СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа предназначена для изучения русского языка в 5 классе средней общеобразовательной школы по учебнику Т.А. Ладыженской «Русский язык. 5 класс». Просвещение, 2015. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку и реализует программу Т.А. Ладыженской. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для основного общего образования программа рассчитана на преподавание курса русского языка в 5 классе в объеме 5 часов в неделю.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Доваторовская средняя общеобразовательная школа»
Принято на заседании Утверждаю:
Методического совета Директор МАОУ «Доваторовская СОШ»
Протокол № __1__ _____________Е.И.Пикалова.
«_28_ « июня___ 2018 г. «_____»______2018 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2018-2019 учебный год
по _русскому языку___
(указать предмет)
Уровень обучения (класс) _основное общее, 5_
(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)
Общее количество часов: _175___
Количество часов в неделю __5____ Уровень __базовый__________
(базовый, профильный)
Учитель _Новосельская Е.Н.__ _
Квалификационная категория __соответствие_ _
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе:
1. Закона «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказа Минобразования РФ от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 19.10.2009) "Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
3. Программы и тематического планирования для общеобразовательных учреждений. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2015.
Рабочая программа предназначена для изучения русского языка в 5 классе средней общеобразовательной школы по учебнику Т.А. Ладыженской «Русский язык. 5 класс». Просвещение, 2015. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку и реализует программу Т.А. Ладыженской. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для основного общего образования программа рассчитана на преподавание курса русского языка в 5 классе в объеме 5 часов в неделю.
Данная программа не предусматривает изменения и дополнения в программу основного общего образования по русскому языку для основной школы и на основе программы курса русского языка для 5-9 классов Т.А. Ладыженской.
Русский язык – один из развитых языков мира. Он отличается богатством словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. На русском языке созданы художественная литература и наука, имеющие мировое значение.
Свободное владение русским языком – обязательное условие успешности русского человека в жизни, труде, творчестве.
Целями и задачами изучения русского (родного) языка в основной школе являются:
воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в различных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерности её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности;
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Общая характеристика курса
В 5 классе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нём. Вместе с тем в неё включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях.
Содержание курса русского (родного) языка в 5 классе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания), чтения и письма) и осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое.
Первое направление в развитии речи учащихся – овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребление слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью.
Второе направление – обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Обогащение словарного запаса слов на уроках русского языка обеспечивается систематической словарной работой.
Третье направление в развитии речи учащихся – формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке изложений и сочинений.
Языковая и лингвистическая компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; приобретениях необходимых знаний о лингвистике как о науке; освоение основных норм русского литературного языка.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
Школьный курс русского языка в 5 классе предполагает изучение фонетики и графики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии и орфографии, первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации. Предусмотрена работа по культуре речи. Вводные уроки о русском языке дают большие возможности для решения воспитательных задач и создают эмоциональный настрой, способствующий повышению интереса к предмету и успешному его изучению.
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане МАОУ СОШ
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в V классе – 175 часов (5 часов в неделю). В программу также входят 2 модуля: Фонетика (5 часов), Морфемика (4 часа).
Для реализации программы используется УМК М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской.
Учебник: М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян, Т.А. Ладыженская «Русский язык 5 кл», Москва, «Просвещение», 2015г
Результаты изучения предмета «Русский (родной) язык»:
| Личностные | Предметные | Метапредметные |
Ученик научится | Понимать русский язык как одну из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности. Осознавать эстетическую ценность русского языка; уважительно относиться к родному языку, гордиться за него; осознавать потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремлению к речевому самосовершенствованию.
| Представлению об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения. Понимать место родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом. Основам научных знаний о родном языке; пониманию взаимосвязи его уровней и единиц. Овладевать основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета. Опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка. Проводить различные виды анализа слова, словосочетания, предложения и текста.
| Владеть всеми видами речевой деятельности: адекватному пониманию информации устного и письменного сообщения; владению разными видами чтения; извлекать информацию из различных источников; овладевать приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости; свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами; применять приобретённые знания, умения и навыки в повседневной жизни; использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам. |
Ученик получит возможность научиться | Достаточному объёму словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
| Понимать коммуникативно-эстетические возможности лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; Осознавать эстетическую функцию родного языка, оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
| Коммуникативно - целесообразному взаимодействию с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместному выполнению каких-либо задач, участию в спорах, обсуждениях; овладеть национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
5 КЛАСС (175 ЧАСОВ)
Раздел 1. Речь и речевое общение
Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.
Осознание основных особенностей устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами диалога и монолога. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.
Раздел 2. Речевая деятельность
Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему.
Раздел 3. Текст
Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.
Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части и составление плана. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и т. д.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.
Раздел 4. Функциональные разновидности языка
Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, язык художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа).
Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных типов речи: описание, повествование, рассуждение.
Раздел 5. Общие сведения о языке
Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном мире. Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка.
Раздел 6. Фонетика и орфоэпия
Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог ударение.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения. Орфоэпический словарь.
Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов. Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности. Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.
Раздел 7. Графика
Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения.
Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в СМС-сообщениях.
Раздел 8. Морфемика и словообразование
Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.
Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.
Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования. Применение знаний по морфемике в практике правописания.
Раздел 9. Лексикология и фразеология
Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка. Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, фразеологического словаря и т. п.) и использование её в различных видах деятельности.
Раздел 10. Морфология
Морфология как раздел грамматики. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола, наречия. Словари грамматических трудностей.
Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Раздел 11. Синтаксис
Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены. Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложнённой и неосложнённой структуры. Однородные члены предложения, обращение. Классификация сложных предложений. Прямая речь
Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация
Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание Ъ и Ь. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов. Орфографические словари и справочники.
Пунктуация как система правил правописания. Знаки препинания и их функции. Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом неосложнённом предложении. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложном предложении. Знаки препинания при прямой речи, в диалоге.
Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. Использование орфографических словарей и справочников по правописанию.
Раздел 13. Язык и культура
Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.
Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Учебно-тематический план.
Содержание | Кол-во часов | Кол-во контрольных работ | Развитие речи
|
Вводный урок. Язык и общение. Язык и человек. Общение устное и письменное. | 3 | - | 1 |
Повторение изученного в начальных классах. Вспоминаем, повторяем, изучаем. | 26 | 1 | 5 |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. | 31 | 2 | 7 |
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. | 16 | 1 | 4 |
Лексика. Культура речи. | 15 | 1 | 4 |
Морфемика. Орфография. Культура речи. | 23 | 1 | 4 |
Морфология. Орфография. Культура речи. | 50
|
| 11
|
Имя существительное | 20 | 1 | 4 |
Имя прилагательное | 11 | 1 | 3 |
Глагол | 19 | 1 | 4 |
Повторение и систематизация изученного. | 5 | 1 | - |
ИТОГО | 175 | 10 | 36 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Элементы содержания | Основные виды деятельности (элементы содержания, контроль) | Количество часов | Домашнее задание | |
план | факт | ||||||
Язык – важнейшее средство общения 3 = 2+1РР | |||||||
1 |
|
| 1.Язык и человек. Язык и речь. / Язык - важнейшее средство человеческого общения. | Лингвистика как наука о языке речи. Основные разделы лингвистики, изучаемые на уроках русского языка в 5 классе | Изучение параграфа учебника, анализ текста. | 1 ч. | § 1. Упр. 3 |
2 |
|
| 2.Язык и его единицы. Общение устное и письменное. | Язык как основное средство общения. Свободное владение родным языком – признак культуры человека. | Составление плана статьи, фронтальная беседа, комплексное повторение. Анализ текста. | 1ч. | § 2. Упр. 7 |
3 |
|
| 3. Р/Р (1) Стили речи | Стили речи. Учебное исследование | Комплексное повторение, самостоятельная работа (таблица композиционных и языковых признаков стиля речи). | 1ч. | § 5. Упр. 15 |
Повторение изученного в начальных классах 26 (1КР+5РР) | |||||||
4 |
|
| 1.Звуки и буквы. Произношение и правописание. | Что такое звуковой состав слова? Чем звуковой состав слова отличается от буквенного? Сильная и слабая позиция звука (позиционное чередование). | Комплексное повторение, самостоятельная работа, комментирование выставленных оценок. Словарный диктант. | 1ч. | § 6. Упр. 24 |
5 |
|
| 2.Орфограмма. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. | Орфография как система правил правописания слов и их форм. Понятие орфограммы. Опознавательные признаки орфограмм. Ударные и безударные гласные (позиция). Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. | Комплексное повторение ранее изученных орфограмм на основе текста, стартовое тестирование, комментирование презентации и конспектирование ее содержание, проектирование выполнения домашнего задания. | 1ч. | § 7. Упр. 28 |
6 |
|
| 3.Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. | Орфография как система правил правописания слов и их форм. Понятие орфограммы. Опознавательные признаки орфограмм. Ударные и безударные гласные (позиция). Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. | Самостоятельная работа, фронтальная беседа, проектирование выполнения домашнего задания. | 1ч. | § 8. Упр. 33 |
7 |
|
| 4.Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова | Какие существуют анаграммы корня? Какие словари нужно использовать для проверки написания непроверяемой гласной в корне? | Работа в парах с дидактическим материалом, взаимопроверка по алгоритму проведения взаимопроверки, комментирование выставленных оценок. | 1ч. | § 8. Упр. 38 |
8 |
|
| 5.Правописание проверяемых согласных в корне слова. | Согласные звонкие и глухие. Орфограмма «Проверяемая согласная в корне слова», способы ее проверки. | Отработка навыков в тетрадях, фронтальная устная проверка по учебнику, проектирование выполнения домашнего задания. | 1ч. | § 9. Упр. 42 |
9 |
|
| 6.Правописание проверяемых согласных в корне слова. | Какие существуют орфограммы корня? Как подобрать проверочное слово? | Проверочный диктант. | 1ч. | § 9. Упр. 43 |
10 |
|
| 7.Правописание непроизносимых и непроверяемых согласных в корне слова. | Многообразие орфограмм-согласных, их опознавательные признаки. | Анализ текста, объяснительный диктант, взаимопроверка по алгоритму поведения взаимопроверки, проектирование выполнения домашнего задания. | 1ч. | § 9, 10. Упр. 46, 47 |
11 |
|
| 8.Буквы И, У, А после шипящих
| Правописание гласных И, А, У после шипящих. | Работа в парах, текущий тестовый контроль, работа с орфограммами, объяснительный диктант, комментирование выставленных оценок. | 1ч. | § 11. Упр. 53 |
12 |
|
| 9.Разделительные Ъ и Ь. | При каких условиях употребляется Ь? при каких условиях употребляется Ъ? | Индивидуальная и коллективная работа, изучение содержания параграфа учебника, проектирование выполнения домашнего задания. | 1ч. | § 12. Упр. 57 |
13 |
|
| 10.Раздельное написание предлогов с другими словами |
| Самостоятельная работа с дидактическим материалом, фронтальная устная работа по учебнику, комплексное повторение. | 1ч. | § 13. Упр. 60 |
14 |
|
| 11.Р/Р (2) Текст. | Что такое текст? Каковы признаки текста? Как связаны предложения в тексте? | Языковой анализ текста, составление алгоритма для ответа по определению языковых особенностей текста, проектирование выполнения домашнего задания. | 1ч. | § 14. Упр. 69 |
15 |
|
| 12.Р/Р (3) Обучающее изложение. | Что такое текст? Каковы признаки текста? Как связаны предложения в тексте? Структура текста. Авторский стиль. | Языковой анализ текста, составление алгоритма для ответа по определению языковых особенностей текста. | 1ч. |
|
16 |
|
| 13.Части речи.
| Самостоятельные и служебные части речи. | Работа с тестами, комплексный тест, фронтальная беседа по вопросам учебника, комментирование выставленных оценок. Словарный диктант. | 1ч. | § 15. Упр. 77 |
17 |
|
| 14. Глагол. Ь на конце глаголов 2лица ед.ч. Раздельное написание НЕ с глаголами. | Глагол как часть речи. Инфинитив. Признаки глагола, его синтаксическая роль в предложении, роль глагола в речи | Составление плана лингвистического рассуждения о глаголе, проектирование выполнения домашнего задания. Орфографический анализ. | 1ч. | § 16. Упр.81 |
18 |
|
| 15.Правописание -тся и -ться в глаголах | Буквосочетание. Неопределённая форма глагола. Правописание –ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах. | Самостоятельная работа по учебнику, предупредительный диктант. | 1ч. | § 17. Упр. 84 |
19 |
|
| 16.Р/Р (4)Тема текста | Текст, тема текста, смысловая часть текста; признаки текста; средства связи частей текста. | Сочинение-миниатюра. Самостоятельная работа. | 1ч. | Упр.87 |
20 |
|
| 17.Правописание безударных личных окончаний глаголов. | Спряжение глагола, правописание безударных личных окончаний. | Урок-презентация, составление конспекта на основе презентации учителя освоение алгоритма определения спряжения и написания личного окончания глагола. | 1ч. | § 19. Упр. 92 |
21 |
|
| 18.Имя существительное. Падежные окончания существительных. Ь на конце существительных после шипящих. | Имя существительное как самостоятельная часть речи. Основные признаки имен существительных. Система падежей в русском языке. Типы склонений имен существительных. Морфологический разбор имени существительного. | Комплексное повторение с использованием дидактического материала, составление плана лингвистического описания существительного, проектирование выполнения домашнего задания. Тренировочные упражнения. | 1ч. | § 20. Упр. 97 |
22 |
|
| 18.Имя существительное. Падежные окончания существительных. Ь на конце существительных после шипящих. | Имя существительное как самостоятельная часть речи. Основные признаки имен существительных. Система падежей в русском языке. Типы склонений имен существительных. Морфологический разбор имени существительного. | Комплексное повторение с использованием дидактического материала, составление плана лингвистического описания существительного, проектирование выполнения домашнего задания. Тренировочные упражнения. | 1ч. | § 20. Упр. 100 |
23 |
|
| 19.Имя прилагательное. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. | Общее значение имени прилагательного и его роль в словосочетании и предложении. Склонение имен прилагательных. Способ проверки безударных окончаний прилагательных. | Коллективная работа с раздаточным материалом , самостоятельная работа с учебником (тезисное конспектирование), составление лингвистического описания «Прилагательное как часть речи». | 1ч. | § 21. Упр. 106 |
24 |
|
| 21.Местоимение | Местоимение как самостоятельная часть речи. Личные местоимения. Употребление предлогов с местоимениями 3 лица. | Урок-презентация, конспектирование материала презентации, объяснительный диктант, написание лингвистического описания. | 1ч. | § 22. Упр. 112 |
25 |
|
| Р/Р (6) Основная мысль текста | Тема, основная мысль текста, развитие темы в тексте, композиционные части текста. Смысловое, композиционное и стилистическое единство текста. | Отработка новых знаний, композиционно-тематический анализ текста, проектирование выполнения домашнего задания. | 1ч. | Упр. 116 |
26 |
|
| 20.Р/Р (5) Обучающее сочинение по картине Пластова «Летом» | Что такое описание? Что такое композиция картины? Как собирать материал для сочинения-описания? Биографические сведения о художнике, история создания картины. | Сбор материала для сочинения. Устная работа над сочинением. Написание сочинения. | 1ч. |
|
27 |
|
| Повторение и обобщение изученного в 5 классе | Повторение и обобщение изученного в 5 классе | Упражнения на повторение. Тест с последующей проверкой. | 1ч. | Стр. 55. Упр. 113 |
28 |
|
| 23.Контрольная работа № 1. Диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в начальных классах» | Орфография, морфология, пунктуация, грамматические разборы. | Контроль и самоконтроль изученных понятий; написание контрольного диктанта с грамматическим заданием. | 1ч. |
|
29 |
|
| 24.Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте | Орфография, морфология, пунктуация, грамматические разборы. | Анализ допущенных ошибок с использованием памятки для проведения анализа и работы над ошибками. | 1ч. | Закончить работу над ошибками |
Синтаксис, пунктуация, культура речи 31(2к/р,7 р/р) | |||||||
30 |
|
| 1.Синтаксис и пунктуация. | Синтаксис как раздел грамматики. Пунктуация как система правил. | Коллективная работа с дидактическим материалом, комментирование выставленных оценок. Выполнение упражнений. | 1ч. | § 24, 25. Упр. 120, 123 |
31 |
|
| 2.Словосочетание. Способы грамматической связи в словосочетании | Словосочетание как единица синтаксиса. Основные признаки словосочетания. Смысловая и грамматическая связь слов в словосочетании. | Групповая работа по учебнику, самостоятельная работа с дидактическим материалом, проектирование выполнения домашнего задания. Выполнение упражнений. | 1ч. | § 26. Упр. 130 |
32 |
|
| 3.Способы выражения грамматической связи в словосочетании | Основные признаки словосочетания. Смысловая и грамматическая связь слов в словосочетании. | Работа с памятками о структуре словосочетания и предложения, работа в парах (конструирование словосочетаний по образцу), комментирование выставленных оценок. | 1ч. | § 26. Упр. 138 |
33 |
|
| 4.Разбор словосочетания | Как найти главное и зависимое слово в словосочетании? Как найти средства грамматической связи в словосочетании? | Индивидуальная работа с дидактическим материалом, проектная работа в группах, творческое задание (конструирование словосочетаний). | 1ч. | § 27. Упр. 140 |
34 |
|
| 5.Предложение. Простое предложение. | Предложение как единица синтаксиса и минимальное речевое высказывание. Структура предложения. Основа предложения. Знаки конца предложения. | Устная и письменная работа по материалам учебника. Выполнение письменных упражнений. Конструирование предложений. | 1ч. | § 28. Упр. 142 |
35 |
|
| 6. Р/Р (7) Обучающее сжатое изложение. (Упр. 144) | Что такое сжатое изложение? Какие приемы можно применять при компрессии текста? | Работа в парах (обучение сжатому изложению), индивидуальная работа с дидактическим материалом учебника (обучение способам сжатия). | 1ч. |
|
36 |
|
| 7.Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по интонации | Виды предложений по цели высказывания. Сфера использования их и роль в тексте. Какие знаки препинания используют в конце восклицательных предложений? | Коллективная работа с учебником, составление алгоритма определения типа предложений по цели высказывания, работа в парах (лингвистический анализ текста). | 1ч. | § 29. Упр. 150 |
37 |
|
| 8 .Р/Р (8) Обучающее сочинение-повествование. «Памятный день» (Упр. 157). | Сочинение-повествование. Отзыв как жанр. План сочинения. Основная мысль. | Устная работа над сочинением. Работа в парах и группах. | 1ч. |
|
38 |
|
| 9.Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. | Синтаксическая структура предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Признаки главных членов. Способы выражения подлежащих и сказуемых. | Работа в парах по учебнику, работа с алгоритмами определения членов предложения, комментирование выставленных оценок. | 1ч. | § 32. Упр. 161, 162 |
39 |
|
| 10.Сказуемое. | Что такое сказуемое? Каковы способы его выражения? | Работа в парах (анализ предложений), индивидуальная творческая работа по дидактическому материалу, проектирование выполнения домашнего задания. | 1ч. | § 33. Упр. 166 |
40 |
|
| 11.Тире между подлежащим и сказуемым | Условия постановки тире между подлежащим и сказуемым. | Выполнение упражнений учебника. Индивидуальная и коллективная работа с тестами, комментирование выставленных оценок. | 1ч. | § 34. Упр. 170 |
41 |
|
| 12.Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Дополнение. | Общее представление о второстепенных членах предложения. Виды предложений по наличию второстепенных членов. Что такое дополнение? Чем выражено дополнение? Как отличить дополнение от подлежащего? | Фронтальная беседа по содержанию учебника, индивидуальные задания, проектирование выполнения домашнего задания. Практическая работа, комментирование выставленных оценок. | 1ч. | § 36, 37. Упр. 182 |
42 |
|
| 13.Определение | Определение. Способы его выражения. Соотношение морфологического (падежного) и синтаксического (смыслового) вопросов к определению (в случаях их несовпадения). | Анализ предложений, тест. | 1ч. | § 38. Упр. 187 |
43 |
|
| 14.Обстоятельство | Обстоятельство. Способы выражения обстоятельств. Определение значения обстоятельств по синтаксическим (смысловым) вопросам. | Работа в парах (лингвистический анализ текста), работа по алгоритму определения микротем текста. | 1ч. | § 39. Упр. 193 |
44 |
|
| 15.Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами | Признаки однородных членов, средства связи их в предложении. Знаки препинания в предложении с однородными членами. Использование предложений с однородными членами как средства усиления выразительности речи | Индивидуальная работа с тестами, конспектирование материала, проектирование выполнения домашнего задания. Объяснительный диктант. | 1ч. | § 40. Упр. 200 |
45 |
|
| 16. Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами | Признаки однородных членов, средства связи их в предложении. Знаки препинания в предложении с однородными членами. Использование предложений с однородными членами как средства усиления выразительности речи. | Индивидуальная работа с тестами, конспектирование материала, проектирование выполнения домашнего задания. Орфографический диктант. | 1ч. | § 41. Упр. 207 |
46 |
|
| 17.Обобщающие слова при однородных членах предложения | Знаки препинания в предложениях с однородными членами при обобщающем слове. | Работа с учебником (конспектирование статьи), групповая работа (составление алгоритма постановки знаков препинания при однородных членах). Орфографический диктант. | 1ч. | § 41. Упр. 211. |
47 |
|
| 18.Предложения с обращениями. Знаки препинания при обращениях. | Обращение, его роль, интонация предложений с обращениями, знаки препинания при обращении. Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественной литературы. | Устная и письменная работа с учебником. Урок-презентация, работа с орфограммами, проектирование выполнения домашнего задания. Конструирование предложений с обращениями. Объяснительный диктант. | 1ч. | § 42. Упр. 215 |
48 |
|
| 19. Р/Р (9) Письмо | Каким и бывают письма? | Работа в парах (выявление жанрово-стилистических особенностей письма) по алгоритму, индивидуальная творческая работа (составление плана письма, чернового варианта работы) при помощи консультанта. | 1ч. | § 43. Упр. 226 |
49 |
|
| 20.Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения | Вводные слова. Группы вводных слов. | Выполнение упражнений учебника Практическая работа (тематический контроль). | 1ч. | § 44, 45. Упр. 227 |
50 |
|
| 21. Контрольная работа № 2 по теме «Синтаксис простого предложения» | Предложение. Виды пр. по цели высказывания и по интонации. Главные и второстепенные члены. Знаки препинания при однородных членах и обращениях. Синтаксический и пунктуационный разбор предложения. | Контрольная работа. | 1ч. |
|
51 |
|
| 22. Анализ контрольной работы. Простые и сложные предложения. | Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. | Выполнение упражнений учебника. Комментированный диктант. | 1ч. | § 46. Упр. 234 |
52 |
|
| 23.Простые и сложные предложения | Запятая в сложном предложении между частями. | Комментированное письмо с частичным разбором предложения. Практическая работа. | 1ч. | § 46. Упр. 240 |
53 |
|
| 24.Синтаксический разбор сложного предложения | Сложное предложение. Структура сложного предложения. | Синтаксический разбор предложений. Практическая работа. | 1ч. | § 47. Упр. 243 |
54-55 |
|
| 25, 26Р/Р (10) Речевой этикет. Прямая речь. Роль предложений с прямой речью в художественном тексте. Пунктуация при прямой речи | Прямая речь как способ передачи чужой речи. Особенности строения и пунктуации предложений с прямой речью. Речевой этикет в предложениях с прямой речью. Знаки препинания в предложении с прямой речью, цитирование. Глаголы, вводящие прямую речь. Роль предложений с прямой речью в художественном тексте. | Словарный диктант с взаимопроверкой. Творческая работа: конструирование предложений с прямой речью. | 2ч. | § 48. Упр. 247 § 48. Упр. 249 |
56 |
|
| 27. Р/Р ( 12 ) Правила этикета. Диалог. Пунктуация при диалоге. | Диалог. Речевой этикет. Знаки препинания при диалоге и прямой речи. | Выполнение упражнений учебника. Конструирование предложений диалога. Текущий контроль. | 1ч. | § 49. Упр. 256 |
57 |
|
| 28. Р/Р (13) Контрольное сочинение-описание по картине Решетникова «Мальчишки». | Сбор материала для сочинения, композиционные и языковые особенности описания как типа речи | Сбор материала для сочинения. Устная работа над сочинением. Написание сочинения. | 1ч. |
|
58 |
|
| 29. Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» | Синтаксис и пунктуация. Единицы синтаксиса, их взаимосвязь. Знаки препинания в простом предложении с однородными членами, обращением, вводным словами, в сложном предложении. | Тест (тематический контроль). | 1ч. | § 44, 45, 46, 48. Упр. 259 |
59 |
|
| 30. Контрольная работа № 3 по теме «Синтаксис. Пунктуация». Диктант с грамматическим заданием. | Синтаксис и пунктуация. Единицы синтаксиса, их взаимосвязь. Знаки препинания в простом предложении с однородными членами, обращением, вводным словами, в сложном предложении. | Диктант с грамматическим заданием. | 1ч. |
|
60 |
|
| 31.Анализ контрольной работы | Знак препинания в простом предложении с однородными членами, обращением, вводными словами, в сложном предложении. | Работа над ошибками. | 1ч. | Закончить работу над ошибками |
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи 16 ч. (4р/р, 1 к/р) | |||||||
61-63 |
|
| 1.Фонетика и орфоэпия как разделы науки о языке. Звук как единица речи. Гласные звуки. Общеобразовательный модуль. | Фонетика и орфоэпия как разделы науки о языке. Звуки речи. Ударение. Пояснение особенностей произношения и написания слов. Гласные звуки. Гласные ударные и безударные. | Выполнение упражнений учебника. Слушание. Произношение. Практическая работа, проектирование выполнения домашнего задания. | 3ч. | § 50, 51. Упр. 265 |
64-65 |
|
| 2. Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи. Согласные звуки. Согласные твердые и мягкие. Общеобразовательный модуль. | Система согласных звуков русского языка. Согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые. Обозначение мягкости согласных на письме. Сильная и слабая позиция звука. Позиционные чередования гласных и согласных. | Выполнение упражнений учебника. Слушание. Произношение. Творческое списывание текста. Проектирование выполнения домашнего задания. | 2ч. | § 52. Упр. 274 § 53, 54. Упр. 280 |
66-67 |
|
| 3.4.Р/Р (14,15) Типы речи. Повествование и его структура. Подробное изложение «Шкатулка» (упр.283) | Повествование как тип речи. Признаки повествования. Стиль текста. Роль ИВС в художественном тексте. Авторский стиль. | Комплексный анализ текста. Работа над планом. Лексическая работа. Написание изложения. | 2ч. |
|
68 |
|
| 5.Согласные звонкие и глухие | Различия между звонкими и глухими согласными, способы их образования. Сонорные согласные. Звонкие и глухие, не имеющие парных звуков. Непроизносимые и ложнонепроизносимые согласные | Выполнение упражнений учебника. Наблюдения за произношением. Словарный диктант. Проектирование выполнения домашнего задания. | 1ч. | § 56. Упр. 286 |
69 |
|
| 6.Графика. Алфавит | Звук как основная единица языка. Соотношение звука и буквы. Связь фонетики с графикой и орфографией. Обозначение звуков речи на письме | Выполнение упражнений учебника. Работа со словарями. Проектирование домашнего задания. | 1ч. | § 57, 58. Упр. 295 |
70 |
|
| 7. Р/Р (16) Описание предмета(п.59) | Описание. Отличительные признаки делового и художественного описания | Сочинение-миниатюра. | 1ч. | Упр. 301 |
71 |
|
| 8.Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака | Употребление Ь для обозначения мягкости согласных. Правописание буквосочетаний с шипящими Ч и Щ без Ь. | Выполнение упражнений учебника. Орфоэпические упражнения. Объяснительный диктант. | 1ч. | § 60. Упр. 304 |
72-73 |
|
| 9. 10.Двойная роль букв е, ё, ю, я | Двойная роль гласных Е, Ё, Ю, Я. Позиции, в которых гласные Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука. | Выполнение упражнений учебника. Орфоэпические упражнения. Объяснительный диктант Проверочная работа. | 2ч. | § 61. Упр. 311 § 61. Упр. 314 |
74 |
|
| 11.Орфоэпия. Ударение | Произношение слов, орфоэпия. Орфоэпические нормы. Орфоэпический словарь и словарь ударений. Особенности ударения в русском языке. Трудные случаи ударения в словах т формах слов. Смыслоразличительная роль ударения. | Выполнение упражнений учебника. Объяснительный диктант. Словарно-орфоэпическая работа. Проектирование домашнего задания. | 1ч. | § 62. Упр. 319 |
75 |
|
| 12.Фонетический разбор слова | Звуки и буквы. Порядок фонетического разбора. | Фонетический разбор слов. Проверочная работа. | 1ч. | § 63. Упр. 320 |
76 |
|
| 13.Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи». | Фонетика и графика. Гласные и согласные звуки. Функции Ь в словах. Двойная роль гласных У, Ё, Ю, Я. Фонетический разбор слов. | Практическая работа, словарный диктант. | 1ч. | Упр. 322 |
77 |
|
| 14.Контрольная работа №4 по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика» | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы. | Тематический контроль. | 1ч. |
|
78 |
|
| 15.Анализ контрольной работы | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. | Работа над ошибками. | 1ч. |
|
79 |
|
| 16.Р/Р (17) Устное сочинение по картине (упр.329) | .Описание. Отличительные признаки делового и художественного описания. Сбор материала для сочинения. Композиция картины. Колорит | Работа в творческих группах. Сбор материала. Устное сочинение. | 1ч. | Написать сочинение - описание |
Лексика. Культура речи 15ч. (4р/р, 1 к/р) | |||||||
80 |
|
| 1.Лексика как раздел науки о языке. Слово и его лексическое значение | Лексика. Культура речи. Лексическое значение слова. Толковые словари. | Выполнение заданий учебника. Словарная работа Текущий контроль. | 1ч. | § 64. Упр. 327 |
81-82 |
|
| 2,3.Однозначные и многозначные слова. РР (18) Устное сочинение-рассуждение. | Однозначные и многозначные слова. Значения многозначных слов, многозначные слова в толковых словарях. | Выполнение заданий учебника. Словарная работа, объяснительный диктант. Проектирование домашнего задания. | 2ч. | § 65. Упр. 339 § 65. Упр. 346 |
83-84 |
|
| 4,5.Прямое и переносное значение слов. РР (19) Творческая работа. Рассуждение. | Прямое и переносное значение слов. Использование слов, в переносном значении, в художественных текстах как средств выразительности. Работа со словарём. | Выполнение заданий учебника. Словарная работа, объяснительный диктант. Проектирование домашнего задания. Творческая работа со словарём. | 2ч. | § 66. Упр. 348 § 66. Упр. 351 |
85-86 |
|
| 6,7.Омонимы | Омонимы. Различение омонимов и многозначных слов, омонимы в толковых словарях. Омофоры. Омофоны. | Проектирование домашнего задания. Творческая работа со словарём. Проверочный диктант. | 2ч. | § 67. Упр. 355 § 67. Упр. 357 |
87-88 |
|
| 8,9.Синонимы. | Синонимы. Синонимический ряд. Словари синонимов. Выразительные возможности синонимов. Роль синонимов в речи | Проектирование домашнего задания. Творческая работа со словарём. Выборочный творческий диктант. | 2ч. | § 68. Упр. 362 § 68. Упр. 366 |
89 |
|
| 10.Антонимы | Антонимы. Выразительные возможности антонимов (на примере пословиц) | Выборочный творческий диктант. | 1ч. | § 69. Упр. 370 |
90 |
|
| 11.Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Лексика. Культура речи» | Лексика. Культура речи. Лексическое значение слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы | Словарный диктант, проверочная работа с взаимопроверкой | 1ч. | Стр. 167. Упр. 374 |
91 |
|
| 12.Контрольная работа № 5 по теме «Лексика. Культура речи» | 1ч. |
| ||
92 |
|
| 13.Анализ контрольной работы по теме «Лексика. Культура речи» |
| Творческие задания по теме учебного исследования. | 1ч. |
|
93-94 |
|
| 14, 15. Р/Р (20,21) Подробное изложение «Первый снег» (упр.375) | Повествование как тип речи. Признаки повествования Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Структура текста. Авторский стиль. Роль ИВС в художественном произведении. | Подробное изложение. Анализ текста. Работа над планом. Лексическая работа. | 2ч. |
|
Морфемика. Орфография. Культура речи. 23ч. (4р/р, 1 к/р) | |||||||
95 |
|
| 1.Морфемика как раздел лингвистики. Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов. Общеобразовательный модуль. | Морфемика. Состав слова. Морфемы. Значения морфем. Морфемный разбор слов. Образование и изменение слов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова. | Выполнение упражнений учебника, морфемный анализ. Текущий контроль. Проверочная работа. | 1ч. | § 70. Упр. 376 |
96 |
|
| 2.Окончание и основа самостоятельных частей речи. Общеобразовательный модуль. | Виды морфем. Окончание как словоизменительная морфема. Нулевое окончание. Основа слова. Производная и производящая основа. | Выполнение упражнений учебника, морфемный анализ. Текущий контроль. Проверочная работа. | 1ч. | § 72, 73. Упр. 379, 386 |
97-98 |
|
| 3,4.Корень слова. Исторические изменения в составе слова. Общеобразовательный модуль. | Корень слова. Однокоренные слова. Орфограммы в корне слова. Понятие об этимологии. Этимологические словари русского языка. | Выполнение упражнений учебника, морфемный анализ. Словарная работа. Проектирование выполнения домашнего задания. | 2ч. | § 74. Упр. 392 § 74. Упр. 395 |
99 |
|
| 5. Р/Р (22) Рассуждение. Обучающее сочинение- рассуждение | Рассуждение как тип речи. Особенности текста-рассуждения. Композиция рассуждения. | Работа с материалами учебника. Написание сочинения-рассуждения. | 1ч. | § 75. Упр. 400 |
100 |
|
| 6.Суффикс | Суффикс как словообразовательная морфема и как значимая часть слова. Членение слова на морфемы. | Выполнение упражнений учебника, морфемный анализ Словарный диктант. | 1ч. | § 76. Упр. 410, 412 |
101 |
|
| 7.Приставка | Приставка как словообразовательная морфема и как значимая часть слова. Членение слова на морфемы. | Морфемный разбор. Составление слов по схемам. Проверочная работа. | 1ч. | § 77. Упр. 417 |
102-103 |
|
| 8,9.Р/Р (23) Выборочное изложение «Последний лист» упр.419,420. Анализ ошибок изложения | Как писать выборочное изложение? Главное и второстепенное в тексте. Повествование как тип речи. Признаки повествования. Стиль текста. Роль ИВС в художественном тексте. Авторский стиль. | Комплексный анализ текста. Работа над планом. Лексическая работа. Написание изложения. | 2ч. |
|
104 |
|
| 10.Чередование гласных и согласных звуков. | Чередование гласных в корне слова. Историческое чередование. Варианты морфем, членение слова на морфемы. Применение знаний и умений по морфемике в практике написания. | Выполнение упражнений учебника, морфемный анализ. Словарный диктант Словарно-орфографическая работа. | 1ч. | § 78. Упр. 422 |
105 |
|
| 11.Полногласные и неполногласные сочетания. Беглые гласные. Варианты морфем. | Чередование гласных и согласных звуков, полногласные и неполногласные сочетания. | Выполнение упражнений учебника, морфемный анализ. Текущий контроль, предупредительный диктант. | 1ч. | §79. Упр. 426 |
106 |
|
| 12.Полногласные и неполногласные сочетания. Беглые гласные. Варианты морфем. | Чередование гласных и согласных звуков, полногласные и неполногласные сочетания Варианты морфем. | Выполнение упражнений учебника, морфемный и орфографический анализ. Текущий контроль, Объяснительный диктант. | 1ч. | § 80. Упр. 431 |
107 |
|
| 13.Морфемный разбор слова
| Членение слова на морфемы. Морфемные словари русского языка. | Практическая работа, тест (тематический контроль). | 1ч. | § 81. Упр. 432 |
108 |
|
| 14.Правописание гласных и согласных в приставках | Приставка. Значения приставок. Единообразное написание приставок. | Выполнение упражнений учебника, морфемный и орфографический анализ. Словарный диктант. | 1ч. | § 82. Упр. 436 |
109 |
|
| 15.Буквы з и с на конце приставок. | Правописание приставок на –з(-с) | Выполнение упражнений учебника, морфемный и орфографический анализ. Объяснительный диктант. | 1ч. | § 83. Упр. 440 |
110 |
|
| 16.Чередование букв о — а в корне –лаг-/ -лож- | Правописание корней с чередованием гласных А-О в корнях –ЛАГ-/-ЛОЖ- | Выполнение упражнений учебника, морфемный и орфографический анализ. Словарный диктант. | 1ч. | § 84. Упр. 449 |
111 |
|
| 17.Чередование букв о — а в корне –раст - /-рос- | Правописание гласных А-О в корнях –РАСТ-/-РАЩ-/-РОС- | Выполнение упражнений учебника, морфемный и орфографический анализ Распределительный словарный диктант. Проектирование выполнение домашнего задания. | 1ч. | § 85. Упр. 456 |
112 |
|
| 18.Буквы ё—о после шипящих в корне | Шипящие согласные звуки. Правописание гласных Ё – О в корне слов после шипящих под ударением. | Выполнение упражнений учебника, морфемный и орфографический анализ. Словарный диктант, тест. | 1ч. | § 86. Упр. 459 |
113 |
|
| 19.Буквы и — ы после ц | Условия выбора букв И – Ы после Ц. | Выполнение упражнений учебника, морфемный и орфографический анализ. Объяснительный диктант. | 1ч. | § 87. Упр. 465 |
114 |
|
| 20.П.овторение и обобщение изученного материала в разделе «Морфемика. Орфография. Культура речи» | Состав слова. Орфограммы в конях слов, морфемный разбор слов. | Словарный диктант с взаимопроверкой, тест. | 1ч. | Стр. 41. Упр. 467 |
115 |
|
| 21.Контрольная работа(№6) по теме «Морфемика» | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы. | Диктант с грамматическим заданием. | 1ч. |
|
116 |
|
| 22.Анализ контрольной работы. | Анализ ошибок. | Работа над ошибками. | 1ч. | Закончить работу над ошибками |
117 |
|
| 23.Р/Р (24) Обучающее сочинение- описание картины с элементами рассуждения. (Кончаловский «Сирень»). | Описание. Отличительные признаки делового и художественного описания. Сбор материала для сочинения. Композиция картины. Колорит. | Написание элементов сочинения. Устная работа над сочинением. | 1ч. |
|
Морфология. Орфография. Культура речи | |||||||
Имя существительное 20(4 р/р, 1к/р) | |||||||
118 |
|
| 1.Имя существительное как часть речи | Имя существительное как самостоятельная часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. | Выполнение упражнений учебника, комплексный анализ текста. Проектирование выполнение домашнего задания. | 1ч. | § 88. Упр. 467 |
119-120 |
|
| 2,3Р/Р (25) Обучающее сочинение-рассуждение. Доказательство в рассуждении. П.89 | Рассуждение как тип речи. Композиция рассуждения. Языковой материал для сочинения. | Сочинение-рассуждение «Почему надо заниматься спортом». | 2ч. |
|
121-122 |
|
| 4,5.Имена существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. | Имя существительное как самостоятельная часть речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Роль в предложении. Нарицательные и собственные имена существительные. Большая буква в именах собственных. | Выполнение упражнений учебника, комплексный анализ текста. Проектирование выполнение домашнего задания. Текущий контроль, словарный диктант. | 2ч. | § 90. Упр. 486 § 91. Упр. 495 |
123 |
|
| 6.Род имен существительных | Род как постоянный признак существительного, существительные мужского, женского, среднего общего рода. | Заполнить таблицу парами слов. Составить словосочетания. Словарная работа. Практическая работа. | 1ч. | § 92. Упр. 507 |
124 |
|
| 7.Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа | Число имен существительных. | Работа по материалам учебника. Словарно-орфографическая работа. | 1ч. | § 93. Упр. 512 |
125 |
|
| 8. Р/Р (26) Сжатое изложение «Перо и чернильница». | Тема, основная мысль, план текста. Что такое сжатое изложение? Какие приемы можно применять при компрессии текста? | Сжатое изложение. | 1ч. |
|
126 |
|
| 9.Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа | Правильное употребление имен в речи. | Работа по материалам учебника. Словарно-орфографическая работа. Работа с дидактическим материалом. | 1ч. | § 94. Упр. 517 |
127 |
|
| 10.Три склонения имен существительных | Типы склонений существительных. | Работа по материалам учебника. Словарно-орфографическая работа. Проверочный диктант. | 1ч. | § 95. Упр. 521 |
128 |
|
| 11.Падеж имен существительных | Система падежей в русском языке. | Работа по материалам учебника. Словарно-орфографическая работа Практическая работа. | 1ч. | § 96. Упр. 526, 528 |
129 |
|
| 12.Правописание падежных окончаний существительных | Склонение и падеж имен существительных. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных. | Работа по материалам учебника. Словарно-орфографическая работа. Комментированное письмо, работа с раздаточным материалом. Проверочный диктант. | 1ч. | § 97. Упр. 536 |
130 |
|
| 13.Падеж и склонение имен существительных. Особенности склонения существительных на –ИЕ, -ИЙ, -ИЯ | Система падежей в русском языке. Типы склонений правописание окончаний существительных. | Работа по материалам учебника. Словарно-орфографическая работа. Комментированное письмо. Тест. | 1ч. | § 97. Упр. 542 |
131 |
|
| 14. Р/Р (27) Обучающее подробное изложение (упр.547 «Берёзки») | Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Структура текста. Авторский стиль. | Подробное изложение. | 1ч. |
|
132 |
|
| 15.Множественное число имён существительных. | Изменение существительных по числам. Множественное число существительных. Падежные окончания существительных муж., жен., ср. рода множ. Числа. Нормы образования множественного числа существительных. | Упражнения учебника, комментированное письмо, подготовка развернутого ответа по теме урока. | 1ч. | § 98. Упр. 554 |
133 |
|
| 16.Правописание о — е после шипящих и ц в окончаниях существительных | Правописание О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных. | Упражнения учебника, комментированное письмо, учебное исследование. Предупредительный диктант. | 1ч. | § 99. Упр. 557 |
134 |
|
| 17.Морфологический разбор имени существительного | Морфологические и синтаксические признаки существительных. Порядок морфологического разбора. | Морфологический разбор. | 1ч. | § 100. Упр. 562 |
135 |
|
| 18.Повторение и обобщение изученного материала об имени существительном | Морфологические признаки имен существительных, их образование и правописание. Употребление в речи. | Работа с текстом. | 1ч. | Стр. 78 |
136 |
|
| 19.Контрольная работа (№7) по теме «Имя существительное» | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы. | Диктант с грамматическим заданием. | 1ч. |
|
137 |
|
| 20.Анализ контрольного диктанта | Анализ ошибок. | Работа над ошибками. | 1ч. | Закончить работу над ошибками |
138 |
|
| 21. Р/Р (28) Сочинение-описание по картине Нисского «Февраль. Подмосковье» | Сбор материала для сочинения, композиционные и языковые особенности описания как типа речи | Сбор материала для сочинения. Устная работа над сочинением. Написание сочинения. | 1ч. |
|
Имя прилагательное 11ч. (3 р/р, 1 к/р) | |||||||
139 |
|
| 1.Имя прилагательное как часть речи | Имя прилагательное. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки имен прилагательных. | Выполнение упражнений учебника, комплексный анализ текста. Проектирование выполнение домашнего задания. | 1ч. | § 101. Упр. 567 |
140-141 |
|
| 2,3.Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных | Род, число, падеж прилагательных. Падежные окончания прилагательных. Алгоритм определения безударного окончания прилагательного. | Словарный диктант. Творческое списывание. | 2ч. | § 102. Упр. 580 § 102. Упр. 583 |
142 |
|
| 4.Описание животного (29). Подготовка к изложению. | Выразительные возможности имен прилагательных. Описание как тип речи. | Анализ материалов учебника. Работа с текстом изложения. | 1ч. | § 103. Упр. 583 |
143 |
|
| 5. Р/Р (30) Подробное изложение «Кошка Ю-ю» | Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Структура текста. Авторский стиль. | Изложение. | 1ч. |
|
144 |
|
| 6. Р/Р (31)Анализ контрольного изложения | Анализ ошибок | Работа над ошибками. | 1ч. | Закончить работу над ошибками |
145 |
|
| 7.Прилагательные полные и краткие | Полная и краткая форма прилагательных. Сходство и различия между полными и краткими прилагательными. Особенности изменения и синтаксическая роль кратких прилагательных. | Объяснительный диктант, словарно-орфографическая работа. | 1ч. | § 104. Упр. 591 |
146 |
|
| 8.Морфологический разбор имени прилагательного | Морфологические и синтаксические признаки имен прилагательных. Порядок морфологического разбора имени прилагательного. | Морфологический разбор имен прилагательных. | 1ч. | § 105. Упр. 599 |
147 |
|
| 9.Повторение и обобщение изученного материала об имени прилагательном | Морфологические и синтаксические признаки прилагательных. Орфограммы, связанные с правописанием прилагательных. Роль прилагательных в речи. | Тест, проверочный диктант. | 1ч. | Стр. 96 |
148 |
|
| 10.Кон контрольная работа № 8. Диктант по теме «Имя прилагательное»/ контрольная работа | Морфологические и синтаксические признаки прилагательных. Орфограммы, связанные с правописанием прилагательных. Роль прилагательных в речи. | Диктант /Тест в формате ЕГЭ (части А и В). | 1ч. |
|
149 |
|
| 11.Анализ контрольной работы | Морфологические и синтаксические признаки прилагательных. Орфограммы, связанные с правописанием прилагательных. Роль прилагательных в речи. Анализ ошибок. | Работа над ошибками. | 1ч. | Закончить работу над ошибками |
Глагол 19ч. (4р/р, 1 к/р) | |||||||
150 |
|
| 1.Глагол как часть речи. | Глагол. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки глаголов. | Выполнение упражнений учебника, комплексный анализ текста. Проектирование выполнение домашнего задания. Объяснительный диктант. | 1ч. | § 106. Упр. 606 |
151 |
|
| 2.Не с глаголами | Правописание НЕ с глаголами. | Выполнение упражнений учебника, комплексный анализ текста. Проектирование выполнение домашнего задания. Комментированное письмо. Тест (тематический контроль). | 1ч. | § 107. Упр. 614 |
152 |
|
| 3.Р/Р (32) Рассказ, особенности, структура, стили. | Рассказ. Жанровые особенности рассказа. Устный рассказ по серии картинок. | Рассказ по серии картинок. | 1ч. | § 108. Упр. 619 |
153 |
|
| 4.Неопределенная форма глагола | Признаки глаголов в неопределенной форме. Ь после Ч в глаголах в неопределенной форме. | Выполнение упражнений учебника, комплексный анализ текста. Проектирование выполнение домашнего задания. Комментированное письмо. | 1ч. | § 109. Упр. 625 |
154 |
|
| 5.Правописание –тся и –ться в глаголах | Глаголы в неопределенной форме и форме 3-го лица. –ТЬСЯ и –ТСЯ в глаголах. | Выполнение упражнений учебника, комплексный анализ текста. Проектирование выполнение домашнего задания. Объяснительный диктант. Тест (текущий контроль). | 1ч. | § 110. Упр. 634 |
155 |
|
| 6.Виды глагола | Глаголы совершенного и несовершенного вида, их значение, вопросы значения однократности и последовательности действий. | Выборочный диктант. | 1ч. | § 111. Упр. 642 |
156 |
|
| 7.Буквы е — и в корнях с чередованием | Чередование. Условия написания чередующихся гласных е-и в корне. | Индивидуальные и групповые задания, тест. Распределительный диктант. | 1ч. | § 112. Упр. 649 |
157 |
|
| 8. Р/Р (33) Невыдуманный рассказ. П.113 | Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Авторский стиль. | Устная работа над сочинением. | 1ч. |
|
158 |
|
| 9.Время глагола. Прошедшее время | Прошедшее, настоящее и будущее время глагола. Признаки и особенности изменения глаголов прошедшего времени. Условия выбора гласных перед суффиксом –л- в глаголах прошедшего времени. | Выполнение упражнений учебника, комплексный анализ текста. Проектирование выполнение домашнего задания. Объяснительный диктант Предупредительный диктант. | 1ч. | § 114, 115. Упр. 656 |
159 |
|
| 10.Настоящее время | Признаки глаголов настоящего времени в речи. | Выполнение упражнений учебника, комплексный анализ текста. Проектирование выполнение домашнего задания. | 1ч. | § 116. Упр. 660 |
160 |
|
| 11.Будущее время | Признаки глаголов будущего времени, способы их образования. Употребление глаголов будущего времени в речи. | Выполнение упражнений учебника, комплексный анализ текста. Проектирование выполнение домашнего задания Объяснительный диктант. | 1ч. | § 117. Упр. 664, 665 |
161 |
|
| 12.Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов | Спряжение глаголов. Тип спряжения. Личные окончания глаголов I и II спряжения. Правописание безударных личных окончаний глаголов. | Выполнение упражнений учебника, комплексный анализ текста. Проектирование выполнение домашнего задания. Комментированное письмо. Самостоятельная работа. | 1ч. | § 118. Упр.668 |
162 |
|
| 13.Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием | Спряжение глаголов. Тип спряжения. Личные окончания глаголов I и II спряжения. Правописание безударных личных окончаний глаголов. | Выполнение упражнений учебника, комплексный анализ текста. Проектирование выполнение домашнего задания. Комментированное письмо. Тест (тематический контроль). | 1ч. | § 119. Упр. 672, 675 |
163 |
|
| 14.Морфологический разбор глагола | Глагол как самостоятельная часть речи. Морфологические признаки и синтаксическая роль глаголов. | Самостоятельная работа. Тест. | 1ч. | § 120. Упр. 687 |
164-165 |
|
| 15.Р/Р (34) Сжатое изложение с изменением лица. Упр. 688 | Приёмы сжатия текста. Изменение формы лица при пересказе. | Написание изложения. | 2ч. |
|
166 |
|
| 16.Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа | Правило правописания Ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа. | Выполнение упражнений учебника Проверочный диктант. Проектирование выполнения домашнего задания. | 1ч. | § 121. Упр. 692 |
167 |
|
| 17.Р/Р (35) Употребление «живописного настоящего» в речи. Устное сочинение-рассказ. | Употребление глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени. | Выполнение упражнений учебника. Конструирование предложений. | 1ч. | § 122. Упр. 695 |
168 |
|
| 18.Повторение и обобщение изученного материала о глаголе | Глагол. Морфологические и синтаксические признаки глаголов. Орфограммы, связанные с правописанием глаголов. | Работа с дидактическим материалом. Тест (текущий контроль) | 1ч. | Стр. 135. Упр. 700 |
169 |
|
| 19.Контрольная работа №9 по теме «Глагол» | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы. | Диктант с грамматическим заданием. | 1ч. |
|
Повторение и систематизация изученного 5ч. (1 к/р) | |||||||
170 |
|
| Анализ ошибок контрольной работы. Разделы науки о языке. Морфология. Синтаксис. | Анализ ошибок контрольной работы. Синтаксис и пунктуация. Пунктограммы. Синтаксический разбор простых и сложных предложений. | Работа над ошибками. Словарный диктант, синтаксический разбор предложений. Проверочная работа, тест (тематический контроль).
| 1ч. | § 123. Упр. 708 § 127. Упр. 730 |
171 |
|
| Фонетика. Графика. Орфография. Орфограммы в приставках и в корнях слов. | Фонетика. Орфоэпия. Графика. Фонетический разбор слов. Орфографический разбор текста | Самостоятельная работа, предупредительный диктант, тест. | 1ч. | § 124. Упр. 720 |
172-173 |
|
| Морфемика. Орфограммы в окончаниях существительных, прилагательных, глаголов. Употребление букв ь и ъ | Фонетика. Морфемика. Состав слова. Орфография. Морфемный разбор слов. | Практическая работа, тест. | 2ч. | § 125. Упр. 723 § 126. Упр. 725 |
174 |
|
| Диагностическая работа. Итоговый контроль. | Орфография. Пунктуация. | Диагностическая работа. | 1ч. |
|
175 |
|
| Анализ диагностической работы. Подведение итогов года. | Анализ ошибок. | Работа над ошибками. | 1ч. |
|
Учебно-методическое обеспечение
Книгопечатная продукция
1. Русский язык V класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. – М.: Просвещение, 2016.
2. Русский язык. V класс. Поурочные планы. По учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др. Автор – составитель Н.В. Егорова. – М.:ВАКО,2015.
3. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 5 кл. / Г. А. Богданова. - СПб., 2017.
4. Тростенцова Л. А. Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс: Книга для учителя / Л. А. Тростенцова, М. М. Стракевич. - М.: Просвещение, 2016.
5. Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для V класса. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. – М.: Просвещение, 2017.
6. Учебные таблицы V- XI классы по русскому языку.
7. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык V класс. Авторы: В.И.Капинос, Л.И. Пучкова. – М.: Интеллект-центр, 2015.
Цифровые образовательные ресурсы:
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
http://www.gramota.ru/-Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
Общеобразовательный модуль «Фонетика»
Тема и номер урока | Количество часов (5 часов) | Элементы содержания | Требования урока |
Фонетика и орфоэпия как разделы науки о языке. Звук как единица речи. Гласные звуки. Общеобразовательный модуль. № урока: 61 - 63 | 3 часа | Фонетика и орфоэпия как разделы науки о языке. Звуки речи. Ударение. Пояснение особенностей произношения и написания слов. Гласные звуки. Гласные ударные и безударные. | Знать: понятия фонетика, графика, орфоэпия; особенности гласных звуков; различия между гласными и согласными звуками; звуковое значение гласных букв. Уметь: различать понятия буква и звук; использовать различные способы, помогающие отличить гласные звуки от согласных; определять роль гласных звуков в поэтической речи. |
Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи. Согласные звуки. Согласные твердые и мягкие. Общеобразовательный модуль. № урока: 64 - 65 | 2 часа | Система согласных звуков русского языка. Согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые. Обозначение мягкости согласных на письме. Сильная и слабая позиция звука. Позиционные чередования гласных и согласных. | Знать: понятия согласный звук, твердый/мягкий согласный;, парные и непарные твёрдые и мягкие согласные; способы образования согласных звуков; сильная и слабая позиция звуков. Позиционные чередования звуков. Уметь: различать гласные и согласные звуки; выделять буквы, обозначающие согласные звуки, распознавать парные и непарные твердые и мягкие согласные; анализировать смысловое различие слов, отличающихся только твердой/мягкой согласной. |
Общеобразовательный модуль «Морфемика»
Тема и номер урока | Количество часов (4 часа) | Элементы содержания | Требования урока |
Морфемика как раздел лингвистики. Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов. Общеобразовательный модуль. № урока: 95 | 1 час | Морфемика. Состав слова. Морфемы. Значения морфем. Морфемный разбор слов. Образование и изменение слов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова. | Знать: понятия морфемика, морфема, образование слов, изменение слов, однокоренные слова, формы одного и того же слова. Уметь: определять состав слова; выделять морфемы соответствующими значками; различать формы одного и того же слова и однокоренные слова. |
Окончание и основа самостоятельных частей речи. Общеобразовательный модуль. № урока: 96 | 1 час | Виды морфем. Окончание как словоизменительная морфема. Нулевое окончание. Основа слова. Производная и производящая основа. | Знать: понятия окончание, основа, формообразующая роль окончания; различие между производной и производящей основой. Уметь: выделять в словах окончания и его грамматические значения. |
Корень слова. Исторические изменения в составе слова. Общеобразовательный модуль. № урока: 97 - 98 | 2 часа | Корень слова. Однокоренные слова. Орфограммы в корне слова. Понятие об этимологии. Этимологические словари русского языка. | Знать: понятия окончание, основа, корень слова. Уметь: определять состав слова; выделять корни в словах; формировать группы однокоренных слов; исправлять ошибки в подборе однокоренных слов. |