными членами) — синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;

- разъяснять значения известных слов и правиль­но их употреблять; пользоваться орфографически­ми и толковыми словарями;

соблюдать произносительные нормы литератур­ного языка в пределах изученного материала.

По орфографии. Находить в словах изу­ченные орфограммы; находить орфографические ошибки и исправлять их.

Правильно писать слова с непроверяемыми орфо­граммами, изученными в 5 классе.

По пунктуации. Находить в предложе­ниях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать вы­бор знаков препинания и расставлять их в предло­жениях в соответствии с изученными правилами.

По связной речи. Определять тему и ос­новную мысль текста, его стиль. Подробно и сжа­то излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, живот­ных). Составлять простой план исходного и собст­венного текста. Писать сочинения повествователь­ного характера на заданную тему, рассказы о слу­чаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.

Речь и речевое общение

Ученик научится:

• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение) на материале доступных тем с использованием наглядности или без неё;

• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного общения;

• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;

• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств по данному плану;

Ученик получит возможность:

• выступать перед аудиторией с небольшим докладом, сообщением;

публично защищать свою позицию;

• участвовать в коллективном обсуждении выступлений товарищей, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать.

Речевая деятельность

Аудирование

Ученик научится:

Слушать чтение, рассказ, объяснение учителя, ответы учащихся, выделяя основные мысли, определяя их взаимосвязь, языковое оформление; воспроизводить основные мысли прослушанного в беседе, сохраняя, если необходимо, особенности стиля высказывания;

Анализировать и рецензировать ответы учащихся по определённому плану. Слушать учебные материалы, использовать их содержание в учебной деятельности.

Ученик получит возможность:

• понимать cкрытую информацию в текстах научного и  художественного стиля, адаптированных по возрасту учащегося.


Чтение

Ученик научится: 

Владеть техни­кой чтения. Осмысленно, с установкой на полное понимание содержания читать учебные тексты, вы­разительно читать вслух тексты художественного стиля, правильно расставлять логические ударе­ния, передавать с помощью интонации авторское отношение к предмету речи.

Ученик получит возможность:

  • понимать, анализировать, оценивать явную информацию в прочитанных художественных текстах;

• извлекать информацию по заданной теме из учебно-научных текстов, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, высказывать собственную точку зрения.

Говорение

Ученик научится: 

Подробно или сжа­то (устно и письменно) пересказывать тексты, со­держащие повествование, описание предмета или животного, рассуждение-доказательство. При под­робном изложении художественных текстов сохра­нять стиль, типологическую структуру и характер­ные для исходного текста языковые средства

Ученик получит возможность:

• создавать устные монологические и диалогические высказывания содержащие повествование, описание предмета или животного, рассуждение-доказательство;

• выступать перед аудиторией с докладом на заданную тему;

• участвовать в диалоге, соблюдая нормы общения;

• анализировать и речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.

Письмо

Ученик научится:

Подробно или сжа­то письменно излагать тексты, со­держащие повествование, описание предмета или животного, рассуждение-доказательство. При под­робном изложении художественных текстов сохра­нять стиль, типологическую структуру и характер­ные для исходного текста языковые средства.

Создавать пись­менные высказывания: строить абзацы, развивая мысль по данному зачину или концовке; раскры­вать тему и основную мысль высказывания, выра­жать свое отношение к предмету речи; соблюдать последовательность и связность изложения

Находить и исправлять недочеты в построении текста, в част­ности нарушения последовательности и связности изложения; исправлять речевые и грамматические ошибки.

Ученик получит возможность:

    писать со­чинения по картине, по личным наблюдениям на темы из жизни учащихся (описание предмета или животного, повествование и рассуждение);

   совершенствовать повествовательный текст, вводя в него там, где это требуется, фрагмен­ты с описанием предмета, элементы рассуждения, оценочные высказывания.

Текст

Ученик научится:

Определять тему и основную мысль текста; подбирать заголовок, отражающий тему или основную мысль текста; выделять в текс­те главную и второстепенную информацию; состав­лять простой и сложный план.

Находить в тексте типовые фрагменты — описание предмета, повест­вование, рассуждение-доказательство, оценочные высказывания. Определять стиль речи (разговор­ный, художественный); находить в тексте языко­вые средства, характерные для данного стиля.


Ученик получит возможность:

  создавать в устной и письменной форме сочинения по картине, по личным наблюдениям на темы из жизни учащихся (описание предмета или животного, повествование и рассуждение);

  совершенствовать повествовательный текст, вводя в него там, где это требуется, фрагменты с описанием предмета, элементы рассуждения, оценочные высказывания

Функциональные разновидности языка

Ученик научится:

  •  владеть практическими умениями различать тексты разговор­ного и художественного характера; находить в тексте языко­вые средства, характерные для данного стиля.

Ученик получит возможность:

 • различать и анализировать тексты разговорного характера, и художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;

• создавать тексты выступления на заданную тему;

принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой речью.

Общие сведения о языке

Ученик научится:

•характеризовать значение языка в жизни человека;

•определять различия между литературным языком и диалектами

•определять разделы лингвистики.

Ученик получит возможность:

• характеризовать вклад М. В. Ломоносова, Я.К. Грота, Р. И. Аванесова и В. И. Даля  в развитие русистики

Фонетика, орфоэпия, графика

Ученик научится:

•выделять в слове звуки и характеризовать их, различать удар­ные и безударные гласные; не смешивать звуки и буквы; правильно произносить названия букв, сво­бодно пользоваться алфавитом, в частности в рабо­те со словарями

Ученик получит возможность:

• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);

• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;

Морфемика и словообразование

Ученик научится:

•  выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах не­сложной структуры); подбирать однокоренные сло­ва с учетом значения слов; понимать различия в значении однокоренных слов, вносимые пристав­ками и суффиксами;

•  по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;

•  пользоваться словарем морфемного стро­ения слов

Ученик получит возможность:

Выделять морфемы на основе смыслового словообразовательного анализа в словах сложной структуры;

Составлять словообразовательные цепочки однокоренных слов

Лексикология и фразеология

Ученик научится:

•   упот­реблять слова в соответствии с их лексическим зна­чением; толковать лексическое значение извест­ных учащимся слов и подбирать к словам синони­мы и антонимы; пользоваться толковым словарем

•  Характеризовать лексику языка с точки зрения происхождения и особенностей словоупотребления (заимствованная и исконно-русская; общеупотребительная, ограниченная в употреблении)

Ученик получит возможность:

• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка

извлекать необходимую информацию из толковых словарей

  составлять различного рода словари и словарные статьи

 Наблюдать за использованием в художественном тексте синонимов,

антонимов, омонимов; слов в переносном

значении для создания тропов  (метафор, олицетворений, эпитетов); диалектизмов, устаревших слов и фразеологических оборотов.

 Определять текстовую функцию лексического повтора.

Морфология

Ученик научится:

•  различать части речи; знать и верно указывать специфические морфоло­гические признаки глаголов, имен существитель­ных, прилагательных; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовы­вать формы наклонения и др.;

Ученик получит возможность:

• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных;

• Употреблять в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности.

• Знать о глагольной синонимии в художественных текстах  (наблюдение и анализ). Употреблять глаголы в переносном значении.

• Использовать текстовую функцию видо-временных форм глагола.

• Понимать образную и экспрессивную роль

имен существительных в художественном тексте.

 • Определять текстовую функцию имён существительных со значением «целое и его части».

Понимать образную, эмоциональную функцию имён прилагательных в художественном тексте.

Использовать эпитеты. Синонимию имён прилагательных.

Употреблять прилагательные в переносном значении.

Синтаксис

Ученик научится:

•выделять словосочетания в предложении, определять главное и зависимое слова; определять предложения по цели высказы­вания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; состав­лять простые и сложные предложения изученных видов; интонационно правильно произносить пред­ложения изученных синтаксических конструкций

Ученик получит возможность:

• анализировать синонимические средства синтаксиса словосочетаний

Наблюдать за использованием в художественных текстах изучаемых синтаксических конструкций, усиливающих образность и эмоциональность речи.

Правописание и орфография

Ученик научится:

•  понимать значение письма и правописания для жизни людей; замечать орфограммы корня и дифференцировать их; вла­деть правилами обозначения на письме проверяе­мых и непроверяемых произношением гласных и согласных (по списку); о—ё после шипящих в кор­не, чередующихся ао, еи в корнях типа -раст/ /-рос-, -лаг-//-лож-, -мер- / / -мир-, -тер-//

тир-; знать неизменяемые приставки (в-, на-, с-и т. д.), приставки на з (с) (раз/ /рас-; из-//ис-и др.) и верно их писать; знать смешиваемые при письме безударные окончания существительных, прилагательных и глаголов, уметь обнаруживать их в тексте и владеть способом определения верно­го написания; безошибочно писать буквенные соче­танияжиши, чаща, чущу; чк, чн, нч, рщ;верно употреблять разделительные ъь,бук­ву ь после шипящих в конце существительных и глаголов, не с глаголами

Ученик получит возможность:

• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.

Язык и культура

Ученик научится:

•Выявлять исконно русские слова в произведениях  устного народного творчества;

Использовать правила речевого этикета  в повседневной жизни и учебной деятельности

Ученик получит возможность:

• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории






СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Речь и речевое общение

  1. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая.

  2. Понимание основных особенностей устной и письменной речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей говорящего в разных ситуациях общения.

Речевая деятельность

  1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.

  2. Овладение основными видами речевой деятельности. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в соответствии с ситуацией речевого общения. Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности.

Текст

  1. Основные признаки текста. Тема, основная мысль текста. Средства связи предложений и частей текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. План текста и тезисы как виды информационной переработки текста.

  2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смыслового типа речи. Создание текстов различного типа, стиля, жанра.

Функциональные разновидности языка

  1. Разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.

  2. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи.

Общие сведения о языке

  1. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык – язык художественной литературы. Лингвистика как наука о языке.

  2. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание красоты, богатства, выразительности русского языка.

Фонетика и орфоэпия

  1. Звук как единица языка. Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Орфоэпия как раздел лингвистики.

  2. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Нормативное произношение.































































Графика

  1. Соотношение звука и буквы.

  2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова.

Морфемика и словообразование

  1. Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Основные способы образования слов.

  2. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Определение основных способов словообразования. Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Лексикология и фразеология

  1. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологизмы.

  2. Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Проведение лексического разбора слов.

Морфология

  1. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Самостоятельные и служебные части речи.

  2.  Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.

Синтаксис

  1. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Главные и второстепенные члены. Структурные типы простых предложений.

  2. Предложения осложненной структуры. Сложные предложения.

  3. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.

Правописание: орфография и пунктуация

  1. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных, ъ и ь знаков. Слитные, дефисные и раздельные написания. Знаки препинания и их функции.

  2. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.







ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема урока


Кол-во

часов

Дата

план

факт

1

Введение. Язык и языкознание. Разделы языкознания.

1



2

Введение. Язык и общение.

1



3

4

Рр. Введение. Текст. Тема. Основная мысль текста.

Описание, повествование и рассуждение как функционально-смысловые типы речи.

2



Фонетика. Графика. Орфография.

15


5

Буква и звук.

1



6

Алфавит.

1



7

Согласные звуки и буквы.

1



8

Глухие и звонкие согласные.

1



9

Согласные звуки и буквы. Непроизносимые согласные.

1



10

11

Гласные звуки и обозначающие их буквы.

2



12

Слог и ударение.

1



13

Рр. Устный рассказ по картине Б. Кустодиева «Масленица».

1



14

15

Правописание безударных гласных в корне слова.

2



16

17

Повторение по теме «Фонетика, графика, орфография».

2



18


Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме “Фонетика. Графика. Орфография”.

1



19

Работа над ошибками.

1



Морфемика. Словообразование. Орфография.

17


20

Корень слова. Родственные слова.

1



21

22

Окончание и основа слова.


2



23

24

Рр. Сочинение-рассуждение по данному началу.

2



25

26

Приставки.


2



27

28

Суффиксы.


2



29

Рр. Заголовок текста. Опорные тематические слова текста.

1



30

Сложные слова.

1



31

32

Повторение по теме «Морфемика, словообразование, орфография».

2



33

Контрольное списывание.

1



34

Работа над ошибками.

1



35

36

Рр. Изложение с продолжением.

2



Лексика. Фразеология. Орфография.

41


37

Лексическое значение слова.

1



38

Рр. Устная и письменная речь.

1



39

Рр. Разговорная, книжная и нейтральная лексика.

1



40

Толковые словари.

1



41

Контрольный словарный диктант.

1



42

43

Буквы О и Ё после шипящих в корне слова.

2



44

45

Однозначные и многозначные слова.

2



46

Рр. Лексическая сочетаемость.

1



47

Тематическая группа.

1



48

Синонимы.

1



49

Антонимы.

1



50

Омонимы.

1



51

Паронимы.

1



52

53

Рр. Продолжение текста с сохранением заданного стиля и типа речи.

2



54

Проверочная работа по теме «Лексика».

1



55

Понятие о чередовании.

1



56

57

Буквы Е//И в корнях с чередованием.


2



58

59

60

Буквы А//О в корнях с чередованием.


3



61

62

Рр. Изложение с продолжением.

2



63

64

Суффиксы -чик-//-щик-.


2



65

Буквы И//Ы после приставок на согласные.

1



66

67

Рр. Обучающее сочинение «Как я первый раз...»

2



68

69

Особенности написания приставок на З//С.


2



70

Фразеологизмы.

1



71

Крылатые слова.

1



72

73

Рр. Изложение прочитанного текста.

2



74

75

Повторение по теме «Лексикология».

2



76

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме “Лексикология”

1



77

Работа над ошибками.

1



Морфология. Орфография.

55


78

Части речи.

1



79

80

Имя существительное.


2



81

Род имён существительных

1



82

Контрольный словарный диктант

1



83

Рр. Выборочное изложение.

1



84

85

Склонение имён существительных


2



86

87

Контрольная работа по аудированию.

2



88

89

Буквы Е//И в падежных окончаниях имён существительных

2



90

91

Буквы О//Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных.

2



92

93

НЕ с именами существительными.

2



94

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме “Морфология”

1



95

Работа над ошибками.

1



96

97

Имя прилагательное как часть речи.


2



98

Рр. Повествование с элементами описания.

1



99

100

Правописание окончаний имён прилагательных.


2



101

Краткие прилагательные.

1



102

103

НЕ с именами прилагательными


2



104

105

Рр. Изложение прочитанного текста.

2



106

Контрольный диктант.

1



107

Работа над ошибками.

1



108

109

Имя числительное.


2



110

111

Местоимение.


2



112

Контрольная работа по теме «Части речи. Местоимение».

1



113

114

Глагол как часть речи.


2



115

116

Инфинитив.

2



117

Рр. Средства связи предложений в тексте.

1



118

Время глагола

1



119

Рр. Тип текста. Время в предложении и тексте.

1



120

Рр. Сочинение - описание.

1



121

Изменение глаголов по лицам и числам.

1



122

Спряжение.

1



123

124

Правописание окончаний глаголов.


2



125

126

Наречие. Контрольный словарный диктант


2



127

Служебные части речи.

1



128

Рр. Сочинение по картине.

1



129

130

Повторение материала по теме «Морфология


2



131

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме “Морфология”

1



132

Работа над ошибками.

1




Синтаксис. Пунктуация.


43


133

Что изучает синтаксис?

1



134

135

Словосочетание.


2



136

137

Предложение


2



138

Главные и второстепенные члены предложения.

1



139

Рр. Сообщение, вопрос, побуждение к действию. Как они выражаются в предложении?

1



140

Проверочная работа по теме «Словосочетание. Предложение».

1



141

Рр. Продолжение текста с сохранением заданного стиля и типа речи.

1



142

Рр. Эмоции и их отражение в предложении.

1



143

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме “Синтаксис и пунктуация”

1



144

Работа над ошибками.

1



145

Рр. Как писать отзыв.

1



146

147

Грамматическая основа предложения.

2



148

149

Подлежащее и сказуемое. Средства их выражения.

2



150

151

Второстепенные члены предложения.


2



152

Определение.

1



153

Дополнение.

1



154

Обстоятельство.

1



155

156

Рр. Изложение.

2



157

Однородные члены предложения.

1



158

159

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

2



160

Рр. Вопросный план текста.

1



161

Обращение.

1



166

Обращение.

1



162

Прямая речь.

1



163

164

Рр. План текста. Изложение с элементами сочинения.

2



165

Контрольная работа.

1



166

Работа над ошибками.

1



167

168

Сложное предложение.

2



169

170

171

172

Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация».

4



173

Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием.

1



174

Работа над ошибками.

1



175

Итоги года.

1















СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Раздел 1. Речь и речевое общение

1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.

2. Осознание основных особенностей устной и письмен­ной речи. Раз­личение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание комму­никативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях межличностного общения.

Раздел 2. Речевая деятельность

1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слуша­ние), говорение, письмо.

2. Овладение основными видами речевой деятельности. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения.

Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности.

Раздел 3. Текст

1. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль тек­ста. Микротема текста. Средства связи предложений и частей текста. Абзац как сред­ство композиционно-стилистического членения текста.

Функционально-смысловые типы речи: описание, повест­вование, рассуждение. Структура текста. План текста и тезисы как виды информационной переработки текста.

2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мыс­ли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части, составление его плана, тезисов. Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.

Раздел 4. Функциональные разновидности языка

1. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.

Основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад), публицистического (выступление, интервью), официально-де­лового (расписка, доверенность, заявление) стилей, разговор­ной речи (рассказ, беседа).

2. Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление; повество­вание, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.

Раздел 5. Общие сведения о языке

1. Русский язык — национальный язык русского народа, го­сударственный язык Российской Федерации и язык межнацио­нального общения. Русский язык в современном мире.

Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики.

2. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства, в современном мире.

Понимание различий между литературным языком и диа­лектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном.

Осознание красоты, богатства, выразительности русского язы­ка. Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах.

Раздел 6. Фонетика и орфоэпия

1. Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Эле­менты фонетической транскрипции. Слог. Ударение.

Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нор­мативного произношения и ударения. Орфоэпический словарь.

2. Совершенствование навыков различения ударных и без­угарных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких со­гласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов.

Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.

Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений и собственной речевой практике.

Раздел 7. Графика

1. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости со­гласных. Способы обозначения [J'].

2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энцикло­педиях, в СМС-сообщениях.

Раздел 8. Морфемика и словообразование

1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как ми­нимальная значимая единица языка.

Словообразующие и формообразующие морфемы. Оконча­ние как формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы.

Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и со­гласных в корнях слов. Варианты морфем.

Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.

Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (про­изводящая) основа и словообразующая морфема.

Основные способы образования слов: приставочный, суф­фиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в дру­гую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов.

Словообразовательный и морфемный словари.

2. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразова­ния.

Определение основных способов словообразования, по­строение словообразовательных цепочек слов.

Использование словообразовательного, морфемного и эти­мологического словарей при решении разнообразных учебных задач.

Раздел 9. Лексикология и фразеология

1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как еди­ница языка. Лексическое значение слова.

Однозначные и многозначные слова; прямое и перенос­ное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов.

Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.

Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка.

Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностран­ных слов.

Лексика русского языка с точки зрения её активного и пас­сивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов.

Лексика русского языка с точки зрения сферы её упо­требления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.

Стилистические пласты лексики.

Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. По­словицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологи­ческие словари.

Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.

2. Дифференциация лексики по типам лексического значе­ния с точки зрения её активного и пассивного запаса, проис­хождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и сти­листической принадлежности.

Употребление лексических средств в соответствии со зна­чением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного слово­употребления.

Проведение лексического разбора слов.

Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей си­нонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование её в раз­личных видах деятельности.

Раздел 10. Морфология

1. Морфология как раздел грамматики.

Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.

Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи.

Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению.

Междометия и звукоподражательные слова.

Омонимия слов разных частей речи.

Словари грамматических трудностей.

2. Распознавание частей речи по грамматическому значе­нию, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей ре­чи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи.

Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.

Использование словарей грамматических трудностей в ре­чевой практике.

Раздел 11. Синтаксис

1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.

Словосочетание как синтаксическая единица, типы сло­восочетаний. Виды связи в словосочетании.

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональ­ной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуе­мого.

Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложнённой и неосложнённой структуры, пол­ные и неполные.

Виды односоставных предложений.

Предложения осложнённой структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение, вводные и вставные конструкции.

Классификация сложных предложений. Средства выраже­ния синтаксических отношений между частями сложного пред­ложения. Сложные предложения союзные (сложносочинённые, сложноподчинённые) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи.

Способы передачи чужой речи.

2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтакси­ческих конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правиль­ности, уместности и выразительности употребления синтак­сических конструкций.

Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.

Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация

1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.

Правописание гласных и согласных в составе морфем. Пра­вописание ъ и ь.

Слитные, дефисные и раздельные написания.

Употребление прописной и строчной буквы.

Перенос слов.

Орфографические словари и справочники.

Пунктуация как система правил правописания.

Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания.

Знаки препинания в конце предложения.

Знаки препинания в простом неосложнённом предложении

Знаки препинания в простом осложнённом предложении.

Знаки препинания в сложном предложении: сложносочи­нённом, сложноподчинённом, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи.

Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диа­логе.

Сочетание знаков препинания.

2. Овладение орфографической и пунктуационной зор­костью. Соблюдение основных орфографических и пунктуа­ционных норм в письменной речи. Использование орфографических словарей и справочни­ков по правописанию для решения орфографических и пунк­туационных проблем.

Раздел 13. Язык и культура

1. Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.

2. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения. Уместное использование правил рус­ского речевого этикета в учебной деятельности и повседнев­ной жизни.