Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Примерных программ по учебным предметам (Русский язык) ФГОС второго поколения, Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицин), УМК Русский язык. Учеб. для общеобразоват. учреждений. [Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова и др.]; Рос. акад.наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение».- М.: Просвещение, 2016.
На изучение русского языка в 5 классе в учебном плане МБОУ «Алешенская ООШ» отводится 175 часов в год из расчета 5 часов в неделю (на 35 учебных недель).
Количество к/р, п/р, сочинений, изложений согласно учебным четвертям:
Форма контроля | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
Контрольная работа (в т.ч. проверочная, диктант, тестирование) | 3 | 1 | 3 | 1 |
Сочинение | 2 | 1 | 1 | 1 |
Изложение | 0 | 1 | 1 | 0 |
Тематическое планирование включены часы на проведение ВПР, промежуточной аттестации учащихся.
Промежуточная аттестация учащихся проводится в соответствии с Положением о формах, порядке текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся.
Срок реализации программы – 2018 – 2019 учебный год.
Планируемые результаты освоения предмета
Личностными результатами освоения программы по русскому языку в 5 классе являются:
- понимание русского языка как одной из национально-культурных ценностей русского народа;
- понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка;
- уважительное отношение к родному языку;
- потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
- стремление к речевому самосовершествованию;
- формирование достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
- формирование способности самооценки на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку в 5 классе являются:
- овладение всеми видами речевой деятельности (адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; овладение разными видами чтения; формирование способности извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; формирование умения вести самостоятельный поиск информации);
- применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
- способность использовать родной язык и как средство получения знаний по другим предметам;
- коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения;
- знакомство с национально-культурными нормами речевого этикета.
Предметными результатами освоения программы по русскому языку в 5 классе являются:
- представление о русском языке как языке русского народа;
- понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования;
- овладение всеми видами речевой деятельности.
Содержание учебного предмета
Общие сведения о языке – 2 ч.
Текст – 5 ч.
Текст как речевое произведение. Понятие текста, основные признаки текста. Тема текста. Композиция текстов разных типов.
Фонетика. Графика. Орфография-19 ч.
Графика как раздел лингвистики. Фонетика. Звук как единица языка. Алфавит. Согласные звуки. Глухие и звонкие согласные. Оглушение и озвончение согласных звуков Непроизносимые согласные. Гласные звуки и обозначающие их буквы. Обозначение звуков с помощью букв е, ё, ю, я
Морфемика. Словообразование. Орфография- 14 ч.
Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.
Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема.
Приставка, суффикс как словообразующие морфемы.
Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем
Лексикология. Орфография. Морфемика – 40 ч.
Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов. Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка.
Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы, их признаки и значение. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари.
Лексические словари и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
Морфология – 55 ч.
Морфология как раздел грамматики. Система частей речи в русском языке.
Самостоятельные (знаменательные) части речи. Морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Служебные части речи.
Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Употребление форм слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Синтаксис и пунктуация – 31 ч.
Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения.
Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые.
Классификация сложных предложений. Способы передачи чужой речи.
Тематическое планирование уроков русского языка (175 ч.)
№ п/п | Тема | Количество часов на изучение | Дата поведения |
По плану | По факту |
Общие сведения о языке – 2 ч. |
1. | Язык и языкознание | 1 | | |
2. | Язык и общение | 1 | | |
Текст – 5 ч. |
2. | Текст. Как определить тему текста | 1 | | |
3. | Текст. Композиция текстов разных типов. | 1 | | |
4. | Как составить текст мини-сочинения | 1 | | |
5. | Входной контроль.Проверочная работа №1 «Повторение изученного в начальной школе» | 1 | | |
Фонетика. Графика. Орфография-19 ч. |
6. | Графика как раздел лингвистики. | 1 | | |
7. | Фонетика. Звук как единица языка. | 1 | | |
8. | Алфавит. | 1 | | |
9. | Согласные звуки. Глухие и звонкие согласные. | 1 | | |
10. | Оглушение и озвончение согласных звуков | 1 | | |
11. | Соотношение звука и буквы | 1 | | |
12. | Орфограмма и орфографическое правило. | 1 | | |
13. | Непроизносимые согласные. | 1 | | |
14. | Согласные твердые и мягкие. | 1 | | |
15. | Гласные звуки и обозначающие их буквы. | 1 | | |
16. | Обозначение звуков с помощью букв е, ё, ю,я | 1 | | |
17. | Слог и ударение. | 1 | | |
18. | Р.р.Подготовка к домашнему сочинению по картине Б. Кустодиева «Масленица». | 1 | | |
19. | Правописание безударных гласных в корне слова. | 2 | | |
20. | Фонетический разбор | 1 | | |
21. | Обобщение и систематизация знаний по теме «Фонетика» | 1 | | |
22. | Контрольная работа (диктант) по теме «Фонетика» и ее анализ. | 2 | | |
Морфемика. Словообразование. Орфография- 14 ч. |
23. | Корень слова. Родственные слова. | 1 | | |
24. | Окончание и основа слова. | 2 | | |
25. | Р.р. Сочинение-рассуждение по данному началу | 2 | | |
26. | Приставки как словообразующие морфемы. | 2 | | |
27. | Суффиксы. | 2 | | |
28. | Заголовок текста. Опорные тематические слова текста | 1 | | |
29. | Сложные слова. | 1 | | |
30. | Обобщение и систематизации знаний по теме: «Морфемика. Словообразование. Орфография». | 1 | | |
31. | Контрольная работа (диктант) по теме «Морфемика. Словообразование» и ее анализ. | 2 | | |
|
32. | Лексикология. Лексическое значение слова. | 2 | | |
33. | Разговорная речь и книжная речь | 1 | | |
34. | Разговорная, книжная и нейтральная лексика | 1 | | |
35. | Толковые словари русского языка. | 1 | | |
36. | Текст и его основные признаки. | 1 | | |
37. | Подробное изложение текста. | 1 | | |
38. | Буквы О и Ё после шипящих в корне слова. | 2 | | |
39. | Однозначные и многозначные слова | 1 | | |
40. | Прямое и переносное значение слов | 1 | | |
41. | Лексическая сочетаемость. | 1 | | |
42. | Тематическая группа слов. | 2 | | |
43. | Синонимы. | 2 | | |
44. | Антонимы. | 1 | | |
45. | Омонимы. Омонимы и многозначные слова | 2 | | |
46. | Паронимы. | 1 | | |
47. | Р.р. Подробное изложение (с продолжением текста с сохранением заданного стиля и типа речи ) | 2 | | |
48. | Понятие о чередовании. Буквы Е/И в корнях с чередованием. | 2 | | |
49. | Буквы А//О в корнях с чередованием | 3 | | |
50. | Суффиксы -чик-//-щик-. | 2 | | |
51. | Буквы И//Ы после приставок на согласные. | 2 | | |
52. | Правописание приставок на З//С. | 2 | | |
53. | Р.р.Сочинение-повествование | 2 | | |
54. | Фразеологизмы. | 2 | | |
55. | Крылатые слова. | 1 | | |
56. | Обобщение и систематизации знаний по теме: «Лексикология. Орфография. Морфемика». | 1 | | |
57. | Контрольная работа(диктант) по теме «Лексикология» и ее анализ. | 2 | | |
Морфология – 55 ч. |
58. | Морфология. Части речи. Самостоятельные и служебные части речи. | 1 | | |
59. | Грамматическое значение слова. | 1 | | |
60. | Имя существительное как часть речи. | 1 | | |
61. | Собственные и нарицательные имена существительные | 1 | | |
62. | Одушевленные и неодушевленные имена существительные | 1 | | |
63. | Род имён существительных | 1 | | |
64. | Комплексный анализ текста | 1 | | |
65. | Р.р. Выборочное изложение | 1 | | |
66. | Существительные общего рода. | 1 | | |
67. | Склонение имён существительных. Падеж Типы склонений имен существительных. | 1 | | |
68. | Буквы Е//И в падежных окончаниях имён существительных | 2 | | |
69. | Число имен существительных. | 2 | | |
70. | Морфологический разбор имени существительного | 1 | | |
71. | Правильное употребление имен существительных в речи. | 1 | | |
72. | Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя существительное» | 1 | | |
73. | Проверочная работа по теме «Имя существительное» | 1 | | |
74. | Буквы О//Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных | 2 | | |
75. | Правописание НЕ с именами существительными. | 2 | | |
76. | Контрольная работа(диктант) по теме «Имя существительное» и ее анализ. | 2 | | |
77. | Имя прилагательное как часть речи. | 1 | | |
78. | Правописание окончаний имён прилагательных. | 1 | | |
79. | Краткие прилагательные. | 1 | | |
80. | Ь после шипящих в кратких именах прилагательных | 1 | | |
81. | НЕ с именами прилагательными. | 2 | | |
82. | Комплексный анализ текста. | 1 | | |
83. | Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 | | |
84. | Правильное употребление имен прилагательных в речи. | 1 | | |
85. | Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по картине Ф.Васильева «Мокрый луг». | 1 | | |
86. | Имя числительное как часть речи. | 2 | | |
87. | Морфологический разбор числительного. | 1 | | |
88. | Местоимение как часть речи. Личные местоимения. | 1 | | |
89. | Морфологический разбор местоимения. | 1 | | |
90. | Склонение местоимений. | 1 | | |
91. | Глагол как часть речи | 1 | | |
92. | Инфинитив. | 1 | | |
93. | Тип текста. Время в предложении и тексте. | 1 | | |
94. | Р.р. Подробное изложение текста. | 1 | | |
95. | Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение. | 2 | | |
96. | Морфологический разбор глагола. | 1 | | |
97. | Правильное употребление глагола в речи | 1 | | |
98. | -ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах. | 1 | | |
99. | Наречие как часть речи | 1 | | |
100. | Буквы О//Ё после шипящих и Ц в суффиксах наречий. Ь на конце наречий | 1 | | |
101 | Служебные части речи. Предлог | 1 | | |
102. | Служебные части речи. Союз | 1 | | |
103. | Обобщение и систематизации знаний по теме: «Морфология». | 1 | | |
104. | Контрольная работа по теме «Морфология». | 1 | | |
Синтаксис и пунктуация – 31 ч. |
105. | Синтаксис и пунктуация. Что изучает синтаксис? | 1 | | |
106. | Словосочетание. Виды словосочетаний | 1 | | |
107. | Синтаксический разбор словосочетания. | 1 | | |
108. | Предложение. Понятие о предложении. Виды предложения по цели высказывания. | 2 | | |
109. | Наши эмоции и их отражение в предложении. | 1 | | |
110. | Как писать отзыв. | 1 | | |
111. | Что такое грамматическая основа предложения? | 1 | | |
112. | Предложения двусоставные и односоставные | 1 | | |
113. | Подлежащее и сказуемое. Подлежащее и средства его выражения. | 2 | | |
114. | Сказуемое и средства его выражения. | 2 | | |
115. | Второстепенные члены предложения. Определение. Дополнение. Обстоятельство. | 4 | | |
116. | Синтаксический разбор простого предложения. | 1 | | |
117. | Комплексный анализ текста. | 1 | | |
118. | Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами | 4 | | |
119. | Обращение. | 2 | | |
120. | Прямая речь. | 2 | | |
121. | Сложное предложение. | 2 | | |
122. | Синтаксический разбор сложного предложения. | 1 | | |
123. | Р.р. Сочинение-рассуждение | 1 | | |
Повторение изученного-9 ч. |
124. | Разделы языкознания. Фонетика. Орфография. | 2 | | |
125. | Морфемика. Словообразование. | 1 | | |
126. | Лексикология и фразеология. | 1 | | |
127. | Морфология. | 2 | | |
128. | Синтаксис и пунктуация | 1 | | |
129. | Итоговая контрольная работа и ее анализ | 2 | | |