СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа предназначена для изучения русского языка в 5 классе  средней  общеобразовательной  школы  по  учебнику Т.А. Ладыженской «Русский язык. 5 класс». Просвещение, 2015. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку и реализует  программу Т.А. Ладыженской. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

 В соответствии с  федеральным  базисным  учебным  планом  для основного общего  образования   программа рассчитана на преподавание курса русского языка в 5 классе в объеме 5 часов в неделю.        

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 5 класс»




МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Доваторовская средняя общеобразовательная школа»



Принято на заседании Утверждаю:

Методического совета Директор МАОУ «Доваторовская СОШ»

Протокол № __1__ _____________Е.И.Пикалова.

«_28_ «­­­­ июня___ 2018 г. «_____»______2018 г


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


на 2018-2019 учебный год


по _русскому языку___

(указать предмет)

Уровень обучения (класс) _основное общее, 5_

(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)


Общее количество часов: _175___

Количество часов в неделю __5____ Уровень __базовый__________

(базовый, профильный)

Учитель _Новосельская Е.Н.__ _

Квалификационная категория __соответствие_ _








Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе:

1. Закона «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказа Минобразования РФ от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 19.10.2009) "Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

3. Программы и тематического планирования для общеобразовательных учреждений. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2015.

Рабочая программа предназначена для изучения русского языка в 5 классе средней общеобразовательной школы по учебнику Т.А. Ладыженской «Русский язык. 5 класс». Просвещение, 2015. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку и реализует программу Т.А. Ладыженской. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для основного общего образования программа рассчитана на преподавание курса русского языка в 5 классе в объеме 5 часов в неделю.

Данная программа не предусматривает изменения и дополнения в программу основного общего образования по русскому языку для основной школы и на основе программы курса русского языка для 5-9 классов Т.А. Ладыженской.

Русский язык – один из развитых языков мира. Он отличается богатством словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. На русском языке созданы художественная литература и наука, имеющие мировое значение.

Свободное владение русским языком – обязательное условие успешности русского человека в жизни, труде, творчестве.

Целями и задачами изучения русского (родного) языка в основной школе являются:

  • воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в различных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

  • овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;

  • освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерности её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;

  • совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.





Общая характеристика курса

В 5 классе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нём. Вместе с тем в неё включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях.

Содержание курса русского (родного) языка в 5 классе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания), чтения и письма) и осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое.

Первое направление в развитии речи учащихся – овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребление слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью.

Второе направление – обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Обогащение словарного запаса слов на уроках русского языка обеспечивается систематической словарной работой.

Третье направление в развитии речи учащихся – формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке изложений и сочинений.

Языковая и лингвистическая компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; приобретениях необходимых знаний о лингвистике как о науке; освоение основных норм русского литературного языка.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

Школьный курс русского языка в 5 классе предполагает изучение фонетики и графики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии и орфографии, первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации. Предусмотрена работа по культуре речи. Вводные уроки о русском языке дают большие возможности для решения воспитательных задач и создают эмоциональный настрой, способствующий повышению интереса к предмету и успешному его изучению.


Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане МАОУ СОШ

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в V классе – 175 часов (5 часов в неделю). В программу также входят 2 модуля: Фонетика (5 часов), Морфемика (4 часа).

Для реализации программы используется УМК М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской.

Учебник: М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян, Т.А. Ладыженская «Русский язык 5 кл», Москва, «Просвещение», 2015г





Результаты изучения предмета «Русский  (родной) язык»:


Личностные

Предметные

Метапредметные

Ученик научится

Понимать русский язык как одну из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

Осознавать эстетическую ценность русского языка; уважительно относиться к родному языку, гордиться за него; осознавать потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремлению к речевому самосовершенствованию.


Представлению об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения.

Понимать место родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом.

Основам научных знаний о родном языке; пониманию взаимосвязи его уровней и единиц.

Овладевать основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета.

Опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка.

Проводить различные виды анализа слова, словосочетания, предложения и текста.


Владеть всеми видами речевой деятельности:

адекватному пониманию информации устного и письменного сообщения;

владению разными видами чтения;

извлекать информацию из различных источников;

овладевать приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;

определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;

свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;

выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

применять приобретённые знания, умения и навыки в повседневной жизни; использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

Ученик получит возможность научиться

Достаточному объёму словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.


Понимать коммуникативно-эстетические возможности лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

Осознавать эстетическую функцию родного языка, оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.


Коммуникативно - целесообразному взаимодействию с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместному выполнению каких-либо задач, участию в спорах, обсуждениях; овладеть национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.




СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

5 КЛАСС (175 ЧАСОВ)


Раздел 1. Речь и речевое общение

  1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.

  2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами диалога и монолога. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.

Раздел 2. Речевая деятельность

  1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.

  2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему.

Раздел 3. Текст

  1. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.

  2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части и составление плана. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и т. д.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.

Раздел 4. Функциональные разновидности языка

  1. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, язык художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа).

  2. Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных типов речи: описание, повествование, рассуждение.

Раздел 5. Общие сведения о языке

  1. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном мире. Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка.

Раздел 6. Фонетика и орфоэпия

  1. Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог ударение.

  2. Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения. Орфоэпический словарь.

  3. Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов. Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности. Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.

Раздел 7. Графика

  1. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения.

  2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в СМС-сообщениях.

Раздел 8. Морфемика и словообразование

  1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.

  2. Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.

  3. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования. Применение знаний по морфемике в практике правописания.

Раздел 9. Лексикология и фразеология

  1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка. Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.

  2. Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, фразеологического словаря и т. п.) и использование её в различных видах деятельности.

Раздел 10. Морфология

  1. Морфология как раздел грамматики. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола, наречия. Словари грамматических трудностей.

  2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.

Раздел 11. Синтаксис

  1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены. Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложнённой и неосложнённой структуры. Однородные члены предложения, обращение. Классификация сложных предложений. Прямая речь

  2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.

Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация

  1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание Ъ и Ь. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов. Орфографические словари и справочники.

Пунктуация как система правил правописания. Знаки препинания и их функции. Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом неосложнённом предложении. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложном предложении. Знаки препинания при прямой речи, в диалоге.

  1. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. Использование орфографических словарей и справочников по правописанию.

Раздел 13. Язык и культура

  1. Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.

  2. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.


Учебно-тематический план.


Содержание

Кол-во часов

Кол-во контрольных работ

Развитие речи


Вводный урок. Язык и общение. Язык и человек. Общение устное и письменное.

3

-

1

Повторение изученного в начальных классах. Вспоминаем, повторяем, изучаем.

26

1

5

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

31

2

7

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.

16

1

4

Лексика. Культура речи.

15

1

4

Морфемика. Орфография. Культура речи.

23

1

4

Морфология. Орфография. Культура речи.

50




11


Имя существительное

20

1

4

Имя прилагательное

11

1

3

Глагол

19

1

4

Повторение и систематизация изученного.

5

1

-

ИТОГО

175

10

36



Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата

Тема урока

Элементы содержания

Основные виды деятельности (элементы содержания, контроль)

Количество часов

Домашнее задание

план

факт


Язык – важнейшее средство общения 3 = 2+1РР

1


1.Язык и человек. Язык и речь. / Язык - важнейшее средство человеческого общения.

Лингвистика как наука о языке речи. Основные разделы лингвистики, изучаемые на уроках русского языка в 5 классе

Изучение параграфа учебника, анализ текста.

1 ч.

§ 1. Упр. 3

2


2.Язык и его единицы. Общение устное и письменное.

Язык как основное средство общения. Свободное владение родным языком – признак культуры человека.

Составление плана статьи, фронтальная беседа, комплексное повторение. Анализ текста.

1ч.

§ 2. Упр. 7

3



3. Р/Р (1) Стили речи

Стили речи. Учебное исследование

Комплексное повторение, самостоятельная работа (таблица композиционных и языковых признаков стиля речи).

1ч.

§ 5. Упр. 15


Повторение изученного в начальных классах 26 (1КР+5РР)

4



1.Звуки и буквы. Произношение и правописание.

Что такое звуковой состав слова? Чем звуковой состав слова отличается от буквенного? Сильная и слабая позиция звука (позиционное чередование).

Комплексное повторение, самостоятельная работа, комментирование выставленных оценок. Словарный диктант.

1ч.

§ 6. Упр. 24

5



2.Орфограмма. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

Орфография как система правил правописания слов и их форм. Понятие орфограммы. Опознавательные признаки орфограмм. Ударные и безударные гласные (позиция). Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

Комплексное повторение ранее изученных орфограмм на основе текста, стартовое тестирование, комментирование презентации и конспектирование ее содержание, проектирование выполнения домашнего задания.

1ч.

§ 7. Упр. 28

6



3.Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

Орфография как система правил правописания слов и их форм. Понятие орфограммы. Опознавательные признаки орфограмм. Ударные и безударные гласные (позиция). Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

Самостоятельная работа, фронтальная беседа, проектирование выполнения домашнего задания.

1ч.

§ 8. Упр. 33

7



4.Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова

Какие существуют анаграммы корня? Какие словари нужно использовать для проверки написания непроверяемой гласной в корне?

Работа в парах с дидактическим материалом, взаимопроверка по алгоритму проведения взаимопроверки, комментирование выставленных оценок.

1ч.

§ 8. Упр. 38

8



5.Правописание проверяемых согласных в корне слова.

Согласные звонкие и глухие. Орфограмма «Проверяемая согласная в корне слова», способы ее проверки.

Отработка навыков в тетрадях, фронтальная устная проверка по учебнику, проектирование выполнения домашнего задания.

1ч.

§ 9. Упр. 42

9



6.Правописание проверяемых согласных в корне слова.

Какие существуют орфограммы корня? Как подобрать проверочное слово?

Проверочный диктант.

1ч.

§ 9. Упр. 43

10



7.Правописание непроизносимых и непроверяемых согласных в корне слова.

Многообразие орфограмм-согласных, их опознавательные признаки.

Анализ текста, объяснительный диктант, взаимопроверка по алгоритму поведения взаимопроверки, проектирование выполнения домашнего задания.

1ч.

§ 9, 10. Упр. 46, 47

11



8.Буквы И, У, А после шипящих



Правописание гласных И, А, У после шипящих.

Работа в парах, текущий тестовый контроль, работа с орфограммами, объяснительный диктант, комментирование выставленных оценок.

1ч.

§ 11. Упр. 53

12



9.Разделительные Ъ и Ь.

При каких условиях употребляется Ь? при каких условиях употребляется Ъ?

Индивидуальная и коллективная работа, изучение содержания параграфа

учебника, проектирование выполнения домашнего задания.

1ч.

§ 12. Упр. 57

13



10.Раздельное написание предлогов с другими словами


Самостоятельная работа с дидактическим материалом, фронтальная устная работа по учебнику, комплексное повторение.

1ч.

§ 13. Упр. 60

14



11.Р/Р (2) Текст.

Что такое текст? Каковы признаки текста? Как связаны предложения в тексте?

Языковой анализ текста, составление алгоритма для ответа по определению языковых особенностей текста, проектирование выполнения домашнего задания.

1ч.

§ 14. Упр. 69

15



12.Р/Р (3) Обучающее изложение.

Что такое текст? Каковы признаки текста? Как связаны предложения в тексте? Структура текста. Авторский стиль.

Языковой анализ текста, составление алгоритма для ответа по определению языковых особенностей текста.

1ч.


16



13.Части речи.


Самостоятельные и служебные части речи.

Работа с тестами, комплексный тест, фронтальная беседа по вопросам учебника, комментирование выставленных оценок. Словарный диктант.

1ч.

§ 15. Упр. 77

17



14. Глагол. Ь на конце глаголов 2лица ед.ч. Раздельное написание НЕ с глаголами.

Глагол как часть речи. Инфинитив. Признаки глагола, его синтаксическая роль в предложении, роль глагола в речи

Составление плана лингвистического рассуждения о глаголе, проектирование выполнения домашнего задания. Орфографический анализ.

1ч.

§ 16. Упр.81

18



15.Правописание

-тся и -ться в глаголах

Буквосочетание. Неопределённая форма глагола. Правописание –ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах.

Самостоятельная работа по учебнику, предупредительный диктант.

1ч.

§ 17. Упр. 84

19



16.Р/Р (4)Тема текста

Текст, тема текста, смысловая часть текста; признаки текста; средства связи частей текста.

Сочинение-миниатюра. Самостоятельная работа.

1ч.

Упр.87

20



17.Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Спряжение глагола, правописание безударных личных окончаний.

Урок-презентация, составление конспекта на основе презентации учителя освоение алгоритма определения спряжения и написания личного окончания глагола.

1ч.

§ 19. Упр. 92

21



18.Имя существительное. Падежные окончания существительных. Ь на конце существительных после шипящих.

Имя существительное как самостоятельная часть речи. Основные признаки имен существительных. Система падежей в русском языке. Типы склонений имен существительных. Морфологический разбор имени существительного.

Комплексное повторение с использованием дидактического материала, составление плана лингвистического описания существительного, проектирование выполнения домашнего задания. Тренировочные упражнения.

1ч.

§ 20. Упр. 97

22



18.Имя существительное. Падежные окончания существительных. Ь на конце существительных после шипящих.

Имя существительное как самостоятельная часть речи. Основные признаки имен существительных. Система падежей в русском языке. Типы склонений имен существительных. Морфологический разбор имени существительного.

Комплексное повторение с использованием дидактического материала, составление плана лингвистического описания существительного, проектирование выполнения домашнего задания. Тренировочные упражнения.

1ч.

§ 20. Упр. 100

23



19.Имя прила­гательное. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

Общее значение имени прилагательного и его роль в словосочетании и предложении. Склонение имен прилагательных. Способ проверки безударных окончаний прилагательных.

Коллективная работа с раздаточным материалом , самостоятельная работа с учебником (тезисное конспектирование), составление лингвистического описания «Прилагательное как часть речи».

1ч.

§ 21. Упр. 106

24



21.Местоимение

Местоимение как самостоятельная часть речи. Личные местоимения. Употребление предлогов с местоимениями 3 лица.

Урок-презентация, конспектирование материала презентации, объяснительный диктант, написание лингвистического описания.

1ч.

§ 22. Упр. 112

25



Р/Р (6) Основная мысль текста

Тема, основная мысль текста, развитие темы в тексте, композиционные части текста. Смысловое, композиционное и стилистическое единство текста.

Отработка новых знаний, композиционно-тематический анализ текста, проектирование выполнения домашнего задания.

1ч.

Упр. 116

26



20.Р/Р (5) Обучающее сочинение по картине Пластова «Летом»

Что такое описание? Что такое композиция картины? Как собирать материал для сочинения-описания? Биографические сведения о художнике, история создания картины.

Сбор материала для сочинения. Устная работа над сочинением. Написание сочинения.

1ч.


27



Повторение и обобщение изученного в 5 классе

Повторение и обобщение изученного в 5 классе

Упражнения на повторение. Тест с последующей проверкой.

1ч.

Стр. 55. Упр. 113

28



23.Контрольная работа № 1. Диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в начальных классах»

Орфография, морфология, пунктуация, грамматические разборы.

Контроль и самоконтроль изученных понятий; написание контрольного диктанта с грамматическим заданием.

1ч.


29



24.Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте

Орфография, морфология, пунктуация, грамматические разборы.

Анализ допущенных ошибок с использованием памятки для проведения анализа и работы над ошибками.

1ч.

Закончить работу над ошибками


Синтаксис, пунктуация, культура речи 31(2к/р,7 р/р)

30



1.Синтаксис и пунктуация.

Синтаксис как раздел грамматики. Пунктуация как система правил.

Коллективная работа с дидактическим материалом, комментирование выставленных оценок. Выполнение упражнений.

1ч.

§ 24, 25. Упр. 120, 123

31



2.Словосочетание. Способы грамматической связи в словосочетании

Словосочетание как единица синтаксиса. Основные признаки словосочетания. Смысловая и грамматическая связь слов в словосочетании.

Групповая работа по учебнику, самостоятельная работа с дидактическим материалом, проектирование выполнения домашнего задания. Выполнение упражнений.

1ч.

§ 26. Упр. 130

32



3.Способы выражения грамматической связи в словосочетании

Основные признаки словосочетания. Смысловая и грамматическая связь слов в словосочетании.

Работа с памятками о структуре словосочетания и предложения, работа в парах (конструирование словосочетаний по образцу), комментирование выставленных оценок.

1ч.

§ 26. Упр. 138

33



4.Разбор словосочетания

Как найти главное и зависимое слово в словосочетании? Как найти средства грамматической связи в словосочетании?

Индивидуальная работа с дидактическим материалом, проектная работа в группах, творческое задание (конструирование словосочетаний).

1ч.

§ 27. Упр. 140

34



5.Предложение. Простое предложение.

Предложение как единица синтаксиса и минимальное речевое высказывание. Структура предложения. Основа предложения. Знаки конца предложения.

Устная и письменная работа по материалам учебника. Выполнение письменных упражнений. Конструирование предложений.

1ч.

§ 28. Упр. 142

35



6. Р/Р (7) Обучающее сжатое изложение. (Упр. 144)

Что такое сжатое изложение? Какие приемы можно применять при компрессии текста?

Работа в парах (обучение сжатому изложению), индивидуальная работа с дидактическим материалом учебника (обучение способам сжатия).

1ч.


36



7.Виды пред­ложений по цели высказывания. Виды предложений по интонации

Виды предложений по цели высказывания. Сфера использования их и роль в тексте. Какие знаки препинания используют в конце восклицательных предложений?

Коллективная работа с учебником, составление алгоритма определения типа предложений по цели высказывания, работа в парах (лингвистический анализ текста).

1ч.

§ 29. Упр. 150

37



8 .Р/Р (8) Обучающее сочинение-повествование. «Памятный день» (Упр. 157).

Сочинение-повествование. Отзыв как жанр. План сочинения. Основная мысль.

Устная работа над сочинением. Работа в парах и группах.

1ч.


38



9.Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.

Синтаксическая структура предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Признаки главных членов. Способы выражения подлежащих и сказуемых.

Работа в парах по учебнику, работа с алгоритмами определения членов предложения, комментирование выставленных оценок.

1ч.

§ 32. Упр. 161, 162

39



10.Сказуемое.

Что такое сказуемое? Каковы способы его выражения?

Работа в парах (анализ предложений), индивидуальная творческая работа по дидактическому материалу, проектирование выполнения домашнего задания.

1ч.

§ 33. Упр. 166

40



11.Тире между подлежащим и ска­зуемым

Условия постановки тире между подлежащим и сказуемым.

Выполнение упражнений учебника. Индивидуальная и коллективная работа с тестами, комментирование выставленных оценок.

1ч.

§ 34. Упр. 170

41



12.Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложе­ния. Дополнение.

Общее представление о второстепенных членах предложения. Виды предложений по наличию второстепенных членов. Что такое дополнение? Чем выражено дополнение? Как отличить дополнение от подлежащего?

Фронтальная беседа по содержанию учебника, индивидуальные задания, проектирование выполнения домашнего задания. Практическая работа, комментирование выставленных оценок.

1ч.

§ 36, 37. Упр. 182

42



13.Определение

Определение. Способы его выражения. Соотношение морфологического (падежного) и синтаксического (смыслового) вопросов к определению (в случаях их несовпадения).

Анализ предложений,

тест.

1ч.

§ 38. Упр. 187

43



14.Обстоятельство

Обстоятельство. Способы выражения обстоятельств. Определение значения обстоятельств по синтаксическим (смысловым) вопросам.

Работа в парах (лингвистический анализ текста), работа по алгоритму определения микротем текста.

1ч.

§ 39. Упр. 193

44



15.Предложения с однородными членами. Знаки пре­пинания в предложениях с однородными чле­нами

Признаки однородных членов, средства связи их в предложении. Знаки препинания в предложении с однородными членами. Использование предложений с однородными членами как средства усиления выразительности речи

Индивидуальная работа с тестами, конспектирование материала, проектирование выполнения домашнего задания. Объяснительный диктант.

1ч.

§ 40. Упр. 200

45



16. Предложения с однородными членами. Знаки пре­пинания в предложениях с однородными чле­нами

Признаки однородных членов, средства связи их в предложении. Знаки препинания в предложении с однородными членами. Использование предложений с однородными членами как средства усиления выразительности речи.

Индивидуальная работа с тестами, конспектирование материала, проектирование выполнения домашнего задания. Орфографический диктант.

1ч.

§ 41. Упр. 207

46



17.Обобщающие слова при однородных членах предложения

Знаки препинания в предложениях с однородными членами при обобщающем слове.

Работа с учебником (конспектирование статьи), групповая работа (составление алгоритма постановки знаков препинания при однородных членах). Орфографический диктант.

1ч.

§ 41. Упр. 211.

47



18.Предложения с обращениями. Знаки препинания при обращениях.

Обращение, его роль, интонация предложений с обращениями, знаки препинания при обращении. Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественной литературы.

Устная и письменная работа с учебником. Урок-презентация, работа с орфограммами, проектирование выполнения домашнего задания. Конструирование предложений с обращениями. Объяснительный диктант.

1ч.

§ 42. Упр. 215

48



19. Р/Р (9) Письмо

Каким и бывают письма?

Работа в парах (выявление жанрово-стилистических особенностей письма) по алгоритму, индивидуальная творческая работа (составление плана письма, чернового варианта работы) при помощи консультанта.

1ч.

§ 43. Упр. 226

49



20.Синтаксический и пунктуационный разбор простого пред­ложения

Вводные слова. Группы вводных слов.

Выполнение упражнений учебника Практическая работа (тематический контроль).

1ч.

§ 44, 45. Упр. 227

50



21. Контрольная работа № 2 по теме «Синтаксис простого предложения»

Предложение. Виды пр. по цели высказывания и по интонации. Главные и второстепенные члены. Знаки препинания при однородных членах и обращениях. Синтаксический и пунктуационный разбор предложения.

Контрольная работа.

1ч.


51



22. Анализ контрольной работы. Простые и сложные предложе­ния.

Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения.

Выполнение упражнений учебника. Комменти­рованный диктант.

1ч.

§ 46. Упр. 234

52



23.Простые и сложные предложе­ния

Запятая в сложном предложении между частями.

Комментированное письмо с частичным разбором предложения. Практическая работа.

1ч.

§ 46. Упр. 240

53



24.Синтаксический разбор сложного предложения

Сложное предложение. Структура сложного предложения.

Синтаксический разбор предложений. Практическая работа.

1ч.

§ 47. Упр. 243

54-55



25, 26Р/Р (10) Речевой этикет. Прямая речь. Роль предложений с прямой речью в художественном тексте. Пунктуация при прямой речи

Прямая речь как способ передачи чужой речи. Особенности строения и пунктуации предложений с прямой речью. Речевой этикет в предложениях с прямой речью. Знаки препинания в предложении с прямой речью, цитирование. Глаголы, вводящие прямую речь. Роль предложений с прямой речью в художественном тексте.

Словарный диктант с взаимопроверкой. Творческая работа: конструирование предложений с прямой речью.

2ч.

§ 48. Упр. 247

§ 48. Упр. 249

56



27. Р/Р ( 12 ) Правила этикета. Диалог. Пунктуация при диалоге.

Диалог. Речевой этикет. Знаки препинания при диалоге и прямой речи.

Выполнение упражнений учебника. Конструирование предложений диалога. Текущий контроль.

1ч.

§ 49. Упр. 256

57



28. Р/Р (13) Контрольное сочинение-описание по картине Решетникова «Мальчишки».

Сбор материала для сочинения, композиционные и языковые особенности описания как типа речи

Сбор материала для сочинения. Устная работа над сочинением. Написание сочинения.

1ч.


58



29. Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»

Синтаксис и пунктуация. Единицы синтаксиса, их взаимосвязь. Знаки препинания в простом предложении с однородными членами, обращением, вводным словами, в сложном предложении.

Тест (тематический контроль).

1ч.

§ 44, 45, 46, 48. Упр. 259

59



30. Контрольная работа № 3 по теме «Синтаксис. Пунктуация». Диктант с грамматическим заданием.

Синтаксис и пунктуация. Единицы синтаксиса, их взаимосвязь. Знаки препинания в простом предложении с однородными членами, обращением, вводным словами, в сложном предложении.

Диктант с грамматическим заданием.

1ч.


60



31.Анализ контрольной работы

Знак препинания в простом предложении с однородными членами, обращением, вводными словами, в сложном предложении.

Работа над ошибками.

1ч.

Закончить работу над ошибками


Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи 16 ч. (4р/р, 1 к/р)

61-63



1.Фонетика и орфоэпия как разделы науки о языке. Звук как единица речи. Гласные звуки. Общеобразовательный модуль.

Фонетика и орфоэпия как разделы науки о языке. Звуки речи. Ударение. Пояснение особенностей произношения и написания слов. Гласные звуки. Гласные ударные и безударные.

Выполнение упражнений учебника. Слушание. Произношение. Практическая работа, проектирование выполнения домашнего задания.

3ч.

§ 50, 51. Упр. 265

64-65



2. Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи. Согласные звуки. Согласные твердые и мягкие. Общеобразовательный модуль.

Система согласных звуков русского языка. Согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые. Обозначение мягкости согласных на письме. Сильная и слабая позиция звука. Позиционные чередования гласных и согласных.

Выполнение упражнений учебника. Слушание. Произношение. Творческое списывание текста. Проектирование выполнения домашнего задания.

2ч.

§ 52. Упр. 274

§ 53, 54. Упр. 280

66-67



3.4.Р/Р (14,15) Типы речи. Повествование и его структура. Подробное изложение «Шкатулка» (упр.283)

Повествование как тип речи. Признаки повествования. Стиль текста. Роль ИВС в художественном тексте. Авторский стиль.

Комплексный анализ текста. Работа над планом. Лексическая работа. Написание изложения.

2ч.


68



5.Согласные звонкие и глухие

Различия между звонкими и глухими согласными, способы их образования. Сонорные согласные. Звонкие и глухие, не имеющие парных звуков. Непроизносимые и ложнонепроизносимые согласные

Выполнение упражнений учебника. Наблюдения за произношением. Словарный диктант. Проектирование выполнения домашнего задания.

1ч.

§ 56. Упр. 286

69



6.Графика. Алфавит

Звук как основная единица языка. Соотношение звука и буквы. Связь фонетики с графикой и орфографией. Обозначение звуков речи на письме

Выполнение упражнений учебника. Работа со словарями. Проектирование домашнего задания.

1ч.

§ 57, 58. Упр. 295

70



7. Р/Р (16) Описание предмета(п.59)

Описание. Отличительные признаки делового и художественного описания

Сочинение-миниатюра.

1ч.

Упр. 301

71



8.Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака

Употребление Ь для обозначения мягкости согласных. Правописание буквосочетаний с шипящими Ч и Щ без Ь.

Выполнение упражнений учебника. Орфоэпические упражнения. Объяснительный диктант.

1ч.

§ 60. Упр. 304

72-73



9. 10.Двойная роль букв е, ё, ю, я

Двойная роль гласных Е, Ё, Ю, Я. Позиции, в которых гласные Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука.

Выполнение упражнений учебника. Орфоэпические упражнения. Объяснительный диктант Проверочная работа.

2ч.

§ 61. Упр. 311

§ 61. Упр. 314

74



11.Орфоэпия. Ударение

Произношение слов, орфоэпия. Орфоэпические нормы. Орфоэпический словарь и словарь ударений. Особенности ударения в русском языке. Трудные случаи ударения в словах т формах слов. Смыслоразличительная роль ударения.

Выполнение упражнений учебника. Объяснительный диктант. Словарно-орфоэпическая работа. Проектирование домашнего задания.

1ч.

§ 62. Упр. 319

75



12.Фонетический разбор слова

Звуки и буквы. Порядок фонетического разбора.

Фонетический разбор слов. Проверочная работа.

1ч.

§ 63. Упр. 320

76



13.Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи».

Фонетика и графика. Гласные и согласные звуки. Функции Ь в словах. Двойная роль гласных У, Ё, Ю, Я. Фонетический разбор слов.

Практическая работа, словарный диктант.

1ч.

Упр. 322

77



14.Контрольная работа №4 по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика»

Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы.

Тематический контроль.

1ч.


78



15.Анализ контрольной работы

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.

Работа над ошибками.

1ч.


79



16.Р/Р (17) Устное сочинение по картине (упр.329)

.Описание. Отличительные признаки делового и художественного описания. Сбор материала для сочинения. Композиция картины. Колорит

Работа в творческих группах. Сбор материала. Устное сочинение.

1ч.

Написать сочинение - описание


Лексика. Культура речи 15ч. (4р/р, 1 к/р)

80



1.Лексика как раздел науки о языке. Слово и его лексическое значе­ние

Лексика. Культура речи. Лексическое значение слова. Толковые словари.

Выполнение заданий учебника. Словарная работа

Текущий контроль.

1ч.

§ 64. Упр. 327

81-82



2,3.Однозначные и многозначные слова. РР (18) Устное сочинение-рассуждение.

Однозначные и многозначные слова. Значения многозначных слов, многозначные слова в толковых словарях.

Выполнение заданий учебника. Словарная работа,

объяснительный диктант. Проектирование домашнего задания.

2ч.

§ 65. Упр. 339

§ 65. Упр. 346

83-84



4,5.Прямое и переносное значение слов. РР (19) Творческая работа. Рассуждение.

Прямое и переносное значение слов. Использование слов, в переносном значении, в художественных текстах как средств выразительности. Работа со словарём.

Выполнение заданий учебника. Словарная работа,

объяснительный диктант. Проектирование домашнего задания. Творческая работа со словарём.

2ч.

§ 66. Упр. 348

§ 66. Упр. 351

85-86



6,7.Омонимы

Омонимы. Различение омонимов и многозначных слов, омонимы в толковых словарях. Омофоры. Омофоны.

Проектирование домашнего задания. Творческая работа со словарём. Проверочный диктант.

2ч.

§ 67. Упр. 355

§ 67. Упр. 357

87-88



8,9.Синонимы.

Синонимы. Синонимический ряд. Словари синонимов. Выразительные возможности синонимов. Роль синонимов в речи

Проектирование домашнего задания. Творческая работа со словарём. Выборочный творческий диктант.

2ч.

§ 68. Упр. 362

§ 68. Упр. 366

89



10.Антонимы

Антонимы. Выразительные возможности антонимов (на примере пословиц)

Выборочный творческий диктант.

1ч.

§ 69. Упр. 370

90



11.Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Лексика. Культура речи»

Лексика. Культура речи. Лексическое значение слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы

Словарный диктант, проверочная работа с взаимопроверкой

1ч.

Стр. 167. Упр. 374

91



12.Контрольная работа № 5 по теме «Лексика. Культура речи»

1ч.


92



13.Анализ контрольной работы по теме «Лексика. Культура речи»


Творческие задания по теме учебного исследования.

1ч.


93-94



14, 15. Р/Р (20,21) Подробное изложение «Первый снег» (упр.375)

Повествование как тип речи. Признаки повествования Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Структура текста. Авторский стиль. Роль ИВС в художественном произведении.

Подробное изложение. Анализ текста. Работа над планом. Лексическая работа.

2ч.




Морфемика. Орфография. Культура речи. 23ч. (4р/р, 1 к/р)

95



1.Морфемика как раздел лингвистики. Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов. Общеобразовательный модуль.

Морфемика. Состав слова. Морфемы. Значения морфем. Морфемный разбор слов. Образование и изменение слов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Выполнение упражнений учебника, морфемный анализ. Текущий контроль. Проверочная работа.

1ч.

§ 70. Упр. 376

96



2.Окончание и основа самостоятельных частей речи. Общеобразовательный модуль.

Виды морфем. Окончание как словоизменительная морфема. Нулевое окончание. Основа слова. Производная и производящая основа.

Выполнение упражнений учебника, морфемный анализ. Текущий контроль. Проверочная работа.

1ч.

§ 72, 73. Упр. 379, 386

97-98



3,4.Корень слова. Исторические изменения в составе слова. Общеобразовательный модуль.

Корень слова. Однокоренные слова. Орфограммы в корне слова. Понятие об этимологии. Этимологические словари русского языка.

Выполнение упражнений учебника, морфемный анализ. Словарная работа. Проектирование выполнения домашнего задания.

2ч.

§ 74. Упр. 392

§ 74. Упр. 395

99



5. Р/Р (22) Рассуждение. Обучающее сочинение- рассуждение

Рассуждение как тип речи. Особенности текста-рассуждения. Композиция рассуждения.

Работа с материалами учебника. Написание сочинения-рассуждения.

1ч.

§ 75. Упр. 400

100



6.Суффикс

Суффикс как словообразовательная морфема и как значимая часть слова. Членение слова на морфемы.

Выполнение упражнений учебника, морфемный анализ Словарный диктант.

1ч.

§ 76. Упр. 410, 412

101



7.Приставка

Приставка как словообразовательная морфема и как значимая часть слова. Членение слова на морфемы.

Морфемный разбор. Составление слов по схемам. Проверочная работа.

1ч.

§ 77. Упр. 417

102-103



8,9.Р/Р (23) Выборочное изложение «Последний лист» упр.419,420. Анализ ошибок изложения

Как писать выборочное изложение? Главное и второстепенное в тексте. Повествование как тип речи. Признаки повествования. Стиль текста. Роль ИВС в художественном тексте. Авторский стиль.

Комплексный анализ текста. Работа над планом. Лексическая работа. Написание изложения.

2ч.


104



10.Чередование гласных и согласных звуков.

Чередование гласных в корне слова. Историческое чередование. Варианты морфем, членение слова на морфемы. Применение знаний и умений по морфемике в практике написания.

Выполнение упражнений учебника, морфемный анализ. Словарный диктант Словарно-орфографическая работа.

1ч.

§ 78. Упр. 422

105



11.Полногласные и неполногласные сочетания. Беглые гласные. Варианты морфем.

Чередование гласных и согласных звуков, полногласные и неполногласные сочетания.

Выполнение упражнений учебника, морфемный анализ. Текущий контроль, предупредительный диктант.

1ч.

§79. Упр. 426

106



12.Полногласные и неполногласные сочетания. Беглые гласные. Варианты морфем.

Чередование гласных и согласных звуков, полногласные и неполногласные сочетания Варианты морфем.

Выполнение упражнений учебника, морфемный и орфографический анализ. Текущий контроль, Объяснительный диктант.

1ч.

§ 80. Упр. 431

107



13.Морфемный разбор слова


Членение слова на морфемы. Морфемные словари русского языка.

Практическая работа,

тест (тематический контроль).

1ч.

§ 81. Упр. 432

108



14.Правописание гласных и согласных в приставках

Приставка. Значения приставок. Единообразное написание приставок.

Выполнение упражнений учебника, морфемный и орфографический анализ. Словарный диктант.

1ч.

§ 82. Упр. 436

109



15.Буквы з и с на конце приставок.

Правописание приставок на –з(-с)

Выполнение упражнений учебника, морфемный и орфографический анализ. Объяснительный диктант.

1ч.

§ 83. Упр. 440

110



16.Чередование букв о — а в кор­не –лаг-/ -лож-

Правописание корней с чередованием гласных А-О в корнях –ЛАГ-/-ЛОЖ-

Выполнение упражнений учебника, морфемный и орфографический анализ. Словарный диктант.

1ч.

§ 84. Упр. 449

111



17.Чередование букв о — а в кор­не –раст - /-рос-

Правописание гласных А-О в корнях –РАСТ-/-РАЩ-/-РОС-

Выполнение упражнений учебника, морфемный и орфографический анализ Распределительный словарный диктант. Проектирование выполнение домашнего задания.

1ч.

§ 85. Упр. 456

112



18.Буквы ё—о после шипящих в корне

Шипящие согласные звуки. Правописание гласных Ё – О в корне слов после шипящих под ударением.

Выполнение упражнений учебника, морфемный и орфографический анализ. Словарный диктант, тест.

1ч.

§ 86. Упр. 459

113



19.Буквы и ы после ц

Условия выбора букв И – Ы после Ц.

Выполнение упражнений учебника, морфемный и орфографический анализ. Объяснительный диктант.

1ч.

§ 87. Упр. 465

114



20.П.овторение и обобщение изученного материала в разделе «Морфемика. Орфография. Культура речи»

Состав слова. Орфограммы в конях слов, морфемный разбор слов.

Словарный диктант с взаимопроверкой, тест.

1ч.

Стр. 41. Упр. 467

115



21.Контрольная работа(№6) по теме «Морфемика»

Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы.

Диктант с грамматическим заданием.

1ч.


116



22.Анализ контрольной работы.

Анализ ошибок.

Работа над ошибками.

1ч.

Закончить работу над ошибками

117



23.Р/Р (24) Обучающее сочинение- описание картины с элементами рассуждения. (Кончаловский «Сирень»).

Описание. Отличительные признаки делового и художественного описания. Сбор материала для сочинения. Композиция картины. Колорит.

Написание элементов сочинения. Устная работа над сочинением.

1ч.



Морфология. Орфография. Культура речи


Имя существительное 20(4 р/р, 1к/р)

118



1.Имя суще­ствительное как часть речи

Имя существительное как самостоятельная часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Выполнение упражнений учебника, комплексный анализ текста. Проектирование выполнение домашнего задания.

1ч.

§ 88. Упр. 467

119-120



2,3Р/Р (25) Обучающее сочинение-рассуждение. Доказательство в рассуждении. П.89

Рассуждение как тип речи. Композиция рассуждения. Языковой материал для сочинения.

Сочинение-рассуждение «Почему надо заниматься спортом».

2ч.


121-122



4,5.Имена существи­тельные одушевленные и не­одушевленные, собственные и нарицательные.

Имя существительное как самостоятельная часть речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Роль в предложении. Нарицательные и собственные имена существительные. Большая буква в именах собственных.

Выполнение упражнений учебника, комплексный анализ текста. Проектирование выполнение домашнего задания. Текущий контроль, словарный диктант.

2ч.

§ 90. Упр. 486

§ 91. Упр. 495

123



6.Род имен существительных

Род как постоянный признак существительного, существительные мужского, женского, среднего общего рода.

Заполнить таблицу парами слов. Составить словосочетания. Словарная работа. Практическая работа.

1ч.

§ 92. Упр. 507

124



7.Имена существи­тельные, которые имеют фор­му только множественного числа

Число имен существительных.

Работа по материалам учебника. Словарно-орфографическая работа.

1ч.

§ 93. Упр. 512

125



8. Р/Р (26) Сжатое изложение «Перо и чернильница».

Тема, основная мысль, план текста. Что такое сжатое изложение? Какие приемы можно применять при компрессии текста?

Сжатое изложение.

1ч.


126



9.Имена существи­тельные, которые имеют фор­му только единственного числа

Правильное употребление имен в речи.

Работа по материалам учебника. Словарно-орфографическая работа. Работа с дидактическим материалом.

1ч.

§ 94. Упр. 517

127



10.Три склонения имен существи­тельных

Типы склонений существительных.

Работа по материалам учебника. Словарно-орфографическая работа. Проверочный диктант.

1ч.

§ 95. Упр. 521

128



11.Падеж имен существительных

Система падежей в русском языке.

Работа по материалам учебника. Словарно-орфографическая работа Практическая работа.

1ч.

§ 96. Упр. 526, 528

129



12.Правописание падежных окончаний существи­тельных

Склонение и падеж имен существительных. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

Работа по материалам учебника. Словарно-орфографическая работа. Комментированное письмо, работа с раздаточным материалом. Проверочный диктант.

1ч.

§ 97. Упр. 536

130



13.Падеж и склонение имен существительных. Особенности склонения существительных на –ИЕ, -ИЙ, -ИЯ

Система падежей в русском языке. Типы склонений правописание окончаний существительных.

Работа по материалам учебника. Словарно-орфографическая работа. Комментированное письмо. Тест.

1ч.

§ 97. Упр. 542

131



14. Р/Р (27) Обучающее подробное изложение (упр.547 «Берёзки»)

Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Структура текста. Авторский стиль.

Подробное изложение.

1ч.


132



15.Множественное число имён существительных.

Изменение существительных по числам. Множественное число существительных. Падежные окончания существительных муж., жен., ср. рода множ. Числа. Нормы образования множественного числа существительных.

Упражнения учебника, комментированное письмо, подготовка развернутого ответа по теме урока.

1ч.

§ 98. Упр. 554

133



16.Правописание о — е после шипящих и ц в окончаниях существительных

Правописание О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

Упражнения учебника, комментированное письмо, учебное исследование. Предупре­дительный диктант.

1ч.

§ 99. Упр. 557

134



17.Морфоло­гический разбор имени сущест­вительного

Морфологические и синтаксические признаки существительных. Порядок морфологического разбора.

Морфологический разбор.

1ч.

§ 100. Упр. 562

135



18.Повторение и обобщение изученного материала об имени существи­тельном

Морфологические признаки имен существительных, их образование и правописание. Употребление в речи.

Работа с текстом.

1ч.

Стр. 78

136



19.Контрольная работа (№7) по теме «Имя суще­ствитель­ное»

Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы.

Диктант с грамматическим заданием.

1ч.


137



20.Анализ контрольного дик­танта

Анализ ошибок.

Работа над ошибками.

1ч.

Закончить работу над ошибками

138



21. Р/Р (28) Сочинение-описание по картине Нисского «Февраль. Подмосковье»

Сбор материала для сочинения, композиционные и языковые особенности описания как типа речи

Сбор материала для сочинения. Устная работа над сочинением. Написание сочинения.

1ч.



Имя прилагательное 11ч. (3 р/р, 1 к/р)

139



1.Имя при­лагательное как часть речи

Имя прилагательное. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки имен прилагательных.

Выполнение упражнений учебника, комплексный анализ текста. Проектирование выполнение домашнего задания.

1ч.

§ 101. Упр. 567

140-141



2,3.Правописание гласных в падежных окончаниях прилага­тельных

Род, число, падеж прилагательных. Падежные окончания прилагательных. Алгоритм определения безударного окончания прилагательного.

Словарный диктант. Творческое списывание.

2ч.

§ 102. Упр. 580

§ 102. Упр. 583

142



4.Описание животного (29). Подготовка к изложению.

Выразительные возможности имен прилагательных. Описание как тип речи.

Анализ материалов учебника. Работа с текстом изложения.

1ч.

§ 103. Упр. 583

143



5. Р/Р (30) Подробное изложение «Кошка Ю-ю»

Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Структура текста. Авторский стиль.

Изложение.

1ч.


144



6. Р/Р (31)Анализ контрольного изложения

Анализ ошибок

Работа над ошибками.

1ч.

Закончить работу над ошибками

145



7.Прилагательные полные и краткие

Полная и краткая форма прилагательных. Сходство и различия между полными и краткими прилагательными. Особенности изменения и синтаксическая роль кратких прилагательных.

Объяснительный диктант, словарно-орфографическая работа.

1ч.

§ 104. Упр. 591

146



8.Морфоло­гический разбор имени при­лагательного

Морфологические и синтаксические признаки имен прилагательных. Порядок морфологического разбора имени прилагательного.

Морфологический разбор имен прилагатель­ных.

1ч.

§ 105. Упр. 599

147



9.Повторение и обобщение изученного материала об имени прилагательном

Морфологические и синтаксические признаки прилагательных. Орфограммы, связанные с правописанием прилагательных. Роль прилагательных в речи.

Тест, проверочный диктант.

1ч.

Стр. 96

148



10.Кон контрольная работа № 8. Диктант по теме «Имя прилагательное»/ контрольная работа

Морфологические и синтаксические признаки прилагательных. Орфограммы, связанные с правописанием прилагательных. Роль прилагательных в речи.

Диктант /Тест в формате ЕГЭ (части А и В).

1ч.


149



11.Анализ контрольной работы

Морфологические и синтаксические признаки прилагательных. Орфограммы, связанные с правописанием прилагательных. Роль прилагательных в речи. Анализ ошибок.

Работа над ошибками.

1ч.

Закончить работу над ошибками


Глагол 19ч. (4р/р, 1 к/р)

150



1.Глагол как часть речи.

Глагол. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки глаголов.

Выполнение упражнений учебника, комплексный анализ текста. Проектирование выполнение домашнего задания. Объяснительный диктант.

1ч.

§ 106. Упр. 606

151



2.Не с глаголами

Правописание НЕ с глаголами.

Выполнение упражнений учебника, комплексный анализ текста. Проектирование выполнение домашнего задания. Комментированное письмо. Тест (тематический контроль).

1ч.

§ 107. Упр. 614

152



3.Р/Р (32) Рассказ, особенности, структура, стили.

Рассказ. Жанровые особенности рассказа. Устный рассказ по серии картинок.

Рассказ по серии карти­нок.

1ч.

§ 108. Упр. 619

153



4.Неопределенная форма глагола

Признаки глаголов в неопределенной форме. Ь после Ч в глаголах в неопределенной форме.

Выполнение упражнений учебника, комплексный анализ текста. Проектирование выполнение домашнего задания. Комментированное письмо.

1ч.

§ 109. Упр. 625

154



5.Правописание –тся и –ться в глаголах

Глаголы в неопределенной форме и форме 3-го лица. –ТЬСЯ и –ТСЯ в глаголах.

Выполнение упражнений учебника, комплексный анализ текста. Проектирование выполнение домашнего задания. Объяснительный диктант. Тест (текущий контроль).

1ч.

§ 110. Упр. 634

155



6.Виды глагола

Глаголы совершенного и несовершенного вида, их значение, вопросы значения однократности и последовательности действий.

Выборочный диктант.

1ч.

§ 111. Упр. 642

156



7.Буквы е — и в корнях с чередованием

Чередование. Условия написания чередующихся гласных е-и в корне.

Индивидуальные и групповые задания, тест. Распределительный диктант.

1ч.

§ 112. Упр. 649

157



8. Р/Р (33) Невыдуманный рассказ. П.113

Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Авторский стиль.

Устная работа над сочинением.

1ч.


158



9.Время глагола. Прошедшее время

Прошедшее, настоящее и будущее время глагола. Признаки и особенности изменения глаголов прошедшего времени. Условия выбора гласных перед суффиксом –л- в глаголах прошедшего времени.

Выполнение упражнений учебника, комплексный анализ текста. Проектирование выполнение домашнего задания. Объяснительный диктант Предупредительный диктант.

1ч.

§ 114, 115. Упр. 656

159



10.Настоящее время

Признаки глаголов настоящего времени в речи.

Выполнение упражнений учебника, комплексный анализ текста. Проектирование выполнение домашнего задания.

1ч.

§ 116. Упр. 660

160



11.Будущее время

Признаки глаголов будущего времени, способы их образования. Употребление глаголов будущего времени в речи.

Выполнение упражнений учебника, комплексный анализ текста. Проектирование выполнение домашнего задания Объяснительный диктант.

1ч.

§ 117. Упр. 664, 665

161



12.Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов

Спряжение глаголов. Тип спряжения. Личные окончания глаголов I и II спряжения. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выполнение упражнений учебника, комплексный анализ текста. Проектирование выполнение домашнего задания. Комментированное письмо. Самостоятельная работа.

1ч.

§ 118. Упр.668

162



13.Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием

Спряжение глаголов. Тип спряжения. Личные окончания глаголов I и II спряжения. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выполнение упражнений учебника, комплексный анализ текста. Проектирование выполнение домашнего задания. Комментированное письмо. Тест (тематический контроль).

1ч.

§ 119. Упр. 672, 675

163



14.Морфоло­гический разбор глагола

Глагол как самостоятельная часть речи. Морфологические признаки и синтаксическая роль глаголов.

Самостоятельная работа. Тест.

1ч.

§ 120. Упр. 687

164-165



15.Р/Р (34) Сжатое изложение с изменением лица. Упр. 688

Приёмы сжатия текста. Изменение формы лица при пересказе.

Написание изложения.

2ч.


166



16.Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единствен­ного числа

Правило правописания Ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа.

Выполнение упражнений учебника Проверочный диктант. Проектирование выполнения домашнего задания.

1ч.

§ 121. Упр. 692

167



17.Р/Р (35) Употребление «живописного настоящего» в речи. Устное сочинение-рассказ.

Употребление глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени.

Выполнение упражнений учебника. Конструирование предложений.

1ч.

§ 122. Упр. 695

168



18.Повторение и обобщение изученного материала о глаголе

Глагол. Морфологические и синтаксические признаки глаголов. Орфограммы, связанные с правописанием глаголов.

Работа с дидактическим материалом. Тест (текущий контроль)

1ч.

Стр. 135. Упр. 700

169



19.Контрольная работа №9 по теме «Глагол»

Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы.

Диктант с грамматическим заданием.

1ч.



Повторение и систематизация изученного 5ч. (1 к/р)

170



Анализ ошибок контрольной работы.

Разделы науки о языке. Морфология. Синтаксис.

Анализ ошибок контрольной работы. Синтаксис и пунктуация. Пунктограммы. Синтаксический разбор простых и сложных предложений.

Работа над ошибками. Словарный диктант, синтаксический разбор предложений. Проверочная работа, тест (тематический контроль).


1ч.

§ 123. Упр. 708

§ 127. Упр. 730

171



Фонетика. Графика. Орфография. Орфограммы в приставках и в корнях слов.

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Фонетический разбор слов. Орфографический разбор текста

Самостоятельная работа, предупредительный диктант, тест.

1ч.

§ 124. Упр. 720

172-173



Морфемика. Орфограммы в окончаниях существительных, прилагательных, глаголов. Употребление букв ь и ъ

Фонетика. Морфемика. Состав слова. Орфография. Морфемный разбор слов.

Практическая работа, тест.

2ч.

§ 125. Упр. 723

§ 126. Упр. 725

174



Диагностическая работа. Итоговый контроль.

Орфография. Пунктуация.

Диагностическая работа.

1ч.


175



Анализ диагностической работы. Подведение итогов года.

Анализ ошибок.

Работа над ошибками.

1ч.




Учебно-методическое обеспечение

  1. Книгопечатная продукция

1. Русский язык V класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. – М.: Просвещение, 2016.

2. Русский язык. V класс. Поурочные планы. По учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др. Автор – составитель Н.В. Егорова. – М.:ВАКО,2015.

3. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 5 кл. / Г. А. Богданова. - СПб., 2017.

4. Тростенцова Л. А. Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс: Книга для учителя / Л. А. Тростенцова, М. М. Стракевич. - М.: Просвещение, 2016.

5. Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для V класса. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. – М.: Просвещение, 2017.

6. Учебные таблицы V- XI классы по русскому языку.

7. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык V класс. Авторы: В.И.Капинос, Л.И. Пучкова. – М.: Интеллект-центр, 2015.


  1. Цифровые образовательные ресурсы:

  1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия

  2. http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.

  3. http://www.gramota.ru/-Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.

  4. http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.

  5. http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

  6. http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

  7. http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета




Общеобразовательный модуль «Фонетика»

Тема и номер урока

Количество часов

(5 часов)

Элементы содержания

Требования урока

Фонетика и орфоэпия как разделы науки о языке. Звук как единица речи. Гласные звуки. Общеобразовательный модуль. № урока: 61 - 63

3 часа

Фонетика и орфоэпия как разделы науки о языке. Звуки речи. Ударение. Пояснение особенностей произношения и написания слов. Гласные звуки. Гласные ударные и безударные.

Знать: понятия фонетика, графика, орфоэпия; особенности гласных звуков; различия между гласными и согласными звуками; звуковое значение гласных букв.

Уметь: различать понятия буква и звук; использовать различные способы, помогающие отличить гласные звуки от согласных; определять роль гласных звуков в поэтической речи.

Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи. Согласные звуки. Согласные твердые и мягкие. Общеобразовательный модуль. № урока: 64 - 65

2 часа

Система согласных звуков русского языка. Согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые. Обозначение мягкости согласных на письме. Сильная и слабая позиция звука. Позиционные чередования гласных и согласных.

Знать: понятия согласный звук, твердый/мягкий согласный;, парные и непарные твёрдые и мягкие согласные; способы образования согласных звуков; сильная и слабая позиция звуков. Позиционные чередования звуков.

Уметь: различать гласные и согласные звуки; выделять буквы, обозначающие согласные звуки, распознавать парные и непарные твердые и мягкие согласные; анализировать смысловое различие слов, отличающихся только твердой/мягкой согласной.



Общеобразовательный модуль «Морфемика»

Тема и номер урока

Количество часов (4 часа)

Элементы содержания

Требования урока

Морфемика как раздел лингвистики. Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов. Общеобразовательный модуль. № урока: 95

1 час

Морфемика. Состав слова. Морфемы. Значения морфем. Морфемный разбор слов. Образование и изменение слов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Знать: понятия морфемика, морфема, образование слов, изменение слов, однокоренные слова, формы одного и того же слова.

Уметь: определять состав слова; выделять морфемы соответствующими значками; различать формы одного и того же слова и однокоренные слова.

Окончание и основа самостоятельных частей речи. Общеобразовательный модуль. № урока: 96

1 час

Виды морфем. Окончание как словоизменительная морфема. Нулевое окончание. Основа слова. Производная и производящая основа.

Знать: понятия окончание, основа, формообразующая роль окончания; различие между производной и производящей основой.

Уметь: выделять в словах окончания и его грамматические значения.

Корень слова. Исторические изменения в составе слова. Общеобразовательный модуль. № урока: 97 - 98

2 часа

Корень слова. Однокоренные слова. Орфограммы в корне слова. Понятие об этимологии. Этимологические словари русского языка.

Знать: понятия окончание, основа, корень слова.

Уметь: определять состав слова; выделять корни в словах; формировать группы однокоренных слов; исправлять ошибки в подборе однокоренных слов.