Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
Стеченская средняя общеобразовательная школа
Погарского района Брянской области
Утверждено
Приказом № _____ от «31» 08 2018 г.
Директор ____________ Н. Н. Жемоедов
Рабочая программа
по литературе
6 класс
Составитель:
Рожкова Татьяна Алексеевна,
учитель русского языка и литературы,
первая квалификационная категория,
образование высшее
РАССМОТРЕНО на заседании МО Протокол № 1 от 30.08.2018 | СОГЛАСОВАНО 30.08.2018 зам. директора по УР _____________ С. В. Зенченко | ПРИНЯТО педагогическим Советом №1 от 30.08.2018 |
с. Стечна
2018 – 2019 учебный год
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.
К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) — синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;
- разъяснять значения известных слов и правильно их употреблять; пользоваться орфографическими и толковыми словарями;
соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы; находить орфографические ошибки и исправлять их.
Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
По связной речи. Определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.
Речь и речевое общение
Ученик научится:
• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение) на материале доступных тем с использованием наглядности или без неё;
• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного общения;
• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств по данному плану;
Ученик получит возможность:
• выступать перед аудиторией с небольшим докладом, сообщением;
•публично защищать свою позицию;
• участвовать в коллективном обсуждении выступлений товарищей, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать.
Речевая деятельность
Аудирование
Ученик научится:
Слушать чтение, рассказ, объяснение учителя, ответы учащихся, выделяя основные мысли, определяя их взаимосвязь, языковое оформление; воспроизводить основные мысли прослушанного в беседе, сохраняя, если необходимо, особенности стиля высказывания;
Анализировать и рецензировать ответы учащихся по определённому плану. Слушать учебные материалы, использовать их содержание в учебной деятельности.
Ученик получит возможность:
• понимать cкрытую информацию в текстах научного и художественного стиля, адаптированных по возрасту учащегося.
Чтение
Ученик научится:
Владеть техникой чтения. Осмысленно, с установкой на полное понимание содержания читать учебные тексты, выразительно читать вслух тексты художественного стиля, правильно расставлять логические ударения, передавать с помощью интонации авторское отношение к предмету речи.
Ученик получит возможность:
• извлекать информацию по заданной теме из учебно-научных текстов, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, высказывать собственную точку зрения.
Говорение
Ученик научится:
Подробно или сжато (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие повествование, описание предмета или животного, рассуждение-доказательство. При подробном изложении художественных текстов сохранять стиль, типологическую структуру и характерные для исходного текста языковые средства
Ученик получит возможность:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания содержащие повествование, описание предмета или животного, рассуждение-доказательство;
• выступать перед аудиторией с докладом на заданную тему;
• участвовать в диалоге, соблюдая нормы общения;
• анализировать и речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
Письмо
Ученик научится:
Подробно или сжато письменно излагать тексты, содержащие повествование, описание предмета или животного, рассуждение-доказательство. При подробном изложении художественных текстов сохранять стиль, типологическую структуру и характерные для исходного текста языковые средства.
Создавать письменные высказывания: строить абзацы, развивая мысль по данному зачину или концовке; раскрывать тему и основную мысль высказывания, выражать свое отношение к предмету речи; соблюдать последовательность и связность изложения
Находить и исправлять недочеты в построении текста, в частности нарушения последовательности и связности изложения; исправлять речевые и грамматические ошибки.
Ученик получит возможность:
писать сочинения по картине, по личным наблюдениям на темы из жизни учащихся (описание предмета или животного, повествование и рассуждение);
совершенствовать повествовательный текст, вводя в него там, где это требуется, фрагменты с описанием предмета, элементы рассуждения, оценочные высказывания.
Текст
Ученик научится:
Определять тему и основную мысль текста; подбирать заголовок, отражающий тему или основную мысль текста; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; составлять простой и сложный план.
Находить в тексте типовые фрагменты — описание предмета, повествование, рассуждение-доказательство, оценочные высказывания. Определять стиль речи (разговорный, художественный); находить в тексте языковые средства, характерные для данного стиля.
Ученик получит возможность:
создавать в устной и письменной форме сочинения по картине, по личным наблюдениям на темы из жизни учащихся (описание предмета или животного, повествование и рассуждение);
совершенствовать повествовательный текст, вводя в него там, где это требуется, фрагменты с описанием предмета, элементы рассуждения, оценочные высказывания
Функциональные разновидности языка
Ученик научится:
Ученик получит возможность:
• различать и анализировать тексты разговорного характера, и художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
• создавать тексты выступления на заданную тему;
•принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой речью.
Общие сведения о языке
Ученик научится:
•характеризовать значение языка в жизни человека;
•определять различия между литературным языком и диалектами
•определять разделы лингвистики.
Ученик получит возможность:
• характеризовать вклад М. В. Ломоносова, Я.К. Грота, Р. И. Аванесова и В. И. Даля в развитие русистики
Фонетика, орфоэпия, графика
Ученик научится:
•выделять в слове звуки и характеризовать их, различать ударные и безударные гласные; не смешивать звуки и буквы; правильно произносить названия букв, свободно пользоваться алфавитом, в частности в работе со словарями
Ученик получит возможность:
• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
Морфемика и словообразование
Ученик научится:
• выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры); подбирать однокоренные слова с учетом значения слов; понимать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;
• по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;
• пользоваться словарем морфемного строения слов
Ученик получит возможность:
•Выделять морфемы на основе смыслового словообразовательного анализа в словах сложной структуры;
Составлять словообразовательные цепочки однокоренных слов
Лексикология и фразеология
Ученик научится:
• употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; толковать лексическое значение известных учащимся слов и подбирать к словам синонимы и антонимы; пользоваться толковым словарем
• Характеризовать лексику языка с точки зрения происхождения и особенностей словоупотребления (заимствованная и исконно-русская; общеупотребительная, ограниченная в употреблении)
Ученик получит возможность:
• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка
извлекать необходимую информацию из толковых словарей
составлять различного рода словари и словарные статьи
Наблюдать за использованием в художественном тексте синонимов,
антонимов, омонимов; слов в переносном
значении для создания тропов (метафор, олицетворений, эпитетов); диалектизмов, устаревших слов и фразеологических оборотов.
Определять текстовую функцию лексического повтора.
Морфология
Ученик научится:
• различать части речи; знать и верно указывать специфические морфологические признаки глаголов, имен существительных, прилагательных; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать формы наклонения и др.;
Ученик получит возможность:
• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных;
• Употреблять в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности.
• Знать о глагольной синонимии в художественных текстах (наблюдение и анализ). Употреблять глаголы в переносном значении.
• Использовать текстовую функцию видо-временных форм глагола.
• Понимать образную и экспрессивную роль
имен существительных в художественном тексте.
• Определять текстовую функцию имён существительных со значением «целое и его части».
•Понимать образную, эмоциональную функцию имён прилагательных в художественном тексте.
•Использовать эпитеты. Синонимию имён прилагательных.
•Употреблять прилагательные в переносном значении.
Синтаксис
Ученик научится:
•выделять словосочетания в предложении, определять главное и зависимое слова; определять предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; составлять простые и сложные предложения изученных видов; интонационно правильно произносить предложения изученных синтаксических конструкций
Ученик получит возможность:
• анализировать синонимические средства синтаксиса словосочетаний
Наблюдать за использованием в художественных текстах изучаемых синтаксических конструкций, усиливающих образность и эмоциональность речи.
Правописание и орфография
Ученик научится:
• понимать значение письма и правописания для жизни людей; замечать орфограммы корня и дифференцировать их; владеть правилами обозначения на письме проверяемых и непроверяемых произношением гласных и согласных (по списку); о—ё после шипящих в корне, чередующихся а—о, е—и в корнях типа -раст/ /-рос-, -лаг-//-лож-, -мер- / / -мир-, -тер-//
тир-; знать неизменяемые приставки (в-, на-, с-и т. д.), приставки на з (с) (раз/ /рас-; из-//ис-и др.) и верно их писать; знать смешиваемые при письме безударные окончания существительных, прилагательных и глаголов, уметь обнаруживать их в тексте и владеть способом определения верного написания; безошибочно писать буквенные сочетанияжи—ши, ча—ща, чу—щу; чк, чн, нч, рщ;верно употреблять разделительные ъ—ь,букву ь после шипящих в конце существительных и глаголов, не с глаголами
Ученик получит возможность:
• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Язык и культура
Ученик научится:
•Выявлять исконно русские слова в произведениях устного народного творчества;
Использовать правила речевого этикета в повседневной жизни и учебной деятельности
Ученик получит возможность:
• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Речь и речевое общение
Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая.
Понимание основных особенностей устной и письменной речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей говорящего в разных ситуациях общения.
Речевая деятельность
Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.
Овладение основными видами речевой деятельности. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в соответствии с ситуацией речевого общения. Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности.
Текст
Основные признаки текста. Тема, основная мысль текста. Средства связи предложений и частей текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. План текста и тезисы как виды информационной переработки текста.
Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смыслового типа речи. Создание текстов различного типа, стиля, жанра.
Функциональные разновидности языка
Разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.
Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи.
Общие сведения о языке
Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык – язык художественной литературы. Лингвистика как наука о языке.
Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание красоты, богатства, выразительности русского языка.
Фонетика и орфоэпия
Звук как единица языка. Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Орфоэпия как раздел лингвистики.
Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Нормативное произношение.
Графика
Соотношение звука и буквы.
Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова.
Морфемика и словообразование
Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Основные способы образования слов.
Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Определение основных способов словообразования. Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Лексикология и фразеология
Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологизмы.
Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Проведение лексического разбора слов.
Морфология
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Самостоятельные и служебные части речи.
Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Синтаксис
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Главные и второстепенные члены. Структурные типы простых предложений.
Предложения осложненной структуры. Сложные предложения.
Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Правописание: орфография и пунктуация
Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных, ъ и ь знаков. Слитные, дефисные и раздельные написания. Знаки препинания и их функции.
Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
план | факт |
1 | Введение. Язык и языкознание. Разделы языкознания. | 1 | | |
2 | Введение. Язык и общение. | 1 | | |
3 4 | Рр. Введение. Текст. Тема. Основная мысль текста. Описание, повествование и рассуждение как функционально-смысловые типы речи. | 2 | | |
Фонетика. Графика. Орфография. | 15 | |
5 | Буква и звук. | 1 | | |
6 | Алфавит. | 1 | | |
7 | Согласные звуки и буквы. | 1 | | |
8 | Глухие и звонкие согласные. | 1 | | |
9 | Согласные звуки и буквы. Непроизносимые согласные. | 1 | | |
10 11 | Гласные звуки и обозначающие их буквы. | 2 | | |
12 | Слог и ударение. | 1 | | |
13 | Рр. Устный рассказ по картине Б. Кустодиева «Масленица». | 1 | | |
14 15 | Правописание безударных гласных в корне слова. | 2 | | |
16 17 | Повторение по теме «Фонетика, графика, орфография». | 2 | | |
18 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме “Фонетика. Графика. Орфография”. | 1 | | |
19 | Работа над ошибками. | 1 | | |
Морфемика. Словообразование. Орфография. | 17 | |
20 | Корень слова. Родственные слова. | 1 | | |
21 22 | Окончание и основа слова. | 2 | | |
23 24 | Рр. Сочинение-рассуждение по данному началу. | 2 | | |
25 26 | Приставки. | 2 | | |
27 28 | Суффиксы. | 2 | | |
29 | Рр. Заголовок текста. Опорные тематические слова текста. | 1 | | |
30 | Сложные слова. | 1 | | |
31 32 | Повторение по теме «Морфемика, словообразование, орфография». | 2 | | |
33 | Контрольное списывание. | 1 | | |
34 | Работа над ошибками. | 1 | | |
35 36 | Рр. Изложение с продолжением. | 2 | | |
Лексика. Фразеология. Орфография. | 41 | |
37 | Лексическое значение слова. | 1 | | |
38 | Рр. Устная и письменная речь. | 1 | | |
39 | Рр. Разговорная, книжная и нейтральная лексика. | 1 | | |
40 | Толковые словари. | 1 | | |
41 | Контрольный словарный диктант. | 1 | | |
42 43 | Буквы О и Ё после шипящих в корне слова. | 2 | | |
44 45 | Однозначные и многозначные слова. | 2 | | |
46 | Рр. Лексическая сочетаемость. | 1 | | |
47 | Тематическая группа. | 1 | | |
48 | Синонимы. | 1 | | |
49 | Антонимы. | 1 | | |
50 | Омонимы. | 1 | | |
51 | Паронимы. | 1 | | |
52 53 | Рр. Продолжение текста с сохранением заданного стиля и типа речи. | 2 | | |
54 | Проверочная работа по теме «Лексика». | 1 | | |
55 | Понятие о чередовании. | 1 | | |
56 57 | Буквы Е//И в корнях с чередованием. | 2 | | |
58 59 60 | Буквы А//О в корнях с чередованием. | 3 | | |
61 62 | Рр. Изложение с продолжением. | 2 | | |
63 64 | Суффиксы -чик-//-щик-. | 2 | | |
65 | Буквы И//Ы после приставок на согласные. | 1 | | |
66 67 | Рр. Обучающее сочинение «Как я первый раз...» | 2 | | |
68 69 | Особенности написания приставок на З//С. | 2 | | |
70 | Фразеологизмы. | 1 | | |
71 | Крылатые слова. | 1 | | |
72 73 | Рр. Изложение прочитанного текста. | 2 | | |
74 75 | Повторение по теме «Лексикология». | 2 | | |
76 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме “Лексикология” | 1 | | |
77 | Работа над ошибками. | 1 | | |
Морфология. Орфография. | 55 | |
78 | Части речи. | 1 | | |
79 80 | Имя существительное. | 2 | | |
81 | Род имён существительных | 1 | | |
82 | Контрольный словарный диктант | 1 | | |
83 | Рр. Выборочное изложение. | 1 | | |
84 85 | Склонение имён существительных | 2 | | |
86 87 | Контрольная работа по аудированию. | 2 | | |
88 89 | Буквы Е//И в падежных окончаниях имён существительных | 2 | | |
90 91 | Буквы О//Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных. | 2 | | |
92 93 | НЕ с именами существительными. | 2 | | |
94 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме “Морфология” | 1 | | |
95 | Работа над ошибками. | 1 | | |
96 97 | Имя прилагательное как часть речи. | 2 | | |
98 | Рр. Повествование с элементами описания. | 1 | | |
99 100 | Правописание окончаний имён прилагательных. | 2 | | |
101 | Краткие прилагательные. | 1 | | |
102 103 | НЕ с именами прилагательными | 2 | | |
104 105 | Рр. Изложение прочитанного текста. | 2 | | |
106 | Контрольный диктант. | 1 | | |
107 | Работа над ошибками. | 1 | | |
108 109 | Имя числительное. | 2 | | |
110 111 | Местоимение. | 2 | | |
112 | Контрольная работа по теме «Части речи. Местоимение». | 1 | | |
113 114 | Глагол как часть речи. | 2 | | |
115 116 | Инфинитив. | 2 | | |
117 | Рр. Средства связи предложений в тексте. | 1 | | |
118 | Время глагола | 1 | | |
119 | Рр. Тип текста. Время в предложении и тексте. | 1 | | |
120 | Рр. Сочинение - описание. | 1 | | |
121 | Изменение глаголов по лицам и числам. | 1 | | |
122 | Спряжение. | 1 | | |
123 124 | Правописание окончаний глаголов. | 2 | | |
125 126 | Наречие. Контрольный словарный диктант | 2 | | |
127 | Служебные части речи. | 1 | | |
128 | Рр. Сочинение по картине. | 1 | | |
129 130 | Повторение материала по теме «Морфология | 2 | | |
131 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме “Морфология” | 1 | | |
132 | Работа над ошибками. | 1 | | |
Синтаксис. Пунктуация. | 43 | |
133 | Что изучает синтаксис? | 1 | | |
134 135 | Словосочетание. | 2 | | |
136 137 | Предложение | 2 | | |
138 | Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | | |
139 | Рр. Сообщение, вопрос, побуждение к действию. Как они выражаются в предложении? | 1 | | |
140 | Проверочная работа по теме «Словосочетание. Предложение». | 1 | | |
141 | Рр. Продолжение текста с сохранением заданного стиля и типа речи. | 1 | | |
142 | Рр. Эмоции и их отражение в предложении. | 1 | | |
143 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме “Синтаксис и пунктуация” | 1 | | |
144 | Работа над ошибками. | 1 | | |
145 | Рр. Как писать отзыв. | 1 | | |
146 147 | Грамматическая основа предложения. | 2 | | |
148 149 | Подлежащее и сказуемое. Средства их выражения. | 2 | | |
150 151 | Второстепенные члены предложения. | 2 | | |
152 | Определение. | 1 | | |
153 | Дополнение. | 1 | | |
154 | Обстоятельство. | 1 | | |
155 156 | Рр. Изложение. | 2 | | |
157 | Однородные члены предложения. | 1 | | |
158 159 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 2 | | |
160 | Рр. Вопросный план текста. | 1 | | |
161 | Обращение. | 1 | | |
166 | Обращение. | 1 | | |
162 | Прямая речь. | 1 | | |
163 164 | Рр. План текста. Изложение с элементами сочинения. | 2 | | |
165 | Контрольная работа. | 1 | | |
166 | Работа над ошибками. | 1 | | |
167 168 | Сложное предложение. | 2 | | |
169 170 171 172 | Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация». | 4 | | |
173 | Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | | |
174 | Работа над ошибками. | 1 | | |
175 | Итоги года. | 1 | | |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Речь и речевое общение
1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.
2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях межличностного общения.
Раздел 2. Речевая деятельность
1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
2. Овладение основными видами речевой деятельности. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения.
Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности.
Раздел 3. Текст
1. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План текста и тезисы как виды информационной переработки текста.
2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части, составление его плана, тезисов. Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.
Раздел 4. Функциональные разновидности языка
1. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.
Основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад), публицистического (выступление, интервью), официально-делового (расписка, доверенность, заявление) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа).
2. Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление; повествование, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.
Раздел 5. Общие сведения о языке
1. Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.
Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики.
2. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства, в современном мире.
Понимание различий между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном.
Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах.
Раздел 6. Фонетика и орфоэпия
1. Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения. Орфоэпический словарь.
2. Совершенствование навыков различения ударных и безугарных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов.
Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.
Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений и собственной речевой практике.
Раздел 7. Графика
1. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [J'].
2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в СМС-сообщениях.
Раздел 8. Морфемика и словообразование
1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.
Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы.
Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.
Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.
Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема.
Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов.
Словообразовательный и морфемный словари.
2. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования.
Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слов.
Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач.
Раздел 9. Лексикология и фразеология
1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова.
Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов.
Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка.
Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов.
Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов.
Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.
Стилистические пласты лексики.
Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари.
Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
2. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения её активного и пассивного запаса, происхождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности.
Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Проведение лексического разбора слов.
Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование её в различных видах деятельности.
Раздел 10. Морфология
1. Морфология как раздел грамматики.
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.
Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи.
Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению.
Междометия и звукоподражательные слова.
Омонимия слов разных частей речи.
Словари грамматических трудностей.
2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи.
Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике.
Раздел 11. Синтаксис
1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуемого.
Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложнённой и неосложнённой структуры, полные и неполные.
Виды односоставных предложений.
Предложения осложнённой структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение, вводные и вставные конструкции.
Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения союзные (сложносочинённые, сложноподчинённые) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций.
Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация
1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.
Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь.
Слитные, дефисные и раздельные написания.
Употребление прописной и строчной буквы.
Перенос слов.
Орфографические словари и справочники.
Пунктуация как система правил правописания.
Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания.
Знаки препинания в конце предложения.
Знаки препинания в простом неосложнённом предложении
Знаки препинания в простом осложнённом предложении.
Знаки препинания в сложном предложении: сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи.
Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге.
Сочетание знаков препинания.
2. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.
Раздел 13. Язык и культура
1. Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.
2. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.